Князь игорь где правил: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Как правил Игорь Святославич, князь Новгород-северский и Черниговский

Игорь Святославич (2 апреля 1151 — 1202) — князь Новгород-северский (1180—1198), князь Черниговский (1198—1201). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Назван Игорем в честь родного дяди — святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Главный герой памятника древнерусской литературы XII в. «Слова о полку Игореве».

Князь Игорь. Худ. И. Глазунов.

«Слово» рисует Игоря Святославича мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в битве его брата Буй-Тура Всеволода), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается автором: «храбрый Святославич», «Олегово храброе гнездо», «храбрый полк», «храбрые русичи». Даже в «золотом слове» Святослава Всеволодовича («Тогда великий Святъславъ изрони злато слово с слезами смешено»), где киевский князь корит Игоря Святославича за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду. Вместе с тем автор «Слова» осуждает недальновидность Игоря Святославича.

Поход князя Игоря. Неизв. худ.

В 1169 Игорь Святославич участвовал в походе одиннадцати русских князей под знаменами Андрея Боголюбского против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского.

В 1171 году ходил с северскими дружинами за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободив пленных и отняв добычу.

После смерти Романа Ростиславича Смоленского в 1180 году во время северного похода Святослава Всеволодовича Игорь вместе с Ярославом Всеволодовичем охранял Чернигов, затем они с половцами участвовали в походе против Давыда Ростиславича Смоленского под Друцк, а после возвращения их войск на юг Рюрику Ростиславичу удалось нанести поражение половцам Кобяка и Кончака и Игорю, в результате чего в Киеве и Киевской земле утвердился т. н. «дуумвират» Святослава и Рюрика.

Перед битвой на Орели Игорь с Владимиром Глебовичем Переяславским были посланы Святославом и Рюриком против половцев. Игорь отказал Владимиру в праве ездить напереде (передовым отрядам обычно доставалась большая добыча), Владимир развернул полки и ограбил Новгород-Северское княжество, но Игорь продолжил поход и разбил половцев на реке Хирии. После битвы на Орели (в которой чернигово-северские князья не участвовали) Игорь вместе с другими северскими князьями провёл удачный поход на половецкие кочевья по реке Мерлу.

В. Г. Перов. «Плач Ярославны». Картина 1881 года

Сын черниговского князя Святослава Ольговича; внук родоначальника черниговских Ольговичей, князя-крамольника, неизменного противника Владимира Мономаха Олега Святославича (в «Слове» назван Гориславичем). Игорь Святославич был женат на дочери Ярослава Владимировича(Осмомысла) Галицкого (Ярославна). После смерти старшего брата (1180) стал держителем Новгород-Северской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Не присоединился к коалиционному походу под предводительством этого киевского князя (1184), а пошел на половцев в окружении ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось «Слово». Опрометчивая экспедиция Игоря Святославича завершилась небывалым поражением русских и пленением всех князей, последовавших за Игорем Святославичем (Всеволода Святославича Курского — брата Игоря Святославича, Владимира Игоревича Путивльского — сына Игоря Святославича, Святослава Ольговича Рыльского — племянника Игоря Святославича).

В начале похода, состоявшегося в апреле 1185 г., ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда дружины углубились в степи, произошло солнечное затмение. Астральные явления оценивались на Руси как предвестие беды, им придавалось провиденциальное значение. Игорь Святославич решает продолжить движение, желание славы «ему знамение заступи». В первом бою с половцами русские одержали победу, захватили богатую добычу. Однако во второй битве на берегу Каялы, длившейся три дня, были наголову разбиты объединенными силами многих ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, Игорь Святославич пользовался относительной свободой и вскоре сумел бежать на Русь с помощью половца по имени Овлур, после чего оказался в Киеве.

Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира, который вернулся позже, женившись на дочери Кончака.

Картина Васнецова В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Дальнейшая судьба Игоря не нашла отражения в «Слове». Из летописей известно, что в 1198 г. он стал черниговским князем. В 1191 году Игорь с братом Всеволодом провёл удачный поход на половцев и выступил во второй поход после получения подкрепления от Святослава Киевского и Ярослава Черниговского во главе с пятью княжичами, дошёл до Оскола, но половцы смогли своевременно приготовиться к битве, и Игорь отвёл войска на Русь.

