Картина взятие казани иваном грозным: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

zalgorkogo

Арт-портрет «Меценат всея Руси»  был главной темой заседания клуба «От сердца к сердцу», на котором присутствовали сотрудники читального зала Центральной городской библиотеки им. М. Горького и посетителя МБУ «ЦСОН Ленинского района г. Ростова-на-Дону».  Заседание клуба было посвящено 190 — летию со дня рождения Павла Михайловича Третьякова — известного российского коллекционера, мецената и подвижника, создателя знаменитой галереи русского искусства. С помощью Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

Познавательная программа «И невозможное возможно» в рамках программы «Библиоопека» была главной темой заседания клуба «От сердца к сердцу», проведенная сотрудниками читального зала Центральной городской библиотеки им. М. Горького в читальном зале совместно с получателями социальных услуг МБУ «ЦСОН Ленинского района», членами клуба. Заседание клуба было приурочено к завершению декады инвалидов. В этот день члены клуба  познакомились с биографиями известных инвалидов, Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

День Конституции Российской Федерации, который отмечается ежегодно 12 декабря, — одна из значимых памятных дат российского государства. В этот день в 1993 году всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года, согласно Указам Президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

Дорогие друзья! Сегодня, 3 декабря 2022 г, мы отмечаем памятную дату – День Неизвестного Солдата. Тысячи и тысячи бойцов значатся в Книге Памяти «без вести пропавшими». «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Третьего декабря 1966 года в ознаменование 25-ой годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов и захоронен в Александровском саду Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

Анализ проведения Межрегиональной библиотечной акции  #Радугадобра2022 Дорогие друзья! Сегодня, в преддверии празднования  Международного дня инвалидов мы подведем итоги  акции Цели проведения акции: Оказание культурной, духовной, просветительской помощи пожилым людям и инвалидам, повышение их творческого потенциала, приобщение к книге и чтению, формирование активной жизненной позиции. Задачи: — Объединение на одной интернет-площадке (сообщество «#Радугадобра2022» в социальной сети Вконтакте https://vk. com/radugadobra2020)  опыта работы  библиотек Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

28 ноября 2022 года, во Всемирный день милосердия, сотрудники читального зала ЦГБ им. М. Горького совместно с приходом храма иконы Божией Матери «Державная» провели час милосердия «От сердца к сердцу». Мероприятие состоялось в школе-интернате Областной центр образования неслышащих учащихся, присутствовали глухие школьники разных возрастов. Открылась встреча жестовой песней «Добро», в которой снялись прихожане храма Державной иконы Божией Матери и сотрудники Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

zalgorkogo

Самое прекрасное слово на земле – мама. Оно звучит одинаково на всех языках мира. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Все эти произведения отличает общее настроение: мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Источник материнской любви неиссякаем. О мамах слагаются поэмы и баллады. Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие Читать дальше …

Без рубрикиПрокомментировать

«Хазинэ» представила ретроспективу единственного академика живописи РТ

26 августа 2022  23:59

Оксана Романова

Выставка живописи с названием «Время вечность» открылась в галерее «Хазинэ», филиале Музея ИЗО РТ на территории Казанского Кремля. Около полусотни картин единственного в Татарстане академика Российской академии художеств Фирината Халикова разместились в четырех залах второго этажа. Центральное произведение выставки — большое полотно «События октября 1552 года» (месяц взятия Казани Иваном Грозным — прим. Т-и).

