Княжение княгини ольги: Ольга — урок. История, 6 класс.

5. Правление княгини Ольги (945—962).

«Возьмем жену Игоря —
Ольгу, за князя нашего Мала, а сыну Игоря
Святославу сделаем, что захотим!» —
похвалялись древляне в 945 г., вспо­миная
старые времена, когда один племенной
вождь, разбив другого, ста­новился
обладателем богатств, семьи и власти
побежденного. Но в жизни славян
уже многое изменилось, и Ольга, принявшая
на себя в малолетст­во
сына верховную власть в Киеве,
руководствовалась не первобытными
традициями.

О
происхождении Ольги «Повесть временных
лет» говорит мало. Воз­можно,
она была дочерью псковского правителя
— вассала киевского кня­зя.
Она стала мудрой правительницей, не
случайно современники прозва­ли
ее вещей. Еще Ольга была настоящей
дочерью своего времени. «По­весть
временных лет» содержит красочный
рассказ о жестокой мести Оль­ги
древлянам.1

Регламентация
дани
Чтобы
впредь избежать восстаний, подобных
древ­лянскому,
княгиня для древлян и жителей русского
севера
(возможно, и для других территорий Руси)
ввела уроки,
которые
оп­ределяли,
сколько дани должны платить подданные.
Кроме того, были выделены
места — погосты, куда
к княжеским людям привозили дань са­ми
данники. Появилась вторая форма сбора
налога — повоз.
Замечатель­ный
отечественный ученый XIX
в. С.М.Соловьев видел в преобразовани­ях
Ольги мудрый государственный шаг,
упрочивший единство страны и центральную
власть.

Отношения
с Византией.
Крещение Ольги

Ольга не затевала дальних походов, но
сама побывала в
Царьграде с посольством в 955
(или в 957
г.). Наверное, тогда был заключен новый
договор между Русью и Византией,
но до нас этот договор не дошел. Летописи
сообщают, что греки встретили
княгиню с почетом, богато одарили.
Император стал крестным отцом
Ольги, которая приняла в Константинополе
христианство.

Возможно,
Ольга намеревалась крестить Русь, но
решительных шагов в данном
направлении не предприняла. Даже сын
ее Святослав отказался креститься,
сказав, что дружинники его будут смеяться
над ним. Впрочем, среди
дружинников-варягов уже было немало
христиан. При правитель­нице-христианке
никто не мешал христианам исповедовать
свою веру. В Киеве стояла церковь Св.
Ильи.

6. «Иду на вы!»
Княжение Святослава (962-972).

Святослав В
962 г. возмужавший Святослав принял
государствен-

ную
власть. Внутренними делами он занимался
мало, поручив
их матери и боярам. Война целиком владела
помыслами князя. Воспитан
он был воином, ходил легко, как леопард,
в походах не возил с собой ни припасов,
ни котлов, ни шатров, ел добытую охотой
дичь, под­жаривая ее на углях, спал
на земле, подостлав конский потник, с
седлом в головах,
отправляясь на врага, посылал сказать:
«Иду на вы!» Такими же были
и все его воины — добавляет к рассказу
о Святославе летопись.

Походы
Святослава на Волгу, разгром

Хазарии (965-967)

Святослав
покорил вятичей, плативших дань хазарам.
Потом князь овладел хазарской крепостью
на Дону Саркелом.
Победил ясов и касогов (предков осетин
и черкесов) и взял с них дань. Современник
Святослава арабский писатель
Ибн-Хаукаль дополняет сведения «Повести
временных лет» о походах
русских на Волгу в княжение Игорева
сына. По его свидетельству, русские
дружины вторглись в пределы Волжской
Болгарии, достигли г.
Булгары, а затем вошли в мордовские
земли. На Нижней Волге были разграблены
и разрушены столица Хазарии Итиль и
много других горо­дов,
от которых «не осталось и следа».
Хазарский каганат фактически пе­рестал
существовать. На месте Саркела возникла
древнерусская колония Белая
Вежа. На Тамани русские имели г.
Тмутаракань, ставший центром довольно
обширного русского владения, заселенного
представителями различных
народов.

Последствия
разгрома
Хазарии.
Итоги
разгрома Святославом Хазарии были
противоречивы.
С одной стороны, каганат хотел
господствовать над
восточнославянскими племенами и пытался
мешать политике объе­динения
всех восточных славян под властью
киевских князей. Но, с дру­гой
стороны, падение хазарского государства
открыло путь на запад пече­негам.
Они вскоре стали хозяевами причерноморских
степей. Печенеги уничтожили
славянские поселения на восток и юг от
рек Суды и Роси. Не­посредственная
угроза возникла для городов Среднего
Поднепровья, в ча­стности
для самого Киева. Хазары вели с руссами
оживленную торговлю, а печенеги
блокировали восточные торговые пути
Руси и в скором буду­щем затруднили
русско-византийскую торговлю, т.к.
подкарауливали у порогов
купеческие караваны, плывущие вниз по
Днепру.

Дунайский
поход
Святослава
967-968.

Святослав,
конечно, не думал обо всем этом, когда
с добычей и хазарскими пленниками-рабами
возвращался
с Волги в Киев. Завоевания его были
огромны: только грани­ца
временных владений Руси на юго-востоке
простиралась на 3 тыс. км. Слава
о русских победах гремела вокруг, и
хитроумные византийцы реши­ли
«нанять» удачливого варварского вождя
для покорения Дунайской Болгарии,
которая в начале X
в. , обретя независимость от Империи,
стала угрожать
Византии, но потом с 960-х гг. из-за
внутренних распрей ослабе­ла.
Император Никифор Фока обещал князю
большую дань. В 967-968 гг. Святослав
воюет на Дунае. В битве под Доростолом
60-тысячное русское войско
разбило 30-тысячную болгарскую армию.
Святослав занял дунай­ские
города и сел в Переяславце-на-Дунае.
Князь уже не хотел передавать Болгарию
византийцам, ему грезилось мощное
русско-болгарское царст­во, и он уже
видел свой щит на вратах Царьграда.

