Князь игорь годы жизни: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Содержание

Игорь Старый. Правление Игоря Рюриковича. Внутренняя и внешняя политика князя Игоря Старого

Любой образованный человек в нашей стране знает, кто такой Игорь Старый. Так называли князя Древней Руси, сына Рюрика и родственника Олега Великого, прозванного Вещим.

Рассмотрим более подробно жизнь и деятельность этого правителя древнерусского государства.

Содержание

  1. Краткие биографические сведения о рождении и детстве
  2. Краткие биографические сведения о семье князя
  3. Военные походы на Царьград
  4. Внутренняя политика Игоря Старого
  5. Внешнеполитические успехи Игоря
  6. Загадки личности
  7. Основная идея правления Игоря
  8. Смерть князя
  9. Месть Ольги
  10. Значение правления Игоря

Краткие биографические сведения о рождении и детстве

Согласно летописным источникам, Игорь Старый прожил относительно длинную для тех времен жизнь. Родился он приблизительно в 878 году, а умер (тоже примерно) в 945-м.

Годы правления Игоря Старого охватывают период с 912-го по 945-й.

Герой нашего повествования был сыном первого русского князя Рюрика, который, по преданию, пришел на Русь со своими братьями и начал княжить в Новгороде, а позже стал единоличным правителем всего тогдашнего русского государства. После смерти Рюрика Игорь был мал годами, поэтому функции князя выполнял его родственник Олег (по одной версии, он был племянником Рюрика, а по другой — братом его жены).

Вероятнее всего, юный Игорь сопровождал Олега в его военных походах, где приобрел навыки военачальника и политического деятеля. Известно, что он занял престол отца не по достижении своего совершеннолетия и женитьбы, а после смерти Вещего Олега (согласно легенде, он умер от укуса ядовитой змеи).

Краткие биографические сведения о семье князя

Согласно официальной версии, год, в которой умер Олег, прозванный Вещим, является началом правления Игоря Старого. Это, как уже упоминалось, 912 год. К тому времени у молодого князя уже была семья.

По летописным источникам, когда Игорю исполнилось 25 лет, его женили на девушке по имени Ольга (ей было всего 13). Однако их сын Святослав родился только в 942 году (получается, что на тот момент Ольге должно было быть 52 года, что невозможно). На это обстоятельство указывают многие историки, поэтому считается, что возраст Ольги – будущей великой княгини и основоположницы христианства на Руси – был меньшим. Также существует предположение, согласно которому у Ольги и Игоря были еще дети, в частности, некоторые историки упоминают о двух сыновьях — Владиславе и Глебе, которые, вероятно, умерли в младых летах.

Также византийские источники указывают, что у князя были и другие родственники (двоюродные братья, племянники и проч.). Однако в русских летописях упоминаний об этих людях нет. Вероятнее всего, они не владели никакими землями и полномочиями, а входили в дружину князя Игоря. Современные историки считают такую версию наиболее обоснованной, потому что, скорее всего, в Древней Руси существовала традиция, характерная для европейских государств, согласно которой в официальных документах упоминался только сам правитель, его жена (жены) и дети, о других же родственниках (а следовательно, и претендентах на престол) не говорилось ни слова.

Военные походы на Царьград

Игорь Старый прославил себя как опытный военачальник. Известно, что он совершил не один военный поход на Византию. Православные народы, населявшие Византийскую империю, тогда сильно страдали от набегов варваров, которых они называли росами.

Историки отмечают следующие военные походы Игоря Старого:

1. По преданию, Игорь в 941 году приплыл в Византию в сопровождении тысячи кораблей, называемых «ладьями». Однако греки применили самое передовое оружие того времени – так называемый «греческий огонь» (смесь нефти и других горючих веществ), который сжег большинство военных кораблей. Потерпев поражение, Игорь Старый вернулся домой на Русь, чтобы собрать новое войско для нового военного похода. И ему это удалось.

