Содержание
Годы жизни Пушкина. Основные даты биографии и творчества Александра Сергеевича Пушкина
Речь в статье пойдет о великом деятеле золотого века русской литературы — А. С. Пушкине (дата рождения — 6 июня 1799 года). Жизнь и творчество этого замечательного поэта даже сегодня не перестают интересовать образованных людей.
Основные даты биографии Пушкина А. С.:
- 1799-1837 гг. — годы жизни поэта;
- 1799-1811 гг. – детство и отрочество;
- 1811-1817 гг. – годы учебы;
- 1817-1820 гг.- жизненный период в Санкт-Петербурге;
- 1820-1822 гг. — путешествие по Крыму и Кавказу;
- 1824-1825 гг. — ссылка в Михайловское.
Происхождение и детство
Датой рождения Пушкина по новому стилю, как уже упоминалось выше, считается 6 июня 1799 года. Великий поэт родился в Москве, в районе Лефортово. Согласно родословной Пушкина, отец его, Сергей Львович, относился к обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Ганнибал Надежда Осиповна, корни которой ведут в жаркую Эфиопию, была внучкой Абрама Ганнибала, сына абиссинского князя, захваченного и доставленного в Константинополь, где он был выкуплен и подарен Петру Великому. В России он был крещен, а духовным отцом стал сам Петр I. Получив образование, дослужился до звания генерал-аншефа.
Родословной Пушкин дорожил и гордился. Родители, увлеченные светской жизнью, не уделяли должного внимания своим детям, а их в семье было трое. Развитием детей занимались французские гувернеры, отчего маленький Саша получил хорошие знания французского языка. Раннее детство он провел в подмосковном селе Захарово, у своей бабушки. Надежда Осиповна много времени посвящала внуку Александру, с которым она читала, занималась правописанием. В деревне юного гения опекала няня Арина Родионовна, которая привила своему воспитаннику любовь к народному творчеству. Впоследствии он посвятит ей послание, в котором выразит трепетную любовь и заботу. С малых лет Александр приобщился к русской поэзии. Творческие вечера, которые часто проходили в родительском доме, благоприятно способствовали раннему развитию писательского творчества Пушкина.
Учеба в Царском Селе
В 1811 году двенадцатилетний юноша Александр по настоянию родного дяди, известного на то время поэта Пушкина Василия Львовича, поступает на обучение в Царскосельский лицей, где предполагалось обучение детей высшего дворянского звания. Точные науки будущему поэту давались трудно, успеваемость была ниже средней. Находясь в лицее, юноша впервые открыл в себе талант к поэзии.
Поэтический дар был признан не только товарищами-лицеистами, в числе которых были Иван Пущин, Вильге́льм Кюхельбе́кер, но и известными в литературном мире Державиным, Жуковским, Карамзиным. Первый его стих «К другу стихотворцу» публикуется в журнале «Вестник Европы», в это же время юного Александра зачисляют в ряды союза поэтов нового поколения «Арзамас».
Юность в Санкт-Петербурге
В эти годы жизни Пушкина происходит его становление как поэта. В 1817 году, завершив обучение, Пушкин приступает к обязанностям статского секретаря в Коллегии иностранных дел Санкт-Петербурга. Но в отличие от своих соучеников, вместо службы он предпочитает творчество. В период с 1818 по 1820 год Александр Сергеевич ведет бурную светскую жизнь: посещает театры, рестораны, активно участвует в литературных заседаниях общества «Арзамас». Именно в этот период он заканчивает писать сказку в форме поэмы «Руслан и Людмила». Не проходит бесследно и общение «сына Отечества» с декабристами, в результате которого рождаются один за другим политические стихотворения: «На Аракчеева», «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Его лояльность к восставшим вызывает у властей недовольство, его вносят в список как не благонадежного гражданина.
Путешествие на юг
Плоды творения, в которых поэт проявляет идеи независимости, свободу мыслей и взглядов, национальный подъем, делают его известным в политических кругах. Колоссальный успех имеет написанная им знаменитая ода «Вольность». Растет интерес к творчеству Пушкина. Это приводит к тому, что император Александр I изъявляет намерение выслать Александра Сергеевича в Сибирь. И только высокий авторитет и старание Карамзина и Жуковского спасают его от страшной участи. В конце весны 1820 года Александра Сергеевича удаляют из Москвы, оформляя должностной перевод на юг. Жизнь на юге начинается с отдыха. Вместе с семьей героя Раевского он отправляется на Северный Кавказ, а оттуда — в Крым, где несколько недель проживает в Гурзуфе.
Жизнь на побережье Черного моря среди виноградников вдохновляет поэта к очередному этапу творчества и глубокому размышлению. В сентябре этого года он отправляется в Кишинев, где становится членом масонской ложи. Во время ссылки им начертано несколько выдающихся произведений: «Бахчисарайский фонтан», «Гаврилиада», «Кавказский пленник», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» и многие другие стихотворения. Весна 1823 года стала началом работы над стихотворным романом «Евгений Онегин», в этом же году поэта переводят служить в Одессу под руководством графа Воронцова. Через год Александр Сергеевич по прошению самого Воронцова, с которым у него сложились не совсем хорошие отношения, был отстранен от службы. В июле 1823-го уволенного Пушкина из Одессы отправляют в настоящую ссылку, под строгое отцовское наблюдение в село Михайловское Псковской губернии.
