Содержание
Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.
Владимир Святославович (годы правления 980-1015)
Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. Его приход к власти можно назвать несколько незаконным, что естественно вызывало осторожность у населения и подданных. Поэтому завоевывать авторитет пришлось, не теряя времени.
Новгород и Киев были вновь объединены под его руководством. Первые три года Владимир активно занимался успокоением непокорных племен, таких как древляне, вятичи и другие. Чтобы установить везде единый порядок, он посылал в отдаленные земли своих наместников, которые правили там от его имени. Покорил радимичей.
К тому времени вновь назрел Болгарский вопрос; русские дружины попытались осуществить завоевательный поход, но было заключено перемирие с Болгарией. Оставив эту затею, Владимир двинулся на запад, а именно, к Польше, во главе которой был Мешко Первый. Не дожидаясь реакции Польши, Владимир организовал поход на юго-запад и без особых потерь завоевал эти земли.
Долгое время особые проблемы Руси доставляли печенеги. В 992 году Владимир разгромил печенегов, что позволило ненадолго приостановить постоянные набеги. В честь победы над печенегами был основан город Переяславль.
В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу.
Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси.
Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций.
Крещение Руси. Фреска Васнецова.
Крещение Руси
В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, т.е. сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны (единый бог, единый князь), так и на внешнеполитической арене (независимость от Византии). Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, т.к. у каждого племени был свой верховный языческий бог.
Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси.
Однако выбор стал между несколькими религиями. Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу ?
Основные причины крещения Руси
- Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру
- Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя (чего не получилось добиться с помощью языческой реформы)
- Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами
- Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака
- Русского князя поразил антураж византийской церкви
Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов.
Первым шагом к принятию христианства всей Русью стало кончено де крещение самого князя. Все началось с того, что в 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, если в обмен получил бы в жены сестру императора Византии Анну. Император Василий II согласился с одним условием, что русский князь примет христианскую веру. Соглашение было заключено и войска Владимира отправились на помощь Византии. Когда нападение было уже отражено, император начал оттягивать женитьбу и попытался вовсе свести на нет уговор. Тогда князь собрал войско и выступил уже против Византии, направился на Херсонес. Спустя несколько месяцев горд был осажден. Владимир тут же крестился, а вскоре и получил свою невесту.
В 988 году началось массовое насильственное крещение народа (уничтожались идолы, преследовались жрецы язычества). Чуть позже началось строительство первых церквей: 996 – каменный собор Богородицы в Киеве (десятинная церковь).
В землях новообращенных народов, в отличие от Римской церкви, было разрешено вести богослужения на их родном языке, а не только на латыни.
Последствия крещения Руси
- Международные связи Руси были укреплены и расширены
- Русская культура была сильно обогащена (появление письменности, грамотности, школ, зодчества, мозаики, иконописи и так далее)
- Восточнославянские племена были укреплены между собой единой религией
- Власть Киевского князя получила больший авторитет
- Установилась христианская мораль, а с ней и понятие церковного брака
- Зарубежные страны стали проявлять интерес к заключению династических браков
- Однако принятие православия отдалило Русь от католических государств.
Крещение Руси – одно из знаковых событий в истории нашей страны.
Князь Владимир умер от болезни в 1015 году. А между его сыновьями разгорелась новая русская усобица, подобно той, из которой он сам выправился.
Максим Романович | Просмотров: 2.8k
Сельская мозаика | Администрация муниципального образования «Лиманский район» Астраханской области
с. Михайловка
С Крещения Руси прошло 1030 лет, именно столько времени наша Русь называется Православной. Это событие произошло при князе Владимире, которого в народе прозвали Красное Солнышко — Крестителе Руси.
В модельной библиотеке села Михайловка для пользователей была сделана подборка литературы «И была крещена Русь…». Читатели, посетившие в этот день библиотеку, с интересом просматривали книги, которые знакомят с жизнью племен до принятия Крещения, с причинами принятия христианства по византийскому образцу, событиями Крещения Руси, с историческими личностями: Ольгой, Игорем, Владимиром, и о значении этого события в истории нашей страны.
И книги, представленные читателям и обзор по ним, который провела зав. библиотекой Л.Н. Бубнова носят воспитательный характер — это воспитание патриотизма, общности и единства народов, толерантности, бережного отношения к памятникам культуры. Пользователи в этот день совершили в библиотеке интересное путешествие по страницам истории нашей Родины.
с. Воскресеновка
28 июля в Воскресеновской библиотеке для детей 3-7 класса была проведена беседа «Слово о князе Владимире», посвященная Крещению Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира.
От Владимира Красное Солнышко, как с любовью называл его народ, свет Христов просиял по всей русской земле. Как сообщает нам летопись, «в сей день великий земля и Небо ликовали». Язычники становились христианами. Из разнородных племен рождался новый народ. Крестив Русь, князь Владимир заложил тем самым основы и нашей государственности, и культуры, и нашего национального самосознания.
