Княгиня ольга прозвище: Ольга / Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Содержание

Ольга / Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения


Коллекция: Ольга


Стиль: романский


Материал: рыжее золото, 585 пробы


Вставки: рубин, изумруд, сапфир, бриллиант, тсаворит, гранат, цветная эмаль


Базовый элемент: пальмета


Творческий источник: орнамент


Эмоция: радость


Великая княгиня Ольга Киевская — одна из немногочисленных женщин — правителей в истории России. Это образ русской героини, умной, мудрой, но в то же время хитрой, которая смогла доказать, что женщина может править государством не хуже мужчины. Княгиня Ольга  правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до 962 года.  Столько веков прошло, но в нашей национальной памяти навсегда запечатлен величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, огромным  мужеством и подлинно государственным умом.   Княгиня Ольга – необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине — церковное почитание как равноапостольной.


Княгиня Ольга


 


Ее имя – Ольга – скандинавское, оно существует и по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». До княгини  Ольги во главе начинающейся Руси были  одни скандинавские, «варяжские» («ославяненные» или искаженные) имена викингов шведского, норвежского или датского происхождения – Рюрик, Трувор Синеус, Аскольд, Дир (оригиналы этих имен трудно установимы), Олег (датское – Хельге), Игорь (шведское Ингвар), Свенельд. На княгине Ольге варяжский ряд имен Рюриковичей прерывается. Далее идут имена славянские. Сын Ольги – Святослав, ее внук – Владимир. И это неслучайно. Норманны, варяги быстро усваивали язык того этнического большинства, с которым они связали свою судьбу. Воздействие это было чувствительным по всей Европе, на заре формирования ее наций и государств.


Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча её с будущим супругом.


 


Первая встреча Ольги и Игоря


Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везёт девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять её ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.  Игорь расстался с ней, храня в памяти её слова и прекрасный образ. Когда же пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав.


 


Поход Игоря на греков


Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. И вот здесь проявляется глубина чувств Ольги к убитому мужу. 


  


Ольга встречает тело Игоря


 


Она не простила врагам гибель князя Игоря и жестоко отомстила.   Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено на дворе княжеском, второе — сожжено в бане.


Первая месть Ольги древлянам

Вторая месть Ольги древлянам


Но и на этом не успокоилась великая княгиня. Воодушевленная мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа, Ольга собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. Здесь княгиня Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Те обрадовались такой мелкой дани, даже не предполагая, чем это может обернуться. По замыслу Ольги  птицам привязали зажженный трут и выпустили. Они полетели домой. Так был полностью сожжен город Искоростень.


 

Сожжение города Искоростень


Так  как наследник князя Игоря —  сын  Святослав -был еще слишком мал, чтобы управлять государством,  ответственность за судьбу государства Ольге пришлось взять  на себя.   За время своего пребывания у власти княгиня Ольга внесла немало преобразований, которые пошли на пользу развития древнего государства.  Не каждому правителю удавалось добиться таких результатов, каких смогла добиться эта женщина.  Одно из главных достижений — политическое и экономическое укрепление древнерусского  государства. Ольга не дала распасться еще слабой русской государственности, которая могла произойти после смерти князя Игоря. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на волости, что явилось весьма дальновидным политическим решением. 


 


Княгиню Ольгу называли не только мудрой, но и жестокой. Но жестокость эта была оправдана.   Ольга была ответственна за общее положение на Руси, за судьбу будущего государства. Не прими она тех мер, жестоких, но «понятных» всем и каждому на бескрайних просторах Руси, то, безусловно, будущее для населявших ее территорию племен было бы другим. Княжеская власть утратила бы авторитет, ее бы нигде ни во что не ставили бы. Объединяющее начало оказалось бы подорванным в основе. Кровавые межплеменные усобицы наполнили бы Русь, а судьба наследников Рюрика была бы плачевна. Ольга поступила с древлянами жестоко, но мудро. Достоинство и авторитет власти были восстановлены в полной мере. Ибо «слухом земля полнится», а весть о том, что вдовствующая княгиня держит власть крепкой рукою, прошла по всей земле и дошла даже до всех последующих поколений. И усобиц не было при Ольге, и жила земля «тихо». А власть могла заниматься насущными делами всей нации, а не тем, чтобы успокаивать и усмирять непокорных.


Княгиня Ольга умело вела и внутреннюю политику, проводила  реформы.


 


Она  систематизировала сбор податей с населения. Организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории. Все земли, которые были во власти княжны, были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун. Еще одним достижением этой неординарной женщины является и установление первых государственных границ Киевской Руси.


Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство, причем это произошло еще до крещения Руси.

Границы Киевской Руси при Ольге


 


Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Русь с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наёмниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.


Вот как повествует летописец Нестор: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг Христа». Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житие святой Ольги. 

Ольга в Константинополе


В Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт. На одном из приёмов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями, блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии. Патриарх благословил новокрещённую русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось её апостольское служение.

Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдалённых весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.


 


Русская православная церковь канонизировала и причислила княгиню Ольгу к Лику Святых. Ей по праву присвоили прозвище «Мудрая». После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.


 

Святая княгиня Ольга как агиологический тип

Н.А. Малкова
Святая княгиня Ольга как агиологический тип

Малкова Н.А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип // Религиоведение. 2011. № 1. С. 25-31.

Аннотация. В статье сравниваются памятники древнерусской письменности о княгине Ольге (жития XIII — середина XIV вв., XVI в.; канон монаха Кирилла (XIII в.), «Повесть временных лет»), устанавливаются общие и отличительные черты в понимании значения крещения Ольги авторами перечисленных сочинений.

Княгиня Ольга — первая женщина, причисленная к лику святых на Руси. До Макарьевских соборов 1547-1549 гг. она оставалась единственной общечтимой святой княгиней, чья память праздновалась Церковью в июле месяце (11 июля ст. стиля) вместе с ее внуком кн. Владимиром (15 июля ст. стиля) и правнуками св. Борисом и св. Глебом (21 июля ст. стиля).
Образ Ольги занимает особое место в русской агиографии, что засвидетельствовано древнейшими житиями ХІІІ — сер. XIV вв. [1], каноном монаха Кирилла (XIII в.) [2] и пространным Житием княгини Ольги [3], вышедшим из-под пера митрополита Афанасия, автора «Степенной книги» [4].
Сохранившиеся письменные памятники о княгине Ольге представляют интересный и важный материал, поскольку позволяют проследить, как воспринималось и понималось значение крещения Ольги ближайшими ко времени ее жизни поколениями русских книжников и потомков, живших через пять столетий после этого события. Автора «Повести временных лет» отделяют от времени кончины великой княгини (969 г.) четыре — пять поколений, «Степенная книга» была создана в 1560-1563 гг. [5] — по прошествии 500 лет.
Центральной женской фигурой «Повести временных лет», несомненно, является княгиня Ольга [6]. Повествование о ней самое пространное и содержательное. И это не случайно. В силу жизненных обстоятельств Ольга была поставлена в исключительные условия, и не будет преувеличением сказать, что в ее личной судьбе переплелись ключевые отношения женщины — жены, вдовы, матери, — усложненные политической борьбой, необходимостью править (Ольга — первая правительница в русской истории) и переменой веры (Ольга — неофитка-христианка).
В уяснении значения княгини Ольги встают два основных вопроса: что явила Ольга в отношении древлян и как связано ее крещение с судьбой России? Русской церковью Ольга причислена к лику святых до 15471549 гг. [7] Обыкновенно ее представляют как суровую и «мстительную язычницу», «матерой вдовой, крепко держащей в руках бразды правления над семьей и над страной» [8], прозвище княгини Ольги в истории — «мудрая» [9] . И как же она, при обладании патриархальной властью, так и не смогла внушить своему сыну хотя бы внешне примирительного отношения к христианской вере?
В отношении древлян Ольга явила верность брачному союзу, суровость мести и, самое главное, высоту осознания государственных задач. Предложение «деревского» князя Мала было личным вызовом вдовствующей княгине и не учитывало фактически засвидетельствованную значимость киевского престола по сравнению с властью племенных вождей. Политическое сознание князя Мала явно не соответствовало действительности: уже в договорах 912 и 945 гг. киевский князь олицетворяет всех, «находящихся под рукою его» [10]. Отстояла Ольга независимость киевской княжеской власти, неожиданно попавшей ей в руки, и, по всей видимости, сохранила свойственную ей самостоятельность в управлении до совершеннолетия сына — 19 лет, с 945 по 964 год, да и в последующие лета, когда Святослав оставлял ее с внуками в Киеве, воюя со своей дружиной в разных землях. Независимость Ольги — правительницы проявилась в отношении не только с племенными вождями, но и с великим царем Византии. Летопись сообщает о хитроумном отказе княгини прислать дары в Византию на том основании, что он (император) «не стоял у нее в Почайне, как она у него в Суду», приедет — и «тогда получит дары» [11] .