Ссылка в Михайловское
Эти годы жизни Пушкина были очень непростыми. Дни пребывания поэта в селе Михайловском после ссоры и отъезда родителей проходят в полном уединении, под слежкой чиновников. И только общение со старушкой няней и соседями ближнего поместья, семьей Осиповых-Вульф, скрашивало его жизнь. В это нелегкое для поэта время он продолжает писать, смирившись со своей участью, и возвращается к начатому «Евгению Онегину». Ему удается написать множество стихотворений и поэм, среди которых: «Борис Годунов «На Александра I», «Граф Нулин», «Давыдову», «На Воронцова».
Декабристский мятеж 1825 года становится переломным моментом жизненного пути поэта. В сентябре 1826 года он был призван на аудиенцию к царю. Николай I, который занял престол после Александра I, своим указом предоставляет Пушкину полную свободу в выборе места жительства и берет его под свое покровительство, тем самым назначив себя единственным цензором поэта. С началом власти Николая I к Александру Пушкину приходит всенародная слава, отныне для общественной верхушки он — всероссийская знаменитость. Творчество Пушкина направлено на историю государства Российского, к образу царя Петра Великого. Он напишет «Стансы», «Полтаву», начинает работать над произведением «Арап Петра Великого».
Сватовство
Освобожденный из ссылки Пушкин живет на две столицы. Весной 1828-го на одном из светских балов он знакомится с очаровательной Натальей Гончаровой. Сделав ей предложение и не получив ответа, поэт без согласования властей уезжает на Кавказ, где тем временем идет война с Турцией. Это путешествие производит на него неизгладимое впечатление, которое он передает в стихотворных сочинениях «Кавказ» и «Обвал», а также в очерках «Путешествие в Арзрум». По возращении в северную столицу поэту выносится от императора выговор за самовольную поездку и устанавливается постоянный надзор, который продлится до самой смерти. В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, и предложение его было принято.
Первая Болдинская осень
После помолвки Пушкин отбывает в фамильное имение отца в Болдино для решения вопроса наследства. В соседней деревне Кистенево отец выделил сыну 200 душ крепостных в виде начального семейного капитала. Вспыхнувшая эпидемия холеры привела к длительному карантину, въезд в Москву был запрещен, и Александр Пушкин вынужден был задержаться в Болдино на три месяца.
Именно эта пора года для поэта станет пиком его творчества. За это время ним будет написан ряд уникальных произведений: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Бесы», «Элегия», «Прощание» и другие многочисленные стихотворения.
Женитьба
В феврале 1831 года в Москве состоялось долгожданное венчание с Натальей Гончаровой. Из-за финансовых трудностей поэт с супругой перебираются в Санкт- Петербург. Из-за нехватки средств семья Пушкина снимает в Царском Селе дачу, где он продолжает усиленно работать. Поэт заканчивает написание романа «Евгений Онегин», который он начал творить 8 лет назад.
Летом 1831 года Александр Пушкин с особым волнением следит за происходившими в то время событиями в Польше. Разгром восстания русскими войсками будет воспет им в самых великодержавных стихах нашей поэзии: «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Жена, Наталия Николаевна, далека от политических бурь, она ведет светский образ жизни, много гуляет, знакомится с петербургскими друзьями мужа, от нее без ума императрица. Наделенная природной красотой, Натали имеет много поклонников не только среди придворных кавалеров, но и среди высокопоставленных лиц.
Поездка на Волгу и Урал
В 1833 году Пушкин всерьез заинтересовался пугачевским бунтом, он изучил список источников о Пугачеве, хлопотал о доступе к архивным материалам, о подавлении народного бунта. Для полного восстановления картины поэт отправляется в путешествие по Приволжью и Уралу, чтобы лично побывать в местах тех событий и услышать рассказы о предводителе Крестьянской войны — Емельяне Пугачеве.
Возвращаясь с поездки осенью 1933 года, поэт заворачивает в родное имение, в Болдино. Он с рвением приступает к написанию великих сочинений: «История Пугачева», «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин создает стихотворение «Осень», начинает работать над повестью «Пиковая дама».
Камер-юнкер
Накануне 1834 года император жалует Александру Пушкину придворное звание. Он при дворе императорского величества становится камер-юнкером. Сам поэт считает это звание для его возраста оскорбительным. Тем более он понимает, что это заслуга не его самого, а красоты его жены Натальи. Добиваться отставки ему мешало скудное материальное положение, так как семья Пушкина росла, содержание четверых детей требовало необходимых затрат, жалование было невелико, издаваемые книги крупной прибыли не приносили, и лишь разрешение императора на публикацию новых изданий могло бы исправить его скудное состояние.
Основанный им журнал «Современник», в котором печатаются произведения Н. В. Гоголя, А. И. Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, коммерческого успеха не приносит. Александр Сергеевич берет у правительства кредит на публикацию «Истории Пугачева», надеясь получить от продажи тиража большой доход. К сожалению, из изданного тиража продать удалось только половину. Пушкин остается не только без гонорара за свой огромный труд, но и оказывается в должниках.