Похоронен, как и его дядя — святой Игорь, в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

Бегство князя Игоря из плена половцев. 1185 г. Гравюра Б. Чорикова

Жена: Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с суздальской княжной Ольгой Юрьевной.
Дети: Владимир Игоревич (8 октября 1170 — после 1211), князь Путивльский в 1185—1198 и 1208—1210 годах, князь Новгород-Северский в 1198—1206 годах, князь Галицкий в 1206—1208 и 1210—1211 годах
Олег Игоревич (1175—1205)
Святослав Игоревич (1176 — сентябрь 1211), князь Владимиро-Волынский в 1205—1206, князь Перемышльский в 1209 и 1210—1211 годах
Роман Игоревич (ум. сентябрь 1211), князь Звенигородский в 1206—1207 и 1210—1211 годах, князь Галицкий в 1207—1209 годах
Ростислав Игоревич (ум. сентябрь 1211), князь Теребовльский в 1210—1211 годах
дочь; муж: с 1189 года Давыд Ольгович (ум. 1195), княжич Стародубский

Трагична судьба троих его сыновей. Случилось так, что их судьба оказалось связанной с Галицкой землей, откуда была родом их мать и где правил прославленный современниками Ярослав Осмомысл, их дед. В результате сложных политических интриг братья Игоревичи в 1211 году арестовали 500 галицких горожан, которых подозревали в заговоре против них. Некоторые историки пишут, что все они были боярами, а захвачены были вероломно. Но маловероятно, чтобы такое количество жителей города относилось к самым знатным семействам. Взаимное ожесточение достигло такой степени, что князья распорядились казнить всех арестованных. В результате расправы полтысячи человек лишились жизни.

Б.Ольшанский «Слово о полку Игореве»

Это был первый акт трагедии.Венгерский король бдительно следил за событиями в соседнем русском княжестве. Годом ранее, в 1210 году, он неожиданно подошел с войсками к Галичу, пленил Романа Игоревича, застав его мывшимся в бане, и отправил в Венгрию. Оттуда тот смог бежать, вернуться в Галич, где и добрался до горожан, которые были недовольны им и его братьями.

В этот раз опять вмешались венгры и смогли захватить братьев в плен. Галичане не забыли массовое умерщвление жителей города. Они выкупили сыновей Игоря Святославича у венгерского короля.Разыгрался второй акт пьесы, написанной историей.

На городской площади поставили виселицу. По приговору боярского суда в сентябре 1212 года Роман, Ростислав и Святослав были преданы позорной казни. В этом же году умер и преследуемый галичанами четвертый брат, Владимир, который четверть века назад благополучно спасся из половецкого плена.Галицким князем стал малолетний Даниил Романович.

И. Я. Билибин. Князь Игорь. 1929

Игорь Святославич — годы правления князя, кратко, что сделал для Руси

На протяжении нескольких столетий русскими и близлежащими землями правили князья. Примечательна личность Игоря Святославовича — героя «Слово о полку Игореве.

Чей сын князь Игорь: происхождение

Годы  жизни — (2.04.1151-1201). Князь Новгород-северский, Черниговский. Происходит из рода Олеговичей, является сыном Святослава Ольговича. Получил имя в честь дяди — Игоря черниговского и Киевского. Главный герой «Слова о полку Игореве».

Краткая биография

Биографические сведения об Игоре Святославовиче кратко:

1169 —  поход 11 князей  под предводительством Андрея Боголюбского, в противовес Мстиславу Изяславовичу — князю Киевскому.

1171 — поход с северскими дружинами за р. Ворсклу, одержал сокрушительную победу над силами ханов Кобяка и Кончака, освободил племенных, отнял добытые богатства.

Личная жизнь

В личной жизни князь был счастлив. Женат единожды. Супруга — Ефросинья Ярославовна. В браке родилось 6 детей: 5 мальчиков и девочка. Дочь князя — жена  Давыда Ольговича, мать его 3-х сыновей. Как звали княжну, неизвестно.

Брачные союзы

В браке с княжной Ефросиньей Ярославной. Имел 5 сыновей и дочь.

