Киевский русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Киевская Русь: чье наследие? | Газета «День»

16 мая, 00:00

Поделиться:

Постановка вопроса о праве восточнославянских народов на старокиевское наследие является закономерным результатом современного образа исторического мышления, когда интерпретация истории является главным источником реконструкции биографии наций, обоснования их «исторических прав». Как замечает американский ученый Бенедикт Андерсон в широко известной своей работе «Воображаемые сообщества», потребность нарративного (повествовательного) изложения происхождения того ли иного народа, корень его культурно-национальной идентичности порождает «осознание включенности в секулярное, серийное время со всеми предположениями его непрерывности, но с «забвением» опыта этой непрерывности — продуктом разрывов конца XVIII».

Если традиционные генеалогии наций с присущим для них обоснованием своих исторических прав, в нашем случае на киево-русское наследие, ведут свое начало в современности, то вопрос о династически-державной преемственности был сформулирован политической практикой и идеологией средневековой Руси.

…После смерти великого киевского князя Всеволода Ольговича в 1146 г. и убийства его наследника Игоря Ольговича и приглашения киевлянами на великокняжеский стол Изяслава Мстиславича в 1147 г. Киевская Русь погрузилась в жестокую междоусобную борьбу. Ее основное содержание определяла борьба двух враждующих княжеских коалиций. Одну из них возглавил князь Ростовско-Суздальской земли — Юрий Долгорукий, союзниками которого были Владимир Галицкий и черниговский князь Святослав Ольгович. Во главе другой стоял князь волынский, а затем и киевский Изяслав Мстиславич. Он опирался на поддержку влиятельных киевских и новгородских бояр, а также своего брата — смоленского князя Ростислава. Юрию удалось окончательно закрепить за собой великокняжеский престол только после смерти Изяслава Мстиславича. Утвердившись в Киеве, Юрий посадил своих старших сыновей от брака с дочерью половецкого хана Аепы в Юго-Западной Руси — Переяславе, Турове, Пересопнице, Вышгороде, Каневе. Детей от брака с византийской принцессой из дома Комнинов — Ольгой, он держал на севере Руси — в Новгороде, Суздале и Ростове.

Кажется, первым, кто в этой большой семье понял тщетность отцовских усилий в борьбе за Киев, был Андрей, сидевший ближе всего к Юрию — в Вышгороде. Только что утвердившись в 1149 — 1150 гг. на Киевщине, Андрей не удовлетворился предоставленным ему Вышгородом и пошел в 1155 г. княжить в Суздальские земли. Здесь он повел решительную борьбу со своими соперниками: изгнал из Суздаля епископа-грека Леона и сын овей своей мачехи, а заодно и племянников. Кажется, Андрей вернулся на родину с хорошо продуманной программой действий.

В конце 1168 — весной 1169 г. Андрей Юрьевич, организовав военно-политическую коалицию, провел победный поход на Киев. После короткой осады и штурма города Киев был захвачен войсками коалиции. Мстислав Изяславич спасся бегством. Казалось, устранены все препятствия к вокняжению Андрея Юрьевича на киевском престоле. Однако он поступил вопреки устоявшейся практике и не приехал в Киев, посадив вместе с тем в нем своего стрыя (дядю) Глеба.

У Андрея Боголюбского были амбициозные намерения побороться с Киевом за первенство на Руси. Еще в 1155 г. с Киевщины он вывез местную, почитаемую во всем православном мире святыню — икону Богородицы, «юже принесоша с Пирогощею исъ Царяграда въ одиномъ корабли и въскова на ню боле 30 гривенъ золота, проче серебра, проче камени дорогого и великого жємчюга; оукрасивъ постави ю въ церкви своеи святоh Богородица Володимири».

Этот поступок в отдаленной перспективе сыграл большую роль в борьбе Северо-Восточной Руси за киевское идеологическое наследие. Еще во времена Андрея Боголюбского в Ростовско-Суздальской земле была создана Повесть, известная в науке как «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери», в которой оправдывался поступок Андрея Боголюбского. В ней утверждается, что Богоматерь будто «не нравилось» пребывание в Киевской земле, из-за того, что последняя утратила свое священство православия, которое теперь перешло к городу Владимира.

