Картина куликовская битва описание: Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения

Сочинение по картине Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле» ✒️ описание полотна, основная тема, композиция

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Другие
  4. Описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

История создания

Картина Бубнова «На поле Куликовом утро» отражает важный в истории России момент, произошедший 8 сентября 1380 года. События того времени изучаются современными школьниками. В те суровые годы на русскую землю напали татаро-монголы. Дмитрий Донской был предводителем русской армии и смог расправиться с противниками. На картине изображен момент Куликовской битвы, когда воины стоят в ожидании зловещего боя.

Замысел у автора произведения возник в 1938 году. Изначально он хотел изобразить битву на Чудском озере. Собрание материала для детального описания событий отняло у художника много времени. Изученные сведения подтолкнули Александра Павловича к новой идее. Информацию он черпал из исторической литературы. Проработав тщательно эскизы, художник создал под призмой собственного видения детали, в точности воспроизводящие события ушедших времен. Картина писалась с 1943 по 1947 год.

В качестве основного полотна художником использовался холст. Готовая работа получилась внушительного размера — 270 на 503 см.

Исторический дискуссионный клуб

Knipper et al. / PLOS ONE, 2020

Археологи изучили останки 82 людей, похороненных на кладбище V века нашей эры в Мёш-Ичеи на юге Венгрии, и смогли реконструировать историю того, как в небольшом поселении всего за два-три поколения провинциальная римская культура перемешалась с гуннской. Статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Мёш-Ичеи находится на территории римской провинции Паннония Валерия. Поселение на этом месте основали в 430-е годы переселенцы из восточной части Паннонии, которые, очевидно, бежали от гуннов.

Кладбище этого поселение и, вероятно, само поселение было заброшено в 470-е годы. Значит, оно существовало в период, когда гунны под предводительством Аттилы создали огромную империю к северу от Дуная и к востоку от Рейна, и более того, находилось как раз в пограничье между этой империей и Римом.

На мёш-ичейском кладбище похоронены 96 человек. Ученые под руководством Корины Книппер из Центра археометрии Курта Энгельхорна (Маннхайм, Германия) исследовали останки 82 из них. Особое внимание они уделяли форме черепов. Дело в том, что останки гуннов легко узнать по характерным деформациям черепов: их туго перетягивали в младенческом возрасте, чтобы придать голове удлиненную форму. Этот обычай в многочисленных письменных источниках ассоциируется именно с гуннами. Археологи нашли множество захоронений и целых кладбищ на территории империи гуннов с характерными деформированными черепами.

Также ученые анализировали содержание стронция в зубной эмали. Стронций в следовых количествах усваивается с пищей, а в пищевую цепочку попадает из почвы. Различия в содержании изотопов стронция в зубах разных людей указывает на то, что они питались едой, выращенной на разных почвах, а значит, происходят из разных местностей.

Кроме того, исследователи изучили содержание стабильных изотопов углерода и азота в костях. По ним можно обнаружить некоторые особенности питания человека. Например, если основу его рациона составляли преимущественно пшеницу и ячмень, то содержание углерода-13 в его костях будет меньше, чем если он ел много пшена.

Совместив эти данные, ученые реконструировали следующую картину. Поселение в Мёш-Ичеи основала небольшая группа людей, которые были уроженцами Паннонии и, судя по типу захоронений, придерживались римских обычаев. Примерно десятилетие спустя в поселении появилась небольшая группа (12 захоронений) людей, которые родились и выросли в другом регионе и имели другие пищевые привычки. Судя по деформированным черепам, они были носителями гуннской культуры. В более поздних захоронениях элементы разных культур — римский погребальный обряд и деформированные черепа — перемешаны. То есть за довольно короткий срок римская и гуннская культуры амальгамировались.

Археологи и ранее находили доказательства того, что гунны и римляне мирно сосуществовали в Паннонии. Это заставляет пересмотреть устоявшиеся в историографии представления о появлении гуннов в Европе как о разрушительном вторжении.

Артем Ефимов

Основной сюжет

На картине «Утро на Куликовом поле» можно увидеть русские войска, стоящие в ожидании битвы. Осталось лишь несколько минут затишья, после чего армия ринется в бой. Солдаты стоят неподвижно, всматриваясь вдаль, чтобы увидеть приближающихся противников. Они готовы защищать свои земли. Напряжение передается от одного бойца к другому. Центральную позицию занимает Дмитрий Донской, широким жестом показывая, откуда стоит ждать врага. Его меч намекает, что сейчас начнется бой. На полотне зритель видит разные детализированные элементы, при написании которых художник не поскупился на краски:

  • кольчуги;
  • шлемы;
  • звериные шкуры;
  • посконные рубашки;
  • червленые щиты.