С помощью представленных книг библиотекарь рассказала детям о жизни князя Владимира и Крещении Руси. Удивительной показалась ребятам история о том, как князь выбирал веру, как он был поражен слепотой и, крестившись, прозрел телесно и духовно. Также дети познакомились с иконописными изображениями князя Владимира и храмами, посвященными святому князю. Во время беседы дети делились своим опытом посещения храмов, рассказывали о своем личном крещении и крестных родителях. Главное, что поняли ребята – нужно почитать родителей, не обманывать, не завидовать, никого не обижать, быть милосердным и любящим.
с. Проточное
28 июля весь православный мир отмечает Крещение Руси, в день памяти Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Он известен нам как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир — Красное солнышко.
Накануне в библиотеке Дома культуры с.Проточное прошел час интересного сообщения «Князь Владимир — сердцу народа любимый» с участием детей. Рассказ библиотекаря о судьбоносном для Руси событии сопровождался показом слайд-презентации «Владимир — Красное солнышко». Детям было поведано о житии и правлении святого равноапостольного князя Владимира, имеющим решающее значение в истории укреплении России как государства. Ведущая напомнила детям о событиях, предопределивших выбор Русью православия, о самом Крещении Руси и о его благодатных последствиях. Ребята узнали исторические предпосылки принятия христианства, познакомились с этапами правления князя Владимира и обращением его в христианскую веру, политическими и культурными последствиями Крещения Руси.
В ходе беседы дети не только слушали выступление ведущей, но и отвечали на вопросы, высказывали свои мнения.
с. Судачье
27 июля в клубе с. Судачье для детей была проведена тематическая беседа «Моя мягкая игрушка». Художественный руководитель Емельянченко А.Г. рассказала ребятам о происхождении мягкой игрушки. О том, что первой игрушкой стал мишка, который был сшит мамой одному больному мальчику в Германии. Вспомнили ребята о детских стишках про игрушки А. Барто. Венера Муртазина из г. Астрахань прочитала стихотворение Д. Никулина «Снова в доме кавардак», Вероника Григорьева прочитала стихотворение «Есть игрушки у меня».
В заключении мероприятия ребята со своими игрушками играли на детской игровой площадке.
30 июля работниками социальной защиты в клубе с. Судачье было проведено игровое мероприятие «Играем вместе». С детьми был проведен ряд развлекательных игр, как в помещении, так и на площадке у здания клуба. С большим удовольствием в игровых конкурсах участвовали не только ребята помладше, но и старшие не могли усидеть на месте от задорных игр. После мероприятия художественный руководитель клуба провела с детьми беседу-опрос. (понравилось ли детям такое мероприятие и что больше из проводимых игр им понравилось?). Дети ответили, что больше всего им понравились игры: попади дротиком в шарик и какая из команд быстрее наполнит чашку водой с определённого расстояния. Дети поблагодарили работников за доставленное удовольствие от мероприятия.
с. Яр-Базар
27 июля худ. руководитель клуба с. Яр-Базар О.Бадмагоряева провела для детей 8-14 лет час интересного сообщения «Удивительные люди в истории Яр-Базара». Мероприятие проходило в форме экскурсии на территории села. Дети вместе с руководителем отправились на прогулку по родному селу. Возле каждого дома ведущая рассказывала детям о тех людях, что жили здесь раньше: «В этом доме жил участник ВОВ Буков Семен Георгиевич. Он был военным летчиком. Участвовал во многих военных операциях. У него множество наград и медалей. Он лично встречался со Сталиным».
«В этом доме жил замечательный человек Уткин Георгий Николаевич. Участник ВОВ, а после войны — бригадир в нашем колхозе. Все дети, которых школа присылала на отработку, в летнее время, на поле, хотели попасть именно к нему в бригаду. Он всегда заботился о каждом учащемся. Говорил, что если ребенок действительно хочет подработать, то надо дать ему эту возможность и оплатить его труд хорошо».
«В этом доме жил первый хореограф Лиманского района Цуриков Сергей Федорович. Участник ВОВ. «В этом доме жила народная лекарша Полетаева Наталья, к которой приводили людей больных, а уходили они сами своими ногами» и т.д.
Дети с большим интересом слушали рассказы о тех людях, которые в свое время были строителями уклада жизни Яр-Базара. А особенный интерес у них вызывали рассказы о тех людях, что раньше жили именно в тех домах, в которых сейчас живут они сами с родителями. «Здесь была школа, здесь был детский сад, здесь почта, здесь большая аллея, здесь огромный деревянный клуб. В этом доме была библиотека. В этом доме школьная столовая».
