Содержание
Грин, Васнецов и Кикимора
Мы продолжаем проект, в котором рассказываем о самых сказочных местах России. То есть о тех городах и весях, где живут герои старинных преданий и современных волшебных книжек. Сегодняшний наш выпуск мы посвятим городу, который объявил себя родиной очень специфичного фольклорного персонажа. Итак, знакомьтесь: город Киров, где живёт сама Кикимора.
Кикимора — это традиционный персонаж русских сказок. Некий женский дух, который дружит с домовыми и лешими, водяными и овинными…. В общем, кикимора и сама нечисть, и подружка всякой нечисти. Её часто воспринимают как озорную (и иногда очень вредную) девчонку, которая в избе живёт за печкой, сидит себе тихо и что-то там ткёт днями и ночами. Впрочем, не всегда кикиморы живут рядом с людьми, некоторые из них обитают далеко от поселений — на болотах или в глухих лесных чащобах.
На каком же основании город Киров (бывшая Вятка) присвоил себе право на этого персонажа? А есть, оказывается, кое-какие связи. Например, именно в Кирове имеется Кикиморская гора, носящая это название с давних времен. С ней связаны местные легенды и предания о кикиморах, облюбовавших берег реки Вятки в районе телевышки. А ещё в старину была там Кикиморская улица (сейчас Водопроводная). Так что на Кикимору там право имеют!
Правда, в самом городе кроме старинных названий об этом персонаже ничто особо не напоминает. Зато здесь можно прогуляться по улице Спасской (ныне она носит имя Дрелевского) — это своеобразный “Вятский Арбат”, вымощенный камнем. А можно посетить ансамбль Успенского Трифонова мужского монастыря, расположенного на набережной реки. Монастырь был основан преподобным Трифоном Вятским по грамоте, выданной Иваном Грозным, ещё в 1580 году!
Кроме того, ещё в 1910 году по инициативе братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых в Вятке был открыт художественный музей. Его собрание насчитывает более 20 тысяч произведений, здесь есть картины Тропинина, Кустодиева, Венецианова, Перова, Шишкина, Васнецова, Репина, Сурикова.
Наконец, вятская земля — это родина великого Александра Грина. Здесь прошли его детские и юношеские годы. В 1980 году в Кирове был открыт музей, посвящённый писателю, где была создана атмосфера, присущая Грину. Экспозиция расположена в здании, выстроенном на месте деревянного дома, в котором в годы своего детства жил писатель.
Ну а для тех, кто мечтает-таки встретиться с Кикиморой, недалеко от Кирова в Заречном бору открылось удивительное место — “Заповедник сказок”. В 2011 году он принял статус “Резиденции Кикиморы Вятской”.
По сути, это наш ответ “Диснейленду”, где вместо Микки-Маусов и Белоснежек по тропинкам бродят Баба Яга, Соловей-разбойник, Финист Ясный Сокол, Илья Муромец, царь Берендей и, конечно же, Кикимора.
Изюминка “Заповедника сказок” в том, что каждый сезон один проект меняет другой: летом и осенью здесь индейские тропы и ковбойские прерии, пиратские приключения и поиски настоящих кладов, весной — Масленица с её богатырскими забавами, вкусными блинами и катанием на лошадях, а зимой — долгожданный и всеми любимый Новый год и уникальная дача Деда Мороза.
Нюанс:
Одним из символов современного Кирова является Дымковская игрушка. Этот русский народный художественный промысел возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Кикимора болотная | Bestiary.us
Home › Энциклопедия › Кикимора болотная
Кикимора болотная
Кикимора болотная — в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кикимора болотная — в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кикимора болотная — в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кикимора болотная — в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кикимора болотная — в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кікімара балотная белорусское написание названия кикиморы болотнойбелорусское написание названия кикиморы болотнойбелорусское написание названия кикиморы болотнойбелорусское написание названия кикиморы болотнойбелорусское написание названия кикиморы болотной
В славянской мифологии «жуткое создание, живущее в болотах и топях. Принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей. Однако мало кто из живых видел кикимору, потому что она невероятно скрытна — на болотах в лучшем случае можно услышать ее вой.
Заблудившихся на болотах людей кикимора криком зазывает на трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается… и появляется кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь несчастного» (49: с.337-338).
Ёсць яшчэ і кікімара, якая жыве ў балоце. Кікімара — гэта нікуды не годнае, малое сушчаство. Яна вельмі малая, худая і дажа, можна сказаць, гідкая. Звычайна ўяўляецца як старая жанчына з цёмнымі чорнымі валасамі, можа, трохі з седзіною. Часцей за ўсё вельмі непрыгожая: у яе вялікі нос, чорныя вочы, насупленыя бровы, можа быць бяззубая, твар у барадаўках, і часта кікімара з гарбом. Звычайна шкодзіць людзям. Кікімарамі ў наш час таксама называюць людзей, якія робяць нешта дрэннае.
