Князь при котором крестили русь: Легенда о том, как князь Владимир крестил Русь

Святой равноапостольный князь Владимир — История

Смотрите нательную иконку Святой равноапостольный князь Владимир.

Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. Этот переворот совершен князем Владимиром, получившим наименование Святого, человеком великим по своему времени.

Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном воинственного Святослава, киевского князя и ключницы Малуши. Будучи еще в детском возрасте Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрыней. По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. В ходе войн Владимир овладел Киевом и убил своего брата Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам».

 

Святой равноапостольный князь Владимир

На иконе, выполненной в форме воинского щита, помещён образ святого равноапостольного князя Владимира. Великий киевский князь, при котором произошло крещение Руси, многое свершил для христианского просвещения и для расширения границ земли русской. На этой нательной иконе святой благоверный князь возносит в деснице восьмиконечный крест, возложив левую руку на ратный меч. На оборотной стороне иконы — образ Креста Господня на фоне иерусалимской стены.

Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Но Господь готовил ему иное поприще. Византийскую империю сотрясали удары двух мятежных полководцев: в трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, которую мог получить, только приняв Святое Крещение. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Он привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве крестил своих сыновей и народ.

Людей всех поголовно крестили в водах Днепра от малых детей до стариков; языческих идолов же приказано было разрушить и сжечь. Чтобы не было с той поры на Руси идолопоклонства. Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. Во имя просвещения устраивал книжные школы. Многое совершил Владимир и для обороны Святой Руси, и для расширения границ ее. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий.

День памяти Святому Равноапостольному Князю Владимиру установлен 15 июля.

Святой равноапостольный князь Владимир

На иконе, выполненной в форме воинского щита, помещён образ святого равноапостольного князя Владимира. Великий киевский князь, при котором произошло крещение Руси, многое свершил для христианского просвещения и для расширения границ земли русской. На этой нательной иконе святой благоверный князь возносит в деснице восьмиконечный крест, возложив левую руку на ратный меч. На оборотной стороне иконы — образ Креста Господня на фоне иерусалимской стены.

28 июля отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – День Крещения Руси

Текст Оксаны Москвиной

28 июля Православная Церковь празднует день памяти святого равноапостольного князя Владимира и 1033-летие Крещения Руси. Он правил Русью в период с 978 по 1015 годы. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли.

Личность князя Владимира имеет для современной России судьбоносное значение. Он стоял у истоков принятия христианства на Руси. Именно его воля и государственное решение определили духовный путь русского народа, направление истории и развитие культуры.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия сегодня во всех храмах, монастырях и Архиерейских подворьях Нижегородской епархии совершаются торжественные богослужения.

В этот же день, в полдень по местному времени, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви прозвучит колокольный звон-благовест. Впервые единовременный звон в день памяти святого князя объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и других стран в 2012 году.

Справка:

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

Владимир был внуком равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава. Его мать Малуша — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приведя к покорности восставших древлян и овладев их городами, Ольга повелела казнить князя, за которого древляне пытались сватать княгиню после убийства ими ее мужа — князя Игоря, а детей Мала: Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

Малуша стала христианкой, вместе с великой княгиней Ольгой приняла Крещение в Царьграде, князь Святослав против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном, отправила Малушу на свою родину, в селение недалеко от Пскова. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче — центре Древлянской земли — Олег, в Новгороде — Владимир. В первые годы княжения он был яростным язычником.

Владимир начал поход, в котором ему сочувствовала вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступил 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных – мечем».

Потом Владимир завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их о вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в завершение своего рассказа показал картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять грекам Русь. Вскоре он пошел на них войной и взял Корсунь, так древние русичи называли Херсонес. Отсюда князь отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что она может стать женой лишь христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь был поражен слепотой.

Так, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир принял его в 988 году и получил имя Василий. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

С царевной Анной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, совершилось венчание Владимира и Анны. Город Корсунь был возвращен Византии, а великий князь отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи.

В Киеве Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в городе как Крещатик. Вслед за ними приняли святое Крещение многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них – идол Перуна — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, Владимир объявил, чтобы все жители Киева, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения.

В назначенный день они собрались на берегу Днепра. Сюда прибыл и сам Владимир с христианскими священниками. Киевляне вошли в реку, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы. И князь молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. Великолепная церковь, призванная стать первопрестольным храмом Руси, строилась пять лет, была богато украшена настенной фресковой живописью, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни.

