Киевская русь и древняя русь это одно и тоже: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Почему Киевская Русь не может считаться Россией

29 августа 2018, 17:00

Яков Кротов

Священник, историк

Именно украинский народ имеет более всего оснований считать себя преемником «Киевской Руси» по причине не только этнического и языкового, но и в первую очередь территориального преемства.

Вопрос о том, имеет ли Россия отношение к «Киевской Руси», ничтожен. Он ставится не для того, чтобы доказать, что Россия имеет отношение к культуре полян, а чтобы доказать, что Украина такового отношения не имеет. Доказывают несуществование Украины — и культуры-то у неё не было и нет, и языка украинского нет, и чего ни хватишься — ничего нет. Кроме Киева — ну вот и следует отобрать Киев у «самозванцев» и вернуть законному правопреемнику.

Разыскивая Россию в Киеве, одновременно отрицают Россию в СССР. Правда, отрицают Россию в преступлениях СССР, когда же речь идёт о достижениях СССР — это достижения России и только России, а всякие «хохлы», «чернож…ые» и «чучмеки» только шерпы, которые под мудрым руководством и т. п.

Интересно сравнить статьи о «Киевской Руси» в русской и в английской википедии (на 29.08.2018).

Русская:

«Киевская Русь, Древнерусское государство Древняя Русь, рѹсьскаѧ землѧ, — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев, утративший своё влияние в пользу новых центров силы, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать и после политической дезинтеграции, что впоследствии сыграло важную роль в процессе объединения русских земель».

Не «завоевание Украины Россией», а «процесс объединения русских земель». Именно «русских», не «украинских, русских и белорусских». Только «русских»!

При этом игнорируется тот факт, что «роусьский» — это омоним слова «русский». «Роусьская земля» — не «русская земля».

Английский намного лаконичнее:

«Kievan Rus’ (Old East Slavic: Рѹ́сь (Rus’ ), Рѹ́сьскаѧ землѧ (Rus’skaya zemlya), Latin: Rus(s)ia, Ruscia, Ruzzia, Rut(h)enia) was a loose federation of East Slavic and Finnic tribes in Europe from the late 9th to the mid-13th century under the reign of the Rurik dynasty. The modern peoples of Belarus, Russia and Ukraine all claim Kievan Rus’ as their cultural ancestors, with Belarus and Russia deriving their names from it».

Не «средневековое государство», а «федерация со слабыми внутренними связями» («loose»). Нет прочных связей — нет и дезинтеграции, разумеется. Ничего об «объединении русских земель», только: «Современные народы Белоруссии, России и Украины равно считают Киевскую Русь своим культурным предком».

Русское имперское сознание доказывает своё право на «Киевскую Русь» тем, что «Древняя Русь» звучит нормально, а «Древняя Украина» — звучит смехотворно. В крайнем случае, «не доставайся же ты никому». Была «Роусьская земля», к которой ни Украина, ни Россия отношения не имеют. Позиция эта озвучивается редко в силу своей абсурдности, но эмоционально именно гыгыганье над идеей, что можно говорить о «Киевской Руси» как о «древней Украине» является фундаментальным для российского империализма.

В реальности, «Древняя Украина» новодел, конечно, но и «Киевская Русь» — новодел, и «древнерусское государство» — тоже новодел. «Древнерусское государство» особенно опасный новодел в силу той же омонимии — кажется, что «древнерусское государство» это «древнее Русское государство». Просто столица из Киева переместилась в Россию — то ли в 1169-м году, то ли в 1240-м году. Столицам свойственно мигрировать, бывает!

Ожесточённое отрицание «Древней Украины» вызвано тем, что из трёх народов — украинского, белорусского и русского — именно украинский народ имеет более всего оснований считать себя преемником «Роусьской земли», «Киевской Руси». Причина проста: не только этническое и языковое преемство, но и территориальное. Именно это — причина совершенно иррационального во всех других смыслах стремления уничтожить Украину как государство, уничтожить военным путём или хотя бы словами.

