Климент ворошилов танк: Нежданный противник: танк «Клим Ворошилов»

Нежданный противник: танк «Клим Ворошилов»

Начало Великой Отечественной войны оказалось неожиданностью не только для Красной Армии. Вермахту тоже было от чего прийти в замешательство.

Александр Плеханов

Когда говорят о революционных танках Второй мировой войны, чаще всего вспоминают Т-34 или «Тигр». Однако в списки легендарных бронемашин можно смело записать модель «Клим Ворошилов» (КВ). Его появление на поле боя стало для вермахта крайне неприятным сюрпризом.

Незадолго до нападения Германии на СССР с новыми тяжелыми советскими танками столкнулись финны, противотанковая артиллерия которых не смогла причинить им серьезного урона. Речь идет об участии в советско-финской войне трех опытных танков СМК, КВ и Т-100, входивших в состав 20-го тяжелотанковой бригады. Первые две модели разрабатывались на ленинградском Кировском заводе под руководством Жозефа Котина, а Т-100 на заводе №185 под руководством Э. Палея. Опытный экземпляр последнего был готов в апреле 1939 года, СМК – в июле, а КВ появился позже всех, однако на «Зимнюю войну» успел попасть вместе с другими тяжеловесами.

По итогам сражений на Севере к плюсам танков было отнесено хорошее бронирование, но вместе с тем не оправдала себя двухбашенная компоновка Т-100 и СМК. Наиболее сбалансированным в боевом отношении был признан КВ, однако его вооружение второй пушкой калибра 45 мм, дополняющей основное 76,2-мм орудие, было также признано «излишеством». По итогам прорыва линии Маннергейма у КВ появился родной брат получивший название КВ-2 и вооруженный 152-мм гаубицей, предназначенной для уничтожения укреплений противника.

Несмотря на ряд очевидных плюсов, таких как 75-мм бронирование башни и передней части корпуса, «Клим Ворошилов» получился достаточно компромиссной машиной. Вес в 47 тонн (КВ-1) и 54 тонны (КВ-2) и относительно слабый шестисотсильный дизель В-2 делали оба танка неповоротливыми, да ещё и с запасом хода в полтораста километров. На хорошей дороге КВ-1 мог разгоняться до 36 км/ч, а КВ-2 до 30 км/ч. Пушка КВ-1 калибра 76,2 мм не давала ему никаких преимуществ перед Т-34, который был более маневренным, скоростным и стоил дешевле. А самое главное – «тридцатьчетверка» была надежнее.

Довоенная эксплуатация танков КВ выявила огромное количество проблем со многими ключевыми узлами: двигателем, трансмиссией, бортовыми фрикционами, ходовой частью, системой охлаждения. Доходило даже до того, что электромоторы механизма поворота 12-тонной башни не могли повернуть ее и сгорали, ручное вращение требовало огромных человеческих усилий.

Кировский завод ударными темпами старался исправлять недостатки, но танки встретили войну «сырыми». Особенно это относилось к КВ-2, который из-за своей массы мог действовать  только в «тепличных» условиях: подойти к укреплениям противника на требуемое расстояние и открыть огонь или из засады в качестве подвижной огневой точки. На большее он не годился, и первые бои с вермахтом доказали «узкоспециальность» этого танка, который создавался для одной войны, а вести пришлось совсем другую. Значительная часть КВ-2 была потеряна в первые месяцы не от огня противника, а от поломок и невозможности эвакуации.

КВ-1 был более универсальным. И хотя он оказался менее подвижен, чем танки вермахта, последние не могли пробить его броню, в то время как КВ-1 уверенно поражал их в любую проекцию. Не могла справиться с танком и противотанковая артиллерия немцев, поэтому для борьбы с ними приходилось привлекать 88-мм зенитные пушки или 150-мм орудия. Хорошо известен бой одинокого КВ под Расейняям в июне 1941 года, когда всего один танк сдерживал несколько часов крупную группировку немцев, уничтожив несколько машин, противотанковых пушек, танков и 88-мм зенитку. В июле 1942 года еще один КВ в одиночку провел не менее впечатляющий бой под хутором Нижнемитякиным в Ростовской области. А сколько таких боев так и остались за кадром…

Советское танкостроение военного времени (особенно в 1941-1942 года) отличали две особенности: дефицит материалов и бесконечный поток инноваций. Планов производства никто не отменял, поэтому приходилось постоянно внедрять разнообразные ноу-хау, чтобы в тяжелейших условиях поддерживать запланированный уровень выпуска. С осени 1941 года основное производство КВ развернулось в Челябинске, где постоянно внедрялись разнообразные новшества, позволяющие удешевить производство и снизить его трудоемкость. С 1942 года КВ начал получать литые башни вместо сварных, изменилась технология производства бронекорпусов, катки стали тоже литыми, как и траки гусеницы. Все эти меры позволили снизить трудоемкость производства танка более чем в два раза. Посредственные характеристики и надежность КВ от этого лучше не стали, но фронт получал танки в требуемом объеме.

Поток нареканий и рекламаций из действующей армии не прекращался. В дело пришлось вмешаться самому Сталину, который 5 июня 1942 года в постановлении №187 предписал устранить главные недостатки танка: большой вес, проблемы с трансмиссией и систему охлаждения двигателя. В результате танк получил новую уменьшенную башню и толщину брони корпуса, облегченные гусеницы и опорные катки, новый главный фрикцион. Все это привело к снижению массы до 42,3 тонны и увеличению скорости до 43 км/ч. Танк получил название КВ-1С (скоростной) и в августе 1942 года был запущен в производство. 

Несмотря на улучшившуюся маневренность, некоторые недостатки изжить так и не удалось. Особенно это относилось к ходовой части и 76,2-мм пушке, такой же как и у Т-34. Более трудоемкий и дорогой КВ-1С к началу 1943 года превосходил Т-34 лишь по броневой защите, уступая по многим другим важным показателям. Но и броня уже не была таким безоговорочным козырем, как в начале войны. У немцев появились новые снаряды к противотанковым пушкам, а на поля сражений вышел такой серьезный противник как «Тигр», которому КВ-1 проигрывал по всем статьям. Поэтому в августе 1943 года производство КВ-1С было прекращено. Тем более, что ему на смену уже шел более совершенный преемник – ИС-1. С 1939 по 1943 годы было выпущено 4585 танков «Клим Ворошилов» всех модификаций, включая 240 штук КВ-2.