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Рядом представлены работы, также посвященные истории Казанского ханства, особенно последнему периоду его существования: «Защитникам Казани посвящается. Реквием» (2000-2001), «Сююмбике и Утямыш», «Кремль во время казанского ханства» (2002), «Солнечным мартовским днём в Казани середина XVI века» (1996)… В этом времени Фиринат Халиков, который на днях, 28 августа, отметит свое 65-летие, до сих пор находит сюжеты для своих картин.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Впрочем, среди произведений художника есть и реалистичные сельские пейзажи, и портреты близких. Юбилейная выставка — ретроспектива творчества художника с конца 80-х годов до наших дней.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Люди на картине „События октября 1552 года“ не просто придуманы, многие персонажи списаны с натуры. Например, женщина на телеге в платке и та, что сидит внизу, держа на руках ребенка, — это балерина Айгуль Гишьмутдинова, которая живет в Санкт-Петербурге. А левее в окровавленной чалме — сын мой, Шах-Али (касимовский хан, сражавшийся на стороне Ивана Грозного — прим. Т-и) — другой мой сын», — рассказал «Татар-информу» Фиринат Халиков.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Чтобы написать такую большую картину, уходит около четырех месяцев. На некоторых других картинах прототипами персонажей также стали мои современники. Месяц назад [Государственному Советнику РТ] Минтимеру Шаймиеву подарил новую историческую картину „Батырша“. Это был такой наш национальный герой, который после взятия Казани поднял восстание, выстроил город, откуда воевал за возвращение Казани татарам. Эта картина меньше, чем „События октября 1552 года“», — добавил собеседник агентства. 

 


Фото: Михаил Захаров / «Татар-информ»

По словам художника, он гордится тем, что четыре его картины хранятся в фондах Русского музея (Санкт-Петербург) и недавно одна из них (пейзаж «Непокоренная») выставлялась в течение четырех месяцев в новом проекте.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«У них картин много — тысячи! Мне везет, мою картину не только экспонировали, но еще и опубликовали в книге-альбоме Русского музея. Одна из работ, что в фонде Русского музея, называется „Каз омясе“ („Праздник гуся“). Она вошла в выставку, посвященную русским праздникам, с пометкой, что у русских такого праздника нет, но есть у татар. Висела полгода в зале Бенуа!» — поделился юбиляр.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Помимо прочего, Фиринат Халиков — главный художник Московской соборной мечети. В 2008 году он выиграл международный конкурс Совета муфтиев России на создание проекта архитектурно-художественного ее решения, дизайна фасада и интерьеров. Родился и учился живописи будущий признанный мастер кисти не в Казани и вообще не в Татарстане. Но с 1992 года живет и работает в столице республики, с 2014 года руководит Творческой мастерской живописи Российской академии художеств — то есть аспирантурой по подготовке художников. Сейчас у него четверо молодых учеников, чью работу известный художник стремится направить в наиболее подходящем для них направлении. Всего Фиринат Халиков подготовил около 15 художников. 

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Последние полгода мастер посвятил разработке облика Соборной мечети Казани — по его задумке, она должна была бы иметь восемь минаретов. «Надо было и с компьютерщиками работать, думать, какой высоты минареты, сколько минаретов. Вариантов было много, последний вариант — восемь минаретов. [Просветитель и богослов Шигабутдин] Марджани говорил, что у татар есть предание, что главная казанская мечеть была восьмиминаретной. Восемь — это вообще число ислама. Может, еще и осуществят [проект], потому что у нас пока еще не было мечети с восьмью минаретами», — сказал Фиринат Халиков.

 


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Выставку «Время вечность» в галерее «Хазинэ» можно будет посмотреть до 20 сентября.

Собор Василия Блаженного и Триумф Ивана Грозного

© TTstudio/stock.adobe.com

Сказка, Диснейленд, кондитерская – такими фразами люди часто описывают свое первое впечатление от храма Василия Блаженного в Москва. Нетрудно понять, почему. На фоне красных башен Кремля и яркого фасада ГУМа собор Василия Блаженного кажется венцом какого-то фантастического королевства. Возможно, вы удивитесь, узнав, что эта сказка является одним из самых непреходящих наследий первого русского царя Ивана IV, более известного как Иван Грозный. Интеллектуально одаренный Иван IV позаботился о том, чтобы каждый элемент храма Василия Блаженного был наполнен смыслом. Это физическое воплощение идеи, которая двигала им всю жизнь и привела его к провозглашению себя императором третьего Рима и защитником православной христианской веры.