Оригинал здесь

Материалы по теме:

Православная Русь

ФотКа дня: в Москве нашли место, где зародилась Киевская Русь

Как на самом деле Владимир крестил Русь

УкраинаБелоруссияВойна на Украине История РоссииРоссия

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Каким было государство до Рюрика и другие тайны Киевской Руси

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Видео дня

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.[С-BLOCK]

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.[С-BLOCK]

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.[С-BLOCK]

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Однако некоторые историки не склонны преувеличивать значимость Хазарии. К примеру, Борис Рыбаков отмечал, что «отсутствие археологических следов хазарских городов делает очень неубедительными рассуждения о городском строе у хазар, а паразитарный характер государства, жившего по преимуществу за счет транзитной торговли, лишает нас возможности присоединиться к выводам о развитом феодальном строе каганата».[С-BLOCK]

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты». По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

Путин говорит, что Россию и Украину объединяет историческое «единство». Он прав? | Российско-украинская война Новости

Санкт-Петербург, Россия – В понедельник президент России Владимир Путин приказал своим вооруженным силам развернуть то, что он назвал миротворческой миссией на Донбассе, на востоке Украины, где поддерживаемые Россией повстанцы сражаются с центральной правительства в Киеве за последние восемь лет.

В телеобращении Путин вновь выразил обеспокоенность по поводу возможного расширения НАТО на Украину, назвав это «прямой угрозой» национальной безопасности России, и сделал провокационные интерпретации украинской истории.

Среди прочего президент России утверждал, что «Украина никогда не имела традиции подлинной государственности» и что нация, известная сейчас как Украина, была вырезана из России советским лидером Владимиром Лениным.

В 2021 году Путин написал эссе под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», в котором объяснил свою веру в то, что русские и украинцы — это один народ, искусственно разделенный границами и чужаками.

В нем он обвинил современную Украину в «антироссийском проекте», в котором отбрасываются давние связи с Россией, прославляются нацистские коллаборационисты и избегается из общественной жизни русский язык, на котором говорит около трети населения Украины. .

Чтобы выяснить, насколько точны эти утверждения, а также причины нынешнего кризиса, необходимо более внимательно изучить общую историю двух стран.

Россия и Украина, а также Беларусь имеют общие корни в Киевской Руси, свободной федерации средневековых городов-государств со столицей в Киеве.

Но в 13 веке территория, ставшая Россией, была завоевана монгольской Золотой Ордой, а западные части позже перешли к Польско-Литовской империи.

Отсюда развились три отдельных языка и национальности.

Лишь в 17 веке украинские казаки под предводительством Богдана Хмельницкого восстали, сбросив польское владычество и добровольно воссоединившись с Россией.

Но к 19 веку царям хватило украинского национального духа, который они считали подрывающим свою власть, и запретили украинский язык во многих сферах общественной жизни.

Между тем самые западные части Украины никогда не находились под властью имперской России, а вместо этого находились под властью Польши или Австрии, где все еще был разрешен украинский язык, и, как следствие, националистические настроения по-прежнему сильны в западноукраинских городах, таких как Львов.

Этот раскол идентичности лежит в основе многих проблем сегодняшнего дня.

«Люди, живущие на этих землях, выработали разные геополитические ориентации, имеют разные трактовки своей исторической памяти, разные пантеоны героев», — рассказала «Аль-Джазире» российский политолог Гульназ Шарафутдинова.

«Кроме того, есть тема российского шовинизма в отношении Украины и Белоруссии — как «младших братьев» в риторике элиты, выявляющих их стремление контролировать выбор Украины».

Когда империя погрузилась в гражданскую войну после русской революции 1917 года, Украина была одной из нескольких стран, наряду с Финляндией, Польшей и странами Балтии, которые пытались вырваться из-под власти России.

Когда большевики вышли победителями, они действительно создали новое украинское государство среди пятнадцати советских республик, входивших в состав СССР. Но это не значит, что отдельной украинской идентичности уже не существовало.