Это позволило осуществить главный авторский замысел — передать атмосферу напряженности и готовности вести войну с противниками. Люди в боевых доспехах будто вросли в родную землю, которую не станут отдавать захватчикам. Каждый из них готов к смерти и славе. При взгляде на картину возникает эффект многоголосности.

Композиция полотна

Композиционная основа картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» призвана подчеркивать сплоченность русского войска. Бойцы, как один монолит, стоят на защите своей Отчизны. Находясь посреди поля, представители рати становятся единым целым с родными полями и густыми травами. Их невозможно потеснить или заставить отступить. Именно такое впечатление создается при просмотре полотна.

Композицию нельзя назвать статичной. Об этом символизируют следующие элементы:

  • протянутый меч Дмитрия Донского;
  • наклонившийся вперед воин, чтобы поднять оброненный щит;
  • взятые наперевес копья;
  • натягивание тетивы лука;
  • готовность воина сражаться с топором в руках.

Бойцы находятся в движении, но пребывают в спокойном расположении духа. Кажется, что армия бесконечна, так как часть незримых фигур срезана картинной рамой. Все оружейники теснятся, в толпе появляются все новые лица, которые можно рассматривать бесконечно.

Летописные источники

Единственными летописными источниками, по которым мы можем судить о великом сражении, являются литературные памятники Куликовского цикла. При этом даты создания произведений точно не установлены. «Задонщина» могла увидеть свет даже в конце XV века, то есть лет через сто после битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» считается литературным памятником XV века, более точных сведений нет.

Историки считают, что все произведения, дошедшие из глубины веков и посвященные великому сражению, на самом деле всего лишь вымысел. При прочтении повестей Куликовского цикла возникает вопрос: как в них могут быть описаны мелкие детали, известные только самим участникам сражения, с такой точностью?

Произведения Куликовского цикла содержат много противоречивых сведений. В них то и дело появляются новые и новые персонажи, жившие гораздо позже событий, описываемых авторами. В повестях цикла постоянно увеличивается количество павших воинов. Например, в «Синопсисе», который был написан в 1674 году, их более 250 тысяч.

Исследователи пришли к выводу, что такие детали, как расположение войск, молитва Мамая и описания поединков, заимствованы из других источников. Просто летописцы разбавили сказание своими домыслами.

Почтовая марка России из серии «Великие князья». Дмитрий Донской, 1995 год. Фото: wikimedia.org

Пример сочинения

Картина «На поле Куликовом утро» была написана Александром Бубновым в 1947 году. На полотне отображается важный исторический момент, без которого, возможно, никого из нас не существовало бы. В те суровые годы, когда русские земли захватывали войска татаро-монгол, предводитель русской армии Дмитрий Донской не испугался нашествия. Он выступил против врагов, став величайшим воином Российской державы.

На картине четко можно увидеть, что бой пока не начался, но рать в любой момент готова вступить в схватку с недругами. Несмотря на тишину осеннего утра, воинам не до обозрения полевых цветов и трав. Их взгляды устремлены вдаль, они пытаются увидеть приближающихся татаро-монгол. Готовность отвоевать каждый клочок родных земель просматривается и в движениях вооруженных русских воинов.

В полном вооружении они стоят, приготовив луки, арбалеты, мечи, копья и щиты к битве. Воевода уже готов дать приказ к наступлению, но пока рано. Меч еще не опущен. С минуты на минуту произойдет величайшее историческое событие, вспоминаемое сейчас потомками великих бойцов.

Живописцем не показан конкретный момент Куликовской битвы или панорама боя. Мы видим незримую русскую армию, не имеющую конца и края. В рядах стоят молодые и пожилые мужчины, ведь война не знает возрастных границ, когда нужно отстаивать честь родины.

Бойцы хорошо вооружены, но конница их слаба. На поле мало лошадей, хотя, возможно, они скрываются в толпе, где мелькают изредка хоругви с ликами святых и Спасителя. Это говорит о том, что перед боем представители рати молятся, просят помощи у Всевышнего. Может, это и помогло победить татаро-монгольское иго. Глядя на картину «Утро на Куликовом поле», возникает желание самому отправиться на поле и встать на защиту Руси, вернувшись героем Отечества.

Предыстория битвы на Куликовом поле

Летом 1380 года в Москву к князю Дмитрию Ивановичу пришла грозная весть: татарский владыка, темник Мамай, со всей Золотой ордой идет на Русь. Не довольствуясь силой татарской и Половецкой, хан нанял еще отряды бесермен (закаспийских мусульман), алан, черкес и крымских фрягов (генуэзцев). Мало того, он заключил союз с недругом Москвы литовским князем Ягайлом, который обещал соединиться с ним. Вести добавляли, что Мамай хочет совершенно истребить русских князей, а вместо них посадить своих баскаков; грозит даже искоренить православную веру и взамен ее ввести мусульманскую. Гонец князя рязанского Олега извещал, что Мамай уже перешел на правую сторону Дона и прикочевал к устью реки Воронежа, к пределам Рязанской земли.