Печенеги под
Киевом
Тем
временем в 969 г. печенеги чуть было не
овладели Киевом.
Святослав быстро вернулся на Русь. Мать
и бояре
встретили его упреком: «Ты ищешь чужих
земель, а своей пренебре­гаешь!»
«Не любо жить мне в Киеве, — ответил
Святослав, — хочу жить в Переяславце-на-Дунае,
там середина моей земли, туда сходятся
блага из разных
стран: из Византии — паволоки (шелковые
ткани), золотая утварь, вино и фрукты,
из Чехии и Венгрии — серебро и кони, а
из Руси — меха, мед
и челядь (рабы)!» Однако, похоронив
умершую вскоре Ольгу, он уст­роил
внутрирусские дела: разделил Русь между
сыновьями и поручил по­следним
заботы о родине. В Киеве сидел старший
сын Святослава Яро-полк,
в древлянской земле второй сын — Олег,
а на севере в Новгороде — младший
побочный сын Владимир.

Второй
дунайский
поход
970—971

Сам
же князь умчался к Дунаю, где с союзником
и вассалом своим —
болгарским царем — захватил Пловдив,
вступил
во Фракию и намеревался двинуться на
Константинополь. Но в битве
под Аркадиополем русское войско было
разбито. Погибло около 20
тыс. человек. Потерпели поражение и
русско-болгарские войска под Преславой.
Святослав с 10 тыс. воинов оказался
запертым в Доростоле и три
месяца сидел в осаде.

Несколько
раз русские пробовали пробиться из
Доростола. Святослав обращался
к воинам: «Выбирать нам не из чего! Волей
или неволей мы должны
драться. Не посрамим же земли русской,
но ляжем костьми, мерт­вые
бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду
впереди вас, и если глава моя
ляжет, сами о себе помыслите!»

Греческий
историк Лев Дьякон так описал бои между
русами и визан­тийцами:

«Войска сошлись, и началась сильная
битва, которая долго с обеих сторон
бы­ла в равновесии. Россы, приобретшие
славу победителей у соседних народов,
почитая ужасным бедствием лишиться
оной и быть побежденными, сражались
от­чаянно. Римляне (византийцы),
побеждавшие всех врагов своих оружием
и своею доблестью, также стыдились быть
побежденными». В тот день руссы отбили
12 греческих атак и к вечеру отошли в
Доростол. На следующий день воины
Свято­слава отразили штурм крепости,
а через день «…при заходе солнца русы
вышли из города, построились в твердую
фалангу и, простерши копья свои, решились
ид­ти на подвиг. Открылось сражение.
Скифы сильно напали на римлян, кололи
их

копьями, поражали коней стрелами и
всадников сбивали на землю. Тогда Анемас
(один из знаменитых греческих воинов),
увидев Святослава, с бешенством и
яро­стью стремящегося на наших воинов
и ободряющего полки свои, поскакал
прямо на него, поразил его в самую
ключевую кость и повергнул ниц на землю.
Но не смог умертвить: кольчужная броня
и щит, которыми он вооружался от римских
ме­чей, его защитили. Конь Анемаса
частыми ударами копий сражен был на
землю, тогда, окруженный фалангою
скифов, упал сей муж, превосходивший
всех своих сверстников воинскими
подвигами.

Итак,
россы, ободренные его падением, с громким
и диким криком бросились на римлян.
Устрашенные необыкновенным их натиском,
римляне начали отсту­пать». Император
Иоанн Цимисхий бросил в бой отборный
конный отряд — «бес­смертных».
«Внезапно восставшая и разлившаяся по
воздуху буря с дождем расст­роила
россов, ибо поднявшаяся пыль вредила
их глазам». Греки ударили во флан­ги
и тыл. Святослав с большим трудом
пробился к Доростолу и укрылся в нем
вновь.

Мирный
договор
с греками.
Гибель Святослава
Вскоре
по предложению византийцев заключили
мир (971
г
.): Святослав
отказывался от Болгарии, отдавал
Доростол
и пленных, клялся не воевать против
гре­ков, а византийцы пропускали
русских к морю, выдав каждому руссу
хле­ба
на дорогу и серебра. Причем дань русские
брали и на убитых воинов. Важным
условием договора было обязательство
византийцев не чинить препятствий
русским купцам. Мир был весьма почетный,
но он не радо­вал
Святослава. «Пойду в Русь и приведу
более дружины», — думал князь. Но
тому не суждено было сбыться: у днепровских
порогов ждали поре­девшее
войско печенеги. Прорваться русским
ладьям через них не уда­лось.
Святослав отпустил конную дружину с
воеводой Свенельдом в Ки­ев,
а сам зазимовал на Днепре. Холод, голод,
болезни и раны унесли в мо­гилу
много зимовщиков, а весной 972 г. при
попытке подняться вверх по Днепру
полегла вся оставшаяся дружина и
Святослав. Печенежский хан Куря
велел изготовить из черепа знаменитого
князя чашу для пиров. Куря полагал, что
из такой чаши вместе с вином и кумысом
он получит отвагу, удачу
и силу Святослава.