КВ-1. Непробиваемый «Клим Ворошилов» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Судьба тяжелого танка, способного в одиночку останавливать вражеские полки

Этот танк заслужил у падких на мистику гитлеровских солдат прозвище «Призрак» за то, что снаряды 37-миллиметровых противотанковых орудий вермахта не оставляли на его броне даже вмятин. Его появление на поле боя стало неприятной неожиданностью для немецких танкистов, оказавшихся практически беззащитными перед тяжелым КВ. И хотя история этой машины была не столь долгой, как у появившегося почти одновременно с нею Т-34, свой весомый вклад в историю Великой Отечественной войны она внесла. И не стоит забывать, что в конечном счете именно танки КВ стали прародителями тяжелых танков ИС-2 – лучших в своем классе за всю историю Второй мировой войны.

 

Одна башня вместо трех

Своим появлением на свет танк, который еще не носил индекса КВ, обязан двум другим советским тяжелым танкам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по классической для того времени многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. Как гласит легенда, во время рассмотрения макетов у Сталина тот снял одну из башен и спросил главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина, сколько она весит. Узнав, что три тонны, советский руководитель потребовал избавиться от лишней башни и нарастить за ее счет бронирование.

Был ли такой диалог в действительности, сегодня установить уже трудно. Однако после того как с СМК была убрана одна из трех башен, конструкторский коллектив Кировского завода попробовал убрать еще одну – в качестве эксперимента. При таком условии стал не нужен длинный корпус, и его сократили на два опорных катка, что сразу же сделало экспериментальный танк более подвижным. Вдобавок к этому решено было установить на новой машине и другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только осваивали в Харькове.

Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка, носивший условное название У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые приличествовали танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровую пушку для борьбы с танками. При этом боекомплект «главного» орудия составлял больше сотни снарядов, а «вспомогательного» – всего полсотни. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.

Рождение КВ

В конце ноября 1939 года будущий КВ вместе с «прародителем» СМК и тяжелым танком Т-100 отправили воевать на Карельский перешеек – проверить теоретические выкладки конструкторов в реальном бою. Из трех этих танков с Зимней войны только один вернулся не просто со славой, а еще и со статусом принятого на вооружение. И это был У-0, которому 19 декабря, то есть через два дня после его первого боя, присвоили индекс КВ – «Клим Ворошилов» – в честь тогдашнего наркома обороны.

Проверка боем доказала безусловное преимущество однобашенного короткого тяжелого танка перед длинными многобашенными. Получивший за счет уменьшения габаритов более тяжелое бронирование, У-0 не получил ни одного сквозного пробития корпуса или башни во время прорыва Хоттиненского укрепрайона. Единственное сквозное попадание пришлось на пушку – то самое, оставленное в распоряжении танкистов, 76-миллиметровое орудие. 45-миллиметровое сняли еще до отправки танка на фронт, и это оказалось совершенно справедливое решение. Обитаемость трехместной башни повысилась, а отсутствие противотанкового орудия никак не мешало У-0 отбиваться от вражеских танков. Зато для борьбы с вражескими укреплениями, то есть для выполнения своей основной функции, орудие Л-11 оказалось слабовато.

И все равно результат боевых испытаний был триумфальным. С отремонтированным стволом и после устранения других повреждений танк У-0 вернулся на фронт и успел еще некоторое время повоевать против белофиннов. Его действиями был весьма впечатлен командующий 7-й армией командарм 2-го ранга Кирилл Мерецков, будущий маршал Советского Союза. Даже через пять лет, в 1944-м, когда Карельский фронт готовился переходить в наступление, командовавший им Мерецков настоял, чтобы в его распоряжение передали все имевшиеся на тот момент в действующей армии танки КВ.

Опасная спешка

Торопливое принятие КВ на вооружение Красной армии сыграло двоякую роль. С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны в распоряжении РККА оказалось достаточно новых машин, превосходящих по боевым возможностям любые танки противника. Это блестяще доказали несколько знаменитых эпизодов полного разгрома многочисленных колонн гитлеровцев всего одним (!) танком КВ. Конечно, противниками преимущественно были легкие чешские Pz. 35(t), но и средние «тройки» и «четверки» первых модификаций не были серьезным соперником КВ, которые могли расстреливать их с гораздо большей дистанции.

С другой стороны, страдающая многочисленными «детскими болезнями» бронированная машина принесла много головной боли самим советским танкистам. Неслучайно самые результативные бои Великой Отечественной, о которых говорилось выше, КВ вели из танковых засад. Низкая надежность трансмиссии этих танков стала притчей во языцех, да и боевая подвижность тоже была невысокой. Машина получилась крепкой и сильной, но переутяжеленной, она зачастую даже не могла взять с лету откос, на который легко взбирались другие танки.

Если бы КВ, прежде чем его приняли на вооружение и начали массово выпускать, прошел традиционный для других танков путь, с длительными полигонными испытаниями, с неоднократными доводками и доделками выявленных на них недостатков, возможно, его дальнейшая судьба сложилась бы иначе. Но страна в спешке готовилась к приближающейся войне, и крепкая, способная выдержать огонь почти любых орудий противника машина нужна была ей немедленно. Впрочем, похожим образом принимали на вооружение и Т-34, который до конца карьеры так и не избавился, например, от трудностей с переключением передач, отчего механики-водители предпочитали идти в бой исключительно на второй скорости.

Серийное производство КВ, который к тому времени в связи с появлением КВ-2, вооруженного 152-миллиметровой гаубицей, получил индекс КВ-1, началось уже в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темпы производства были запланированы колоссальные, но выдержать их не удалось. Поэтому Великую Отечественную войну советские танкисты встретили, имея на вооружении меньше трехсот машин этого типа. Как показали первые бои, и при таком небольшом насыщении войск танками КВ они способны приносить немало неприятностей немцам. Проблема была в другом: эти танки не предназначались для встречных или засадных танковых боев или для применения в качестве машин сопровождения пехоты. Их стихией был прорыв укрепленных рубежей обороны, а летом 1941-го если кто и прорывал такие линии, то это были только немцы. В итоге КВ приходилось выполнять несвойственные им задачи и покрывать сотни километров, чтобы добраться до места, где им предстояло пойти в бой. Из-за этого быстро изнашивались механизмы, особенно трансмиссия, и многие «кавэшки», как их стали называть в армии, были потеряны не в бою, а на марше.

Бронированный скороход

Многочисленные претензии военных привели к тому, что в конце весны – начале лета 1942 года под руководством Жозефа Котина, теперь уже главного конструктора Челябинского тракторного завода – Танкограда, была разработана более легкая и подвижная модификация КВ, проиндексированная как КВ-1с, то есть тяжелый танк «скороходный». Танк существенно «похудел» как в прямом, так в переносном смысле. Чтобы придать ему большую подвижность, конструкторы рискнули снизить бронирование, прежде всего на бортах и на верху кормы. Снижение было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это кардинально – на пять тонн! – изменило вес танка.

