Содержание
Основатель древнерусского государства: Олег Вещий
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…»
А.С. Пушкин, «Песня о Вещем Олеге»
Князь новгородский с 879 года и князь киевский с 882 года, куда он перебрался с дружиной и фактически перенёс столицу, по легенде, провозгласив, «Да будет это мать городов русских».
Ряд историков считают именно князя Олега основателем древнерусского государства, так как он объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство – Киевскую Русь.
Противоречивые сведения о князе Олеге дошли до нас в летописях, вероятно, он был родственником первого русского князя — Рюрика.
«Олег остаётся княжить в Киеве и провозглашает: «Киев будет матерью русским городам». Олег, действительно, строит новые города. Кроме того, он покоряет много племён, в том числе деревлян, и берёт с них дань.
С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идёт на Византию и приходит к Царьграду. Греки закрывают цепями вход в залив, у которого расположен Царьград. Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колёса и на них поставить корабли.
Дует попутный ветер на Царьград. Воины подымают паруса в поле и мчатся к городу. Греки видят, и устрашаются, и просят Олега: «Не губи город, дадим дань, какую хочешь». И в знак покорности греки выносят ему угощение — яства и вино. Однако Олег не принимает угощения: оказывается, в него подмешана отрава.
Греки совсем испуганы: «Это не Олег, а неуязвимый святой, его на нас наслал сам Бог». И греки молят Олега заключить мир: «Дадим всё, что хочешь». Олег устанавливает грекам дать дань всем воинам на двух тысячах его кораблей – по двенадцать гривен на человека, а на корабле по сорок воинов — и ещё дань для крупных городов Руси. В ознаменование победы Олег вешает свой щит на воротах Царьграда и возвращается в Киев, везя золото, шелка, фрукты, вина и всяческие украшения (Не все историки Византии и Руси подтверждают факт этого похода – Прим. И.Л. Викентьева).
Люди зовут Олега «вещим». Но вот на небе появляется зловещее знамение — звезда в виде копья. Олег, живущий теперь в мире со всеми странами, вспоминает своего любимого боевого коня. На этого коня он давно уже не садится. За пять лет до похода на Царьград Олег расспрашивал волхвов и кудесников: «От чего мне предстоит умереть?» И один из кудесников сказал ему: «Умереть тебе от коня, которого ты любишь и на котором ездишь» (то есть от всякого такого коня, притом не только живого, но и мёртвого, и не только целого, но и от части его).
Олег же лишь умом, а не сердцем понял сказанное: «Никогда больше не сяду на своего коня и даже видеть его не буду», — велел коня кормить, но к нему не водить. И вот теперь Олег вызывает старейшего из конюхов и спрашивает: «А где мой конь, которого я отослал кормить и охранять?» Конюх отвечает: «Умер». Олег начинает насмехаться и оскорблять кудесников: «А ведь неверно предсказывают волхвы, всё-то у них ложь, — конь умер, а я жив». И приезжает на место, где лежат кости и пустой череп любимого коня, спешивается и насмешливо произносит: «И от этого черепа мне грозила смерть?» И попирает ногою череп. И вдруг высовывается змея из черепа и уязвляет его в ногу. От этого Олег заболевает и умирает.
Волхвованье сбывается».
Дёмин А.С., Повесть временных лет (около 1113 года) / Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский Фольклор. Русская литература XI-XVII веков, М., «Олимп»; «Аст», 1998 г., с. 107-108.
Какие были князья древнерусского государства
Рассмотрим в этой статье, какие были князья древнерусского государства. Все началось с правления варяжского князя Рюрика, который правил с 862 по 879 годы нашей эры. После него правило очень много князей. Какие? Мы сейчас рассмотрим.
Во-первых, это был Олег. Его годы правления варьируются от 879 по 912 годы. Он был самым первым князем после появления варяг на Днепре. Рюрик и он имели родственные корни. Он был опекуном несовершеннолетнего сына. Олег захватил Смоленск. Князю удалось объединить разрозненные племена славян. В 882 году был покорен Киев. В результате захватнических действий были убиты Аскольд и Дира, князья, властвовавшие в Киеве. Позже этот город стал столицей Руси. Так появилась Киевская Русь. Известны войны с Византией, например, удачный поход на Константинополь. Когда были захвачены древляне в 883 году, то на Русь пришло понятие дани, которую стали собирать с покоренных земель.