Мамай. Художник В. Маторин

Дмитрий Иванович прежде всего прибег к молитве и покаянию. А затем послал гонцов во все концы своей земли с повелением, чтобы наместники и воеводы спешили с ратными людьми в Москву. Разослал также грамоты к соседним князьям русским, прося их как можно скорее идти на помощь с дружинами. Прежде всего явился на призыв Владимир Андреевич Серпуховской. Со всех сторон стали собираться в Москву ратные люди и подручные князья.

Между тем приехали послы Мамая и потребовали той же дани, которую Русь платила при хане Узбеке, и той же покорности, какая была при старых ханах. Дмитрий собрал бояр, подручных князей и духовных лиц. Духовенство говорило, что подобает утолить ярость Мамаеву великой данью и дарами, чтобы не пролилась кровь христианская. Эти советы были уважены. Великий князь одарил татарское посольство и отправил к хану со многими дарами и мирными предложениями посла Захария Тютчева. Плохая однако была надежда умилостивить злого татарина, и военные приготовления продолжались. По мере того как увеличивалось собиравшееся в Москву русское ополчение, росло в русских людях воинственное воодушевление. Недавняя победа на Воже была у всех в памяти. Росло сознание русского народного единства и русской силы.

Вскоре прискакал гонец от Захария Тютчева с новыми недобрыми вестями. Тютчев, достигнув рязанских пределов, узнал, что Мамай идет на Московскую землю и что к нему пристал не только Ягайло Литовский, но и Олег Рязанский. Олег приглашал Ягайла поделить Московские волости и уверял Мамая, что Дмитрий не отважится выйти против татар и убежит на север. Хан условился с Ягайлом и Олегом сойтись на берегах Оки первого сентября.

Весть об измене Олега Рязанского не поколебала его решимости князя Дмитрия. На общем совете положили идти навстречу Мамаю в степи, и, если можно, предупредить его соединение с Ягайлом и Олегом. Князьям и воеводам, которые не успели еще придти в Москву, Дмитрий послал гонцов с грамотами, чтобы шли к Коломне, назначенной сборным местом всех ополчений. Великий князь снарядил конный разведочный отряд, под начальством Родиона Ржевского, Андрея Волосатого и Василия Тупика. Они должны были ехать в придонскую степь под самую Орду Мамаеву, чтобы «добыть языка», т.е. пленников, от которых можно было бы в точности узнать о намерении неприятеля.

Не дождавшись вестей от этих разведчиков, Дмитрий снарядил вторую сторожу. Дорогой она повстречала Василия Тупика, отряженного от первой. Разведчики приехали в Москву и донесли князю, что Мамай идет на Русь со всей Ордой, что великие князья Литовский и Рязанский действительно с ним в союзе, но что хан не спешит: он поджидает на помощь Ягайло и ждет осени, когда на Руси поля будут убраны и Орда может воспользоваться готовыми запасами. Собираясь на Русь, хан разослал своим улусам наказ: «не пашите землю и не заботьтесь о хлебе; будьте готовы на русские хлебы».

Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание описание

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Бубнов — Утро на Куликовом поле

Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.

Обращаясь к Куликовской битве, произошедшей в 1380 году, художник обращался и к вневременным патриотическим образам. Большую часть полотна занимают русские ратники. Видно, что это не только профессиональные воины – княжеские дружинники, но и простой народ, представители разных слоев населения, вставшие на защиту своей страны. Не столь важно было ли подчеркивание духа национального единения подобным образом навеяно представлениями пропаганды о едином советском народе или нет. Живописец объективно отобразил историческую реальность, так как в Куликовской битве, действительно, участвовало много ополченцев.

Оружие русских воинов тоже различно, что также и в полной мере соответствует историческим источникам и подчеркивает единение всего народа в борьбе с захватчиками.

На заострение внимания на роли народа указывает и фигура предводителя (это абстрактный образ, так как известно, что Дмитрий Донской был тяжело ранен, сражаясь в первых рядах), стоящая не на переднем плане. Его роль в картине не ключевая, но она важна. Предводитель указывает войску вперед и все смотрят в этом направлении. Это должно показать, что, несмотря на достигнутую великую победу, успокаиваться рано, остались еще враги и борьба не окончена.

Художник изобразил стяги с ликами Спасителя и святых. Это придает полотну историческую достоверность, а также показывает, что идеологический нажим советской власти после войны был заметно ослаблен.

На картине сравнительно мало конных воинов. Скорее всего, так и было в реальности, хотя данные об этом до нашего времени не дошли. Позволить себе купить боевого коня, доспехи и уделить значительное время для тренировок простые люди, конечно, не могли. Эта деталь должна была в очередной раз показать простым людям, что защита Родины – это дело не столько властей, сколько их самих.

