Киевская русь почему: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Историки России и Украины договорились о переименовании Киевской Руси

Накал исторических дискуссий на Украине потихоньку стихает: улицу и политический подиум больше сейчас волнуют реальные, а не исторические персонажи, типа Мазепы и Бандеры. Впрочем, как рассказал «РГ» директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, у российских и украинских ученых все-таки был недавно очень весомый повод, чтобы собраться в Киеве.

Александр Чубарьян: В Киеве состоялся «круглый стол», посвященный 1150-летию образования Древнерусского государства. Он прошел очень интересно, временами даже остро. Острота дискуссий вызывалась неоднозначными оценками историков различных направлений в интерпретации этого исторического события, начало которому было положено в 862 году. В конце концов известный специалист по Древнему Киеву академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко предложил консенсусную точку зрения, которая всех устроила и нашла отражение в нашем совместном коммюнике. Его ключевая идея состоит в том, что 1150-летие — это юбилей Древнерусского государства, на основе которого и стала развиваться последующая история России, Белоруссии и Украины. В коммюнике записано, что «три восточнославянских народа: белорусский, русский и украинский вышли из единой древнерусской народности, и для всех их Древнерусское государство было общей исторической основой». Научному обсуждению истории грядущей даты мы посвятим следующее заседание российско-украинской комиссии историков в Москве. Туда же пригласим и белорусских ученых.

РГ: Это научная и политическая терминология, а как объяснить, скажем, простому россиянину тот факт, что государственность его страны зародилась в Киеве? То есть, получается, на Украине?

Чубарьян: Ответ очевиден. Есть факт существования Древнерусского государства, того, что раньше называлось Киевская Русь. Формула «Древнерусское государство» возвращает нас к удачной, на мой взгляд, к прежней (еще с советских времен) идее колыбели трех народов в восточнославянском ареале — русского, украинского и белорусского. Важно подчеркнуть их цивилизационное единство, имея в виду общие культурные, конфессиональные и другие корни.

РГ: Как в ИВИ РАН будет отмечаться этот юбилей?

Чубарьян: В Институте всеобщей истории РАН есть новый проект, который посвящен образованию древнейших европейских государств. Мы поставили зарождении Древней Руси в общеевропейский контекст. Ведь в то время, тоже на многоэтнической базе, происходило формирование английского, германского, французского, скандинавского государств, причем повсюду был довольно силен варяжский, викингский след. И украинские историки стремятся сейчас вписать свои древнерусские корни в европейскую историю.

РГ: «Норманская теория» о варяжском следе в советской и российской историографии сильно критиковалась. Признать иноземного пришельца основателем государства считалось оскорбительным. Этот самый след европейских историков тоже задевает?

Чубарьян: Ничуть. Больше вам скажу, идея о праздновании 1150-летия зарождения Российского государства — это «своего рода» признание так называемой «норманской теории». Что такое 862 год? Это приход Рюрика. И это значит, что комплексов об участии скандинавов в зарождении Древнерусского государства у нас больше нет. Рюриковичи — это целая царская династия, такая же, как Романовы.

РГ: Какие новые проекты запланировала нынешняя российско-украинская комиссия историков?

Чубарьян: Во-первых, приняла долгосрочный трехлетний план действий. Скажу вам со всей ответственностью, между нами достигнут такой уровень доверия, который позволяет не бояться ставить на обсуждение самые острые темы. Мы договорились срочно завершить первый том нашего совместного с Украиной и Белоруссией труда «1941 год. Страна в огне». Сборник документов. И через два месяца эта книга будет сдана в издательства в Москве, Киеве и Минске. Украинцы поставили вопрос о следующем томе, который будет посвящен 1942 году.

Еще одно важное решение: сделать исторический энциклопедический словарь «Россия-Украина». Там будут освещены и параллельные события, и отдельные личности. Уже создали рабочую группу по словарю, и я считаю, что это новый шаг в сотрудничестве историков.

РГ: В Киеве только что завершилось и заседание Ассоциации институтов истории стран СНГ. Говорят, что состав ее членов сильно обновился?

Чубарьян: Да, сменился директор Института истории в Казахстане, Узбекистане и Молдове. Представители последнего предложили создать двустороннюю российско-молдавскую комиссию, такую же, какая есть у нас с Украиной.

Мы приняли еще одно решение: попытаться написать совместное учебное пособие по истории Великой Отечественной войны. Постараемся, чтобы оно не было в стиле советских времен: говорить только о вкладе республик в Победу, о количестве Героев Советского Союза, танков и самолетов и так далее. Будем писать и о дискуссионных вопросах ВОВ.

РГ: Историков как-то коснулось предложение председателя российского правительства по поводу Евразийского союза?

Чубарьян: Казахские ученые внесли предложение начать разработку методологии Евразийства, упомянув, что это будет развитие идеи Владимира Путина. И предложили также свою базу для этой работы — Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева.

РГ: А что понимается под Евразией?