Годы правления

12 в —  период борьбы с племенами половцев. Государство было ослаблено междоусобными войнами, которые имели место между князьями, борющимися за власть. Уязвимое место — Черниговское княжество: причина — его местоположением по отношению к половецких племенам и территориям, находящимся под их управлением (юг государства).

Вопрос пополнения дружины рядами воинов решался за счет наемных половцев. Воины дополнительный  резерв для разрешения конфликтных ситуаций между князьями. Игорь с двоюродным братом объединились, заключили договорённость с соперниками (для найма людей), отправились на территорию Смоленска, где правили Ростиславовичи.

Первые годы правления Игоря Святославовича — мир и спокойствие до 1184 года. Количство междуусобных войн уменьшалось, а соперничающие князья  подумывали об объединении и заключении перемирия. Им удалось договориться и объединить силы в единую армию и в таком составе двинулись на половецкие территории. Командующие — Рюрик Овручский и Святослав Киевский.

Князь Игорь Святославович курировал разведку вместе с Владимиром Переяславским. Князья поругались: Игорю не понравилось, что Владимир опережает его: князь считал себя старшим и более опытным, поэтому хотел быть впереди. Владимир обиделся и отправился с ратниками на земли, которыми правил Игорь. Игорь не вернулся во владения, продолжил противостояние. Итог — победа над половецкими племенами,  объединение с  Олеговичами и разгром противника Главный поход — сражение на р. Орели. Большая часть воинов противника убита, пленены ханы половецких племен: князю захотелось большего. Игорь отличался честолюбием, завидовал соседу.

Походы на половцев

Междоусобные воины прекращались, а соперничающие князья задумывались о заключении мира. Они достигли договоренности и объединили войска и в таком составе двинулись на половецкие территории. Армией командовали — Рюрик Овручский и Святослав Киевский.

Князь Игорь Святославович занимался разведкой вместе с Владимиром Переяславским. Между князьями возник конфликт: Игорю не понравилось, что Владимир движется впереди него: нужно было пропустить Игоря как старшего и опытного. Владимир обиделся и отправился грабить с ратниками земли, принадлежащие Игорю. Игорь не вернулся во владения, продолжил движение. Итог — победа над половцами,  объединение с  Олеговичами и нанесение  противнику сокрушительного удара .Главный поход — сражение на р. Орели. Значительная часть противников убита, пленены ханы половецких племен: князю этого показалось мало. Игорь отличался честолюбием, завидовал соседу.

Решающий бой — весна 1185. Игорь потерпел поражение из-за спешки и стремления опередить остальных князей.

Между учеными ведутся споры об истинных мотивах князя. Выделятся несколько:

  1. Возрождение Тмутараканского княжества на р. Тамани.
  2. Стремление получить признание со стороны других князей, личное обогащение.

Князь впервые реформировал войско. До этого на Руси ничего похожего не случалось. В момент битвы произошло лунное затмение, предшествующие разгрому русских войск половцами у р. Каялы. Князь попал в окружение вместе с сыном и соратниками, был пленен. Половцы отправились грабить Русь. Сына Владимира и князя Игоря Святославовича судьба разделила на несколько лет. Только по прошествии большого количества времени Владимир пришел к отцу, женатым на половецкой девушке.

Смерть

1198 — смерть Ярослава Всеволодовича, приемник — Игорь Святославович. Правил 3 года, умер в возрасте  50 лет. О причинах смерти ничего неизвестно.

Упоминание в искусстве и память

Литературное произведение рассказывает об Игоре как о смелом и мужественном воине. Не показывается князь в бою.  Описываются военные подвиги его брата Всеволода буй-Тура. Храбрость на грани отчаяния всех княжеских особ из рода Ольговичей  показывается автором  при помощи словесных средств. Даже, говоря «золотое слово» отец укоряет Игоря за то, что не дал возможность ему вести борьбу со степными племенами. Особое внимание в характеристике Игоря отводится  братолюбию и привязанности к брату. Автором произведения осуждается недальновидность Игоря.

Поэма стала основой для создания балета «Князь Игорь».

Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

 

Князь Игорь | Пермский театр оперы и балета

Опера в трех действиях с прологом

Либретто Александра Бородина с помощью Владимира Стасова по мотивам древнерусского эпоса XII века «Слово о полку Игореве»

Опера написана в 1890 году. Сценография этой версии повторяла сценографию постановки 1890-го года в Мариинском театре. Эта версия впервые была исполнена в Перми в 2015 году. Продолжительность: 3 часа 45 минут, включая 2 антракта

Музыкальная версия Анны Булычевой

Один из столпов классики русской оперы, Князь Игорь Александра Бородина, основан на историческом сюжете, взятом из памятника русской литературы «Слово о полку Игореве » или «Слово о полку Игореве », и повествует о неудавшемся походе Игоря Святославича на половцев. Принц попадает в плен к хану Кончаку. Несмотря на многочисленные попытки врагов Игоря добиться расположения его жены Ярославны, княгиня остается верна своему мужу и вскоре ждет его счастливого возвращения домой.

Неоконченное произведение Бородина было завершено уже после его смерти Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Премьера оперы состоялась в 1890 году в Мариинском театре, и именно на эту постановку ссылается артистическая труппа пермской премьеры в 2015 году.

Для режиссера Сигрид Т’Хоофт, известного прежде всего как специалист по исторической театральной реконструкции, дирижера Валерия Платонова, знатока русского музыкального наследия, и художника Штефана Дитриха, великолепного стилиста, вдумчиво работающего с визуальными документами разных эпох, Важной задачей является не прямое повторение, а максимальное приближение к эстетике оперного театра конца XIX в.век.

ОБЗОР

символов:

Игорь Святославич
Ярославна
Владимир Игоревич
Владимир Ярославич (Галицкий)
Кончак
Кончаковна
Овлур
Ерошка
Скула
Медсестра Ярославны
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, девицы, люди, подружки Кончаковны, холопы хана Кончака, половцы

ПРОЛОГ


Сцена один

Город Путивль. Жители города собираются на площади перед собором. Они пришли посмотреть, как князь Игорь со своим войском уходит в поход на половцев. Народ и бояре приветствуют князя, его сына Владимира и войско напутственными словами: «Победа Руси, пусть истекают кровью недруги наши, разгоняйте их, как некогда под Олтавой».

Армия готова к отбытию, но внезапно меркнет свет и начинается солнечное затмение. Люди в изумлении смотрят на небо и видят в затмении зловещий знак: «О, подожди немного, прежде чем идти. Не уходи пока. О медлитель, князь, медли». Но князь не готов изменить свое мнение: «Что предвещает Божие знамение на небесах — хорошее или худое, мы скоро узнаем… Но так как никто не может избежать своей участи, чего нам тогда бояться? Мы идем в правое дело, бороться за веру, за дом, за Русь!»

Небо снова становится светлым. Игорь в сопровождении других князей и бояр проходит вдоль рядов воинов и дружинников. Двое гудокистов, Скула и Ерошка, ускользают и дезертируют из армии. Игорь прощается с женой Ярославной. Она умоляет мужа отказаться от похода, но Игорь остается твердым: долг и честь зовут. Ему вторят сын Владимир Игоревич и брат Ярославны Владимир Галицкий (князь Галичский). Игорь оставляет Галицкого временным заместителем в Путивле и поручает ему присматривать за княгиней, быть ей защитой и опорой. Галицкий дает слово: он в долгу перед Игорем за то, что он приютил его в Путивле, когда он был изгнан из Галича отцом и братьями.

Ярославна, княжны и боярские жены уходят. Из собора подходит старец и благословляет войско. Войска уходят во главе с Игорем.

АКТ I


сцена два

Край половецкого стана. Половцы, глядя вдаль, ждут войска хана Гзака. Появляются воины с русскими пленными. Хан Кончак выходит им навстречу и поздравляет их с успехом. За всем событием с опущенными головами наблюдают заключенные — князь Игорь, князь Владимир и их русские сторонники.

Князь Игорь сокрушается: «Почему я не пал на поле брани? Почему я не пал со своим полком, сражаясь во главе их?»

Хан Кончак подходит к Игорю и говорит: «Здоров ли ты, князь? Что тебя так повергло в уныние, мой гость? Почему ты такой задумчивый?» Кончак предлагает Игорю разнообразные развлечения: охоту с ястребами, лошадь и палатку на выбор и меч из булатной стали. В ответ Игорь только молчит. Тогда Кончак приказывает девицам-рабыням прийти и развлечь его.