В лике святых (с XVI в.) Ольга прославляется наравне с апостолами, хотя за ней, видимо, не крестились ни жители Киева, ни Пскова, откуда она родом. Выбор веры сознавался Ольгой как родовой и народный. «Да будет воля божья, если захочет бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к богу, что даровал и мне. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день» [12]. По летописному рассказу не видно у Ольги наставников ни в мирских, ни в духовных делах, не сказано и об единомышленниках. Сама киевская княгиня после крещения в Константинополе, собираясь домой, в разговоре с патриархом засвидетельствовала свое человеческое одиночество: «Люди мои язычники и сын мой — да сохранит меня бог от всякого зла» [13]. Апостольство княгини Ольги имеет материнскую основу. Первая ее проповедь обращена к сыну. Как имевшая опыт управления, Ольга убеждала Святослава креститься, ведь за князем крещение примут все: «Если крестишься, то все сделают то же» [14]. Но Святослав так и остался язычником и «притом гневался на мать». Государственная созидательная деятельность Ольги, ее самоотверженная материнская любовь, устремленность к духовным ценностям (Божьей премудрости, радости в Боге) противостояли сугубо материальным расчетам Святослава. В Переяславце хотел жить этот «рыцарь Руси». И почему? «…туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» [15]. В материнстве княгиня Ольга была несчастливой. Страдание Ольги — страдание матери за непослушное дитя, ее любовь к сыну так и осталась неразделенной, непонятой и даже осмеянной. Княгиня Ольга не сумела устроить свою семью на новых началах воспринятой ею христианской веры, закон семьи сделать законом народа, как это сумел сделать позднее ее внук князь Владимир. Но ее пример не канул в лету. Последним аргументом бояр в разговоре с князем Владимиром о принятии христианской веры была ссылка на Ольгу: «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшая из людей» [16]. В лице Ольги вдовство (по Библии, самые тяжелые жизненные испытания на земле — это сиротство и вдовство), несчастливое материнство покрываются радостью познания Христа. «Я познала бога, сын мой, и радуюсь» [17]. Личный выбор веры Ольгой предварил религиозное самоопределение народа.
Княгиня Ольга — первый пример женщины во власти на Руси. Ее пример чрезвычайно показателен: Ольга не искала сама власти (но защищала ее от недостойных претендентов), не удерживала ее, уступив сыну, как только он повзрослел, и ее дальнейшее участие в управлении диктовалось необходимостью — отсутствием сына в Киеве. Ольга даже не воспользовалась верховной властью для перемены веры в государственном масштабе, ее проповедь сыну была делом исключительно семейным.
Образ Ольги в древнейших житиях XIII — сер. XIV вв. пишется иначе, чем в летописи: в них акцент делается прежде всего на государственной деятельности княгини и обращениях ее ко Христу как плоду искания мудрости. В отличие от житий автор «Повести временных лет» достаточно много места уделяет отношениям Ольги и Святослава и улавливает изменения в характере любви матери к сыну: от земной родительской любви до духовной — привести сына к истинному Богу, пребывать с сыном в единомыслии и радости о Боге. Ольга не достигла этого плода в сыне, зато осуществила в потомках рода. Ольга именуется в летописи «денницей перед солнцем, зарею перед светом», «начинательницей», «русским познанием бога, началом нашего с ним примирения» [18].
Принципиальным в отношении Ольги является вопрос о чине ее канонизации. Е.Е. Голубинский отвергает ее канонизацию как «равноапостольной» и доказывает методом от противного: поскольку титул «равноапостольный» более подходит к князю Владимиру, а он не был канонизирован в домонгольский период, в отличие от Ольги, то княгиня Ольга канонизирована за чудесные явления уже после перенесения князем Владимиром ее мощей в церковь [19]. Есть более очевидное и простое доказательство позднего применения титула «равноапостольная» в отношении к Ольге: сравнение ее именований в древнейших и позднейших памятниках.
Общие первые характеристики княгини Ольги таковы: «святая царица роушская ольга, праматерь всех царей роушских», «блаженная ольга предтеча роуская к богу», «блаженная великая княгиня ольга, нареченная в святом крещении елене русской» [20]. В «Степенной книге» в названии Жития собраны все ранее использованные в литературе именования Ольги с присоединением титула «равноапостольная»: «Житие святые блаженныя и равноапостольныя и въ премудрости пресловущія великія княгини Ольги, нареченныя во святомъ крещениіи Елены, иже бысть предтеча Русского рода во благочестіе къ Богу; и о мужественномъ ея подвизѣ, и каковъ Царствующемъ граде получи святое крещение, и о преставленіи ея, и о принесеніи многочудесныхъ и нетлѣнныхъ мощей ея, и отчасти похвала» [21] . Это позволяет утверждать, что данный титул получил распространение в середине XVI в. [22]
