Содержание
Куликово поле — где на карте находится музей; фото современной территории Куликова поля
Путешественникам не составит труда найти место, где находится Куликово поле, на любой географической карте России или в автомобильном навигаторе. Главный ориентир – федеральная трасса М-4 «Дон», Тульская область, г. Тула, г. Богородицк, далее поворот на г. Донской и через Бегичевские выселки на поселок Епифань, откуда по дороге Р-145 «Кимовск — Епифань — Куликово Поле — Кресты» рукой подать до Монастырщины и Красного холма, где и находится место легендарной Куликовской битвы.
Куликово поле находится на территории современной Тульской области, на стыке трех районов — Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов. Куликово поле – это не только собственно место, где произошла Куликовская битва, а обширный участок лесостепи Русской равнины, охватывающий территорию бассейна Верхнего Дона и его притока – реки Непрядвы. Все пространство считается заповедным и охраняется государством, как часть музея-заповедника «Куликово поле».
Знакомство с Куликовым полем можно начать в Епифани – некогда крупном уездном городе, где в старинной купеческой усадьбе работает историко-этнографический музей с богатой экспозицией, посвященной провинциальной культуре и купеческому быту конца XIX – начала XX столетия.
Следующая точка на карте Куликова поля – это деревня Татинки и село Монастырщино на слиянии Непрядвы и Дона. Именно здесь по Татинским бродам часть полков Дмитрия Донского форсировала Дон, чтобы вступить в бой с полчищами Мамая. После Куликовской битвы в селе Монастырщино были похоронены русские воины, сложившие головы во имя победы над общим врагом. У погоста был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы (см. Куликово поле, храм в с. Монастырщино, фото Р.Солопов), сначала деревянный, затем каменный, в память о подвиге русских ратников, победивших Мамая. Старинный храм, Аллея Памяти и Единства – это единый музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино с уникальной коллекцией предметов, связанных с историей величайшего сражения средневековья.
От села Монастырщино открывается дорога непосредственно к месту Куликовской битвы – полю между рекой Смолкой и балкой Рыбий Верх. Перед взором путешественника отрываются бескрайние просторы ковыльной степи и молодая дубовая посадка – возрожденная Зеленая Дубрава, где стоял Запасной полк, решивший исход сражения.
Еще один мемориал музея-заповедника «Куликово поле» — Красный холм. Пешком из Монастырщины до Красного холма – порядка 7 км, по дороге Р-145 – около 10 км. Ориентиром послужит колонна-памятник Дмитрию Донскому: обелиск, увенчанный золоченой главкой с крестом, возвышается посреди равнинных полей и виден в радиусе 15 км (см. Куликово поле, колонна-памятник Дмитрию Донскому. Фото Р. Солопов). Памятник установлен на самом высоком холме Куликова поля. Здесь же на Красном холме сооружен храм во имя Сергия Радонежского – одна из святынь Куликова поля.
Конечная точка путешествия по Куликову полю – Прощеный колодец, святой источник у села Грибоедово, целебные воды которого давали силы русским воинам и омывали их раны после Куликовской битвы. Доехать до Прощеного колодца можно по дороге Р-145, у поворота на населенный пункт Ивановка есть соответствующий указатель.
Подробную схему проезда ко всем объектам музея-заповедника «Куликово поле» смотрите на карте
Этапы урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин. | Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И урок наш начнем. – Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Л.: самоопределение; смыслообразование. |
Актуализация знаний и мотивации Словесный: слово учителя. Практический: Проводит работу с понятиями. Выполняют задание на карточках. | 2 мин. | На партах лежат карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенную букву и карточку прикрепите на доске. (Монастырь, Отечество, русские, конница, Орда, полчище, захватчики, Москва, войска, Родина, монах) Почему мы вспомнили эти слова? О чём или о ком они нам напоминают? — Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”. 1. Прозвание князя Ивана Даниловича. 2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха. 3. Укрепленный центр древнерусского города. | Работают с понятиями. Выполняют задание на карточках. 1.Калита 2.Константин 3.Кремель | П.: осуществляют логические действия, формирование мыслительных операций. |
Постановка учебной задачи | 3 мин | — Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа. — А когда может произойти победа, в чем? — Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”) -Что бы хотели нового узнать на этом уроке? расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске. А цель мы поставим на этом уроке: формирование представления у учащихся о Куликовской битве, ознакомление с деятельностью князя Дмитрия Донского. | Формулируют цель урока. Война, битва, бой | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
«Открытия» нового знания Словесный: учебный диалог. Объясняет задание. Словесный: слово учителя. Наглядный: учебная презентация. Словесный: слово учителя. Словесный: слово учителя. Наглядный: учебная презентация. Словесный: слово учителя. Наглядный: учебная презентация. Словесный: слово учителя. Практический: работа с исторической картой. Словесный: слово учителя. | 20 мин. | — Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве. Ребята прочитайте статью на стр. 70 по частям и озаглавьте их, записывая план в тетрадь. Часть 1 Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя. — Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план. — Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки – пословицы: Лучше биться орлом, чем жить зайцем Смелость города берет Храбрец в день битвы познается Часть 2 Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. — Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь. — А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин) — А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы: Ум дороже золота Разум силу победит У умной головы сто рук Часть 3 А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю. — Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением) — О чем это говорит? Пословицы на доске: Не по нашему хотенью, по Божью изволенью Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море Человек так, а Бог инак Человек предполагает, а Бог располагает Часть 4 В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва. Давайте укажем это место на карте. Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю. — А какой черте характера это говорит? Пословицы: И тихая вода крутые берега берет Часть 5 И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.” — Как это характеризует князя? Пословицы: Честь чести и на слово верит Береги честь с молоду Часть 6 Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.Начали враги теснить русских воинов. — А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. Часть 7 И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ. Значение победы. — Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве. Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей. Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