Запісана ў г. п.Акцябрскім (1053: с.177 па 449: с.559-560)
Есть еще и кикимора, живущая в болоте. Кикимора — это никуда не годное, ма́лое существо. Она очень мала, худа и даже, можно сказать, мерзкая. Обычно представляется как старая женщина с темными черными волосами, может, чуть с сединой. Чаще всего очень некрасивая: у нее большой нос, черные глаза, насупленные брови, может быть беззубая, лицо в бородавках, и часто кикимора с горбом. Обычно вредит людям. Кикиморами в наше время также называют людей, которые делают что-то плохое.
Записано в г.п.Октябрьском Гомельской области Беларуси (1053: с.177 па 449: с.559-560)
Кікімара — страшэнная жанчына, вельмі лахматая, з вялікімі рукамі, ногі ў яе кароткія, не як чалавек ходзіць, а перакідваецца з адной нагі на другую. Яна жыве ў балоце, дзе шмат чароту. Яна зацягвае чалавека ў балота. Калі не паспеў чалавек выбрацца, хапае яго сваімі вялікімі рукамі і паціхеньку цягне ў балота, пакуль зусім чалавек не схаваецца ў ім.
Запісана ў Клецкім раёне (1053: с. 174 па 449: с.560)
Кикимора — страшная женщина, очень лохматая, с большими руками, ноги у нее короткие, не как человек ходит, а перебрасывается с одной ноги на другую. Она живет в болоте, где много камыша. Она затягивает человека в болото. Если не успел человек выбраться, хватает его своими большими руками и потихоньку тянет в болото, пока совсем человек не скроется в нем.
Записано в Клецком районе Минской области Беларуси (1053: с.174 по 449: с.560)
Чула, што кікімара — пагібшая маленькая дзевачка, нехрышчоныя дзеткі, а то і ўбітыя роднымі мамкамі і папкамі. Яны ходзяць, ад ветру хістаюцца, худзесенькія, малесенькія, з галубымі валосьямі. Можэт, яны жывуць у балотах? Я знаю, што гавораць: «кікімара балотная!» Знача, некрасівая, нікому не да спатрэбы.
Запісала Ж.Бацюк у 2003 годзе ў г. Гомель ад Караленка Вольгі Фёдараўны, 1933 г.н. (505: с.168; 611: с.156)
Слышала, что Кикимора — погибшая маленькая девочка, некрещеные детки, а то и убитые родными мамками и папками. Они ходят, от ветра шатаются, худенькие, малюсенькие, с голубыми волосами. Может, они живут в болотах? Я знаю, что говорят: «кикимора болотная!» Значит, некрасивая, никому не нужная.
Записала Ж.Бацюк в 2003 году в городе Гомель от Короленко Ольги Фёдоровны, 1933 г.р. (505: с.168; 611: с.156)
Кікімары — гэта памерлыя няхрышчаныя дзеці ці дзеці, якіх праклялі шчэ нават да раждзенія. Жывуць кікімары ў асноўным на балоце. Шкоды людзям яны не чыняць. Але быў у нас такі выпадак. Сабралася адна жанчына ісці па журавіны. Узяла карзіну і пайшла. А балота було далека ад дзярэўні. I во сабірае яна ягады, ходзіць з кочкі на кочку, ужо набрала амаль поўную карзіну, стаміласа. I ажно бачыць, што кочка, на якую яна ступіла, падобна на галаву. Не паспела жанчына яе добра разгледзець, як гэтая кочка стала правальвацца ў балота і цягнуць за сабой жанчыну, а тая ніяк не магла вырвацца і стала крычаць. Гэтыя крыкі пачуў мужчына, які быў недалёка ў лесе. Прыбег, але було ўжо позна. Ён найшоў толькі карзіну з журавінамі, а жанчына знікла ў балоце. Як потым даведаліся, гэта кікімара жанчыну забрала да сябе за тое, што калісьці ў моладасці яна загубіла свае дзіця. У яе без мужа радзілася дочка, а гэта быў вялікі грэх. I яна вырашыла ад яго пазбавіцца, кінуўшы нованароджанае дзіця ў рэчку. Кажуць, што за гэта яна зараз і паплацілася. Кікімара за загубленую дачку ей адпомсціла.
Запісана ў Чачэрскім раёне Гомельская вобласці (1053: с.177-178 па 449: с.560)
Кикиморы — это умершие некрещеные дети или дети, которых прокляли еще до рождения. Живут кикиморы в основном на болоте. Вреда людям они не причиняют. Но был у нас такой случай. Собралась одна женщина идти за клюквой. Взяла корзину и пошла. А болото было далеко от деревни. И вот собирает она ягоды, ходит с кочки на кочку, уже набрала почти полную корзину, устала. И даже видит, что кочка, на которую она ступила, похожа на голову. Не успела женщина ее хорошо рассмотреть, как эта уточка стала проваливаться в болото и тянуть за собой женщину, а та никак не могла вырваться и стала кричать. Эти крики услышал мужчина, который был недалеко в лесу. Прибежал, но было уже поздно. Он нашел только корзину с клюквой, а женщина пропала в болоте. Как потом узнали, это кикимора женщину забрала к себе за то, что когда-то в молодости она погубила своих детей. У нее без мужа родилась дочка, а это был большой грех. И она решила от нее избавиться, бросив новорожденного ребенка в речку. Говорят, что за это она сейчас и поплатилась. Кикимора за загубленную дочь ей отомстила.