В конце мероприятия О. Бадмагоряева спросила детей, понравилась ли им экскурсия по родному селу, что нового они узнали. Дети признались, что им всё очень понравилось и узнали они очень много нового.
28 июля О. Бадмагоряева провела для детей поисковую игру «Клад княжны Дармабалы». Из истории достоверно известно, что у калмыцкого князя Аюка одной из жен была княжна Дармабала. По легенде, придуманной специально для игры, после смерти Аюка, его место занял его старший сын, а Дармабала отправилась в путешествие по родным степям. А т.к. раньше Яр-Базар относился к калмыцкой территории, то в здешних краях княжна тоже побывала. Одна из ее служанок, умудрилась украсть у своей госпожи некоторые драгоценности, но побоявшись разоблачения, закопала их на территории Яр-Базара. Дети, разделившись на две команды «Джентльмены удачи» (капитан Саша Негодов) и «Уралан» (капитан Кристина Матыцина) отправились на поиски клада. В каждой команде было по 7 человек. Игра началась в клубе. Дети шли по цепочке подсказок, которые были спрятаны на территории всего села, на каждой улице (Иванова, Дармаева, Луговая), на деревьях, окнах домов, в руках у жителей села.
Игра проходит четвертый год подряд. Каждый раз разрабатывается новая легенда, новая тематика для подсказок, новый маршрут для каждой команды и новое место для захоронения клада. В этом году все подсказки были ориентированы на удивительных людей, живших когда-то в Яр-Базаре. Накануне игры, дети были лично и наглядно ознакомлены с историей малой Родины. Заранее на собрании, на котором дети разбивались на команды и путем тайного голосования выбирали себе капитанов, О.Бадмагоряева предупредила о том, что в тех домах, где будут находится подсказки, хозяева так просто им их не отдадут. Они будут зачитывать им пароль (строчки стихотворений из школьной программы Пушкина, Есенина, Лермонтова и Крылова), а дети должны дать им ответ (продолжить стихотворение, начало которого им прочли). Подсказку не отдадут до тех пор, пока не получат от команды ответа на пароль. Дети очень ответственно отнеслись к этому пункту игры. Жители села сказали, что все ответы получали от детей быстро. Быстро вспоминали стихи Пушкина и басни Крылова. Шаг за шагом, подсказка за подсказкой, команды подбирались к картам. В этот раз их ждал неожиданный сюрприз. Клад ожидал каждую команду. Для каждой команды была своя карта, свое место на территории села, где находился заветный сундучок. Такого поворота никто не ожидал, но результатом все остались довольны. Каждая команда нашла свой клад княжны Дармабалы, потому что по легенде ее служанка в страхе разоблачения спрятала ценные вещи госпожи в двух разных местах. Найдя клад, капитаны все содержимое поделили между членами своих команд по-честному. Все дети пребывали в состоянии эйфории и признались, что теперь будут с нетерпением ждать следующего приключения.
Владимир I Киевский — Энциклопедия Нового Света
Святой Владимир Киевский | |
---|---|
Владимир I Киевский | |
Великий Князь Киевский | |
Родился | с. 950 |
Умер | 1015 |
Большая святыня | Владимирский собор, Киев |
Праздник | 15 июля |
Атрибуты | корона, крест, трон |
Владимир Святославич Великий (ок. 958 — 15 июля 1015, Берестово), также известный как Святой Владимир Киевский, был великим князем киевским, принявшим христианство в 987 году и общепризнанным. как лицо, наиболее ответственное за христианизацию России.
Незаконнорожденный сын киевского князя Святослава I, Владимир своими военными подвигами укрепил Киевскую Русь от Украины до Балтийского моря. Во время своего раннего правления он оставался ревностным язычником, посвятив себя славяно-скандинавским божествам, основав многочисленные храмы и практикуя полигамию. В 9Однако в 87 г. он обратился в христианство как условие брачного союза с Анной, дочерью византийского императора Василия II. Затем он приказал обратить Киев и Новгород в православную церковь и начал уничтожение других вер.
Содержимое
- 1 Путь к трону
- 2 Крещение Руси
- 2.1 Преобразование Владимира
- 2.2 Альтернативный счет
- 3 Спустя годы и смерть
- 4 Наследие
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
- 7 кредитов
После своего обращения и с Византийской империей, теперь его союзником, Владимир смог жить большей частью в мире со своими соседями и направить новые ресурсы на образование, правовую реформу и благотворительную деятельность. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают день памяти святого Владимира 15 июля. В память о Владимире сложено большое количество легенд и русских народных песен.
