Князь суздальский юрий долгорукий: Юрий Владимирович Долгорукий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Князь Юрий Долгорукий

(1998)

«Таркифильм-2», 1998

Режиссер С. Тарасов. Авторы сценария: Э. Смирнов, З. Чернышева. Оператор Л. Пожони. Художник-постановщик В. Юшин. Композитор И. Кантюков. В ролях:  Б. Химичев, М. Глузский, Е. Парамонов, Б. Невзоров, А. Ливанов, Л. Федосеева-Шукшина и др.

 

XII век. Князь суздальский Юрий Долгорукий пытается объединить русские земли. Его стремлениям противятся киевский князь Изяслав и боярин Кучка. Вскоре Долгорукий начинает строить на землях Кучки Москву и разбивает войско Изяслава.

Съемки фильма проходили в Суздале и в Румынии.

Режиссер и автор сценария Сергей Тарасов:

«Мы два дня бродили и ездили по городу и поняли, что тут надо снимать картину о Юрии Долгоруком, потому что он был князем Ростовским и Суздальским, и здесь есть все для этого. В селе Кидекша, где была резиденция Юрия Владимировича, сохранилась церковь Бориса и Глеба 1152 года, построенная им, которая «помнит» князя. Мы также придумали, как мы в Суздале и Москву снимем! Мы даже нашли «Боровицкий холм»…».

Белов Ю. Волшебный портрет / Ю. Белов // В главной роли Суздаль / Ю. Белов. – М., 2006. – С. 192-195.

 

Режиссер Андрей Юренев:

«Независимая студия «Таркфильм» снимает здесь у вас большинство натурных сцен художественной, полнометражной ленты «Князь Юрий Долгорукий»… В массовых сценах ежедневно занято до 50 суздальцев. В боевых же эпизодах участвуют члены московских исторических клубов-объединений «Ратник» и «Серебряный волк». Все, что на них надето – одежда, доспехи, оружие – выполнено их же собственными руками и является тщательной реконструкцией реально существующих вещей… Также натуру подснимем в Костроме и Звенигороде, а павильонные съемки пройдут в Румынии – так дешевле».

Сухов В. Юная Москва в древнем Суздальском кремле / В. Сухов // Суздальская новь. – 1997. – 14 июня. – С. 1.

«Правительство Москвы предложило киноконцерну «Мосфильм» сделать фильм об основателе столицы князе Юрии Долгоруком… Когда встал вопрос, где снимать фильм «Князь Юрий Долгорукий», где выбрать натуру, то, в первую очередь, выбор пал на Суздаль, потому что основатель Москвы был суздальским князем, а резиденцию свою устроил в Кидекше, на высоком берегу Нерли. По приказу князя в 1152 году здесь был возведен белокаменный храм в память его предков – мучеников Бориса и Глеба. Он сохранился до наших дней! С. Тарасов, оператор О. Мартынов и художник В. Юшин на прошлой неделе побывали в Кидекше и Суздале. Дотошно осмотрели все архитектурные памятники деревянного и каменного зодчества, многое засняли на цветную пленку, чтобы потом в Москве окончательно определиться с объектами будущих съемок. Кое-что придется достраивать. Натура кинематографистов привела в восторг, даже оператора Олега Мартынова, который в 1966 году был в Суздале на съемках фильма «Сердце друга». Съемки нового фильма должны начаться в середине мая».

Белов Ю. Фильм о князе Суздальском Юрии / Ю. Белов // Всполье. – 1997. – 12 марта. – С. 3.

 

«В Суздале вновь снимается кино. Уже больше, чем полмесяца, как преобразилась северо-западная часть нашего кремля – на валах, луговине, у Никольской церкви поставлены и строятся декорации. Теперь это как бы не Суздаль, а Боровицкий холм, откуда начала свое летоисчесление Москва. Натуру для ленты ударными темпами создают специалисты ООО «Суздаль-лес» и многочисленные плотники-умельцы нашего города. Спешит и съемочная группа – нередко отдельные сцены будущего фильма запечатляются под звуки бензопилы и топоров…

Нынешние же времена заставляют посмотреть на проблемы, связанные со съемкой в нашем городе художественной картины, по-другому, шире. Не на последнее место встают вопросы меркантильного характера – киногруппа нанесла заповедному месту Суздаля определенный ущерб: через парк многочисленный автотранспорт проделал глубокие колеи-дороги, пострадал тротуар, вытоптана значительная часть луговины… Москвичи долгое время противились подписать с местными властями договор о компенсации всего этого; козыряя письмом мэра столицы Ю. М. Лужкова, отказывались перечислить в городскую казну деньги за разрешение проводить съемки  в Суздале (а такая законообязывающая статья есть в уставе нашего города)… В итоге компромисс был найден, но нервов обе стороны потрепали друг другу предостаточно».