Первый царь

Царь Иван IV (более известный как Иван Грозный) – wikicommons

Родившийся в 1530 году, Иван IV имел мучительное детство. Его отец, великий князь Московский, умер, когда ему было три года, а мать, когда ему было восемь. После смерти его матери (которую многие считают отравленной) воспитанием Ивана занялась группа дворян. Сообщается, что эти дворяне — бояре — запугивали и преследовали Ивана на протяжении всей оставшейся части его детства.

Однако Иван отказался сломаться. После коронации он принял титул царя (русификация Цезаря), отказавшись от традиционного титула «князь». Это отражало веру Ивана в то, что после недавнего падения Константинополя турками Москва стала наследницей древнего Рима и центром православного христианства. Если Константинополь был вторым Римом, то теперь Москва станет третьим.

Заняв престол, Иван сразу же начал работу по воплощению своего видения в жизнь. Более ста лет Москва вела войны с Казанским ханством (исламское государство-правопреемник монгольской Золотой Орды). Иван был полон решимости покончить с этим. Он работал над дипломатической изоляцией ханства, и, как только это было достигнуто, повел против него армию из 150 000 солдат. Его армия быстро пробилась к городу Казани, осадив ее в конце августа 1552 года. Это была десятая осада Казани русскими войсками (и третья — Иваном). Он также был бы последним. С помощью 150 осадных орудий и английского инженера Иван в октябре прорвал вражеские укрепления и захватил город. Войдя в город, он приказал построить две церкви, одну в Благовещение, а другую в честь святых Киприона и Иустины, в день праздника которых был взят город.

Иван IV под стенами Казани Петр Коровин (wikicommons)

Для русского народа Казанское ханство стало воплощением разрушительного монгольского нашествия, начавшегося 300 лет назад. В 22 года Иван решительно победил его. На обратном пути в Москву его встретили еще более хорошие новости. Жена родила сына, которого назвали Дмитрием. Вдобавок ко всему, молодой царь приказал построить новую церковь за пределами Кремля в честь своей победы. Эта церковь была семенем того, что однажды станет Собором Василия Блаженного.

Трагедия и переделка Василия Блаженного

Но это был еще не Василий Блаженный. Потребовалось девять лет и множество итераций, прежде чем Собор Василия Блаженного принял свой нынешний вид. Он начинался как небольшая одинокая деревянная церковь, наскоро воздвигнутая в конце 1552 года. В 1553 году ее заменила каменная церковь. В 1554 году Иван приказал построить шесть деревянных часовен вокруг центральной каменной часовни. Затем в 1555 году, почти через три года после его победы над Казанью, началась работа над новым сооружением — девятью соединенными каменными часовнями, построенными на едином основании. Это храм Василия Блаженного, который мы видим сегодня.

Что побуждало Ивана снова и снова пересматривать проект своего собора? Современные отчеты не предлагают никаких объяснений. Однако мы знаем, что в этот период Иван пережил множество личных кризисов. Они начались в марте 1553 года, когда Иван тяжело заболел. Предвидя смерть, он попросил бояр присягнуть его малолетнему сыну. Некоторые поначалу сопротивлялись. Хотя в конце концов они пришли в себя, Иван начал чувствовать, что положение его династии было более шатким, чем он первоначально думал. Оправившись от болезни, он с семьей отправился в Суздаль, чтобы помолиться в Покровском женском монастыре. На обратном пути в Москву умер малолетний сын Ивана Дмитрий. Официальная история отмечает, что и Иван, и его жена Анастасия были опустошены. Это был их третий потерянный ребенок за три года, две девочки-младенца умерли до рождения Дмитрия.

Супруги горячо молились о еще одном ребенке, и в 1554 году их молитвы были услышаны. В марте того же года Анастасия родила еще одного сына, которого назвали Иваном. Иван (отец) обрадовался. Один историк, Майкл Флиер, предполагает, что именно рождение нового сына побудило царя пересмотреть свой собор. Флиер отмечает, что Ивану понадобилось три попытки, прежде чем он успешно завоевал Казань. С рождением сына Иван снова добился победы после прежних неудач. Бог ставил перед ним препятствия, и каждый раз он их преодолевал. С этим чувством торжества возвратился Иван к своему собору.