День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Под этим числом отмечается в святцах и церковное «обновление Царьграда» – посвящение святым императором Константином в 330 году новой столицы Римской империи – Константинополя – Пресвятой Богородице. В тот же день в 960 году при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией. Владимир, освятив кафедральный собор в честь Божией Матери, посвящал тем самым стольный град земли Русской – Киев – Небесной Владычице. Тогда же князем была пожалована Церкви десятина, и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги.

После Киева и его окрестностей верой Христовой были просвещены новгородцы. Первый киевский митрополит Михаил в 990 году прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове. В 992 году сам Владимир с двумя епископами прибыл в Суздальский край, и жители приняли Крещение.

В конце жизни Господь послал князю новое испытание. Его сын Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отделиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся князь Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби он повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. В приготовлениях к последнему своему, несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет, из них 28 прожил во святом Крещении. Святые мощи князя были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма.

В народе святой равноапостольный князь Владимир остался «Красным Солнышком». Дело его продолжили сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание князя началось на Руси значительно раньше. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его раки в Десятинном храме, называет православного правителя «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Святой Владимир Киевский | Newman Ministry

Однажды было замечено, что самая большая слабость католической церкви — это ее грешники.  С другой стороны, величайшая сила — это его святые.  И, возможно, самое поразительное, величайшим свидетельством этого является то, что эти грешные негодяи становятся святыми святыми.   Так обстоит дело со св. Владимиром, великим князем киевским, правившим областью, исполненной варварства и идолопоклонства.  Св. Владимир не был исключением, правивший регионом железной рукой, щедро снисходительный и обладавший многочисленными рабынями, у него также было пять жен.  Его власть над властью была надежной, и он, казалось, был готов расширить досягаемость этой власти.

В 989, когда ему было тридцать два года, оказывается, святой Владимир крестился, чтобы жениться на дочери Константинопольского императора.  Весьма вероятно, что крещение было мотивировано исключительно удовлетворением Церкви; и, таким образом, излагая брак по расчету для святого Владимира, чтобы пожинать политические и экономические выгоды, несомненно, получит зять императора. Однако после его крещения в святом Владимире произошел заметный и заметный сдвиг. 

Он отверг всех своих любовниц, освободил всех своих рабов и остался преданным Анне, своей жене.  Он предоставил греческим миссионерам неограниченную поддержку в своем королевстве, вплоть до наложения штрафов на тех, кто отказывался от крещения. Члены его двора обратились, и некогда языческий князь укрылся, чтобы узнать больше о добродетельной жизни в соответствии с Верой, которую он внезапно принял неумолимой хваткой.   Он стал ярким примером покаянной жизни для своих подданных; кроме того, он не только часто раздавал милостыню, но и ввел западное понятие десятины в византийский регион.  Он даже стремился быть более справедливым и беспристрастным в своих суждениях, иногда беспокоясь о том, имеет ли он право судить, даже в качестве светской власти.

Дата его крещения является датой начала обращения России.  Св. Владимира Киевского ласково называют в славянском крае Апостолом Руси.  Хотя многие преуменьшают скорость, с которой легенда приписывает обращение России обращению святого Владимира, кажется очевидным, что то, что он начал, несмотря на скорость, с которой это произошло, заложило основу для последующего обращения нации. Святой Владимир скончался в 1015 году.  Рассказывают, что к тому времени он уже не владел личными вещами, раздав все, что имел, беднякам.

Практический вывод: Великие грешники, великие святые  

Св. У Владимира, возможно, была удивительная история обращения.  Но обращение — это непрерывный процесс, который должен привести к освящению.  Со Святым Владимиром это произошло не так скоро.  У нас это тоже часто не происходит так быстро.  Ключом к христианской жизни является борьба за обращение – мы не избежим греха, пока не будем прославлены, и поэтому мы должны спрашивать себя не о том, будем ли мы грешить или не будем, а о том, позволим ли мы нашим собственным слабостям привести нас к греху. отчаяние.  Мы будем совершать ошибки и будем грешить.  На самообладание уходит целая жизнь, что может объяснить, почему Бог дал нам на это целую жизнь! 