Чубарьян: Речь, по-моему, должна идти не только о географическом понятии. Это цивилизация. Поэтому и Казахстан, который вроде бы не имеет к Европе прямого географического отношения, входит в Евразию как член ОБСЕ. Мы не будем идти по стопам евразийцев, которые в начале прошлого века работали в Праге. Но можно изучать историю евразийских понятий, евразийского пути и т.д. Ведь Россия — евразийская держава.

РГ: Утихли ли на Украине исторические баталии?

Чубарьян: Дискуссии продолжаются. Но они не носят такого политизированного характера, как несколько лет назад. Это касается даже и такой острой темы, как деятельность украинских националистических организаций, действовавших во время Второй мировой войны.

Киевская Русь в средневековом мире

В издательстве Гарвардского университета (HarvardUniversityPress) вышла книга Кристиана Раффенспергера «Переосмысление Европы: Киевская Русь в средневековом мире с 988 по 1146 годы». Ее автор – профессор Виттенбергского университета в Спрингфилде, штат Огайо, – концентрирует внимание на династических браках рюриковичей с другими правящими семьями Европы и пишет о том, как эти браки связывали Киевскую Русь с европейскими государствами того времени.

– Почему вы решили посвятить книгу изучению древнерусского государства?

– Главная задача моего исследования – попытка по-иному взглянуть на средневековую Европу, которая включает Киевскую Русь, то есть всю Восточную Европу, с будущими Россией, Украиной и Белоруссией. Сейчас превалирует устоявшееся в годы «холодной войны» представление о том, что средневековая Европа разделена на Запад и Восток, которые были мало связаны. На самом деле в XI и XII веках Европа от Уральских гор до Атлантического океана и от Скандинавии до Средиземного моря была связана браками правящих кланов, религиозными, торговыми и культурными связями. Современные же историки игнорируют эти факты, больше руководствуясь современной политикой, чем средневековой реальностью.

– Есть ли что-то общее между Киевской Русью и сегодняшней Россией?

– И современная Россия, и современная Украина претендуют на роль единственного прямого наследника Киевской Руси. На самом деле им не является ни та, ни другая. Но и та, и другая корнями уходит в Киевскую Русь. Россия, особенно Московия, и Украина много взяли у Киевской Руси, особенно в том, что касается связей с Западом. Это заметно и во времена польско-литовского содружества, и у русинов. Связи прослеживаются и у западного мира в XI и XII веках. Так что Киевская Русь – прародительница и России, и Украины, а не только России или только Украины.

– Какую роль для средневековой Киевской Руси и для будущего России сыграли Византия и наследие этой империи?

– Я думаю, влияние это было положительным. В средневековой истории или в истории России говорят о существовании «византийского содружества», и считается, что Византия управляла Русью и всей юго-восточной Европой. На самом деле в то время ее рассматривали как идеальную империю и Русь, и Польша, и Венгрия, и Германия, и Франция, и даже англосаксонская Англия. Это была римско-христианская империя. Ярослав Мудрый строил Киев по византийско-римскому образцу. Византийские идеи господствовали почти во всей тогдашней Европе. Так что для Руси это влияние сыграло положительную роль. То, что начиная с более позднего средневековья, Великое княжество московское ориентировалось исключительно на Византию, сыграло, по крайней мере по мнению некоторых историков, отрицательную роль. Я думаю, что есть и плюсы, и минусы в привязанности Руси к Византии.

– А помимо Византии, чье влияние на Киевскую Русь было больше – Европы или Азии?

– Я думаю, Европы, особенно ее христианской части. Судя по заключавшимся правящими семьями бракам, Киев предпочитал европейских монархов, а не половцев. В свою очередь знатные половцы стремились выдавать своих дочерей за христианских правителей Руси. И половчанки, выходя замуж, принимали христианство и брали христианские имена. Так что доминирующее влияние на Киевскую Русь оказывали европейские христиане.

– Проводите ли вы параллели между распадом Киевской Руси и распадом Советского Союза?

– Интересный вопрос, о котором я никогда не думал. Может быть, на первый взгляд, стремление различных территорий к автономии и самостоятельной внешней политике? Например, Украина сегодня избирает для себя прозападный курс, а Россия старается укреплять связи с Востоком. Одни государства Кавказа ищут союза с Западом, другие – с Москвой. Похожая борьба политических взглядов имела место и в Киевской Руси: ориентироваться на северо-восток и на Московию, или на Запад, на Галицию? Это делает сравнение относительно правомерным.

– Какие уроки из истории Киевской Руси и средневековой Европы могут извлечь сегодня Москва, Киев и Европа?

– Мне кажется, самый большой урок можно извлечь из исторической реальности, которую не надо рассматривать с точки зрения современной политики. Киевская Русь – это Киевская Русь, а не Украина и не Россия. Она – прародитель обеих стран. И это нормально. Современная политика – это современная политика. А история средневековья – это история средневековья.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы «Время Свободы».

Исторические узы, связывающие Россию, Украину и Крым —

Миру грозит новая холодная война из-за вторжения России в Украину — на Крымский полуостров. Конфликт требует краткой истории двух народов и Крыма.

[Первоначально опубликовано в 2014 году. Я репостирую, потому что в этой статье так много говорится о сегодняшних новостях из России и Украины.]