Путь к престолу
Киевская Русь в одиннадцатом веке
Владимир был младшим сыном Святослава I Киевского от домработницы Малуши, описанной в скандинавских сагах как пророчица, дожившая до 100 лет и привезенная из ее пещеры во дворец, чтобы предсказать будущее. Воспитателем и самым доверенным советником Владимира был брат Малуши Добрыня. Агиографическая традиция также связывает его детство с именем его бабушки по отцу, Ольги Киевской, которая была христианкой и управляла столицей во время частых военных походов Святослава. Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в христианство не увенчались успехом, но считается, что семена ее христианства — прямо или через духовное влияние — принесли свои плоды в более поздней жизни Владимира.
Перенеся свою столицу в Преславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода между современными городами Москвой и Санкт-Петербургом. Однако ключевой город Киев он отдал своему законному сыну Ярополку. После смерти Святослава в 972 г. вспыхнула братоубийственная война между Ярополком и его младшим братом Олегом, который в 976 г. правил славянским племенем, известным как древляне, на Украине на западном берегу Днепра. вынуждены бежать из Новгорода. Он отправился к своим родственникам Хокону Сигурдссону, правителю Норвегии в 9 г. 77 г., и собрал как можно больше воинов-викингов, чтобы помочь ему вернуть Новгород, и по возвращении в следующем году выступил против Ярополка.
Владимир и Рогнеда
По пути в Киев Владимир послал послов к Рогволоду (скандинавское: Рагнвальд), князю Полоцкому, просить руки его дочери Рогнеды (скандинавское: Рагнхильд). Эта благородная принцесса сначала отказалась обручиться с принцем незаконнорожденного происхождения. Однако, когда Владимир напал на Полоцк и убил Рогволода, у Рогнеды не осталось выбора. Полоцк также был ключевой крепостью на пути к Киеву, и взятие этого города вместе со Смоленском облегчило Владимиру взятие Киева в 9 в.80 г., где он убил Ярополка и был провозглашен конунгом (царем) всей Киевской Руси.
Помимо получения контроля над обширными владениями своего отца, Владимир продолжал существенно расширять свои владения. В 981 году он завоевал среднеевропейские червенские города, в современной Галиции. В 983 году он подчинил себе ятвягов, территории которых лежали между Литвой и Польшей. В 985 году он повел флот по центральным рекам России для завоевания булгар Прикамья, насаживая на своем пути многочисленные крепости и колонии.
Хотя со времен его бабушки Ольги христианство привлекло многих, Владимир остался язычником. Сообщается, что он взял 800 наложниц, помимо семи жен, и воздвиг различные статуи и святилища языческим богам. Однако некоторые источники указывают, что он уже был заинтересован в использовании религии в качестве объединяющей силы в своем царстве и что он пытался реформировать славянское язычество, установив славянского бога-громовержца Перуна в качестве верховного божества.
Крещение Руси
Обращение Владимира
Крещение святого князя Владимира, Виктор Васнецов (1890)
Русская Первичная летопись, история Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, сообщает, что в 987 году Владимир послал послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых призывали его принять их соответствующие веры. Результат легендарно описал летописец Нестор. Согласно этой версии, посланники сообщали о волжских болгарах-мусульманах, что среди них нет радости, «только печаль и великое зловоние», и что их религия нежелательна из-за запрета на спиртные напитки и свинину. Владимир сразу отверг эту религию, сказав: «Пьянство есть радость Руси». Русские источники также описывают, как Владимир советовался с евреями, которые могли быть или не быть хазарами, в конечном итоге отвергая их религию, потому что их потеря Иерусалима была свидетельством того, что они были оставлены Богом. В конечном итоге Владимир остановился на христианстве.
В католических храмах немцев владимирские эмиссары не видели красоты. С другой стороны, в Константинополе на них произвело сильное впечатление ритуальная и красивая архитектура православной церкви. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — сообщали они, описывая величественную литургию в соборе Святой Софии. Великолепие самой церкви было таково, что «мы не знаем, как о ней рассказать».
Владимир, без сомнения, был должным образом впечатлен рассказом своих посланников, но, возможно, еще более остро осознавал политические выгоды, которые он получит от византийского союза. В 988 г., взяв византийский город Херсонес в Крыму, смело вел переговоры о руке сестры императора Василия II Анны. Никогда раньше греческая имперская принцесса не выходила замуж за «варвара», так как брачные предложения французских королей и германских императоров безапелляционно отвергались, а это, по крайней мере, были христиане. Действительно, выдать 27-летнюю княжну замуж за славянина-язычника казалось невозможным, особенно учитывая слухи о его склонности к полигамии.
Поэтому Владимир крестился в Херсонесе, приняв христианское имя Василий как комплимент своему будущему императорскому зятю. За этим таинством последовало его венчание с Анной. Вернувшись с триумфом в Киев, он разрушил языческие памятники и основал множество церквей, начиная с великолепной Десятинной церкви (9 г.89) и монастыри на Афоне.