Игорь пожимает руку Кончаку: он и рад стать союзником хана, но не может. — Ну что, хочешь, я отпущу тебя на родину? спрашивает Кончак: «только дай мне слово, что ты не поднимешь свой меч и не преградишь мне путь». Игорь открыто признается, что не мог дать такого обещания. Как только он обретет свободу, его армия снова соберется и снова сразится с врагом. Хан восхваляет гордость и отвагу своего благородного пленника: «Я люблю тебя! Вы храбры и правдивы. Я такой же! О, если бы мы могли быть союзниками — мы бы взяли всю Русь!»

Появляются половецкие рабы, за ними следует свита Кончака. Начинаются половецкие пляски во славу хана Кончака.

АКТ II


сцена три

Двор дома Владимира Галицкого. Несколько пьяных слуг во главе со Скулой и Ерошкой поют дифирамбы воеводе-князю. Владимир Галицкий появляется из дворца. Власти, данной ему, недостаточно, и вместо этого он предпочел бы заменить Игоря на посту князя Путивльского, а сестру запереть в монастыре.

Некоторые девушки бегут во двор. Они умоляют Галицкого отказаться от своего поведения и освободить их друга, похищенного по его приказу и запертого во дворце. В гневе и досаде Галицкий прогоняет девушек, к большому удовольствию пьяных слуг.

Сцена четвертая

Комната во дворце Ярославны. Принцесса одна. О князе Игоре, ее сыне Владимире и их свите давно нет известий. Медсестра прерывает ее мрачные размышления приходом девушек, пришедших с жалобой на Галицкого. Они рассказывают о бедах, причиненных Галицким: «Мы молимся о том, чтобы вы были справедливы, не бросайте нас, защитите нас!» Они просят княжну навести порядок в отсутствие князя Игоря.

Галицкий врывается в спальню Ярославны. Девочки испуганно убегают. Ярославна призывает Галицкого к ответу за свое поведение и угрожает рассказать все Игорю по его возвращении. Галицкий насмешливо отвечает, говоря ей, что ему стоит только махнуть рукой, и Путивль выберет его своим лидером. Ярославна в ярости. Поняв, что сказал достаточно, Галицкий уходит.

Ярославна пытается взять себя в руки: «Ах, поскорее бы вернулся князь, отдохнула бы душа моя… Я устала, нет у меня сил бороться…»

Бояре входят во дворец. Ярославне сообщают, что Игорь и его войско разбиты, что сам князь ранен, что вместе с сыном взят в плен и что половецкое войско подходит теперь к Путивлю. Ярославна теряет сознание.

Очнувшись, княгиня умоляет бояр найти решение. Они отвечают: «Город стоит крепко, будь спокоен, стены толсты, рвы глубоки, а крепость надежна».

Тем временем Владимир Галицкий обращается к боярам в крепости и предлагает ему стать новым правителем: «Кто защищает Путивль от половцев, тот и правит княжеством». Бояре отвергают его кандидатуру.

Начинает звонить тревожный звонок. Зарево огня можно увидеть в окнах дворца. Бояре готовятся к бою.

АКТ III


сцена пять

Половецкий лагерь. Половецкие девушки поют и танцуют, чтобы развлечь ханскую дочь — Кончаковну. Она с нетерпением ждет встречи с русским пленным Владимиром Игоревичем: «Ночь, сойди скорее, окутай меня мраком, туманной ризой. О, день!

Появляются русские заключенные, возвращающиеся с рабочего дня. Девушки приветствуют их и напоят. Появляется патруль, обходит лагерь. Девы уходят.

Ночь окутывает лагерь мраком. На дежурстве остался только один охранник, Овлур.

Владимир осторожно подходит к палатке Кончаковны. Влюбленные ошеломлены долгожданной встречей. Владимир вдруг слышит шаги отца и прощается с возлюбленной перед тем, как исчезнуть в темноте.

Князь Игорь изо всех сил смиряется с поражением: «Нет сна, нет покоя истерзанной душе…» Он чувствует вину за гибель в своем войске, отчаянно хочет вернуть себе свободу, искупить принесенный им позор и спасти его честь — он даже скорее созовет свои полки и еще раз нападет на половецкое войско. Мысли о родине сменяются мыслями о любимой жене.

