Содержание
История и культура — Киевская Русь
- Просмотров: 42422
Рейтинг: 5 / 5
Пожалуйста, оцените
Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5
Киевская Русь
Киевская Русь Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры и начали поиски собственных средств художественной выразительности.
В IX-X вв. возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. по письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохрагился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм — Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке). Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо- Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера. Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. ч. и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). В XII в. обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. («Остромирово евангелие», 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.
Уже в XI — начале XII вв. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода. Монументальной простотой, пластической мощью объёма выделяется Софийский собор в Новгороде, монолитной цельностью композиции отличаются новгородские соборы начала XII в. (пятикупольный Николо-Дворищенский, трехкупольные соборы Антониева монастыря и Юрьева монастыря, мастер Пётр). Новгородская иконопись XI — первой полвины XII вв. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы «Устюжское благовещение», «Ангел Златые власы»). Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.
Наследие Киевской Руси, ставшее значит, вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ, возникших в период феодальной раздробленности (владимиро-суздальская школа, новгородская школа и др. ), и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.
Лит.: ИРИ, т. 1-2, М., 1953-54; ВИА, т. 3, Л.-М., 1966; Каргер M. К., Древний Киев, т. 1-2, М.-Л., 1958-61; В. Н. Лазарев, Мозаики Софии Киевской, [М., 1960]; его же, Михайловские мозаики, [М., 1966]; Ю. С. Асеев, Архiтектура Кипвськоп Pyci, Кипв, 1969; Древнерусское искусство, [в. 6] — Художественная культура до-монгольской Руси, М., 1972.
Киев
Кингисепп
Истоки Руси не на Украине, а в российском Среднем Поволжье? — Реальное время
Общество
00:00, 17.05.2022
Первое русское протогосударство возникло на Волге, потомки волжских русичей основали Киев и создали базис для образования Киевской Руси. Эти утверждения звучат фантастично, но они — результат последних достижений академической исторической науки. По крайней мере, так утверждает в авторской колонке для «Реального времени» казанский историк, кандидат исторических наук Александр Овчинников.
Украина — один из лидеров по созданию мифов о прошлом
История, хотелось бы этого профессиональным историкам или нет, тесно связана с актуальной политической ситуацией. Если бы этого не было, то рассказы о прошлом лежали бы мертвым грузом, который бы мало интересовал обычных граждан и государство. Сама наука не сразу пришла к такому выводу, долгое время считалось само собой разумеющимся говорить о беспристрастном ученом, добросовестно изучающем «седую старину» и рассказывающем о ней заинтересованному читателю. За этой идеалистической картиной скрывались фальсификации, умолчания об исторических источниках, неукоснительное следование актуальной идеологии. Понимание того, что наука является частью социально-политических отношений, в науковедении осмысливается как постнеоклассическая стадия развития научного знания. Исходя из этого, ученые изучают в том числе и расцвет исторического мифотворчества в республиках бывшего СССР.
Одним из лидеров по созданию мифов о прошлом являлась и является Украина. За последние 30 лет здесь появились одобряемые властями фантастические версии прошлого, «делающие» украинцев одним из древнейших народов на планете со славной историей государственности и так далее. На эти фантазии можно было бы смотреть снисходительно и рассматривать их как «болезнь роста» молодого государства, но украинские представления об истории нередко характеризуются агрессивностью по отношению к соседям, прежде всего к России. Сегодня мы видим, как схоластические на первый взгляд дискуссии из интернета и научной литературы переходят на поля реальных сражений. Нет ничего зазорного в том, что историческим мифам соседнего государства Россия противопоставляет свой взгляд на историю, и делает это, в отличие от 1990-х годов, вполне успешно.
Фото: ursa-tm.ru
В украинских учебниках есть одна мифологема, которая даже некоторым профессиональным историкам кажется вполне убедительной и обосновывающей древность Украины и «изымающей» у России целый пласт ее истории, наполненный выдающимися историческими деятелями, богатой материальной и духовной культурой, значимыми военными победами. Речь идет о средневековом, в основном славянском, государстве «Киевская Русь». Действительно, нынешняя столица Украины — город Киев, современные украинские границы почти полностью, за исключением северной части, повторяют контуры границ Киевской Руси. Россия же, в лучшем случае, воспринимается как осколок Золотой Орды — государства некоторое время хоть и могущественного, но явно неевропейского. Для того чтобы противостоять этому мифу, не нужно создавать собственный миф, достаточно воспользоваться достижениями современной российской, а до этого времени советской академической исторической науки.