Альтернативное сообщение
Арабские источники, как мусульманские, так и христианские, представляют более прямолинейную историю обращения Владимира. По этой версии византийский император Василий II столкнулся с восстанием в 987 году. Таким образом, Василий обратился за помощью к русам, хотя они в то время считались врагами. Владимир согласился, но ценой его стала рука княжны Анны. Взамен он согласился принять православие как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда были улажены свадебные приготовления, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.
Спустя годы и смерть
Владимир руководит крещением киевлян
Вернувшись в Киев, Владимир начал обращение своего народа в христианство. Он составил большой совет из своих бояр и поставил двенадцать сыновей над своими княжествами. Он оставил своих бывших языческих жен и любовниц и разрушил языческие храмы, статуи и святые места. Он строил церкви и монастыри и привозил греческих православных миссионеров для обучения своих подданных. Сообщается также, что он щедро жертвовал на различные благотворительные цели. После смерти Анны он снова женился, скорее всего, на внучке императора Священной Римской империи Оттона Великого.
Однако не все подданные Владимира мирно восприняли его политику. Среди них были некоторые из его бывших жен и их сыновей. Некоторые из этих князей подняли вооруженное восстание, особенно князь Ярослав Новгородский. В ходе подавления этого мятежа Владимир погиб в бою у Берестова, под Киевом, 15 июля 2011 г.
Наследие
Историческая статуя в Киеве работы Петра Клодта и Василия Демут-Малиновского
Владимир и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства. После его смерти он был сразу же прославлен многими как святой и мученик. Различные части его расчлененного тела были распределены по многочисленным основанным им церквям и монастырям и почитались как реликвии. Многие из этих фондов и по сей день остаются ключевыми институтами русского православия.
Ему посвящен Владимирский собор в Киеве, а Киевский университет первоначально назывался в его честь как Университет Святого Владимира. Есть также Орден Святого Владимира в России и Свято-Владимирская православная духовная семинария в США. Именем святого Владимира Великого названы десятки, если не сотни православных храмов по всему миру.
Память о Владимире поддерживали и бесчисленные русские народные баллады и легенды, в которых он упоминается как Красно Солнышко, то есть Ярмарка Солнца . С ним заканчивается варяжский (скандинавский) период восточнославянской истории и начинается христианский период.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Boiselair, Georges. Святой Владимир Солнышко Прекрасное: Великий Князь Киевский, 958-1015 . Украинское тысячелетие. Виннипег: Паб Владимир. Дом, 1988. ISBN 9780920739655.
- Брек, Джон, Джон Мейендорф и Э. Силк. Наследие святого Владимира: Византия, Россия, Америка . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1990. ISBN 978-0881410785.
- Батлер, Фрэнсис. Просветитель Руси: образ Владимира Святославича сквозь века . Блумингтон, Индиана: Славика, 2002. ISBN 9780893572907.
- Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Veröffentlichungen des Osteuropa-Institutes München, 67. Висбаден: Harrassowitz, 2001. ISBN 9783447044578.
- Волков Владимир. Владимир Русский викинг . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, 1985. ISBN 9780879512347.
- Эта статья включает текст из Encyclopædia Britannica, одиннадцатого издания , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 9 мая 2020 г.
- Святой Владимир Великий. newadvent.org
- Свято-Владимирская православная духовная семинария. svots.edu
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Владимир_I_оф_Киев история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Владимира I Киевского»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Почитание императора Константина в России
4. июн 2016 — 16:48
Одним из наиболее значимых по своим последствиям для мировой истории актов был Миланский эдикт, изданный 1700 лет назад[1] римским императором Константином. Через четверть века после ее издания, в 337 году, император Константин тяжело заболел и умер. По свидетельству Евсевия, незадолго до смерти он «посчитал, что пора очиститься от прежних грехов своих, ибо верил, что все, в чем он согрешил, будучи смертным, будет изъято из его души силою мистических молитв и спасительное слово Крещения».[2] Для принятия таинства Крещения Константин отправился во дворец в Никомедии, находившийся недалеко от новой столицы Нового Рима – Константинополя, где ранее император Диоклетиан построил свою резиденцию. В Никомидию прибыли епископы окраинных городов. Евсевий передает слова, сказанные императором епископам, собравшимся вокруг его постели: «Настало желанное и долгожданное время, о котором я молился, как о времени спасения в Боге. Пришло время нам получить печать бессмертия и вкусить спасительной благодати. Я задумал сделать это в водах Иордана, где в пример нам, как сказано, принял Крещение Сам Спаситель; но Бог, Который знает, что полезно, удостоил меня этого здесь. Таким образом, мы больше не будем колебаться, ибо, если Господу жизни и смерти угодно будет продлить мое существование, если однажды определено, чтобы я был отныне соединен с Божьим народом как член Церкви, чтобы я участвовал в молитвы вместе со всеми, то чрез это я подчинюсь этим правилам жизни, по воле Божией».[3]
Архиереи под председательством местного правящего епископа Евсевия, наиболее близкого из всех епископов к императору в последние годы его, совершили Крещение, после чего, как пишет другой Евсевий (Кесарийский), «удостоившись Божественной печати, он, вознесшись духом, обновился и преисполнился божественным светом от преизбытка веры своей, возрадовался душою и чрезвычайно изумился действию силы Божией». дольше королевский порфир.