Обращенный должен быть надеющимся – тот, кто изо всех сил старается избежать греха, но если и согрешит, то вместо того, чтобы отвернуться от Бога, бичевать себя, устремляется к Божественному Милосердию Иисуса и следует примеру св. Владимира: «Когда он в минуту страсти впал в грех, он тотчас же стремился искупить его покаянием и милостыней». (Бултер, III, 110).  Когда мы наслаждаемся возможностью устремиться ко Христу, мы обращаем зло наших грехов в добро; мы используем ложь дьявола, чтобы встретиться с Христом.  И когда дьявол обнаружит, что мы позволили его дьявольским побуждениям привести нас ко Кресту, он отступит от наших искушений.  Сатана меньше всего хочет, чтобы мы пошли и обняли Иисуса.

Крещение Руси на иллюстрациях редких материалов Президентской библиотеки

28 июля 2020 года исполняется 1032-летие крещения Руси и 1005-летие со дня кончины равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтится Русская православная церковь. Большое количество материалов, посвященных этому важному событию, представлено на портале и в фондах Президентской библиотеки. Среди них электронные версии публикаций разных лет, научные труды, видеолекции и радиопередачи.

Датой христианизации Киевской Руси считается 988 год, когда князь Владимир принял в Корсуни чин освящения водой и новую веру, что освещено в книге историка и источниковеда Константина Бестужева- Рюмина «О христианизации Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и монастыре в Печорах» (1910 г.) и других произведениях. Авторы показывают, что путь князя к православной вере не был легким, поскольку княжить он начал во времена период язычества на Руси.

«Когда Владимир стал княжить в Киеве, — читаем в книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир святой равноапостольный: Повесть из русской истории» (1888 г.), — он поставил в Киеве шесть деревянных истуканов …Киевляне приносили жертвы тем идолам, прославляя своих идольских богов, закалывали перед идолами своих сыновей и дочерей. Кровью человеческой осквернена была вся Русская земля и тот холм». 

Однако Владимир, выросший в период язычества, не стал его стойким приверженцем. не имел твердого убеждения в идолопоклонстве», — пишет историк Николай Марков в своем историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Великий» (1888 г. ) 9.0003

Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христово принес на Русскую землю святой апостол Андрей Первозванный, о котором упоминается в книге «Великий князь Владимир Святой равноапостольный: Повесть из истории русской».

Однако до принятия христианства в качестве основной религии Руси было еще далеко. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир берется за изучение четырех господствующих религий и выбирает одну из них для своей родины.

Выбор веры Владимиром и христианизация Руси освещены в «Повести временных лет» (1916), комментированной крупнейшим знатоком и толкователем летописей Алексеем Шахматовым. Об этом полно и образно рассказал профессор Василий Ключевский в своем курсе лекций «Древняя русская история» (1885 г.) — эти лекции рукописные, их электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки.

В книге «Великий князь Владимир Святой равноапостольный: Рассказ из истории русской» рассказывается о том, как трудно было князю Владимиру сделать выбор. К нему в Киев приезжали посольства разных народов, призывавшие Русь перейти в их веру. Владимиру пришлось выбирать между мусульманством, католической верой, иудаизмом и православием. В публикации читаем, как князь, пусть и не сразу, сделал выбор в пользу православия: «Греки прислали во Владимир философа. Философ по-гречески означает мудрец: «Если хочешь послушать, я тебе все с самого начала расскажу, зачем Бог пришел на землю», — сказал он князю. И рассказал ему философ о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.

В 1914 году в типографии Святейшего Синода, размещавшейся в здании, где ныне находится Президентская библиотека, была издана книга историка и духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой князь Владимир, равноапостольный» (1914 г. ). Мы, в частности, можем узнать, какое впечатление произвело православное богослужение на русских посланников князя Владимира.

И вот настал день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святой равноапостольный: Рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещен. До этого времени я испытал ваш закон. Мне нравится твоя вера, о ней мне рассказали люди, пришедшие к тебе из Киева от меня и от моего народа».0003

Важнейшим событием в жизни славянского народа стал кардинальный поворот от язычества к христианству. Здесь можно привести выдержки из статьи историка, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора Киевской духовной академии Владимира Завитневича «Святой Владимир как политик», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник памяти 900-летие крещения Руси» (1888 г.): «С возвращением Владимира в Киев наступил момент, который по глубине своего внутреннего смысла представляет уникальное явление во всей нашей истории: в этот момент верховный вождь великого русского народа торжественным актом засвидетельствовал своим подданным, что с этого момента во всех пределах его обширного государства конец царству языческого Бога битвы и войны, и вместо него есть Царство христианского Бога, Бога мира и любви».

После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими европейскими странами, что укрепило международные связи.