Князь крестил русь: Легенда о том, как князь Владимир крестил Русь

Крещение Руси: как это было… — Библиотечно

Православный
час

Принятие
христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг,
равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого
равноапостольным князем.

Внук
святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным
язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение
в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом
чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за
Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому
божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий,
павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына,
объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына,
ставших первыми мучениками Руси.

Погибая,
мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют…
Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».

О
языческих верованиях на Древней Руси Вы можете узнать из видеоролика:

Кровавая
жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска
новой веры.

Как
мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное
поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых
почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества.
Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в
идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала
прочного фундамента Киевскому государству. Современные реалии требовали
сплочённости и высокого морального духа граждан. Тогда князь отправляет послов
во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.

Филатов А.Ю. Выбор веры князем Владимиром

Прибыли
послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе
государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия
иудаизма.

Предложение
принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное
и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в
военных походах славянского государства.

Латинское
христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью
бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.

Греческое
христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения,
величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал
князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная
радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.
            Факт того, что святая княгиня
Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый
церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя
Владимира, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том
числе из государственных побуждений: «Указание на то, что христианство стало
верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними
лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами)
началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не
подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей
лучших и вера должна быть лучшей».

Княгиня Ольга

Византийская
Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и
техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза
и принятия христианства. Такой случай представился в скором времени.
           В 987 году князь Владимир
оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на
обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть
князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу
греческого влияния в Причерноморье. Тогда Император отправляет Анну в Херсонес,
желая мирного исхода конфликта. Политическое противостояние Руси и Византии
могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою
власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.

Анна Византийская

Тогда
князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для
Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает
византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять
святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по
христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает
зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости,
распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.

Так на
свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого
зловерия, но и души своего народа.
В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за
историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что
несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом
в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью
принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Фото взяты из открытых источников в Яндексе

   Спустя короткое время Киевская Русь была
крещена.
Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего
стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого
пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а
прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к
берегу.
            Эти события – Крещение Руси и
свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В
истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже
не будет языческой.

Подробнее
о Крещении Руси можно узнать, посмотрев видеоролик:

Еще много
нового и интересного о князе Владимире, языческих богах древних славян, княгине
Ольге и Крещении Руси Вы можете узнать из книг, имеющихся в библиотеках г. Ростова-на-Дону:

  1. Владимиров,
    В. В.   Как князь Владимир Русь крестил и как православная
    вера пришла в  Россию : [для чтения
    взрослыми  детям] / В.В. Владимиров. —  Москва : Капитал,
    2017. — 48 с.

2. Поротников, Виктор Петрович. Кровавое
крещение «огнем и мечом»  /
Виктор Поротников. — Москва : Яуза : Эксмо, 2013. — 351     с.
: ил. ; 21 см. — (Русь  изначальная).

3. Поротников, Виктор Петрович. Святослав
Великий и Владимир Красно  Солнышко. Языческие боги против     Крещения
/ Виктор Поротников, Наталья  Павлищева.
— Москва : Эксмо : Яуза,  2012. – 797 с. — (Русь изначальная.
Лучшие бестселлеры).

4. Грицков, Виктор Владимирович. Крещение Руси :
[в 2 частях] / В.В.Грицков. — Москва : Кучково поле, 2009. — 526 с.

5. Соловьев, Владимир Михайлович. Тайны
Древней Руси / Владимир Соловьев. —  Москва : Оникс, 2008. — 512
с. — (История отечества).

6. Владимиров, В. В. Как князь Владимир Русь
крестил и как православная вера пришла в  Россию / В. В.
Владимиров. — Москва : Капитал, 2016. – 47 с.

7. Козырева, Анна
Александровна. Тайны крещения Руси / Анна

Козырева.
— Москва : Оникс, 2009. —   383 с.

Крещение Руси — Волгоградский областной краеведческий музей

Музей онлайн, Новости

28 июля в России по православному церковному календарю празднуют День крещения Руси. В этот же день (по старому стилю — 15 июля) — поминают равноапостольного князя Владимира (960-1015).