Русские воины занимают большую часть пространства картины. На ней не изображены мертвые тела. Картина посвящена не скорби по погибшим, но прославлению силы русского оружия и народа.  

«Утро на Куликовом поле» – исторически достоверное полотно. Недаром художник много лет планировал написать картину, прославляющую победу русских над иноземными завоевателями, для чего много лет работал над историческими источниками. Выражение им патриотических чувств органично сочетается с правдивым изображением прошедших событий.

Описание 2

На масштабном полотне «Утро на куликовом поле» художник изобразил тот самый момент, в который все собравшиеся испытывая страх и трепет пребывают в ожидании начала боя. По их всеобщему напряжению видно, что битва вот — вот должна разразиться. Русские храбрые войны наблюдают перед собой огромное татарское войско. Татары с ожесточенным настроем рвутся в бой, чтобы намертво биться за каждую долю чужой земли.

У них есть огромное желание захватить всю территорию, с которой можно будет собирать налоги. Они даже не могут себе представить, что русское войско и не подумает отступиться, оно готово сразиться не на жизнь, а на смерть. Русские не желают платить дань своим врагам и жить в их подчинении на незаконно захваченной территории. 

Автор работы демонстрирует тот факт, который даёт понять, что люди со всей русской земли пришли на её защиту. Народ разных возрастных категорий и сословных принадлежностей вышел на оборону своей дорогой, любимой и родной земли от вражеских ополченцев. Художник выводит на первый план народную массу, которая с каждым своим рядом становится все гуще и вдалеке не видно конца этой бесчисленной рати.

Народная толпа изображена подобно мощной лавине, которая льется из ниоткуда. Она готова биться с огромным вражеским войском и ни при каких обстоятельствах не терять своей земли. Уже скоро начнётся кровопролитная схватка, которая принесёт заслуженную победу одной из сторон.

Внимание привлекает центральный образ старика, который оперся на насадку для острия копья, выполненную из дерева. Сзади старика стоит войско, которое будто замерло из-за его остановки. Старик чего-то выжидает, будто выбирает подходящий момент для молниеносной атаки.

Значительную часть картины занимает изображенная художником трава и поле — это все просторы русской земли, на защиту которой вышел народ. Скорее всего автор намеренно применяет подобные приемы, чтобы показать всю ценность русской земли.

С помощью красок, сюжетных линий и персонажей художник передает подлинное настроение всей картины. Напряженное чувство держится на протяжении всего времени пока смотришь на картину, каждый изображенный на ней человек пребывает в страхе и боевой готовности проявить мужество. Никто из участников битвы не знает исхода данного противостояния, но каждый старается по максимуму вложить свою силу для победы. Ни одному не жалко жизни за родную землю.

Бубнову в полной мере удалось передать сплоченность и единство русского народа. Народа, который побеждает!

Описание настроения картины Бубнов — Утро на Куликовом поле

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс

    Друзья — это родственные души. Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий друг. Он появился в нашей семье еще щенком. Когда родители принесли его домой, я не поверил своим глазам

  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

    Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

  • Сочинение по картине Тихая обитель Левитана 4 класс описание

    Картина «Тихая обитель» была написана выдающимся русским художником Исааком Ильичем Левитаном в 1890 году. Этот шедевр описывает утро в лесу, которое передает благодать на все окружение

  • Другие
  • Саврасов

    Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

Все Художники

  • Другие
  • Айвазовский
  • Брюллов
  • Васнецов
  • Венецианов
  • Верещагин
  • Герасимов
  • Грабарь
  • Иванов
  • Кипренский
  • Крымов
  • Куинджи
  • Кустодиев
  • Левитан
  • Маковский В. Е.
  • Маковский К. Е.
  • Нестеров
  • Нисский
  • Остроухов
  • Перов
  • Пластов
  • Поленов
  • Репин
  • Решетников
  • Ромадин
  • Рылов
  • Саврасов
  • Серебрякова
  • Серов
  • Суриков
  • Тропинина
  • Шишкин
  • Юон

Куликово — Оксфорд Ссылка

Энциклопедия Средневековья

Издатель:
Джеймс Кларк и Ко
Дата публикации в печати:
2002
Печать ISBN-13:
9780227679319
Опубликовано онлайн:
2005
Текущая онлайн-версия:
2005
eISBN:
9780195188172

Показать сводную информацию

  • Публикация информации

  • Авторы

  • Кредиты на фотографии

  • Предисловие

  • Предисловие к английскому изданию

  • Библиографические сокращения

  • Другие сокращения

  • Сокращения

Источник:
Энциклопедия Средневековья
Автор(ы):

Владимир Водофф

Куликово поле победа
.