Кем был рюрик по национальности: Кем Рюрик был по национальности

Кем Рюрик был по национальности

10 мая 2018

Кириллица

Долгое время так называемая норманнская теория возникновения России яростно критиковалась патриотическими историками. Оказывается, в этом вопросе могут помочь генетики-антропологи. Что они и сделали, составив гаплогруппу Рюрика.

Фото: КириллицаКириллица

Гаплогруппы и гаплотипы

Видео дня

Если анализ ДНК может доказать отцовство, да и вообще установить родство, то почему бы с помощью генетики не заглянуть в прошлое, отыскивая предков, живших многие века до нас?

Так или примерно так размышлял американский генетик Алан Уилсон, который еще в 1980 году построил первое генеалогическое древо.

Он исходил из того, что ДНК Y-хромосомы может передаваться только по отцовской линии, особо подчеркнув её свойство к мутации, причем с определённой периодичностью.

А если это так, то можно с большой долей вероятности определить родство самых разных людей, будь они даже 100-юродными братьями.

Вскоре ученые открыли двадцать базовых генетических родов, или по-научному гаплогрупп, дав им обозначение от А до Т. Позднее выяснилось, что каждая из этих гаплогрупп делится на ветви, имеющих специфическую мутацию – SNP, которая более точно детализирует род. За степень сходства, точнее родства внутри гаплогрупп отвечают маркеры Y-хромосомы, объединенные в так называемые гаплотипы.

Иными словами, если не вдаваться в слишком научные подробности, благодаря такому подходу можно найти ответы на самые запутанные вопросы древних народов, например, разгадать тайну Рюриковичей.

Когда не было генетиков

Было поломано немало научных копий, чтобы найти ответ на этот вопрос об этнической принадлежности Рюрика. Одни историки, опираясь на «Повесть временных лет», говорят о норманнском происхождении варяга Рюрика, который вместе с братьями в 862 году был призван славянами на княжение в Великий Новгород.

Другие, напротив, активно выступают против этой трактовки. Среди них такие авторитеты, как академики Б. Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков. Даже в Советском энциклопедическом словаре было сказано, что норманнская теория являет собой «антинаучное направление в русской и зарубежной буржуазной историографии, сторонники которого считали варягов основателями государства в Древней Руси». Более того, «несостоятельность норманнской теории окончательно доказана советской историографией».

По следам Сванте Паабо

Впрочем, вернемся к генетикам. После работ Алана Уилсона прошло еще много времени, прежде чем молекулярная генетика смогла придать методу гаплогрупп научную стройность, позволившую профессору Сванте Паабо сказать: «Мы придерживались строгих критериев судебной медицины, как если бы готовились представить вещественное доказательство суду».

Считается, что именно с его доказательства, что неандертальцы не могут быть предками современного человека, началась новая эра молекулярной палеонтологии. Иными словами, появилась реальная возможность прочесть генеалогические письмена, используя язык химических компонентов молекулы ДНК. Это открыло дорогу ученым, задумавшим провести исследование гаплогрупп потомков Рюрика.

67 маркеров

В генетическом эксперименте приняли участие ныне живущие Рюриковичи Дмитрий Шаховской, профессор Андрей Гагарин, а также Ржевский, Шуйский, Четвертинский, Путятин, Хилков, Кропоткин, Вадбольский, Мышецкий, Волконский и так далее. Всего 191 человек, проживающих в самых разных городах. Например, Шаховской живет в Париже, а Гагарин – в Петербурге.

Сначала число претендентов сократили до 130 человек. То есть оставили только тех, кто принадлежал к гаплогруппе N1. Затем ДНК этих людей тщательно протестировали на 67 маркеров. По результатам исследований отобрали 114 человек, у которых совпали 15 маркеров, на основании которых и было сделано предположение, что Рюрик относился к гаплогруппе N1c1.

Безусловно, данное утверждение является доказательным только при условии того, что тестируемые люди являлись реальными его потомками.

Снова загадка

Если предположить, что это правда, то Рюрик родился в Швеции, скорей всего в современной провинции Уппланд (к северу от Стокгольма). Интересно, что эти места исторически назывались Roslagen (Руслаген), а его жителей в средние века величали Rhos – рус (амии). Гипотезы гласят, что данное название связано с восточными славянами. Впрочем, по данным историка Лидии Грот, Руслаген в IX веке находился под водой, а его первое упоминание в летописях датируется лишь XIII веком.

Так или иначе, полученные результаты в статье Владимира Волкова «Происхождение Рюрика в свете последних генетических исследований» были презентованы, как сенсационные, доказывающие норманнскую теорию.

Между тем, ареал расселения людей гаплогруппы N1 захватывает и районы современной России, тот же Псков и Новгород. В реальности можно говорить лишь о том, что представители гаплогруппы N1c1 чаше встречаются в районе озера Меларен или на пути из Упсалы к Бирке (Шведские города), и то по результатам выборочных исследований.

Дело в том, что генетические исследования многих народов говорят лишь о количественных отличиях тех или иных маркеров. Например, в той же Швеции 17 процентов населения имеют гаплогруппу R1, представители которой чаще всего живут в Орловской области (62,7%). Но это не значит, что каждый 7-й житель Стокгольма имеет предков из русской глубинки. Неясно и то, почему отсеялось 40% людей, участвующих в проекте, если они официально являются потомками Рюриковичей.

Другое,Дмитрий Шаховской,Андрей Гагарин,Владимир Волков,

Кем был Рюрик по национальности?

  • Статьи

Кем был Рюрик по национальности?

Мог ли Рюрик быть скандинавом? Что говорят об этом скандинавские саги? Какие новейшие археологические открытия проливают свет на этническое происхождение Рюриковичей? Лев Прозоров приводит многочисленные факты, приоткрывающие завесу тайны над происхождением легендарного правителя Руси.

– А знаете ли вы, что Рюрик, основатель княжеского дома, правившего Русью семь веков и давшего первого царя, выходец не из скандинавских стран, как нам объясняют учебники? Если мы обратимся к источникам, к скандинавским сагам и собственным приданиям, становится немножко непонятно о том, как такая мысль могла прийти в голову. Скандинавы очень ревниво относились к славе и бережно хранили любое упоминание о подвигах и достижениях своих соплеменников. Спустя столетия скандинавы помнили, что Англией правят потомки герцога Вильгельма Нормандского, а он был потомком конунга Рольфа, пришедшего из Скандинавии во Францию.