2. В его военное собрание входили представители всех племен тогдашнего древнерусского государства, как славяне, так и русы, печенеги, древляне и др. Этот поход оказался более удачным для князя, в результате он заключил с византийцами мирный договор, предусматривающий выплату определенных материальных средств. В данном договоре, текст которого греки сохранили, упоминается как сам Игорь, так и его жена Ольга и их общий сын Святослав.

Внутренняя политика Игоря Старого

Князь прославился в веках как человек строгий и требовательный. Удачный завоеватель, он присоединял к своему государству новые земли, а затем обкладывал данью покоренные им племена. Правление Игоря Старого запомнилось усмирением уличей и тиверцев, древлян и многих других народностей.

Самое сильное сопротивлению князю оказали древляне (покорение их произошло на заре правления Игоря, в 912 году). Они отказались платить дань, однако Игорь со своей дружиной разорил древлянские поселения и в наказание обязал местных жителей платить еще больше, чем прежде. Древляне скрепя сердце согласились, но сильную обиду на князя в своих сердцах затаили.

Внутренняя политика Игоря Старого отличалась и новым способам сбора дани, который он сам называл полюдьем. Заключалась эта процедура в следующем: князь ежегодно вместе со своей дружиной объезжал подвластные ему территории и собирал «налог» с тех племен, которые там жили. Дань он брал натуральным способом: как зерном, мукою и иными продуктами питания, так и шкурами диких животных, медом диких пчел и прочее. Зачастую воины князя вели себя как дерзкие завоеватели, чем наносили немало обид простым людям.

Внешнеполитические успехи Игоря

Чем еще запомнился современникам Игорь Старый? Внутренняя и внешняя политика князя имела завоевательный характер, что неудивительно, особенно если вспомнить, каким был и сам Игорь (историки отмечают, что князь отличался крутым и вспыльчивым нравом).

Успехи его в военном плане также нельзя назвать скромными. Он вел себя как настоящий варвар, огнем и мечом прорубая «окно» в Европу того времени – Византийскую империю.

Помимо уже упоминавшихся нами выше двух военных походов на Византию, Игорь совершил такой же поход на Каспийское море. О нем рассказывают арабские источники, а вот в русских летописях об этом даже не упоминается. О результатах сего похода мало что известно, однако хазарские авторы полагают, что он имел некоторые последствия: войско Игоря получило богатые трофеи и вернулось домой с награбленным.

Также некоторые историки, опираясь на венгерские источники, полагают, что и с венграми заключил союз Игорь Старый. Внешняя политика князя в отношении этих племен носила союзнический характер, возможно, имели место определенные связи руссов и венгров, позволяющие им организовывать совместные военные походы на Византию.

Загадки личности

Правление Игоря Старого хоть и длилось много лет, но до конца не изучено вследствие отсутствия информации о ближайшем окружении князя и его действиях.

Скудность сведений об этой исторической личности, а также некоторые расхождения (например, относительно дат его жизни, годах правления, семье и смерти), которые встречаются в различных источниках, приводят к тому, что в биографии этого человека немало белых пятен.

Так, существуют разные предположения относительно того, кем была мать Игоря. Например, В. Татищев – историк петровской эпохи – предполагал, что ею являлась норманнская княжна Ефанда. Тот же Татищев считал, что по-настоящему героя нашего повествования звали Ингером, и только позже его имя трансформировалось в Игоря. Прозвище же Старый князь получил не во время правления, а гораздо позже, благодаря русским летописям, именовавшим его «древним» или «старым». А все потому, что Игорь был одним из первых Рюриковичей.

Основная идея правления Игоря

Очень прочно вошел в русскую историю князь Игорь Старый. Итоги правления этого русского властителя связаны с укреплением молодого древнерусского государства. Фактически Игорь продолжил политику своего отца и родственника Олега: он расширял государство, совершал военные походы, приносившие немало богатств, заключил с византийцами мирный договор, ввел систему налогообложения своих подданных.