Благословенная между женами русскими / Православие.Ru

Слово в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги

 

Она предтекла христианству в земле нашей,
как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным.
Как луна в ночи, так светила она между людьми неверными.
Она и по смерти молит Бога за Русь.
Преподобный Нестор Летописец

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена

Среди дремучих лесов Северной Руси, на берегу быстрой реки, в кругу людей простых и мужественных возрастала девушка, которой Господь судил стать великой просветительницей великого народа. Она носила славянское имя Прекрасна и действительно отличалась редкой красотой. Но даром, поистине редчайшим в те темные времена, была чистота ее сердца. Прекрасна обладала и острым глубоким умом, унаследованным от прадеда Гостомысла — первого русского государственника. Это он, новыгородский правитель Гостомысл, некогда подал совет призвать на княжение варягов — предводителей воинских дружин, ибо видел, как из-за отсутствия твердой власти Русь изнемогает от непрестанных смут. Однако в сородичах Гостомысла был слишком силен дух древнерусской вольницы. Они не смогли ужиться с княжеским двором и ушли в весь Выбутскую — в глушь, в лесное раздолье. Здесь, в безвестности, и жила Прекрасна, не зная, что ей предначертано явиться на великокняжеском престоле, просиять всему своему Отечеству звездой премудрости и зарей Божественной благодати.

Совсем иначе — в богатых пирах и молодецких забавах — протекала юность будущего мужа этой скромной северянки, князя Игоря. Он рос «за широкой спиной» великого князя Олега, не имевшего своих детей, любившего и всячески баловавшего племянника. И пока князь Олег объезжал русские земли, властной рукой собирая дань, чиня суд и расправу, приводя к покорности племена, молодой князь Игорь развлекался как умел и как хотел. Излюбленной забавой юноши была охота на лесных зверей. И вот во время охотничьей потехи и встретил князь Игорь свою суженую, прекрасную и смелую.

Однажды, рыская по лесу в поисках добычи, князь-охотник оказался на крутом обрыве над рекой. Густой лес на другом берегу показался ему богатым диким зверьем. По реке в тот час плыла лодка. Князь окликнул лодочника и приказал перевезти себя на другой берег. Развалившись в лодке, он залюбовался ловкими и точными движениями гребца, а когда тот повернулся, князь увидел, что это не юноша, а девушка, причем очень красивая. Избалованный наследник не привык сдерживать свои страсти. Он решил «потешиться» с незнакомкой и выказал это достаточно ясно. Ранее он никогда не встречал отпора: многие девушки-язычницы, дочери разнузданного времени, считали за честь удовлетворить княжескую похоть. Но здесь случилось иное.

Прекрасна с холодным презрением глянула на развратного юнца и сказала: «Зачем, князь, замышляешь дело неисполнимое? Вспомни, что князю для людей должно быть, как правителю и судии, примером добрых дел, ты же теперь близок к беззаконию. Да и то знай, что хотя я и одна здесь и бессильна перед тобой, ты все-таки не одолеешь меня».

Получив суровую отповедь, юноша впервые в жизни почувствовал, что лицо его покрывает краска стыда. Молча доехал он до берега, вылез из лодки и скрылся в чаще. Охота в тот день оказалась неудачной: мысли князя были заняты другим. Он злился на незнакомую красавицу, «оскорбившую» его отказом, и все же не мог изгнать из памяти светлого ее образа. Урок, полученный князем Игорем, пошел на пользу. Вскоре великий князь Олег задумал «остепенить» племянника, подыскав ему подходящую жену. В Киеве устроили смотрины… Но вспомнилась ему неприступная красавица из северных лесов. Он рассказал о ней дяде, и великий князь Олег отправился добывать для любимого племянника невесту из неблизких краев.

Отыскав Прекрасну, князь Олег оценил выбор своего племянника. Многоопытный, превосходно разбирающийся в людях, великий князь понял, что среди охотничьих забав Игорь действительно «выследил красную добычу»: эта умная, сильная и честная девушка будет достойной женой наследного правителя Руси. Сама Прекрасна отнеслась к почетному сватовству спокойно и рассудительно: речь шла уже не о нечистом «баловстве», а о том, чтобы стать честной женой, подругой жизни князя Игоря, — и этот высокий удел она приняла. А великий князь Олег (его имя чаще произносилось как Ольг) был настолько восхищен своей будущей невесткой, что настоял, чтобы она отныне в его честь назвалась Ольгой. Так впервые прозвучало на Руси это славное имя, — имя утренней зари благодати Божией над нашим Отечеством.

Брак Ольги и князя Игоря был счастлив для них обоих, и еще более счастлив для Русской державы. Князь по праву гордился женой, величавой ее красотой; с ней князь не знал скуки, рассудительностью она затмевала опытнейших бояр, а что до ее верности — здесь князь был как за каменной стеной. Правда, поначалу его немного раздражало вмешательство Ольги в неженские — государственные — дела. Однако, став после смерти дяди единодержавным правителем Руси, князь Игорь оценил и это высокое дарование своей княгини: Ольга разбиралась в делах правления куда лучше его самого, и князь мог спокойно свалить на нее эту «докуку», а сам добиваться воинской славы — по тогдашним понятиям, единственно достойной мужчины и князя.

Для самой же Ольги-Прекрасны, умной и чистой, решение вступить в брак означало и решимость полюбить мужа. И она действительно полюбила своего князя Игоря, радуясь тому, что из взбалмошного юнца он превращается в сильного, всеми почитаемого и достойного уважения мужа и что в том есть и ее заслуга. Любовь княгини Ольги к мужу была светла, глубока и полноводна, как северорусская река, на берегу которой она выросла. Эту любовь великая княгиня хранила и после смерти супруга, живя в чистом вдовстве, соблюдая великокняжеский престол для малолетнего сына.