Перенесение иконы Священной Божьей Матери во Владимир было составной частью широкомасштабной программы Андрея Боголюбского. Она предусматривала возведение в стольном граде Ростовско-Суздальской земли новых церквей, оборонительных сооружений, в том числе и Золотых ворот, которые были символом царственного града. Все это должно было знаменовать перемещение государственного центра Руси и открывало перспективу установления идеологической супрематии Владимира над Киевом — Вторым Иерусалимом.

А грандиозное строительство ставило целью превратить Владимиро-Суздальщину в зеркальное отражение Киева с его окрестностями. Так, загородная резиденция Андрея — Боголюбово строилась по образцу Вышгорода. В самом Владимире самый главный его Успенский собор строился по образцу Киево-Печерского. Так же и Золотые Ворота были построены по образцу киевских в 1164 году. Последние были посвящены, что весьма примечательно, как и киевские, Богоматери. Утверждение культа Богородицы во Владимире, которая в древнерусской традиции считалась покровительницей стольного града Киевской Руси — Киева, должно было, по мнению церковно-политической элиты Северо-Восточной Руси, поднять престиж и значение последней исторически обоснованным образом.

Затем, по замыслу Андрея Боголюбского, Владимир должен был стать Новым Киевом/Иерусалимом, красота и величие которого должны были затмить авторитет и святость Киева. Сам же Андрей Боголюбский, подобно Владимиру Великому и Ярославу Мудрому — основателям «богохранимой» Киевской державы — уподобляется библейскому царю Соломону, который был непревзойденным образцом средневекового властителя — «мудрейшим из царей».

Боголюбивый князь активно, правда безуспешно, добивался создания отдельной митрополии, или хотя бы автокефальной епископии, которая бы непосредственно подчинялась Константинопольскому патриархату. Попытка устройства во Владимире-на-Клязьме автокефальной митрополии была предпринята Андреем Боголюбским с целью противопоставить ее киевской, что было вызвано усилением процессов государственной деструкции.

Церковная организация, сложившаяся в течение веков на древнерусских землях, с давних пор рассматривалась Константинопольским патриархатом как незыблемая целостность. Киевские митрополиты выступали последовательными сторонниками единства церковной организации всей Руси. Наверно, поэтому и не увенчалась успехом попытка устроить во Владимире-на-Клязьме автокефальный религиозно-политический центр, вокруг которого могли бы объединиться земли Северо-Восточной Руси в суверенное государственное образование.

Московские книжники-историографы второй половины ХVI — ХVII в., формулируя концепцию тождественности Киевской Руси и Московского царства, провозгласили Андрея Боголюбского основателем и зодчим Руси-России. Как справедливо замечает современная русская исследовательница Мария Плюханова, — «в исторической картине, отождествляющей Русь с Московским царством, Андрей Боголюбский, уехавший из Киева на Северо-Восток и увезший туда киевскую икону, состоявший в переписке с византийским императором об установлении митрополии, конечно, является ключевой фигурой. И не только книжники-историографы ХVII в. завершившие создание концепции тождества Руси и Москвы, но и последующие русские историки, в силу своей склонности к этой же концепции, сохраняли и развивали миф об Андрее Боголюбском».

Политические успехи московских правителей вдохновили тамошних книжников на создание цикла легенд о перемещении центра вселенского христианства из обоих павших Римов в новый — третий Рим, в Московское государство. Продолжая давнюю религиозно-политическую традицию, начатую киевскими мыслителями, они вдохновлялись несколько отличающейся от своих предшественников мистической функцией. Московские книжники провозгласили Русь — Россией, «Новым Израилем», Сионом царством, которое «Владыка Христос уподобил ветхой державе противу Иерусалиму, страной обетованной».

Во второй половине ХV в. после завоевания турками-османами Балкан и падения Константинополя Московская Русь осталась последней независимой страной православного мира. Эти политические реалии и вызвали к жизни идею ее духовного первенства, а затем и желание наследовать теологию универсального государства-империи. Киевское средневековое государство с его идейным наследием раннего христианства было тем источником, из которого имплантировались представления и идеи московской патримониальной концепции всевластия царя и выстраивалась в этом новом историческом измерении политическая параллель «Иерусалим — Рим — Москва».

В произведениях московских книжников история царственной Москвы начинается в киевский период. Этот город был будто бы основан еще князем Олегом во время его «объединительного» похода 882 г. из Новгорода на киевский юг. «Сказание о Мономаховом венце» «Сказание о князьях владимирских» демонстрируют стремление показать прямую гениалогическую связь между древними киевскими князьями и московскими царями.