Дуэль и смерть поэта
Последние годы жизни Пушкина были нелегкими. Безденежье, клевета, череда интриг, которые затрагивают честь его супруги и его самого, приводят поэта в гнев. Последней каплей стало получение по почте «ордена рогоносца», который подразумевал измену его жены с Жоржем Дантесом, поручиком кавалергардского полка. По причине несдержанного и скандального характера он не может проглотить оскорбления и становится на защиту чести и достоинства своей семьи. Александр Пушкин провоцирует соперника на дуэль. Остановить его пытается друг и секундант Константин Данзас.
Дата дуэли Пушкина была назначена на 27 января 1837 года вблизи Черной речки. Дуэль проводилась без права первого выстрела, поэтому Дантес опередил поэта и ранил его в живот. Дата дуэли Пушкина стала для него роковой. Несмотря на смертельную рану, Пушкин продолжает поединок. Вторым выстрелом был ранен Дантес, но рана была несерьезной, и его жизни ничего не угрожало. Чего не скажешь об Александре Сергеевиче Пушкине, дата смерти которого неумолимо приближалась. Его, истекающего кровью, доставляют домой, где два дня за его жизнь боролись врачи. Но 29 января 1837 года становится трагической датой смерти Пушкина. Тело без особых церемоний перевозят в Псковскую губернию. Где похоронен Пушкин Александр Сергеевич? На кладбище Святогорского монастыря.
Трагическая гибель поэта стала невосполнимой утратой не только для России, но и для всего человечества. Талант Александра Пушкина (годы жизни — 1799-1837) и его вклад в русскую литературу неоценим. Его произведения стали выдающимися достижениями образованности во всем мире.
«Наше все» или озорной «дурняшка»: Александр Пушкин глазами современников
Комсомольская правда
ЗвездыКультураКультура: литература
Галина ЛЕСУНОВА
7 июня 2022 16:00
Рассказываем о самых любопытных гранях великого поэта
6 июня 2022 года исполнилось 223 года со дня рождения Александра Пушкина. Источник: Пётр Кончаловский/Всероссийский музей Пушкина
В этом году исполняется ровно 185 лет с момента, как «невольник чести» Александр Пушкин погиб от выстрела Дантеса на дуэли у берегов Черной речки. В честь круглой даты и дня рождения писателя разбираемся, все ли мы знаем о главном классике русской литературы и каким Пушкина видели близкие, друзья и враги.
Начнем с корней. Появлением на свет «солнца русской поэзии» мы обязаны древнему нетитулованному дворянскому роду Пушкиных. По преданию, он восходит к «мужу честну» Ратше — холопу великого князя Киевского Всеволода Ольговича.
Самый известный предок, прославленный и строками самого Пушкина, — африканец Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта. Он был слугой Петра Великого, а впоследствии стал военным инженером и генералом.
Помимо Александра, который родился 6 июня 1799 года в Москве в Немецкой слободе, у четы Пушкиных было семь детей. Но пятеро из них умерли, не дожив до семи лет. Младший брат Лев стал надворным советником и литературным секретарем Пушкина, а старшая сестра Ольга писала стихи.
У Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой родилось четверо детей — два мальчика и две девочки. Потомки живут среди нас и сегодня. Среди них есть художники, писатели и даже герцоги. Но единственный прямой потомок по мужской линии — Александр Пушкин, бельгийский меценат. В сентябре ему исполнится восемьдесят лет.
«ДУРНЯШКА»
Современники не считали Пушкина красавцем, но он их очаровывал. Особенно своими горящими глазами.
«В них, казалось, отражалось все прекрасное в природе», — писал историк Михаил Юзефович.
А вот как описывала Пушкина современница Лидия Никольская:
«Большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что было великолепно — это темно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Когда он смеялся, блестели его белые зубы. Манеры светские, но слишком подвижные. Ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой веселый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться».
Облик поэта дополнял цилиндр. И не просто так. Художник Григорий Чернецов отметил, что рост писателя составлял меньше 167 сантиметров. При этом Наталья Гончарова была на шесть сантиметров выше.
Автопортрет в образе монаха, которого искушает демон. Источник: Общественное достояние/ФЭБ «Русская литература и фольклор»
ОЗОРНИК
Юного Пушкина описывали как резвого и неугомонного. За гиперактивность в литературных кругах его даже прозвали сверчком.
«Бывало, ни минуты не посидит спокойно на месте: вертится, прыгает, пересаживается», — писала актриса, знакомая Пушкиных Александра Каратыгина.
Характер не позволил поэту прилежно посещать занятия — «в лицее он решительно ничему не учился».
«Но он уже блистал дивным талантом, начальников пугали его злой язык и едкие эпиграммы, — и на его эпикурейскую жизнь смотрели сквозь пальцы… Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, погруженный в поэтические мечтания, с пылкими африканскими страстями, избалованный с детства льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после в свете не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении», — свидетельствовал сокурсник Пушкина Модест Корф.
Порой шалости поэта-озорника выходили из-под контроля. Так, в 1818-м после горячки Пушкину пришлось побрить голову и носить парик. Однажды в Большом театре, на самой патетичной сцене, он внезапно снял парик и стал обмахиваться им, словно веером, жалуясь на жару. В ложе стоял почти хохот.