Истоки Руси не на Днепре, а на Средней Волге?
Дело в том, что истоки Руси, возможно, находятся не на Днепре, а на Средней Волге. Именно здесь в IV—VII веках нашей эры проживало население, этническим самоназванием которого, скорее всего, было «Русь». Речь идет об именьковской археологической культуре, памятники которой (городища, селища и могильники) оставило население, жившее в IV—VII вв. н. э. на огромной территории от р. Суры (Мордовия) на западе до р. Белой (Республика Башкортостан, известное городище Уфа II) на востоке, от Нижней Камы (Лаишевский, Спасский и другие районы Татарстана) на севере до Самарской Луки (изгиб Волги в районе г. Самары) на юге. «Именьковцы» были первыми серьезными земледельцами-пахарями в Среднем Поволжье, после себя они оставили величественные укрепления (городища) и святилища (например, рядом с селом Кирби недалеко от г. Казани). Своих умерших они сжигали, хотя встречаются и «обычные» захоронения без использования огня.
Точка зрения о славянском происхождении части «именьковцев» была высказана еще московским археологом А.П. Смирновым (1899—1974), затем развита самарской исследовательницей Г.И. Матвеевой (1933—2008) и известным петербургским востоковедом С.Г. Кляшторным (1928—2014) (в «именьковцах» он видел упоминаемых в арабских источниках в Поволжье «ас-сакалиба»). Соглашался со «славянством» основной части именьковцев и главный специалист по этой проблеме, мой учитель, известный казанский археолог П. Н. Старостин (1924—2004). За исследованиями по именьковской проблематике внимательно следил крупный археолог-славяновед академик РАН В.В. Седов (1924—2004). Досконально зная материал праславянских и славянских археологических культур Восточной Европы и сравнивая их с материалами именьковских памятников Среднего Поволжья, он создал убедительную картину исторических процессов, происходивших на Днепре и Волге в эпоху раннего средневековья.
Раскопки Именьковского городища. Фото: komanda-k.ru
Предки славян проживали в районе среднего течения реки Днепра в окружении поздних сармат, балтов и готов-германцев, оставивших памятники постзарубинецкой и черняховской археологических культур. В 375 году нашей эры данные районы подверглись опустошительному нашествию гуннов и местное население было вынуждено искать новые места обитания (другая часть «черняховцев» и «постзарубинцев» влилась в гуннское войско и двинулась на запад в пределы Римской империи). Одна из групп бежавшего от гуннов населения оказалась на берегах Волги в плодородных районах Самарской области. В дальнейшем их сородичи постепенно стали продвигаться на север и дошли до центральной части современного Татарстана. Материальные следы их пребывания в Среднем Поволжье в IV—VII веках объединены в понятие «именьковской археологической культуры».
Значительное (судя по более чем пятистам памятникам) количество населения, продуманная и тянущаяся на сотни километров система укреплений свидетельствуют о самоорганизации «именьковцев» в раннее протогосударственное образование. Его столицей вполне могло быть огромное Больше-Тарханское городище в Тетюшском районе Татарстана. По мнению казанского историка и нумизмата А.Г. Мухамадиева (1933—2018), «именьковцы» пользовались собственными деньгами.
Население именьковской культуры активно контактировало с северными соседями, предками современных коми и удмуртов. В прапермский язык примерно в «именьковское» время попал этноним, который позже в коми и удмуртском языках трансформировался в слово «русский».
Реконструкция жилища именьковской культуры в Нацмузее РТ. Фото: rossica-antiqua.livejournal.com
Волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата
Именьковское население в массе своей пробыло в Среднем Поволжье несколько столетий. Начиная с конца VII в. оно начало постепенно покидать наши края. Причинами этого могла стать эпидемия чумы и(или) набеги южных кочевников булгар. Оставшиеся именьковцы постепенно слились с булгарами. Саму Волжскую Булгарию еще долго называли «страной славян» (см. «Записки Ахмеда ибн-Фадлана»), многие булгарские города (например, Болгар) появились на месте именьковских городищ, навыки земледелия булгары-кочевники также заимствовали, видимо, у «именьковцев».