Выводя «царское колено» от Владимира Мономаха и других князей киевской эпохи, усилиями которых якобы творилась государственность Москвы, ее идеологи обосновывали право на наследие Киевской Руси. Эта концепция тождественности Киевской Руси и Московского царства должна была продемонстрировать извечное присутствие последнего в мировой христианской истории. При этом нелишним будет отметить, что создание этого грандиозного историографического мифа происходило не без помощи украинцев. Продуцирумые ими книги и идеи, которые накатывались вместе с эмигрантами-клириками мощными волнами из Киева в Москву в ХVII в. , говоря словами гарвардского профессора Эдварда Кинана, — «научили россиян осмысливать в новых понятиях не только православие и вопросы культурной аутентичности, но и восточнославянское единство; именно они принесли в Россию ирредентистские и национально-исторические модели мышления, которые со временем станут «типично русскими»… именно они, прямо или косвенно, возродили идею «Третьего Рима» и прочие печально известные мифы».

Привитое тогда в русском историческом сознании чувство единого исторического опыта некритически унаследовали и развили последующие поколения историографов, которые отчасти и до сих пор разделяют мнение о том, что лишь Великорусское государство было преемником государственно-политических институтов, духовных и культурно-религиозных традиций Киевской Руси.

Альтернативой этой «схеме» стала предложенная почти столетие назад концепция Михаила Грушевского, изложенная им в программной статье «Звичайна схема «русскої» історії й справа раціонального укладу історії східного слов’янства». Историк считал «нерациональным» «сполучування старої історії полудневих племен, Київської держави, з її суспільно- політичним укладом, правом і культурою, з Володимиро-Московським князівством ХIII – ХIV ст., так на че се останнє було його продовженням». Вместе с тем он утверждал, что «Київський період перейшов не у володимиро-московський, а в галицько- волинський ХIII в., потім литовсько-польський XIV – XVI в. Володимиро-Московська держава не була, ані спадкоємицею, ані наступницею Київської, вона виросла на своїм корені і відносини до неї Київської можна б скоріше порівняти, наприклад, до відносин Римської держави до її гальських провінцій, а не преємства двох періодів у політичнім і культурнім житті Франції».

Подобную концепцию «тяглості» украинской истории и государственности развивал среди других представителей государственной школы в украинской историографии и Евгений Маланюк. В своем историософском эссе «Очерки по истории нашей культуры» он утверждал, что в ХIII ст. Киев утратил свою столичность. Вместе с тем, «західня половина бувшої Київської імперії все більш, силою речей усамостійнюється в постаті Галицько-Волинської Держави. Вона несе політичний та й культурний тягар насліддя Києва ще ціле століття, продовжуючи державність «Руської Землі».

Эта модель-схема развития украинской средневековой истории и государственности с ее четким делением на киевский и галицко-волынский периоды основывается на тех же историографических основах, что и «обычная» схема русской истории. Она опирается на сформулированные более поздней историографической традицией представление о потере Киевом своего столичного статуса и перенесения на рубеже ХIII в. галицко-волынским князем Романом Мстиславичем столицы Руси в Галич. Впервые артикулированная польским хронистом М. Стрыйковским, а затем и украинскими книжниками второй половины ХVII ст. теория «Галич — второй Киев» не могла, однако, предельно полно утвердить в общественном сознании тождественность Киевской Руси и Украины. Последняя узнавала себя, как бы в сине-желтом казацком жупане. В вопросе о праве на старокиевское наследие украинцы, как справедливо отмечает австрийский историк Андреас Каппелер, акцентировали в основном «территориально-демографическую тяглость области, которая была ядром государства, а россияне подчеркивали династическо-державную преемственность». Из-за чего, думаю, ученые украинцы и проиграли борьбу за киевское наследие московским книжникам, которые были более настойчивыми и последовательными в деле идеологической обработки и приспособления к собственным нуждам киевской исторической традиции, ее осмысления в контексте собственной, московской истории.

Вот почему важной научной задачей (а не забавой для публицистов и запатриотизированных дилетантов) является дальнейшее выяснение конкретных путей и механизма континуитета, или перетекания Киевской Руси, этой огромной даже для пространств Восточной Европы «империи Рюриковичей» в Русь-Украину, в Русь-Россию и Бело-Русь. Научный инструментарий соотношения исторического сознания на поворотах разных исторических эпох с киевским прошлым, убежден, открывает несравненно более широкие перспективы, нежели шумная патриотическая риторика, для понимания восточнославянского единства и восточнославянской же разобщенности, интерпретации национально-культурной аутентичности восточнославянских народов и размежевания или, скорее, распаевания киево- русского наследия.