«Эта [часть речи Путина] больше всего меня смутила, — сказала Эмили Чаннелл-Джастис, антрополог из Гарвардского университета.

«Для этого утверждения нет никаких исторических оснований».

«Восточная часть Украины стала частью Советского Союза в 1922 году», — сказала она «Аль-Джазире». «Это только часть территории современной Украины, а остальная часть Украины до 1945 года воевала с Советским Союзом. Так что это далеко за пределами Ленина».

Во время Второй мировой войны Красная Армия захватила Львов, впервые передав его под власть Москвы. В отличие от юга и востока Украины и отчасти Киева, Львов и Западная Украина оставались явно нерусифицированными.

Тем временем Украинская повстанческая армия под командованием Степана Бандеры сотрудничала с нацистами в их борьбе за независимость Украины.

Статус героя, которым его иногда награждают в современной Украине, бьет по нервам русскоязычному меньшинству страны, а также в Польше за зверства против поляков и евреев.

«Взгляд на украинский и русский народы как на одну нацию не подкрепляется постоянной борьбой со стороны украинских националистов даже в советский период», — пояснила Шарафутдинова. «Хотя украинцы и русские родственны своими славянскими корнями и языковой близостью, это, несомненно, разные народы.

Русская национальная идентичность сегодня более ненадежна и уязвима – потому что национальная эволюция России всегда носила имперский характер, а представить русскую нацию в неимперских терминах непросто; действительно, это кажется довольно болезненным».

Когда в 1990 году холодная война достигла своего финала, западные коллеги заверили советского лидера Михаила Горбачева, который сам был украинцем по происхождению, что НАТО, альянс, специально созданный для сдерживания Советского Союза, не расширится «ни на дюйм» до Восток.

Год спустя СССР распался, и Украина, как одна из входящих в его состав республик, провозгласила независимость.

Но разногласия внутри самой Украины были далеко не улажены.

Во время Оранжевой революции 2004 года прошли массовые акции протеста против того, что считалось сфальсифицированными выборами в пользу Виктора Януковича из Донбасса, который склонялся к России.

Его оппонент Виктор Ющенко стал президентом, а позже присвоил Бандере звание Героя Украины, что вызвало протесты на востоке Украины, в ходе которых были сожжены чучела лидера.

«Ющенко начал политику национального строительства, которая маргинализировала национальную идентичность пророссийских юга и востока и отдавала предпочтение националистическим интерпретациям, воспоминаниям и героям Западной Украины», — сказала Шарафутдинова.

«В России Оранжевую революцию рассматривали как политическое изменение, направляемое и даже организованное Соединенными Штатами. Это вызвало страх и паранойю в Кремле».

Тем не менее, как отмечает историк Роберт Дэвид Инглиш, всего пять лет спустя украинцы снова избрали Януковича, что говорит о том, что вопросы идентичности не так важны, как желание простых людей жить достойной жизнью.

«И когда ему не удалось улучшить экономику, произошел еще один взрыв», — сказал Инглиш «Аль-Джазире».

В 2014 году, после того как Янукович подписал торговое соглашение с Россией, а не с ЕС, как надеялось большинство украинцев, он был свергнут революцией Евромайдана и бежал в Россию.

Ультраправые боевики принимали активное участие в уличных боях с ОМОНом в Киеве, которые в России и некоторых частях Украины расценили как ультранационалистический переворот, навевающий воспоминания о Бандере.

Вскоре после свержения Януковича портрет Бандеры висел в киевской мэрии.

«Лично я очень скептически отношусь к прославлению его как героя, — сказал Channell-Justice, — но я действительно думаю, что российские СМИ преувеличивают Бандеру и неонацистскую угрозу.

«Да, ультраправые в Украине есть. В России есть ультраправые. В США есть ультраправые. Он есть почти везде.

«У них нет значительного представительства в киевском правительстве, поэтому по этим меркам ультраправые не очень сильны с точки зрения определения политики Украины.

«Но в гражданском секторе очень активны ультраправые».