Сухов В. Юная Москва в древнем Суздальском кремле / В. Сухов // Суздальская новь. – 1997. – 14 июня. – С. 1.

 

«Натурные съемки летом 1997 года творческая группа студии «Тарки-фильм» (Москва) проводила в Суздале, где по эскизам художника В. Юшина были выстроены декорации «Усадьба боярина Кучки», «Строящаяся Москва». В массовых сценах участвовали жители Суздаля. Часть эпизодов снималась возле главного туристического комплекса, где было устроено… кладбище XII века. Здесь снимали сцену прощания князя Юрия со своей любимой женщиной, простолюдинкой Светляной. Моросил дождик. Побывала творческая группа в Суздальских лесах, а потом уехала для продолжения съемок в Румынию – павильонные съемки».

Бальзаминов Д. «Князь Юрий Долгорукий» к 850-летию Москвы не успел / Д. Бальзаминов // Вечерний звон. – 1997. – № 36. – С. 8.

Фрагменты фильма, снятые на территории Суздаля.

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский

jpg»/>

Древняя РУСЬ


На главную










Призвание варягов
Княгиня Ольга, князь Святослав
Владимир Святославич Святой, Кирилл и Мефодий
Ярослав Мудрый, Владимир Мономах
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский
Александр Невский


Юрий Долгорукий (? — 1157)



Юрий Владимирович Долгорукий — князь суздальский и киевский. Шестой сын Владимира Мономаха. Прозвище Долгорукий получил за постоянные посягательства на южнорусские княжества. После смерти Владимира Мономаха превратился в самостоятельного князя, а Суздаль стал столицей всего Ростово-Суздальского княжества. Стал зачинщиком очередных междоусобиц и ожесточенной борьбы с черниговскими князьями, но потерпел поражение и занялся строительством и укреплением городов в своей северной вотчине.

Северо-восточное княжество



В 1149 году Юрий Долгорукий предпринял поход на юг. Он разбил войска Изяслава и овладел Киевом. Но в мае 1151 года Изяслав нанес ему поражение на реке Руте, и Долгорукий был вынужден вернуться в Суздаль. В 1155 году он вновь занял Киев и раздал своим сыновьям южные княжения. Но поддержкой населения Долгорукий не пользовался. На пиру у боярина Петрила он, вероятно, был отравлен. Тут же ликвидировали все южные завоевания Долгорукого. Но экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси, в том числе Москвы, продолжился и после его смерти.

Андрей Боголюбский (ок. 1111 — 1174)



Андрей Юрьевич Боголюбский — князь владимиро-суздальский (с 1157). Второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны. Обосновался во Владимире еще при жизни отца. После его смерти стал также князем ростовским и суздальским, вопреки воле отца, завещавшего Ростов и Суздаль младшим сыновьям Мстиславу и Михаилу. В 1169 году разграбил Киев и отдал его младшему брату Глебу. Чтобы не считаться с решением веча, перенес столицу во Владимир, построил в нем Успенский собор, Золотые ворота, церкви и монастыри. Для усиления власти Боголюбский перенес из Киева икону Владимирской Божией Матери (по преданию, писанную евангелистом Лукой), распорядился составить сказание о ее чудесах, победоносном походе в 1164 году на волжских болгар, связанном с общей борьбой христианского мира против «неверных». Усиление княжеской власти и конфликт с боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит. Потомства Андрей Боголюбский не оставил. Впоследствии православная церковь причислила его к лику святых.




write e-mail:

Сайт создан в системе uCoz

Богородице-Рождественский собор.

Суздаль.

Рождественский собор в Суздале — православный храм, построенный в начале XIII века владимирским князем Юрием Всеволодовичем, расположенный на территории Суздальского Кремля. С 1992 года он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был первым каменным храмом на Северо-Востоке России. Его трижды возводили на одном и том же месте. Первое здание было построено во времена Владимира Мономаха. Около 1148 года Юрий Долгорукий возвел новый храм. Его основанием стал нижний ярус современного собора. В 1222–1225 годах владимирский князь Юрий Всеволодович построил третий, белокаменный корпус. В 1233 году собор был украшен фресками ростовских или суздальских мастеров епископа Кирилла. Фрагменты этой картины были обнаружены в 1938. За все время существования собор несколько раз горел, что нанесло непоправимый ущерб и потребовало значительного капитального ремонта. В храме похоронены сыновья великого князя Юрия Долгорукова. В 13 веке собор был красивейшим зданием Суздаля. С тех пор храм несколько раз ремонтировался, меняя свой внешний вид. На здании появились два новых купола, вместо шлемовидных головок были установлены луковичные. Западные и южные золотые ворота Рождественского собора в Суздале — шедевр русского прикладного искусства XIII века. Ворота состоят из деревянной основы, обитой медными листами, которые разделены на штампы. Западные золотые ворота Рождественского собора в Суздале были сделаны в 20-х годах 13 века. Южные ворота (Главные) сделаны позже западных и, скорее всего, относятся к 30-м или 40-м годам XIII века.

