Содержание
Баба Яга — фольклорный персонаж русских сказок
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими вещами.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках).
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.
Образ Бабы Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Образ Бабы Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнаётся, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
Также образ Бабы Яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса — Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
Все чаще, писатели фантасты, используют образ Бабы Яги, для создания положительных персонажей. Например, у Елены Звездной, Баба Яга не одна, их много. Они считаются чем то средним, между ведьмами и ведуньями, помогают лесу и его обитателям, являются хранительницами мира, в котором живут. Их внешность и возраст останавливаются в тот момент, когда они только попадают в этот мир.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Внешность обманчива, или Как выглядит Баба-яга
О том, как выглядит Баба-яга, известная с детства каждому, мы знаем благодаря русским народным сказкам, мультипликационным и кинематографическим фильмам. Как правило, представлена она как персонаж отрицательный, с взбалмошным и даже вредным характером, и довольно непривлекательной внешностью. Однако очень мало кто знает, что не всегда в представлении людей она была уродливой старухой, строящей всякие козни главным героям сказок. Как же возник этот сказочно-мифологический персонаж, и какие внешние изменения претерпела Баба-яга, описание которой встречаются в различных источниках? Постараемся ответить на все эти вопросы в статье.
Внешний вид
Такой сказочный персонаж, как Баба-яга, присутствует в славянской мифологии разных народов. В разных областях России она имеет несколько названий: Ягиха, Ягабова и Ягая баба. В Болгарии, Польше, Сербии и Чехии тоже есть подобные мифологические персонажи, правда, под другими именами, но вот внешний вид и большая часть привычек у них очень похожи. Проживает Баба-яга вдали от людей, в глухом лесу. Занимается колдовством и общается с различными лесными обитателями. Люди с ней общаются неохотно, так как выглядит Баба-яга довольно зловеще: старая, сгорбленная, с крючковатым носом и уродливым лицом, «украшенным» множеством бородавок, с длинными седыми лохмами. Да и характер, согласно сказкам, довольно вредный: если и помогает, то неохотно, стараясь максимально усложнить при этом жизнь главного героя.
Прообразы и прототипы
Усвоив еще в детстве, как выглядит Баба-яга, довольно сложно представить, что в далеком прошлом нашим предкам она виделась молодой и полной сил, довольно могущественной юной красавицей с русыми косами, способной принять любой облик: грозы или животного, птицы или тучи. В пантеоне богов древних славян была добрая богиня – хранительница тайных знаний, рода и традиций, наставница детей и сирот — Ага Ягинишна, Йогиня, позднее превратившаяся в Бабу-ягу. Жила она на границе Нави – Темного царства, и Яви – физической реальности. Так как одной ногой Яга находится в царстве мертвых, а второй стоит в мире живущих, передвигаться ей по нашему миру приходилось при помощи ступы – особого летательного приспособления. Согласитесь, получившийся портрет Бабы-яги значительно отличается от образа, привычного для нас с детства? Подобная богиня, охраняющая границу между миром живых и мертвых, существует в мифологической традиции большинства европейских народов: это германская Хольда, или, как ее еще называли, Перхта, греческая Геката и индуистская Кали.
Возникает вполне логичный вопрос: «Как же могущественная богиня-красавица превратилась в народных сказаниях в старуху-отшельницу довольно неприятной внешности и злобного характера?»
Превращение
О том, как выглядит Баба-яга, нам рассказывают народные сказки, записанные в основном исследователями и литературно переработанные относительно недавно. До этого времени подобные истории являлись элементом устного творчества и передавались потомкам через рассказ. Превращение юной богини в существо более близкое к природным и лесным духам произошло после того, как матриархат уступил место патриархату. С изменением общественного строя произошла смена верховных богов – женское божество уступило место более агрессивным мужским. Исследователи предполагают, что подобная смена объектов поклонения была отрицательно воспринята жрицами культа Йогини-Яги, которые ушли из племен, предавших, по их мнению, веру. Обладавшие знаниями о целебных свойствах растений и практическими навыками их использования, умевшие исцелять различные хвори, селились ведьмы (ведающие, знающие) подальше от людей, в глубине лесов. Обычные люди хоть и побаивались, но довольно часто обращались к непонятным для них и оттого страшным колдуньям.