Действительно, крайне правые партии выступили на выборах 2019 года крайне неудовлетворительно, набрав всего 2,9 процента голосов, а Владимир Зеленский, русскоязычный еврей, был избран президентом.

 

Платформа Зеленского, помимо прочего, обещала прекратить конфликт с Россией, но в то же время поддерживала вступление в альянс. Его нежелание отказаться от этой поддержки, возможно, лежит в основе кризиса.

«Предотвращение расширения НАТО на Украину — главная мотивация Путина. Украина расположена в стратегическом сердце России, и она настолько велика, что потенциал для баз НАТО и вооружений по всей стране огромен», — пояснил историк Инглиш.

«Помните, в то время как на Западе люди часто думают о НАТО как об оборонительной силе, в России их долго воспитывали против нее, а затем она бомбила Сербию и Ливию без мандата ООН и в нарушение международного права».

Румыния, Болгария, Польша и страны Балтии вступили в НАТО.

Хотя России как правопреемнице Советского Союза не было предложено никаких письменных гарантий, что альянс не расширится «ни на дюйм», Кремль тем не менее рассматривает потенциально враждебный альянс, подкрадывающийся к его порогу, как угрозу, мало чем отличающуюся от США во время Кубинский ракетный кризис.

Хотя Инглиш считает особую принадлежность Украины к России второстепенным фактором продолжающегося противостояния, Шарафутдинова с этим не согласна.

«Поскольку Украина вышла из-под контроля России и нашла более активное участие со стороны Запада и США – для российских политических элит это создало угрозу присутствия войск НАТО в местах, которые дороги русскому сердцу и душе», она сказала.

«Учитывая отношение России к Украине как к младшему брату, Кремль с трудом представляет такие потенциальные сценарии, что Украина однажды сможет присоединиться к западному альянсу… даже отдаленная возможность такого сценария заставляет их видеть красный.

— Таким образом, проблемы с идентичностью и взгляды России на то, как Россия и Украина связаны — так сказать, связаны кровью — препятствуют способности России признать Украину как суверенную нацию, как взрослую страну, которая может делать свой собственный выбор».

Трагедия России и Украины · Журнал ONE · CNEWA

С точки зрения единого Бога, сотворившего всех нас, нас ничто не разделяет — ни раса, ни национальность, ни религия. Как говорит нам духовное: «Во Христе нет ни востока, ни запада, ни юга, ни севера; но одно великое братство любви по всей широкой земле».

Но с точки зрения человечества каждое различие разделяет нас. В то время как исследования эволюции человечества демонстрируют тесную связь между всеми людьми, общества подчеркивают то, что нас разделяет, начиная не только с обычных группировок по расе, национальности, этнической принадлежности и религии, но и по ценностям, образу жизни, политике, классу, экономике. и образование. К сожалению, эти различия, многие из которых делают каждого из нас уникальным чадом Божьим и должны прославляться как таковые, могут быть использованы для разделения одного от другого. Эти различия в оружии мешают солидарности, препятствуют нашей способности прощать, примиряться и заключать мир, будь то между членами семьи или между народами. Трагедия России и Украины — это урок опасности превращения различий в оружие. Взгляд на развитие церкви в регионе дает некоторый исторический контекст.

Современные белорусы, карпато-русины, русские и украинцы имеют одинаковое происхождение, все считают одно средневековое царство своим. В девятом веке варяги — скандинавское племя, известное своей свирепостью и пиратством, — ворвались в Восточную Европу, поселившись среди живших там восточных славян и смешавшись с ними. Все вместе называемые русинами, они основали города-крепости вдоль трех рек, установили контроль над торговыми путями от Балтийского до Черного морей и установили торговые отношения с Новым Римом — Константинополем, великой столицей Византии.