В 1445 году во время набегов казанского хана значительная часть храма была уничтожена в результате пожара. И только спустя почти столетие по приказу Василия III Рождественский собор был восстановлен. Известно, что в 1528 году здание собора Рождества Богородицы было разобрано на аркатурный пояс, снабженный женскими масками. Белый камень собора заменили красным кирпичом. Первоначально собор был трехглавым, но в XVII веке получает пятиглавое завершение. В конце XVII века внутренние стены собора были расписаны. Из всего сказанного можно сделать вывод, что храм пришел в новое время с довольно глобальными изменениями. Во внутреннем убранстве стен местами сохранились настенные росписи, относящиеся к XIII, XV и XVII векам. В том же 17 веке в храме обновили роспись, увеличили окна, убрали гробницы, находившиеся на поверхности пола. Комната стала просторной и светлой, в соответствии с популярным тогда архитектурным стилем барокко. Внутренние помещения собора представляют собой своеобразный музей древнерусского искусства. Здесь можно увидеть старинные фрески, уникальные иконы и церковные предметы декоративно-прикладного искусства. Внутри сохранились старинные ворота, выполненные в редкой технике «огневого золочения».

Одним из ценных и интересных предметов Рождественского собора является большая чаша, предназначенная для освящения воды и созданная в 19 веке. Чаша представляет собой большой самовар, снабженный четырьмя краниками для подачи прихожанам уже освященной воды. В то же время продолжается развитие архитектуры Рождественского собора – возводятся бордюр Рождества Христова и паперть. В начале 20 века богослужения в Рождественском соборе были запрещены и возобновились лишь в начале IX в.0-е годы прошлого века. После масштабных ремонтных работ собор начал действовать в 1991 году – с этого момента здесь проходят постоянные службы, только какое-то время он был открыт как музейная экспозиция.

Святой благоверный князь Василий Ростовский (+ 1238)

Святой благоверный князь Василий Ростовский происходил из рода суздальских Мономашичей, прославленных в русской истории. Прадедом святого был Юрий Долгорукий, а дедом — великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), наследника и продолжателя дела святого Андрея Боголюбского. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей старого Ростово-Суздальского княжества, Всеволод «Большое Гнездо» единолично вершил ход дел всей Великой Руси. В «Слове о полку Игореве» говорится, что он умел «веслами Волгу плескать, а шлемами Дон выручать».

Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, святитель Василий родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжествовал его отец. Там он провел свое детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был наделен Василию (ему было тогда восемь лет) своим княжеским уделом на самоуправление.

Воинская доблесть, священный долг служения отечеству, чувство справедливости и почитание старших — все это традиционные черты русского княжеского защитника земли, и все это присутствовало в Василии. Отец святого, великий князь Константин, скончался 2 февраля 1218 года, когда Василию еще не было десяти лет. Наставником молодого ростовского князя стал затем его дядя, великий князь святой Юрий Владимирский (память 4 февраля).

Двадцать лет князь Юрий правил Владимиром, и все эти годы Василий был его ближайшим другом и доверенным лицом. Летописи отмечают живую красоту фигуры Василия, его светлый и величественный взгляд, его удаль в ловле дичи, его благодеяние, его ум и глубокую старательность, вместе с кротостью и добродушием в отношениях с вельможами: «Кто служил ему, тот, кто ел его хлеб и пил с ним чашу, никогда не мог быть слугой другого князя».

В 1219 году Василий участвовал в походе владимиро-суздальских войск против волжских булгар, а в 1221 году в походе к устью реки Оки. Затем святой Юрий находился в заложниках в Нижнем Новгороде.

В 1223 году в южных степях появились первые татары (монголы), «неведомый народ», пришедший из Азии. Их первыми жертвами стали союзные Руси половцы. Русские князья с половецкими ханами (многие из которых приняли Святое Крещение) решили дать отпор степным грабителям, прежде чем они достигнут Русской Земли. Святитель Василий возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в русском степном походе.

Враг появился раньше, чем они ожидали. А многовековое деление удельных княжеств оказалось неспособным к эффективным действиям в крупномасштабной войне. Отряд Василия не успел к решающей битве, и из Чернигова пришло печальное известие о разгроме русских войск на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурным предзнаменованием, и на востоке нависла буря . Василий и его компания вернулись в Ростов.