Принятие христианства на Руси привело к тому, что жрицы и последователи культа языческой богини Йогини стали рассматриваться как сугубо негативные персонажи, а со временем превратились в собирательный образ Бабы-яги.
На лицо – ужасная, но добрая внутри
Проанализировав большинство сказок о Бабе-яге, довольно сложно сказать, положительный она персонаж или нет. Подобная проблема возникает из-за того, что поступки ее довольно часто кажутся направленными против главного действующего лица сказки. Однако по мере развития повествования понимаешь, что именно Баба-яга, описание которой рисует злобную старую колдунью, направляет по верному, пусть и странному, пути и спасает от различных напастей героического персонажа. Благодаря Яге становятся возможными временный переход доброго молодца из нашего мира Яви в Навь и его благополучное возвращение обратно.
Как выглядит настоящая Баба-яга, сегодня сказать сложно. Вряд ли так, как описывают ее народные предания и сказки. Зато у каждого из нас есть возможность пофантазировать и представить ее такой, какой она нам больше нравится!
Баба-Яга — Творческая деревня
Не в каждой сказке есть фея-крестная, бескорыстная и щедрая, всегда под рукой, чтобы исполнить желание и взмахнуть волшебной палочкой, чтобы все исправить для забитого героя или героини сказки. Некоторым героям старых народных сказок не всегда везло, как Золушке и Дороти, менее удачливые герой и героини не встречали добрую волшебницу Севера Глинду, вместо этого они столкнулись с ужасным существом, которым является Баба Яга.
Я нахожу Бабу Ягу самым интригующим персонажем в славянской мифологии. Баба-Яга, всегда тяготеющая к более строгим и готическим краям фольклора, в отличие от розовых счастливых концовок современных сказок, пленяет мое внимание, поскольку вокруг нее так много противоречивых историй, ни одна из которых не может дать ни малейшего намека на ее истинные желания. и намерения. Она представляет собой хаотичную нейтральную силу, которая оказывает помощь, когда ее просят, но ее методы никогда не бывают красивыми, иногда заставляя главного героя чувствовать, что он вообще не должен был просить ее о помощи.
Непредсказуемая и непостоянная Баба-Яга иногда воспринимается как фигура матери-природы, но один троп, который всегда согласуется во всех знаниях, которые ее окружают, заключается в том, что она ест тех несчастных, которые не могут выполнить ее задачи. Изображенная ужасно уродливой на вид, она представляет собой старуху с железными зубами и длинным носом, которая путешествует по небу в ступке с пестиком.
Еще одна ее интригующая черта, которая нравится мне, пятнадцатилетней готической версии меня, — это ее дом. Один из самых знаковых мотивов, окружающих мифы о Бабе Яге, заключается в том, что она живет в хижине в центре темного леса (как и многие ведьмы из фольклора), но что отличает ее хижину от вашей заурядной лесной ведьмы? в том, что в ее хижине есть собственная пара длинных, гигантских и узловатых куриных ножек. Хижина считается живой (настолько, насколько хижина может быть живой) и обладает собственной индивидуальностью. Избушка бродит по лесу, как стихия, может быть, выискивая нуждающихся в Бабе Яге. Люди часто могут сказать, когда они находятся в присутствии Бабы Яги, прежде чем увидеть ее, потому что, когда она рядом, ветры становятся дикими и свистят в деревьях, которые скрипят и стонут, когда воздух становится очень холодным.
Баба-Яга появляется на протяжении всей истории, впервые упоминается в тексте в русской грамматике в 1755 году как фигура, взятая из славянского фольклора. Вполне вероятно, что ее происхождение происходит от многих древних устных сказок, которые позже были построены, изношены и реконструированы в письменные народные сказки.