Этим изменения, внесенные в конструкцию КВ-1с, не исчерпывались. Машина получила новую литую башню, более обтекаемую и с более рациональными углами наклона брони. Она стала чуть больше прежней, что наряду с изменением расположения рабочих мест экипажа в ней прибавило удобств наводчику, заряжающему и командиру танка. Последний, кстати, получил еще и командирскую башенку, что позволило избавиться от самого главного недостатка КВ-1 – изрядной «слепоты» в бою. Заменили на «скоростном» КВ и коробку передач; новая вызывала гораздо меньше нареканий и отличалась большей надежностью, что сразу отметили в войсках.

Тяжелый танк КВ-1с появился в один из самых драматических моментов Великой Отечественной войны – накануне Сталинградской битвы. Именно на Волге и Дону ему довелось сыграть важную роль в разгроме противника и еще раз доказать свою малую уязвимость. Все резко изменилось после того, как на вооружение вермахта стали массово поступать новые тяжелые и средние танки с длинными пушками крупных калибров – «Тигры» и «Пантеры». Теперь уже советские танкисты попали в то положение, в котором находились их враги летом 1941 года: чтобы пробить «кошачью» броню, требовалось подойти к цели на 300-500 метров, а их могли расстреливать с дистанции вдвое большей.

Все это поставило точку в судьбе танков КВ: армии требовались машины с совсем другими возможностями. Попытка глубокой модернизации «кавэшек» привела к появлению тяжелого танка ИС-1, на базе которого вскоре был создан легендарный ИС-2. Вооруженный 122-миллиметровым орудием, с формами, напоминающими КВ, но более приземистый и длинный, он стал по-настоящему грозным противником для тех же «Тигров» и «Пантер». Прародитель некоторое время даже сражался бок о бок с потомком: к концу 1944 года на фронте еще воевали почти две сотни КВ-1 и КВ-1с из 4775 танков всех модификаций, выпущенных всего за четыре с небольшим года.

КВ-1 — Танковая энциклопедия

Советский Союз (1939 г.)

Тяжелый танк – 5219 Построено

Тяжелый танк и концепции «глубокого боя» в СССР

Советский тяжелый танк был впервые разработан в конце двадцатых годов, затем доработан и в конечном итоге принят Полевым уставом Красной Армии в 1936 году. Тактическая доктрина глубокого боя выступала за быстрые боевые танки (серия БТ и Т-26), разведывательные типы (Т- 27, танки и танкетки Т-37А, Т-38) и танки средней или большой бронепробиваемости («Тяжолы»). Последние также назывались «осадными танками» и должны были быть в состоянии противостоять большинству калибров противотанковых орудий, развернутых пехотой или другими танками противника, а также уничтожать их. Их предполагалось размещать на ключевых тактических позициях для перетягивания и сосредоточения огня противника или уничтожения укрепленных позиций противника при оказании помощи пехоте. Поэтому защите отдавалось предпочтение перед мобильностью.

Привет, дорогой читатель! Эта статья требует некоторого внимания и внимания и может содержать ошибки или неточности. Если вы заметили что-то не на своем месте, пожалуйста, сообщите нам!

Т-35, Т-100 и СМК

После Т-28, который считался средним пехотным танком, Т-35 стал первым из этих тяжелых танков, поступившим на вооружение СССР. Это был настоящий монстр, созданный под влиянием многобашенной моды, пришедшей из Великобритании, но довольно сложный и неудовлетворительный в эксплуатации.
В соответствии с новой спецификацией 1937 года были созданы два Т-100 и уникальный прототип СМК, демонстрирующий новую схему огневой мощи с тандемными башнями. Все три прошли испытания в боевых действиях в Финляндии во время «Зимней войны» (сентябрь-декабрь 1939 г.). Они оказались стойкими, но показали очень плохую надежность и подвижность. Кроме того, они были дорогими, слишком сложными и сложными в обслуживании. Однако другой прототип, КВ, был нарисован той же командой, которая проектировала СМК, как вариант с одной башней. В ходе этих операций два прототипа КВ превзошли остальные, и впоследствии этот тип был одобрен для предсерийного производства из 50 единиц под названием КВ-1.

Происхождение танка Климента Ворошилова

Конструкторское бюро ЦКБ-2, ответственное за СМК, через главного инженера Ж. Котин спроектировал сначала цельносварной корпус с литой башней и крупными деталями, с широкими усиленными гусеницами и торсионной подвеской. Наряду с СМК, КВ, названный в честь народного комиссара обороны и политического деятеля Климента Ворошилова, был, по сути, однобашенным вариантом, а сэкономленный вес использовался для дополнительной лобовой и бортовой защиты без какого-либо ущерба для подвижности. Первоначально не предназначенный для производства, КВ получил прямое одобрение самого Сталина.

Эту модель следовало бы назвать «Котин-Сталин» (КС-1). Деревянный макет был готов в апреле 1939 года, а первое представление генеральному штабу состоялось в сентябре. Оба прототипа прошли испытания на подмосковном полигоне в Кубинке, а сразу после этого в реальных боевых условиях в Финляндии. Два прототипа КВ и первые 50 предсерийных КВ-1 были практически идентичны, отличаясь только некоторыми переработанными деталями для облегчения производства. Корпус, трансмиссия, оптика и торсионная подвеска были позаимствованы у СМК. Производство сначала взяли на себя Кировский завод, ЧТЗ, а первые 50 вошли в состав «модели 1939”, но были доставлены в марте 1940 года.

Конструкция КВ-1

Модель 1939 года весила около 45 тонн, с длинным корпусом (6,75 м/22,14 фута), относительно узким, если не сказать очень большим треки. Большие брызговики наверху давали исключительное пространство для хранения вещей. Однако, поскольку никакая трансмиссия не могла справиться с такой массой, конструкторы нашли выход, снабдив оба прототипа и СМК старой, но прочной системой Caterpillar, которая оказалась сложной и даже ненадежной в эксплуатации. Водитель сидел посередине, а радист-пулеметчик — слева, три других члена экипажа располагались в башне и под ней.
У них была плохая видимость, с узкими смотровыми щелями. Лобовая щель механика-водителя была изготовлена ​​из некачественного многослойного стекла, которое большую часть времени оказывалось размытым, а его обзорный перископ имел ограниченный угол обзора. Командир (он же заряжающий) имел два турельных перископа. Колесная передача состояла из передних направляющих колес и задних ведущих звездочек (как на Т-28) и комплекта из 6 сдвоенных тележек опорных катков, каждая из которых подрессорена независимым торсионным аппаратом. Также имелись из-за веса гусеницы три больших и толстых возвратных катка. Эти большие гусеницы имели отличное сцепление с мягким грунтом (снег и грязь). Защита, достигающая 90 мм (3,54 дюйма) спереди (гласис и башня) не имели себе равных для того времени, если бы не редкие аналоги, такие как британская Matilda II (80 мм / 3,15 дюйма) и французская B1 bis (70 мм / 2,76 дюйма). , но намного впереди любого немецкого танка.