Те же самые скандинавы исхитрились совершенно забыть о родстве с княжеским домом, правившим территорией, в которую Английское Королевство, не говорю о Нормандском Герцогстве, уложилось бы раз 10. Если мы посмотрим на саги Руси, на то, что в сагах скандинавы говорят о нашей с вами стране «Гардар», «Гардарика», как они нас называли, окажется, что они, во-первых, не имеют никакого понятия о правителях Руси до конунга Вальдемара (так они называли Владимира Святославовича), а, во-вторых, что они не имеют никакого понятия, что конунг Вальдемар приходится роднёй их конунга.

Более того, сын Вальдемара Ярислейв, то есть Ярослав Мудрый, говорит своим скандинавским наемникам «Вы – норманны», то есть себя явно, согласно скандинавским сагам, к норманнам он себя не причислял. Для сравнения, дальний потомок норманнских конунгов, правитель Сицилии, посмотрите на карту, где Сицилия и где Новгород, что ближе к Швеции и Скандинавскому полуострову. Согласно скандинавским сагам, всецело признает своего в приплывшем к нему в норвежском короле Харальде Крестоносце, из его рук принимает повышение по феодальной лестнице, превращаясь из герцога в конунга (короля). До такого хранилось родство, а про родство с соседними правителями Новгорода почему-то забыли. Некоторые ученые пытаются доказать, что Рёрик Ютландский – это и есть наш Рюрик.

Однако жизнь Рёрика Ютландского по западным хроникам известна едва ли не по году и из того, что мы знаем из жизни конунга Рёрика, известно, что он всю свою жизнь провел воюя, склочничая, дерясь за крохотный, болотистый кусочек Фрисландии (это часть современной Голландии). Это ли правитель земли великой и обильной по ту сторону Балтийского моря? Зачем была ему эта Фрисландия? Вот что совершенно непонятно, если мы будем считать Рёрика Ютландского и Рёрика Фрисландского за одно лицо с нашим Рюриком.

В отличие от Скандинавии, Мекленбург (Восточная Германия), земли, где когда-то жили славяне, сохранил память о том, что когда-то правитель ободритов славянского народа породил трех сыновей и три этих сына ушли на Восток по приглашению жившего там народа, стали править восточными землями. Эту легенду записал еще в XIX веке французский путешественник Ксавье Мармье. Трех сыновей ободритского князя звали: Рюрик, Синеус, Трувор. Само имя Рюрик совпадает с племенным самообозначением ободритов – Рерики, так их называет саксонский анналист, так их называет Адам Бременский. О столице ободритов Рерике, разграбленном датчанами в начале IX века, упоминает Ингард хронист франков, а другая франкская хроника упоминает Рерика короля Вендов. Вендами называли германские народы, в том числе франки называли балтийских славян, ободритов. Более того, сам символ рода Рюриковичей, вы все сейчас можете увидеть его на гербе Украины, сам символ Рюриковичей, как это предположил еще в XIX Гедеонов и как в советские годы доказал Рапов, видный ученый, происходит от символа атакующего сокола.

Средняя черта, что обычно называют трезубцем хвост, боковые острые крылья соколиные, атакующей хищной птицы. Если мы посмотрим на русскую поэзию, на русскую литературу, фольклор, былины, мы везде увидим, что сокол – это один из главных символов добрых молодцев, витязя, князя. Возьмите «Слово о полку Игореве», там буквально на каждой странице «соколиное гнездо», «Игорь соколом полетел» и так далее.

Только в одном месте сокол вдруг в «Слове о полку Игореве» появляется в качестве врага, когда «Ольгово храброе гнездо», то есть род Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, «Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец». Если черный ворон – это поганый половец, то, следовательно, стоит полагать что и под соколом-кречетом тоже имеется в виду не птица, которая при всем желании затруднилась бы обидеть даже одного русского князя.

Мы действительно видим, что у рода Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, был сильный враг – Рюрик Ростиславович, тезка древнего князя, основателя рода. Это все прикажете считать случайностью? В Скандинавии для обозначения знатного воина в поэзии не употреблялся, обозначением сильного воина, героя, богатыря в скандинавской поэзии являлся кабан. Нашей поэзии, нашему эпосу кабан, как символ воина неизвестен совершенно. Бывают сравнивают с соколом, с волком, с туром, но никогда – с кабаном.

Возьмите «Слово о полку Игореве» –  вы там вообще не встретите упоминания этих животных, в то время, как у скандинавов это был самый любимый символ и даже на шлемах скандинавских бойцов изображались вепри, кабаны. Наша археология при всем желании до сих пор до середины IX века так и не нашла присутствия скандинавов южнее Ладоги. Естественно, через Ладогу славянские земли общались с землями финнов и скандинавов, но до середины IX века скандинавы не отмечены южнее Ладоги, а к середине XX века Олег и Игорь давным-давно побывали в Киеве.

Вместе с тем присутствие вендов, балтийских славян, археологически отмечено в Восточной Европе с VII века. Раскопаны крепости, возведенные по вендскому образцу в Юго-Восточном Приильменье, так называемом, Городке на Маяте, и сенсационное открытие — в конце VII и начале VIII века на берегу маленькой речушки Любша, впадающая в Волхов, неподалеку от Ладоги, оказывается, существовала каменная крепость. У нас объясняют, что до крещения Руси у нас не было каменного зодчества. Так вот, в конце VII века в глухих северных землях неподалеку от озера Ладоги поставили наши с вами предки каменную крепость, которую сейчас называют по имени речки – Любша. Эта крепость построена, как Городок на Маяте по архитектурным канонам балтийских славян, тех самых Рериков, чье имя так неслучайно созвучно имени основателя княжеского рода на Руси. Более того, слово «рюрик» или, как чехи выговаривали, «Рарог» (сокол), в славянских языках встречается достаточно часто. «Рарог» переходит «рюрик», у славян есть «рог», а у балтийских славян «рик», «отрок» как «отрик» и «рарок», как «рерик». Для того, чтобы прислонить к своей теории названия столицы, договорились из-за того, что ободритская столица Рерик, разграбленная датчанами, якобы носила датское имя и якобы это происходит от датского названия камыша.

Я не могу отвечать за зулусов, ацтеков или китайцев, но в Европе я не знаю ни единого крупного города названного в честь камыша, лопуха, или другой какой-то травы. А вот городов, названных в честь великих князей или в честь названия племени – очень много. О соколином значении имени Рерика сейчас стало широко известным благодаря фильму, снятому Михаилом Николаевичем Задорновым о происхождении Рюрика, его имени и нашего народа, но об этом говорили ученые задолго до Михаила Николаевича. Михаил Николаевич ничего не выдумал, а лишь широкую аудиторию познакомил с тем, что широкой аудитории, к сожалению, неизвестно. Во многих аспектах в этом фильме Михаил Николаевич дал волю фантазии, говоря о преданиях своего художественного домысла, где-то сатирически чересчур подошел по многолетней своей привычке. Все знают, что карьеру Михаил Николаевич сделал как сатирик.