Что же случилось с той частью именьковского населения, которая покинула Среднее Поволжье? Они ушли на Средний Днепр и дальнейшая их судьба более чем интересна. Почти одновременно с исчезновением именьковской культуры на Левобережье Среднего Днепра появляется волынцевская археологическая культура, признаки которой сходны с именьковской. В этом же районе встречаются архаичные гидронимы (названия рек), которые могли быть оставлены «именьковцами», около 300 лет прожившими на Волге в изоляции от других славян. Потомками «волынцевцев» стали северяне и вятичи, а сама волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата — известного по источникам протогосударства славян-русов. Это образование в военном отношении было довольно сильным, даже хазары в 830-е гг. попросили Византийскую империю построить на русо-хазарской границе линию крепостей, видимо, серьезно опасаясь северного соседа. Волынцевская культура захватывала в основном левобережье Днепра, но на правом берегу «волынцевцы» поселились на знаменитой Старокиевской горе, до сих пор являющейся достопримечательностью Киева, и само основание города следует связывать, по мнению археолога В.В. Седова, именно с «волынцевцами», повторюсь, возможными потомками «именьковцев».
Со временем власть в Русском каганате захватили пришлые варяги (викинги), последних из которых, Аскольда и Дира, упоминает Повесть Временных лет. В 882 году их обманом убивает бывший дружинник Рюрика Олег (Хельги, умер в 912 году) и ставит на княжий престол сына Рюрика Игоря (Ингвара, 912—945). В 882 году происходит объединение политик с центрами в Новгороде и Киеве, и таким образом на исторической карте появляется Древнерусское государство («Киевская Русь»). Однако еще долгое время собственно «Русью», «Землей Русской» в узком значении этого слова, называли бывшую территорию волынцевской археологической культуры («Русского каганата»).
Именьковский воин. Реконструкция. Художник О. Брандуков. Фото: komanda-k.ru
В дальнейшем киевским князьям понадобилось создать сборник законов — знаменитую «Русскую Правду». Она состоит из нескольких частей и две первые из них («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей») резко отличаются друг от друга. Если в первой «Правде» мы видим архаичные отношения с общинами и патриархальными рабами (холопами), то вторая «Правда» нам рассказывает о полноценном феодальном обществе с серьезным социальным расслоением. Специалисты считают, что «Правда Ярослава» отражает реалии Новгородской Земли, с которой князь Ярослав Мудрый (1019—1054) в свое время имел самые тесные связи, а «Правда Ярославичей» создавалась в пределах собственно «Русской земли» (бывшего Русского каганата) с центром в Киеве и в более развитой социальной среде. В свою очередь, вполне возможно, что это развитие началось еще на берегах Волги. Среди именьковских памятников известны как кучные поселения общин (патриархальных семей) вокруг городища-убежища, так и отдельные поселения-«хутора», свидетельствующие о начале разложения общины и формирования протофеодальных отношений. Итог этих процессов и был зафиксирован в «Правде Ярославичей» у возможных потомков «именьковцев» — населения Среднего Поднепровья Киевской Руси.
Миграции на значительные территории — обычное дело для эпохи Великого переселения народов. В результате сегодня имеются родственные археологические памятники, но находящиеся на территории разных государств. Научное знание об этих артефактах вполне можно использовать для противостояния историческим мифам. Актуализация сведений об именьковской культуре и потомках ее населения позволяет укрепить в массовом сознании представления о преемственности между Киевской Русью и современной Россией. Было бы оправданным внесение в учебники информации о Среднем Поволжье как регионе зарождения русской (в целом российской) государственности. Среди именьковских памятников есть визуально эффектные для туристического освоения объекты (прежде всего городища), которые в то же время могут стать площадкой для проведения массовых праздников, например, приуроченных к 12 июня — Дню России.
Александр Овчинников, кандидат исторических наук
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
ОбществоИстория Татарстан
История Киева (Киева) и Украины | Киевская Русь
Киев (на украинском языке пишется как Киев) имеет долгую, богатую и часто бурную историю, которая восходит к V веку. Это один из старейших и исторически богатейших городов Восточной Европы. Говорят, что Киев (Киев) был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбидь, вождями полянского племени восточных славян. Старшему брату Кию была дарована честь назвать город его именем. По-украински Киев означает «город Кия».