Физкульминутка Аты – баты, Мы солдаты! Для разминки из – за парт Поднимается на старт! Бег на месте. Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! Аты – баты, Стой на месте! И присаживаемся вместе. | Дети слушают песню. Знакомятся с текстом. Планируют свои действия в соответствии с заданием. Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань. Открывают тетради, записывают число, тему и план Смелость, храбрость, отвага Князь собирает на битву всю Русь. Записывают в тетрадь. Ум, мудрость Князь едет за благославлением Вера в Бога Вместе с учителем обозначают место на карте. Скромность Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность Он себя не выделял Читают значение победы в Куликовской битве. | Р. : формирование познавательной инициативы. П.: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. К.: умение слушать и понимать речь других. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П.: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. П.: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Практический: работа в парах | 4 мин. | — Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд. По горизонтали: 1. Московский князь, дед Дмитрия Донского. 3. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве 5. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря 7. Приток Дона близ места Куликовской битвы 8. Военачальник монголо-татар 10. Русский богатырь, противник Челубея По вертикали: 2. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве 4. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем 6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам 9. Основатель Троицкого монастыря 11. Поле битвы 8 сентября 1380 года | Разгадывают кроссворд | П.: поиск и выделение необходимой информации. |
VII. Включение в систему знаний. Словесный: слово учителя. | 5 мин. | — Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы. Слайд 17. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. Слайд 18. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. Слайд 19. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы. Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? — Правильно, ребята! — Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны. — А сейчас давайте назовем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах. — Проверим вашу работу. — Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий? — Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них! | Слушают задание и выполняют; работа в группах. читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания по карте. Высказывают своё мнение. Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | — Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества? — Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества. — Ребята, что же нового вы узнали на уроке? — Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле. Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать? (Дерево успеха) -Ребята, у каждого из вас на парте лежат 3 листочка: зелёный, жёлтый и красный. А на доске висит наше дерево успеха. Сейчас ваша задача украсить дерево листочками. Но каждый может прикрепить только один листочек. Цвета листочков означают: зелёный — всё сделал правильно, жёлтый – встретились трудности, красный – много ошибок. | Отвечают на вопросы. Анализируют урок. Высказывают свое мнение. | Р.: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности. Л.: самоанализ проделанной работы на уроке. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя. | 1 мин | Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр.70-73 читать. Стр.74 «Задания для домашней работы», одно задание на выбор. Р.т.: стр.24, з.№2. Наш урок подошел к концу. Ребята, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! До новых встреч. | Записывают домашнее задание. | Р.: планируют свое действие в соответствии с задачей. |
Куликовская битва, 1380 – Искусство боя
23 октября 2015 г. Джонатан Уэбб 1 комментарий
РубрикиСредневековье
(Убедитесь, что вы нажали F5 или View Show)
Анимация не отображается должным образом?
Дмитрий Донской против Мамая: русская армия под командованием Дмитрия смело переходит реку Дон, чтобы вступить в бой с монголо-татарской армией под командованием Мамая. Обрадованный опрометчивыми действиями Дмитрия, Мамай атакует первым, не подозревая о русской засаде в лесу. Сможет ли засада Дмитрия вступить в бой и изменить ход до того, как Мамай разгромит главные силы русских?
Значение
Эту прославленную русскую победу трудно поместить в ее надлежащий исторический контекст, потому что через два года после этой победы Россия снова оказалась под властью монголо-татар. Коткер утверждает, что битва «дала понять, что независимость России неизбежна» (1993: 31), но кому было ясно, что это неизбежно? Вернадский (1953) пишет о Куликово не как о монументальной символической победе за независимость России, а лишь как о части заговора, направленного на достижение такого идеала. Битва, скорее всего, такова.
Анализ
Тактически Куликовская битва представляет собой типичную русскую битву средневековья, в которой русские развертываются на местности, которая защищает их фланги и дает возможность скрыть засаду (Heath, 1984: 83). Очевидно, что доктрина является важным аспектом военных операций, как прошлых, так и настоящих, при анализе решений и результатов командиров.