Овлур, христианин, тихо подходит к князю. Рассветное небо становится ярче. Овлур предлагает заключенному шанс на побег, обещая ему лошадей. Игорь возмущен предложением: «Я, князь, тайно бежавший из плена?» Овлур делает вторую попытку: «Ты должен бежать не за меня, а за Русь, ибо потом ты спасешь родную землю, веру и народ». Игорь полон сомнений.

Кончаковна, сильно взволнованная, бежит к палатке Владимира. Она узнала, что Владимир собирается бежать — ее ужасает мысль о разлуке с любимым. Она умоляет его либо остаться, либо взять ее с собой. Князь Игорь выходит из шатра. Владимир разрывается между Кончаковной и Игорем, между любовью и долгом. Воля его отца сильнее. Затем Кончаковна начинает бить в гонг, поднимая панику по всему лагерю. Князь Игорь ускользает один.

Со всех сторон сбегаются половцы, хватают молодого князя. Узнав, что князь Игорь сбежал, стражники идут убивать оставшихся пленников. Кончаковна бросается на защиту Владимира.

Появляется Кончак с ханами. Охранники сообщают ему, что Игорь сбежал. Кончак преисполнен восхищения князем: «Недаром я его так любил, на месте Игоря я поступил бы так же! Ой! Мы с ним должны быть не врагами, а верными союзниками».

Хан держит Кончаковну и Владимира за руки и заявляет, что молодой человек не враг, а зять. Он берет свое войско и отправляется воевать против России.

Шестая сцена

Путивль сравняли с землей. Ярославна, одна на городских стенах, плачет и причитает, взывая к ветру, к реке Днепр и к солнцу, вопрошая их об Игоре.

Некоторые жители проходят мимо. Они поют песню — жалобную мелодию о разоренном крае.

Внезапно на горизонте появляются два всадника. Они все ближе и ближе. Ярославна узнает в одном из них князя Игоря и бросается им навстречу. Игорь спешивается и обнимает принцессу. Овлур отходит в сторону с лошадьми.

Игорь полон решимости собрать свои войска, чтобы дать отпор врагу.

Пьяные Ерошка и Скула поют о неудачном походе Игоря на половцев, когда видят вдали возвращающегося князя с женой, и быстро обрывают пение. Размышляя о том, что им следует делать: «Поедав княжеского хлеба, как мы могли грызть корки? Выпив вино принца, должны ли мы вернуться к питьевой воде?» Они звонят в колокол, созывая народ на площадь, и рассказывают им о возвращении князя.

Толпа растет. Князь Игорь вместе с княгиней Ярославной выходят из дворца, а за ними старцы и бояре. Князь Игорь кланяется народу, и народ приветствует его.

Teatro Lirico Giuseppe Verdi Trieste 2019 Review: Князь Игорь

Романтический национализм был не столько агрессивной пропагандой национализма, сколько повторным открытием и утверждением национальной культуры, больше похожей на патриотическое празднование, хотя это не всегда преднамеренно избегайте более агрессивной позиции.

Его корни были переплетены с более широким романтизмом, и его проявления расцвели во многих странах в разное время, но особенно в России и Восточной Европе во второй половине 19-го века в произведениях таких композиторов, как Мусоргский, Дворжак и Римский-Корсаков.

Глядя на постановку «Борис Годунов», сразу становится ясно, что это русская опера с русской музыкой в ​​русском историческом контексте, но, что важно, сама драма сосредоточена на сильном психологическом срыве Бориса. Националистические элементы, хотя и сильно представленные, выступают в качестве основы для драмы. Однако при просмотре оперы Бородина «Князь Игорь» в постановке Джузеппе Верди в Триесте (в постановке, заимствованной из Одесского национального театра оперы) стало очевидным, что националистический контекст этой оперы по существу является и ее содержанием, а драматизма мало. больше, чем средство прославления русской музыки, ее истории, национального характера и традиций.