Автор

Владимир Рычка

Выпуск газеты №:

№82, (2003)

Section

Украина Incognita

Парк Киевская Русь — место развлечений в Киевской области

Хотите провести выходные весело, интересно и в необычном месте? Тогда вам в средневековый город Древний Киев в Княжестве Киевская Русь. Это парк под открытым небом, который находится в селе Копачов, в 45 минутах езды от Киева.

Путешествие во времени — увидеть Киевскую Русь

Чтобы ознакомиться с архитектурой времен Киевской Руси, на территории размещается множество сооружений, обзорных башен, музеев истории и быта V — XIII веков. Среди самых интересных построек здесь вы увидите: Васильевскую церковь Х века, Терем Ярослава Мудрого, усадьбы киевлян Х-ХII веков, Михайловские и Ярославовы ворота и др. Есть возможность заказать экскурсию по Древнему Киеву.

Каждые выходные и праздничные дни парк Киевская Русь предлагает развлекательную программу для посетителей. Самым необычным зрелищем в импровизированном средневековом городке является воссоздание культуры и атмосферы Киевской Руси.

Здесь проводятся масштабные исторические битвы, а также турниры лучников и чемпионаты по средневековому бою. Помимо этого, посетители могут увидеть конно-трюковые шоу. В Княжестве Киевская Русь также регулярно организовываются культурно-исторические фестивали.

Верховая езда

Изюминкой Древнего Киева считается Первый живой музей лошадей. К тому же, эти благородные животные имеют исторические корни. Здесь находится более 20 пород лошадей, среди которых: ахалтекинцы — предки лошадей великих полководцев (таких как Александр Македонский и Чингисхан), лошади андалузской породы, арабские скакуны, булонские лошади и другие.

У вас есть возможность не только посмотреть на этих животных, но и оседлать их. Также организовываются конные прогулки в повозке и на санях. Для тех, кто еще не умеет держаться в седле — проводятся занятия по верховой езде. А для настоящих смельчаков есть особое развлечение — на скаку попробовать попасть в мишень из лука.

Где можно поесть

На территории Княжества Киевская Русь можно не только развлечься, но и вкусно поесть. Гости могут насладиться блюдами, приготовленными на открытом огне по древним рецептам. Среди заведений здесь есть Княжеская корчма, где подают блюда средневековой и украинской национальной кухни, а также Питейная «25 рун» с разнообразным меню настоек и других напитков.

В Парке Киевская Русь также разрешено пользоваться мангалом, его можно арендовать на месте или взять свой (по предварительному согласованию с администрацией).

Информация для посетителей

Адрес Парка Киевская Русь: Киевская область, Обуховский район, с. Копачов.

GPS координаты: 50.145642, 30.474139

Телефон администрации: +38 (044) 461-99-37; +38 (050) 385-20-35

График работы: ежедневно (каждые выходные и в праздничные дни — шоу-программа).

Внимание! Цена входного билета зависит от конкретного мероприятия, следить за анонсами можно на официальном сайте Парка Киевская Русь в разделе Мероприятия.

*Приятный бонус для именинников: в День рождения и в течение 7 дней после него — вход бесплатный, а для его гостей скидка до 50%. Также в подарок имениннику предоставляется 1 круг на лошади.

Как добраться:

  • на авто — ехать через Обухов, перед Универмагом повернуть направо (указатель на Васильков), далее за остановкой «Польок» нужно свернуть налево, а возле остановки «Шевченково» — направо. Доехав до с. Копачов, двигайтесь по указателям в Парк Киевская Русь.
  • на маршрутке — от ст.м. Выдубичи у остановки возле супермаркета Фуршет курсирует маршрутка прямо в Древний Киев, но только в выходные и праздничные дни (расписание можно узнать в анонсе выбранного мероприятия). Стоимость билета: 40 грн.

Подвеска «Киевская Русь викингов» из стерлингового серебра с эмалью

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Звездный продавец

Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

|

3866 продаж
|

5 из 5 звезд

от €121,64

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

Цвет стекла

Выберите вариант

Красный

Синий

зеленый

желтый

другое (пожалуйста, msg)

Выберите опцию

Материал

Выберите материал

Серебро (121,64 евро)

9-каратное золото (894,38 евро)

Выберите материал

Срочно! Остался только 1.

Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Внесен в список 12 октября 2022 г.

46 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Рогнвальд Властелин Оркнейских островов — Киевская Русь — Собаки викингов — Pallasart Web Design News

Генеалогическое исследование обнаруживает удивительную связь с Киевской Русью и Византией в моем дереве.

Я только что опубликовал блог о новом открытии цветовой палитры викингов — вы можете прочитать его, нажав здесь.


Выше я сделал реконструкцию двух варяжских гвардейцев, дежуривших в Южной галерее собора Святой Софии, где располагалась Императорская часовня. Эти униформы довольно хороши. Униформа и шлемы были очень блестящими, поэтому они сверкали на солнце, а у шлемов были длинные перья, которые парили в воздухе. Они были очень богато украшены и покрыты литыми металлическими украшениями, инкрустированными эмалью и стеклом. Кожаные ремни были украшены изображениями святых и надписями. Униформа содержалась в хорошем состоянии и хранилась, некоторым из них было по сто лет, а то и больше. Члены Варяжской гвардии носили великолепные цветные и тканые халаты и плащи.

Император Никифор Фока построил стену вокруг части дворца, в центре которого находился дворец Буоколеон, построенный в морских стенах, ряд церквей и дворцовых павильонов. Он прикажет Врангинам пройтись по ней, чтобы люди могли видеть их и знать, насколько он защищен. К сожалению, он был убит в своей спальне людьми, которые поднялись по лестнице для халатов, сброшенной с балкона Буоколеона на берег моря.

В этой части церкви стояла охрана, когда присутствовал Император. Мы знаем, где они стояли, потому что оставили граффити на стенах и мраморных перилах. На создание одного из них, должно быть, ушло несколько часов, поэтому мы знаем, что они находились в соборе Святой Софии в течение очень длительного периода времени. В церкви могло быть очень холодно и сыро, поэтому они должны были быть одеты так тепло.

Варяжская гвардия сопровождала его верхом от дворца до его ворот, где они должны были встретить его по возвращении во дворец. Лошади были великолепны, а мундиры, оружие и многочисленные знамена — элегантны и красочны. В городе императора сопровождали члены семьи и придворные чиновники. В процессии несли много знамен. Люди могли подходить к императору, когда он выезжал процессией за пределы места, и подавать ему прошения. Играла музыка, чтобы объявить о прибытии императора, чтобы люди знали, что он идет к ним. Когда процессия прибывала в пункт назначения, на шестах водружались знамена. У каждого члена императорской семьи был свой символ или щит, даже драконы, которые помещались на его знамя. У каждого судебного чиновника был такой же. По-прежнему существовал сенат и люди, которые приветствовали его на многих старых церемониях в уменьшенном масштабе. Время от времени во дворце дворца и на улицах города еще раздавались звуки труб, барабанов, духовых и водяных органов. Когда император хотел покататься, ему предлагали семь великолепных лошадей, и он выбирал ту, на которой хотел ездить. Остальные лошади последовали за ним, когда он вышел из дворца, на случай, если ему понадобится сменить одну.

Охранники занимались торговлей.

В поздневизантийские времена варяжская гвардия размещалась в большом дворе Влахернского дворца. Когда государь отсутствовал, к начальнику стражи приносили просьбы и особые просьбы. Ему предстояло решить, будут ли послания переданы Императору.

Со временем, особенно после норманнского завоевания Англии, варяжская гвардия стала менее норвежско-датской и более англосаксонской, поскольку английские солдаты покинули страну в изгнании. Хотя это был долгий путь из Англии в Константинополь, было легко забронировать проезд туда, останавливаясь по пути в различных портах. На изображении ниже показаны двое имперских солдат, сражающихся — или устраивающих шоу на мечах — оно происходит из Большого дворца и было найдено возле казарм Варяжской гвардии. Вы можете видеть, что когда-то шлемы были чем-то инкрустированы.

Территория вокруг казарм и тюрьмы заросла бурьяном, колючими розами и деревьями. Если вы сбежали из тюрьмы, вам нужно было пройти через них, прежде чем вы были на свободе. Может поэтому лозы справа.

Вот моя связь с Варяжской гвардией. Рогнвальд Ярл с Оркнейских островов Брусасон был моим 32-м прадедом. Он был сыном Бруси Сигурдссона, графом Оркнейских островов вместе с Торфинном Сигурдссоном примерно с 1037 года. Его жизнь описана в «Саге об Оркнейингах». Он отправился в Киевскую Русь с Харальдом и женился на Елизавете, дочери великого князя Владимира. Харальд продолжил путь в Константинополь и стал его членом.