Также Игорь смог оставить после себя могущественного наследника Святослава, который продолжил его дело. Тема самым князь Игорь Старый не только укрепил свою династию, но и усилил свое государство.

Смерть князя

Одним из самых известных эпизодов жизни Игоря стала его трагическая насильственная смерть.

Русские летописи так описывают это событие: князь Игорь Старый, завоевав древлян, ежегодно являлся к ним для сбора дани. Так же он поступил и в 945 году. Его дружина относилась к древлянам с пренебрежением, чинила много жесткости, чем вызывала их явное недовольство. К тому же у древлян был своей правитель по имени Мал, который воспринимал Игоря как победившего соперника.

Собрав с древлян достаточно дани, князь отправился со своей дружиной дальше, однако на обратном пути задумался над тем, что не взял столько, сколько хотел. Именно в этот момент роковую для себя ошибку совершил Игорь Старый. События последующего дня доказали это.

Князь отпустил свою большую дружину и вернулся к древлянам за новой данью с малым войском. Те, увидев, что у Игоря мало силы, жестоко расправились и с ним, и с его людьми. По преданию, князя привязали к верхушкам могучих деревьев и отпустили их. Вот такую лютую смерть принял Игорь от якобы покоренных древлян.

Месть Ольги

Русские летописи рассказывают нам не только о смерти князя Игоря, но и о той изысканной и страшной мести, которую использовала его жена – овдовевшая княгиня Ольга Псковская, оставшаяся с трехлетним сыном Игоря Святославом без попечения мужа.

Так, Ольга предала посланников от древлян жестокой казни (сожгла живьем), а после совершила военный поход на Искоростень и, взяв его приступом, безжалостно расправилась с жителями. Согласно легенде, она потребовала с каждого двора по 3 голубя и по 3 воробья. Получив эдакую своеобразную «дань», Ольга распорядилась привязать к каждой пташке трут и серу, зажечь их ночью и отпустить. Расчет хитрой княгини оказался верен: птицы вернулись в свои гнезда, под крыши домов… Позже сын Игоря Святослав посадил княжить над древлянами своего сына Олега.

Значение правления Игоря

Историки сходятся во мнении, что политика Игоря Старого в целом носила положительный характер и несла пользу Руси. Он заложил основы государственности, которая опиралась на личность князя, мощь его военной дружины и дипломатические умения. Порою жестоко и бесцеремонно подчиняя себе соседние племена, Игорь, тем не менее, строил новую систему отношений, которая позволяла перейти на новую ступень развития – от родоплеменного сообщества к государственному устройству.

«Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Хованщина».

Публикации раздела Музыка

Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков — вспоминаем исторические оперы XIX века, написанные русскими композиторами.

Михаил Глинка, «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), 1836 год

Зимой 1834–1835 годов Михаил Глинка был частым гостем вечеров Василия Жуковского. Здесь собиралось общество, состоявшее, по определению композитора, «из людей, доступных изящному». На вечерах бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь, Владимир Одоевский и Петр Вяземский.

Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина». Героический эпизод 1613 года очень увлек композитора. Либретто по просьбе Глинки написал барон Егор Розен.

Сначала опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Но во время петербургских репетиций возникли и другие варианты: «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Выбрали «Жизнь». Для переименования были две причины: во-первых, в столичном театре уже шла опера «Иван Сусанин» итальянца Катарино Кавоса, а во-вторых, цензоры требовали придать новому произведению идеологический оттенок.

Премьера «Жизни за царя» прошла в петербургском Большом театре в ноябре 1836 года с огромным успехом. Пушкин поздравил Михаила Глинку поэтическим экспромтом:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь!

В те годы эталонными музыкальными произведениями считались яркие итальянские оперы. В истории национальной музыки опера «Иван Сусанин» стала им одной из первых достойных конкуренток.