Во-вторых, правил с 912 по 945 годы Игорь Рюрикович, он был сыном Рюрика и последователем Олега. Он расширял Древнерусское государство, присоединяя племенные союзы. Были войны и с Византией. В 944 году подписывается договор, выгодный обоим государствам. Князь Игорь был первым, кто делал набеги на печенег. Также он организовал сбор дани с полюдья, что привело его к смерти.
В-третьих, правила Ольга, начиная с 945 до 969 года. Она была первой княгиней в лице женского пола. Это жена Игоря, который погиб из-за сбора дани. Она смогла подчинить своей власти всю Киевскую Русь. Дань, введенная Игорем, и имевшая разное значение, стала постоянной и регулярной. Она была первой христианкой, которая крестилась в Константинополе под именем Елена в 957 году.
В-четвертых, поговорим о Святославе Игоревиче, который правил с 962 по 972 годы. Он был сыном и последователем Ольги. В 964 году он уже взял под свою власть вятичей, начав собирать с них дань. Следующий 965 год был знаменательным для Святослава, так как одержал победу над хазарами, которые были конкурентами в торговле с другими странами. Там он построил укрепленные города-крепости. Правда, 972 год закончился для князя провалом, когда он возвращался с Дуная. Его убили печенеги. Но ему удалось показать, каким талантливым полководцем он был. Этот князь был прозван князем-воителем. Так как он провел множество военных компаний. Являясь не только правителем крупной державы, но еще и предводителем дружины, которую он сам создал для себя.
В-пятых, Владимир начал править в 980 году и закончил в 1015. Он был одним из сыновей Святослава. Между братьями велась междоусобная война. Но Владимир одержал победу. Церковь приравняла Владимира к апостолам. Такое произошло, так как он стал распространять христианство на Руси. А православные традиции были связаны с тем, что, кто проповедует, тот апостол. Для Древнерусского народа он остается под именем Владимира Красного Солнышка. Он единственный из всех князей, который занимался не только расширением государства, но и его укреплением. Он победил над радимичами. Ходил на польские земли. Завоевывал печенежские территории. Строил везде, где одерживал победу крепости. Также провел языческую реформу в 980 году. Там значилось, что главным богом будет Перун. Но такое дело не помогло в принятии христианства, так как были серьезные разногласия между язычеством и христианами. При этом Владимиру было ясно, что укрепить отношения с Византией можно только породнившись с ней в религии. Поэтому он насильно в 988 году обращает народ в христианство. Те же, кто придерживался до последнего язычества, были уничтожены. Так власть князя стала мощней, и народ стал сплоченным.
В-шестых, править начинает Ярослав, начиная с 1019 по 1054 годы. Он был сыном князя Владимира. Его отцу удалось создать могущественное государство. При сыне создается кодекс законов, которые несут название «Русская Правда». Столица Руси, Киев, становится самым красивым в Европе. Дети славян и поляков, немцев, венгров, французов смешиваются, получается новая раса, которая отличается своей мудростью. Ярослав борется за образование на Руси. Поэтому его нарекли Ярославом Мудрым.
Спустя время, появились цари на Руси. Так в 1533 году на престол сел Иван Четвертый. До того как он стал совершеннолетним, государством правила его мать Е. Глинская. Когда она умерла, то постоянно велись войны, организованные боярами. Войны велись во многих русских городах. Все это показало юному царю, что нужно в стране проводить реформы. Так в 1547 году, когда Иван Четвертый достиг совершеннолетия, он вступил на дорогу реформ.
Подводя итоги, скажем, что возникло древнерусское государство в 882 году. Оно смогло просуществовать 2,5 столетия. При этом оставшись единым целым государством. Это было нечто новое между Европой и Азией. Сыграв большую роль для европейских стран, Киевской Руси удалось отличиться. Князья смогли укрепить ее мощь. Поэтому держава росла и росла. Политика и экономика страны укреплялась. Границы расширялись, формировались благоприятные условия для торговли с зарубежьем.
Добавить комментарий
Александр Невский: символ России,
или Парадоксы русского мифотворчества
03 февраля, 00:00
Поделиться:
Воскресным вечером 28 декабря 2008 года телеканал «Россия» объявил в прямом эфире личность, избранную символом нации. В трехмесячном общероссийском Интернет- и СМС-голосовании общественность выбрала древнерусского князя Александра Невского. Из 4,5 млн проголосовавших россиян эту цифру предпочли более 520 000 человек. Вторым был Петр Столыпин, архитектор сельскохозяйственной реформы и премьер-министр России в начале 20 века. Третьим стал Иосиф Сталин, за ним Александр Пушкин, Петр I, Владимир Ленин, Федор Достоевский, Александр Суворов, Дмитрий Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина II и Александр II. Голосование не обошлось без скандалов. Например, сначала лидировал Сталин, затем Александр Невский опередил его всего на 2 процента.