КВ-1 образца 1939 и 1940 годов

Сначала в качестве основного вооружения был выбран 76,2-мм (3 дюйма) F-32, но из-за задержек с производством первые 50 предсерийных моделей и все оставшиеся модели 1939 года были оснащен среднескоростным «коротким» стволом Л-11 того же калибра, снабженным узнаваемым рекуператором над стволом. F-32 мог вести огонь бронебойными (выстрелами F-342) и фугасными снарядами. Снаряды BR-3502 AP были способны развивать скорость до 612 м / с (2007 футов / с), что давало им бронебойную способность 66 мм (2,6 дюйма) на высоте 500 м (1640 футов). Вспомогательное вооружение состояло из спаренного 7,62-мм (0,3 дюйма) пулемета ДТ, еще одного в шаровой установке в задней башне, еще одного, установленного в шаровой установке корпуса, и дополнительной зенитной установки на модели 19. 42.

Двигатель представлял собой 12-цилиндровый дизель модели В-1, дающий 600[email protected] об/мин (450 кВт), а затем В2 (модель 1940 г.), питаемый от 615-литрового бака. Всего была поставлена ​​141 модель 1939 года, за ней последовали от 243 до 250 модели 1940 года. Большинство из них было поставлено в 1940 году и в начале 1941 года. Модель 1940 года (также называемая КВ-1А) была оснащена более длинной пушкой Ф-32 и новой мантия. Когда производство началось, немецкое вторжение было уже на подходе. Зимой 19-го года Кировский завод был переведен в Челябинск.41, и была разработана новая модель.

КВ-1Э или Экранами

До начала производства модели 1941 года и перевода завода на Урал многие КВ-1 были переданы для улучшения брони. Эти версии, получившие название «Экраны» («с экранами»), получили изготовленные на заказ 20-мм (0,79 дюйма) пластины из мягкой стали, прикрученные (огромными болтами) в качестве аппликаций к башне, лобовой части и бортам корпуса. Эти КВ-1Е были в основном уцелевшими единицами более ранней модели 1939 года, которые были модернизированы с F-32 в том же процессе, а позже 1940 и 1941 года, иногда поврежденные и восстановленные танки.
Точный номер этого варианта остается загадкой. Некоторые источники говорят о переоборудовании от 150 до 200+ единиц в 1942 году. Это был ответ на новую немецкую тактику, наскоро разработанную на месте для противодействия неприступному КВ-1. Внедрение новых противотанковых орудий Pak-38 и Pak-40, а затем и некоторых бортовых вооружений, таких как MK 101, установленное на штурмовике Henschel 129, подтолкнуло к этой конверсии. Общая толщина брони составляла около 110–120 мм (4,33–4,72 дюйма), что снова делало КВ-1 почти неприступным.

КВ-1Б обр. 1941 г.

Обр. 1941 г. разработан и изготовлен в Челябинске. Была установлена ​​пушка модели Ф-34. Такая же пушка устанавливалась на большинство Т-34/76. В ответ на целесообразную в полевых условиях накладную броню корпус, борта и башня были защищены дополнительной броней толщиной от 25 до 35 мм (0,98–1,38 дюйма), а башня теперь была литой, а не сварной. В этой версии также было внесено множество упрощений для массового производства. Однако на фронт он прибыл медленно, и первая модель 1941 вступили в строй в лучшем случае с начала до середины 1942 года.
Танки поздних серий получили еще более длинноствольную пушку ЗиС-5 калибра 76,2 мм (3 дюйма). Это несколько увеличило его проникающие характеристики. Однако к осени 1942 года новые немецкие танки, такие как Panzer IV F2 и поздние Panzer III, вооруженные 50-мм (1,97 дюйма), превзошли КВ-1 по дальности, но все же смогли его пробить. Однако эта версия по-прежнему сохранила оригинальный дизельный двигатель V12 и была явно недостаточно мощной. Скорость была снижена еще больше, и это оказалось проблемой в совместных операциях с Т-34. Согласно заводскому журналу, производство этой модели составило около 1200 единиц.

КВ-1С (модель 1942 г.)

Модель 1942 г. по существу представляла собой более поздний вариант с усиленным бронированием (10–15 мм/0,39–0,59 дюйма) либо с литой, либо со сварной башней. Это также был самый большой выпуск этого типа — около 1700 единиц. Все они также были вооружены 76,2-мм (3 дюйма) ЗиС-5, а иногда и зенитными установками. Однако критика серии подтолкнула к параллельным исследованиям по совершенствованию КВ-1 в целом. В этих отчетах говорилось, что его единственным преимуществом была отличная защита, однако скорость и маневренность были плохими, трансмиссия оказалась склонной к частым поломкам, подвески, рассыпающиеся под поднимающимся весом, также показали критические отказы под нагрузкой, а также перегруженный двигатель ( В12 В-2К, модифицированный вариант дизельного Т-34).
Окончательный вес этой версии 1942 года составил около 48 тонн. Только немецкий «Тигр» был эквивалентен по весу, но был оснащен лучшей оптикой и пушкой, которая намного превосходила все на поле боя. Это привело к двум последним улучшенным версиям этого типа, прежде чем производство действительно остановилось в пользу улучшенного дизайна.

КВ-1С, самый быстрый

Основное нарекание по поводу веса вызвала полностью переработанная версия с несколько «заниженной броней», чтобы вернуть некоторую маневренность. На самом деле это не было равной жертвой. Некоторые жизненно важные части, определенные после тщательного изучения статистики отчетов о потерях танков, все еще были хорошо защищены, в то время как другие были принесены в жертву. Это была почти «все или ничего» защита, которая также сопровождалась специальными инструкциями по тактическим маневрам, чтобы уменьшить уязвимость этих «слабых мест» для противника. Однако двигатель остался нетронутым.
Еще одно усовершенствование коснулось литой башни, которая была полностью переработана, стала ниже, меньше, со слегка наклонными бортами и, что особенно важно, впервые оснащена настоящей командирской башенкой с блоками кругового обзора, что в свою очередь значительно улучшило общую дальновидность и оперативность командира.
Однако этот КВ-1С (от «Скоростной» — «быстрый») все же был значительно дороже Т-34/76 при тех же характеристиках. К концу 1943 г. возникли опасения по поводу отмены этой новой версии, которая произошла после того, как было поставлено 1370 шт. , с осени 1943 г.42 до осени 1943 года. Полная масса составляла 42 тонны, а защита колебалась от 30 до 75 мм (1,18-2,95 дюйма). Основное вооружение, 76,2-мм (3 дюйма) L42, имело 114 патронов, а три пулемета ДТ — 3000 патронов.