Модест Мусоргский, «Борис Годунов», 1869 год, вторая редакция — 1874 год

К опере «Борис Годунов» Модест Мусоргский написал либретто сам. Для либретто он использовал и трагедию Пушкина, и текст «Истории государства Российского» Николая Карамзина. О своей работе композитор вспоминал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

Опера была завершена в ноябре 1869 года. Театральное руководство к постановке ее не приняло: в спектакле не было развернутой женской роли. Мусоргский ввел в партитуру образ Марины Мнишек, однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Ее премьера прошла на сцене Мариинского театра. Оперу полюбили зрители и хвалили критики, однако вскоре ее начали давать с сокращениями. В 1882 году, уже после кончины Мусоргского, «Бориса Годунова» без объяснения причин сняли с репертуара. Николай Римский-Корсаков в своих мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» писал, что об опере ходили противоречивые слухи. Якобы она не устраивала цензоров и не нравилась царской семье.

Римский-Корсаков хотел вернуть «Бориса Годунова» на сцену и создал новую редакцию оперы. Ее впервые представили публике в ноябре 1904 года. В партии Бориса блистал молодой певец Федор Шаляпин. Он с восхищением говорил о Мусоргском: «По-моему, этот великий человек сделан Богом точно так же могуче, как какая-нибудь статуя, сотворенная Микеланджело Буонарроти». В 1908 году Шаляпин играл в «Годунове» в Париже, в антрепризе Сергея Дягилева. Его игра и музыка Мусоргского, кафтаны «с каменьями» и кокошники с жемчугами свели парижан с ума. В моду вошло увлечение всем русским.


Модест Мусоргский, «Хованщина», 1872–1880 годы. Редакция Николая Римского-Корсакова — 1883 год

Хованщиной называли короткий период в русской истории, когда боярин Иван Хованский возглавил в 1682 году Стрелецкий приказ и стал предводителем мятежа. Позже его казнили по приказу царевны Софьи Алексеевны.

Сюжет оперы Модесту Мусоргскому критик Владимир Стасов предложил еще в 1872 году, до премьеры «Бориса Годунова». Стасов писал: «Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй — богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил мое мнение».

Работая над оперой, Модест Мусоргский изучал подлинные документы XVII века. Его, как и Стасова, интересовало столкновение старого жизненного уклада с новым. Олицетворением нового стал юный Петр и его «потешные» войска; старого — раскольники, стрельцы, царевна Софья и ее окружение. Композитор объединил события 1682 и 1689 года: в его произведении конец хованщины совпадает с концом правления Софьи. Кстати, в списке действующих лиц оперы Софьи и Петра нет: они лишь упоминаются другими героями.

Читайте также:

  • Шекспировские страсти
  • Оперы-сказки русских композиторов
  • Русские оперы, покорившие мир

Композитор не успел завершить «Хованщину». После его смерти оперу доработал Николай Римский-Корсаков. Оперу Мусоргского в его редакции впервые исполнили в феврале 1886 года участники петербургского Музыкально-драматического кружка. Позже партия старца-раскольника Досифея стала одной из самых блестящих ролей Федора Шаляпина в русском репертуаре.


Александр Бородин, «Князь Игорь», 1869–1887 годы, редакция Николая Римского-Корсакова и Александра Глазунова — 1890 год

Александр Бородин долго собирался написать оперу, но никак не приступал к работе. Он то не мог найти подходящий сюжет, то переживал из-за работы над либретто, то задумывался о том, как продвигать сочинение.

В 1869 году критик Владимир Стасов предложил Бородину сюжет «Слова о полку Игореве». Композитор долго собирал материал: он изучал разные переводы «Слова», читал летописи, консультировался с историками и этнографами.

Александр Бородин был ученым-химиком. Научная работа, преподавание и общественные дела отвлекали его от написания оперы. Работа над «Князем Игорем» затягивалась. Сочинять Бородину удавалось лишь в редкие свободные дни или по выходным, понемногу вычерчивая контуры будущей оперы в трех действиях.