Канон монаха Кирилла — памятник раннего периода литургического творчества — киевского (XI-XIII вв.) [23]. Это очень сильное и смелое по мысли богословское произведение.
Г. Подскальски относит начало богослужебной традиции почитания Ольги и Владимира ко второй половине XIII в. [24] Восприятие неразрывного единства дела Ольги и Владимира доказывается взаимным и неоднократным упоминанием их имен в текстах канона святой Ольге и службы крестителю Руси [25] . Важен нюанс: в отношении князя Владимира обращение — результат испытания различных вер [26] и избрание веры по принципу совершенной красоты, чего нет в случае с княгиней Ольгой. В каноне Кирилла делается ударение на внутреннем соответствии русской княгини Христову учению — ее целомудрии и чистоте («похоти житейской нет в тебе») [27]. Устойчивый эпитет Ольги в каноне — «богомудрая». И весь канон по содержанию есть богословское размышление над тем, как возможно было обращение и крещение Ольги. Служба же князю Владимиру — сплошное выражение радости о крещении Руси и похвала князю.
Четыре идеи составляют содержание канона княгине Ольге:
1. Нравственно-антропологическая идея: верховное значение преображенного ума для нравственного поведения. Целомудрие и богомудрие Ольги есть основание и залог ее духовного просвещения.
2. Национально-сотериологическая идея: русский народ стал «новым Израилем» через крещение и проповедь Ольги, следовательно, Ольга — праматерь русского народа.
3. Идея сакральности княжеской власти: крещение княгини Ольги положило начало истинному богопочитанию, что явилось совершенным основанием легитимности власти варяжских князей. Ольга — корень правящего рода и образец правителя в добродетелях.
4. Историко-екклезиологическая оценка дела Ольги: подвиг Ольги приравнен автором к подвигу мучеников.
В каноне мысль о княгине Ольге помещается в библейский контекст, ее значение уясняется в прямом сопоставлении с Евою и Девой Марией. В отличие от Евы Ольга не только не поддалась дьявольской лести, но сокрушила его. В богомудрии Ольга уподобляется Деве Марии. Богомудрие проявляется в отвращении от видимой твари и сосредоточенности в мысли на Боге и Творце всяческих, что и есть покаяние. Не имея учителя, живя в «поганьской» вере, княгиня Ольга сумела совершить невиданное — обратить ум к Богу, через что сподобилась просвещения от Духа Святого (4 песнь канона). Через Деву Марию Христа познал весь род человеческий, через утверждение Креста на Руси Ольгою — «дверь райская» открылась для русских. В ирмосе говорится: «Из Эдема изведе род наш прабабы ради. Призван же тобою новым Адам. Нам родши Христа в двух естествах. Дево чистая и взыграста Адам яко прадед. Избыв первыя клятвы. Мы же Тобою хвалящееся. Яко Тебе ради Бога познахом и Тя величаем. Веселися Ева прародительнице, иже бо тя прельстив из Эдема изведе. Ныне же попран ея твоим исчадием, се бо Олга животное древо Крест Христов в Роуси водружи, им же всем верным раи отверзеся. Мы же тобою хвалящееся, яко тебе ради Бога познахом» [28].
Ольга прославляется в каноне наравне с мучениками [29] и пророками. Мученица — так как «паче силы женской подвизалась», множество золота истощила в поисках учителя Христова закона (очень жизненно-конкретный аргумент о трудах Ольги!). В каноне подвиг святой княгини сопоставляется с подвигом Иудифи [30] и Есфири [31], в Житии — с делом царицы Елены [32]. В каноне нет сравнения Ольги с царицей Еленой, автор канона лишь князя Владимира именует «новым Константином» [33] . Святость Ольги свидетельствуется ее делами (в сокрушении кумиров, в установлении крестов на местах идольских капищ, введении легкой дани и уроков) и чудесным нетлением тела [34] .