Объем повествования и изменения

Действие повествования, частично основанного на исторических событиях, происходит в России 12 века. Князь Игорь отправляется в поход на половцев, терпит поражение и попадает в плен, но в конце концов бежит и возвращается в родной город как его спаситель. Есть также пара сюжетов; Сын Игоря влюбляется в дочь половецкого хана, а во-вторых, шурин Игоря, Владимир Ярославич, оставленный Игорем на управление городом, выходит из себя. Это повесть эпических масштабов, растянувшаяся во времени и пространстве, охватывает широкий круг персонажей из всех слоев общества, от западной России до ее восточного востока. Структурно это грандиозная затея, но с одним Бородиным в конце концов не удалось эффективно справиться, поскольку отдельные сюжеты в рамках всей схемы не до конца развиты или имеют возможность умолкать, не заканчиваясь, а танцевальные сцены слишком явно излишни. К сожалению, в этой постановке было решено вырезать третий акт, а значит, вместе с другими событиями были потеряны половецкие торжества и плач русских воинов о поражении, что в конечном счете усугубило драматические недостатки произведения.

Но эта постановка вовсе не была катастрофой, скорее наоборот! Это было зрелище в лучшем виде, полное красок, красивых костюмов, зажигательных полнокровных хоров и ярких хореографических танцевальных сцен. Кроме того, это был музыкальный праздник, в свою очередь энергичный и захватывающий, атмосферный и завораживающий, с превосходным оркестром и певцами. Музыковед Карл Дальхаус сказал об «Князе Игоре», что это была «книга с оперными картинками», и, судя по свидетельству этой презентации, его содержательный комментарий идеально подводит итог опере. Конечно, на интеллектуальном уровне это мало что предлагает; все, что нужно сделать, это сидеть сложа руки и наслаждаться опытом.

Играя на полную катушку

Режиссер Станислав Гуадасинский, прекрасно осознавая недостатки оперы, играл на ее достоинствах. Он мало что сделал, чтобы помочь драматической сплоченности или ее динамичному движению, но вместо этого решил сосредоточить свои усилия на продвижении произведения как зрелища в том, что было бескомпромиссным традиционным представлением.

Первые впечатления, однако, не были особенно многообещающими; декорации, разработанные Татьяной Астафьевой, представляли собой не более чем грубо раскрашенный задник, напоминающий самодеятельную театральную труппу, а реквизит был в лучшем случае простым.

Однако свет, искусно созданный Вяшеслевым Ушеренко, и красочные костюмы с лихвой компенсировали, а на самом деле извлекли из декораций максимум. Даже отсутствие реквизита оказалось правильным решением, позволившим доминировать крупным хоровым сценам, которые были великолепно поставлены. Центральным элементом, несомненно, была знаменитая сцена половецких плясок, которая была великолепно поставлена ​​и поставлена: действие происходило в половецком стане, с ханом и его пленником Игорем, сидящими с правой стороны сцены возле большого шатра, окруженного стражей, и За кулисами, полными женщин и охранников, танцоры в традиционных восточных костюмах, которые входили и выходили по бокам, производили ослепительное представление под ночным небом, что было визуально ошеломляющей и музыкально захватывающей сценой.

Соответствие зрелищу

На самом деле, музыкальная сторона презентации более чем соответствовала визуальному зрелищу. Все певцы исполнили высококачественные выступления, некоторые из них выдающиеся, хотя их актерские способности были непостоянны, многие либо придерживались подхода «стой и выступай», либо просто полагались на преувеличенные позы, которые временами граничили с карикатурой.

Главную роль Князя Игоря исполнил Алексей Жмуденко, скроив импозантную фигуру и привнеся в роль необходимую авторитетность и присутствие. У него мощный и теплый бас, и он показал сильное и выразительное исполнение, хотя его игре не хватало некоторой спонтанности. Его исполнение арии «Нет сна, нет покоя моей измученной душе», основанной на силе, точности и гибкости его голоса, было неотразимым и стало изюминкой его выступления.

Сопрано Анна Литвинова произвела прекрасное впечатление в роли жены Игоря Ярославны, продемонстрировав выразительное и насыщенное исполнение. У ее голоса привлекательный, чистый тембр с прекрасным легато, которое она эффективно использовала для развития своего характера, создавая хорошо продуманные фразы, основанные на гибкости ее голоса и способности тонко управлять динамикой и интонациями голоса; в своей арии в начале заключительной сцены оперы «Ой, я плачу, я горько плачу», в которой она оплакивает судьбу своей любимой России и своего мужа, она превосходно передала глубокую печаль Ярославы. Кроме того, голос сильный и хорошо сфокусированный; во время сцены совета, где Ярослава встречается с боярами для обсуждения полвацкого нашествия, голос Литвиновой грациозно парил над мужским хором, демонстративно утверждая главенство своей позиции.