21 мая, около полудня, в последний день праздника Пятидесятницы, святой Константин отошел предстоять Богу. Как пишет его биограф, «в тот самый момент дорифорои »[императорская телохранительница] и вся охрана разорвали на себе одежды и бросились на землю, бьясь о нее головами, наполняя дворец плачем, плачем и криками; они назвали Константина своим господином, господином и 90 242 Василевсом — 90 243 и не столько хозяином, сколько отцом… таксоархии [бригады] и лохаги [командиры] называли его своим спасителем, охранителем и благодетелем, а все остальные батальоны… тосковали, как брошенные овцы, по своему доброму пастырю, и народ бродил по городу, выражая свою душевную скорбь с крики и плач. Казалось, многих охватил ужас от их печали»[5].
Тело Константина было помещено в золотой саркофаг, покрытый порфиром, и доставлено в Константинополь, где его положили на высоких носилках в большом зале дворца. Саркофаг оставили на три с половиной месяца, чтобы проститься с ним могли не только семья и сановники императора, но и его генералы, офицеры и солдаты, имперские администраторы и римские граждане, проживающие в Константинополе, Риме и других городах. . Из дворца саркофаг перенесли в церковь Двенадцати апостолов и поставили среди гробниц видевших Логос. Место захоронения Константина также побудило Церковь назвать его икапостолос — равноапостольный, чему не помешало ни его крещение арианским епископом Евсевием Никомидийским, ни удаление из Александрии самого ревностного и красноречивого защитника Никейского Символа веры св. Афанасия Великого. День памяти святителя Константина был установлен в день его блаженной кончины — 21 мая по юлианскому календарю.
Трудами Константина не только развернулась новая эпоха в истории Рима — изданный им Миланский эдикт и последовавшее за ним поэтапное создание симфонических отношений между Церковью и государством ознаменовали рождение новой Христианская цивилизация по всему Средиземноморью, а затем распространилась по всей Европе и за ее пределами. Величие этого труда сделало Константина поистине равным апостолам, а помещение его саркофага среди мощей двенадцати учеников Христовых послужило лишь возможностью прославить его в этом чине. Между прочим, западная церковь не почитает его в числе святых, хотя в отдельных областях Запада — разных частях Сицилии и Сардинии — словом, в тех странах, которые дольше всего находились под властью императоров Нового Рима, его культ сохраняется.
Память Святителя Константина в Православной Церкви связана с памятью его матери Елены. В церковных службах, посвященных свв. Константина и Елены, особо подчеркивается видение императором образа Креста на небе, предшествовавшее его победе над римским узурпатором Максенцием и его обращению в веру во Христа. Тропарь праздника произносит: «Константин, сей Апостол Твой в царях, Господи, очами своими узрев знамение креста Твоего на небесах, и, подобно Павлу, не от людей зов Твой приняв, царствующий град поручил Твои руки, доставившие его в целости и сохранности на все времена заступничеством Богородицы, о Ты, Единый Человеколюбец». Так, в православных службах, посвященных свв. Константина и Елены есть молитвенное прошение о спасении Рима: «Доставляя его в безопасности на все времена предстательством Богородицы, Ты, Единый Человеколюбец». В другом месте службы на 21 мая воспоминание о другом явлении Креста — обретении его в Иерусалиме матерью императора: «Первый христианский царь, Константин, скипетр твой от Бога получил ты: спасительное знамение, и им покорил ты все народы под ногами римлян, и имея непобедимым оружием своим Животворящий Крест, к Богу нашему пришел еси».