В целом это человек, который до этого ничего не знал о балтийских славянах и очень часто он натыкался людей, которые вообще впервые слышали, что юг Балтики когда-то был населен славянами, а эти славяне были ближайшей родней нам с вами, такому человеку фильм «Рюрик. Потерянная быль» Михаила Николаевича Задорнова будет полезен.

Источник: Концептуал ТВ

 

Материалы по теме:

Исторические зарисовки. О сути и истоках норманской проблемы

Археологи: варяги пришли на Русь раньше, чем мы думали

Рерик (Rerik) (Германия)

Свинцовая печать князя Рюрика

 

Русский народ от Потопа до Рюрика. Апгрейд человека

Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген

Князь Рюрик был нашим земляком? О гипотезе Ломоносова

Как древних русов превратили в колонизаторов на родной земле

В Великом Новгороде найдены следы поселения ильменских словен

Русские и германцы: Северная прародина. Светлана Жарникова

Древние тайны Русского Севера. С.В.Жарникова

 

Vikings: Warriors of No Nation

Скандинавские путешественники достигли всех уголков известного мира, но они не были туристами. Стереотипные «расово чистые» викинги на самом деле были культурными хамелеонами, перенявшими местные обычаи, языки и религии.

Корабль викингов с Гарольдом III Норвежским против его сводного брата Олафа II в 1030, ок. 1375.

В январе 2018 года президент Трамп отдал предпочтение иммигрантам из богатых стран, таких как Норвегия, а не выходцам из тех, что он назвал «дерьмовыми странами». Возмущенная реакция была мирового масштаба. Были размещены фотографии красивых африканских закатов и дикой природы. Одна норвежка написала в Твиттере: «Мы не придем. Привет из Норвегии».

Трамп был не первым, кто неправильно использовал скандинавские страны в качестве олицетворения расизма. Нацистская идеология арийского превосходства основывалась на предположении, что нордическая раса превосходит все остальные. Особую тревогу вызывала программа «Лебенсборн», инициированная главой СС Генрихом Гиммлером для обеспечения расовой чистоты Третьего рейха. Программа была особенно активна в Норвегии, где у норвежских матерей и немецких отцов родилось около 10–12 000 детей. Корни этой идеологии лежат в восприятии нацистами прошлого Скандинавии. Когда Норвегия и Дания были оккупированы, появились вербовочные плакаты СС с изображением воинов-викингов и ладей с головами драконов. Когда бушевала война, J.R.R. Толкин писал своему сыну, оплакивая «этого румяного маленького невежду Адольфа Гитлера» за то, что он «разрушил, неправильно применил и сделал навеки проклятым этот благородный северный дух, величайший вклад в Европу, который я всегда любил и пытался представить в его истинном свете». ‘.

Тени прошлого сохраняются. Современный рост Одинизма и Асатру — современного поклонения скандинавским языческим богам, таким как Один, Тор и Фрейя, — был омрачен идеологической субкультурой, которая подчеркивает расовое наследие и этнический сепаратизм. В американских тюрьмах одинизм и превосходство белых соседствуют друг с другом.

Такие представления о расовой и культурной чистоте были бы чужды жителям средневекового нордического мира. Возможно, они пришли с самых северных окраин Европы — а в случае с исландцами — из середины Северной Атлантики, — но скандинавские путешественники достигли всех уголков известного мира.

Белокурые мужчины в лодках

Благодаря хроникам и письмам христианских святых, увековеченным в современных книгах, мультфильмах и фильмах, в нашем коллективном культурном воображении укоренился устойчивый стереотип о викингах: белокурые мужчины в лодках с бородами и битва — топоры, плывущие по сланцево-серым морям под северным небом. В этом есть доля правды. С технической точки зрения «викинг» означает просто «налетчик» (именно поэтому мы склонны использовать более широкий термин «скандинавский» для описания средневековых скандинавских народов, их культуры и языка). С конца восьмого века прибрежные и речные монастыри Британских островов и Западной Европы были уязвимы для нападений скандинавов с моря.

Вполне вероятно, что большинству из нас первое, что приходит в голову, — это не торговцы, несущиеся по пескам пустыни в Багдад верхом на верблюдах, и не люди норвежского происхождения в русских степях, поклоняющиеся славянским богам-громовержцам. и молния. Также, вероятно, не скучно новообращенным христианам, вырезающим рунические граффити на камне собора Святой Софии, великолепной базилики в Константинополе (ныне Стамбул). Но, как это часто бывает, правда гораздо интереснее вымысла. На протяжении веков скандинавские мужчины и женщины отправлялись со своей родины в дальние страны. Благодаря такой деятельности, как торговля, набеги, боевые действия, колонизация и заселение, их путешествия привели их на запад в Гренландию и край Северной Америки, на север за Полярный круг, на восток по российским водным путям и на юг к Средиземному морю и Святой Земле. Средневековый мир мог быть жестоким местом, и норвежцы сыграли свою роль в его создании. Но они были культурными хамелеонами, перенявшими местные обычаи, языки и религии.

В то время как скандинавские набеги на Британские острова, пожалуй, наиболее известны — нападение на островной монастырь Линдисфарн в 793 году часто используется как удобная дата для начала эпохи викингов — Западная Европа также испытала свою долю насилия . Королевские франкские летописи сообщают о кишащих пиратами водах на окраине королевства Карла Великого примерно с 800 г. н.э., вероятно, датских налетчиков. Несколько лет спустя датский король по имени Годфред опустошил северные регионы Каролингской империи. Масштабы этой деятельности росли: Сена, Луара, Эльба и Рейн служили путями в сердце Западной Европы. Во время первой осады Парижа в 845 году по Сене прошло 120 кораблей. В сообщениях говорилось, что они разбили армию короля и повесили 111 его людей в качестве жертвы Одину, прежде чем занять город.