В 1887 году Александра Бородина не стало. Композиторы Римский-Корсаков и Глазунов по авторским рукописям закончили его оперу. Премьера «Князя Игоря» прошла в Мариинском театре в октябре 1890 года. Николай Римский-Корсаков с радостью писал: «Опера привлекала к себе горячих поклонников, особенно между молодежью».


Николай Римский-Корсаков, «Царская невеста», 1898 год

Сюжет, который стал основой оперы «Царская невеста», привлекал не только Николая Римского-Корсакова, но и Александра Бородина. Когда Бородин занялся «Словом о полку Игореве», Николай Римский-Корсаков обратился к трагической истории третьей жены Ивана Грозного.

Литературной основой «Царской невесты» стала одноименная драма Льва Мея. В ней автор опирался на собранные Карамзиным сведения о женитьбе Ивана IV на Марфе Собакиной. Некоторые изменения и дополнения внес в пьесу писатель либреттист Илья Тюменев.

В опере Римского-Корсакова появился царь, которого нет в пьесе Мея. Правда, Иван Грозный в «Царской невесте» не поет, но его появление на сцене сопровождается мощной оркестровой темой. Римский-Корсаков вообще дал в своей опере волю страстям: его герои влюбляются и ревнуют до исступления, рыдают, угрожают, травят и казнят своих соперников.

Но главное в «Царской невесте» — не любовные безумства и даже не исторические коллизии, а «трагически окрашенный гимн этической красоте русской женской души», как сказал о ней композитор Борис Асафьев.

Премьера «Царской невесты» прошла в 1899 году, ее поставили участники Товарищества частной оперы. Спустя два года спектакль появился в репертуаре Мариинки, в 1916 году — Большого театра.

Автор: Алевтина Бояринцева

Теги:

ПлейлистКомпозиторыОпераКлассическая музыкаПубликации раздела Музыка

Бостонский симфонический оркестр | BSO

Краткие сведения

  • Жизнь композитора: Родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге, Россия; умер там же, 27 февраля 1887 г.
  • Год завершения: Реконструировано по памяти и оркестровано А. Глазуновым, лето 1887 г.
  • Первое исполнение: 5 ноября 1887 г., в Санкт-Петербурге, в Русском симфоническом концерте под управлением Римского -Корсаков
  • Первое выступление БСО: Тэнглвуд, 18 июля 1987 г., дирижирует Геннадий Рождественский
  • Приблизительная продолжительность: 11 минут

Партитура к увертюре к опере Князь Игорь призывает пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры и струнные (первая и вторая скрипки, альты, виолончели и контрабасы).


Когда Александр Бородин скоропостижно скончался в возрасте 53 лет в полночь 27 февраля 1887 года во время костюмированного петербургского костюмированного бала в русской национальной одежде, его историческая опера Князь Игорь
оставался далеко не законченным даже после 18 лет спорадической работы. Из запланированного пролога и четырех действий была завершена и оркестрована лишь небольшая часть — десять номеров, в основном из второго акта. Бородин также оставил после себя фортепиано-вокальные версии нескольких других разделов: пролога, сцены первой акта I и всего акта IV.

Почти сразу его восхищенные друзья и коллеги Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов приступили к доработке оставшихся разделов и сборке работы. Они также приняли (спорное) решение добавить собственную новую музыку. Их версия, опубликованная в Лейпциге в 1889 г.и поставленный в Петербурге в 1890 году, включая реконструкцию и оркестровку увертюры Глазуновым, был поистине совместным проектом и долгие годы оставался эталоном исполнительской редакции.