Ниже приводится выдержка из книги «Варяжская легенда: свидетельства из древнескандинавских источников» Сверрира Якобссона :

Такое же отношение к императору и его двору заметно в саге об Оркнейингах, рассказе начала XIII века о паломничество графа Рагнвальда в 1153–1155 гг. Человек по имени Эйндриди Молодой (унги), долгое время служивший наемником в Константинополе, призывает графа отправиться в Святую Землю, а не довольствоваться простым выслушиванием рассказы оттуда. Он утверждает, что граф будет «самым уважаемым, когда вы приедете туда в компании дворян». Таким образом, погоня за честью становится главной целью этого паломничества. После авантюрного путешествия Рагнвальд прибывает в Константинополь, чтобы получить признание от «императора и варягов». Император Мануил I Комнин (1143–1180) дает Рагнвальду и его спутникам «большую сумму денег и предлагает им плату наемников, если они пожелают остаться там. Они долго пробыли всю зиму в совершенно великолепном веселье». Однако Рагнвальд и его люди решают вернуться, и в конце отмечается, что после этого паломничества они считались гораздо более достойными людьми, чем раньше. Рассказ о приеме графа императором в саге об Оркнейингах намного короче, чем в саге о Моркинскине, Хеймскрингле и Книтлинге, а дары, данные императором, упоминаются в контексте наемной платы. Упоминается и Варяжская гвардия, возможно, как подходящий полк для службы каким-либо скандинавским наемникам.


Вы можете загрузить PDF-копию  Варяжская легенда: свидетельство из древнескандинавских источников , нажав здесь.

Вы можете прочитать полную сагу Orkneyinga онлайн здесь.

Здесь также можно скачать интересную статью в формате PDF — Русские, варяжские и франкские наемники на службе у византийских императоров (9-11 вв.): Численность, организация и боевая тактика на театрах военных действий Малой Азии и Балкан Георгиоса Теотокиса.


Рогнвальд Ярл с Оркнейских островов Брюсасон был моим 32-м прадедом. Он был сыном Бруси Сигурдссона, графом Оркнейских островов вместе с Торфинном Сигурдссоном примерно с 1037 года. Его жизнь описана в саге об Оркнейингах.

Рогнвальд родился в 1011 году и был убит министром Торфина Торкелем Форстерером на Оркнейских островах в декабре 1046 года, когда ему было всего 35 лет. Вы все еще можете увидеть, где произошла эта трагическая история. Би-би-си недавно посетила здание и рассказала трагическую историю Рогнвальда. Был женат на дочери великого князя Владимира Киевского Арлогии Оркнейской. Владимир был женат на княгине Анне Лакапине. сестра византийского императора Василия II Болгаробойца. У Владимира было много любовниц, от которых у него было несколько детей. Он не поверил, что у Анны были дети с Владимиром. Арлогия родилась после смерти Анны в 1015 году и в том же году смерти Владимира. Ее матерью была Алогия, принцесса Швеции и Богемии. Она носила титул графини Оркнейских. Благодаря этому княжескому браку Рёгнвальд повысил свой статус и приобрел королевские манеры. Это вызвало негодование на Оркнейских островах и стало одной из причин его убийства. Он большую часть времени отсутствовал на Оркнейских островах, потерял графство в битве и был вынужден бежать в Норвегию. Рёгнвальд был взят отцом в Норвегию, ко двору Олава Харальдссона, когда Бруси и Торфинн отправились туда, чтобы урегулировать наследство Эйнара Криворотого в третьей доле графства. Олаф оставил долю Эйнара себе, назначив Брузи управлять ею, а Рогнвальда оставил при своем дворе.

С одним кораблем и командой избранных людей Рогнвальд вернулся на Оркнейские острова, надеясь, что неожиданность позволит ему вернуть себе графство. Ему это удалось, но не полностью, поскольку Торфинн смог бежать в Кейтнесс. Однако вскоре после этого Рёгнвальд, в свою очередь, был удивлен, но был убит Торкелем Воспитателем при бегстве, выданный лаем его домашней собачки среди морских скал. собака выжила. Вероятно, это была дворняжка. Собаки были очень популярны у викингов, а в языческие времена считалось, что собаки сопровождают воина в его путешествии в Валгаллу после смерти. Домашние собачки особенно ценились у викингов в качестве стражей и дарились. Должно быть, он очень любил собаку, раз пытался сбежать с ней. Он сопровождал его во всех его путешествиях. Как трагично, что его собака стала причиной его смерти. Рогнвальд был похоронен на Папа Вестрей.