Обращение в христианство

На протяжении многих лет франкские правители пробовали разные тактики: подкупали викингов, обращали их в христианство, вступали в союз с их лидерами, натравливали их друг на друга и даже игнорировали их в надежде, что они уйдут. Наконец, в 911 году норвежский рейдер по имени Ролло получил земли на северо-западе Франции в обмен на обращение в христианство и присягу на верность Карлу Простому, королю западных франков. Этот регион включал часть Сены, а это означало, что Карл сделал себе удобную скандинавскую «пробку», чтобы остановить других северных пиратов, плывущих вверх по реке и атакующих дальше вглубь суши. Король поставил вора поймать вора: Ролло не больше, чем франки, хотел, чтобы его недавно приобретенные земли кишели речными мародерами. Теперь он был христианином, он не нападал ни на какие монастыри. А поскольку он подчинялся непосредственно королю, то вел себя наилучшим образом. По крайней мере, такова была идея. Прежде чем они привыкли к своей новой роли, Ролло и его люди несколько раз меняли пристрастия, совершали набеги на побережье и, как правило, доставляли себе неудобства. Говорят, что несмотря на свое обращение в христианство, Ролло на смертном одре на всякий случай принес в жертву языческим богам Одину и Тору рабов. Старые привычки умирают с трудом.

Тем не менее, вскоре иммигранты, известные как Nordmanni («северяне»), ассимилировались, женились на местных женщинах и заговорили на местном языке. Несмотря на то, что норвежцы были в меньшинстве, регион стал известен как Норманния («Земля северян»), или, как мы его знаем сегодня, Нормандия. Но свидетельств скандинавских культурных корней норманнов относительно мало. Скандинавские топонимы, как правило, концентрируются вокруг побережья, где скандинавские поселения были наиболее сконцентрированы. Существует не так много археологических свидетельств, которые позволяют предположить, что пришельцы были в меньшинстве и быстро переняли франкскую материальную культуру и обычаи погребения. К началу 11 века было бы необычно услышать, что кто-то из местных говорит на скандинавском языке.

Эпоха Завоевателя

К тому времени, когда Вильгельм Завоеватель пересек Ла-Манш, чтобы разрушить англо-саксонскую Англию в 1066 году, норманны были северянами только по названию. Но визуальные остатки их культурного наследия буквально вплетены в гобелен из Байе. Одна подсказка — это прически, которые носят многие норманны: выбритые сзади и длинные спереди. Несколькими десятилетиями ранее в Англии Элфрик из Эйншема жаловался, что англичане перенимают подобный скандинавский шик, одеваются как датчане и стригут волосы «с голой шеей и с закрытыми глазами». В другом месте на гобелене норманны держат боевые знамена с изображением воронов, рисунок, связанный с скандинавскими правителями и воинами. Скандинавы любили воронов не в последнюю очередь потому, что языческого бога Одина, как говорили, сопровождали двое по имени Хугинн («мысль») и Мунинн («память»). Как птицы-падальщики, вороны также были символами трупов и сражений, а в скандинавской поэзии вороны описываются парящими над трупами воинов и пожирающими их плоть. Было бы уместно идти в бой с изображениями порхающих над армией воронов — напоминанием врагам о том, что их ждет.

Связь скандинавов с норманнами хорошо известна. Но с точки зрения скандинавской культурной ассимиляции еще более примечательным в событиях 1066 года является то, что все три основных игрока были нордического происхождения. Первой жертвой стал Харальд Хардрада, убитый Гарольдом Годвинсоном в битве при Стэмфорд Бридж недалеко от Йорка. Как король Норвегии, его скандинавские полномочия были хорошо известны. Во главе норманнов Вильгельм Завоеватель был пра-пра-правнуком Ролло, скандинавского рейдера-королевского-вассала, которому была дана Нормандия. Даже Гарольд Годвинсон, последний англосаксонский король Англии, имел скандинавское происхождение: его матерью была Гита, дочь датского дворянина Торгила Спраклинга («стойкая нога»). Как бы ни закончилась битва, король скандинавского происхождения оказался бы на английском престоле.

Скандинавское культурное и политическое влияние на Британские острова было значительным. У северного побережья Шотландии северные острова Оркнейских и Шетландских островов находились под скандинавским правлением до 15 века. В течение сотен лет после этого на островах говорили на одной из форм древнескандинавского языка — норн. Скандинавское наследие все еще заметно в ландшафте, во всем, начиная с географических названий, таких как Киркволл ( kirkjuvágr , «церковная бухта»), Тватт ( þveit , «расчищенный участок земли») и любой остров, оканчивающийся на « -ай’ ( ey , «остров»), до рунических граффити, вырезанных на доисторических пирамидах из камней и каменных кругах. До прихода норвежцев Северные острова были оккупированы пиктами, но свидетельства культурной ассимиляции, которую мы наблюдаем в Северной Франции, ограничены. Были ли они просто уничтожены, или норвежцы стали доминировать в социокультурном ландшафте настолько полно, что сохранилось мало свидетельств других жителей?

В других местах на Британских островах ситуация была более нестабильной. Сегодня остров Мэн может показаться довольно удаленным географически, но для скандинавов, с их превосходными технологиями кораблестроения, Человек находился в центре вод, соединявших Англию, Ирландию, Шотландию и Уэльс. Неудивительно, что скандинавы предпочли поселиться здесь, но они не уничтожили существовавшее ранее население. Каменные скульптуры и кресты, разбросанные по всему острову, свидетельствуют о культурном и религиозном смешении жителей острова эпохи викингов, включая кельтские и норвежские имена, а также христианские и языческие образы. Некоторые изображают истории из скандинавской мифологии: Сигурд, убийца драконов, поджаривал сердце дракона Фафнира, или одноглазый бог Один был проглочен волком Фенриром во время Рагнарока, гибели богов. Но некоторые камни также включают в себя христианские кресты, в то время как на других смешаны языки и письменность: кельтские имена, написанные скандинавскими рунами, или камни с скандинавскими рунами и кельтскими надписями огамом.

Деятельность эпохи викингов в Англии началась со спорадических набегов в конце восьмого века. Заселение началось спустя десятилетия, после прибытия «языческой армии» в 865 году. К концу девятого века большая часть северной и восточной Англии контролировалась скандинавами, территория, которая позже стала известна как Данелаг. Но, несмотря на концентрацию топонимов, выдающих их скандинавское происхождение («бай» — ферма, «торп» — деревня или усадьба, «туэйт» — расчищенный участок земли), других свидетельств долговременного существования не так много. Скандинавское культурное господство. Как только они начали привозить своих жен и детей или налаживать отношения с местными женщинами, скандинавы больше заботились о безопасности своих ферм и семей, чем о грабежах и сражениях. Недавние археологические исследования показывают, что женщины-иммигранты выражали свое скандинавское наследие через привезенные с собой украшения, которые, возможно, когда-то принадлежали их матерям или бабушкам. Они не имели особенно высокого статуса, но были богаты эмоциональной и культурной ценностью.