Примечания
По сообщениям, поле Куликовской битвы было настолько перегружено, что от вытаптывания и тупого давления погибло столько же людей, сколько и от оружия (Коткер, 19 лет).93: 28). Это уместно, потому что я провел много разочаровывающих часов, пытаясь правильно разместить все юниты на тесной местности. Надеюсь, мои данные о силе каждой армии не вызовут резкого возражения, поскольку мои источники очень последовательны. Хит – обычно такой трезвый в своих цифрах – оценивает задействованные силы не более чем в 150 000 монголо-татар и 100 000 русских с «довольно точным» соотношением 7:2 (1984: 87), что, я искренне надеюсь, является опечаткой.
– Джонатан Уэбб
Работы Консультант
Буганов Виктор Иванович. Куликовская битва. Москва: Педагогика, 1985.
Гальперин Чарльз Дж. Татарское иго . Колумб: Славика, 1986.
Де Хартог, Лео. Россия и монгольское иго: История русских княжеств и Золотой Орды, 1221-1502 гг. . Лондон: British Academic Press, 1996.
Хит, Ян. Армии Средневековья Том. 2: Османская империя, Восточная Европа и Ближний Восток, 1300-1500 гг. . Сассекс: Flexprint, 1984.
Коткер, Норман. «Куликово Поле». Ежеквартальный журнал военной истории 6.1 (1993): 20-31.
Вернадский Георгий. Монголы и Русь . New Haven: Yale University Press, 1953.
Изображения
Дмитрий Донской: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dmitri_Donskoy_140-190_for_collage.jpg
Карта Центральной Евразии: http://kids.britannica .com/comptons/art-144283/At-its-greatest-extent-the-Golden-Horde-the-western-part
Карта мира: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_map_projections
Монголо-татарские воины: http://www.dbaol.com/armies/army_154_figure_1.htm
Русские солдаты: http:/ /www.dbaol.com/armies/army_157_figure_1.htm
Если вам понравилась анимация Куликовской битвы 1380 года, вам также могут понравиться следующие анимации битв:
Полтавская битва 1709 года, еще одна битва, в которой русские используют вперед расположили войска для срыва атаки противника:
Битва за Косово 1389 года, следующая битва в хронологическом порядке на сайте:
Битва при Торвиоле 1444 года, еще одна битва с засадой в эпоху средневековья:
Спасибо, что посетили The Art of Battle: анимированные боевые карты .
Темы1300засадакавалерияДмитрий ДонскойВосточная Европаобход единого флангаконно-лучникземляМамайСредневековьесовременная Россиямонголо-татарырусские6 сезон
4500 лет Битв за 5 минут
Анимированные карты Исторические карты Войны
Алекс
25 комментариев
Карты мира
Человек — существо агрессивное. Согласно Википедии, в истории человечества было около 10 624 сражений. Анимированная карта ниже показывает историю войн в каждом сражении.
Термин «битва» относился к встрече двух армий на одном поле боя, которые сражались друг с другом от одного до нескольких дней. Самая кровавая битва в истории — битва при Чанпине, которая произошла в период Сражающихся царств в древнем Китае (260 г. до н. э.). Ниже представлен рейтинг самых кровопролитных сражений в истории человечества.
Top 20 bloodiest battles by casualties
Rank | Battle | Year | War conflict | Casualties | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Battle of Changping | 260 BCE | Qin’s wars of unification | 700,000 | |||||||||||
2 | Battle of Salsu | 612 | Goguryeo–Sui War | 302,300 | |||||||||||
3 | Battle of Kalinga | 262 BCE | Maurya Empire vs. the state of Kalinga | 250,000 | |||||||||||
4 | Tumu Crisis | 1449 | Ming–Mongol War | 200,000 | |||||||||||
5 | Battle of the Catalaunian Plains | 451 | Вторжение гуннов | 165,000 | |||||||||||
6 | Битва на реке Фей0134 | 150,000 | |||||||||||||
7 | Battle of Nhu Nguyet river | 1077 | Lý–Song War | 150,000 | |||||||||||
8 | Battle of Kulikovo | 1380 | Mongol raids against Rus’ | 136,000 | |||||||||||
9 | Осада Алезии | 52 г. до н.э.0133 The Coalition of Austria, Prussia, Sweden, and Russia vs. French Emperor Napoleon I | 124,000 | ||||||||||||
11 | Third Battle of Panipat | 1761 | Marathas vs. Afghans | 175,000 | |||||||||||
12 | Битва за Чамкаур | 1705 | Могольские войны | 112 500 | |||||||||||
13 | БАЙТА КРАСНЫХ КЛИФКС | 208 | БАЙТА СЛОТНЫХ КЛИФКИ | 208 | БАЙТА СЛОТА | 208 | . северный военачальник Цао Цао | 100,000 | |||||||
14 | Battle of the Terek River | 1395 | Tokhtamysh–Timur war | 100,000 | |||||||||||
15 | Battle of Thymbra | 547 BCE | Lydian–Persian War | 100,000 | |||||||||||
16 | Битва за Ямен | 1279 | Монгольский завоевание династии Сун | 100 000 | |||||||||||
17 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||