Несмотря на то, что Баба-Яга безнравственна и опасна, она никогда не преследует никого без провокации, и истории, которые ее окружают, обычно рассказываются с точки зрения людей, которые с ней сталкиваются. Одна из таких историй — история Василисы, похожей на Золушку героини, с которой мачеха и сестры жестоко обращаются с ней. Семья отправляет ее в лес на невыполнимые поиски огня Бабы-Яги (которая в этой сказке служит злой феей-крёстной), и Василиса сталкивается с выполнением множества изнурительных заданий, поставленных ведьмой под угрозой её жизнь. Выполнив задания, Баба-Яга отправляет ее обратно к своей семье с огнем, как и просили, однако, когда Василиса приносит его домой, огонь, заключенный в волшебном черепе, сжигает ее семью до смерти в наказание за их жестокость. Не самый лучший способ обращаться даже с теми, кто обидел вас, но это не способ Бабы-Яги быть прощающей или нежной.
Не знаю, как вы, но когда дело доходит до подлости, я чувствую себя немного уставшим от злого по своей сути антагониста. Их мотивы обычно связаны с мировым господством (вот смотрите на вас, Волдеморт), или они просто ужасные люди и хотят есть маленьких детей. Я борюсь с концепцией, что люди могут быть полностью добрыми или полностью злыми, что в современных сказках часто имеет четко определяющую черту. У тех, кого считают злыми и злодейскими, часто есть предыстория, в которой подробно описывается история страданий или жестокого обращения, или это совершенно необъяснимо, и они просто откровенно хаотичны и плохи и всегда делают людям только плохие вещи.
Я нахожу идею нейтрального злодея куда более привлекательной; Баба-Яга — стихийная сила, у которой нет поддающихся определению намерений, и она совершает ужасные вещи, потому что у нее нет морального компаса, хотя она готова помочь тем, кто проявляет себя. Злодейство, пожалуй, не совсем подходящее слово для такого персонажа, как Баба-Яга, потому что она происходит из народной сказки, где нет четкой границы между добром и злом. Персонажи старых сказок, как правило, находятся в диапазоне от добра до зла, но в конечном итоге их определяют их действия.
Такой подход к дизайну персонажей кажется более сырым, реалистичным и родственным. Разве это не самая привлекательная часть сказки — оказаться в сюрреалистическом опыте, но иметь возможность общаться с главными героями? Не знаю, как вы, но в эти дни я немного апатичен к множеству сказок с мелодраматическими героями, склонными к опасностям альтруистичными и совершенно ванильными героинями и злодеями, которые одновременно предсказуемы и поверхностны в своих намерениях. Назовите мне главного героя с недостатками в любой день, и, пока вы это делаете, антагониста, который, возможно, имеет больше, чем просто скромные черты личности нарциссизма и мании величия, тот, кто удивляет, искажает и переворачивает сюжет. Один одновременно непредсказуемый и дикий, непостижимый и стойкий; вроде Бабы Яги.
Объяснение легенды о Бабе Яге
Виктор Михайлович Васнецов/Wikimedia Commons
Бенито Серено/9 июня 2020 г. 20:21 UTC
В тридесятом царстве за тридевятью землями процветает яркий мир, полный разговоров волки, мерцающие жар-птицы, бессмертные солдаты и поистине невероятное количество мальчиков по имени Иван и девочек по имени Василиса. Но над всеми этими фантастическими элементами русских сказок и фольклора возвышается страшная Баба-Яга, прожорливая болотная ведьма, которая хочет только пожирать толстых детей, заставив их выполнять за нее работу по дому.
Конечно, Баба Яга русская, она страшная, и она хочет тебя съесть, но это еще не все. Как узнать, что вы нашли Бабу Ягу, а не просто лесную ведьму? Она определенно собирается съесть вас, или вместо этого она может играть роль благодетельной, но все же смутно зловещей материнской фигуры? Сможете ли вы пойти к ней за солидной сделкой на хорошей лошади? Чтобы получить ответы на все эти и другие вопросы, читайте дальше.
Что означает «Баба Яга»?