Записано в Чечерском районе Гомельской области Беларуси (1053: с.177-178 по 449: с.560)
У балоце жывёт, а не ў доме. Выглядзіт маладой, но очень некрасівай дзевушкай. Ведзьма может превраціцца ў кікімару.
Запісана А.Зюзьковай у 2004 годзе ў горадзе Гомель ад Бандарэнка Зоі Іванаўны, 1934 г.н. (505: с.167; 611: с.156)
В болоте живёт, а не в доме. Выглядит молодой, но очень некрасивой девушкой. Ведьма может превратится в кикимору.
Записано А.Зюзьковой в 2004 году в городе Гомель от Бондаренко Зои Ивановны, 1934 г. р. (505:
Кикиморы живут на болотах. Они как старушки, скорее маленького роста. Смотрят за порядком на болоте.
Записано И.Иванчиковой в 2004 году в городе Гомель ад Иванчиковой Людмилы Алексеевны, 1962 г.р. (505: с.167; 611: с.156)
Кікімара жыве ў лясу, ета падруга лешага. Яна запаведуе лесам, звярамі, пціцамі. Еслі прыходзіць чалавек ў лес, то яна можа яго заблудзіць у лясу. Кікімара навядзе на чалавека цьму, і ён можа хадзіць па лесе очэнь доўга. Колькі назначыла яна здзелаць яму кругоў па лесе, столькі ён і будзе хадзіць. Выйшаўшы з лесу, чалавек доўжан пасядзець некаторае ўрэмя непадвіжна. Чалавек, ідучы дамоў, не доўжан абарочвацца назад, глядзець на лес, а ісці прама. А еслі паглядзіць назад, то можа не дайсці да сваёй хаты. Для кікімары эта бальшая пацеха.
Запісана А.Лупікавай у 2006 годзе ў вёсцы Неглюбка Веткаўскага раёна ад Герасіменка Ганны Іванаўны 1934 г.н. (505: с.165; 611: с.154)
Кикимора живет в лесу, это подруга лешего. Она заповедует лесом, зверями, птицами. Если приходит человек в лес, то она может его заблудить в лесу. Кикимора наведет на человека тьму, и он может ходить по лесу очень долго. Сколько назначила она сделать ему кругов по лесу, столько он и будет ходить. Выйдя из лесу, человек должен посидеть некоторое время неподвижно. Человек, идя домой, не должен оборачиваться назад, глядеть на лес, а идти прямо. А если посмотреть назад, то может не дойти до своей избы. Для кикиморы это большая потеха.
Записано А.Лупиковой в 2006 году в дерене Неглюбка Ветковского района от Герасименко Анны Ивановны 1934 г.р. (505: с.165; 611: с.154)
Блізкая сяброўка лесавіка — кікімара балотная. Яна жыве ў балоце. Любіць апранацца ў мяха з мхоў і ўплётываець у валасы лясныя і балотныя расліны. Але людзям паказоўвываецца рэдка, таму што любіць быць нябачнай і толькі арэ з балота гучным голасам. У лесавіка і кікімары ёсць дзеці — лесаўкі, яны збіваюць з шляху падарожнікаў, сыплюць ім на галаву труху і абматоўваюць павуціннем.
Запісана ў Чачэрскім раёне (1053: с. 200 па 449: с.561)
Близкая подруга лесовика — кикимора болотная. Она живет в болоте. Любит одеваться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Однако людям показывается редко, потому что любит быть невидимой и только орёт из болот гломким голосом. У лесовика и кикиморы есть дети — лесавки, они сбивают путешественников с пути, сыплют труху им на головы и обматывают паутиной.
Записано в Чечерском районе Гомельской области Беларуси (1053: с.200 по 449: с.561)
Кікімара заўсёды на пасылках у лешага. Гэта зялёныя дзеўкі, бабкі ў лахмоццях, падобныя на людзей, худыя толькі. Жывуць у лесе пад дрэвамі ў лісцях, могуць каля балота, ну, бліжэй к лесу. Некаторыя людзі чулі, як яны шэпчуцца ў лесе, могуць шышкамі кідацца да лешага заманіць. Другім словам — гэта нечысць гэтыя кікімары.
Запісала А.Сакалюк у 2006 годзе ў вёсцы Перасвятое Рэчыцкага раёна ад Грабок Анастасіі Паўлаўны, 1936 г.н. (505: с.171; 611: с.159)
Кикимора всегда на посылках у лешего. Это зеленые девки, бабки в лохмотьях, похожие на людей, худые только. Живут в лесу под деревьями в листьях, могут около болота, ну, ближе к лесу. Некоторые люди слышали, как они шепчутся в лесу, могут шишками бросаться к лешему заманить. Иным словом — нечисть эти кикиморы.