ВОЛЬНОДУМЕЦ И МЫСЛИТЕЛЬ
В молодости взгляды Пушкина были радикальными, но вскоре он разочаровался в революционных идеалах. После восстания декабристов, будучи в ссылке в Михайловском, поэт решил вступить с властями в лояльные отношения. С тех пор, как пишут историки, Пушкин стал «певцом империи».
«Консервативная, свободоненавистническая Россия окружала Пушкина в его последние годы; она создавала тот политический воздух, которым он дышал, в котором он порой задыхался. Вольнодумец, бунтарь, декабрист — Пушкин ни в одно мгновение своей жизни не может быть поставлен в связь с русской интеллигенцией», — отмечает историк Георгий Федотов.
Пушкин следил за развитием науки. Он интересовался астрономией. В его сочинениях встречаются упоминания о вечном двигателе и электротоке. А в одном из писем Одоевскому он предложил создать «машину для очистки железных дорог от снега» — механический снегоочиститель.
Особенно Пушкина интересовала экономика. В «Евгении Онегине» говорится о замене барщины оброком, а в стихотворении «Деревня» барщина описана как варварская форма эксплуатации крестьян.
«ПОСРЕДСТВЕННЫЙ ХРИСТИАНИН»
Александр Сергеевич был из числа образованных дворян, которые относились к церкви равнодушно. Об отношении Пушкина к религии говорит то, что в его сочинениях нет ни православных, ни церквей. Более того, его «Гавриилиада» стала поводом для долгого дела, в процессе которого ему пришлось извиняться перед императором за богохульство.
«Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про самого себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости», — писал Пушкин Жуковскому из ссылки в Михайловское.
До самой смерти Николай Первый подозревал Пушкина в вольнодумстве. И хотя поэт пытался выполнять обряды, он оставался нецерковным человеком и называл себя «посредственным христианином». Единственной, с кем Пушкин говорил о религии, была его верующая супруга:
«Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих как для меня, так и для нас».
Впрочем, в последние годы Пушкин изменил отношение к вере. После смерти матери он купил себе место на кладбище Святогорского монастыря, а после роковой дуэли послал за священником и причастился.
Источник: Иван Айвазовский, Илья Репин/Всероссийский музей Пушкина
СПОРТСМЕН, КАРТЕЖНИК, ДЕНДИ
Несколько страстей Пушкина:
— Спорт. С юности поэт держал себя в прекрасной форме: плавал, занимался верховой ездой и фехтованием, катался на коньках. В зрелом возрасте интересовался боксом и даже переводил иностранную литературу об этом виде спорта на русский язык.
— Карты. Пушкин был азартным картежником, спускал много денег, влезал в долги, но продолжал играть.
— Трость. Сегодня она хранится в музее в Михайловском. Четырехкилограммовая трость (по весу дуэльного пистолета) с серебряным набалдашником служила тренажером: «Чтобы если придется стреляться, чтоб рука не дрогнула».
— Ногти. За руками Пушкин ухаживал в маникюрном кабинете, а на мизинце отращивал длинный ноготь, который на ночь защищал специальным наперстком, чтобы не сломать. Длинный ноготь на мизинце был приметой масонов, а Пушкин состоял в неофициальной ложе «Овидий» — которая, в прочем, быстро прекратила работу.
— Фрак. Для писателя он был талисманом. Он верил, что именно из-за фрака он покорил сердце будущей супруги. Даже в гроб, по желанию Натальи, Пушкина положили не в камер-юнкерском мундире, а во фраке.
ДОН ЖУАН
Писатель вел свой донжуанский список. Дамы в нем подразделялись на две категории: те, которыми Пушкин был просто увлечен, и те, которых любил. Многим из них Александр Сергеевич посвящал стихи. А Наталья, как Пушкин писал Вяземскому, стала его 113-й любовью.
Расшифровать список историки пытаются до сих пор. Среди женщин, попавших в него:
— актриса царскосельского театра Наталья Кочубей
— фрейлина Екатерина Бакунина (безответная любовь)
— дочь французского герцога Аглая Давыдова
— гречанка Калипсо Полихрони
— дочь влиятельного молдаванина Пульхерия Варфоломей
— дочь австрийского банкира Амалия Ризнич
— фрейлина Анна Оленина (Пушкин ходил к ней свататься, но получил отказ и написал знаменитое «Я вас любил…»)
— дальняя родственница Софья Пушкина (Пушкин просил ее руки, но безответно)
— дворянка Анна Керн (адреса стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»)
— крепостная Ольга Калашникова (родила Пушкину сына, но тот умер в младенчестве)
— цыганка Татьяна Демьянова.
ВРАГ НАРОДА
В числе врагов Пушкина историки называют следующих:
Идалия Полетика — близкая подруга и дальняя родственница Натальи Гончаровой. В свете играла роль сводни, поощряя ухаживания за Натальей. Сочиняла анонимные письма.
Екатерина Гончарова — старшая сестра Натальи, супруга Дантеса. Во всем поддерживала мужа, в том числе в делах против семьи Пушкиных.
Луи-Борхард де Беверваард Геккерн — отец Дантеса. Посредник и сводник между сыном и Натальей. Накануне дуэли Пушкин писал ему: «Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына».
Николай Первый — император, царствование которого началось с восстания декабристов. Считал себя покровителем и цензором Пушкина. Лишил Пушкина возможности напечатать «Песни о Стеньке Разине» и «Медного всадника», задержал выход «Бориса Годунова».