Созданная в Константинополе в XII веке, эта почитаемая икона Богородицы почиталась сначала под древним Киевом, затем была перенесена в соперничающее русинское княжество Владимир, где хранилась веками. Позже переданная в Москву для защиты города от захватчиков, икона приобрела статус государственного штандарта или палладия. (фото: Heritage Image Partnership Ltd/Alamy Stock Photo)

Один русинский городской центр постепенно стал играть доминирующую роль. Из этого города Киева (Киев на современном украинском языке) развилась цивилизация, известная историкам на английском языке как Киевская Русь (в переводе с украинского — Киевская Русь, а с русского — Киевская Русь). Его лидер принял титул великого князя и требовал верности и налогов от более слабых князей, многие из которых были членами его большой семьи. Согласно русинским хроникам XII века, один из этих великих князей (Владимир на современном украинском языке, Владимир на современном русском языке) разослал послов, чтобы узнать больше о верах своих соседей, включая латинское христианство франков и восточное христианство франков. византийцы.

Заинтересованность великого князя в укреплении своего торгового и военного союза с Константинополем, возможно, привела к его выбору христианства в его византийской форме, когда он крестился в реке Днепр (или Днепр, от современного русского) в 988 году. Быстрое развитие распространения византийского христианства среди русинов, которое князь энергично проводил, совпало с возникновением государства. Его великие князья укрепили свою власть, промульгировали первый свод законов восточных славян, построили церкви, спонсировали монастыри, поддерживали науку и искусство.

Один, сын и преемник Владимира, Ярослав Мудрый (978-1054), добился некоторой церковной независимости от Константинополя, наблюдая за установлением митрополита Киевского и всея Руси в 1037 году. подчиненные ему епископские места располагались в различных областных центрах, управляемых великокняжеской семьей. Однако эта русинская митрополия оставалась под властью византийского вселенского патриарха в Константинополе.

Господство Киевской Руси было недолгим. Соперничающие русинские города возмущались его контролем над торговлей и стремились к большей автономии. На крайнем северо-востоке города Новгород и Псков провозгласили независимость и создали республику в 1136 году. На севере и востоке Владимир и Суздаль становились экономически и политически независимыми, укрывая изолированные аванпосты, такие как Москва. К западу от Киева потомки Владимира образовали независимое княжество в Галичине и Волыни.

Ослабление русинской конфедерации открыло ее для вторжения ближайших соперников — тевтонских рыцарей, мадьяр, поляков и литовцев — всех, кто наслаждался богатством ее городов. Однако самое разрушительное вторжение произошло с востока. Монголы, кочевой народ из Средней Азии, пронеслись по Руси в 13 веке, сжигая и разграбляя ее города, в том числе Киев в 1240 году. Они разорили землю, убили большую часть населения и поработили тех, кто уцелел. Киев и земли, находящиеся под его непосредственным контролем, так и не восстановились полностью.

Разрушение Киевской Руси привело к распаду ее митрополичьей церкви. Оставшиеся в живых искали убежища, мигрируя в его более отдаленные княжества. Фактический лидер русинов Максим, митрополит Киевский и всея Руси, покинул обезлюдевший Киев и отправился на восток, поселившись во Владимире в 1299 году. Его преемник Петр перенес историческую кафедру русинской церкви из Владимира в Москву около 26 г. лет спустя. Родившийся в Галицко-Волынской области, митрополит Петр укрепил отношения русинской церкви с великими московскими князьями, создав союз, который привел к развитию могущественной Московской церкви и государства, ядра современной России.

Яростная защита украинцами своих родных и близких объединила нацию, которая когда-то считалась сломленной навсегда.

Более века преемники митрополита Петра претендовали на Киев в своей юрисдикции. Однако в 1448 году русинские епископы формально разделились на две отдельные митрополии, Киевскую и Московскую. Находясь в полном общении друг с другом и технически под опекой Вселенского Патриархата в Константинополе, разделение русинской церкви на две провинции ознаменовало начало раскола единой русинской культуры на отдельные лагеря: один с центром к западу от Киева и открытый державам Центральной Европы; другая в значительной степени изолирована от Европы и враждебна ей, особенно Литве и Польше, и сосредоточена в Москве.