Записала А.Соколюк в 2006 году в деревне Пересвятое Речицкого района от Грабок Анастасии Павловны, 1936 г.р. (505: с.171; 611: с.159)
Кікімара жывець у лесі, каля балотаў. Яна як недагледжаная кабета: валасы патлатыя, клочаныя, адзета ў рваную адзёжу. Яе мужык — лешы. Так як і жонка, ён паклаты, калматы, доўгія валасы і барада. Жывець у дрэвах. Ён — ахоўнік лесу. Але ж калі разазліць яго, дык нездабраваць чалавеку, можа ў лесе назаўжды астацца. Лешы так проста людзей не чапае, як і кікімара, а калі яны шкоду наробяць у лесе.
Запісана Т.Горскай у 2006 годзе ў вёсцы Краснаўка Светлагорскага раёна ад Паўлаўцовай Людмілы Уладзіміраўны (прыехала з города Вялікі Усцюг РФ), 1950 г.н. (505: с.171; 611: с.159)
Кикимора живет в лесу, возле болот. Она как неухоженная женщина: волосы патлатые, всклокоченные, одета в рваную одёжу. Ее муж — леший. Также как и жена, он патлатый, косматый, длинноволос и бородат. Житет в деревьях. Он — хранитель леса. Но если разозлить его, то несдобровать человеку, может в лесу навсегда остаться. Леший так просто людей не трогает, как и кикимора, а только если те вреда наделают в лесу.
Записано Т.Горской в 2006 году в деревне Красновка Светлогорского района от Павловцовой Людмилы Владимировны (приехала из города Великий Устюг РФ), 1950 г.р. (505: с.171; 611: с.159)
Кікімара — гэта лясная істота. Яна жыве ў хаце, у лесе. Кікімара састаіць з ветачак. Яна вельмі прыткая і любіць дражніцца.
Запісана А.Данілавай у 2006 годзе ў горадзе Бабруйск Магілёўскай вобласці ад Петуховай Кацярыны Піманаўны, 1932 г.н. (505: с.172; 611: с.159)
Кикимора — это лесное существо. Она живет в избе, в лесу. Кикимора состоит из веточек. Она очень резвая и любит дразниться.
Записано А.Даниловой в 2006 году в городе Бобруйск Могилевской области Беларуси от Петуховой Екатерины Пименовны, 1932 г. р. (505: с.172; 611: с.159)
Раней быў у нас лес, калі дамоў такіх бальшых не было. Дык вось, у лесе было возера, заросшае чаротам і там, казалі, жыла кікімара. Бывала, хтосьці пойдзе ў лес, набярэ грыбоў, ягад, а калі назад вяртаецца, захоча скупацца. Паставя кошыкі, а сам у ваду і купаецца. Выходзя на бераг, а кошыкі развернутыя стаяць і ягады раскіданыя. Гэта значыць, кікімара ела ягады. А хто бачыў кікімару, казалі, што яна ўся лахматая, сама нібы гразная, а на руках доўгія пальцы з вялізнымі кіпцюрамі. Вось яна гэтымі рукамі і адбірае ў людзей ягады.
Запісана Ю.Ульянкінай у 2004 годзе ў горадзе Жлобін ад Казловай Эльвіры Паўлаўны, 1936 г.н. (505: с.169; 611: с.157)
Раньше был у нас лес, когда домов таких больших не было. Так вот, в лесу было озеро, заросшее камышом и там, говорили, жила кикимора. Бывало, кто-нибудь пойдет в лес, наберет грибов, ягод, а если назад возвращается, захочет искупаться. Поставит корзины, а сам в воду и купается. Выходит на берег, а корзины опрокинуты стоят и ягоды разбросаны. Это значит, кикимора ела ягоды. А кто видел кикимору, говорили, что она вся лохматая, сама словно грязная, а на руках длинные пальцы с огромными когтями. Вот она этими руками и отбирает у людей ягоды.
Записано Ю.Ульянкиной в 2004 году в городе Жлобин Гомельской области Беларуси от Козловой Эльвиры Павловны, 1936 г.р. (505: с.169; 611: с.157)
Кікімары сядзяць у балотах. Гэта нячыстая сіла. Паяўляюцца воны ўвечары. Сабіраюцца, каб гуляць друг з другам. Еслі іх чалавек увідзіць, то яны накідаюцца на чалавека. От ніх нада ўцякаць.
Запісала В.Берднік у 2006 годзе ў вёсцы Боркі Жыткавіцкага раёна ад Юнчыц Васіліны Рыгораўны, 1948 г.н. (505: с.169; 611: с.157)
Кикиморы сидят в болотах. Это нечистая сила. Появляются они вечером. Собираются, чтоб гулять друг с другом. Если их человек увидит, то они набрасываются на человека. От них надо убегать.