ДУЭЛЯНТ
После триумфа России в войне с Наполеоном молодежь «под влиянием героического разгула щеголяла воинским удальством», а потому дуэли стали обычным делом. Задиристый Пушкин бросал вызов первым, а потому числился в списках полиции как заядлый дуэлянт.
Впрочем, Пушкин ни разу не пролил кровь соперника первым, за исключением последнего поединка. Более того, он никогда не стрелял первым. Из трех десятков вызовов, брошенных Пушкиным и Пушкину, действительно до стрельбы дошли лишь пять (остальные дуэли отменили). Из них ранением завершилась последняя, пятая.
Причины, по которым Пушкин вызывал оппонентов на дуэль:
— отбили даму на балу
— эпиграммы и остроты в свой адрес
— замечание после того, как поэт вызывающе вел себя в театре и кричал на артистов
— замечание за попытку играть в бильярд нетрезвым
— незнание книги, о которой зашла речь в разговоре
— назвали молокососом
— спор по поводу крепостного права
— попытка поухаживать за чужой женой
— нелестные отзывы об его стихах
— оскорбление супруги.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Сборник стихов Александра Пушкина
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Александр Пушкин
Поделиться
|
СБОРНИК СТИХОВ
BY
(Род. 1799, Умер 1837)
(Перевод с русского)
Александр Пушкин , по общему согласию — по крайней мере среди своих соотечественников —
величайший из всех русских писателей. Большая часть его лирической поэзии написана
между 1820 и 1830 годами, но некоторые из его поэтических шедевров были написаны в последние семь лет.
лет своей жизни, когда он обратил свое внимание на прозу. Можно проследить развитие
от искрометного задора его раннего стиха, венцом которого является
первая глава Евгений Онегин, написано в 1823 году — к сосредоточенной выразительности
и сдерживал силу своей позднейшей поэзии. Осуществляя новый синтез между тремя основными
составляющие русского литературного языка — церковнославянского, западноевропейского
заимствований и разговорной речи — Пушкин создал язык современного русского языка.
поэзия. Его личная жизнь осложнялась конфликтами с властями, которые
не одобряли его либеральные взгляды. Он был убит на дуэли.
А | ||
«Среди шумного бала…» | ||
Анчар | ||
Ангел | ||
Арион | ||
Художник | ||
Пробуждение | ||
Б | ||
Вакхическая песня | ||
Медный всадник | ||
Сожженное письмо | ||
С | ||
Телега жизни | ||
Хроника Стихотворца | ||
Монастырь на Казбеке | ||
Облако | ||
Разговор книготорговца с поэтом | ||
Любопытный | ||
Д | ||
«Глухой когда-то называли глухим…» | ||
Демон | ||
Мечта | ||
Е | ||
«Старейшины…» | ||
Элегия | ||
Эпиграмма на смерть стихотворца | ||
Евгений Онегин | ||
Ф | ||
Прощай | ||
«Прощайте, верные лиственные рощи!. ..» | ||
Цветок | ||
«Цветы осенних дней» | ||
«К берегам дома…» | ||
Дружба | ||
Г | ||
«Хорошо для поэта, который…» | ||
Цыгане | ||
Цыгане (2) | ||
Н | ||
Холмы Джорджии | ||
«Как это сладко…» | ||
я | ||
«Я в цепях…» | ||
«Я не сожалею о годах…» | ||
«Я любил тебя…» | ||
Имитация | ||
«Я остался один в…» | ||
«Напрасно я думал спрятаться. ..» | ||
Вызов | ||
«В житейской степи…» | ||
«Худеет…» | ||
«Пора, мой друг…» | ||
«Я прошел через все мои…» | ||
«Я скоро замолчу…» | ||
Д | ||
«Там, над Венценосным…» | ||
К | ||
Карамзин | ||
Л | ||
«Земля Московская…» | ||
«Наша Лига — это…» | ||
«Пусть бард, с…» | ||
«Да поможет тебе Бог…» | ||
«Пусть Венчаемый…» | ||
Маленькая птичка | ||
М | ||
Дева | ||
Морфеус | ||
Муза | ||
«Красавица моя, не пой для меня» | ||
«Мое использованное невежество. ..» | ||
Н | ||
«Наивный ревнитель инопланетян…» | ||
«Недалеко от района, где царит золотая Венеция…» | ||
Ночь | ||
Соловей и роза | ||
О | ||
«О, лень, приди…» | ||
«О, Муза Красного…» | ||
«О, Рим — страна гордая…» | ||
П | ||
Коварство | ||
Поэт | ||
Поэт и толпа | ||
Портрет | ||
Предчувствие | ||
Заключенный | ||
Пророк | ||
Р | ||
«Ворон к воронам летит…» | ||
Воспоминание | ||
Руслан и Людмила | ||
С | ||
«Опечаленный полумесяц…» | ||
«Спаси меня от безумия, Боже. ..» | ||
Разделение | ||
Сапожник | ||
Певица | ||
Одиночество | ||
«Таким, каким я был раньше…» | ||
«Предположим, что вы выиграли…» | ||
Т | ||
Талисман | ||
Буря | ||
Десятая заповедь | ||
Ты и ты | ||
К… | ||
Малышке | ||
Красавице | ||
К бюсту Завоевателя | ||
Ушаковой Е.Н. | ||
К Фонтану Дворца Бакчисарай | ||
Пущину И.И. | ||
Знаки суеверия | ||
Морфеусу | ||
Моим друзьям | ||
Поэту | ||
К портрету Жуковского | ||
Щербинину | ||
На Вяземский | ||
Языкову | ||
В Жуковский | ||
Правда | ||
«Прав Туманский, когда он. ..» | ||
Ш | ||
«Что значит для вас…» | ||
«Что случилось? Почему ты…» | ||
«Когда ты такой молодой и сказочный…» | ||
«Кто тебя полностью остановил…» | ||
«Почему ты должен поддерживать…» | ||
Зимний вечер | ||
Зимняя дорога | ||
Желание | ||
«Хуже, чем идиллия…» |
Особая благодарность Евгению Бонверу, Тане Карштедт и Дмитрию Карштедту
за предоставленный мне уникальный материал для этой страницы (т.е. их переводы известных
стихи автора Александр Пушкин )
Александр Пушкин в Интернете: Google | Википедия
Поделиться
|
«);
}
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Александр Пушкин
x
Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. Закрыть
Авторское право © 1995-2020 Стихи. Все права защищены.