В 882 году новгородский князь Олег и его дружина захватили Киев. Именно в этот период Киев стал первой столицей Киевской Руси, предшественницы Российской империи. Киев был сильным городом-крепостью на склоне холма, который контролировал и охранял главный восточноевропейский торговый путь через реку Днепр, который связывал греков и норвежских викингов. Это был крупный торговый центр между средиземноморскими и балтийскими народами. Киев стал катализатором экспансии средневековой восточнославянской нации и стал политическим и культурным центром славян
Река Днепр обеспечивала Киев (Киев) процветающим торговым путем, а могущество государства возросло в годы правления князя Владимира Великого 978 – 1015 гг., а затем его сына, князя Ярослава Мудрого 1019 – 1054 гг. И Владимир, и Ярослав устроили браки, призванные усилить их власть. Владимир женился на сестре византийского императора. Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за Генриха III, императора Священной Римской империи. Князь Яраслав устроил браки своей сестры и трех дочерей с королями Польши, Франции, Венгрии и Норвегии. Владимир принял христианство как религию своего царства в 9 г.88 и крестил киевлян. Это был продуманный шаг, направленный на укрепление политических, экономических и культурных отношений с Византийской империей и другими христианскими странами Европы.
Этот период стал известен как Золотой век Киева и к 11 веку был географически крупнейшим государством Европы. На самом деле в Киевской Руси проживало почти 50 000 человек, что значительно больше, чем в Лондоне. Под руководством князя Ярослава был построен Софийский собор, введен восточнославянский свод законов, и считается, что он создал первую в регионе систему школьного образования. Кирилл и Мефодий действовали как христианские миссионеры, распространяли религиозную веру и ввели кириллицу. Действительно, Киев стал одним из самых передовых государств того времени, богатым культурой, образованием и богатством. По мере роста населения Киевской Руси росла и инфраструктура, и когда-то в Киеве было около 400 церквей и восемь рынков.
Упадок Киевской Руси начался со смертью князя Владимира Мономаха в 1152 году. К XII веку конфликты и междоусобицы между феодалами вместе с изменением торговых путей подорвали экономическое значение Киева и погрузили государство в период упадка. В 1220 году монголо-татары начали серию вторжений, а в 1238 году монгольская армия во главе с Батыем, внуком Чингисхана, вторглась в центральную Русь и осадила Киев до его окончательного захвата осенью 1240 года. Большая часть населения была убита. и большая часть города была разрушена, а в 14 веке то, что осталось от Киева и окрестностей, перешло к могущественному великому князю литовскому, который захватил его в 1362 году. К середине 14 века территории Украины попали под власть трех внешние державы, Великое княжество Литовское, Польша и Золотая Орда, которые были смесью тюрков и монголов.
Только в 1516 году Киев (Киев) сделал шаг вперед, когда великий князь Сигизмунд предоставил городу хартию автономии, тем самым снова оживив торговлю. В 1569 г. по договору между Польшей и Литвой, названному Люблинской унией, Киев и украинские земли были переданы Польше. В 17 веке было создано религиозное украинское братство для противодействия польской римско-католической церкви и продвижения украинского национализма. Среди казаков, выступавших против польской короны, также росли волнения. В конце концов это привело к восстанию Богдана Хмельницкого, и казаки с помощью крымских татар триумфально вошли в Киев в 1649 г.. Хмельницкий и казаки, которым угрожали польские и литовские войска, в конце концов обратились за защитой к русскому царю и подписали Переяславское соглашение в 1654 году, фактически подчинив Украину Москве. За этим последовал длительный период беспорядка и разрушения, который в конечном итоге привел к Андрусовскому перемирию в 1667 году. Это соглашение означало, что Украина была разделена между Польшей и Россией. В 1686 году между Польшей и Россией был заключен еще один договор, названный Договором о вечном мире, который дал России полный контроль над Киевом.
«Мы не боимся Путина»: неповиновение на улицах Киева | Украина
Во вторник двери российского посольства в Киеве были закрыты. Вроде дома никого не было. На улице небольшая шумная толпа демонстрантов размахивала сине-желтыми украинскими флагами. «Мы не боимся Владимира Путина. Или его армия», — сказал один из активистов Роман Тищенко.
Позади него протестующие били в литавры и перебивались ритмичным скандированием «Путин хуйыло » под громкую музыку из громкоговорителя. «Это значит, что Путин — ублюдок», — пояснил Тищенко. «Это наш гимн. Харьковские футбольные фанаты придумали эту песню в 2014 году, когда Россия украла Крым».