Александр Бенуа/Wikimedia Commons
В серии фильмов «Джон Уик » выясняется, что титулованный убийца известен среди русской мафии под прозвищем «Баба Яга», которое они переводят как «Призрак». Можно дать сценаристам презумпцию невиновности и сказать, что они пытались передать ощущение угрозы, сравнивая Вика с самым известным монстром России, или, как предполагает Russia Beyond, возможно, они думали о бабайке , монстре. из русского фольклора больше соответствует понятию бабай. Но нельзя обойти стороной тот факт, что существует хитовая франшиза, в которой прозвище главного героя — «Жуткая бабушка».
В то время как точное происхождение имени Баба-Яга трудно установить, часть баба довольно проста: это славянское слово, означающее старуха, бабушка или ведьма, родственное более знакомому современному русскому слову «бабушка». , Бабушка. Часть «яга» (которая, кстати, произносится с ударением на втором слоге) определить труднее. Возможно это уменьшительное от славянского имени Ядвига, но также есть вероятность, что оно происходит от различных славянских слов, означающих «злоупотребление», «змея» или «злая». являются надежными переводами, и, вероятно, ни то, ни другое Джон Уик не хочет называться.0003
Культовый облик Бабы-Яги
Иван Билибин/Википедия
Русский фольклор изобилует историями о Бабе-Яге, и старая ведьма может сильно варьироваться от истории к истории, иногда явный зловещий злодей, иногда сверхъестественная фигура матери. Но будь она злой ведьмой или феей-крёстной, её общий вид довольно постоянен. Как объясняет Ancient Origins, Баба Яга обычно описывается как обладающая неестественно длинным носом, иногда говорят, что он тянется к потолку, когда она спит, и железными зубами. Часто говорят, что она похожа на кожу да кости, несмотря на ее ненасытный аппетит. Ее общий эпитет — «костноногий». Тем не менее, ее огромный размер является одним из наиболее угрожающих элементов ее присутствия: герои рассказов, которые входят в ее дом, часто находят ее лежащей на огромной кухонной плите, которая простирается от одного конца дома до другого.
В то время как длинные носы и костлявые пальцы могут быть обычным явлением для сказочных ведьм, Баба Яга действительно выделяется своими наиболее распространенными средствами передвижения. Известно, что Баба-Яга передвигается, сидя в гигантской летающей ступе, которой она управляет с помощью пропорционально большого песта, который служит своего рода магическим рулем. Пролетая мимо, она заметает свои следы березовой метлой, не оставляя за собой следов, что является неприятной привычкой для любого эквивалента Бабы-Яги охотников на снежного человека.
Домик на куриных ножках, который трудно перепутать
Иван Билибин/Wikimedia Commons
Один из самых верных признаков того, что вы встречались с Бабой Ягой, — это ее дом. Это одна из тех вещей, которые «вы определенно узнаете, когда увидите». Например, вы можете не знать, был ли дом, который вы видели, на самом деле сделан из имбирных пряников, или этот жуткий дом на углу на самом деле населен привидениями. Зато избушка Бабы Яги на курьих ножках не спутать. — Это фигура речи? Вы можете спросить. Нет. Баба Яга живет в домике на курьих ножках.
Как поясняется в Энциклопедии фей в мировом фольклоре и мифологии , Баба-Яга живет в хижине в стиле бревенчатой хижины, сидящей на паре гигантских, двигающихся, танцующих куриных ножек. Дом может передвигаться на этих ножках, а Баба Яга, как известно, просит дом развернуться, когда ей это нужно. Это что-то вроде меры безопасности, так как дом не повернется, чтобы открыть дверь тому, кто приближается к нему, пока он не произнесет волшебную фразу: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне». Однако отталкивающая природа дома не ограничивается ногами. Замочная скважина двери представляет собой рот, полный острых как бритва зубов, а забор вокруг хижины сделан из человеческих костей, увенчанный лампами, сделанными из черепов жертв ведьм, с одним столбом, всегда удобно оставленным пустым для головы героя, если они поскользнутся. вверх.