Записала В.Бердник в 2006 году в деревне Борки Житковичского района от Юнчиц Василины Григорьевны, 1948 г.р. (505: с.169; 611: с. 157)
В селе Крыжино (Брянская область) она была болотной кикиморой. Называли ее там Баба-болотница. Когда от реки начинал тянуться туман, нам говорили: «Вот. Баба-болотница пиво варит».
Записано в 2008 году в Воронеже от М.А.Коваленко, 1990 г.р., уроженки города Сельцо Брянской, АКТЛФ*(1365: 792, с.332)
«К более мелким болотным духам, слугам кикиморы, относятся болотницы, хмыри, караконджалы, крыксы и злыдни. Все они враждебны людям и очень опасны» (49: с.337-338).
Мир ведьмака (А.Сапковский)
В мире ведьмака кикиморой названо некое опасное для человека чудовище или нежить, обитающее в болотах и внешне похожее на помесь паука с крокодилом. Убивает, только будучи голодна.
Nie zareagował na zduszony krzyk handlarki warzyw, wpatrzonej w kościstą, szponiastą łapę wystającą spod derki, podrygującą w rytmie truchtu osła.
…
— Na wszystkich bogów, Geralt! Co to jest?
— Kikimora. Nie ma za nią jakiejś nagrody, panie wójcie? Caldemeyn przestąpił z nogi na nogę, patrząc na pają-kowaty, obciągnięty zeschłą czarną skórą kształt, na szkliste oko z pionową źrenicą, na igłowate kły w zakrwawionej paszczy.
— Gdzie… Skąd to…
— Na grobli, ze cztery mile przed miasteczkiem. Na mokradłach. Caldemeyn, tam musieli ginąć ludzie. Dzieci.
Andrzej Sapkowski «Ostatnie życzenie»
Он оставил без внимания приглушенный крик торговки овощами, уставившейся на костлявую, когтистую лапу, свисающую из-под попоны и подпрыгивавшую в такт шагам осла.
…
— Господи, Геральт? Это что такое?
— Кикимора. Не будет ли за нее какой награды, милсдарь войт?
Кальдемейн переступил с ноги на ногу, глядя на паучье, обтянутое черной высохшей кожей тело, на остекленевший глаз с вертикальным зрачком, на иглоподобные клыки в окровавленной пасти.
— Где… Откуда…
— На плотине, верстах в четырех от поселка. На болотах. Там, Кальдемейн, кажется, гибли люди. Дети.
Анджей Сапковский «Последнее желание» (677: с.82-84)
ИсточникиКрыніцыŹródłaДжерелаSources
Бестиарий Анджея Сапковского / «Нет золота в Серых Горах» — М.: АСТ, 2002 (49)
Зямная дарога ў вырай: Беларускія народныя прыкметы і павер’і / Укладанне, прадмова, пераклад і паказальнік У. Васілевіча. — Мінск: Беларусь, 2010 (449)
Міфалагічныя ўяўленні беларусаў / пад рэдакцыяй В.С.Новак — Мн.: «Право и экономика», 2010 (505)
Беларуская міфалогія. Хрэстаматыя: вучэбны дапаможнік / уклад. В.С.Новак — Мн.: РІВШ, 2013 (611)
Міфалогія беларусаў / пад рэдакцыяй В.С.Новак — Гомель: Гомельскі дзяржаўны універсітэт, 2005 (1053)
Былички и бывальщины Воронежского края / Составитель Пухова Т.Ф. — Воронеж: ВГУ, 2008 (1365)
Онлайн источникиАнлайн крыніцыŹródła internetoweОнлайн джерелаOnline sources
Wiedźmińska Wiki: Stworzenia (pl)
Статус статьиСтатус артыкулаStatus artykułuСтатус статтіArticle status:
Процессия (незаконченная статья в процессе написания)
Подготовка статьиПадрыхтоўка артыкулаPrzygotowanie artykułuПідготовка статтіArticle by:
Евгений КотЯўген КотEugeniusz KotЄвген КотEugene Kot
Адрес статьи в интернетеАдрас артыкулу ў інтэрнэцеAdres artykułu w internecieАдрес статті в інтернетіURL of article: //bestiary. us/kikimora-bolotnaja
Культурно-географическая классификация существ:
Культурна-геаграфічная класіфікацыя істот:
Kulturalno-geograficzna klasyfikacja istot:
Культурно-географічна класифікація істот:
Cultural and geographical classification of creatures:
Польская мифология и фольклорПольская міфалогіяPolska mitologiaПольська міфологіяPolish mythology, Белорусская мифология и фольклорБеларуская міфалогіяBiałoruska mitologiaБілоруська міфологіяBelarusian Folklore
Ареал обитания:
Арэал рассялення:
Areał zamieszkiwania:
Ареал проживання:
Habitat area:
БолотоБалотаBagnoБолотоSwamp
Псевдо-биологическая классификация существ:
Псеўда-біялагічная класіфікацыя істот:
Pseudo-biologiczna klasyfikacja istot:
Псевдо-біологічна класифікація істот:
Pseudo-biological classification of creatures:
НежитьНежыцьNieumarliНемертвіUndead, БолотникиБалотнікіBłotnikiБолотяникиSwamp spirits
Физиологическая классификация:
Фізіялагічная класіфікацыя:
Fizjologiczna klasyfikacja:
Фізіологічна класифікація:
Physiological classification:
ЧеловекЧалавекCzłowiekЛюдинаHuman, ПаукПавукPająkПавукSpider, КрокодилКракадзілKrokodylКрокодилCrocodile
Вымышленные / литературные миры:
Выдуманыя / літаратурныя сусветы:
Wymyślone / literackie światy:
Вигадані / літературні світи:
Fictional worlds:
Миры Юрия НикитинаМиры Юрия НикитинаМиры Юрия НикитинаМиры Юрия НикитинаМиры Юрия Никитина, Мир Ведьмака (А. Сапковский)Мир Ведьмака (А.Сапковский)Świat wiedźmina (A.Sapkowski)Мир Ведьмака (А.Сапковский)The Witcher World (A.Sapkowski)
Форумы:
Форумы:
Fora:
Форуми:
Forums:
О каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельности
Истинное происхождение Кикиморы
Кикимора — женский домашний дух славянского происхождения. Она является объяснением сонного паралича в русском фольклоре и всего, что происходит ночью.