В 1227 (или 1228) Василий женился, взяв в жены Марию, дочь святого Михаила Черниговского (память 20 сентября). Дядя Василия, святой Юрий, ранее был женат на сестре святого Михаила [т.е. Дядя Василия Юрий женился на тете Марии]. В 1231 году у Василия родился старший сын Борис.

Над Россией сгустились грозовые тучи. 3 мая 1230 года «сотряслась земля во время литургии», и в тот год на Русь пришли голод и мор. В 1232 году татары разбили зимовье, едва дойдя до столицы волжских булгар. Жизнь шла своим чередом, и князь Юрий в 1236 году выдал замуж своих сыновей Владимира и Мстислава, и Василий радовался их свадьбе. Всем им, однако, оставалось жить немногим больше года, ибо татары уже захватили Волжско-Булгарскую землю.

В 1237 году татарский вихрь обрушился на Русь. В декабре Рязань пала под Батыем. Князь Юрий решил не посылать своих войск на помощь, так как ему предстояла трудная оборона Владимира. Татары предложили ему мир, и он был готов к переговорам. Но условия мира, дани и вассальной зависимости от хана были неприемлемы. «Славный бой, — сказал князь, — лучше позорного мира». Первое сражение с татарами было под Коломной, и Всеволод Юрьевич командовал войсками, но они были изрублены. Враг повернулся тогда к Москве, которую они захватили и сожгли. Другой сын Юрия, Владимир, попал в плен, когда руководил обороной Москвы.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василий решили бороться «за православную веру» против «безбожных гнусных татар». Организовав свою оборону и оставив своих сыновей Всеволода и Мстислава во Владимире, князь Юрий отправился за Волгу, чтобы собрать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были его племянники, святитель Василий Ростовский и его сподвижники, и его братья Всеволод и Владимир. Великий князь ждал прибытия своих братьев Ярослава и Святослава и их войска.

В Субботу Мясную, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно по зимним дорогам татарское войско подошло к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была решена. Всех оставшихся в городе князей и княгинь епископ Митрофан для духовной крепости постриг в ангельскую схиму. Город пал 7 февраля.

Последним форпостом владимирцев стал Успенский собор, вместилище самой святыни Руси: чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Татары сложили вокруг собора дрова и растопку и разожгли огромный костер. Епископ Митрофан погиб в огне и дыму вместе с тысячей беззащитных женщин и детей и всей семьей князя Юрия: его женой Агафией, дочерью Феодорой, невестками Марией и Христиной и малолетним внуком Димитрием. Его сыновья Всеволод и Мстислав вместе с ранее захваченным Владимиром были подвергнуты истязаниям, а затем зарезаны «на глазах у хана». (В некоторых старых сборниках житий святых все они числятся святыми).

Святой Юрий был со своими войсками под Ярославлем. Узнав о разрушении столицы и гибели близких и родных ему людей, «он громким голосом со слезами сокрушался». Он сказал, что для него лучше умереть, чем продолжать жить в этом мире, так как он один выжил. Святитель Василий, прибывший с ростовским отрядом, увещевал его продолжать военные подвиги.

4 марта 1238 года произошла решающая битва у реки Сита. Татарам неожиданно удалось окружить русское войско, и завязалась резня. Немногие русские воины остались в живых после этой страшной битвы, но враг заплатил за свою победу дорогую цену. Святой Юрий был зарублен в доблестном бою, а раненый Василий доставлен в ставку Батыя.

Татары требовали, чтобы он «следовал их гнусным обычаям, подчинялся их воле и сражался за них». Святой князь гневно отказался предать свою родину или Святое Православие. «Вы не можете отнять у меня христианскую веру», — сказал святой князь, как один из древних христианских исповедников. — Его много пытали, а потом убили в Шернском лесу. Так святой князь Василий предал душу свою Богу, уподобившись в смерти святому страстотерпцу Борису (память 24 июля), первому из ростовских князей, которому он подражал при жизни. Как и святому Борису, святому Василию не было и тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, выйдя на поле побоища, похоронил павших православных воинов, а сам отыскал тело святого князя Юрия (отсеченной головы его в массе изломанных тел не нашли). Свои святые мощи он привез в Ростов, в Успенский собор. Тело святителя Василия было найдено в Шернских лесах сыном священника и доставлено в Ростов. Там жена князя, дети его, епископ Кирилл и все жители Ростова с горьким воплем встретили тело любимого князя и погребли его под сводами соборного храма.

Описывая погребение князя Василия, летописец сказал: «Множество православных людей горько плакало, видя усопшего отца и сиротского воспитателя, великого утешителя скорбящих, и… восхождение светоносной звезды …. Его мученической кровью были смыты его грехи и преступления его братьев».

Люди сочли знаком милости Божией, что два княжеских соратника были погребены рядом в ростовском соборном храме: «Вот чудо, в смерти Бог сложил тела их». (Впоследствии мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор).