Князь олег где правил: В КАКОМ ВЕКЕ ЖИЛ КНЯЗЬ ОЛЕГ

Зачем князь Олег на Царьград ходил

Петр Романов, РИА Новости

Когда, с кем  и где впервые начали торговать русские,  точно не скажет никто. Скорее всего, на берегах Черного моря, где задолго до Рождества Христова  возникли сначала финикийские, а затем и милетские,  то есть греческие, колонии, которые успешно торговали с окрестными племенами. Колонии покупали хлеб, кожи, шерсть, лен, строевой лес (дуб, вяз, ясень), смолу,  воск и мед, а сбывали вино, оливковое масло, шерстяные ткани, одежду, глиняную посуду и различные предметы роскоши.

Далее греческие товары шли к Балтике, причем везли их как сами греки, так и славяне, занимавшие в IX веке бассейны рек Днестра, Днепра, Западной Двины, Западного Буга, озера Ильмень и верхней Оки. К этому времени восточные славяне,  объединившись под княжеской властью, представляли уже грозную военную силу и начали сами во многом диктовать условия торговли и Византии, и  хазарам, чьи владения мешали торговому выходу русских к Каспийскому морю.

Главным защитником торговых и внешнеполитических интересов Древней Руси стал в ту пору князь Олег, прозванный в народе вещим, то есть кудесником, волхвом, чародеем. Первоначально Олег — князь из рода Рюриков — правил в Новгороде,   а затем, собрав войско из варягов и славян, пошел на Киев, подчиняя себе по дороге различные славянские племена. Захватив Киев, Олег не раз громил хазар, а в 907 году предпринял поход на греков. Войско состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей и других племен, населявших тогда древние русские земли. По словам летописца, кораблей у Олега было 2000, а на каждом корабле по 40 человек. Верить в абсолютную точность летописных исчислений, конечно, не обязательно, но даже с определенными поправками получается, что князю удалось собрать немалое по тем временам войско.

При приближении русских к Константинополю (на Руси его, как известно, обычно называли Царьградом) греки заперлись в городе, а вход в гавань перекрыли. Тогда князь приказал сойти всем на берег и уничтожать на глазах неприятеля все вокруг. Психологом Олег был действительно незаурядным. Летописи рассказывают об удивительной по тем временам военной операции.  Князь велел поставить свои суда на колеса и под парусами двинулся к городу. Можно представить, какое впечатление столь необычная атака произвела на защитников.

Современники редко задумываются над тем, ради чего велись те стародавние войны. Ответ как бы подразумевается: ради добычи, земли, славы. Все это верно, но неполно. Даже в те далекие времена не меньшую ценность представляли политические и торговые союзы. Наши предки были гораздо мудрее, чем мы их иногда себе представляем. Хитроумный князь Олег заставил византийцев не только заплатить огромную дань, но  и подписать договор,  дававший русским право торговать в Византии беспошлинно. 

Летопись подробно описывает ход переговоров. Первоначальные требования русских были следующими: все приходившие с Руси в Царьград помимо беспошлинной торговли могли там бесплатно брать съестных припасов из расчета на месяц, мыться в банях, а для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и тому подобным. Византийский император принял условия, но с поправкой: все эти привилегии распространяются лишь на торговых людей, а не на всех русских. Кроме того,  русские должны были дать обещание не грабить окрестные села, жить в городе компактно в одном месте, чтобы император всегда мог послать чиновника переписать имена вновь прибывших торговцев. Входить в город русские должны были только через одни ворота без оружия, причем в сопровождении императорского слуги  и не более 50 человек сразу.

Все эти опасения были Олегу понятны,  а потому без колебаний приняты. Договор по обычаю того времени скрепили клятвами. Византийцы клялись на кресте, а Олег клялся на своем оружии и Перуном — высшим для него божеством. На дорогу византийцам пришлось сшить для всех кораблей Олега новые шелковые и полотняные паруса и позволить русским прибить в знак победы на вратах Царьграда свои щиты. Олег возвратился в Киев с огромной добычей: золото, дорогие ткани, экзотические для Руси овощи и фрукты, вина и украшения. А главное — договор.

Торговое соглашение 907 года фиксировало лишь принципиальные договоренности и потому нуждалось в ряде дополнений. Уже в 911 году Олег направил в Константинополь посольство, чтобы максимально детализировать договор: лишних трений русские не желали, напротив, добрососедские отношения с Византией открывали для Руси большие возможности.

Новое соглашение, любопытный документ древнего международного права,  предусматривало, в частности, следующее. При разборе дела о преступлении следовало основываться не на слухах, а на точных показаниях. Если кто-то из участников разбирательства в чужих показаниях сомневался, то обязан был поклясться по обрядам своей веры, что свидетели лгут. Если же в результате оказывалось, что показание правдиво, то усомнившегося казнили. Это условие значительно облегчало решение спорных вопросов: хитрить и интриговать становилось опасно.

Документ предусматривал и чрезвычайные ситуации. Оговаривалось, например, что, в случае убийства русского или грека, преступник (если  его застигнут на месте) должен быть тут же казнен. Если убийца с места преступления скроется, то все его имущество (за вычетом определенной доли в пользу ни в чем не повинной жены преступника) поступает родственникам жертвы. Если бежавший никакого имущества не оставлял, то считался под судом и в розыске до тех пор,  пока не будет пойман и казнен. Договор предусматривал, что, если русский украдет у грека — или наоборот — и вор будет пойман на месте, хозяин украденного, в случае сопротивления вора, имеет право его безнаказанно убить. Если вор сдавался без сопротивления, с него за украденное брали втрое больше. Штраф предусматривался даже за обычную драку. Если провинившийся или его родственники не могли заплатить положенного, виновного раздевали донага  —  это означало, что он отдал последнее. Все эти пункты говорят о том, насколько серьезно обе стороны подходили к соглашению, пытаясь по мере сил уберечь мир и согласие от неприятных неожиданностей и недоразумений.

Древний договор ничуть не менее дотошен, чем современные документы. Договор разъяснял даже правила поведения обеих сторон в случаях, если что-то происходило с их торговыми судами. Предписывалось: если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там окажутся рядом русские, то они обязаны охранять корабль с грузом и помочь доставить судно в безопасное место. Русские также брали на себя обязательство снимать греческие корабли с мели и помогать греческим мореплавателям, если случится буря.

О том, насколько выросло доверие между русскими и греками, свидетельствует такой пункт договора 911 года: «Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма. Военнопленные также возвращаются на родину. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они отпускаются на родину».  Столь благородные условия распространялись, впрочем, лишь на участников договора, принципиальными аболиционистами ни греки, ни русские не были. Документ предусматривал: если раб будет украден или убежит, а господин его будет жаловаться, то раб должен быть возвращен. Русские купцы имели право искать своего раба в Константинополе где угодно. Тот из греков, кто отказывался позволить русским произвести у себя дома обыск, автоматически признавался виновным в краже раба и сурово наказывался.

Поскольку многие русские купцы стали постоянно проживать в Константинополе, договор предусматривал и такую ситуацию: если кто-то из русских, находящихся в Византии, умирал, не успев распорядиться своим имуществом, оно обязательно отсылалось его родственникам на Русь. Если взявшийся доставить имущество утаивал его или не возвращался с ним на Русь, то по жалобе русских он мог быть насильно возвращен на родину. Точно такие же правила распространялись и на греков, осевших на Руси.

Это был солидный документ, подписанный серьезными людьми, думавшими не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне.

По тем временам известный торговый путь из варяг в греки, то есть из Скандинавии и Балтики в Византию через славянские земли, был очень непростым. О средней и южной части этого пути византийский историк, император Константин Багрянородный рассказывал следующее: славянские племена  зимой рубили лес в горах и строили лодки, в том числе лодки-однодеревки, то есть из одного большого ствола. Весной, когда лед на Днепре таял, они сплавляли суда в Киев. Здесь «плавсредства» дооборудовали (ставили уключины и весла из старых лодок), грузили товар и поджидали другие суда, чтобы уже большим охраняемым караваном отправиться в дальнейший путь вниз по реке. Подойдя к опасным порогам на Днепре, большая часть экипажа выходила на берег, а остальные с помощью шестов или вброд проводили судна между камнями. Около четвертого, самого опасного  порога, как пишет летопись, часть военной дружины обязательно занимала оборонительные позиции на случай нападения степных кочевников — печенегов, а все остальные разгружали суда и на расстояние «6000 шагов» переносили товар на плечах. Лодки же тащили волоком либо на руках по берегу. Затем суда вновь спускали на воду и грузили товар.   Доплыв до острова Святого Григория,  приносили богам жертву  в благодарность за успешную переправу через пороги. Достигнув устья Днепра, караван обычно останавливался, чтобы привести суда в порядок и приготовиться к переходу по Черному морю в Византию.

И здесь видна солидность и деловая хватка, все делалось с умом. То ли и вправду варяги  со своим  «порядком» помогли, то ли древние славяне и сами были не таким уж «беспорядочным» народом, как представлялось придирчивому летописцу.

Любопытно, что князь Олег, положивший начало упорядоченной торговле с Византией,  сыграл важнейшую роль и в том, что именно православие  стало господствующей религией в России. Вслед за  торговым обменом между славянами и греками начался обмен культурный и идеологический. Летописи свидетельствуют, что направленные Олегом  в 911 году в Константинополь послы, успешно закончив деловую часть переговоров, задержались в Византии по просьбе императора. Он не только богато одарил их, но и «приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры».

Так что, как видим, дорога к храму проходила через рынок.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Петра Романова

Судьбоносные особенности окутанной тайнами и легендами личности князя Олега

Он объединил под своей властью Новгород и Киев, подчинил древлян, северян и радимичей, лишив хазар дани, и заключил торговые соглашения с Царьградом, на врата которого он приколотил свой щит. Личность князя Олега, на фоне современных ему политических фигур Древней Руси имеет особую харизму. Его восславил в своей поэме сам Александр Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге», создав образ позитивного и, во многом удачливого правителя. Он ушел в так же небытие загадочно, как и появился в истории. Был ли князь Олег вообще? Был! Но откуда взялся и куда делся, доподлинно неизвестно.

Содержание

  • 1 Вещий Олег – это «серый кардинал» Рюрика?
  • 2 Повороты судьбы и легендарная смерть Олега
  • 3 Неординарная личность князя Олега

Вещий Олег – это «серый кардинал» Рюрика?

Наслоение противоречивых сведений из летописей, саг и хроник, дают почву для разного рода фантастических версий о судьбе ключевой фигуры в истории Руси изначальной. Средневековый эпос изобилует загадочными фигурами, которые органично перекочевали из легенд в литературные произведения. Например, Мерлин — мудрый жрец, наставник и советник легендарного короля Артура. В ту пору многие правители разных стран держали около себя предсказателей будущего. Не исключено, что Олег подвизался в свите князя Рюрика на таком поприще.

Прозвище Олега «Вещий» говорит о его провидческом даре, да и имя Олег, или Хельге – это, скорее всего, титул волхва, второго человека в иерархии после князя. Может быть, наш герой исполнял роль своеобразного «серого кардинала» при князе Рюрике и наставника его малолетнего сына Игоря, но при этом оставался выдающимся воином и политиком. В Средние века у скандинавов, балтов и русов такие люди иногда наследовали умершему князю на судебном и даже военном поприще.

Повороты судьбы и легендарная смерть Олега

Олег получил в Новгороде власть регента после смерти князя Рюрика в 879 году. Через три года он захватил Киев. До 886 года покорил земли нижнего течения Днепра, создал Киевскую Русь, долго и успешно правил ею. Показателен факт, объявив себя великим князем, Олег не захотел быть родоначальником правящей династии. Оглашая некоторые свои решения, он ссылался на волю княжича Игоря, как прямого наследника верховной власти на Руси. Если брать за основу эти моменты, то имеет смысл искать мистические корни легендарной личности, и обратить внимание на его загадочную гибель.

Как утверждают многие исторические источники, смерть настигла князя Олега в 912 году. «Повесть временных лет» упоминает предсказание волхвов о том, что Олег станет жертвой своего коня. А. С. Пушкин превосходно обыграл эту интригу в своем бессмертном произведении. Но есть и вариант из Новгородской летописи про Каспийский поход князя Олега, предательство хазарского царя и трагедию русского войска. Было это или не было, пока достоверно не подтверждается. Одно ясно, мистические явление в историю Руси и уход из нее иллюстрируют не только загадку личности Олега, но и его величие.

Неординарная личность князя Олега

Таким образом, оккультная сторона — это интересная интрига личности князя Олега. Современники дали ему прозвище «Вещий» за то, что он обладал и видимо, наглядно демонстрировал свои сверхъестественные способности. Магические качества помогли ему возвыситься, долгое время удачно править и воевать, но не спасли его от преждевременной смерти, то ли от укуса змеи, то ли в дальнем походе на Каспийское море. И все же в личности князя Олега главное то, что этот воин и языческий жрец, внес свой решительный вклад в создание и укрепление могущества Киевской Руси.

Дворец князя Олега — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Рязанский Кремль, Рязань, Центр

Дворец князя Олега был построен в центре Рязанского Кремля в 17 веке. Первоначально самым большим сооружением этого кремля был Архиерейский дом, а сейчас в нем размещены очень интересные экспозиции Рязанского архитектурного музея-заповедника.

Дворец имеет площадь 2,5 тысячи метров и длину 94 метра. В 1653-1655 годах московский мастер Юрий Ершов спроектировал двухэтажное здание в стиле московского (нарышкинского) барокко, а также церковь Иоанна Богослова на первом этаже здания. В 1692 Костромской подрядчик Григорий Мазухин надстроил еще один этаж и перестроил церковь. Позже здание реконструировали и удлинили (восточная часть), но именно Мазухин придал Дворцу Олега его сегодняшний великолепный вид.

Считается, что дворец находится на месте обители Олега, самого известного рязанского князя, правившего княжеством во время Куликовской битвы в 1380 году. Но свое название дворец получил благодаря большой барельеф князя Олега на фасаде здания.

Хауберг рязанского князя Олега, XIV век, во дворце Олега

Посох русского воина Александра Пересвета во дворце Олега

Основную часть дворца занимает экспозиция «От Руси до России». » Рязанского архитектурного музея-заповедника. Во дворце находится множество интересных экспонатов, связанных с историей Рязанского края с доисторических времен до советского периода.

Здесь можно увидеть макет древней Рязани, разрушенной войсками Батыя в 1237 году. Позже город не восстанавливали, а перенесли в Переславль-Рязанский, ставший сегодняшней Рязанью. Особый интерес представляет диорама «Героическая оборона Старой Рязани в 1237 году».

Диорама Штурм Рязани войсками Батыя в 1237 году во дворце Олега

План Старой Рязани, разрушенной в 1237 году войсками Батыя

В музее много различных украшений, предметов быта и орудия труда, обнаруженные при раскопках на городище древней Рязани. Рядом с диорамой можно увидеть макет Успенского собора Старой Рязани, а также макеты кораблей, на которых рязанцы плавали по Оке в 12-15 веках.

Большое внимание в музее уделяется оружию и доспехам. В частности, там можно увидеть почту князя Олега Рязанского. Раньше она хранилась в основанном князем Солотчинском монастыре. Позже он принял постриг и был похоронен там. В музее также можно увидеть посох инока Пересвета, сражавшегося с Челубеем на Куликовом поле.

На первом этаже музея расположена экспозиция, посвященная Рязани XIX века. К тому времени Рязань уже стала небольшим провинциальным городком. Вы также можете посетить там некоторые другие выставки, такие как: «Революция 1917», «Культура Рязано-Окских могильников».

Олег Новгородский варяжский князь (или конунг), правивший всей Русью или ее частью во времена…, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. IAM-WHA-074-0875

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ИАМ-ВАЗ-074-0875

Фотограф:

Коллекция:
Архив всемирной истории

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4642 х 4518 пикселей —
15,5″ х 15,1″ —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.