Именно журналист и критик Владимир Стасов подал Бородину идею написать оперу о малолетнем средневековом русском князе Игоре Святославиче (1151-1202). История Игоря, изложенная в анонимной эпической поэме XII века «Слово о полку Игореве» (« Слово о полку Игореве »), передает славу и неповторимость русского прошлого — хотя и оплакивает разгром войска Игоревна войсками могучих половецких кочевников и опасности распрей между князьями киевской эпохи. Стасов считал, что сюжет «отвечал всем требованиям таланта и художественной натуры Бородина: широкие эпические мотивы, народность, разнообразие характеров, страсть, драматизм, ориентальность».

Если бы Бородин следовал плану либретто Стасова, драматургическая и музыкальная связность оперы, несомненно, выиграла бы. Вместо этого, действуя импульсивно, перескакивая между действиями и сценами по своему желанию, он откликался на дух, а не на детали «Слова о полку Игореве», сосредотачиваясь на эпических сценических картинах героической средневековой России, а не на психологических портретах или драматическом напряжении. Незаконнорожденный сын престарелого кавказского князя, Бородин написал свою наиболее вдохновенную музыку в «восточном» стиле (если использовать проблемный термин Стасова) для сцен в половецком стане, где князь Игорь и его сын Владимир (влюбленный в Кончаковну, дочь половецкий вождь Кончак) после поражения в бою живут в роскошном заточении. Около половины оркестрованных Бородиным разделов относятся к половецким действиям, в том числе самые известные страницы оперы — «Половецкие пляски», завершающие II действие.

Равнодушная трудовая этика Бородина разочаровала его более дисциплинированных коллег, особенно Римского (который через несколько лет «организует» и отредактирует « Бориса Годунова » Модеста Мусоргского). «Я должен отметить, что в целом я композитор в поисках забвения; и мне всегда немного стыдно признаться, что я сочиняю, — признался Бородин. «Для других это простое дело, призвание, цель жизни; а для меня это отдых, праздное времяпрепровождение, давшее отвлечение от моей настоящей работы, моей работы профессора и ученого».

Глазунову было поручено «заполнить все пропуски в третьем акте и записать по памяти увертюру, столь часто исполняемую композитором, а мне — оркестровать, досочинить и систематизировать все остальное, что осталось незаконченным и не оркестрованным». Бородина», — писал Римский в своих воспоминаниях. Поскольку Бородин так и не зафиксировал увертюру на бумаге, 22-летнего Глазунова следует считать соавтором того, что само по себе стало чрезвычайно популярным и любимым произведением. По этой причине некоторые недавние «аутентичные» постановки Князь Игорь (включая постановку Метрополитен-оперы 2014 года) убрали увертюру и открыли пролог.

«Увертюра сочинена мною примерно по замыслу Бородина, — писал позднее Глазунов. «Я взял темы из соответствующих номеров оперы и имел счастье найти среди набросков композитора каноническое окончание второго сюжета. Я немного переделал фанфары для увертюры… Басовую последовательность в середине я нашел записанной на клочке бумаги, а сочетание двух тем (арии Игоря и фразы из трио) тоже обнаружил среди бумаг композитора. Несколько тактов в самом конце были сочинены мной».

Увертюра начинается в угрожающем и торжественном настроении (Анданте). Вступление из 39 тактов ля минор представляет собой медленно нисходящие струнные фигуры на фоне приглушенного аккомпанемента деревянных духовых и духовых инструментов. В следующем разделе (Аллегро) тональность смещается к яркой ля мажор, поскольку медные фанфары создают военную атмосферу, ведущую к серии крутых подъемов, имитирующих галоп лошадей по степи. Затем вступает кларнет ( dolce — «сладко») с первой темой, мелодией трио в исполнении Кончаковны, Владимира и Игоря в третьем акте. С очередным сдвигом в тональности деревянные духовые вводят второй сюжет — дерзкую баритональную арию Игоря, спетую в неволе («О, дай мне свободу»), разворачивающуюся в двух контрастных частях. В традиционной форме сонаты-аллегро две темы затем переплетаются и развиваются, прежде чем ненадолго вернуться к торжественности вступления и воодушевляющему финалу, завершающемуся оптимистичной ре мажор.