Часто иммигранты очень хорошо адаптировались к местному социальному ландшафту и создавали гибридные идентичности. Когда Альфред Великий победил датского лидера Гутрума в 878 году, он подарил ему королевство Восточная Англия. Одним из условий было обращение в христианство. При крещении Гутрум принял англосаксонское имя и правил как Этельстан II. Серебряные пенни, выпущенные во время его правления, выполнены в англо-саксонском и христианском стиле и имитируют монеты, выпущенные в собственном королевстве Альфреда. Монеты из Danelaw часто включают христианские символы и надписи, и многие из них содержат как имя норвежского правителя, так и имя англосаксонского торговца. На монетах, выпущенных в церкви Святого Петра в Йорке, изображен молот Тора вместе с именем Святого Петра, что отражает культурную и религиозную гибридность того времени. Мы видим аналогичную двусмысленность в форме кузнеца эпохи викингов из Дании, которая могла выковать как христианские кресты, так и молоты Тора в зависимости от религии заказчика.

Когда дело доходило до наличных денег, скандинавы могли быть удивительно прагматичными со своим культурным наследием и религиозными верованиями. Торговцы-язычники-скандинавы часто получали первичную подпись, ритуал перед крещением — или «облегченное крещение», — что означало, что христианам разрешалось торговать с ними. Другие были совершенно бесстыдны, когда дело касалось их религиозной принадлежности. В 880-х годах франкский ученый Ноткер Заика описывает событие, которое произошло во время правления Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Каждый год приезжали датчане, требуя креститься не из-за их набожности, а из-за бесплатных подарков, сопровождавших церемонию: дорогие одежды, крестильные одежды и оружие. Однажды пришло не менее 50 датчан. Луи пришлось разрезать несколько старых рубашек, чтобы использовать их в качестве мантий. Когда чиновники подошли к одному пожилому датчанину, он не был впечатлен: «Я уже двадцать раз проделывал здесь это дело стирки, и я был одет в превосходные одежды совершенной белизны; но такой мешок скорее для свинопасов, чем для солдат».

Восстание русов

Не только норвежцы в Западной Европе и на Британских островах проявили такую ​​культурную, не говоря уже о моральной, гибкость. На востоке русские реки были домом для народа, называемого русами, народа, давшего имя России (что означает «Земля русов»). Арабский писатель девятого века Ибн Хордадбех, начальник шпионской сети халифа, описал, как русские торговцы доставляли свои товары в Багдад верхом на верблюдах. Оказавшись внутри, они притворялись христианами, по-видимому, потому, что это давало им преимущество в бизнесе (даже если это означало, что они должны были платить налоги, как христиане). В другом арабском отчете описывается, как русы нападали на поселения на Каспийском море в 9 в.13: «Русы проливали реки крови, захватывали женщин и детей и имущество, совершали набеги и повсюду уничтожали и сжигали». Если это напоминает ранние нападения викингов на Британские острова, то это не случайно. Русы произошли от скандинавских торговцев, в основном шведов, которые отправились на восток, пересекли Балтийское море и проплыли по водным путям русских степей. Согласно более поздним источникам, в 862 году скандинавский князь по имени Рюрик основал свою базу в Новгороде. Со временем центр власти сместился на юг, в Киев. По мере того, как потомки Рюрика укрепляли свои позиции в регионе, они образовали государство, которое стало известно как Киевская Русь.

Русь тоже действовала в мультикультурном мире. Фактически, персидский исследователь и географ 10-го века Ибн Рустах описал русов как особенно дружелюбных по отношению к иностранцам и незнакомцам, ищущим убежища. Как и викинги во Франции и Англии, русы составляли меньшинство, и чем дальше они отваживались подниматься по русским рекам, тем больше оказывались в ландшафте, где господствовали славянские племена. Конечно, были бы русы скандинавского происхождения, но также и нескандинавы. Не всегда легко понять, как люди из прошлого определяли себя в культурном отношении, но иногда они оставляют подсказки. Одним из примеров являются имена, которые они дают своим детям. От 9С 12 по 945 год правителем Киевской Руси был Игорь. Его женой была Ольга, грозная личность, которая позже отправится кровавой местью убийцам своего мужа. Их имена могут показаться русскими, но на самом деле они имеют скандинавское происхождение: Игорь происходит от «Иварр» или «Ингварр», а Ольга происходит от «Хельга». А вот сына супруги назвали Святославом, явно славянским именем. За десятилетия, прошедшие с тех пор, как были названы Игорь и Хельга, что-то, кажется, изменилось с точки зрения доминирующей культурной принадлежности. Придя к власти, Святослав вел себя как типичный славянский правитель, поклоняясь славянским богам Перуну (богу грома и молнии) и Волосу (богу стад). Более поздние источники описывают, как он был убит врагами, которые оказали ему великую честь, покрыв его череп золотом и использовав его как сосуд для питья.

Такого рода культурная изменчивость поставила историков перед многочисленными проблемами, но также позволила выборочно прочесть прошлое. В советское время российские историки стремились преуменьшить роль европейских скандинавов в основании своей нации в пользу славянских племен. Адольф Гитлер обострил ситуацию, заявив за обедом, что «если бы другие народы, начиная с викингов, не привнесли в русское человечество некоторые зачатки организации, русские до сих пор жили бы как кролики». Как это часто бывает, историческая правда, вероятно, находится где-то посередине. Со временем Русь стала более поликультурной, более славянской. Несмотря на это, связи между Скандинавией и Россией поддерживались. Древнескандинавские саги — истории, записанные в Исландии 13-го века, но часто восходящие к эпохе викингов, — рассказывают истории о скандинавских королях, которые бежали ко двору Киевской Руси, спасаясь от врагов. Есть даже одна диковинная сказка о двух русских принцессах, унесенных в сверхъестественные земли, где правят женщины-нимфоманки-великанши (это может быть не совсем точно). Даже Харальд Хардрада, король Норвегии до своей смерти в 1066 году, имел русскую жену, Елисив Киевскую. В сагах сохранились стихи, которые он сочинил для нее до того, как они поженились, в основном сетуя на тот факт, что она, похоже, не особенно интересовалась им.

Не все северные путешественники были мастерами культурной ассимиляции. Например, когда норвежские охотники в Гренландии обнаружили инуитское население страны на крайнем севере, сообщения не обнадеживают. В тексте XII века под названием История Норвегии зловеще говорится:

Помимо гренландцев, охотники нашли маленьких людей, которые называют их скрелингами. Нанесенные им оружейные раны, от которых они выживут, белеют, не кровоточа, но если они смертны, кровь почти не перестает течь.