Невский и Сталин — одинаково одиозные личности, которые до сих пор вызывают споры и споры о своей роли в истории России. Но если история жизни Александра Невского покрыта многовековой пылью истории и простые россияне черпают информацию о нем в основном из школьных учебников, то сталинские «деяния» до сих пор остаются в памяти значительной части россиян. Тот факт, что Сталин, жестокий тиран, уничтоживший десятки миллионов невинных людей, стал чуть ли не символом России, вызывает большую тревогу и озабоченность этническим здоровьем русской нации, ибо явно вновь прививается великодержавный психоз.
СВЕТ НА ТЕНИ ГЕРОЯ
Учебники по истории изображают Александра Невского героем и защитником Руси. Китчевый и мягкий образ «святого» Александра Невского был создан усилиями российских официальных историков и Русской православной церкви. Однако некоторые российские историки называют Александра Невского предателем, палачом России и даже «сатаной» русской истории. Почти вся европейская историческая мысль придерживается мысли, что «именно сотрудничество Александра с татаро-монголами и предательство его братьев Андрея и Ярослава в 1252 году позволило Золотой Орде наложить иго на Русь».
Мало кто может отрицать, что в 240-летнем рабстве великороссов виноват не кто иной, как Александр Невский. Это он приказал народу без сопротивления сдаться Золотой Орде. Так в чем же заслуги Невского перед Русской Православной Церковью? Ответ апологетов Невского сводится в некоторых вариациях к следующему: Александр сделал судьбоносный выбор между Востоком и Западом в пользу Востока. Выбрав союз с Ордой, он предотвратил поглощение Руси (Московии) католической Европой и тем самым спас русскую православную веру.
Среди выдающихся русских историков, добившихся наибольших успехов в построении величественного образа Невского, пальма первенства, по общему мнению, принадлежит Николаю Карамзину, который сказал следующие слова: «Но говорят, что история полна лжи. Скажем лучше: как и всякое другое человеческое предприятие, оно имеет толику лжи, но все же более или менее сохраняет природу истины, и этого достаточно, чтобы составить общее представление о людях и поступках». Тщательное изучение произведений Карамзина ясно показывает, что сам историк действительно погрешил против исторической правды.
Большую и малопривлекательную роль в обелении и приукрашивании русской истории сыграла Екатерина II, которая собрала множество подлинных документов и летописей, чтобы совершить крупную мистификацию. Когда Екатерина II волею судьбы и в силу собственного вероломства стала императрицей России, она решила заретушировать исторический фон России, который величественно подчеркнет ее собственное «великое правление». Своим указом от 4 декабря 1783 года Екатерина II повелела учредить Комиссию для очерков древней истории России под руководством графа Андрея Шувалова, впоследствии замененного Герардом Миллером.
К концу XVIII века Екатерина II накопила все подлинные древние литературные и исторические источники, до того времени хранившиеся в монастырях, церквях, учебных заведениях и у частных лиц. Результатом работы комиссии стало пятитомное «Собрание летописей Государства Российского» под редакцией самой императрицы. Однако со смертью Екатерины некоторые оригинальные летописи, такие как легендарная «Повесть временных лет» Нестора и «Всеобъемлющая книга царского рода» личного священника Ивана Грозного Афанасия и многие другие, совершенно исчезли. До нас дошли так называемые летописные своды, т. е. летописи, которые переписывались, исправлялись и дополнялись, чтобы соединить истории Киевской Руси и Московии. Все «сборники летописей» были составлены или найдены «екатерининскими ребятами». Так императрица Екатерина II окончательно «упорядочила» русскую официальную историю, поставив ложь под защиту государства. Значительная часть истории жизни Александра Невского до сих пор остается затронутой этой ложью.
Согласно большинству русских исторических источников, Александр, родившийся в 1220 году, был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича от половецкой жены. И Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, и его сын Ярослав также могли быть женаты на половецких женщинах. Иными словами, судя по некоторым источникам, прабабка, бабушка и мать Невского также были половецкого происхождения. Когда Батый-хан вторгся на Русь в 1237—1238 годах, ни Ярослав Всеволодович, ни Александр и его младшие братья не оказали сопротивления и, следовательно, не были убиты татаро-монголами. Сдавшись хану Батыю, князь Ярослав и его родственники пошли добровольцами на службу к татаро-монголам.