Князь Игорь много воевал. Он постоянно нуждался в деньгах: дани требовал Хазарский каганат, чьей полуколонией была тогдашняя Русь. Однажды, истощив прочие средства, князь Игорь захотел обложить дополнительной данью древлян. Это племя, склонное к мятежу и бунтовавшее при восшествии его на великокняжеский престол, Игорь не любил и считал себя вправе поприжать. Но древляне, возмущенные незаконными поборами, решились убить великого князя. Свой замысел они осуществили с языческой жестокостью: тело князя Игоря привязали к двум согнутым стволам деревьев, и он был разорван пополам.

Княгиня Ольга в Киеве безутешно оплакивала кончину любимого мужа, когда ей сказали, что прибыли гонцы от древлян. Великая княгиня умела владеть собой. Спрятав горе под внешним спокойствием, она вышла к гонцам ненавистного народа, чтобы, как подобает правительнице, узнать, чего хотят эти мятежники. Услышанное потрясло ее своей низостью. Льстиво улыбаясь, древляне заявили: «Не гневайся, что мы убили твоего мужа. Князь наш Мал без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый. Пойди за нашего князя, и ты будешь нам госпожою».

Вероятно, княгиня Ольга еще не знала всей подлости замысла древлян: через брак своего князька с ней они не только хотели захватить власть над всей Русью, но и сделать эту власть наследственной, убив сына Игоря и Ольги — маленького Святослава.

Омерзение и гнев заполнили все существо Ольги. Но великая княгиня и в тот миг сумела превозмочь свои чувства. Она отвечала древлянским послам: «Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь».

Да, великая княгиня вполне ублажила древлянскую спесь. На следующий день послы расселись в ладье, на которой приплыли в Киев, и Ольгины слуги на руках понесли эту ладью к княжескому терему. Древляне чванились и величались таким неслыханным почетом, пока их не сбросили в глубокую яму и не начали заживо засыпать землей. И поверх стонов и воплей этих несчастных прозвенел голос княгини-мстительницы: «Довольны ли вы сею честью?» И послы отвечали: «Пуще нам Игоревой смерти». Княгиня Ольга была еще язычницей. А языческое мщение — это даже не ветхозаветное «око за око, зуб за зуб», это древний гнев, безудержный, беспощадный ненасытный.

Тысячи древлян погибли, попавшись в ловушки, расставленные для них острым умом Ольги. На могильный холм князя Игоря его вдова сильной рукой швырнула и голову древлянского князька Мала… Остатки древлянского племени обложила она тягчайшей данью. Но, совершая кровавое дело языческой «справедливости», княгиня Ольга навсегда потеряла бесценное сокровище — душу собственного сына.

В поход на древлянские земли княгиня Ольга взяла с собой и шестилетнего сына Святослава. Первая битва с древлянами началась с того, что князь-ребенок пытался бросить копье во врага — и слабой рукой бросил его так, что чуть не поранил своего коня. От этой неудачи мальчик готов был расплакаться. Но окружавшие его богатыри-варяги воскликнули: «Князь уже начал, потянем, дружина, за князя!» — и ринулись громить древлян. В тот час Святослав на всю последующую жизнь опьянился кровавым вином битвы. Война стала единственной, всепоглощающей страстью сына княгини Ольги. Князь Святослав стал великим воином. Ему было предначертано явиться «Божиим молотом», вдребезги разбившим Хазарский каганат, в течение нескольких веков терзавший Русь.

Когда великая княгиня Ольга познала Истинного Бога, она пыталась обратить к христианству и сына. Но войнолюбивый Святослав больше дорожил мнением вояк-идолопоклонников из своей дружины, чем спасением души, и на увещевания матери отвечал: «Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина моя смеялась надо мною?» Святая Ольга была наделена от Господа даром прозорливости, она предрекала сыну злую смерть и вечную гибель, если он не обратится ко Христу. Тщетно! И скорбь о вечной пагубе, надвигающейся на душу сына, стала постоянной кровоточащей раной материнского сердца.

Князь Игорь мало занимался делами правления, а его воинственный наследник Святослав вообще не заботился о внутренней жизни государства, предоставив эти заботы матери. Историки называют великую княгиню Ольгу первой истинной правительницей Руси: главным делом всех ее предшественников на великокняжеском престоле была война, а она начала упорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты (области), устанавливать справедливые размеры оброков, давать простые и ясные указы о том, как люди должны относиться к государству и друг к другу.

Еще оставаясь язычницей, великая княгиня Ольга с годами все более приближалась к образу жизни христианской. В Житии ее рассказывается: «Была она своим народом любима как правительница милостивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, — и награждающий добрых. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна к нищим, убогим и малоимущим, до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Со всем этим она соединяла воздержную и целомудренную жизнь. Все дела ее, несмотря на ее пребывание в язычестве, были угодны Богу как достойные благодати христианской». Небесный Отец, видя праведность ее жизни, не попустил этой великой душе остаться во мраке язычества, но просветил светом Своим и сподобил избрания на высочайшее апостольское поприще.

Со времен Аскольда, первого в нашем Отечестве князя-христианина, на Руси существовали православные общины. Эти общины были настолько многочисленны, что еще в 945 году, когда князь Игорь заключал договор с греками, «крещеная Русь» приносила клятву в верности этому договору отдельно от прочих, в киевской соборной церкви. Немало христиан было и среди пришлых воинов-варягов. Когда княгиня Ольга обратила внимание на жизнь этих людей, она поняла: это то, к чему всегда стремилась ее душа. Язычество не могло воспитать в людях ничего подобного благородству этих людей, красоте их отношений. Христиане служили своему Богу в чистоте и доброте, в милосердии и любви, в совершенстве и святости. Княгиня Ольга сердцем уже тянулась к этой вере, но хотела испытать ее и умом — стала расспрашивать христианских наставников. Светлым разумом своим поразилась она глубине учения Спасителя, постигла: здесь истина Божественная, и душа великой княгини Ольги раскрылась для приятия Христовой благодати.