Подробнее

КВ-85, чертеж ИС-1

Другая сильная критика КВ-1 касалась его основного вооружения, которое было таким же, как и у среднего основного танка Красной Армии Т-34. . Но КВ-1 был дороже и гораздо менее подвижен. Лучшее орудие могло бы эффективно спасти КВ-1, сделав что-то сравнимое с последней версией Panzer IV или Tiger. К 1943-го числа техбюро подполковника Котина было разделено на две части, часть из которых занялась проработкой нового временного тяжелого танка на базе КВ-1, ожидая его замены. Команда, естественно, выбрала улучшенный КВ-1С, но увеличила бронезащиту в жизненно важных частях до 110 мм (4,3 дюйма) и немного расширила корпус, чтобы разместить более крупную башню и орудие, 85-мм (3,35 дюйма) Д-5Т, который также был выбран для оснащения ИС-1.

Из-за этого промежуточного положения КВ-85 выпускался в ограниченном количестве только к началу 1943. 143 единицы этой окончательной версии будут доставлены до окончательной остановки производства. КВ-85 имел тот же двигатель, что и его предшественники, и имел массу 46 тонн, толщину от 60 мм/2,36 дюйма (корпус), 75 мм/2,95 дюйма (лобовая часть), до 100–110 мм/3,94–4,33 дюйма ( башни спереди, сбоку и сзади). Максимальная скорость составляла около 40 км / ч (29 миль в час), а дальность полета — 250 км (155 миль). Пушка ДТ-5 была более короткой производной от оригинальной 85-мм (3,35 дюйма) зенитной пушки (начальная скорость 792 м / с или 2598 фут / с).

Подробнее

КВ-1 в действии (1941-44)

Поскольку производство началось в 1940 году, в медленном темпе, только несколько КВ-1 находились в эксплуатации, когда началась операция «Барбаросса». Обычные цифры — около 530 боеспособных в двадцати девяти механизированных корпусах, наряду со всеми имеющимися Т-34 (всего 1590 танков). На каждую из этих частей приходилось примерно треть КВ-1. Впервые они встретились с вермахтом 23 июня 1941 года, на второй день вторжения. Точнее, это было в битве при Расейняй, когда советская 2-я танковая дивизия из состава 3-го механизированного корпуса столкнулась с 6-й танковой дивизией под Скаудвиле. 900:03 Они встретили незначительное сопротивление со стороны сил, состоящих в основном из противотанковых орудий Pak-36 и 38 и легких танков Panzer 35(t). На следующий день один КВ-1 успешно заблокировал любое продвижение некоторых частей 6-й танковой дивизии в течение 24 часов, прежде чем у него закончились боеприпасы и он отступил. В него попали десятки разных калибров, но он остался невредимым.
Под Красногвардейском (Гатчина, под Ленинградом) 14 августа 1941 года небольшой отряд из 5 хорошо замаскированных и окопавшихся КВ-1, плюс два в резерве, с вдвое большим боезапасом, включая большинство бронебойных снарядов, был умело вокруг единственной дороги, граничащей с болотом. Эта часть под командованием лейтенанта Зиновия Колобанова за один получасовой бой уничтожила около 43 немецких танков из немецкой 8-й тд. Позже Колобанов был награжден орденом Ленина и стал Героем СССР.

КВ-2, версия тяжелой гаубицы. Это был вообще неудачный вариант. Башню было легко заметить, она была тяжелой, что делало танк довольно неустойчивым. Плюс взрыв гаубицы спровоцировал чрезмерные вибрации двигателя и трансмиссии.
Многие тревожные сообщения указывали в одном направлении. Эти «новые» русские танки было практически невозможно остановить. На самом деле их существование было одной из самых больших ошибок немецкой разведки до вторжения.
Перед лицом этого у немцев было в общей сложности 3266 танков, но только 1146 Panzer III и IV, вооруженных 50-мм (1,97 дюймов) или 75-мм (2,95 дюйма) орудия, едва пробившие броню (и то только в уязвимых местах) двух моделей (Т-34 и КВ-1). Летом большая часть КВ-1 была сосредоточена в 6-м, 4-м, 8-м и 15-м мехкорпусах, и все, кроме одного, были отправлены на Украину. Однако они понесли тяжелые потери, несмотря на то, что танки обычно их обходили, оставляя на поддержку с воздуха, полевой артиллерии и 88-мм (3,46 дюйма) орудия или специальные противотанковые отряды, использующие кумулятивные гранаты.
Многие также сломались, у них закончилось топливо или они были брошены из-за неразберихи первых двух недель Барбароссы. Общие потери в любом случае были намного больше тех, о которых сообщают немецкие отчеты, и к осени 1941, немногие сохранились. Так или иначе, впечатление от КВ-1 (как и от Т-34, который был быстрее и многочисленнее) от простых солдат до генштаба было огромным. Это вызвало беспрецедентную танковую комиссию 20 ноября 1941 года, которая изучала останки обоих танков в поле. Примечательно, что Т-34 вдохновил на разработку Пантеры с наклонной броней.
После безжалостного перебазирования в тяжелых условиях всей российской военной промышленности к Уральским горам производство КВ-1 было возобновлено. Параллельно производились две модели: «литая башня» и «сварная башня», которые в остальном были в целом похожи, с той же пушкой F32. Для облегчения производства модель 1942 был почти повторением первого, хотя и усиленным бронированием. Старые модели были собраны вместе для контрнаступления на Москву в январе 1942 года, но теперь немцы были лучше подготовлены, хотя по-прежнему располагали теми же Panzer III и IV.
Многие из них были модернизированы до версии Экранами, получив толстые пластины с аппликацией на болтах. Это был ответ на некоторые новые немецкие вооружения, такие как кумулятивные заряды и бортовые противотанковые орудия. Весь 1942 год КВ-1 показали себя хорошо, хотя совместная работа с Т-34 была проблематичной из-за разницы в скорости между ними. Слишком часто КВ-1 отводились в качестве арьергарда поддержки и вводились в бой только при ожесточенном сопротивлении.
Эти танки участвовали почти во всех крупных боях 1942-43 годов, в том числе в крупном контрнаступлении под Сталинградом в январе 1943 года. значительно дороже). Растущее недовольство типом обычно вращалось вокруг одних и тех же проблем. Он был слишком медленным (его было легче обнаружить и нацелить), склонным к сбоям в передаче, просто слишком тяжелым для многих мостов и в то же время не приспособленным для форсирования глубоких рек, и ему не хватало дальности действия против конца 19-го века.42 немецких ПТ и перевооруженных Panzer IV. Поздние версии, еще более тяжелые, потеряли остатки былой маневренности, при этом все еще не будучи лучше вооружены, чем Т-34.
Дальнейшие тяжелые потери под Курском показали, что они определенно нашли себе равных в новом поколении немецких танков. Однако эта ситуация была признана приемлемой для генерального штаба, который считал их танками прорыва, действующими против пехоты и укрепленных линий обороны, стреляющими фугасными снарядами на относительно короткие дистанции и имевшими лишь несколько бронебойных снарядов для случайных столкновений. Эту тактическую специализацию они сохраняли до конца 1943, прежде чем его заменил ИС-2. К 1944 году существующие КВ-1 были в основном позднего типа КВ-85. Их тяжелая броня по-прежнему оказывалась эффективной при борьбе с хорошо подготовленной немецкой обороной. Однако к концу 1944 года они были признаны устаревшими. Данных о том, что в битве за Берлин принимали участие какие-либо КВ-1 или КВ-85, нет.