Сага об Оркнейингах говорит о Рогнвальде:

«Рогнвальд был одним из самых красивых мужчин, с золотыми волосами, гладкими, как шелк. сильный, заслуживший большую славу своей проницательностью и обходительностью… »

Рогнвальд был сторонником Олафа Харальдссона, впоследствии провозглашенного святым, разделив его ссылку в Киевской Руси и помогая своему брату Харальду Сигурдссону, более известному как Харальд Хардрааде, бегство после битвы при Стиклестаде в 1030 году. Пока Харальд отправился в Константинополь, Рогнвальд и другие изгнанники остались на Руси на службе у Ярослава Мудрого. Рогнвальд вернулся в Норвегию с сыном Олафа Магнусом Добрым в 1035 году. Ярослав был сводным братом его жены Арлогии.

Утверждалось, что Харальд вырезал свое руническое имя на балюстраде Императорской галереи в соборе Святой Софии, которую я сам внимательно изучил. Это одна из самых известных рунических надписей в мире. Его можно найти в верхней галерее собора Святой Софии в месте, отведенном для византийской императорской семьи. Кажется, он датируется 9 веком и упоминает Халвдана. Следовательно, это не может быть он.

Вот кое-что о нем и его пребывании в Константинополе (спасибо Википедии и другим источникам):.

Молодость и странствия по Востоку

Харальд был младшим из трех сводных братьев короля Олафа II, рожденных от Асты Гудбрандсдаттер. Его отцом был второй муж Асты Сигурд Сыр. Исландские источники, в частности Хеймскрингла, утверждают, что Сигурд, как и отец Олафа, был правнуком Харальда I Норвежца (Харальда Прекрасноволосого) по мужской линии.

Харальд принял участие на стороне Олафа в битве при Стиклестаде в 1030 году. Несмотря на ранение, ему удалось бежать, оставив Норвегию в изгнании. Он смог сформировать отряд воинов из людей, которые также были изгнаны в результате смерти Олафа.

В 1031 году Харальд и его люди достигли земли Киевской Руси, где служили войскам Ярослава I Мудрого, великого князя Руси, чья жена Ингигерд была дальней родственницей Харальда. Считается, что Харальд принимал участие в походе великого князя Ярослава против поляков и был назначен командующим силами обороны. Через некоторое время после этого Харальд и его свита из пятисот воинов двинулись в Константинополь, столицу Византийской империи, где по крайней мере с 1034 года находилась элитная королевская гвардия, состоявшая в основном из скандинавских русов, называемая Варяжской гвардией. Харальд служил в гвардии до 1042 года. В греческой книге «Стратегикон» Кекаумена, написанной в 1070-х годах, Харальд описывается как «сын царя Варангии» и, как говорят, так храбро проявил себя в византийских кампаниях на Сицилии и Болгарии, что император назначил его сначала манглабитом, или членом особой секции личной охраны императора, а затем и титулом спапатарокандидата. Похоже, что он, возможно, некоторое время находился в заключении по приказу императрицы Зои, предполагается, что по обвинению в незаконном присвоении средств, но был освобожден или избежал заключения после восхождения на престол нового императора Константина IX.

Где-то в 1042 году Харальд запросил у императора разрешения вернуться на родину, но ему было отказано. «Тем не менее», замечает Кекауменос, «он тайно сбежал и правил землей вместо своего брата [Олафа]». Вполне вероятно, что деньги, которые Хардрада заработал во время службы в Константинополе, позволили ему финансировать свои претензии на корону Норвегии: некоторые более поздние скандинавские источники отмечают, что, помимо значительной военной добычи, которую он сохранил, Харальд трижды участвовал в полутасварфе, термин, который подразумевал либо разграбление дворцовой казны после смерти Императора, либо, возможно, выплату средств варягам новым Императором, чтобы обеспечить их лояльность. Харальд находился в Константинополе во время правления Романа III, Михаила IV и Михаила V и, таким образом, возможно, имел три возможности, помимо своих законных доходов, унести огромное богатство (с Ярославом Русским, выступавшим в роли хранителя его состояния. Несмотря на это, , Кекауменос хвалит «верность и любовь» Хардрада была для Империи.