Дабы углубить свои познания о святой вере, княгиня Ольга предприняла путешествие в Византию. Здесь ее ждало испытание: греки, с подозрением относившиеся к славянам, долго продержали ее корабли в Константинопольской гавани, не позволяя русской княгине войти в город. Правительница Руси очень высоко ценила свое великокняжеское достоинство, но ради познания Божественных истин она терпеливо перенесла унижение и ожидание. Когда княгиню Ольгу наконец приняли в Царьграде, ее ожидание было вознаграждено дружбой духоносного угодника Божия, святого Полиевкта, пребывавшего тогда на Константинопольском патриаршем престоле. Наставляя русскую княгиню в истинах веры, святитель Полиевкт изумлялся ее мудрости и добродетели, прозревал уготованное ей величие в очах Господних. Перед отъездом своей духовной дочери на ее языческую родину святой Цареградский патриарх предрек ей: «Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими; благословлять тебя будут сыны русские до последнего в роде», а на Честном кресте, врученном ей со святительским благословением, повелел написать: «Русская земля обновилась для жизни в Боге Святым Крещением, принятым блаженною Ольгою».

В крещении великая просветительница Руси приняла имя Елена — имя святой равноапостольной царицы Елены, которую Господь сподобил обрести и воздвигнуть над народом Животворящий Крест Его. Во славе апостольской прошла по Русской земле и святая княгиня Ольга.

Из Царьграда святая княгиня Ольга возвращалась на Русь, окрыленная ревностью о Боге, приготовленная просвещать сердца русичей Светом Христовым. К несчастью, ей не удалось обратить к Богу Истинному самых близких людей: сын Святослав упорствовал в грубом язычестве, плохо слушали ее и внуки. Двое из них, Ярополк и Олег Святославичи, впоследствии так и погибли в братоубийственной распре. Третий же, Владимир, долго блуждавший во тьме язычества, сумел пробиться к свету Божественной истины, стал великим Крестителем Руси. Ему Бог судил взрастить посев, насажденный святой Ольгой. Не имея успеха в своей семье, святая равноапостольная княгиня Ольга зато находила отклик в недрах народной души: тысячи простых русичей после ее проповеди обращались ко Христу, и во всем народе появлялось доверие к доброте и святости религии, которую исповедовала премудрая и милосердная великая княгиня. Именно трудами святой равноапостольной Ольги было приготовлено и стало возможным чудо Крещения Руси, явленное при ее внуке, святом равноапостольном князе Владимире.

Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу ее мудрым правлением. Особо милостивой стала она к древлянам, которым некогда принесла столько зла языческой неистовой местью. Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее!

Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты — от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере. Она почтила память первого российского князя — христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. В своих родных краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне: стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим, также видевшим это, равноапостольная княгиня сказала: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем». Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так основался на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре явился и город Псков — первый оплот христианства в Северной Руси.

В глубокой старости после многих благочестивых трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная княгиня Ольга. Увенчав Свою избранницу венцом благовестническим, Небесный Отец прославил и честные останки ее. Когда достойный продолжатель ее благодатного дела святой равноапостольный князь Владимир по совету митрополита Леонтия Киевского вскрыл ее могилу, тело святой было обретено нетленным и благоуханным. Она почила во гробе, как спящая в киевском храме Богородицы, и от святых мощей ее по вере молящихся проистекали исцеления и другие чудеса.

Еще долго после кончины святой Ольги те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрою. По слову жития, «начатки просвещения народа нашего Господь соизволил в посрамление жестокосердых мужей явить через блаженную Ольгу. Как прежде проповедницами воскресения Своего соделал Он жен-мироносиц, так и в земле Русской явил святую веру княгинею Ольгою».

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление. Аминь.

Something True 4: Ruska Pravda

18 апреля 2017 г. Князь был убит, а принцесса получила два требования: сдать королевство и выйти замуж за вражеского принца. Она сказала «да», но то, что она сделала вместо этого, никто не ожидал. Если бы это был видеоподкаст, его бы запретили на всех территориях.

Прочитайте полную стенограмму этого эпизода на веб-сайте Something True.

Подпишитесь на Something true в Твиттере @atruepodcast. (Или просто следуйте за Дунканом и Алексом.)

Музыка к выпуску этой недели:
Kosta T – Red in Black
Jon Luc Hefferman – Ascent*
Free Piece of Tape – Burning School*
Paniks – Homage*
Kosta T – The Spirit of Russian Love (скрипка)
Паникс – Елена*

*изменено для подкаста.

Обсудить этот выпуск на Idle Forums

Давным-давно, более тысячи лет назад, группа соплеменников вошла в город Киев с ужасной вестью. Эти люди были представителями древлян, племени из лесов к западу от города. Они потребовали аудиенции у княгини Ольги, жены князя Игоря, правителя Киева и всей земли между Черным и Балтийским морями, известной как Киевская Русь. Княжна приняла их в царском дворе, и древляне объявили.

‘Мы убили вашего мужа, принца’

‘Почему?’

‘Потому что он был как волк: хитрый и хищный’

‘Понятно’

‘Но мы хорошие ребята , в основном.»