Двусмысленная мораль Бабы-Яги
Андрей Бутко/Wikimedia Commons
Хотя нет сомнений, что Баба-Яга представляет собой зловещую фигуру, гоняясь за невинными детьми по русскому лесу на своем огромном деревянном песте или пытаясь проглотить их в своей волшебный ведьмин дом, во всем русском фольклоре старая лесная старуха едва ли является однозначно злой. Как объясняет Вайс, она почти в равной степени может быть монстром-каннибалом или сверхъестественной фигурой матери, иногда даже в одной и той же истории. Например, на протяжении всей известной повести «Василиса Прекрасная» Баба-Яга в равной степени является обманщицей, чудовищем и спасительницей по очереди.
Эта двусмысленность не случайна, а скорее связана с ее связью с женственностью и миром природы, как с матерью-землей. В одной истории юная принцесса сбегает из хижины ведьмы, чтобы сбежать, и попадает в свою печь, и во время своего полета создает горный хребет, лес и озеро с различными магическими предметами, чтобы замедлить Бабу-Ягу. Таким образом, кажущаяся чудовищной Баба Яга привела к созданию нового мира. Эта двойственность отражает общее восприятие женщин в русской культуре как воплощений материнской любви и переменчивой, обольстительной двуличности, и особенно страха перед женщиной, которая действует вне границ общества, где доминируют мужчины. Баба-Яга одновременно и мать, и обманщица, потому что именно в этих модусах многие мужчины видят всех женщин.
Как Василиса Прекрасная получила огонь от Бабы Яги
Иван Билибин/Википедия
Пожалуй, самая известная сказка о Бабе Яге, а может быть, и самая известная русская сказка периода – это «Василиса Прекрасная», в которой рассказывается о хорошенькой молодой девушке, которая — остановите нас, если вы слышали это — живет со своей злой мачехой и двумя уродливыми сводными сестрами. Мачеха заставляет Василису выполнять все более сложные обязанности, которые девочка всегда может выполнить с помощью волшебной куклы, подаренной ей ее покойной матерью. Когда Василиса становится достаточно взрослой, чтобы выйти замуж, ее мачеха решает избавиться от нее, чтобы ее красота перестала отвлекать женихов от ее собственных дочерей. С этой целью она посылает Василису с самым трудным поручением: добыть огонь у Бабы-Яги.
Девушка пробирается к избушке на курьих ножках, где Баба Яга тут же заставляет ее расплачиваться за огонь. Ведьма ставит перед девочкой ряд невыполнимых задач, которые ей удается выполнить благодаря своей волшебной кукле. Несмотря на то, что василиса окружена жуткими зрелищами, такими как бестелесные пары рук и Баба-Яга, поедающая нечеловеческое количество еды, Василиса сохраняет хладнокровие и вежлива со своим ведьмовским благодетелем. В конце концов, ведьма дает Василисе огонь, заключенный в черепе, который, когда Василиса приносит его домой, сжигает мачеху и сводных сестер дотла. Василиса выживает и, разумеется, выходит замуж за царя.
Красочные слуги Бабы Яги
Иван Билибин/Wikimedia Commons
Одна из самых примечательных деталей рассказа «Василиса Прекрасная» — это не странные и угрожающие события внутри избушки Бабы Яги, как невидимые слуги или постоянное надвигающееся угроза каннибализма, а то, что главная героиня наблюдает через окно, происходящее сразу за домом на куриных ножках. Когда Баба Яга поручает девочке разделить кучу зёрен, волшебная кукла Василисы велит ей отдохнуть, а кукла позаботится об этом. Когда Василиса просыпается утром и видит тускло освещенный огонь внутри увенчанных черепами столбов забора, она замечает всадника, одетого во все белое, скачущего на молочно-белом коне вокруг дома. Затем всадник перепрыгивает через стену и исчезает. Вскоре она замечает всадника в красном на кроваво-красном коне, который делает то же самое. Вечером, когда Баба-Яга возвращается проверить работу Василисы, девочка видит всадника в черном на вороной лошади, скачущей вокруг избы, прежде чем исчезнуть, как и все остальные.
После того, как Василиса выполнила все задания ведьмы по своему вкусу, девушка набралась смелости и спросила Бабу-Ягу, кто были эти всадники. Баба Яга показывает, что белый, красный и черный всадники были днем, солнцем и ночью соответственно, и всех их она называет своими верными слугами. Мудро, Василиса больше не задает вопросов ведьме.