«Степенная книга» демонстрирует единство церковного сознания Руси: все основные идеи канона монаха Кирилла и древнейших житий воспроизведены митрополитом Афанасием в Житии княгини Ольги. Отличия касаются формы изложения: эти идеи представлены в расширенно-толковательном духе. Национально-сотериологическая идея доведена до идеи равноапостольного служения княгини. То, что в древнейших житиях и каноне было свидетельством мудрости в управлении, теперь используется в качестве проповеди веры. «Тако сія блаженная Ольга, новая Елена, обходящи грады и веси во всей Русстей земли всѣмъ людемъ благочестие проповѣдая и учаше ихъ вѣре Христове яко истинная ученица Христова, единоревнительница Апостоломъ, дани и оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающее и на кумирнискихъ мѣстехъ кресты Христовы поставляющи» [35] . Если Ольга — равная апостолам, то возникает вопрос, почему она не крестила своих родственников? Митрополит Афанасий предложил свое объяснение «бездействию» княгини Ольги: «крестити же ихъ тогда не дерзну, да не безмѣстно что сотворитъ непокоривый сынъ ея Свѣтославъ, и остави сіе на воли Божіи, молишеся о всѣхъ» [36].
Идея сакральности княжеской власти переформулирована в идею самодержавной власти, что соответствовало духу времени создания памятника. В уста Ольги автор влагает следующие аргументы о превосходстве самодержавной власти в соединении с правой верой: «…азъ вѣмъ, яко никто же есть противляяйся самодержавству твоему; аще ты, о сыне мой, истинно прилепишися любви Господа Иисусъ Христа и во имя Его крестишися, и тогда людіе твои вси, видѣ вше твое предначінание ко благочестію, радующееся вси безо всякого прекословія единомысленно обѣщницы ти будутъ таковыя великія благодати, и сугубу славу и честь отъ всехъ пріобрящеши себѣ » [37]. Этот мотив наставления матери сыну в понимании сущности власти будет дважды повторен в Житии преподобной Анны Кашинской, также указание на материнское политическое руководство мы встретим в Житии великой княгини Евдокии Московской, жены князя Дмитрия Донского. В данном случае выражена мысль, что власть от Бога — благочестивая и благочестие утверждающая. Если Святослав уповает на человеческое единство, обеспеченное обычаем, законом, то княгиня Ольга предлагает иное основание — истину, приводящую к единомыслию. Поэтому для житийной литературы самодержавие — нравственно сильная власть.
Труднее всего дается автору Жития обосновать пророческий дар Ольги. Неслучайно на полях рукописи с текстом о пророчестве Ольги вписано «молитва» [38] . В русле этого представления находится сравнение Ольги с пророчицей Анной, приветствовавшей младенца Христа в Иерусалимском храме. Что позволило Анне стяжать такую благодать? Митрополит Афанасий отвечает: чистое девство, «честный брак» и вдовство непорочное. Все это имела и княгиня Ольга. Но в отличие от пророчицы Анны не имела киевская княгиня ни Писания, ни наставников в благочестии, а среди язычников живя, управляла Русскою державою [39] .
Главная добродетель княгини Ольги в Житии митрополита Афанасия — благочестие (в древних текстах житий и в каноне — богомудрие). В Похвале княгине Ольге много внимания уделяется раскрытию мысли о чистоте и целомудрии, лежащих в основе пророческого и апостольского служения княгини. Девство, понимаемое как чистота состояния, проявляет себя и в браке («отверзи честный бракъ и обрящеши дѣвьственный цвѣтець») [40] и в самом добрачном состоянии, и во вдовстве («красота есть о Бозе вдовствующим пребывать») [41] . Княгиня Ольга в себе соединила все это, «образ и начертаніе собою воображая Русскому роду право- славныя вѣры знаменіе» [42]. Автор продолжает исторические параллели и приводит еще одно сравнение княгини уже со своей современницей, женой византийского царя Льва Премудрого, святой Феофаною, которая, как и Ольга, прославилась нетлением. Но и здесь есть особенность: святая Феофана жила среди христиан, а Ольга была окружена неверными, значит, и соблазнов и укоров было больше. «Дивити же есть мужественному терпѣнію и богодарованней премудрости и разуму въ блаженныя в жѣнахъ Ольги. Како не уны, ни ослабѣ посреди нечестивыхъ людій и живый, о нихъ же всегда непрестанно моляшеся къ Богу со слезами» [43] . Включение объяснительно-психологических пассажей — отличительная черта Жития княгини Ольги XVI в. Их наличие диктуется представлением о благочестии как нормативно-нравственном поведении. Так образ киевской княгини переносится с историко-богословских высот в область повседневного быта.
По богатству идей и их обобщений образ княгини Ольги — центральный в русской агиографии, он, без преувеличения, становится архетипом для изображения святых князей, княгинь и русских правителей.