Вы слушаете «Something True» – истории из сносок истории. Написано Дунканом Файфом и прочитано Алексом Эшби. Выпуск этой недели: Русская правда.

Древляне были лишь одним из многих племен, живших самостоятельно за пределами Киева до того, как они были насильно объединены под знаменами государства Киевская Русь, и их это не радовало. Им нравились их собственные князья, и они не были в восторге от того, что их подавляли военной силой и требовали регулярно платить дань огромным количеством меха.

Когда Игорь, муж Ольги, стал князем, древляне тихо перестали платить, надеясь, что он не заметит. Игорь заметил и прискакал со всей армией, чтобы исправить ситуацию. Как только он разграбил их земли, древляне согласились снова платить, но после того, как Игорь ушел, он развернул лошадь и вернулся, крича: «ХОЧУ ЕЩЕ БОЛЬШЕ МЕХА!», и древляне решили, что вместо этого они убьют его.

Смерть Игоря, как они поняли, могла быть действительно хорошей возможностью. Его сыну Святославу, который был следующим в очереди на престол, было всего три года, что было слишком мало, чтобы править даже в те времена. Итак, древляне могли выдать Ольгу замуж за своего князя Мала, которого древляне просто любили. «Неужели он просто фантастический человек, — говорили они друг другу, — и она едва ли может жаловаться, не так ли? Я имею в виду, ей за сорок!» Поженившись, князь Мал и Ольга будут править Киевской Русью как регенты, пока Святослав не достигнет совершеннолетия и не займет престол. У древлян было бы достаточно времени, чтобы перевести мальчика на древлянский образ мышления. Довольно скоро у них появится малыш, который будет называть принца Мала «папой». Он бы всех древлян называл папой!

Итак, когда они приехали в Киев, чтобы сказать Ольге, что убили ее мужа, они также пытались убедить ее, что князь Мал был достойной заменой. «Он хороший человек, — сказали ей, — сильный вождь, с замечательным тактическим умом и совершенно исключительный на поле боя, например, его красивое поражение и убийство вашего мужа». могли склонить сына к своей воле, ужасала Ольга, да и замуж за князя Мала она, конечно, не желала. В конце концов, он убил ее мужа. Но она знала, что если она откажется, они возьмут все, что требуют, силой, убив или поработив ее, ее сына и весь ее народ.

Итак, она согласилась. «Ваше предложение мне очень приятно. Время для этого на самом деле довольно идеальное. Как вы знаете, я недавно потеряла мужа, и вы так милы, что думаете обо мне.

«В самом деле, я так благодарна, что завтра я хотела бы почтить вас перед всем своим народом. » Ольга предложила древлянам вернуться к лодке, на которой они прибыли в Киев, «А завтра, — сказала она сказал: «Мои гонцы придут к вам и скажут, что княгиня просит вашего присутствия». Теперь, как вы завоеватели этой земли, вы должны сказать, что княгиня не вызывает древлян, и если я действительно хочу вас видеть, то единственный способ, которым вы соизволите прийти ко мне, — это если мои посыльные подберут лодку. заберу тебя в него и пронесу через весь город, обратно сюда, к Королевскому двору».0005

Древляне посовещались. «Это радует нас. Интересно, а можно нам тоже скрестить руки и хмуриться, пока нас несут?’

‘Да, хорошо, если хочешь’

Итак, на следующее утро древлян встретили вестники Ольги. «Княгиня Ольга Киевская просит вашего присутствия, — сказали они, — если вы просто пойдете за нами».

«Последовать за вами?» — сказали древляне. ‘Пешком? Мы для вас ебаная шутка?»

Итак, гонцы подняли лодку и понесли ее к Королевскому Двору, где Ольга ждала, чтобы принять их. Она радушно поприветствовала древлян, а затем приказала гонцам бросить лодку в глубокую яму в полу. Это было ново. Накануне ночью, после ухода древлян, Ольга приказала выкопать огромную траншею на Царском дворе.

«А для чего это, о принцесса?» — спросили мужчины.

«Я брошу туда лодку», — ответила она.

«Конечно».

Раненые древляне теперь лежали в яме среди обломков их лодки. Ольга встала над краем и крикнула им: «Вот честь, которую вы заслуживаете. Это то, что вам нравится? Вам это по вкусу?»

«Нет, мы это ненавидим!» — кричали древляне из глубины ямы. «Это ужасно! Это так же плохо, как то, что мы сделали с вашим мужем!»

— Закопайте, — приказала Ольга, — заживо закопайте. Ее люди медленно засыпали яму, а древляне кричали и скрежетали зубами, отчаянно пытаясь выбраться наружу, но все их мучения были напрасны. Это был славный момент для Ольги, но короткий. Она в некотором роде отомстила за смерть мужа, но самое сложное дело только начиналось.

Ольга сообщила принцу Малу, что приняла его предложение, но добавила, что мужчины, которых он прислал, были придурками, неискушенными в способах ухаживания. Теперь он должен послать своих самых лучших людей, которые могли бы должным образом сопровождать Ольгу, чтобы встретить его в древлянских землях в стиле, к которому она привыкла. Мал согласился, что это разумно, и двадцать прекрасных древлян отправились в долгий путь в Киев.

– Ты выглядишь очень уставшим, – заметила Ольга, – не хочешь ли ты принять ванну? В Киеве лучшие бани, которые вы когда-либо видели; мы называем его городом бань».

«Ну, мы бы не отказались!» — ответили древляне, входя в одну из тех знаменитых бань и обнажившись. Ольга запечатала за ними двери и приказала поджечь их.