Кикимора обитает в самых маленьких местах и в самых темных углах. Она терроризирует домочадцев и приносит им несчастье, оставляя мокрые следы, куда бы она ни пошла. Кикимора сеет хаос в жизни как людей, так и животных.
Легенда о Кикиморе
Кикимора (или Кикимора – во множественном числе) дебютировала на телевидении во вступительной сцене сериала The Witcher в 2019 году. Однако восьминогий зверь, убитый Геральтом из Ривии в течение первых 5 минут шоу, был не фантастическим существом, придуманным сценаристами, а основанным на легендарном существе Кикиморе, древнем сказочном персонаже. с истоками в славянском фольклоре, восходящим где-то между 8 и 13 веками.
Кикимора — демон женского пола, который, как говорят, рождается из духов некрещеных младенцев-девочек или отпрысков огненной змеи. Она представляет собой гуманоидную фигуру, населяющую дома, построенные на могильниках, или ее посылает злая ведьма или колдун, стремящиеся вызвать хаос. Кикимору также может призвать недовольный подрядчик (об этом позже).
Мокрые следы — верный признак того, что кикимора может скрываться. (Фото: Piqsels)
Считается, что слово «кикимора» происходит от финно-угорских языков, которые простирались от Балтийского моря до Уральских гор в России. Термин « Кикка-мурт » означает «человек из мешка» или «чучело», что более точно описывает славянскую Кикимору, которая выглядит скорее как веретенообразная старая карга, чем как гигантский болотный паукообразный, как изображено в «Ведьмак ».
Праславянское слово mora означает «ночной дух» или «плохой сон». Мора также была разновидностью осознанного сна, в котором можно было увидеть, как души живых людей вылетают из их тел, как клочки воздуха, пока они спали и путешествовали по ночам. .
В Хорватии и Сербии Кикимора была темным женским демоном, который посещал мужчин по ночам и душил их, или тонкой ведьмой, которая жила за печкой. Она несет ответственность за каждую катастрофу, постигшую семью. Она любит цыплят и любит прясть нитки.
Существует несколько теорий происхождения кикиморы. В разных культурах и на других языках Кикимора может быть доброжелательным домашним духом или дряхлым монстром со злыми намерениями.
Кикиморы
Кикиморы, множественное число Кикиморы, бывают разных видов и форм в зависимости от того, где вы находитесь в мире. Однако есть два основных типа кикимори, которые больше похожи на вид, чем на отдельное существо.
Домашние духи
Кикиморы, живущие исключительно в доме, считаются женскими духами, которые могут быть добрыми или злыми. Домашняя кикимора живет за печкой на кухне, в подвале или у камина и издает звуки, похожие на мышиные, чтобы привлечь еду.
Когда Кикимора живет в доме, она бьет посуду, свистит и шумит по ночам, прядет нитку. Ее привлекают неблагополучные, несчастливые или жестокие семьи, или ее могут «подсадить» туда гнусные строители домов, которые хотят навлечь на новых домовладельцев неудачу.
В противном случае, проникая в дом по своей воле, она входит в дом через замочную скважину и ее очень трудно удалить. Она спит в темных щелях дома и выходит только для того, чтобы заняться рукоделием или причинить беспокойство.
Через замочную скважину в дом проникает кикимори, или домашний дух. (Фото: Unsplash/Michal Matlon)
Однако Кикимора не всегда так уж плоха. Она ориентирована на семью, и если ей попадается счастливый дом, она любит время от времени помогать.
Попав в счастливую семью, где царит радость и смех, Кикимора может привязаться к членам семьи и стать их опекуном и защитником.