Кровавые распри

Не нужно большого воображения, чтобы догадаться, как охотники обнаружили кровоточащие привычки этих людей. Устные рассказы, собранные у гренландцев в 19 веке, также намекают на сложные, иногда жестокие отношения между инуитами и таинственным народом, которого они называли Kavdlunait («иностранцы»), который может быть норвежцем. В одной истории кровавая вражда заканчивается тем, что инуит отрубает руку Кавдлунаиту 9.0034 . В другом случае группа из Кавдлунаит нападает на семью и вырезает ее: двум маленьким дочерям говорят броситься в море, а не позволить иностранцам схватить их. Другая более веселая история описывает теплые отношения между двумя группами, быстро завязавшуюся дружбу, дружеские соревнования и взаимное изучение языков.

Дальше на запад, на краю Североамериканского континента, саги сообщают, что скандинавские исследователи встретили местных жителей, которых они также называли скрелингов . Дипломатические отношения начались многообещающе: две группы торговали такими товарами, как меха и ткань, но вскоре началось кровопролитие. Возможно, ключ к разгадке того, что пошло не так, кроется в имени, которое норвежцы дали жителям Гренландии и Америки — skraelingar — уничижительный термин, примерно переведенный как «несчастные». Оскорбительные названия и культурные стереотипы — это именно те строительные блоки, которые используются для возведения невидимых стен между людьми и группами: норвежцы, безусловно, не были застрахованы от такого мышления и категоризации.

Тем не менее, забудьте о темных идеологиях, которые искажают прошлое и настоящее северной культуры и злоупотребляют ею. Забудьте популярные образы викингов по мотивам мультфильмов, сериалов и голливудских фильмов. Реальность истории эпохи викингов гораздо шире, намного глубже и глубже, чем это. Они были жестокими, жестокими воинами, стремящимися к экспансии, и скользкими политиками. Они также были мастерами культурной адаптации и интеграции, и в этом заключается их непреходящее наследие.

Элеонора Розамунд Барраклаф — адъюнкт-профессор средневековой истории и литературы Даремского университета и автор книги «За северными землями: путешествия викингов и древнескандинавские саги » (OUP, 2016). Эта статья первоначально появилась в выпуске History Today за апрель 2018 года.

«Иоанн Ф. Лемкин»/Отец Ян Полански



Часть 2, Раздел 29 — Национальный вопрос и украинский сепаратизм.

На заре истории население Лемковины считало себя частью великой славянской семьи и всегда называло свою национальность русскими. Имена Русь, русский [руский], русин, руснак до сих пор тесно связаны с лемковским народом и охраняются как высшая святость. Лемковина – родоплеменная ветвь великого русского народа, населяющего огромные просторы земного шара. На протяжении всей истории Лемковина, как и другие жители Карпат, часто называлась Карпатской Русью или Подкарпатской Русью, обозначая как национальность людей, так и территорию, которую они занимали. Чтобы защитить историческое имя Русь, лемкам часто приходилось сражаться и даже жертвовать жизнью, потому что враги разными способами пытались оторвать от них это имя и оседлать другое, чтобы оторвать их от других русских [руских]. ] народы.
О происхождении названия Русь ученые выдвигали различные теории. Обычно говорят, что слово «Русь» принесли варяги, а слово «Росс» — от греков. Но некоторые ученые утверждают, что слово «Русь» существовало на Руси еще в VIII веке, то есть до прихода варягов. Третьи придерживаются гипотезы о происхождении Руси от скандинавского слова «дрос», означавшего «братство». Они утверждают, что норманны, появившиеся на Руси в 9 в.веке, сыграл значительную роль в организации русских племен в нацию. Один из этих норманнов, Рюрик, сыграл руководящую роль в создании национального центра в Новогороде. Приверженцы этой теории утверждают, что сначала Русь применялась к княжеской семье и дружине, затем к племени и, наконец, ко всем восточнославянским племенам и территориям, на которых они проживали. Они ссылаются на то, что и сегодня финны называют шведов «руотси», что означает берег или берег.
Имя «Русь», а с ним и народ, именуемый этим именем, испытано огнем и кровью и претерпело до сего дня. Польская шляхта залила его кровью и опалила огнем: немцы пытались стереть его с лица земли. Но самым страшным ее врагом был ее родной брат — независимый украинец, который за копейки продался на службу своим врагам и использовал все возможные средства, чтобы стереть имя «Русь» с лица земли, и с оно, его люди.
В 1654 году великому казацкому гетману и русскому [украинскому] патриоту Богдану Зиновию Хмельницкому удалось соединить Малороссию [МалоРусь/Украину] с Великой Россией. В 1709 году, чтобы разрушить это единство и расколоть русский народ на два лагеря, другой гетман, польский барин, Иван Мазепа, предал Петра Великого и в Полтавской битве перешел на сторону шведского врага всей своей силой. казачье войско.
Название «Украина» было более поздним и чисто местным названием, как и наша Лемковщина, Гуцульщина или Холмщина. Украина — это только часть русских [руских] земель. Оно нам дорого, как и другие названия русских земель. Именно оттуда рекрутировались знаменитые казаки, эти защитники угнетенного народа и его веры. Слово «Украина» не может употребляться для всех малороссийских [украинских] земель, а только для той части, которая лежит на границе, на краю народа, которому она принадлежит. Это имя не относится ко всей нации или целому народу. Но врагам русского народа это не важно. Для них важна их цель раздробить русские народы, создать среди них распри и ненависть, чтобы ослабить и завоевать их. К нашей печали и нашему несчастью, враги наши смогли найти среди нас людей слепых, жадных и честолюбивых, которые за грош, подобно Мазепе, стали отрицать имя Русь, русский [rusky], русин; вступили в ожесточенную борьбу со своими родными братьями, а тем самым и со своим собственным народом. Первым для наших врагов было изменить название Украина, а украинский, с его прежнего территориального обозначения на название национальности, назвать все малороссийские [малорусские] народы украинскими, тем самым разделив Русь и создав национальную борьбу, в других слова «натравить русина на русина». Нашими величайшими врагами оказались: польская шляхта, австрийское правительство и Германия.
Еще в 1848 году галицкий губернатор Стадион изменил название русинов, проживающих в Австрии, с русского [rusky] на русинское (nicht Russe, russisch sondern Ruthenen, ruthenisch). В 1863 г. польский генерал Мирославский обратился к полякам со словами: «Брось огонь и бомбы на Днепр и Дон в самое сердце Руси, пусть падут на Русь разруха, разорение и разорение. усобица между самими русскими [русскими] людьми. Пусть губят друг друга своими когтями, а мы увеличиваемся в размерах и силах».
Те бомбы и пламя вскоре обрушились на русскую землю. Австрийское правительство в 1891 г. породило украинскую партию. В 1892 г. оно ввело фонетику в русскую [кириллицу] и насильно протолкнуло ее в школы и учреждения. Оно постепенно изменило термин русский [руский] на украинский. А чтобы дать последней научную основу, поручила гимназическому профессору Михаилу Грушевскому написать историю Украины, обещая ему выдвижение на кафедру университета. Грушевский мусолил эту историю и через некоторое время напечатал ее. В этой истории есть характерная история. Грушевский первоначально издал ее на русском языке как «Историю Руси», в которой не было ни единого упоминания ни о каком украинском народе, только о русском [русском]. Это было первое издание этой истории. Через некоторое время вышло второе издание на малороссийском [украинском] языке под названием «История Руси-Украины», в котором по отношению к малороссам [малорусов] был сохранен термин русский [руский], с украинским в скобках . Наконец, третье издание вышло в 189 г.8, ныне «История Украины», в которой термин русский [руский] везде заменен на украинский. Это было обращением, через которое прошла история Грушевского. Тем не менее все историки резко критиковали его как ложный.
В глазах русского [русинского] народа политическая атмосфера в Австрийском государстве перед Первой мировой войной была гнетущей и невыносимой. Австрийское правительство болезненно завидовало России и ее народу и недоверчиво относилось ко всем славянским народам, проживающим в ее пределах. Окружив себя всевозможными агентами, шпионами, сыщиками и провокаторами, оно терроризировало лемков. Самое невинное зрелище культурной, образовательной или экономической жизни считалось актом против австрийского государства и часто жестоко подавлялось. Русинские учреждения вроде читален, кооперативов, студенческих общежитий, школ-интернатов были солью в глазах австрийских чиновников, везде видевших измену. Австрийские жандармы, верные слуги правительства, бегали, как гончие псы, по городам и деревням, вынюхивая «москофилов» и повсюду подстрекая провокации; потом несли байки в административные органы на совершенно невиновных людей. Под прикрытием торговцев святыми иконами украинские провокаторы носились по лемковским селам, заходили в дома людей и говорили на политические темы, представляя себя друзьями русского [русинского] народа и врагами Австрии. Они выявляли политические наклонности человека, тщательно записывая все, что затем отправляли в грубо отредактированном виде политическим властям. Таким образом они составили список «москофилов, которые в случае войны будут готовы предать благороднейшего пана». На основании этого списка в начале войны была арестована вся лемковская интеллигенция и сотни мыслящих крестьян.