Производные от КВ-1

Тяжелый артиллерийский танк КВ-2

Столкнувшись с трудностями на сильно укрепленной линии Маннергейма во время Зимней войны в Финляндии, генеральный штаб потребовал специально оборудованную версию, оснащенную тяжелой гаубицей, предназначенной для борьбы с бетонными ДОТами, в поддержку штатных частей КВ-1. Но вместо того, чтобы выбрать более прагматичное решение традиционной САУ, советские инженеры попытались в спешке взять лучшее из обоих миров, используя тот же погон башни, чтобы разместить полностью поворотную, переработанную башню для размещения гигантской гаубицы. Это придавало КВ-2 узнаваемый профиль с его огромной высокой башней, доступ к которой был возможен только по лестнице. Очевидная цель, которая также была тяжелой сверху, что ставило под угрозу поперечную устойчивость танка при движении по наклонной местности. Все эти недостатки были учтены при переезде завода в новый комплекс «Танкоград» у ступеней Урала. Производство больше не поддерживалось. Всего с конца 19 года было построено всего 334 штуки.39 до середины 1941 года.

Подробнее

Огнемет КВ-8

КВ-1 также был выбран в качестве платформы для нового огнемета АТО-41. В маске орудия размещались огнеметная труба, спаренный пулемет ДТ и, заменяя прежнюю пушку ЗиС-5, замаскированный 45-мм (1,77 дюйма) QF образца 1932 года, размещенный внутри 76-мм (3 дюйма) ствола. Пушка была стандартной на серии БТ и Т-26 и имела хорошую пробивную способность против 20-25 мм (0,79-0,98 дюйма) брони. 45 единиц переделано с использованием корпусов КВ-1Б (модель 1941), а позже еще 25 на базе модернизированного КВ-1С. Также были построены и испытаны в бою два прототипа следующей версии (КВ-1М) и несколько опытных установок с перебазированным в корпус огнеметом.

САУ СУ-152

Вероятно, самая характерная советская САУ войны, СУ-152 возродила идею, ранее опробованную, хотя и безуспешно, на КВ-2. Разработанный относительно поздно в ходе войны, для предстоящей операции «Уран» (большое контрнаступление под Сталинградом), этот «убийца дотов» был более надежной (и более простой) конструкцией. Длинная гаубица была просто перенесена в корпус, что сделало ее более легкой в ​​производстве, более устойчивой и более трудной для поражения. Он был создан на базе КВ-1С и подоспел к Курску, зарекомендовав себя как отличная импровизированная противотанковая машина, вскоре получившая прозвище «убийца зверя». Позже это было связано с крупными наступлениями 1944-45 и широко использовался (и фотографировался) во время битвы за Берлин. Всего было построено около 700 машин, в том числе поздняя ИСУ-152 на базе усовершенствованного шасси серии ИС-1.

Опытные образцы

Тяжелые танки
Т-150, КВ-220 и КВ-220-2 были проектами начала 1942 года с дизелями мощностью от 700 до 850 л.с., вооруженными калибрами от 76 мм (3 дюйма) до 85 мм (3,35 дюйма). пушки. Был построен один КВ-13, «универсальный» средний танк нового поколения, созданный в конце 1942 года.
Сверхтяжелые танки
Шасси КВ-1 послужило базой для многих испытаний, начиная с КВ-3, единственного прототипа, имевшего дополнительную пару катков, удлиненный корпус для установки нового двигателя В-2СН мощностью 850 л.с., защищенный корпус (спереди) на 130 мм (5,12 дюйма) брони и 107-мм (4,21 дюйма) пушки ЗиС-6. Он был отправлен на фронт с башней КВ-1 и уничтожен в бою немецкой полевой артиллерией в 1941 году. КВ-4 и КВ-5 были еще более крупной версией, но так и остались бумажными проектами. Эти сверхтяжелые танки имели вес до 150 тонн. Было предложено 20 различных проектов, но все они были отменены к 1943 в пользу ИС-1.
САУ
Экспериментальный КВ-7 представлял собой самоходную артиллерийскую установку с тремя орудиями (одно 76-мм и два 45-мм). КВ-9 был испытанным в боях прототипом 122-мм (4,8 дюйма) САУ, который был ранним предшественником серии СУ-122. U-18 и U-19 существовали только в виде макетов или на бумаге. КВ-10 (или КВ-1К) был оснащен четырьмя 132-мм (5,2 дюйма) реактивными установками М-13, установленными на больших брызговиках, но остался прототипом.

Варианты КВ-85
До появления ИС-1 было построено всего 148 экземпляров этой многообещающей промежуточной модели. В любом случае это привело к четырем вариантам. Конкурентом был КВ-85Г, также вооруженный 85-мм (3,35 дюйма) пушкой С-31, но вместо него был выбран КВ-85. КВ-100 и 122 были прототипами, вооруженными длинной 100-мм (3,94 дюйма) или 122-мм (4,8 дюйма) пушкой, построенными и испытанными в 1943-44 годах. Они служили испытательными стендами для ИС-2.