«Да, те мужчины были намного лучше», — писала Ольга Малу. — Я принимаю ваше предложение и теперь отправлюсь на встречу с вами. О, еще одно, если не возражаете: не могли бы вы устроить пир в землях, где был убит мой муж, чтобы я могла устроить ему похороны? С нетерпением жду, спасибо!»

Ольга и ее лучшие люди прибыли на место гибели Игоря, но без могилы, чтобы отметить его убийство, Ольга преклонила колени и плакала на открытом поле боя. Тем временем поблизости ждали древляне, принесшие для торжеств гигантские бочки с медом и медовухой.

‘А где же наши чуваки? Где все чуваки, которых мы к тебе послали?’

‘О, они будут здесь.’ И начался пир.

Будучи похоронами, древлянам было не до веселья, поэтому Ольга уговорила их выпить – нет, напиться. Древлянам понравилось, как это звучит, и они жадно впивались во все отверстия, пока не потеряли сознание. Именно тогда Ольга отдала приказ. Ее люди перебили древлян, все пять тысяч человек. Затем они вернулись в Киев, чтобы собрать армию, которая раз и навсегда обрушит всю мощь Киевской Руси на древлян.

Ольга и Святослав, будущий князь, ехали во главе великой осады. «Ты бросил первое копье, дитя мое, — говорила она ему в последующие годы, — но ты был тогда совсем маленький, и твое копье попало в ухо собственной лошади, и ну, это была просто беда, я значит настоящий бардак. Но наша армия опустошила древлян, и они, как трусы, отступили за свои городские стены. Только теперь они поняли, какую цену придется заплатить за преступление против твоего отца, и в ужасе бежали от него. Они знали, что ты и я, мой сын, никогда не будем их».

Целый год длилась эта осада, но пока древляне окопались за их стенами, Ольга не продвинулась дальше. Она отправила им сообщение: «Почему вы упорно держитесь? Все ваши окрестные города сдались мне, и люди, живущие там, спокойно возделывают свои поля и свои земли. Вы скорее с голоду подохнете, чем дани сдадите?»

«Княгиня Ольга, — последовал ответ древлян, — черт возьми, мы бы с удовольствием платили дань. Нам бы это понравилось. Но ясно, что ты одержима местью за своего мужа, и никакая дань в мире не может удовлетворить тебя!»

– Нет, ты ошибаешься, – сказала она. «Я уже отомстила за своего мужа. Однажды я отомстил за него, когда сбросил в яму лодку с вашими лучшими людьми и закопал их заживо. Я отомстил за него во второй раз, когда запер твоих вторых лучших людей в бане и сжег их, опять же, заживо. И я отомстил ему в третий и последний раз, когда пролил реку древлянской крови на поминках его имени. Нет, я больше не ищу крови для Игоря. Вы дали достаточно. Все, о чем я прошу сейчас, — это покорность и дань уважения».0005

Древляне вздохнули с облегчением. «О, это так здорово! Нет проблем, вы можете получить все, что захотите! Мы отдадим вам наш самый ценный мед и меха. Я имею в виду, действительно самое лучшее, что у нас есть, вы можете получить все это.»

«Нет, я узнала из смерти моего мужа, который и так слишком многого от вас просил, и я не буду приглашать то же самое обида, забрав ваше самое ценное имущество. Все, что я попрошу, это от каждого из ваших домов по три голубя и по три воробья».

Древлянам это не понравилось. Им понадобилось время, чтобы собрать всех этих птиц, но они это сделали, и подарили их Ольге, мол, вот ты заказала ту хренову тонну птиц, придурок.

— А вот что вы, — объяснила своим солдатам Ольга, — собираетесь с ними делать. К каждой из птиц они прикрепили приспособление из серы и ткани — бомбу. Ночью птиц выпустили на город, где они поселились в гнездах, курятниках и голубятнях, и через несколько мгновений город был объят пламенем. Солдаты Ольги брали в плен или убивали всех, кто бежал за ворота, пока в древлянских землях не осталось свободных людей, и дело Ольги было сделано.

Прошло шестнадцать лет, и Ольга была регентом, пока Святослав не был коронован великим князем Киевской Руси. Правил он достойно, в состоянии постоянной войны с соседними странами, кровью расширяя границы своей империи. Через восемь лет своего правления он попал в засаду и был убит турецким племенем на Днепре, и его неспособность стабилизировать свою империю или установить четкую преемственность погрузила Киевскую Русь в хаос.

В 2011 году украинец, ловивший Днепр, наткнулся на меч Х века, изготовленный из золота, серебра и меди. Он принадлежал Святославу. Шашка была передана в Музей запорожского казачества на украинском острове Хортица, где и выставлена ​​сегодня. У музея средний рейтинг на TripAdvisor четыре целых пять десятых, но из тех пользователей, которые посетили музей, ни один вообще не отметил меч князя Святослава Храброго, сына Ольги Киевской.

Это было что-то истинное, подкаст в сети Idle Thumbs, написанный Дунканом Файфом и прочитанный Алексом Эшби, с иллюстрацией Рэя Чена. Музыкальные кредиты можно найти в описании и на нашем сайте по адресу somethingtrue.net. Следите за нами в твиттере @atruepodcast и присоединяйтесь к нам снова в следующем эпизоде: Entourage.

Пираты и каперы Полины: Женщины в море: Свирепая святая

История жизни Ольги Киевской, ныне святой и «равноапостольной» в Православной Церкви, настолько далека от того, что мы представляем себе «святой», насколько это возможно. Ее жестокое обращение с людьми, убившими ее мужа, и ее неоднократные захваты земли, богатства и рабов в лучшем случае непривлекательны для современной чувственности. Но помимо всего прочего она была проницательной деловой женщиной, способным руководителем и женщиной — к ее чести — которая любой ценой защитит своего ребенка и его права.