После встречи со своим советом безопасности в понедельник в Москве Путин признал независимость так называемых самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. В длинной и грозной речи он также утверждал, что Украина была не государством, а исторической ошибкой, допущенной Лениным.
«Путин сумасшедший, сумасшедший», — сказал Тищенко. «Украина — это и страна, и государство. У нас древние традиции. Киев был основан раньше Москвы. У нас гораздо более длинная история государственности».
Угроза войны нависла над Киевом, городом с населением 3 миллиона человек плюс еще один миллион, которые ежедневно ездят на работу из пригородов. Правительства США и Великобритании считают, что амбиции Путина выходят за рамки Донбасса, сепаратистские администрации которого Москва давно вооружает и поддерживает. 900:03 Протестующие установили символические кресты с надписями «Российский оккупант» перед зданием посольства в Киеве во вторник. Фотография: Сергей Долженко/EPA
Они считают, что президент России готов атаковать и окружить украинскую столицу, отправив туда танки и войска, которые в настоящее время находятся в двух часах езды, прямо через границу в Беларуси. Разговоры среди специалистов разведки напоминают шок и трепет в багдадском стиле. Его цель: подчинить себе Украину.
И все же пока киевляне реагируют на ситуацию коллективным оружием: живем в обычном режиме. Кафе и рестораны были открыты во вторник, матери катали своих малышей по паркам, залитым весенним солнцем, а велосипедисты проезжали по мощеным улицам.
Было видно больше, чем обычно, флагов, прикрепленных к автомобилям и украшенных лозунгом: «Верь в Украину». В остальном не было и намека на то, что в стране скоро может начаться война или что Киев может оказаться оккупированным иностранной армией.
«Мы будем защищать нашу страну», — сказал активист Сергей Иконников, стоя у российского посольства — серого неоклассического здания с колючей проволокой наверху. Он добавил: «В истории войн есть вопрос мотивации. В российской армии его нет. Мы делаем. Мы будем защищать нашу страну, наши дома и наши семьи. Если Путин вторгнется, прольется много русской крови».
Он боялся? «Немного. Не для себя, а для моих близких», — сказал он. Рядом с ним протестующие держали плакаты с надписью: «Донбасс — украинский». «Мы никогда не отступим»; и «Империя зла».
23-летний Иконников добавил: «Ажиотаж какой-то тоже есть. Если Путин нападет на нас, это будет конец России. Это станет началом прекрасной новой Европы и Украины как члена этой Европы».
В другом районе Киева, с живописным стеклянным мостом через бирюзовую реку Днепр, друзья и влюбленные пары фотографировались. Сидя на скамейке, Денис Астапенко сказал, что Россия пытается напугать украинцев дезинформационной кампанией. «Ходит много слухов, — сказал он. «За себя я спокоен».
Астапенко, свадебный фотограф, сказал, что сделал портреты пары, которая поженилась в Киеве во вторник утром. По его словам, его книга заказов была заполнена, а дальнейшие съемки запланированы на конец этой недели. Он добавил, что любимым местом для свадебной съемки был мост с его панорамным видом.
В близлежащем парке Владимирская горка статуя Владимира Великого возвышалась над борющейся столицей. Именно Владимир обратил в христианство Киевскую Русь (альтернативное написание: Киевская Русь) — княжеское государство, основанное в Киеве в X веке. В то время Москвы не существовало, отметил Астапенко.
Ольга Мачевская, библиотекарь на пенсии, считает взгляд Путина на историю Украины совершенно неправильным и глупым. «Ему нужно вернуться в архив», — сказала она. «У нас была Киевская Русь. В XI веке мы построили Софийский собор. В Москве ничего не было: одни леса».
украинца протестуют перед посольством России в Киеве во вторник. Фото: Сергей Долженко/EPA
Возле мэрии, грандиозного здания на главном киевском Крещатике, построенном в послевоенном сталинском стиле, глава гражданской обороны Роман Ткачук сказал, что причин для паники нет. «Мы готовы к любой чрезвычайной ситуации», — сказал он. «Мы хорошо подготовлены».
Ткачук сказал, что в Киеве теперь есть сеть из 5000 бомбоубежищ, включая 47 станций метро советских времен, вырытых глубоко под землей. По его словам, для жителей города было достаточно места со специально построенными подвалами в больницах, хлебозаводах и других критически важных объектах.
Президент Украины Владимир Зеленский пока не предпринял очевидных шагов по защите Киева от российского военного нападения.