Официальная историография приписывает Александру Невскому победы над шведами в 1240 г. и над тевтонскими рыцарями в 1242 г. Однако многие историки считают, что значение побед Невского в этих сражениях было слишком преувеличено. В любом случае, нет никаких оснований называть их «судьбоносными». Первую победу 20-летний князь одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры, 15 июля 1240 г. над шведским отрядом, которым командовал ярл Биргер, будущий правитель Швеции. В этой «битве» участвовало не более 300 человек с обеих сторон. Русская сторона потеряла всего 20 воинов. Под покровом ночи оставшиеся войска противника сели на шлюпки и уплыли. В старинной Московии кулачные бои были даже в большем размахе, чем на Неве, когда деревня сталкивалась с деревней в сочельник. Считается, что за эту победу князя стали называть Невским, хотя это прозвище впервые встречается в источниках 14 века. Традиционно считается, что битва 1240 г. помогла Руси удержаться на берегах Финского залива и отразила шведскую агрессию против новгородско-псковских земель.
Почти такого же уровня была «битва» Александра с германцами и эстами 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Об истинном «масштабе» этой битвы свидетельствует тот факт, что она даже не упоминается в Ипатьевском кодексе. Вернувшись с берегов Невы и спровоцировав один из многочисленных конфликтов, Александру пришлось уехать из Новгорода в Переяславль-Залесский. Демократический Новгород просто изгнал Александра из-за его деспотизма.
Тем временем Новгороду угрожала опасность с запада. Собрав из Ревеля балтийских немцев-крестоносцев и датских рыцарей и заручившись поддержкой папской курии и псковичей, вечного соперника Новгорода, Ливонский орден вторгся в новгородские земли. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу Всеволодовичу. Последний отправил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем, которого вскоре по требованию новгородцев сменил Александр. Он освободил Копорье и Водскую пятину, занятые рыцарями, а затем вытеснил немецкий гарнизон из Пскова. Ободренные успехом, новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстонцев, датчан и крестоносцев. Наступившие из Риги рыцари вынудили Александра отвести свои части к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению, которое произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня, 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. По данным Ливонского ордена, 20 тевтонских ночей были убиты и шестеро взяты в плен
Перед Ливонским орденом встала необходимость заключения мирного договора, по которому крестоносцы отказались от претензий на русские земли и передали часть Латгалии. Летом того же года Александр разбил семь литовских отрядов, нападавших на северо-западные русские земли, а в 1245 г. отбил занятый Литвой Торопец и разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Благодаря этим и другим победам он остался в сознании людей защитником Родины. В его честь в Петербурге по приказу Петра Великого был построен монастырь Александро-Невская лавра, куда в 1724 году были перенесены его останки. Петр I также постановил чтить его память 30 августа, в день заключения победоносного договора со Швецией. . В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден князя Александра Невского, одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 как второй по значимости после ордена Андрея Первозванного. Орден Александра Невского был также учрежден в СССР в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, для награждения офицеров Красной Армии, проявивших на поле боя выдающуюся храбрость и мужество. Орден также входит в систему наград в Российской Федерации.
ВЕРНЫЙ СЛУГА ТАТАР
Традиционно считается, что успешные военные действия Александра Невского надолго гарантировали безопасность западных границ Руси, но русским князьям на востоке пришлось склониться перед татаро-монголами, далеко сильнее враг. Завоевав Владимиро-Суздальское княжество в 1237 году, Бату-хан, внук Чингисхана, поставил своих людей для управления землей. Профессор Лев Гумилев подтверждает, что большинство суздальских поселений добровольно подчинялись хану Батыю. Отдавшись на милость победителей, они остались целыми и невредимыми. В числе сдавшихся был отец Александра Невского Ярослав Всеволодович, получивший в 1238 году от хана Батыя ярлык, позволявший ему быть «великим» князем во Владимиро-Суздальском улусе (уезде). То, что он отдался на милость хана Батыя, не подлежит сомнению, иначе он не мог бы и надеяться взойти на великокняжеский престол. Если бы Батый-хан не был уверен в лояльности князя Ярослава, то вряд ли позволил бы ему собирать дань для Золотой Орды. К тому же, начиная с 1238 года, в течение двух с половиной столетий ни один князь не мог занимать престолы Ростово-Суздальской земли и Московии без татарского ярлыка. Однако Батый-хан не мог полностью доверять Ярославу и велел князю оставить у него старшего сына Александра «в качестве поручительства», о чем сообщает Плано Карпини, посланник папы в Золотой Орде.