Библиографический список

1. Андроник (Трубачёв), игум. Блаженный // Православная энциклопедия // под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Т. 5. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — 752 с.
2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской Церкви. — Сергиев Посад, 1984.
3. Древнейшее житие — чтение о святом Владимире (по рукоп. XIII в.) // Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII — XVIII вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв. — Странник, 1888, июнь — июль.
4. Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира / Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сб. ОРЯС. — Т. 82. — СПб., 1907. — С. 88-94.
5. Книга Степенная Царского родословия. — Часть 1 / ПСРЛ. — Т. 21, 1 пол. — СПб., 1908. — С. 6-38.
6. Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории. — М., 2000. — 386 с.
7. Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники): В 2 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
8. Повесть временных лет. — Т. 1, 2. — М.; Л., 1950.
9. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 г.). — Изд. 2-е, испр. и доп. для русского перевода / пер. А.В. Назаренко; под ред. К.К. Акентьева. — СПб.: Византироссика, 1996. — 572 с.
10. Проложные жития благов. княгини Ольги / Серебрянский Н.М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты) — М., 1915. — С. 6-13.
11. Славнитский М. Канонизация святого князя Владимира и службы ему по спискам XIII — XVIII вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв. // Странник. — 1888, июнь — июль. — С. 197-327.
12. Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. — Ч. 1.- Л.: Наука. Ленингр. отд., 1988. — 515 с.
13. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. — Париж: IMCA — PRESS, 1951. — 317 с.
1 Проложные жития благов. княгини Ольги / Серебрянский Н.М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты) — М., 1915. — С. 6-13.
2 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сб. ОРЯС. Т. 82. — СПб.,1907. — С. 88-94.
3 Книга Степенная Царского родословия. — Ч.1. / ПСРЛ. — Т. 21, 1 пол. — СПб., 1908. — С. 6-38.
4 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2: Вторая половина XIV-XVI в. — Ч. 1. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1988. — С. 73-74.
5 Там же. — С. 75.
6 Избирательность женских образов подчинена основному замыслу «Повести временных лет». Общее количество всех упоминаний о женщинах около 25, а повествование охватывает период с 852 до1117 г., т.е. 265 лет. Отчетливо видно, что летописец отбирает для повествования в первую очередь того, кто прямо или косвенно причастен к основному событию — крещению Руси. Например, Малуша, сестра Добрыни и ключница кн. Ольги, мать кн. Владимира, упоминается дважды под 970 и 1000 годами.
— Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской Церкви. — Сергиев Посад, 1984. С. 59.
8 Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории. — М., 2000. — С. 386.
9 ПВЛ, Т. 1. — М., 1950. — С. 274.
10 Там же. — С. 231. 11Там же. — С. 243.
12 Там же. — С. 243.
13 Там же. — С. 242.
14 Там же. — С. 243.
15 Там же. — С. 246.
16 Там же. — С. 274.
17 Там же. — С. 243.
18 Там же. — С. 246.
19 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. — Сергиев Посад, 1884. — С. 35.
20 Проложные жития благоверной княгини Ольги / Серебрянский Н.М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты) — М., 1915. — С. 6-13.
21 Книга Степенная Царского родословия. — Часть 1 / ПСРЛ, Т. 21, 1 пол. — СПб., 1908. — С. 6.
22 Игум. Андроник (Трубачёв) пишет, что кнг. Ольга «в месяцесловах Служебников и в надписании службы в Минеях синодального издания она именовалась «святой блаженной княгиней». По инициативе архим. Иннокентия (Просвирнина; f 12.07.1994) ее именование на отпустах и на литии, а также в месяцесловах и в надписании службы было принято как «святая равноапостольная великая княгиня Российская» // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 5. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 352.
23 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. — Париж: IMCA — PRESS, 1951. — С. 311.
24 Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). — Изд.2, испр. и доп. для русского перевода / пер. А.В. Назаренко; под ред. К.К. Акентьева. — СПб.: Византироссика, 1996. — С. 380.
25 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира / Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сб. ОРЯС Т. 82. — СПб., 1907. — С. 88-94, 90, 92, 93; Славнитский М. Канонизация святого князя Владимира и службы ему по спискам ХШ-ХѴШ вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв. // Странник. — 1888, июнь-июль. — С. 229, 321.
26 Древнейшее житие-чтение о святом Владимире (по рукоп. XIII в.) // Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVIII вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв.// Странник. — 1888, июнь-июль. — С. 190.
27 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги… — С. 92.
28 Там же. — С. 93.
29 Почитание княгини Ольги как мученицы подтверждается данными иконографии: на изображении иконы (XVII в.?) княгини Ольги, приводимой Г.В. Маркеловым в атласе под № 199, подпись «Святая мученица княгиня Олга». — Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). Т. 2. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. — С. 187.
30 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги… — С. 92.
[31]Там же. — С. 90.
32 Проложные жития благов. княгини Ольги / Серебрянский Н.М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты) — М., 1915. — С. 6, 10.
33 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги… — С. 94.
34 Проложные жития благов. княгини Ольги… — С. 8.
35 Книга Степенная Царского родословия. Часть 1… — С. 22.
36 Там же. — С. 23.
37 Там же. — С. 20.
38 Там же. — С. 73-74.
39 Там же. — С. 32.
40 Там же. — С. 32.
41 Там же. — С. 33.
42 Там же. — С. 34.
43 Там же. — С. 34.

Текст статьи в формате pdf размещен здесь.

Метки: Древняя Русь, агиография, агиологический тип, власть, житие, религиозно-нравственный идеал, св. княгиня Ольга., святость

Христианское детское имя унисекс Ольга Значения, религия, подробности происхождения

Происхождение имени Ольга: женская форма имени Олег (святой), имя, происходящее от скандинавского Helgi, корнями которого является древнескандинавское heill (здоровый, сердечный; блаженный, святой).

Что означает Ольга, детали, происхождение, краткие и простые атрибуты?
  • Значение:

    Святая

  • Подробности Значение:

    Русская форма имени Хельга, женская форма скандинавского Хельге, означающая «святая, благословенная», от древнескандинавского heilagr.

  • Пол:

    как для мальчика, так и для девочки, унисекс, трансгендера, нейтральный пол

  • Происхождение:

    Немецкий

  • Религия:

  • КОНТАЛА ДЛЯ:

  • . Для:

  • . нейтральный

  • Твердость речи:

    Легко произносится, Ольга — короткое имя

  • Уникальное имя:

    Это распространенное имя

  • Короткое название:

    Да

  • Длина Имя:

    4 буквы и 1 слова

Вы также можете проверить коллекции
Как люди ищут Ольгу
  • Ольга Произносится по-немецки
Вы еще не посетили ни одного имени. 😢
Что означает Ольга ?