В такой политической атмосфере еще до войны был ряд арестов: православный священник отец Максим Сандович, уроженец Ждыни Горлицкого уезда, только что призван на приход в Горби Яслинского уезда; Василий Колдра, студент юридического факультета, уроженец Святкова, организатор читален в Лемковине; отец Михаил Юрчакевич, викарий в Черном; и многие другие. Единственным их преступлением было то, что они любили свой народ и работали на него. Отец Максим Сандович и Василий Колдра были отправлены в тюрьму во Львове, а в 1914 предстали перед окружным судом вместе с отцами Гудимием и Бендясуком и были обвинены в измене австрийскому государству. Этот процесс был известен всей Лемковине, так как сотни лемков давали показания в качестве свидетелей, а украинские националисты пытались всеми возможными способами доказать, что обвиняемые виновны в государственной измене. Суд длился непрерывно в течение трех месяцев. Было заслушано более тысячи свидетелей. Защитили доктор Владимир Дудикевич из Коломыи, доктор Мариан Глушкевич из Львова, доктор Кирилл Черлюнчакевич из Перемышля, доктор Алексиевич из Станиславова (ныне Ивано-Франковск) Все подсудимые были признаны невиновными в Львовском окружном суде и были освобождены.0121 Отношения в религиозной сфере также не были перспективными. По требованию австрийских властей епископы не принимали в семинарии кандидатов русской [русинской] ориентации. На выборах, состоявшихся в Перемышле в 1911 г. , был принят только один из 40 лемковских кандидатов, а в последующие годы, до войны, не было ни одного. В том же году среди 300 учащихся общей семинарии двух епархий было всего 11 русинов, из которых двое были лемками, хотя и русинское духовенство, и русинское крестьянство составляли большинство над украинцами.
Студентам-русинам семинарии во Львове пришлось нелегко, и им нужно было иметь сильную волю, чтобы претерпеть все унижения, которые навлекли на них их товарищи-украинцы, которые были альтер-слугами. Они устраивали голодовки и демонстрации и использовали любые подручные средства, чтобы терроризировать своих товарищей-русинов. В 1912 году сложилась такая опасная ситуация, что русинским студентам дважды приходилось бежать из семинарии в темноте ночи, чтобы спасти свою жизнь от товарищей-украинцев. Покойный отец Боциан, в то время ректор семинарии, увидев эту опасную ситуацию, сказал русинским студентам: «Бегите, ибо я не могу поручиться за вашу жизнь». Эту геенну, которую должны были пройти наши студенты в Духовной семинарии во Львове в то время, нельзя описать косными буквами на бумаге или даже устно. Это был кошмар, скомпрометировавший как украинское духовенство, так и австрийское государство.
Не в лучшем положении было и русское [русинское] духовенство. По секретному приказу правительства епископы не приняли предложения о допуске в страну русских [русинских] священников. Даже если кому-то и удавалось выдвинуть кандидатуру епископа на получение разрешения на въезд, австрийское правительство этого не одобряло. Некоторые архиереи откровенно советовали: «Не будь русским [русином], тогда получишь приход». Ценность священника определялась его политическими взглядами.
Лемковские крестьяне иногда подходили к героизму. Многие из них лишали себя еды, чтобы отправить своих сыновей в школу с намерением и убеждением, что сын когда-нибудь станет священником, а отцу в старости будет лучше. Об этом мечтал каждый отец, отдавший сына в гимназию. Но, к великому разочарованию и огорчению родителей, мечта не сбылась. Сына не приняли в семинарию. Разоренный материально, отец был бы не в состоянии оказать своему сыну даже самую скудную помощь в поступлении в университет. По этой причине многие лемковские юноши, способные и идеалистичные люди, после окончания гимназии зачахли. Многие из них покинули страну. Если бы этот массив молодежи имел возможность закончить университетское обучение, он, несомненно, сыграл бы большую роль в истории Лемковины. Но, несмотря на тяжелое материальное положение, многие из них продолжали служить своему народу и добросовестно трудились на его благо, оставив добрую память в сердцах людей.
Министр германского парламента Альфред Розенбург назвал это сказкой ХХ века, а член Госсовета В. Шульгин сказал: «Это самая дикая фальсификация века». И действительно, история Украины Грушевского — это история предательства, обмана, раздора, недоброжелательности и большой беды для своего народа. Более того, сам автор признался в одной из сносок к этой истории: «Поскольку мы не можем принять сказания Киевской летописи, а другого источника у нас нет, ранняя история Украины остается неизвестной». При этом Грушевский признался в фальсификации истории. Грушевский не дожил до университетской кафедры и жестоко искупил свой дьявольский труд. Он умер в тюрьме после жестокого обращения. Губернатор Галиции граф Голуховский писал в одном из своих административных рапортов в Вену: «Необходимо и обязательно изобрести различие между языком и письменностью малороссов [украинцев] в Галиции и русскими в России». . Из этих слов понятно, что такой разницы не было, так как ее надо было создать. И, несмотря на сильный протест русского [русинско-украинского] населения Галиции, в 189 г.2 австрийское правительство приказало ввести фонетику во всех школах и государственных учреждениях. Этим пытались показать, что галицийский язык, как его учат в школах, не русский, потому что в нем другое написание, и слова пишутся и произносятся иначе, чем в русском литературном языке. Этим способом австрийцы хотели вычеркнуть из сознания галицийских русских [русинов/украинцев] их чувство родства с остальными русскими [рускими/восточнославянами] народами и облегчить склонение их к сепаратизму. Введение фонетики в малорусское [украинское] правописание имело нежелательные последствия, ибо оно отличалось от такового в русских книгах и литературе и затрудняло чтение церковных материалов.