Она помогает по дому и особенно любит ухаживать за цыплятами. Она очень защищает трудолюбивых женщин и матриархов, которые выполняют свои традиционные «женские» обязанности в веселом доме.
Лесные духи
Кикиморы, живущие в лесах, как правило, привлекают болота и трясины. Их можно узнать по мокрым следам, которые они оставляют, выходя из воды.
Кикиморы лесные — уродливые, взлохмаченные и костлявые маленькие карликовые существа. Традиционно это небольшие паукообразные монстры с гуманоидными лицами. Это изображение Кикиморы (или Кикиморы) взято из славянской легенды исключительно в развлекательных целях. Однако в 1988, реальный паук, известный как Kikimora Palustris , был назван так потому, что он тоже любит часто бывать в заболоченных болотах русских лесов.
Лесные кикиморы любят выманивать невольных путников на бездорожье и топить их. Иногда она похищает детей, которые сбились с пути, и то, что происходит с детьми после того, как она их забирает, является предметом споров.
Физические особенности и поведение
От крошечных тонких фигурок размером не больше соломинки сена до карликовых женщин, населяющих самые глубокие болота, Кикимори могут быть любой формы и размера.
Болотная кикимора обычно размером с человека или карлика (но это может варьироваться) и почти всегда представляет собой оборванную пожилую женщину, украшенную опавшими листьями и мхом.
Болотная кикомора обычно принимает форму старухи, покрытой мертвыми и разлагающимися листьями. (Фото: Unsplash/Krystian Piątek)
Домашняя Кикимора — намного меньшая, темная фигурка с клювом вместо носа (из-за ее любви к цыплятам), длинными ногтями, когтистыми руками и ногами. По большей части изображения Кикиморы, как правило, представляют собой неприятную фигуру, похожую на упыря, которая является предметом ночных кошмаров.
Однако иногда Кикимора принимает облик красивой женщины, а не тощей старушки или существа. Говорят, что она преследует мужчин в снах и мучает их своими сокровенными желаниями, пытаясь разрушить их отношения с реальными женщинами. Она также войдет в женские сны и появится как молодая женщина. Она создавала образы, вызывающие ревность и подозрительность по отношению к их партнерам.
Она также принимала форму умерших родственников или ведьм. В славянской культуре Кикимора и ведьмы тесно связаны, а ведьмы связаны с созданием Кикиморы.
Однако в большинстве случаев Кикимору обвиняют во всевозможных ужасных обстоятельствах, от мелких повседневных неприятностей до внезапной смерти любимых членов семьи, особенно в смерти детей и младенцев.
Она также несет ответственность за пропавших без вести родственников. Если родственник пропадал, а не умирал, считалось, что его похитила кикимора лесная, которая с такой же вероятностью могла забрать любимого члена семьи, как и члена семьи, отвергнутого с презрением.
Создание кикиморы
Согласно славянской культуре, кикиморы существует множество, но как именно они сюда попали? Судя по всему, есть несколько способов создания Кикиморы.
Смерть
Говорят, Кикимора рождается при рождении каждого мертворожденного младенца или когда младенец умирает. Она также может родиться из тела матери, умершей во время родов, и будет напоминать мертвую женщину при ее создании.
Жилищное строительство
Еще один гораздо менее болезненный способ создания Кикиморы — раздражать ваших строителей. Да, если вы раздражаете, оскорбляете или попадаете в плохие книги вашего строителя, это дает вашему строителю возможность создать кикимору и пригласить ее в ваш дом. Поэтому убедитесь, что вы всегда платите своим подрядчикам вовремя!
Кикимора в литературе
Знаменитая тональная поэма Кикимора Анатолия Лядова пытается описать происхождение Кикиморы. В поэме Кикимора описывается как младенец в хрустальной люльке. Ее воспитывает волшебник в горах, чей кот развлекает ее историями из древних времен, пока Кикимора укачивает себя, чтобы уснуть.
В поэме Кикиморе требуется всего семь лет, чтобы достичь зрелости, к этому времени ее голова становится величиной с наперсток, а тело шириной с соломинку. Она сидела от заката до рассвета и выдумывала злые намерения для мира, пока пряла лен.
Иллюстрация домашней кикиморы из славянской мифологии Татьяны Гиппиус, опубликованная 15 октября 1909 года. (Изображение: Wikimedia/Tatiana Hippius)
Писатель Владимир Мегре также упоминает Кикимору в Пространство любви . В своей книге Мегре рисует нелестный портрет женщин, интересующихся внешностью и модой, сравнивая их с Кикиморой. Однако в английской версии сказки Кикимора — это женский призрак или женский домашний дух, которого особенно привлекают домочадцы мужского пола.
Добрая Кикимора
Природа полна противоположностей, и Кикимора не исключение.
Двойник Кикиморы, Домовой (Домовой или Домовой) — домашний дух мужского пола, охраняющий очаг и дом. Домовой тоже живет за печкой, но он спасает семью от бед и предупреждает о надвигающейся гибели.
Хотя Домовой является единственным богом или духом, у него есть женский аналог, который считается полной противоположностью Кикиморы.