Вернувшись из своих европейских походов в 1242 году, Батый-хан призвал к отчету правителей всех удельных княжеств, в том числе и князя Ярослава. Как пишет Карамзин, «великий князь отправился со многими боярами в ставку Батыя и послал своего младшего сына Константина (брата Александра Невского) к великому хану Октаю в Татарстан. Батый принял Ярослава с уважением, поставил его главой всех русских князей и разрешил ему править в Киеве. Так наши государи торжественно отреклись от прав независимой нации и преклонились перед игом варваров. Поступок Ярослава был примером для подражания для местных суздальских князей, которые кланялись тщеславному Батыю, чтобы мирно княжить в своих краях… Получив милостивое позволение вернуться, Ярослав ушел из жизни в пути. Верные бояре привезли его тело в стольный город Владимир. Ходили слухи, что его отравили…»
В 1247 году великим князем Владимирским стал Святослав Всеволодович, младший брат Ярослава, а Александру Невскому была дана Тверь. В том же году, недовольные полученным удельным имуществом, братья Андрей и Александр отправились к Батыю-хану в Золотой, пытаясь отвоевать великокняжеский престол у своего дяди. Братья пробыли в Орде до 1249 года, когда престол великого князя Вадимирского был пожалован Андрею. Утверждение Карамзина о том, что Александру была отдана вся южная Русь и Киев, кажется неверным, поскольку южной Русью в то время правил великий князь Данил Галицкий, имевший титул «царя всея Руси». Кроме того, Александр все еще находился в заложниках в ставке Бату-хана, что подтверждает Плано Карпини.
Находясь в заложниках, Александр братался с сыном Батыя Сартаком примерно в 1238—1242 гг. Некоторые своды летописей утверждают, что Александр был «приемным сыном» Бату-хана. У древних монголов был трогательный обычай брататься. Мальчики или юноши обменивались подарками, резали себе руки, смешивали кровь с молоком, затем по очереди выпивали коктейль, произнося слова совместной клятвы, и становились андасами, т. е. молочными братьями. Клятвенное братство считалось выше кровного родства: анды подобны одной душе, они никогда не бросают и всегда спасают друг друга в смертельной опасности. В то же время Сартак был обращен в несторианскую ветвь православия.
В 1249 году Батый-хан подарил своему сыну Сартаку земли от Волги до Дона, в которые входила и вся Ростово-Суздальская земля. В 1252 году Сартак уступил один из своих улусов, Ростово-Суздальскую землю, своему доверенному лицу и анда Александру, хотя до сих пор этой землей управлял его брат князь Андрей. Однако Александр, выросший в татаро-монгольской среде, принявший ордынское мировоззрение и ставший андой Сартака, счел естественным предать своего брата и захватить ярлык на Владимирский великокняжеский престол. Александр слишком хорошо знал, что единственный шанс взойти на этот престол — ликвидировать своего брата Андрея.
В 1250 году Даниил Галицкий (Данило Галицкий) выдал свою дочь замуж за Андрея (брата Александра), великого князя Владимиро-Волынского, заключив таким образом тайный военный союз против татар, к которому присоединился и Ярослав Тверской. В 1252 г. Андрей также пригласил своего брата Александра вступить в антитатарский союз, но Александр донес на него хану. Хан наградил Александра за верную службу, поставив его великим князем Владимирским вместо Андрея. Сам Александр повел «орду Невруя» на Русь, чтобы победить Андрея, но последний успел бежать в Швецию. Александр также обличил Данилу Галицкого, после чего хан послал против Данила орду Куремсы.
По свидетельству Виссариона Белинского, Александр за долгие годы жизни при ханском дворе стал первым суздальским князем, действительно проникнувшимся духом татаро-монгольского господства и полностью перенявшим в детстве менталитет кочевника-кочевника и обычаи людей, среди которых он вырос. Так что свой «грязный» шанс Александр не упустил. Готовясь к свержению Андрея Ярославовича, Александр Ярославович Невский отправился за помощью в Орду — не к самому Батыю-хану, а к его сыну Сартаку. В конце концов Александр одержал «победу» над Андреем с помощью войск Сартака. Признанный Ордой великим князем, Александр «торжественно» вошел во Владимир. По совету нового великого князя Александра Невского татаро-монголы не стали опустошать всю Ростово-Суздальскую землю: они грабили и убивали выборочно. Так Александр впервые привел на Суздальскую землю татаро-монгольские карательные отряды. И он еще не раз приводил эти силы.