Наследие тяжелого танка Климента Ворошилова

Несмотря на проблемы, связанные с поспешной концепцией, грозная репутация КВ-1 была прежде всего обусловлена ​​легендарной прочностью, которая была оплачена рекордным весом. Он проложил путь к следующему поколению советских тяжелых танков, которые взяли от него все. Несмотря на название, новую башню и более тяжелые орудия, серия ИС (Иосиф Сталин) по-прежнему оставалась замаскированным КВ-1. Они позаимствовали все, от шасси до гусениц, опорных катков, подвески, дизельного двигателя, трансмиссии и большей части оборудования.
И если ИС-3 (который до капитуляции ни разу не выстрелил) имел другой вид, с совершенно новым, полностью переработанным наклонным корпусом и характерной округлой, плоской башней советской послевоенной конструкции, то он остался по сути КВ -1 внутри. В конструкции КВ-13 на короткое время пытались воссоединить Т-34 и КВ-1 в одном корпусе, но потерпели неудачу. Однако его наследие должно было сохраниться в самой последней конструкции советского тяжелого танка Т-10 (1958 г.) после долгой серии от ИС-4 до ИС-7. Они должны были оказать поддержку более маневренным Т-54/55 во время холодной войны. Но тяжелый тип должен был определенно исчезнуть в пользу «универсального» типа, основного боевого танка.

КВ-1Б технические характеристики

Размеры (Д-Ш-В) 5,8 x 4,2 x 2,32 м (19,2 x 13,78 x 7,61 фута)
Общий вес в боевой готовности 45 тонн
Экипаж 4 (командир, водитель, 2 стрелка)
Г Дизель V12 V2, 600 л.с. (400 кВт)
Максимальная скорость 38 км/ч (26 миль/ч)
Диапазон (дорога/внедорожник) 200 км (140 миль)
Вооружение 76,2-мм (3 дюйма) L32
3 пулемета ДТ 7,62-мм (0,3 дюйма)
Броня от 30 до 100 мм (1,18–3,93 дюйма)
Всего произведено 5819

Ссылки и ссылки

КВ-1 в Википедии

Все советские танки Второй мировой войны Плакаты

Первый прототип КВ-1 в Финляндии с 91-й танковый батальон 20-й тяжелой танковой бригады, под Сумой, 17-19 декабря 1939 г. , вместе с двумя Т-100 и одним СМК.

КВ-1 обр.1939 г. со сварной башней. Центральный фронт, лето 1941 г.

КВ-1 обр. 1940 г., Центральный фронт, осень 1940 г. Лозунг «За Россию».

КВ-1 обр.1940 г. Московского тяжелого тактического резерва, зима 1941/42 гг. Слоган: «За Сталина».

КВ-1 обр.1941 г. со сложным «финским» камуфляжем, зима 1941/42 гг. Также обратите внимание на новые колеса со спицами.

КВ-1 образца 1940-х годов с экранами (добронированный). Неизвестная резервная фронтовая часть, лето 1942 г.

КВ-1 обр. 1941 г. с экранами (усиленный), неизвестная часть, Ленинградский сектор, зима 1942 г.

КВ-1Б (обр. 24-я танковая дивизия, действовавшая под Ленинградом.

КВ-1Б, Ленинградский сектор, зима 1941/42 гг. Зимний камуфляж — еще одна вариация с пропущенными пятнами для создания альтернативного рисунка.

КВ-1 обр. 1941 г., позднего выпуска, 53-я армия Закавказского фронта, англо-советское вторжение в Иран, 19 сентября41.

КВ-1 обр.1941/42 с частично сварной башней и новой длинноствольной пушкой ЗиС-5. Неизвестная часть, Центральный фронт, осень 1942 г.

КВ-1 обр. 1942 г. с цельнолитой башней. Неизвестная часть, Южный фронт, лето 1942 г. Лозунг «Октябрьская революция»

Художественное впечатление от КВ-1 обр. 1942 г. (с цельнолитой башней) «Кутузов» в белой смываемой окраске, неизвестная часть, Северный фронт, зима 1942/43 гг. Многие советские танки были названы в честь советских генералов и героев.

КВ-1 обр. 1942 г., часть неизвестна, финский фронт, март 1942 г. Обратите внимание на зенитную установку 7,62-мм пулемета ДТ и выцветшую белую краску.

КВ-1 обр. 1942 г. (поздний выпуск), неизвестная часть, Южный фронт, весна 1942 г.

КВ-1 обр. 1942 г. (поздний выпуск), Центральный фронт, начало 1943 г. Девиз «Смерть за смерть». Первоначальный заводской зеленый цвет был видоизменен в связи с прохождением одной зимы и сжиганием бензина от взрыва и прочей химией. Бои внутри заводов не были чем-то необычным во многих уличных боях.


Огнеметные варианты

КВ-8 (огнеметный вариант), 503-й отдельный бронетанковый батальон, Волховский сектор, лето 1942 г. Танковый полк 2-й танково-гренадерской дивизии СС «Дас Райх», группа «Центр», весна 1943 г. Обратите внимание на камуфляж «лосось» поверх стандартного дункельграу захваченных частей.

КВ-1С (обр. 1942 г.) или PzKpfw KV-IC 753(r), 3-я танково-гренадерская дивизия СС «Тотенкопф», Харьков, 19 марта43.

PanzerKampfwagen KV-1B 756(r), 204-й танковый полк, 22-я танковая дивизия, Курск, лето 1943 г. вы когда-нибудь хотели узнать о, пожалуй, самых малоизвестных частях советских танковых войск в период между мировыми войнами и Второй мировой войной — эта книга для вас.

Книга рассказывает об истории советской вспомогательной бронетехники, начиная с концептуальных и доктринальных разработок 1930-х годов к ожесточенным боям Великой Отечественной войны.

Автор не только уделяет внимание технической стороне, но и рассматривает организационные и доктринальные вопросы, а также роль и место вспомогательной бронетехники, как ее видели советские пионеры бронетанковой войны Михаил Тухачевский, Владимир Триандафиллов и Константин Калиновский.

Значительная часть книги посвящена реальному опыту боевых действий, взятому из советских боевых сводок. Автор анализирует вопрос о том, как отсутствие вспомогательной бронетехники сказалось на боеспособности советских танковых войск в ходе наиболее значительных операций Великой Отечественной войны, в том числе:

– Юго-Западный фронт, январь 1942 г.
– 3-я гвардейская танковая армия в боях за Харьков в декабре 1942 г. – марте 1943 г.
– 2-я танковая армия в январе – феврале 1944 г., в ходе боев Житомирско-Бердичевской наступательной операции
– 6-я гвардейская танковая армия в Маньчжурской операции в августе–сентябре 1945 г.

В книге также исследуется вопрос инженерного обеспечения с 1930 г. до битвы за Берлин. Исследование основано в основном на никогда ранее не публиковавшихся архивных документах и ​​будет очень полезно ученым и исследователям.
Купите эту книгу на Amazon!


Советские танки Второй мировой войны Плакат

Климент Ворошилов КВ — Тяжелые танки

Благодаря созданию танков КВ («Климент Ворошилов») Советский Союз стал единственным государством, имевшим в 1941 г. большое количество тяжелых танков с усиленным бронированием. Немцы называли его чудовищем.