В России почитание свв. Константин и Елена, предполагаемые с самого начала при его крещении, явились своего рода прообразом для культа крестителя Руси и равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, принявших собственное крещение в Новом Риме, Константинополе. , и получил имя Святой Елены. Служба, посвященная памяти святого Владимира, совершаемая 15 июля по юлианскому стилю, содержит много сравнений его трудов с трудами святого Константина: «Ты был вторым Константином словом и делом: Он родился в христианское время и много лет жил в эллинизме. Ты родился от варягов, но возлюбил возлюбившего тебя Христа и в радости восшел к Нему. Молись ли ты когда-нибудь Ему за тех, кто чтит тебя». Слово «эллинизм» употребляется здесь в том специфическом значении, которое оно приняло в восточной части Римской империи со времени ее христианизации, а затем ассимилировалось на Руси. Утратив значение этнонима, слово «эллин» стало обозначать язычник, в отличие от христианина и ромеев, то есть римлянин, хотя язык ромеев и христиан по-прежнему назывался эллинским. В средневековой Руси эллинами называли местных пришельцев и язычников, пока они не стали христианами, будь то некрещеные славяне или самоеды севера. В службе св. Владимиру есть параллель между свв. Константин и Елена, с одной стороны, и св. Владимир и Ольга — во святом крещении, Елена (Елена) — с другой: «Новую любовь Елены возвестил еси, будучи внуком Ольги. Новый Константин Великий, ко Христу вопиющий, Василий: благословен еси, Боже отцов наших». В службе, посвященной святому Владимиру, во многих местах упоминается имя, данное ему в Крещении Василий (по-русски Василий). Так звали императора Василия, вошедшего в историю под именем Болгаробойца ( Булгароктион ), во время правления которого крестился креститель Руси.
О всеобщем почитании императора Константина на Руси после ее крещения свидетельствует тот факт, что русским часто давали его имя при крещении. Наши древние летописи в основном сохранили имена князей и епископов, а среди русских великих и местных князей из династии Рюрихов немало известных лиц, носящих имя святого императора Константина. Это были: великий князь Ростовский и Владимирский Константин Всеволодович, внук Юрия Долгорукого [основателя Москвы. — Пер.] и дядя святого великого князя Александра Невского, скончавшегося в 1219 году.; Князь Рызанский Константин Владимирович, праправнук Святослава, сына Ярослава Мудрого, живший в тринадцатом веке; Константин Михайлович, сын святого князя и мученика Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской; Константин Андреевич, племянник святителя и князя Даниила Московского и внук Александра Невского; Князья Константин Романович Рязанский, Константин Ростиславович Смоленский и Константин Ярославович Галичский. Имя Константин носил и младший (восьмой) сын святого великого князя Димитрия Донского, правивший угличскими землями и принявший в конце жизни монашеский постриг с именем Кассиан.
Среди князей династии Рюриковичей, носивших имя императора Константина, канонизированные святые: святой Константин Всеволодович Ярославский, внук вышеназванного князя Ростовского и Владимирского, носивший то же имя и отчество, и святой князь Константин Феодорович Ярославль по прозвищу Улемец, умерший в 1321 году.
В домонгольскую эпоху у русских людей было, как правило, два имени — одно бытовое, происходящее от их славянского, скандинавского или иного происхождения, а другое — имя их святой покровитель. Так было и у крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия (русского — Василия). Первыми православными святыми на Руси считаются сыновья святого Владимира Борис и Глеб, чьи имена употребляются как имена святых, хотя их имена в крещении — Роман и Давид. Так, некоторые другие русские феодальные князья далекого прошлого, здесь не упомянутые, вероятно, также получили в крещении имя Константин, но они вошли в летописи под своими бытовыми именами, а их крестильные имена утеряны для потомков.
Кроме князей, из ранней русской истории известны как минимум два частных лица, тем не менее занимавших важные административные должности — оба фактически новгородские посадники, — названные в честь св. Константина. Одним из них был Константин Добрынич, сын Добрыня Никитича, известного как по летописям, так и по народным преданиям. Константина Добрынича могли помнить просто потому, что он не был из рода Рюриковичей, а был близким родственником святого Владимира. Его отцом был брат Малуши, или в исландских сагах, Мальфрида, служанка святой Ольги и наложница князя Святослава Игоревича, от пары которых родился святой Владимир. Другими словами, этот Константин был двоюродным братом крестителя Руси по материнской линии. Константин Добрынич погиб в бою в 1022 году. В следующем веке должность новгородского посадника дважды занимал другой Константин — Коснятин Микулич, происхождение которого неизвестно.
Даже в совсем другую эпоху имя Константина приковывает внимание русского царского дома. Императрица Екатерина Великая имела внука, родившегося в 1779 году в семье наследника престола Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны (урожденной принцессы Вюртембург-Штутгардской), крещенного в честь святого Константина, имя которого носил двенадцать римлян Императоры, в том числе последний — Константин Палеолог. Это имя было дано и второму сыну наследника с далеко идущей целью. В эпоху сверхуспешных войн Екатерины Великой с Османской империей сформировалась идея нанести смертельный удар Верхнему порту (что было вполне реалистично, принимая во внимание аспект международных отношений, интересы и положение других великих европейских государств). держав, особенно Великобритании и Австрии), и восстановление союзной России православно-христианской империи со столицей в Константинополе — традиционная цель внешней политики России, по крайней мере, со времен царя Алексея Михайловича, если не с время, когда зародилась идея Москвы как Третьего Рима. Екатерина представляла своего новорожденного внука императором восстановленной христианской империи. В таком случае лучшего имени, чем Константин, не найти.