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Он был язычником, любил военные походы, гулянья и пиры. Русь, в те годы под началом князя Владимира, была успешной в военном отношении страной, но европейские государства, окружавшие ее, были менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на территории Руси стали появляться проповедники истинной веры, и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Вернувшись в Киев, они передавали князю все, что видели. Византия произвела на послов особенно сильное впечатление. Великолепные храмы с иконами, нарядным духовенством, и красивыми обрядами показались им действительным местом общения с Богом. Так князь остановился на греческом варианте православия. Однако Владимир не сразу принял христианство.Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

В 988 году он захватил Корсунь (Севастополь) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Массовое крещение произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Так князь Владимир, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко, крестил Русь.

Текст: научный сотрудник И.Н. Бурцева.

Гальперин о Корпеле, «Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы» | Н-Россия

Юкка Корпела.
Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы.
Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2001. 267 стр.
49,00 евро (бумага), ISBN 978-3-447-04457-8.

Отзыв Чарльза Дж. Гальперина (приглашенный научный сотрудник Института России и Восточной Европы, Университет Индианы)
Опубликовано на H-Россия (июль 2003 г.)

Святой Владимир и Киевская Русь: Между Востоком и Западом

Святой Владимир и Киевская Русь: Между Востоком и Западом

Профессор Юкка Корпела из Университета Йоэнсуу, Финляндия, написал подробный профессиональный анализ «воображаемой жизни» Владимира Святославовича, принявшего византийское православие в десятый век обычно рассматривается как основополагающее событие в восточнославянской истории. Он утверждает, что действия Владимира не имели тех последствий или значения, которые приписывали им более поздние идеологи, стремившиеся оправдать политическую легитимность и власть Московии.

Корпела утверждает, что современных надежных источников информации об обращении Владимира нет. Он не доверяет не только текстам, заведомо написанным позже, как, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и « Память и покроввала» монаха Иакова, но и якобы современным им источникам, например, в Первом и Новгородском летописях, сохранившихся только в более поздние рукописи. Корпела очень скептически относится к утверждениям, что Владимир был «крестителем» Руси, отмечая, что до «официального обращения» в Киеве были православные христиане, а после него не было массового крещения, а был лишь очень медленный процесс распространения православных. Христианство в города, а затем и в сельскую местность, на что ушли столетия. Кроме того, у Корпелы есть проблемы и с утверждениями о том, что в результате обращения Владимира Киевская Русь стала «византинизированной», что византийская культура и греческий язык получили широкое распространение на Руси, и особенно то, что как побочный продукт этой культурной ассимиляции Русь занял враждебное отношение к латинскому католицизму. Корпела эффективно цитирует свидетельства обширных дипломатических, политических, династических и торговых связей между Киевской Русью и, в частности, Центральной и Восточной Европой, а также продолжающегося католического религиозного влияния на протяжении тринадцатого века.

Владимир стал святым только в конце тринадцатого века, вероятно, по воле митрополита Максима и церковного собора во Владимире во Владимире Суздале. Даже Иларион и Яков не считали Владимира святым. Однако новые события в тринадцатом веке — возвышение воинствующего, реформированного католического папства, которое обращалось с православными как с язычниками и объектами миссионерской деятельности, и возрождение византийской политической и церковной власти после восшествия на престол династии Палеологов в Константинополе, отвоеванная у латинских крестоносцев в 1261 г., — заставила Максима увидеть во Владимире полезное связующее звено между Византией и Русью. О причислении его к лику святых свидетельствует новгородская церковь 1311 года, посвященная Владимиру. Культ Владимира оставался не более чем «диковинкой» (стр. 187) до составления литературных произведений о Куликовской битве 1380 г., в которой великий князь Дмитрий Донской Московский победил татар, или даже до конца XV ​​в. , когда московские идеологи, в частности монахи, начали пропагандировать культ Владимира как свидетельство божественного мандата Московии, достигнув кульминации в царствование Ивана Грозного в составлении жития Владимира для Степенной книги митрополита Макария и распространении концепции Москвы как новый Киев, новый (и Третий) Рим, новый Иерусалим, новая вселенская империя.