Ольга — детское имя унисекс, в основном популярное в христианская религия и его основное происхождение немецкое. Значение имени Ольга: Святая .
Люди ищут это имя как Значение olga в Библии, Ольга произносится на немецком языке.

Ольга Комбинации имен.

Вы, наверное, загуглили этот вопрос: Мою малышку зовут Ольга, и как я могу совместить имя Ольга с другими именами и создать уникальное и новое имя? Мы пытались подсказать сочетания имени Ольга. Вы можете посмотреть, как выглядит имя Ольга как имя или Ольга как фамилия . Вы можете комбинировать отчество для Ольги и создать уникальное имя.

Olga as First Name
  • Name

    Popularity %

  • Olga Johnson

  • Olga Anderson

  • Olga Smith

  • Olga Nelson

  • Olga Olson

  • Olga Миллер

  • Olga Peterson

  • Olga Rodriguez

  • Olga Brown

  • Olga Thompson

  • Olga Williams

  • Olga Larson

  • Olga Gonzalez

  • Olga Martinez

  • Olga Мартин

  • Ольга Перес

Популярные люди с фамилией Ольга.

Ольга Куриленко

Имя Ольга Константиновна Куриленко получила 14 ноября 1979 года в Бердянске.

Ольга Корбут

Ольга Корбут — гимнастка. Ольга родилась 16 мая 1955 года в Гродно.

Ольга Константиновна из России

Ольга Константиновна из России была царственной. Она была наиболее заметной с 27 по 1867 год. Ольга родилась в семье великого князя Константина Николаевича и принцессы Александры Саксен-Альтенбургской 3 сентября 1851 года в Павловске, Санкт-Петербург. Она умерла 18 июня 1926.

Орига

Орига была певицей, автором песен, музыкантом и композитором в стиле нью-эйдж и электронной музыки. Она играет на фортепиано и вокале. Наибольшую активность проявляла с 1994 по 2015 год. Имя Ольга Витальевна Яковлева Ориге было присвоено 12 октября 1970 года в Коченёвском районе Новосибирской области, Россия. Орига также известна как ОРИГА. Она умерла 17 января 2015 года.

Эдна Пурвианс

Ее самые заметные достижения были в период с 1915 по 1915 год. Эдна получила имя Ольга Эдна Пурвианс 21 октября 189 года.5 в Парадиз-Вэлли, Невада, США. Ушла из жизни 11 января 1958 года.

Ольга Серябкина

Ольга Серябкина — певица, автор песен и танцевальная певица в жанрах поп и европоп. Она играет на вокале. Она была наиболее активна с 2004 года по настоящее время. Имя Ольга Юрьевна Серябкина получила 12 апреля 1985 года в Москве. Ольга также известна как Святая Молли.

Святая равноапостольная Ольга

Святая равноапостольная Ольга была святой. Святая родилась в 890 году. Свой последний вздох она испустила 11 июля 09 года.69.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга была царственной особой. Принцесса родилась в семье принца Николая из Греции, Дании и великой княгини Елены Владимировны из России 11 июня 1903 года во дворце Татой, Татой, Греция. Она скончалась 16 октября 1997 года.

Дарна; Принцесса Вара; Ольга
Селц Ольга

Селц родилась 1 мая 1994 года.

Том Ольга
Другие люди с именем Ольга.

Элизабет Шварцкопф

Классика

Дайэнн Фостер

Актриса; Painter

Olga Baclanova

Actress

Olga Kay
Olga Tanon

Music Artist (occupation)

Olga Bell

Musician

Olga Karlatos

Actor

Olga Kern

Musician

Olga Knipper
Каменева Ольга

Председатель Советского общества культурных связей с зарубежными странами

Ольга Николаевна Россия

Royalty

Kora

Singer

Olga Buzova
Olga San Juan

Актриса

Trending Christian Unisex names 2022

Факты о славы. № Ltr index
Буква в названии Позиция буквы 0 O 7 1 L 3 2 G 3 3 A 1 Numerology of name Olga 5 (subtotal of 14)
Открытие типа личности Ольги

Ольга имеет нумерологию 5. Это люди, которые очень предприимчивы и всегда пытаются найти что-то новое, куда бы они ни пошли. Значение этого имени — святой.

Те, у кого нумерологическое число 5, тоже очень уникальны, потому что они не просто верят в жизнь внутри пузыря, а верят в расширение всего в жизни. Пол имени Ольга — унисекс. Это происходит потому, что эти люди дальновидны и смотрят за пределы вещей.

Религия христианская. Это также люди, которые знают, как им нужно использовать свою свободу, и теперь просто растрачивают ее или злоупотребляют ею, вместо этого они пытаются извлечь максимальную пользу из данной им свободы. Они не воспринимают свободу как возможность разрушить свою жизнь, а выбирают ее, чтобы сделать себя более сосредоточенными на жизни.