Московская Церковь, отражая растущую мощь своих князей, регулярно бросала вызов Константинополю и добилась полной независимости в 1589 году, когда вселенский патриарх неохотно возвел митрополита Московского на престол патриарха Московского и всея Руси.

Москва была не единственным претендентом на наследство Киева. Русинские князья Галиции и Волыни, чьи владения граничили с Венгрией и Польшей на западе и северо-западе, создали единое государство в 13 веке. Галицко-Волынская область, известная сегодня как Галичина, соперничала с Киевской Русью по размеру и богатству, даже когда ее правители отдавали дань уважения своим монгольским повелителям.

Один из таких князей, Данило I (умер в 1264 г.), пригласил в царство армянских, немецких, венгерских, еврейских и литовских купцов, которые образовали самостоятельные общины. Он укрепил союзы с соседними державами и заручился поддержкой папства, чтобы отогнать монголов. Хотя церкви Константинополя и Рима находились в формальном расколе почти два века, христиане-русины в Галицко-Волынском регионе поддерживали общение с обеими.

В 1253 году представитель папы короновал русинского великого князя Данило королем, несмотря на верность русинской церкви Вселенскому Константинопольскому Патриархату. Три года спустя король Данило основал город Львов, назвав его в честь своего сына и преемника Льва, который в 1272 году сделал Львов столицей. В знак признания столицы королевства вселенский патриарх воздвиг во Львове в 1303 году митрополичью кафедру, заполнив пустоту, образовавшуюся после отъезда митрополита Максима из Киева во Владимир всего четырьмя годами ранее.

Галицко-Волынское господство также оказалось недолгим. К середине 14 века литовские и польские соседи королевства разделили его, захватив Львов и Киев. Несмотря на то, что ее расцвет давно миновал, очарование Киевской Руси осталось. Эта «мать всех русинских городов» продолжала оставаться духовным центром русинского христианства даже тогда, когда русинское общество распалось.

Интерьер в стиле позднего барокко Георгиевского собора во Львове, западная Украина, который в 1800-х годах стал материнской церковью греко-католиков исторического Галича. (фото: Джефф Гринберг/Universal Images Group через Getty Images)

По иронии судьбы, окончательный раскол между русинским христианством и Римской церковью произошел только в 1441 году, всего через два года после того, как раскол между Константинопольской и Римской церквями прекратился на соборе, состоявшемся во Флоренции. Когда Исидор, византийский грек, назначенный Вселенским патриархом митрополитом Московским и всея Руси, провозгласил на литургии в Успенском соборе Московского Кремля восстановление полного общения между католической и православной общинами церквей, он был отправлен в отставку. и почти сразу посажен в тюрьму за «отступничество от Православия». В конце концов он бежал из Москвы и нашел убежище в Риме. Его родной Константинополь пал перед турками-османами в мае 1453 г.

По мере того, как католическое польско-литовское государство закрепляло свои завоевания в Древней Руси, его дворянство привязывало к земле православных русинских крестьян. Многие бежали на юго-восток, найдя убежище в «Украине» — древнеславянском названии окраин. В конце концов, эти беженцы сформировали автономные сообщества кочевых всадников, известных как казаки, которые бросили вызов закону своих повелителей.

Оставшиеся крепостные русины (или русины, от средневековой латыни для русинов, жителей Речи Посполитой) подвергались притеснениям и кампаниям по этнической ассимиляции со стороны правительства, которое также обложило высокими налогами православное духовенство и мирян и отказало епископам в разрешении строить церкви.

Протестантская Реформация и связанные с ней войны изменили конфессиональную динамику Центральной Европы, включая Польско-Литовское государство. Постоянные столкновения опустошали сельскую местность. Болезни и войны опустошили население. Тем временем росли кальвинистские, лютеранские и унитарные общины, особенно среди «хозяев» русинов.

Иезуиты, авангард католической Реформации, работали среди православных лидеров Центральной Европы, чтобы бороться с распространением протестантизма. Они пообещали православным, что сохранят свои византийские литургические обряды, обычаи и привилегии, в том числе женатое духовенство и метод избрания епископов, в обмен на их лояльность папству. Кроме того, православному русинскому духовенству будут предоставлены те же гражданские права и привилегии, что и римско-католическому духовенству.