Согласно славянской культуре, в каждом доме есть Домовой, дух умершего предка, посланный присматривать за потомками. По древней славянской традиции тому, кто первым вошел в новый дом, суждено было умереть и стать новой семьей Домовых, поэтому первым всегда входил самый старший член.
Однако, чтобы самый старший член не умер сразу, они приносили в жертву богам ягненка или козла.
При отсутствии мужчин в семье старшая женщина становилась Домовым — поэтому Домового уважают как мужское или женское существо. Женский домашний дух был известен как Домания, домашняя богиня.
Последствия Кикиморы
Вера в Кикимору жива и по сей день. Теперь популяризированная на телевидении Кикимора, представленная в франшизе «Ведьмак », не имеет ничего общего с Кикиморой из древнеславянского фольклора. Тем не менее, ее первоначальная языческая форма сохранилась в ныне обращенных в христианство славянских странах.
Согласно христианству, Кикимора, несомненно, демон, и от веры в нее ничего хорошего не выйдет. Но в дохристианской славянской мифологии, хотя Кикимора до сих пор считается злом, в этом убеждении есть исключения и серые зоны.
Несмотря на то, что она гнусное существо, рожденное из огромной боли и страданий, у нее есть и нежная сторона. Да, она действительно вызывала хаос и бедствия, куда бы ни пошла, но только в домах, уже наполненных гневом, насилием и несчастьем.
Единственным способом избавиться от кикиморы в такой семье было изменить свою практику. Если семья старалась стать спокойнее, добрее и любвеобильнее, она либо уходила из дома, либо оставалась рядом и помогала им. Так что, хотя Кикимора по сути является злым духом, вера в нее, возможно, привела к чему-то хорошему.
Кикимора – ОККУЛЬТНЫЙ МИР
Кикимора
Кикимора — женский домашний дух, властвующий над прядением, ткачеством и рукоделием. Кикимора не одна, а много. Теоретически он может быть в каждой семье. Она может быть или не быть замужем за Домовым, русским домашним духом мужского пола. Если ее устраивает семья, с которой она живет, то она будет их опекуном; ухаживать за семейными цыплятами и помогать по дому и шитью.
Но будьте осторожны, если она несчастна! Кикимора создаст хаос. Она Демонстрирует неудовольствие, передвигая предметы и вызывая пропажу важных предметов. Она также бросает вещи; иногда целясь в людей. Цель у нее якобы неплохая. Хотя она, по общему мнению, очень маленькая, судя по весу предметов, которые она описывает как метательные, Кикимора очень сильна.
Кикимора не злой дух от природы. Она может быть полезной. Она обладает мощными экстрасенсорными способностями и предупредит свою семью о надвигающейся катастрофе и появлении врагов. Тем не менее, она может быть трудным и сложным духом, чтобы работать с ней и оставаться счастливой.
Кикимора — богиня цыплят, но не обязательно хранительница цыплят. У нее есть сходство с домашней птицей, она либо заботится о них, либо мучает их. Она может выщипывать их перья или пугать их, чтобы они не несли яйца, если курятник не защищен магией. (Например, полевой камень с естественной ямой, помещенный на курятнике, является традиционным магическим средством для защиты цыплят от нее. ) Кикимора иногда ассоциируется с Бабой Ягой, которая также имеет сходство с цыплятами. Оба духа вознаграждают и покровительствуют женщинам, которые искусно и любезно выполняют традиционную женскую работу.
Кикимора спит в темных углах дома, например, за печкой или в подвале. Хотя Кикимора является домашним духом, она способна путешествовать и, по-видимому, любит посещать баню, где ее часто можно встретить. Кикимора — дух-оракул, но она, как правило, предупреждает о несчастьях, а не радостных новостях. Она явно не предоставляет свою информацию, но ее внешний вид, действия и поведение могут быть истолкованы как подсказки. Увидеть ее сидящей у входа в дом было истолковано как зловещий знак. Видеть, как кикимора кружится, считалось предвестником надвигающейся смерти.
В своей тональной поэме «Кикимора» русский композитор Анатолий Лядов (1855–1914) описывает этого домового как крошечную коричневую ведьму с головой размером с наперсток и телом не шире соломинки. Она проводит свои первые семь лет жизни в горной пещере волшебника, где спит в хрустальной колыбели, а кот волшебника развлекает ее сказками. Только через семь лет она покидает пещеру, чтобы жить среди людей.
ТАКЖЕ ИЗВЕСТЕН КАК:
Шишимора
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
славянский
ПРОЯВЛЕНИЕ:
Кикимору обычно описывают как маленькую женщину с длинными распущенными волосами в традиционном русском народном костюме. У нее могут быть куриные лапки. Чаще всего ее можно увидеть расчесывающей волосы.
Птица:
Цыпленок
Время:
Кикимора особенно активна в Святки
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
- Баба Яга
- Домовой
Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь – Написано Джудикой Иллес. Copyright © 2009 by Judika Illes.