Защитник и Распространитель Единой Истинной Веры

Иван начал с того, что нанял двух русских архитекторов, Посника и Барму, чтобы они возглавили работу. При содействии Ивана и митрополита (главы Русской православной церкви) Посник и Барма разработали проект, в котором сочетались как традиционные русские темы, так и идеи, заимствованные из итальянского Возрождения. Говорят также, что они черпали вдохновение из Книги Откровений и ее описания Небесного города:

Вид сидящего был подобен яспису и сардине; и радуга вокруг престола, по виду подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я увидел двадцать четыре старца, сидящих в белых одеждах; и на головах у них были золотые венцы.

— Откровение , 4:3–4 ( KJV )

Интуиция многих, что храм Василия Блаженного похож на сказочный, оказывается верной. Он был создан, чтобы казаться не от мира сего.

Фасад и план храма Василия Блаженного (Источник: Алексей Кузаев – CC BY 2.0)

Смысл и символика были вплетены во все аспекты нового собора. Это началось с центральной часовни, которая была посвящена Покрову. Покровская церковь напоминает о видении византийского святого Андрея Юродивого. Когда в Х веке Константинополь подвергся осаде сарацин-мусульман, святой Андрей и его ученики были свидетелями того, как Дева Мария вошла в их храм, помолилась перед их алтарем и распростёрла Своё покрывало на всё внутри. Это было воспринято как знак защиты Марии. Когда византийцам удалось успешно отбиться от сарацин, родился культ Покрова.

Говорят, что подобное видение было у одного из воинов Ивана перед штурмом Казани. Солдат утверждал, что его посетил святой Николай, который сказал ему, что наступление на Казань следует начинать немедленно. Иван последовал этому совету и вышел победителем. Посвятив главный придел св. Василия Покрову, Иван заявлял, что он, как и предшествующие ему византийские императоры, является защитником и распространителем истинной православной веры.

Восемь боковых часовен еще больше усиливают это послание, увековечивая память о ключевых битвах похода Ивана на Казань и связь династии с Богом. Самая большая боковая часовня была посвящена «Входу в Иерусалим», который, как следует из названия, увековечивает въезд Иисуса в Иерусалим на спине осла. Эта часовня стала средоточием традиции Вербного воскресенья, заложенной при Иване, когда царь пешком вел лошадь (с тканевыми ушами, прикрепленными к голове, чтобы имитировать осла) из Кремля в часовню. На коне ехал митрополит, символизирующий Христа. Здесь снова изображен царь, несущий Христа неверующим, как он это сделал, взяв Казань.

Голландская гравюра XVII века с изображением Вербного воскресного шествия царя (wikicommons)

Царство террора и Смутное время

Строительство собора Василия Блаженного было завершено в 1561 году, хотя в прошедшие столетия периодически вносились дополнительные дополнения. Это включает в себя добавление ярких цветов, которые украшают луковичные купола собора. Первоначально купола были белыми, красными и золотыми. Синий, зеленый и другие цвета были добавлены по мере того, как новые пигменты и красители становились более доступными. Конструктивно самое важное дополнение к собору было сделано в 1588 году, когда был пристроен десятый придел в память святого Василия Блаженного, известного за пределами России как святого Василия (от которого нынешний храм получил свое название). Эти и другие изменения, внесенные на протяжении веков, еще больше усилили ключевые темы, изначально задуманные Иваном и его сотрудниками.