Страница любителей поэзии находится на реконструкции. Пожалуйста, следите за обновлениями для новых и интересных функций.
Теперь у нас есть словарь. Попробуйте: дважды щелкните любое слово на этой странице, а затем нажмите Определение
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
АЛЕКСАНДР ПУШКИН:
БЛЕСТЯЩИЙ ГЕНИЙ ПОЭЗИИ
Год 1799. Внесена запись в книгу рождений, браков и смертей Двенадцатодневной церкви в Москве. В нем говорилось: «27 мая Сергий Пушкин, коллежский регистратор, жилец Ивана Скворцова… настоящим регистрирует рождение сына своего Александра. Крещен в восьмой день июня…»
Без ведома она, эта запись возвестила миру о появлении под солнцем человека, которому суждено было стать выдающимся литератором, основоположником новой русской литературы, создателем русского литературного языка.
Отец Александра Пушкина принадлежал к старинной аристократической династии, когда-то процветавшей, но постепенно пришедшей в упадок. Он был достаточно образован для своего времени и писал стихи. Его дом посещали известные писатели. Часто велись оживленные творческие дискуссии, к которым маленький Саша с интересом прислушивался. Его дядя был популярным поэтом, который помог своему племяннику развить интерес к литературе.
Его мать была внучкой Ганнибала, абиссинца, которого Петр I привез из Турции. Сын эфиопского принца, Ганнибал был маленьким мальчиком, когда попал в плен, и со временем стал другом и последователем русского царя, а также известным военным инженером (позже Пушкин изобразил его в своем романе «Эфиоп Петра Великого»). ).
Пушкины доверили воспитание своих детей французским репетиторам обоего пола. Однако наибольшее влияние на Александра оказала его няня Арина, обычная русская деревенская женщина, открывшая перед жадными глазами мальчика чудесный мир русских народных сказок и пробудившая в нем любовь к народной поэзии.
Начиная с 7 лет, Пушкин обычно проводил лето в Захарово, подмосковной деревне, где у его бабушки было имение. Там он использовал любую возможность, а их было предостаточно, чтобы поближе познакомиться с простым народом, познакомиться с его бытом, научиться понимать народные песни и народный язык.
Чрезвычайно насыщенной творческой жизни Пушкина предшествовал период «накопления накопления впечатлений и знаний. В 8 лет он умел читать и писать и предавался сочинению небольших комедий и эпиграмм о своих учителях.
В 1811 году в Царском Селе, недалеко от Петербурга, был открыт лицей — частное училище для юных сыновей привилегированного дворянства, специализировавшееся на воспитании литературных вкусов и наклонностей.0004
8 января 1815 года молодой Пушкин читал на экзаменах свои стихи под общим названием «Воспоминания в Царском Селе», посвященные этому событию. Он написал их под свежими впечатлениями Отечественной войны с Наполеоном (1812 г. ), когда победоносные русские войска очистили страну от захватчиков и развернули свои знамена на улицах и площадях покоренного Парижа, а Москва еще дымилась. руины.
Воспоминания были о любви к Родине, о живом интересе к ее прошлому и о связи этого прошлого с настоящим. Через некоторое время после окончания лицея Пушкин погрузился в глубокие размышления о судьбе своей страны. Он понимал, что истинная жизнь ее многомиллионного народа не в шумных празднованиях победы над Наполеоном и не в королевских пирах. Более того, он слышал, как его люди стонут в кандалах, и видел их горячее желание быть свободными. Именно тогда Свобода стала музой поэта. Он написал оду «Свобода», призывающую «падших рабов» восстать против «тиранов мира сего», и ряд других подстрекательских свободолюбивых стихов.
Его сочинения переписывались и распространялись по всей стране, что вызывало серьезную озабоченность правительства, тем более что стихи его волновали и вдохновляли всех несогласных с самодержавным режимом.
Царь Александр I решил сослать Пушкина в Сибирь или Соловецкий монастырь. Влиятельные друзья поэта Карамзин и Жуковский дергали за ниточки, чтобы российский правитель сменил место ссылки на Украину. Поэта отправили в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) под предлогом перевода на другое место работы.