Все последующие действия Александра, его сыновей и внуков на великокняжеском престоле были отмечены невероятной жестокостью по отношению к ростово-суздальскому населению и Московии, а также к соседним народам. С 1252 г. Ростово-Суздальские княжества, а затем Московия и Российская империя будут строить свою государственность строго по татаро-монгольским канонам, заимствованным Александром Ярославовичем из Орды. Заимствование азиатской государственности у Золотой Орды и установление ее в Московском улусе и было на самом деле главной «заслугой» Александра Невского. В дальнейшем, в советской империи, большевики также придерживались ордынских методов правления, таких как деспотическая централизация власти, подавление малейшего инакомыслия, всеобщее поощрение доносов и предательств, нескончаемый экспансионизм под лживым облик интернационализма.
Согласно официальной исторической версии, жизнеописание Александра якобы было написано в конце XIII века в летописи «Повесть о жизни Александра Невского», которую в подлиннике никто никогда не видел. До нас дошли лишь так называемые «летописные своды», написанные спустя сотни лет и приукрашенные «вкраплениями лжи».
Князь Александр правил всего около 11 лет, пять из которых он провел в Золотой Орде, придирчиво изучая татаро-монгольские обычаи и навыки управления улусами. Все его действия были направлены на включение Суздальской земли в общую экономическую и политическую систему Золотой Орды. По приказу хана Александр провел перепись сначала в Суздальской, а затем в Новгородской землях. Он был первым, кто ввел подушевую ставку дани. Княжеские войска всегда принимали участие в ордынских военных действиях против непокорного населения Московии и Новгорода. В течение 11 лет Александр не менее пяти раз приводил татаро-монгольские войска в Суздальскую и Новгородскую земли.
Только с «помощью» Александра татаро-монголам удалось завоевать Великий Новгород. Зимой 1257—1258 гг. Александр привел татаро-монгольские отряды в Новгородскую землю, где вспыхнуло восстание свободолюбивых новгородцев. Он позволил монголам зверски убить собственного сына Василия, назвавшего отца предателем, и жестоко наказал народное население, отрубив носы и выколов глаза. В 1259 году Александр снова привел монгольские войска в Новгород. На этот раз был завоеван древний Новгород. Александр исполнил свое «великое предназначение».
В 1262 году татаро-монгольские войска подавили суздальское восстание против сбора дани. «Великий князь» Александр лично участвовал в подавлении мятежей в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле. Тем не менее монгольские баскаки (сборщики налогов) остались недовольны тем, что было пролито слишком много монгольской крови. Ему срочно было приказано прибыть в Орду, откуда он так и не вернулся — по всей вероятности, он был отравлен, как и его отец. К тому времени его защитник Сартак был мертв. Карамзин так рассказывает об этом: «Смел великий князь идти в Орду с отговорками и дарами. Александр нашел Берку-хана в Сарае. Хан держал Невского в Орде всю зиму и лето. Осенью уже больной Александр вернулся в Нижний Новгород, откуда перебрался в Городец и заболел тяжелой болезнью, положившей конец его жизни 14 ноября 1263 года». Его тело было погребено во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы.
А вот как оценивает «заслуги перед отечеством» Александра Невского русский историк К. Кедров: «Александр Невский, столь надменный перед римскими посланниками, был чрезвычайно кроток и послушен пред татаро-монгольским ханом. Он уступчиво ездил в Орду за княжеским ярлыком, где, к сожалению, на четвереньках дополз до ханского престола, как того требовал ордынский обряд. Кроме того, он был вынужден беспощадно подавлять в своих землях всевозможные волнения против татар и собирать дань для хана, заставляя своих соотечественников замолчать мечом и огнем. Александр Невский считал для себя позором получить венец от папы римского, но ему не казалось зазорным пролезть под ярмо и получить княжеский ярлык от свирепого ордынского правителя».
В 1264 году Великим князем Владимирским был поставлен Ярослав Ярославович, ближайший брат Александра. Этот князь тоже «царствовал» на владимирском престоле с помощью татаро-монгольского войска. Следуя примеру деда и отца, великий князь Ярослав всячески старался угодить хану и, как и они, ушел из жизни в 1271 г., направляясь из Орды, где побывал вместе с братом своим Василием.