Вред этой фонетики заметил П. А. Кулиш, который первым в Украине применил ее, так что впоследствии она стала называться «кулишовской». Об этом он сообщил в украинской газете «Правда», издаваемой во Львове. «Я заявляю, что когда поляки начнут употреблять мою орфографию для обозначения разрыва между нами и Великой Россией, когда наша фонетическая орфография будет выставлена ​​не как народная помощь в обучении, а как знамя наших русских [восточнославянских] различий, тогда Я вернусь к письму в этимологическом написании». Употребление фонетического правописания в Малороссийских [украинских] землях в составе России не было вредным, потому что там русский литературный язык и этимологическое правописание преподавались в школах, и оно часто было даже полезно при употреблении простыми людьми. В Галиции, однако, это было вредно, потому что служило врагу в уничтожении русинского народа. Это была одна из тех бомб, которые генерал Мирославский велел полякам бросить в русское образование.
В первые дни русской революции тогдашний министр просвещения в российском правительстве Мануев. армянин по происхождению, также ввел частично фонетику в русское литературное письмо и отменил букву (ээ). Советское правительство пошло еще дальше в этих изменениях, распорядившись использовать их в школах повсеместно. В тех условиях и в те трудные времена, когда развивалась новая эпоха для человечества, это было, пожалуй, даже необходимо. Однако сегодня это дело требует исправления, которое когда-нибудь неизбежно должно произойти.
Профессор Бемадский в своем комментарии на эту тему писал: «….. старая орфография (этимологическая письменность) есть символ единства в русской [восточнославянской] культуре письма. В этом ее величайшее значение и, хотя бы поэтому ее надо беречь.Старая орфография была приспособлена к языковой практике различных языков и наречий внутри русского языка. Новая орфография сильно нарушает это равновесие.Она приспособлена только к великорусским языкам,и никаким означает все те.Поэтому новое написание не может правильно называться русским, а великорусским только отчасти.У малороссов [украинцев] будет новый и серьезный повод утверждать, что русская графика им не подходит….. «За такими невинными изменениями в буквах кроются большие кинжалы». Все это наводит на мысль о «какой-то тайной схеме против единства русской [восточнославянской] культуры». Причина, по которой проф. Бернадский был так настроен против предоставления малороссам [украинцам] новой фонетики и реформы орфографии в Советском Союзе, состоит в том, что прежде единое этимологическое написание, общее для всех русских [восточных славян], распалось на множество различные варианты написания, что приводит к хаосу и путанице.
На условиях, аналогичных предложенным Грушевским, тогдашнему профессору Емилиану Огоновскому было поручено составить украинскую грамматику, а Смаль-Стоцкому — составить хрестоматию и учебник по украинской литературе. Слова Украина и украинский вводились в школьные учебники постепенно. В первом издании использовался термин «русско-украинский»; во втором порядок этого выражения был изменен на «украинский-русский», а в третьем остался только термин «украинский». Как Грушевский фальсифицировал историю, фальсифицировались и все учебники для обучения. Под покровительством Австрии и Германии и под руководством польской шляхты украинская партия выросла
Нам известны случаи, когда австрийцы и немцы собирали малороссийских [украинских] военнопленных в специальные лагеря, где им промывали мозги и учили, что они не русские, а принадлежат к отдельному украинскому народу, который должен иметь свою отдельную нацию. Таких заключенных лучше кормили и лучше одевали в специальную форму, готовили на агитаторов и отправляли в Россию. Австрийцы и немцы всячески помогали строить «независимую» Украину, предоставив ей и центральную управу, и гетмана Скоропадского.
По поводу украинского сепаратизма привожу слова галицкого украинца А. Каминского, трезво и откровенно проанализировавшего и осветившего русско-украинскую тему в брошюре: «Украинским сепаратизмом интересуются прежде всего польский элемент в право- Берега Украины и ведущих предшественников украинской свободы. Это кажется немного странным, но так оно и есть. Правобережные поляки чувствуют и понимают, что Польша не может простираться до Днепра и Черного моря. Если они попытаются строить Польшу в правобережье, даже издалека, они только разожгут антипольские настроения.Поэтому они всеми силами стремятся построить Украину, работая с украинскими патриотами.Они знают, что украинское государство будет укрепить позиции Польши и обеспечить ее существование.Украинскому государству пришлось бы вступать во всевозможные интриги и подчиниться им, чтобы противостоять России.Тот,кто в этой ситуации,да РНС строить Украину за пределами России строит не Украину, а Польшу».
Украинский сепаратизм проник в Лемковину через украинских священников, посланных туда не проповедовать слово Божие, а пропагандировать независимость Украины.