Подлинное византийское культурное влияние на Московию началось лишь в четырнадцатом веке, достигнув своего апогея в семнадцатом веке. Даже тогда большая часть общества оставалась «невизантийской». Возрождение интереса к Владимиру в Украине относится к XVII веку. Корпела также упоминает Петра и последующие заклинания Владимира в самых разных культурных контекстах, вплоть до заявления лидера Коммунистической партии постсоветской России Г. Зюганова в 1996 году.

Отвержение утверждений о том, что обращение Владимира привело к массовому крещению Руси в православие, является ключом к аргументу Корпелы о том, что Киевская Русь оставалась открытой для католического религиозного влияния после смерти Владимира.

Принц, Святой и Апостол — впечатляющий образец специализированного исследования. Неудивительно, что библиография Корпелы насчитывает не менее тринадцати предыдущих его публикаций (три на немецком, четыре на английском, шесть на финском), начиная с 1990 года. средневековой и восточноевропейской истории, а также обширное знание историографии, включая работы на скандинавских языках и, конечно же, на финском, вероятно, менее известном американской аудитории, с которой он ведет постоянный диалог в своих сносках.

Плата за то, чтобы сделать исследование Корпелы доступным для широкой аудитории на английском языке[1], — это качество его английской прозы, а также корректура. Я читал и хуже, и редко язык монографии мешает понять выводы Корпелы. Текст и примечания временами повторяются, что и хорошо, и плохо. Выбор автором терминов на английском слишком отвлекает. Я не могу понять кого-либо на английском языке, использующего «татарский», несмотря на то, что многие словари программного обеспечения для обработки текстов склонны рассматривать «татарский» как ошибку. «Крёстная» на Богородица низводит «Богоматерь» до крестной родительницы или, что еще хуже, вызывает аллюзии на «крестных фей»; почему бы просто не перевести это как «девственница»? В то время как Корпела старается быть чувствительным к различиям между «Русью» и «русским», я чувствую, что он непоследователен, а я остаюсь непримиримым с «русским» ни при каких обстоятельствах. В целом появляется русскоязычная, а не украиноязычная номенклатура, несмотря на нынешнее политическое расположение Киев/Киев и Чернигов/Чернигов.

Хотя Корпела основывает свой анализ на явной постмодернистской культурно-исторической методологии, он с готовностью признает, что многое из того, что он пишет, хорошо известно, и полностью доверяет другим историкам, выдвинувшим аналогичные взгляды. Безусловно, каждый изучающий Киевскую Русь в долгу перед Назаренко за освещение ее отношений с Германией и Центральной Европой. Корпела опирается на критический анализ Франклином знания греческого языка в Киевской Руси и ревизионистские выводы Томпсона о степени интеллектуального заимствования из Византии. Корпела не цитирует исследование Кайзером юридических текстов, приписываемых Киевской Руси, которое также считает их более информативными по истории XIII-XV веков, когда были написаны рукописи, чем по Киевской Руси. Примечательно, что в более позднем литературном исследовании образов св. Владимира Батлера представлена ​​хронология, совместимая с хронологией Корпелы.[3] Таким образом, хотя Корпела может быть одним из немногих историков, работающих в настоящее время над Киевской Русью, он не одинок, и его взгляды не выходят за рамки мейнстрима, хотя ни один из других ученых, которых я цитировал, не разделяет методологию Корпелы.

Легко сочувствовать удивлению Корпелы по поводу количества ученых, которые принимают повествование «Первой летописи» за чистую монету и строят на его основе фантастические теории о психологии Владимира.[4] Тем не менее, ирония в том, что монография, столь стремящаяся избежать проецирования анахроничных образов Владимира из XIV или XVI веков назад на реальность X или XI веков, так неуверенно использует термин «железный занавес» (в заголовке и тексте книги). подраздел 3.2), чтобы описать отношения католицизма и Московии после тринадцатого века или сослаться на «Святую Русь» (стр. 103) или «Святую Русь» (стр. 19).5) без изучения происхождения этого термина. Корпела, по-видимому, считает, что Аскольд и Рюрик были историческими, а не легендарными персонажами (с. 67). Странно, учитывая строгую критику источников Корпелой, что он так небрежно упоминает уникальную информацию у Длугоша (стр. 162, прим. 898). «Хан Тамерлан» (стр. 175, 191) просто неверен; Тимур не был чингизидом.[5] То, что Киевская Русь была «одной из самых могущественных стран в мире» (стр. 87), на мой взгляд, слишком романтично. Собственные данные Корпелы свидетельствуют о том, что культ Владимира так и не получил «широкого распространения» (стр. 13). Наконец, мыслил ли Иван Грозный себя всемирным правителем — это очень широкий вопрос, в котором я сильно сомневаюсь.