В 1596 году православный митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза разорвал связи с Православным Вселенским Патриархатом в Константинополе и Московским Православным Патриархатом и в городе Бресте принял первенство и власть римского понтифика, таким образом, была создана греко-католическая церковь («греческая» относилась к византийскому наследию русинов). Польско-литовское римско-католическое дворянство способствовало объединению своих русинских подданных, чтобы сдерживать растущую мощь соседней Москвы, которая оставалась стойко православной.

Многие русины приняли унию, но в Киеве и на казачьих территориях Украины вспыхнуло восстание. Военные действия вынудили митрополита Михаила и его преемников поселиться на более дружественной, прокатолической территории, тем самым образовав пустоту в церковном руководстве, заполненную установлением конкурирующего православного митрополита Киевского в 1620 г.

Внешний вид собора св. Георгия во Львове, запад Украины. После подавления советской властью Украинской греко-католической церкви в 1946, собор служил православным собором Московского Патриархата. Символ украинской идентичности, особенно для украинцев в диаспоре, собор был возвращен греко-католической общине после распада Советского Союза. (фото: Olexandr/Adobe Stock Photos)

Кризисы, вызванные иностранным господством, дискриминацией, экономическими трудностями и Брестской унией, спровоцировали восстание Хмельницкого (1648-54). Восстание, возглавляемое образованным иезуитом казачьим дворянином Богданом Хмельницким, стремилось объединить русинские народы в независимую Украину. Но эта независимая Украина вскоре начала разваливаться, как раз тогда, когда Хмельницкий с триумфом вошел в Киев. Скрепя сердце, казаки обратились за помощью к московскому великому князю, принявшему царский титул и стремившемуся объединить земли исторической Руси под своей властью.

В 1654 году Хмельницкий и представители царя подписали Переяславский договор. Договор ознаменовал конец восстания и начало раздела Украины. Польша сохранила за собой украинские земли к западу от Днепра. Чтобы уничтожить любое потенциальное влияние Москвы среди русинского населения, поляки подавляли Православную церковь в районах, находящихся под ее контролем, и продвигали интересы греко-католической церкви. К 18 веку две трети русинского населения Западной Украины, особенно Галиции, стали греко-католиками. Тем временем царская Россия поглотила территории к востоку от Днепра, в том числе и Киев.

Чтобы способствовать объединению Древней Руси с Россией, царь в 1686 году присоединил Киевскую митрополию к Московскому Патриархату, несмотря на протесты вселенского патриарха в Константинополе. Первоначально к греко-католикам, проживающим на территориях, поглощенных Россией, относились терпимо. Однако это закончилось после того, как греко-католики поддержали восстание после раздела Польши Австрией, Пруссией и Россией в конце 18 века. К 1839 году царь упразднил греко-католическую церковь на подвластных ему территориях и воссоединил ее епархии с Православной церковью. Одна-единственная епархия осталась греко-католической, но в конце концов в 1875 г. ее поглотила Русская Православная Церковь9.0005

По иронии судьбы, попытки царей интегрировать украинские земли с Россией разожгли чувство украинского национализма, которое яростно разгорелось среди людей, живущих в тех районах к западу от Днепра, где процветала греко-католическая церковь. Этот национализм также подпитывал стремление самопровозглашенных украинских православных лидеров к церковной независимости от Москвы.

Трагедия России и Украины — это урок опасностей превращения различий в оружие.

После падения царской власти в 1917 году и последовавшего за этим политического и социального хаоса политические и религиозные движения за независимость в Украине набрали обороты. В 1921 году группа православных священников на Украине создала Украинскую автокефальную православную церковь. Сталин уничтожил это выражение украинского национализма во время чисток 1930-х годов.