СВЯТОЙ МЯСНИК РУССКИЙ
Потеряв почти все жизненные черты, Александр Невский превратился в своего рода историко-патриотический образ. Никто не стал бы слушать историков, пытавшихся осветить все стороны, в том числе и отрицательные, его деятельности. Но когда люди создают идолов, они через какое-то время испытывают острую потребность их низвергнуть. По мере свертывания легковерного идолопоклонства, как формы познания истории, желающих «развенчать» миф об Александре Невском становится все больше. Вот комментарии некоторых из них.
«Есть сатана русской истории по имени Александр Невский. Он мечтал княжить во Владимире князем и, чтобы удовлетворить свои корыстные интересы, наложил на Русь зверское татарское иго. И сделал он это самым подлым образом – предав своего брата».
(М. Горелик. Огонек)
«Князь Александр Невский показал себя не героем и защитником Руси, а беспринципным интриганом, предателем и мясником, который ради своей выгоды не жалел крови его братья и сестры по вере. И за что церковь его канонизировала? За преданность татарскому хану, освободившему церковь от налогов, запретившему в своем 1279 г. ярлык осквернять и очернять православие, убивать и грабить русских священников. Ведь еще до того, как в 1261 году, в Орде была учреждена епархия, и церковь проповедовала смирение перед татарским игом. Александр Ярославович, предатель и палач Руси, стал образцом подлости и беспринципности для Ивана Грозного, Петра I Великого и других «великих героев» России».
(Александр Невский: святой мясник Руси?
// www.evangelie.ru/forum/t3557-2.html)
«Русский народ и русская свобода были разданы и проданы изнутри. Они стали жертвами некоего заговора. И ее ключевой фигурой был русский «народный герой» Александр Невский… Александр родился в семье Ярослава. Это он продвигал идею исторической измены, это он принял роковое решение бросить Русь на растерзание азиатским захватчикам, чтобы установить деспотический строй правления. Позор русской исторической идентичности и русской исторической памяти состоит в том, что Александр Невский стал… знаменем того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко изрубил».
М. Сокольский, Неверная правда,
Москва, 1990)
«Можно ли татарского лизоблюда, капитулянта и коллаборациониста по имени Александр считать великим национальным героем? Человек, который собственными руками установит чужеземное господство и призовет монгольскую орду напасть на собственных братьев, который братался с сыном Бату-хана Сартаком, а затем подписал с Берке все условия вассалитета и уплаты дани…, у которого не было сомневается после этого в посылке своих войск против непокорного русского населения. Культы Сталина и Ленина «разоблачены» настолько успешно и убедительно, что шансов на их возрождение нет. Петр I не может сделать культа — в нем так много всего, что невозможно создать святую фигуру. Остался только Александр Ярославич по прозвищу Невский из рода Рюриковичей. Интерес к нему никогда не ослабевал, но в последние годы он принял черты почти такие же, как способы прославления Иосифа Виссарионовича [Сталина]. Точно так же игнорируются факты, противоречия и вполне очевидные вещи, не укладывающиеся в общепринятую схему. Это относится к категории социальных патологий. Как можно судить о людях, которые выдумали, высосали из пальца и сделали главным национальным героем и символом человека, которого, во всяком случае, иначе как предателем назвать нельзя?»
(Николай Журавлев, интернет-журнал Арба)
«Александр Невский был первым русским великим князем, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он стал вести войну, в союзе с татарами, против других князей: наказывал русских, в том числе и новгородцев, за восстание против захватчиков – и делал это так, как монголы и мечтать не могли (рубил отрубать носы, уши и головы и протыкать людей)… Но сегодняшнее мифологическое сознание недвусмысленно – как антипатриотическая клевета – истолковывает сведения о том, что князь был на самом деле «первым коллаборационистом».
(Юрий Афанасьев, журнал «Родина»)
Было бы явно неправильно рассматривать события минувших лет строго однозначно, особенно если трудно проверить исторические источники. Кому судить и оценивать, был ли Александр Невский героем или антигероем России. Александр Невский — фигура русской истории, и только русские могут найти его место в своей истории. Для нас, украинцев, важно, чтобы символы российской истории не стали сегодня флагом великодержавной политики России, угрожающей целостности и независимости Украины.