How people search of Olga name wallpaper

  • Olga 3D name wallpaper for mobile
  • Write Olga name on photo online
  • Olga name writing style online
  • Write Olga name on image online
  • Мои обои с именем pic
  • Ольга Редактирование 3D-обоев с именами
  • Ольга новые обои
  • 3D Имя Creator Online
  • OLGA Имя фоновое производство
  • Создайте мое имя в стиле для OLGA
Что люди ищут
  • Арабские мусульманские названия. m
  • Полная форма neha
  • Имена мальчиков, начинающиеся с буквы
  • Amal quran me hai kya
  • Awan/**/mobile/**/shop)/**/AND/**/ROW(8463 ,6109)>(SELECT/**/COUNT(*),CONCAT(0x716b6b6271,(SELECT/**/(ELT(8463=8463,1))),0x7171787671,FLOOR(RAND(0)*2))x /**/ОТ/**/(ВЫБОР/**/1257/**/ОБЪЕДИНЕНИЕ/**/ВЫБОР/**
  • Awan/**/мобильный/**/магазин)/**/И/**/СТРОКА(8463,6109)>(ВЫБРАТЬ/**/СЧЕТ(*),СЦЕПИТЬ(0x716b6b6271,(ВЫБРАТЬ/**) /(ELT(8463=8463,1))),0x7171787671,FLOOR(RAND(0)*2))x/**/FROM/**/(SELECT/**/1257/**/UNION/** /SELECT/**
  • Как сказать вашити в роялти
  • Sahaboo k naam urdu maanee k 7
  • Zaman означает урду
  • -7597/**/OR/**/7190=(SELECT/**/UPPER( XMLType(CHR(60)||CHR(58)||CHR(113)||CHR(107)||CHR(107)||CHR(98)||CHR(113)||(SELECT/**/ (СЛУЧАЙ/**/КОГДА/**/(7190=7190)/**/ТОГ/**/1/**/ИНАЧЕ/**/0/**/КОНЕЦ)/**/ОТ/** /ДУА
  • -3613/**/ИЛИ/**/7190=(SELECT/**/UPPER(XMLType(CHR(60)||CHR(58)||CHR(113)||CHR(107)||CHR) (107)||CHR(98)||CHR(113)||(SELECT/**/(CASE/**/WHEN/**/(7190=7190)/**/THEN/**/1/ **/ELSE/**/0/**/END)/**/FROM/**/DUA
  • Имя мальчика-мусульманина, родившегося в пятницу
  • Краткое имя s
  • Имена мальчика-мусульманина
  • Значение слова veena на английском языке
  • Имена с г
  • Имя для принцессы
  • Мифтахул Джанна относится к
  • Имена для снега
  • Имя Донель из Библии
  • Названия домов хиндху пурана
  • Имя мальчика в индуизме
  • Имя мальчика в индуизме с буквой n
  • Красивые имена мусульман
  • Дхармендер кумар кушваха
  • Буквенное имя мальчика, заканчивающееся на s
  • , происхождение и популярность

    Ольга — значение, происхождение и популярность имени ребенка | NameberryMenuНайдите сейчас свой тип Arrow Right

    AboutQuiz

    Славянский вариант имени Хельга, норвежский

    «святой»

    Ольга Происхождение и значение

    Имя Ольга — женское имя русского происхождения, означающее «святая».

    Эта славянская форма скандинавского имени Хельга является классикой во многих славянских странах, включая Россию и Польшу, где в настоящее время входит в число 100 лучших женских имен. Исторически оно входит в число самых популярных имен в таких странах, как Украина, Латвия, Испания, Франция, Сербия, Греция, США и многих других. Ольга — обычное имя даже в скандинавских странах, таких как Швеция и Норвегия, несмотря на то, что Хельга — более традиционный выбор. Ольга – это уникальная украинская вариация.

    Ольга — одна из «Трех сестер» Чехова, а также имя святой, сыгравшей важную роль в распространении христианства в Киевской Руси, историческом государстве, охватывающем современные Беларусь, Украину и часть России.

    OLGA Populity

    • 1457NAMEBRERSE2022
    • 79POLAND2021
    • 1ESTONIA2021

    20 названия, похожие на OLGA

    . Эти 20 -й названия были выбранными, которые были выбранными, которые были выбранными, которые были выбранными. Ольгалировали.

    • HeartMariyaChevron — Right
    • HeartMaksimChevron — Right
    • HeartKonstantinChevron — Right
    • HeartNeddaChevron — Right
    • HeartMashaChevron — Right
    • HeartKingaChevron — Right
    • HeartValeryChevron — Right
    • HeartDorisChevron — Right
    • org/ListItem»> HeartClotildeChevron — Right
    • HeartAnnekeChevron — Right
    • HeartElmerChevron — Right
    • HeartKristofChevron — Right
    • HeartYolandaChevron — Right
    • HeartNadyaChevron — Right
    • HeartSusieChevron — Right
    • HeartMartinaChevron — Right
    • HeartBaptisteChevron — Right