Но если отбросить придирки, хотя Корпела в общем и целом убедителен, временами я подозреваю, что он преувеличивает свои выводы. Так называемый раскол 1040 года не помешал Византийской империи активно задействовать католические политические образования, так почему же его влияние на киевских князей должно быть другим? Чего Корпела не приводит, так это каких-либо достоверных свидетельств того, что после 988-89 гг. какой-либо великий киевский князь когда-либо серьезно пытался изменить церковную принадлежность восточных славян к католицизму и его латинской литургии, несмотря на оппортунистические уловки вассальной зависимости от папства. И, может быть, к этому сводятся заведомо преувеличенные хвалебные песни о значении обращения Владимира для византийского влияния на восточнославянскую культуру; без официального обращения правителя, без принятия православия в качестве государственной религии Киевской Руси весь многолетний культурный вклад Византии в восточных славян мог бы не произойти. Жребий бросил Владимир.

Достойным свидетельством качества Князя, Святого и Апостола Корпелы является тот факт, что он вызывает такие всеохватывающие вопросы о природе Киевской Руси. Ни одна книга не может иметь более положительной рекомендации, чем эта.

Примечания

[1]. Профессор Корпела ранее опубликовал монографию на немецком языке, Beitraege zur Bevoelkurungsgeschichte und Prosopographie der Kievan Rus’ biz zum Tode von Vladimir Monomah (Jyvaeskylae: University of Jyvaeskylae, 1995), в котором рассматривалось многонациональное общество Киевской Руси. Это новое исследование заслуживает большего внимания, чем ему уделялось.

[2]. Дэниел Х. Кайзер, Рост права в средневековой России (Принстон: издательство Принстонского университета, 1980).

[3]. Фрэнсис Батлер, Просветитель Руси: Образ Владимира Святославовича через века (Блумингтон: Slavica Publishers, 2002). Как и Батлер, Корпела упускает из виду резкую критику Голубинским модели «канонизации» Русской церкви со стороны Павла Бушковича, Религия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый века (Нью-Йорк и Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1992), стр. 75 и далее. Батлер, с. 801, лучше подходит для версий пролога и менологии жизнеописания Владимира, чем Корпела, с. 183.

[4]. Совершенно правильно Корпела не цитирует Владимира Волкова, Владимир, король викингов (Вудсток: Оверлук, 1985), смехотворный пример. Я искренне сожалею, что потратил время на чтение.

[5]. Индекс с.в. Тамерлан/Тимур (стр. 266) называет его «восточным завоевателем» и перечисляет стр. 173, 174, 19.0; все эти номера страниц ошибочны. Казалось бы, индекс следует использовать с осторожностью.

Версия для печати:
http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=7847

Ссылка:
Чарльз Дж. Гальперин. Обзор Корпела, Юкка, Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы .
H-Россия, H-Net Обзоры.
июль 2003 г.
URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=7847

Copyright © 2003 H-Net, все права защищены. H-Net разрешает повторное распространение и перепечатку этой работы в некоммерческих, образовательных целях с полным и точным указанием автора, веб-сайта, даты публикации, исходного списка и H-Net: Humanities & Social Sciences Online. Для любого другого предполагаемого использования обращайтесь в редакцию Reviews по адресу [email protected].

Равноапостольный Великий Князь Владимир — Западно-Европейская Истинно-Православная Епархия

Память 15 июля

Святой великий князь Владимир, равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе частичку загадочного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и прилежный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева щедрые и веселые застолья.

Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах для церквей, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем ​​в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.

Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.

В летописи сохранилась молитва святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенской Десятинной церкви: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в их первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев с армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для распространения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, чтобы помочь их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую ​​школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна явился тотальной угрозой историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на польскую помощь и тянуть время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.