В 1986 году я посетил Ясную Поляну, чтобы поклониться могиле Льва Толстого, великого деятеля земли русской. Я долго стоял на коленях перед холмиком земли на его могиле – без памятника и даже без креста. Я склонил голову перед величественным духом Человека, ставшего великим сокровищем мировой культуры. К сожалению, в современной России ему не удалось стать ее символом. Но я верю в нравственное величие русского народа, его разум и совесть. Я верю, что демократические традиции Великого Новгорода, жестоко подавленные Александром Невским, будут возрождены, и Лев Толстой обязательно станет символом России.
Автор
Алексей Волович
Выпуск газеты №:
№3, (2009)
Раздел
История и я
Древнерусская история от зарождения русского народа до гибели Великого.
..
Jouw privacyvoorkeuren
Om bol.com пошел те латентные werken, gebruiken мы altijd functionele en analytische cookies en vergelijkbare technieken. Je kunt kiezen voor je eigen bol.com встречал людей, похожих на рекламные объявления, зодат, которые мы лучше ожидаем, интересуются объявлениями. Посмотрите в nieuwsbrieven в уведомлениях, как je die krijgt. Verder kun je kiezen voor личные объявления buiten bol.com.
В beide gevallen bepalen мы интересуемся. Hiervoor voegen мы информация UIT je bestellingen Samen встретил je Favouriteten, algemene klantinfo en gegevens van anderen als je ze hier toestemming voor hebt gegeven. Встретил cookie-файлы на vergelijkbare technieken verzamelen, которые мы заходим на bol.com surfgedrag. Делаем ли мы естественное отслеживание куки-файлов, используя только их в браузере.
De persoonlijke advertenties buiten bol. com kun je zien bij onze partner doordat мы versleutelde gegevens delen en cookies en vergelijkbare technieken gebruiken. Zie ook on Privacybeleid en cookiebeleid. Винд je deze twee persoonlijke ervaringen binnen en buiten bol.com oké, kies dan voor ‘Alles accepteren’. Zelf instellen kan ook. Kies je voor weigeren, dan plaatsen we alleen functionele en analytische cookies. Achteraf aanpassen kan altijd, bij ons privacybeleid.
Га наар ЗоекенГа наар Хуфдинхуд
Автор:
Ломоносов М.В.
русский
Мягкая обложка
9785519393164
- 14 марта 2015 г.
152 страницы
Все характеристики продукта
Саменваттинг
Составитель Михаил Ломоносов, статский советник, профессор химии, член Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской академий наук. В Императорской Академии наук в 1766 г.
Характеристика продукции
Waar ben je naar op zoek?
Wij vonden geen specifications voor jouw zoekopdracht ‘{ПОИСК}’.
Инхуд
- Таал
RU
- Биндвейзе
Мягкая обложка
- Oorspronkelijke выпущено
14 марта 2015 г.
- Аантальная страница
152
- Иллюстрации
Встретил иллюстрации
Бетроккенен
- Хофдаутер
М. В. Ломоносов
- Хофдуитгеверий
Книга по требованию, ООО
Оверидж Кенмеркен
- Дополнительный грубый шрифт
урожденная
- Гевичт
209 г
- Упаковка породы
148 мм
- Verpakking hoogte
210 мм
- Длина упаковки
210 мм
EAN
- EAN
9785519393164
Я видел артикул в
- Категория
- Бокен
- Таал
русский
- Книга, электронная книга luisterboek?
книга
- Учебник algemeen
Альгемене Бёкен
Toon meerToon minder
Nog geen отзывы
Hoe controleren en plaatsen wij обзоры?
Hoe controleren en plaatsen wij обзоры?
Отрицательное, положительное, нейтральное: мы zetten een проверяем altijd онлайн. Мы контролировали, что мы сделали раньше, т.е. Мы контролируем, что это geschreven door iemand die het artikel heeft gekocht через bol.com en zetten dit er dan bij. De controles gebeuren Automaticisch, al kijken er soms mensen mee. Bol.com предлагает вам обзоры. Кроме того, дверь рецензента была прекращена, и он остался в рецензии самостоятельно.
60
—
3 — 4 недели
Дверь Verkoop bol.com
Древнерусская история от возникновения русского народа до смерти великого князя Ярослава Первого или до 1054 года
60,00
дверь verkoop: bol.com
В winkelwagen
В винкельвагене
- Призы включают в себя переднюю дверь , дверной замок
- Офален bij een bol.com afhaalpunt mogelijk
- 30 dagen bedenktijd en бесплатно возврат
- Клантенсервис в ночное время
- Waar wil je dit mee vergelijken?
Je кан в целом vijf artikelen kiezen.