Это была первая, но, увы, не последняя ссылка Пушкина.
Человек гуманистического мышления и глубокого патриотизма, Пушкин не мог примириться с рабством и произволом. Жизнь в России была удушающей.
14 декабря 1825 года наиболее передовая и образованная часть русской аристократии публично выступила против самодержавного деспотизма и крепостничества. Это событие вошло в историю как восстание декабристов.
Пушкин принадлежал к тем же аристократическим кругам, которые дали России декабристов, первых русских революционеров. Он был не просто свидетелем этих социальных событий. Он был их участником, он прославлял их в своих стихах, он был могучим нравственным вдохновителем подвига декабристов.
Его политическая лирика оказала огромное влияние на освободительное движение в России. Вот почему царское правительство ненавидело и преследовало поэта.
Пушкин прошел через немало ссылок, суровой цензуры, клеветы, унижений, шантажа, доносов и оскорбительного «назначения» кавалером императорской опочивальни. И все же ничто не могло сломить волю поэта. Это был голос народа. Как поэт и гражданин, Пушкин всю жизнь был верен свободолюбивым идеалам своей юности.
Появление Пушкина в литературе прошлого века можно сравнить с появлением солнца, разгоняющего тяжелые дождевые тучи и придающего праздничную яркость серому дню.
Он был автором первого реалистического романа нравов в стихах — «Евгений Онегин» и первого исторического народного романа, также в стихах, «Борис Годунов». Его лирика поразительно поэтична и в своей непревзойденной тонкости отражает все великолепие русского языка. Его стихи, его «Маленькие трагедии» представляют собой целую галерею образов, созданных с безошибочной гениальностью.
По мере смены поколений люди все яснее понимают сущность творчества Пушкина — гуманизма, гражданского вдохновения, всеобъемлющего восприятия жизни, неповторимого эстетического совершенства в лирике и других стихотворениях, его замечательных драмах и кристально чистой мысли проза.
Пушкин первым поставил многие далеко идущие проблемы русской литературы XIX века, такие как человек как движущая сила истории, взаимоотношения личности и общества, личности и государства. В «Маленьких трагедиях» и своей лирике Пушкин задействовал основные аспекты человеческого бытия — любовь, творчество и смерть.
Больше всего на свете поэт хотел увековечить в своих произведениях историю русского народа, его движения и его отношение к общему развитию человечества. Особенно его интересовало прослеживание судеб народов Европы, судеб борцов за свободу Испании и Греции, итальянских карбонариев и их французских последователей.
«Вставай, о Греция, вставай!
Не зря Ву напрягал силы,
Не зря сотрясались битвы
Олимп, Пинд и Фермопилы. »
Ему было ясно, что только борьба может принести людям победу. К его страстному интересу к революционным событиям в Европе добавлялось еще одно, специфически русское чувство. Сочувствие всем народам, борющимся против тирании, насилия и угнетения человеческой личности.
В публицистических статьях, написанных в последние годы жизни, Пушкин вынес смертный приговор бесчеловечному эксплуататорскому британскому капитализму. С таким же негодованием поэт отзывался об истреблении древних индейских племен и о рабстве в Америке.
«Пораженные люди увидели демократию во всем ее отвратительном цинизме, жестоких предрассудках и невыносимой тирании. Все благородное и бескорыстное, все возвышающее человеческий дух подавляется непримиримым эгоизмом и жаждой комфорта;…. черное рабство среди грамотности и свобода…. жадность и зависть со стороны избирателей, смирение и холопство со стороны землевладельцев, талант, вынужденный к добровольному изгнанию из уважения к равенству, богатый человек, одетый в лохмотья, чтобы не обидеть надменные бедняки на улице, которых он втайне презирает, — такова картина американских штатов».
Мир мелкого торгаша, себялюбия, стремления к личной власти и непрерывной погони за деньгами — мир новых, буржуазных отношений, который с таким цинизмом начал заявлять о себе на Западе уже в пушкинское время, противопоставлялся, в сочинения поэта, своим собственным миром, миром величайшего из гуманистов, человека столь полного жизни, который питал свою веру в лучшее будущее своим глубоким патриотизмом, своей тесной связью со своим народом. В этот период реакционного мрака, нависшего над Европой, поэт воспевал вечно яркое солнце свободы, бессмертное солнце человеческой мудрости. Пушкин твердо верил в торжество сил этого солнца над тьмой.
«Долой тьму, да здравствует солнце!»
Душе и таланту Пушкину трудно было существовать в окружающем мире. Тем не менее, он сохранил большую степень жизнерадостности и проявил огромное моральное мужество. Он стремился узнать об истоках и понять причины трагического положения народов, в первую очередь своего народа. Поэт был вполне реалистичен, когда писал в «Деревне», как
«Дворяне дикие, бессердечные, лишенные закона,
Использовал силу и кнуты, чтобы сделать свое собственное
Плоды труда земледельца, его имущество,
его время…
Здесь человек обречен страдать в своем иге
до самой смерти..».