Главным недостатком большинства танков второй половины 1930-х годов была слабая броня, пробиваемая огнем противотанковых орудий и крупнокалиберных пулеметов. КВ-1 отличался от них. Он был создан в 1939 под руководством Ж.Я.Котина. Танк имел 76-мм пушку и три 7,62-мм пушки. пулемет. Экипаж танка составлял 5 человек. Первый КВ прошел войсковые испытания во время советско-финляндской войны, которая стала первым конфликтом, где применялись тяжелые танки с противопульным бронированием.

Затем на фронте прошли испытания советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100, действовавшие в составе 20-й танковой бригады. Если в редких в финской войне танковых боях новейшие машины участия не принимали, то для прорыва вражеских укреплений они оказывались незаменимыми. КВ-1 выдерживал попадания практически любых противотанковых орудий. В то же время 76-мм пушка была недостаточно мощной для борьбы с дотами противника. Поэтому уже во время войны на базе КВ-1 началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152-мм пушкой — гаубицы (будущий КВ-2). При этом по опыту советско-финляндской войны было решено отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, которые оказались дорогими и сложными в управлении. В итоге выбор был сделан в пользу КВ.

В первые дни войны появление танков КВ-1 и КВ-2 стало для немцев весьма неприятным сюрпризом. Основная масса противотанковой артиллерии и танковых орудий не могла с ними справиться, но самым неприятным фактом было то, что немецкая танковая промышленность не могла в то время поставить ничего равноценного. Деактивировать КВ можно было, только уничтожив его ходовую часть, но не все экипажи имели возможность сделать это в боевых условиях. Особенно сильно пострадали дивизии, оснащенные чешскими легкими танками Pz.35(t) и Pz.38(t), орудия которых годились только для борьбы с легкобронированной техникой. Есть еще один интересный факт — летом 1941 КВ оказал на немцев гораздо большее влияние, чем «тридцатьчетверка». В отличие от них тяжелые танки комплектовались экипажами из офицеров, имевших гораздо лучшую боевую подготовку.

По состоянию на июнь 1941 года КВ можно было считать одним из сильнейших тяжелых танков мира. Всего на начало июня 1941 года в частях Красной Армии имелось 412 единиц КВ-1, которые были очень неравномерно распределены по войскам. Известен случай июня 1941 года в районе Расеняя, когда один КВ-1 почти на двое суток сковал действия немецкой дивизии. Этот КВ входил в состав 2-й танковой дивизии, доставившей немецким войскам немало хлопот в первые дни войны. Судя по всему, у танка закончилось топливо, и он занял позицию на дороге возле болотистой поляны.

В одном из немецких документов отмечено: Справиться с чудовищем практически не было средств. Танк нельзя обойти по болотистой местности. Нельзя подносить боеприпасы, тяжелораненые умерли, их не смогли вывезти. Попытка уничтожить танк 50-мм противотанковой батареей с дистанции 500 метров привела к большим потерям в расчетах и ​​орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то, что, как оказалось, получил 14 прямых попаданий. От них только вмятины на броне. Когда 88-миллиметровую пушку подвели на расстояние 700 метров, танк спокойно дождался, пока ее поставят на позицию, и уничтожил ее. Попытки саперов подорвать танк не увенчались успехом. Зарядов было недостаточно для огромных гусениц. В конце концов он пал жертвой хитрости. 50 немецких танков имитировали атаку со всех сторон, чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием она смогла вытолкнуть и замаскировать 88-миллиметровую пушку из задней части танка. Из 12 прямых попаданий 3 пробили броню и уничтожили танк.

К сожалению, большая часть КВ была потеряна не по военным причинам, а из-за поломок и нехватки топлива.

В 1942 году началось производство модернизированной версии КВ-1с (быстроходной), которая была принята на вооружение 20 августа 1942 года. Масса танка уменьшилась с 47 до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Башня — литая, приобрела несколько иной вид и была оснащена командирской башенкой. Вооружение осталось таким же, как у КВ-1. В результате увеличилась скорость и маневренность, но снизилась бронезащита танка. Установка более мощной 85-мм пушки предназначалась для КВ-1 (аналогичный прототип сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. Впоследствии на базе КВ-1с с 85-мм пушкой был создан КВ-85, который, однако, не стал массовым из-за переключения производства на танки ИС. Солдаты называли танк «квасок».

В танковых боях, по крайней мере до середины 1942 года, немецкие войска не могли противопоставить КВ-1. Однако в ходе боевых действий выявились и недостатки танков — относительно низкая скорость и маневренность по сравнению с Т-34. Оба танка были вооружены 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную броню по сравнению с тридцатьчетверкой. Страдал от КВ и от частых поломок. При движении танк ломал практически любую дорогу, и не каждый мост выдерживал 47-тонный танк. Тяжелый танк «Тигр» появился у немцев в конце 1942, превосходивший любой тяжелый танк того времени войны. А КВ-1 был практически бессилен против «Тигра», вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. «Тигр» мог поразить КБ на больших дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда вывело из строя любой танк того времени.

Несколько танков серии КВ — КВ-10 и КВ-11 — в литературе не упоминаются. Есть более дюжины других проектов с обозначениями KV, которые были перенесены на бумагу или дерево, но не представляли собой ничего, кроме беспорядка по мелочам. Т-150 (иногда его называют КВ-150 или Объект 150) — советский экспериментальный тяжёлый танк семейства КВ. КВ-220 — еще один опытный советский тяжелый танк, выпущенный в единственном экземпляре. Он также квалифицировался как штурмовой танк и танк прорыва. Его второе название было Т-220. На базе КВ-220 была создана опытная САУ-212, но уже в 1941 в качестве базы для него упоминался КВ-3.

В начале 1942 года Челябинский и Вагонский заводы получили разрешение на разработку новых конструкций танков нового поколения. Новые конструкции, получившие названия КВ-13 и Т-43 соответственно, были совсем другими. КВ-13 был четвертой попыткой Котина уничтожить Т-34 (натиск КВ на Т-32, Т-50, проект Т-34М и, наконец, КВ-13) как основной советский танк. . Это была попытка создать тяжелый танк с параметрами среднего; это был компактный КВ, который мог бы превзойти Т-34 и заменить его в качестве универсального танка. Было обнаружено, что КВ-13 не имеет материальных преимуществ перед Т-34.

Так, с середины 1943 года КВ-1 все реже встречался на фронтах Великой Отечественной войны — в основном под Ленинградом. Тем не менее КВ-1 послужил базой для создания ряда советских танков и САУ.