Изображение Красной площади около 1801 г. Федора Алексеева (wikicommons)

Завершение строительства храма Василия Блаженного в 1561 г. было в некотором роде кульминацией царствования Ивана. После аннексии Казани Иван завоевал Астраханское ханство, присоединив его территории к своей растущей империи. Его достижения на внутреннем фронте были не менее впечатляющими. Среди его наиболее заметных достижений было завершение серии амбициозных правовых реформ и создание профессиональной постоянной армии. Россия теперь была серьезной державой, как никогда раньше; и видение Иваном Москвы как третьего Рима уже не казалось таким надуманным.

И в этот момент Иван собственноручно начал его расстегивать. Он создал личную охрану, Опричники, которые считаются предшественниками современных российских спецслужб, и обрушил их на свой народ в рамках поддерживаемой государством кампании террора. Он сровнял с землей древний и процветающий город Новгород (второй по величине город России в то время), пытая и убивая тысячи людей всех классов и происхождения. И, пожалуй, самым известным поступком, которым он известен, является то, что он забил до смерти собственного сына (и наследника) в приступе ярости. Да, тот самый сын, чье рождение вдохновило его на расширение храма Василия Блаженного в его нынешнем виде. Со смертью старшего сына царем стал умственно отсталый средний сын Ивана Федор. Правление Федора привело непосредственно к «смутному времени», 15-летнему периоду, в течение которого Москва была оккупирована польскими захватчиками, а Россия была на грани распада.

Иван Грозный и его сын Иван, Илья Репин (wikicommons)

Иван IV оказался злейшим врагом самого себя, в конце концов поддавшись паранойе и невротизму, преследовавшим его большую часть жизни. Поступая таким образом, он саботировал выживание своей династии и почти разрушил государство, над созданием которого он и его предки так усердно трудились. Тем не менее, несмотря на хаос и разрушения, оставленные Иваном после себя, храм Василия Блаженного уцелел — его потусторонняя красота была единственным оставшимся свидетельством великого видения третьего Рима молодым царем.

Связанный контент

  1. Для получения дополнительной информации о падении Константинополя см. мой пост о Большом базаре, доступный здесь.
  2. Возвышению Москвы в значительной степени способствовал продолжающийся упадок и раздробленность монгольской Золотой Орды. Многие из его государств-преемников, такие как Казанское ханство, в конечном итоге будут поглощены быстро расширяющейся Россией. Чтобы узнать больше о том, что привело Золотую Орду в упадок, прочитайте мою статью о Тамерлане — здесь.
  3. Чтобы узнать о другом соборе, который стал тесно ассоциироваться с королевской семьей, прочтите мой пост о Нотр-Дам здесь.

Источники/дополнительная литература

  1. Флиер, Майкл С. «Заполнение пробелов: Покровская церковь и архитектоника средневекового московского ритуала». Гарвардские украинские исследования , том. 19, 1995, стр. 120–137.
  2. Швидковский Дмитрий Олегович. Русская архитектура и Запад. Великобритания, издательство Йельского университета, 2007 г. (выдержки доступны здесь)
  3. Чтобы узнать больше о характере и мировоззрении Ивана, см. это увлекательное изложение разговора между Иваном и старым другом, перебежавшим на Запад: https://www.nytimes.com/1988/02/14/books/the- князь-и-его-царь-письма-из-изгнания.html

Иван Ив Грозный Фотографии

Доступны в виде репродукций и подарков

избранное

1. Рюрик 2. Игорь Киевский 3. Ольга 4. Святослав 5. Владимир Великий 14. Иван IV (из античного костюма)

любимый

Асаф (Из Псалтири об Иване IV Грозном), вторая половина XIV в. Московские послы на Императорский сейм в Регенсбурге, 18 июля 1576

фаворит

Указ царя Ивана IV Грозного (1530-1584), 1497

фаворит

A Стрельцы

фаворит

Судебник царя Ивана IV, 1550

фаворит

Коронация Ивана IV (Из Лицевого Сводного Летописца), вторая половина XVI в. Ливонская война, 1558 г. (Из Иллюстрированного свода летописей), Се

фаворит

Осада Казани, 1552 г. (Из Иллюстрированного свода летописей), Вторая половина XVI в. Издано Якобом Ульфельдтом, вторая половина 16 века