Сына князя Игоря Владимира Игоревича разлучил тенор Владислав Горай, выступивший уверенно. Его голос имеет яркий привлекательный тембр, он хорошо поддержан и силен во всем диапазоне. Однако из-за того, что он сосредоточился на красоте в ущерб характеристикам, его пение было драматически немного плоским, хотя это было приятное и привлекательное исполнение; это прекрасно проиллюстрировано в его каватине «О, где ты, где?» это было приятно слушать, но мало способствовало развитию характера. Впечатление усиливалось его игрой, состоявшей из широких жестов с небольшой тонкостью.

Ханскую дочь Кончаковну сыграла меццо-сопрано Катерина Цымбалюк. У нее богато окрашенный голос с соблазнительным, знойным темным оттенком, который она использовала, чтобы плести линии нежной красоты. Ее любовный дуэт с Гораем «Это ты, мой Владимир?» была спета с настоящей страстью, их контрастные голоса идеально сочетались в приятном исполнении.

Бас-баритон Дмитрий Павлюк, исполнявший роль несостоявшегося тирана Владимира Ярославича, безусловно, выглядел соответствующе, и его характеристика хитрого, злобного зверя едва не скатилась в пантомимного злодея. У него сильный разносторонний голос, и он продемонстрировал мастерство в своей способности придать персонажу глубину, что было прекрасно проиллюстрировано в его арии «Если бы я стал…», в ​​которой он размышляет о том, что бы он сделал, если бы был в роли Игоря. место. Это было уверенное и убедительное выступление, в котором его яд всегда таился в его вокальных оттенках.

Виктор Шевченко произвел мощное визуальное впечатление в роли Хана Кончака. Он был настоящим мужчиной и выглядел по-настоящему свирепым, с длинной черной бородой и в ярком восточном красно-черном костюме. Его темный хриплый бас демонстрирует настоящую глубину и обладает привлекательным тембром. Хотя голосу не хватает гибкости, он, тем не менее, тонко создавал свои реплики и эффективно передал их значение. Его перепалки во втором акте с Жмуденко, в которых два баса столкнулись друг с другом, были тяжелым делом и дали интересное вокальное сравнение.

Легкие штрихи

Легкие моменты в опере созданы двумя исполнителями на Гудоке (традиционном русском трехструнном инструменте) Скулой и Ерошкой, которых сыграли бас Юрий Дударь и тенор Александр Прокопович. Работая в тандеме, они создали сочувствующую пару авантюристов, всегда ищущих хорошую возможность.

Оба пели хорошо, и им удалось раскрыть весь комедийный потенциал своих партий. Дударь, в частности, продемонстрировал сильное сценическое мастерство и настоящее чутье на роль. Более того, его пение было не менее впечатляющим. Прокопович был отличным аналогом Дударя, его чисто звучащий тенор хорошо подходил для этой роли, и, хотя он был склонен переусердствовать с комедией, которая иногда переходила в пародию, он сыграл сильно и живо. Их песня из второго акта «Ты играешь, играешь», в которой они издеваются над князем Игорем, была искусно поставлена, так что внезапное осознание приезда князя Игоря тоже было слегка забавным.

Сопрано Алина Ворох максимально использовала свою маленькую роль молодой девушки, открыв второе действие восхитительной арией «Без воды, под полуденным солнцем». Соблазнительный тон ее голоса и тонкость ее колоратуры создают прекрасное исполнение.

Коро дель Театро Лирико Джузеппе Верди ди Триесте должен был исполнить большую роль, и под руководством своего хормейстера Франчески Този он произвел захватывающее представление, которое действительно сверкало и, было бы справедливо сказать, как любой солист, чтобы сделать постановку такой успех. Мужской и женский хор пели с энергией и вниманием к драматическому контексту, и когда они объединились, зал наполнился волнующим звуком.

Дирижер Игорь Чернецкий добился энергичного и удивительно яркого звучания от Оркестра дель Театро Лирико Джузеппе Верди в Триесте.