Киевская Русь в начале 1200-х годов

Россия родилась на Украине

Первое утверждение, что историки называют «русскими» Киевскую Русь: средневековое государство со столицей в Киеве, столица современной Украины. («Киев» основан на русском написании, но в настоящее время большинство людей используют украинское написание для города Киев . ) Викинги основали Киевскую Русь в конце 800-х годов нашей эры, а затем постепенно смешались с местным славянским населением. Киевская Русь в конечном итоге охватила современную Украину, Белоруссию и большую часть Западной России. Русь является корнем слова Россия . Легенда гласит, что это означало «красный» и относилось к окраске викингов. Но, скорее всего, Русь на самом деле произошло от скандинавского термина, обозначающего «людей, которые гребут», поскольку викинги прибыли по рекам.

Византийская империя быстро накинула свою культурную сеть на Киевскую Русь. Киевский князь принял византийское православие в 9 г.88 г., закладывая основы Русской Православной Церкви.

Киевская Русь пала перед монголами в 1230-х годах и исчезла из истории.

Ранние народы и первое завоевание Украины Россией

Князь Дмитрий Московский побеждает Золотую Орду (монголо-тюркское войско), 1380

Потомки Киевской Руси начали восстанавливать свою прежнюю власть в конце 1200-х годов под несколькими небольшими княжествами. На севере росли новые города, особенно Москва, которая со временем сбросила монгольское правление и превратилась в гигантское государство, которое мы называем Россией. Великое княжество Московское стало самостоятельным около 1300 года, когда русский православный патриарх перенес штаб-квартиру Церкви из Киева в Москву.

Примерно в это же время на юге, на территории современной Украины, возникло новое пострусское государство. Но настоящей независимости она так и не обрела. В конце концов, поляки и литовцы заменили монголов в качестве иностранных правителей страны. С тех пор до конца 20 века украинцы в основном жили под властью иностранцев. Отделившись от других потомков Киевской Руси, украинцы развили свою собственную культуру. Сегодня украинский — самостоятельный язык, хотя украинцы и русские иногда могут понимать друг друга — как говорящие по-испански и по-итальянски.

В конце 1600-х русский царь завоевал часть Украины и стал одним из нескольких ее иностранных монархов. И доля России росла с веками. К концу Второй мировой войны Российская империя, к тому времени преобразованная в Советский Союз, владела всей современной Украиной. Как правило, российское правление было направлено на искоренение или ограничение украинской культуры из опасения, что украинцы будут искать свою нацию.

Крымский полуостров

Крымский полуостров не входил в состав Украины до 1954. Татары-мусульмане доминировали здесь в 1700-х годах под властью ханов, которые подчинялись Турецкой Османской империи. Однако в 1783 году российская Екатерина Великая завоевала полуостров, дав России первый порт с теплой водой и крупную долю на Черном море.

Российская императрица Екатерина Великая завоевала Крымский полуостров

Крым оставался частью России до тех пор, пока Советы не передали его из Российской советской республики в Украинскую советскую республику в 1954 году. Эти республики были просто провинциями, поэтому переезд не имел большого значения. Фактически, Советы увидели в этом символический жест, приуроченный к 300-летию вхождения восточной Украины в состав Российской империи.

Русское самодержавие и смута из-за Украины и Крыма

Советский Союз распался в 1990 году, и Россия и Украина стали независимыми государствами (как и другие советские республики).

Вскоре Россия столкнулась с двумя проблемами, связанными с ее «новым» соседом. Во-первых, Крым дал бывшему Советскому Союзу ключевой выход в Черное море. Поскольку Крым входил в состав независимой Украины, этот выход находился в чужих руках. Однако Украина в конце концов сдала в аренду России несколько крымских военно-морских баз. А Крым стал полуавтономной республикой в ​​составе Украины.

Президент Владимир Путин, правитель России, награждает генерала

Вторая проблема России связана с демократией. К 21 веку казалось, что украинцы полны решимости принять демократическое правительство. И это побудило их искать связи с демократическим Западом: Европейским союзом, США и т. д. Россия заигрывала с демократией после распада Советского Союза. Но затем она вернулась к традиционному авторитарному государству при Владимире Путине. Для самодержца свободный и благополучный сосед — со схожим языком и культурой — представляет реальную угрозу. Успех Украины может натолкнуть россиян на идеи, которые авторитарист предпочел бы задушить. Эта проблема обострилась в прошлом месяце, когда украинский народ сверг коррумпированное пророссийское правительство в пользу большей демократии и более тесных связей с Западом.

Российское вторжение в Крым

Сразу же после того, как в прошлом месяце Украина сделала крен в сторону демократии и Запада, Путин вторгся на Крымский полуостров. Таким образом он решил первую проблему России, взяв под контроль военно-морские базы на Черном море. Он решил ее, то есть сможет ли Россия сохранить Крым.

Вторжение могло также помочь Путину решить вторую проблему, ослабив демократическую Украину. Но украинская свобода остается занозой в боку России.

Флаг современной Украины


Изображения:

  • Карта: Киевская Русь, 1220-1240 гг., из SeikoEn (без одобрения), воспроизведено с Wikimedia Commons
  • Картина: Куликовская битва (1849 г.