К тому времени, как вундеркинд Глазунов взялся за воссоздание этой стройной, драматической и искусно оркестрованной увертюры, он уже написал две симфонии, два струнных квартета и множество камерных произведений. Он сделал блестящую и важную карьеру композитора и педагога, которая продолжалась и в советское время. Среди его учеников был Дмитрий Шостакович, который обожал его и называл «общественным деятелем огромного значения».

Харлоу Робинсон

Харлоу Робинсон — писатель, лектор и заслуженный профессор истории Университета Мэтьюза, почетный член Северо-восточного университета. Среди его книг Сергей Прокофьев: Биография
и
русских в Голливуде, голливудских русских . Он публиковал эссе и обзоры для The Boston Globe , The New York Times , Los Angeles Times и Opera News , а также программные заметки для Бостонского симфонического оркестра, Лос-Анджелесского филармонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Метрополитен. Опера.

Бородин: Половецкие пляски | Лондонский концертный хор

Ко времени смерти Бородина в 1887 году опера Князь Игорь , главный музыкальный проект его жизни, была еще незавершенной, что, возможно, неудивительно, поскольку Бородин был по профессии химиком-исследователем и сочинял только в своей жизни. Свободное время. Подобно тем эпическим сказителям прошлого, которые оставили свое наследие в устной традиции, он оставил своим близким друзьям Римскому-Корсакову и Глазунову достаточно указаний, чтобы сшить Князь Игорь вместе, хотя только благодаря настойчивой поддержке Корсакова при жизни Бородина у них было достаточно сырья для работы .

Все началось почти 18 лет назад, в апреле 1869 года, когда Владимир Стасов, критическая совесть круга русских композиторов-националистов, к которому принадлежал Бородин, наряду с Корсаковым, Мусоргским, Цезарем Кюи и одним из основателей Милием Балакиревым, снабдил Бородина подробный оперный сценарий по древнему манускрипту эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве» . Датой стихотворения принято считать период между 1185 годом, годом похода князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в южных степях, и 1187 годом (Игорь умер в 1202 году). Это краткий текст, без длины Илиада , и в нем речь идет просто о солнечном затмении, означающем гибель похода Игоря, трехдневной битве, приведшей к поражению Игоря (полностью опущенного в опере), его побегу из плена под половецким царством. предводителя хана Кончака и его возвращения к жене и людям.

Бородин начал полноценную работу над Князь Игорь в 1874 году, и он присоединился к другим фрагментам в новаторской серии концертов в Санкт-Петербургской бесплатной музыкальной школе. В 1876 году публика впервые услышала хор «Славься!» вступительного пролога, а «Половецкие пляски» были среди номеров, обещанных для другого концерта в том же году. Так как оркестровка «Танцев» была еще далеко не готова, Римский-Корсаков и его обычно ленивый ученик Анатолий Лядов работали над ней на горячем до поздней ночи. Как позднее писал Римский в своей замечательной автобиографии Моя музыкальная жизнь

Готовая версия партитуры Бородина, покрытая жидким желатином, чтобы сохранить наши карандашные пометки; а чтобы простыни скорее высохли, он развесил их, как белье, на веревках в моем кабинете. Таким образом, номер был готов и передан переписчику.

Несмотря на фрагментарный характер произведения во время и после смерти Бородина, Князь Игорь работает как почетный образец русской эпической оперы. В музыке показаны резкие контрасты между православными хорами и народными песнями прарусского народа и экзотическими празднествами свиты половецкого хана Кончака, пока Игорь и его сын находятся в плену.

Стиль представляет собой любопытную смесь, хотя все темы навеяны мелодией. Бородин спросил у знатока, какую музыку будут создавать эти кочевники из южных степей, и ответом была смесь тюркского стиля с мадьярской народной музыкой, которую позже собрал вместе Барток (часть древней Половцы, простиравшаяся до Венгрии).