Ольга, или Хельга на родном скандинавском языке своего народа, родилась в конце 9-го века в племени, известном как варяги. Это было раннее русское слово для обозначения викингов, и маленькая Хельга с самого начала показала сердце скандинавки. Выйдя замуж за князя Киевской Руси Игоря в молодом возрасте, союз был призван принести пользу как отцу Хельги, викингу, чьи владения, по-видимому, находились на территории современной Украины, так и в Киевской империи. Отец князя Игоря, князь Рюрик, был таким же воином, как и сородичи Хельги, викинги; расширение его территории, кажется, было его единственным занятием.

Отсутствие князя Рюрика оставило Игоря и Хельгу, ныне Ольгу, ответственными за Киевское царство, и они, похоже, хорошо подходили для организации опорной столицы. В частности, оба молодых монарха пользовались благосклонностью киевской армии, что делало их практически неуязвимыми для странно распространенных дворцовых купе того времени. Это были восхитительные 30 лет брака и правления, которые произвели на свет множество детей. Имя только одного из них дошло до нас в «Первой хронике» (которую вы можете найти, по крайней мере частично, в Интернете на веб-сайте Вашингтонского университета). Это был сын и наследник Игоря и Ольги Святослав.

Трагедия случилась в 945 году, когда Игорь, ныне единственный князь Киевской Руси, собирал дань (по сути, налоги в виде монет, продовольствия, тканей и рабов) среди древлян. Когда он сообщил этому покоренному племени, что их налоги выросли, лидеры группы казнили своего принца.

Ольга, уже немолодая матрона с большим опытом руководства и большой армией за спиной, почти не дрогнула, когда появились довольно напористые древляне, просящие ее руки. Послы, посланные племенем в Киев, хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мала и тем самым завладела доходными киевскими владениями. Кивок Ольги заставил ее элитную охрану обрушиться на самонадеянных древлян, которых загнали в загон и закопали заживо на заднем дворе княгини.

Быстро соображая, Ольга отправила сообщение принцу Малу. Она сообщила ему, что его послы оскорбили ее. Не обязательно отвергая предложение руки и сердца, она попросила принца просто прислать своих «шаферов» для обсуждения условий. Мал, явно не разбирающийся в тактике и/или ослепленный жадностью, сделал так, как просила княгиня Ольга. Когда древляне прибыли в Киев, Ольга милостиво предложила им помыться в ее личной бане. Эта следующая волна послов была принята и, без сомнения, к их ужасу, была заперта наглухо. Затем баня была подожжена, в результате чего были принесены в жертву «лучшие люди» принца Мала.

В этот момент княгиня, чья мстительность и железная воля защитить первородство сына, похоже, не оправдались, собрала баркас и отплыла в столицу Древля. Там ее встретил принц Мал, и она сделала вид, что все улажено до их свадьбы. Она также была шокирована тем, что послы принца еще не вернулись. Как бы то ни было, Ольга настояла на том, чтобы устроить пир для Мала и всей его знати. Она принесла киевское вино в больших чанах, которое они просто обязаны попробовать. Пытались, до опьянения падали. И тогда верная армия Ольги обрушилась на Мала и его древлянских дворян, убив около 1000 из них.

В Ольге было что-то от Влада Цепеша — или, может быть, она была в нем; некоторые историки говорят, что они были связаны кровью. Она вышла к жителям крупнейшего древлянского города и сказала им, что не винит их в преступлении, совершенном против ее семьи. На самом деле она снизит их дань на всю сумму по одному голубю и одному воробью на семью. Обрадовавшись, древляне с радостью повиновались, стягивая воробьев и голубей с карнизов своих деревянных домов и насестов в своих деревянных домах.0135 голубеводы . Когда все птицы были собраны, Ольга терпеливо дождалась ночи. Затем она приказала своей армии привязать горящий трут к ногам каждой птицы и отпустить их. Когда птицы вернулись в свои гнезда, город взорвался пламенем жарче солнца. Тех, кто избежал пожара, Ольга забрала обратно в Киев в качестве рабов.

Продолжая править Киевской Русью до совершеннолетия своего сына, Ольга, похоже, сохранила свою руку в политике даже после прихода к власти Святослава где-то в 9 в.50-е годы. После этого она много путешествовала и в какой-то момент обратилась в христианство. В 957 году она поехала в Константинополь, чтобы принять крещение, а затем отправилась в Рим, чтобы попросить прислать в Киев епископов для обращения ее народа. Адальберт Магдебургский откликнулся на этот призыв, но разочаровал Киевскую Русь, заявив, что пытаться обратить киевлян было все равно, что пытаться «научить лису читать». Его группу настигли на обратном пути в Рим, и все, кроме троих, включая едва выжившего епископа Адальберта, были убиты.

Тем не менее, Ольга продолжала свои усилия по обращению своего народа в христианство до своей смерти около 970 года. Святослав отсутствовал, завоевывая новые земли, когда умерла его любимая мать, и, несмотря на его отсутствие приверженности католицизму, он похоронил Ольгу с мессой, произнесенной секундантом. , явно менее молчаливый, римский епископ.

Святая равноапостольная Ольга Киевская была канонизирована Православной Церковью в 1547 году. Несомненно, именно благодаря ее усилиям по обращению жителей своей огромной империи ей оказана такая высокая честь. Однако ее настоящие дела вне Церкви говорят о безжалостной, но решительной женщине, чья любовь к ребенку и стране могла порождать невероятную жестокость.