Когда нацисты оккупировали Украину в первые дни Второй мировой войны, националисты восстановили церковь, которая снова была подавлена, когда Красная Армия установила советский контроль в 1945. Год спустя Сталин ликвидировал Украинскую греко-католическую церковь, сохранившуюся в некоторых частях Галиции под контролем австро-венгров и их преемников, чехословаков и поляков, и интегрировал ее приходы и священников в Русскую православную церковь во главе с патриарх Московский.

Распад единой Православной Церкви в Украине начался еще тогда, когда советское правительство санкционировало планы публичного празднования тысячелетнего юбилея христианства на Руси с Крещением Владимира.

В 1987 году из подполья стали выходить священники и миряне Украинской Греко-Католической Церкви, ходатайствуя о восстановлении их храма. Вскоре после этого значительное число священников Московского Патриархата на западе Украины заявили о своей лояльности подавленной церкви.

Священник подпольной Украинской греко-католической церкви совершает великопостную литургию в лесу в 1987 году. (фото: Институт истории церкви) их приверженность возрожденной церкви тоже.

Распад Советского Союза в 1990 и 1991 годах усугубил ситуацию. Когда в 1991 году более 90 процентов советских украинцев проголосовали за независимость, православный митрополит Киевский Филарет Денисенко обратился к Московскому Патриархату с просьбой о большей автономии, опасаясь распада единой православной церкви в независимой Украине. Синод Русской Православной Церкви отклонил его прошение, а патриарх Алексий II осудил его.

Попытки исправить эти расколы и объединить раздробленные православные церкви Киева за последние три десятилетия по большей части провалились. Объединительный собор, который включал в себя разную степень поддержки и участия враждующих церквей, в декабре 2018 года провозгласил единую Православную церковь Украины, избрав митрополита Киевского и всея Украины. В январе 2019 г., новоизбранный митрополит Епифаний совершил поездку во Вселенскую Патриархию в исторический Константинополь (современный Стамбул), где в патриаршем храме св. Георгия получил от вселенского патриарха Варфоломея директиву о признании его избрания и независимости вновь воздвигнутой Православной церкви Украины.

Московский Патриархат осудил действия Вселенского Патриархата и отделился от него. Затем российское правительство обязалось защищать интересы всех православных христиан в Украине от того, что, по его мнению, было незаконной деятельностью Вселенского патриархата, поощряемой, по его словам, давлением со стороны Соединенных Штатов.

Все это возвращает нас к настоящему. К февралю массовое наращивание российского оружия, боеприпасов и солдат — силы, подобной которой Европа не видела со времен Второй мировой войны, — окружили Украину с трех сторон. Россия отрицала какое-либо намерение вторгнуться в Украину, заявляя вместо этого, что она находится в осаде враждебного Запада и нуждается в защите своих интересов, а именно Украины. Затем, в предрассветные часы 24 февраля, российское военное вторжение в Украину началось, как и предсказывало разведывательное сообщество на Западе, с ракетами, нацеленными на ключевые военные и коммуникационные посты вблизи основных городов Украины: Киева, Харькова, Одессы. , даже так далеко на запад, как Львов.

Независимо от исхода военных действий, выясняется, как россияне на самом деле относятся к этой военной глупости — когда-то считавшейся неизвестной: десятки тысяч россиян вышли на улицы в знак протеста, несмотря на риск ареста. По мере того как рубль и российская экономика рушатся, а вторжение перерастает в кровавые и затяжные уличные бои, эти протесты могут усилиться, ослабив власть правительства.

На протяжении десятилетий чувства россиян к своим украинским соседям, которых часто называют их «младшими братьями», варьировались от покровительственной нежности, как у ребенка или родственника, который не знает лучше, до напыщенного высокомерия. Отношение украинцев к своему восточному соседу было сложным и почти полностью личным, в зависимости от семьи, географии, языка и религии. Но с 2014 года ситуация изменилась, когда страх украинцев перед российской агрессией и расчленением своей страны стал реальностью. Их яростная защита родных и близких объединила государство, которое когда-то считалось разрушенным навсегда — возможно, выковав нацию, более чем когда-либо решившую следовать своему собственному курсу.