Так поэт видел действительность в юности, а потом с еще большей ясностью понял, почему народ «молчит» (Борис Годунов), а его вожди меняются, почему этот народ никогда не участвует в кровавых государственных переворотах, которые не приносят ей ничего, кроме другой формы угнетения.Он понял, насколько правы были люди, сплотившиеся вокруг Пугачева для вооруженной борьбы против своих угнетателей («Капитанская дочка») 9.0003
Осознание всего этого позволило Плюшкину написать следующие строки, которые мог написать только великий поэт, верящий в силу и искренность своих отношений с народом:
«Я построил себе памятник
Который руками не построить.
Путь к нему род мой не пустит
Зарастет бурьяном»,
Литературный гений Пушкина гармонично сочетался с блеском его ума и красотой своего духа. Ему была присуща та глубокая универсальность и та быстрая отзывчивость на все, затрагивающее человечество в разные исторические эпохи, которая бывает только у самых выдающихся и незаурядных личностей.
Как поэт он мог и достиг таких высот не только благодаря врожденному дару, но и потому, что оказался одним из образованнейших людей своего времени. Он превосходно разбирался в художественной литературе всех стран, народов и периодов. Он хорошо разбирался в разных областях науки, и круг его интеллектуальных интересов был поистине безграничен. В его частной библиотеке было множество мировых авторов, в том числе работы по истории, лингвистике, фольклору, естественным наукам, политической экономии и философии. Он знал несколько иностранных языков и интересовался ивритом, арабским и турецким языками. Специалисты по филологии были ошеломлены его знаниями в области языкознания, а авторитетные историки высоко оценили исследования Пушкина в этой науке.
Гуманизм Пушкина, реалистический и народный характер его творчества и присущая ему широкая интернациональная интерпретация открыли перед русской литературой широкие горизонты и сделали ее известной во всем мире.
Вот характерный пример. За время своей южной ссылки поэт прошел более ста верст украинской земли. Он вдыхал ароматный украинский воздух и вслушивался в песни украинских менестрелей-кобзарей и лирников.
Пушкин был хорошо знаком с украинскими народными песнями и историей. В лицее он написал стихотворение «Казак» — подражание украинской народной песне, которую, должно быть, слышал от своих украинских друзей. В его личной библиотеке было несколько сборников украинских народных песен.
Делал записи (неоконченные) по истории Украины. Можно предположить, что эти заметки были сделаны в рамках подготовки к проектируемой им «Истории народов Руси».
Пушкин умер в 38 лет, в расцвете сил, буквально затравленный царем. Он ушел из жизни, так и не реализовав столько своих творческих планов, готовый обогатить русскую и мировую культуру столькими новыми свершениями!
Он видел и чувствовал, как его мучители приближаются к нему, но даже когда дело дошло до финальной схватки, он держался удивительно благородно и мужественно. «Я принадлежу своей стране и хочу, чтобы мое имя оставалось незапятнанным, где бы оно ни было известно», — сказал он своим друзьям, когда они пытались отговорить его от участия в роковой дуэли, в которой участвовала его честь.
Царизму так и не удалось подчинить себе инакомыслящего и гордого поэта; он также не мог справиться с постоянно растущим влиянием его творений на сердца и умы миллионов. Его литературное наследие стало еще одним неисчерпаемым источником развития и обогащения литератур многих народов, в том числе, конечно, и украинской. Пушкин был любимым поэтом Тараса Шевеченко, который знал все его произведения, многие наизусть. Его прозу, драмы и стихи так или иначе использовали такие известные украинские писатели, как Марко Вовчок, Панас Мымы, Михайло Старицкий, Павел Грабовский, Леся Украинка и др.
В начале своей литературной карьеры Иван Франко перевел на украинский язык «Ворона летит к вороне» и балладу «Русалка». На склоне лет выдающийся украинский поэт завещал своим читателям переводы всех драматических произведений Пушкина — от «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» до «Русалки». Кроме того, он написал критико-биографический очерк о гениальном русском поэте, в текст которого включил свои версии некоторых пушкинских лирик.
После Октябрьской революции украинские переводы Пушкина неоднократно издавались и переиздавались отдельными сборниками и избранными произведениями. Переводы Максима Рыльского стали значительным событием в культурной жизни Украины. Рыльский писал в своей автобиографии, что в юности он глубоко и навсегда влюбился в Шевченко, Пушкина и Мицкекича и что эти поэты были его самыми почитаемыми учителями. В своей статье «Вечная любовь России» известный украинский поэт писал, что Пушкин, этот великий гуманист, «человек в самом высоком смысле этого слова», что он жив и сегодня и близок и дорог всем народам, все творческие личности. По мнению Рыльского, человечность, жизнеутверждение и вера в силу мудрости и в счастливое будущее народа, присущие Пушкину, особенно близки и нужны нынешнему поколению, как пушкинский интернационализм и его муза. который говорит со всеми народами.
Другой известный украинский поэт Павел Тычина также считал пушкинские поэтические произведения образцом высочайшего качества. Мысли Пушкина для него «выросли и расцвели, как фруктовый сад», а его поэзия была «исполинским фонтаном счастья», чьи струи «звенят от счастья», питая землю живительной водой. Тычина посвящал Пушкину стихи и переводил его произведения — в первую очередь те, которые он считал особенно богатыми мелодическими вариациями и тонкими фонетическими приемами (т. е. «Бесы», «Обвал», «Зимний вечер» и др.