Нормальное поведение считать чужие ложки
Иван Билибин/Википедия
В некоторых рассказах Бабе Яге приписывают необычное поведение, которое больше никогда не упоминается в других рассказах, но которое тем не менее засело в голове просто от чистой странности. Одна из таких историй — «Баба Яга и отважный юноша», в которой, ну, отважный юноша живет вместе, очевидно, с кошкой и воробьем. Кошка и воробей неоднократно ходят в лес рубить дрова, несмотря на то, что у них нет больших пальцев, оставляя храброго юношу с одним предупреждением: если Баба-Яга придет считать ложки, спрячься и ничего не говори. Трижды Баба Яга приходит в дом считать ложки, и трижды мальчик не может сдержать язык, когда видит, как ведьма трогает его ложку. Первые два раза кошка и воробей прогоняют ведьму, но в третий раз она утаскивает его в свою хижину, чтобы съесть.
Еще одна необычная деталь в этой истории – здесь у Бабы Яги три дочери. Баба-Яга велит каждой дочери по очереди приготовить мальчика, но вместо этого он обманом заставляет каждую из них готовить сами, действуя так, как будто он не умеет лежать на сковороде, и прося их показать ему. Проделывание того же трюка в четвертый раз приводит к тому, что приготовленная Баба-Яга и юноша храбро бегут домой.
Конюшня со скидкой Бабы Яги
Иван Билибин/Wikimedia Commons
Баба Яга — не единственный повторяющийся злодей в русских сказках. Одной из наиболее часто встречающихся угроз в этих историях является Кощей Бессмертный, ужасный солдат, который не может умереть, обычно потому, что его душа спрятана в стиле матрешки внутри ряда все более крупных животных (например, это может быть в яйцо внутри утки внутри кролика внутри козы или что-то в этом роде). Одна история, которая включает в себя и Кощея, и Бабу Ягу, — это классическая «Мария Моревна», в которой князь по имени Иван влюбляется в титулованную царевну-воительницу, а затем случайно освобождает бессмертного убийцу, которого она приковала цепью в своем подвале.
Впоследствии Кощей похищает Марью Моревну, и Иван отправляется в погоню. Это… не очень хорошо. В первый раз, когда Иван ловит Кощея, злодей убивает его и выбрасывает мертвое тело в бочке в море. К счастью, шурины Ивана — могущественные волшебники, способные вернуть его к жизни. Ему говорят, что победить Кощея можно только с помощью коня от Бабы Яги. Баба Яга, видите ли, так быстро плодит кобылиц, что они за день могут обогнуть мир. Ивану удается пройти ряд испытаний Бабы-Яги и заработать себе волшебного коня, на котором он догоняет Кощея, сжигает его дотла и возвращается домой с женой.
Волшебные птицы и говорящая молочная река
Franz Teichel/Wikimedia Commons
Что такое гусь-лебедь? Что ж, несмотря на то, что это звучит как своего рода вымышленные мэшапы животных, с которыми Аанг и банда сталкиваются в Аватар: последний маг воздуха , оказывается, что это настоящий гусь, который живет в России, Китае и Монголии. Это также, по-видимому, грязное волшебное оружие (каламбур) в костлявых руках Бабы Яги. Волшебные гуси-лебеди, хотя и не частое явление в различных сказках о Бабе-Яге, являются основным сюжетным ходом в центре истории, которая достаточно уместно называется «Волшебные гуси-лебеди».
В этой сказке беспечная девочка теряет из виду своего младшего брата и из говорящей печи, дерева и молочной реки узнает, что его унесли волшебные гуси-лебеди. В своих поисках она находит своего брата в избушке Бабы Яги. Ведьма дает ей задание прясть лен, и появляется мышь, чтобы предупредить девушку, что Баба-Яга планирует запарить двух детей до смерти в своей бане, съесть их и уехать на их костях. Мышь помогает детям сбежать, и они бегут домой, преследуемые гусями-лебедями. Только с помощью говорящей печи, дерева и молочной реки двое детей могут вырваться из когтей гусей-ведьм и вернуться домой. Сказки довольно странные.