Но история рассудила иначе. Проекту Екатерины так и не суждено было сбыться. Османская империя, которая терпела значительные уступки своей территории России, в том числе обширные участки в северном Причерноморье, тем не менее дожила до XVIII и XIX веков и продолжала существовать до конца Первой мировой войны, когда три империи пали на однажды; но Константинополь (Стамбул) и по сей день остается крупным городом в современной Турции. Что же касается великого князя Константина Павловича, то, хотя его старший брат император Александр I умер бездетным, он не унаследовал после него российский престол, отказавшись от него в пользу своего брата Николая в связи с его разводом с женой графиней Анной Саксен-Кобургской и последующим морганатическим брак с Жанной Груздинской, так как, согласно известному акту его отца императора Павла о престолонаследии, дети, рожденные от морганатического брака, не могут наследовать императорский престол, даже если их родитель не утратил своего права наследования. Константин имел право на наследство, а его дети — нет, и, возможно, даже используя дефект своего брака в качестве предлога, он предпочитал дистанцироваться от имперских обязанностей.
Но имя великого князя Константина Павловича сыграло трагическую роль в событиях, связанных с престолонаследием на Сенатской площади в Петербурге, в декабре 1825 года. 14 декабря 1825 года, после смерти Александра I, когда императорская семья решала кто будет следующим императором, возникла путаница в государственных сферах. Офицеры нескольких гвардейских полков выводят своих солдат на Сенатскую площадь с намерением свергнуть правительство в пользу отказавшегося от престола Константина, а заодно и сменить режим. Солдаты, оказавшиеся в невольной роли революционеров, по наущению своих офицеров, кричали на Сенатской площади у Зимнего дворца: «Да здравствуют Константин и Конституция!» нисколько не подозревая, что их крики вызовут такой шум — покушение на неограниченную власть самодержавного императора. Из-за женского окончания «Конституции» предположили, что так звали жену Константина.
После великого князя Константина Павловича имя святого императора Константина носили другие великие князья: сын императора Николая I Константин Николаевич, известный как талантливый поэт. Свои стихи он подписывал инициалами «К. Р.», имея в виду Константина Романова. Также сын поэта получил то же имя. Оба они были убиты после отречения Николая II и смены режима в России.
Почитание императора Константина в России выражалось в том, что ему было посвящено множество церквей и престолов во все христианские эпохи России. Поскольку святой Константин поминается вместе с его матерью Еленой, все храмы, которые я лично знаю, посвящены обоим святым – Константину и Елене. Одна из церквей Кремля, разрушенная в 19 в.30-х гг., был посвящен этим двум святым. Он до сих пор не восстановлен.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает около шестидесяти храмов, посвященных свв. Константин и Елена. Среди них есть и те, что были построены в постсоветский период. Один из них сейчас строится. Три других московских храма в честь свв. Константин и Елена были восстановлены в течение последних двадцати лет. Все они имеют статус домовых церквей: и в Земельном университете, и в Межевском институте, и в Пятницком патронаже. В Московской епархии за городом есть еще пять Константино-Еленинских храмов: в Сергиевом Посаде в Черниговском Свято-Троицком скиту. Сергиевой Лавры, а также приходские храмы в Истре, Клину, Верее и в одном селе. В Санкт-Петербурге пять домовых церквей, посвященных свв. Константин и Елена. Один из них в Военной академии, другой в частной средней школе и еще двое в госпиталях. За пределами Петербурга, но в пределах Санкт-Петербургской епархии есть еще три храма: в Стрельне, Всеволожске и в одном селе под Выборгом. Есть тридцать церквей св. Константина и Елены в разных губерниях России, не менее восьми церквей на Украине, одна в Белоруссии и одна в столице Казахстана Астане. Далеко за границей находятся русские храмы свв. Константина и Елены в Австралии (Синдей) (один) и двух в Германии, один из которых находится в Берлине.
Из всех святых, живших в эпоху христианизации Римской империи с четвертого по шестой век, имя Константин является одним из самых известных и почитаемых в России, уступая лишь святителям Николаю Мирликийскому и Ликийскому, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковное сознание воспринимает св. Константина как образ идеального правителя, несмотря на то, что христиане, естественно, допускают различие между историческим Константином и его идеалом, можно сказать, его иконой, причудливо соотнесенными, хотя и быть. И всякий действительно действенный правитель России неизбежно сравнивается в народном сознании с этой иконой: в русской истории, со святым Владимиром и во всемирной истории, со святым Константином, — так что всякая высокая оценка плодов усилий любого такого правителя присуждает ему наименование «нового Константина» или «нового Владимира».