в избранном

Блаженный Николай, юродивый Псковский и царя Ивана IV Грозного, 1899

в избранном

Вид на Пантеон-памятник русскому царю Ивану IV

в избранном

(Марфа Васильевна155? 1571), третья жена Ивана Грозного (Судебно-медицинская реконструкция лица Художник: Никитин)

фаворит

Титульный лист рукописи «Стоглав» (Стоглав), 1551. Художник: Исторический документ

избранное

Собор Василия Блаженного. Художник: Браиловский Леонид Михайлович (1867-1937)

любимый

Шлем царя Ивана IV, до 1547 года. Художник: Древнерусское искусство

любимый

Взятие русской армией Нарвы 11 мая 1558 года (Из иллюстр. Карамзина) ), 1836

любимый

Древний русский город. Всадники, 1910-е годы. Художник: Аноним

любимый

Иван Грозный получает письмо от Андрея Курбского. 1564 г. (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.

в избранном

Ермаки Посольство у царя Ивана Грозного (Из иллюстрированного Карамзина), 1836

в избранном

Иван IV получает Военные трофеи после битвы при Молодях, 1572 г. (Из иллюстрированного Карамзина), 05

3

3 в избранном Правители Москвы. Великий князь Иван III, Василий III Иванович, Иван IV Грозный и их амба Художник: Аноним

Фаворит

Протопоп Сильвестр перед Иваном Грозным. 1547 г. (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.

любимый

Чарка царя Ивана IV Грозного (из Казанского ханства), до 1552 года. Художник: Аноним

любимый

Иван Грозный. Художник: Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916)

в избранном

Зверства русских в Ливонии в 1578 году. От Иоганна Якоба Викса Саммлунга фон Нахрихтена…. Художник: Аноним

в избранном

Осада Ревеля русскими в 1588 г. , От Johann Jakob Wicks Sammlung von Nachrichten…. Исполнитель: Anonymous

избранное

Портрет царя Ивана IV Грозного (1530-1584). Художник: Штиммер, Тобиас (1539-1584)

любимый

Зверства русских в Ливонии в июле и августе 1577 года. От Johann Jakob Wicks Sammlung von Nachric Художник: Анонимный

любимый

) Иван Грозный, 1588

фаворит

Иоаннис Василидис Magni Moscoviae Ducis Vita (Титульный лист) Иван Грозный, 1585

избранное

Благословенны воинства Царя Небесного, 16 век. Художник: Русская икона

фаворит

Царь Иван Грозный мучает соперников в Ливонии, XVII век. Художник: Аноним

фаворит

Царь Иван IV покоряет Казань (Из «Московской хроники» С. Герберштейна), 1579 г. IV, Владимир Мономах, Владимир I)

избранное

Благословенны воинства Царя Небесного, 1550-е гг. Автор: Афанасий, митрополит Московский (деятельность середина XVI в.)

любимый

Иван IV Грозный, начало XVII в.. Автор: Неизвестный

любимый

Евангелие от царя Ивана IV Грозного, 1571 Художник: Древнерусское искусство

фаворит

Коронация Ивана IV 16 января 1547 г. (Из Иллюминированного сводного летописного свода), вторая половина XVI в.0003

любимый

Чтение указа. Художник: Васнецов Апполинарий Михайлович (1856-1933)

любимый

Василиса Мелентьевна и царь Иван Грозный, 1875. Художник: Седов Григорий Семенович (1836-1884)

любимый

Дозор у Старых Ильинских ворот Москва, 1897. Художник: Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)

любимый

Иван Грозный, 1897. Художник: Пелевин Иван Андреевич (1840-1917)

любимый

Царь Иван IV Грозный. Художник: Новоскольцев Александр Никанорович (1853-1919)

любимый

Пальто дураков. Боярыня Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным, 1885

фаворит

Стрельцы на башне Московского Кремля в Лунную ночь, 1890-е гг.