Зачем довольствоваться одной Бабой Ягой?
Cecile Walton/Wikimedia Commons
Одно из объяснений того, почему Баба Яга может казаться разной от истории к истории — доброжелательной или жестокой, торговцем лошадьми или укротительницей гусей — или почему она продолжает появляться, даже если умирает в конце некоторые истории, это то, что Баба Яга не одна. Если имя просто означает «страшная бабушка», это не обязательно имя собственное, но, возможно, просто описание определенного типа болотной ведьмы, все из которых, по-видимому, нашли распродажу на домах с ногами и ступками и пестиками нового размера. То, что существует несколько Баба-яг, становится более явным в рассказах, в которых буквально несколько Баба-яг, таких как «Царь-девица».
В этой истории купеческий сын (по имени Иван, разумеется) влюбляется в титулованную царевну-девицу, но их разлучает предательство воспитателя мальчика и мачехи. Иван отправляется искать свою возлюбленную в тридесятом царстве за тридевятью землями, останавливаясь навести справки у некой куриной избушки. Баба Яга внутри говорит ему, что не знает, где найти трижды десятое царство, а спросить у сестры. Затем Иван спрашивает вторую, а затем и третью Бабу-Ягу, которая пытается его съесть, пока он не убегает на спине жар-птицы. Затем Иван должен найти любовь царской девицы, спрятанную в яйце, но не волнуйтесь: там счастливый конец.
Как Баба-Яга украла Рождество
IMDb
В мире русского фольклора (обычно) злобное присутствие Бабы-Яги несколько уравновешивается (обычно) доброжелательной фигурой Морозко, могущественного зимнего волшебника, имя которого обычно переводится как «Джек Мороз» или «Морозный» или «Дед Мороз». Две сверхъестественные силы на самом деле столкнулись лбами в классическом советском фэнтези-фильме 1965 года « Морозко » (известном как Джек Фрост в эпизоде 1997 года).0017 Mystery Science Theatre 3000 ), которая является экранизацией и дополнением одноименной сказки. Дедушка Морозко спасает невинную Настю и благонамеренного болвана Ивана из лап злой Бабы Яги и ее кровожадного черного кота , который обманом заставляет Настю замерзнуть, прикоснувшись к волшебному посоху Морозко. Этот фильм, возможно, лучший способ увидеть Бабу Ягу и ее дом на куриных ножках в восхитительной, хотя и глупой фантастической возне.
Доброжелательность Морозко только возросла, когда он стал ассоциироваться с Дедом Морозом («Дед Мороз»), русским эквивалентом Санта-Клауса, который приносит подарки хорошим русским и соседним русским детям на Новый год (а не на Рождество, благодаря традиции, заложенные в светскую советскую эпоху). В современных празднествах Морозный Дедуля можно увидеть, бодаясь лбами со Жуткой Бабулей на праздниках, когда добрый волшебник и его прекрасная внучка отбиваются от попыток Бабы-Яги украсть подарки из-под новогодней елки.
Баба Яга как современная икона
IMDb
Многочисленные появления Бабы Яги во многих увлекательных классических историях привели к тому, что она время от времени появляется в современной культуре. Одно место, где она оставила значительный след, находится во вселенной комиксов Hellboy , где сам Хеллбой встречает русскую ведьму в 1964 году, когда она считает пальцы мертвецов и стреляет ей в глаз, пытаясь убить ее. Баба-Яга клянется отомстить и делает все возможное против него, вызывая Кощея Бессмертного и его армии, чтобы в отместку забрать глаз Хеллбоя. Ее известность в комиксах привела к тому, что она получила роль в сериале 2019 года. Хеллбой фильм, в котором Хеллбой идет в дом с куриными ножками и стреляет Бабе Яге в глаз.
Помимо комиксов и фильмов, Баба Яга стала чем-то вроде полуироничной феминистской иконы. Как объясняет Вайс, идея могущественной старухи, которая живет одна в лесу и делает все, что хочет, является чем-то вдохновляющим для сегодняшней молодой женщины.