В 1045 году на Руси, где он пробыл два или три года до возвращения в Скандинавию, Харальд женился на Елизавете, дочери Ярослава и внучке шведского короля Улофа Скётконунга (упоминается в скандинавских источниках как Эллисиф). Источники утверждают, что они были помолвлены до его отъезда, но Ярослав отказался подтвердить брак, пока Харальд не отличился. Во время службы в Византийской империи Харальд написал любовную поэму, адресованную Елизавете, цитируя свои многочисленные героические подвиги и жалуясь, что «златовласая дева из Гарда не любит меня».

Еще можно увидеть, где размещалась варяжская гвардия в Большом Константинопольском дворце — к востоку от Ипподрома. До Четвертого крестового похода в 1204 году здесь находилось несколько сотен викингов и английской гвардии. В этом районе также находились тюрьма и зоопарк с дикими животными.

Вот моя линия происхождения от Рогнвальда Ярла с Оркнейских островов Брусасона с Ancestry. com:

Рогнвальда Ярла с Оркнейских островов Брусасона (1011 — 1043)

0002

мой 32-й прадедушка

 |

Роберт ЛеБрус (1030 — 1098)

сын Рогнвальда Ярла с Оркнейских островов Брусасон

 |

Роджер ДеПитрес (1035 — 1086)

сын Роберта ЛеБруса

 |

деПитре (1031 — 1083)

дочь Роджера ДеПитре

 |

Гийом ФитцНОРМАН Де Ла Мар (1048 — 1128)

сын де Питра

 |

Ричард Де Ла Мар (1098 — )

сын Гийома ФитцНОРМАН Де Ла Мар

 |

Роберт Де Ла Мар (1116 — 1193)

сын Ричарда Де Ла Мара

 |

Николас Де Ла Мар (1164 — )

сын Роберта Де Ла Мара

 |

Николас Де Ла Маре (1190 — 1229)

сын Николаса Де Ла Маре

 |

Элиас ДеЛаМар (1222 — 1271)

сын Николаса Де Ла Мара

 |

Николас Деламар (1242 — 1313)

сын Элиаса Деламара

 |

Джоан Де Ламар (1296 — 1348)

дочь Николаса Деламара

 |

Улькер Кромвель (1318 — 1351)

сын Джоан Де Ламар

 |

Ричард Кромвель (1338 — 1365)

сын Улкера Кромвеля

 |

Джон Кромвель (1364 — 1461)

сын Ричарда Кромвеля

 |

Роберт Кромвель (1390 — 1461)

сын Джона Кромвеля

 |

Маргарет Кромвель (1418 — 1443)

дочь Роберта Кромвеля

 |

Ричард Смит (1440 — 1472)

сын Маргарет Кромвель

 |

Джон Смайт (1490 — 1538)

сын Ричарда Смита

 |

Джон Смит (1521–1591)

сын Джона Смайта

 |

Сара Смит (1570–1607)

дочь Джона Смита

 |

Маргрет Джеймс (1596 — 1638)

дочь Сары Смит

 |

Урсула Бише (1621 — 1658)

дочь Маргрет Джеймс

 |

Элизабет Томпсон (1674 — 1732)

дочь Урсулы Бише

 |

Элизабет Пресли (1666 — 1741)

дочь Элизабет Томпсон

 |

Уильям Элдер (1688–1754)

сын Элизабет Пресли

 |

Энн Элдер (1726–1805)

дочь Уильяма Элдера

 

Джесси ДеЛозье (1789–1853)

сын Энн Элдер

 |

Малден ДеЛозье (1819–1871)

сын Джесси ДеЛозье

 |

Джеймс Александр ДеЛозье (1844–1925)

сын Малдена ДеЛозье

 |

Миссури Долли Делозье (1872–1939)

дочь Джеймса Александра Делозье

 |

Джесси Джеймс Джонс (1893–1974)

сын Миссури Долли Делозье

 |

Инес Ли Джонс (1916–1988)

дочь Джесси Джеймса Джонса

 |

Эльва Гейл Джонс (1935–1996)

дочь Инес Ли Джонс

 |

Роберт Дэвид Атчисон

 

Если вы интересуетесь графами Оркнейских островов или исследуете корни викингов или византийцев и хотите опубликовать здесь, дайте мне знать по электронной почте.