Дата создания ссср: Когда образовался Советский Союз? | Газета «День»

Когда образовался Советский Союз? | Газета «День»

К обстоятельствам возникновения одного исторического мифа

Геннадий Ефименко

5 июля, 2007 — 19:37

«ВПЕРЕД, К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ» (ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ АНАТОЛИЯ ЧЕРНОВА, 1954 год)

В любой стране среди праздничных дат важное место занимают годовщины событий, оказавших существенное влияние на формирование государства или установление его идеологических основ. Реестр советских праздников является ярким подтверждением этого. Отмечание фактически каждого государственного праздника использовалось советской властью для упрочения идеологического единства СССР и в то же время исполняло роль своеобразного пропагандистского символа. Ничего необычного в таком подходе не было. Разве что масштабы демонстраций иногда выходили за пределы разумного и на последнем этапе существования СССР все чаще в глазах населения приобретали карикатурный вид.

На протяжении существования СССР перечень общесоветских праздников менялся. Некоторые из них (день Парижской коммуны, день свержения самодержавия) со временем были лишены государственного внимания. Статус других, в частности Международного дня женщин 8 Марта, наоборот, повысился. Были и такие праздники-символы (1 мая и 7 ноября), отмечание которых стало настолько важным для власти, что отведенное для них количество выходных дней увеличилось с одного до двух. Празднование дня Конституции менялось в зависимости от действующего на то время Основного Закона, а День Победы, понятно, появился позже. Все названные праздники несли в себе важную государственно-созидательную нагрузку и были привязаны к конкретным событиям.

Особенное место занимали еще две даты — день Советской армии и день образования СССР, отмечавшиеся 23 февраля и 30 декабря. Во-первых, при всей важности названных событий эти дни не были выходными. Во-вторых, обе даты не имели непосредственного отношения к реальной хронологии отмечавшегося события. Проблема 23 февраля уже неоднократно становилась предметом рассмотрения историков, но день образования СССР остался за пределами их внимания. В свете того, что в декабре 2007 г. будут вспоминать об образовании СССР (85 лет — круглая дата), следует заблаговременно задуматься над некоторыми обстоятельствами, связанными с этим событием.

До 1933 года день образования СССР отмечался в июле, и праздник имел статус выходного дня. В календарях и справочниках в разные годы он назывался не всегда одинаково. Это мог быть «День основания СССР», «День принятия Конституции СССР» (1925 г.) и просто «День СССР» (1928 г.). В газете «Коммунист» от 1 июля 1928 года, например, употреблялись оба названия — праздновали и пятилетие со дня образования СССР (статья Власа Чубаря), и такую же годовщину принятия Конституции СССР (ряд других заметок).

Для абсолютного большинства наших современников такое «разночтение» может выглядеть как противоречие — мол, что же все-таки праздновали — день образования СССР или принятия Конституции? Современник, введенный в заблуждение сталинской традицией, ошибается. Противоречия в данном случае нет. Чтобы разъяснить эту мысль, а также показать недостаточную обоснованность утверждений о 30 декабря как о дне образования СССР, считаем уместным рассмотреть некоторые составляющие этого сталинского мифа, пережившего все время существования страны и живучего поныне.

Во-первых, до сегодня Конституцию СССР, а также Декларацию и Договор об образовании СССР принято считать разными документами. И, соответственно, в хронологии для определения принятия этих документов употребляются две разных даты. Такой подход логичен для человека начала ХХI века, поскольку договор об образовании государства (союза государств) и Конституция по своей форме, казалось бы, являются принципиально разными документами. Реалии нашего времени способствуют распространению такого мнения. Чего стоят, например, только проблемы с утверждением Конституции давно уже существующего Европейского Союза. Однако с СССР все иначе. Первая Конституция СССР, в отличие от второй и третьей, имела нетрадиционный вид. В одном из справочных изданий 1923 г. так говорилось о ее составных частях: «Комиссия ЦИК СССР решила объединить декларацию и договор о создании СССР и назвать их основным законом или Конституцией СССР». То есть, перефразируя слова известного поэта, можно сказать: «Мы говорим «Конституция». Подразумеваем «Договор и Декларация». Тождественность этих понятий неоднократно подчеркивалась и в разного рода документах компартийно-советского руководства той эпохи.

Во-вторых, традиционным является представление, что декларация и договор были приняты на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Это не так — ни по форме, ни по содержанию. Уже не рассматривая противоречие подобного тезиса самой дате введения Конституции (=Договор+Декларация), стоит подчеркнуть: проект Договора, проголосованный в декабре 1922 г. «в основном», ни в коем случае не мог считаться действующим документом. Так же, как, например, и любой закон, принятый законодательным органом только «в основном». Поражает и несоответствие проекта данного документа его конечному варианту. Одни только изменения в количестве статей в этих документах свидетельствуют об их существенных отличиях. Так, проект 30 декабря 1922 г. состоял из 26 статей, украинский вариант, принятый высшими компартийными и советскими органами УССР в конце мая 1923 г. , содержал 36 статей, а введенный 6 июля 1923 г. и ратифицированный 31 января 1924 г. Договор о создании СССР (2 июля 1923 г. его предварительно одобрил Президиум ВУЦИК) — 72 статьи. Это уже не говоря о появлении в конечном варианте от 6 июля 1923 г. целого ряда важных нововведений, среди которых, например, введение Совета национальностей.

В-третьих, распространенным является мнение о том, что все ключевые вопросы были согласованы в конце 1922 года, а потом пришло время для формальных процедур. Анализ событий первой половины 1923 г., взаимоотношений как среди кремлевской верхушки, так и влияния на принятие решений представителей «националов», в первую очередь руководства КП(б)У, вынуждает опровергнуть этот тезис. Несогласованных вопросов было много. За содержание Договора, за принципы его заключения велась реальная борьба. И изменения в нем произошли существенные, они не ограничивались созданием уже названного выше совершенно нового Законодательного органа — Совета национальностей. Более весомой перестройке основных принципов проекта Договора помешали, прежде всего, болезнь В. Ленина, нерешительность Л. Троцкого, гибкость И. Сталина. Но это уже тема другого разговора.

В-четвертых, в сознании наших современников не вызывает возражений дата принятия Конституции СССР — 31 января 1924 года. Эта дата, безусловно, реальная. Но формально в тот день был ратифицирован уже действующий документ. В действующий Договор о создании СССР (основную часть действующей на то время Конституции) были внесены только две незначительных поправки (к перечню автономий ЗСФСР, имевших представительство в Совете Национальностей, были добавлены Нагорный Карабах и Нахичеванская АССР и уточнен порядок избрания Президиума ЦИК СССР). Заметим, что на дальнейших съездах советов СССР вносились значительно более существенные поправки.

Чтобы убедиться в отсутствии реальных аргументов в пользу 30 декабря, автор проанализировал отношение к этой проблеме тогдашней прессы и руководящих органов УССР. Просмотр газет первой половины 1923 г. обусловил такой вывод: об СССР как существующем государственном образовании речь не шла. Исключением из этого правила стали опубликованные по свежим следам I Всесоюзного съезда советов материалы в центральной прессе. Да, действительно, 31 декабря 1922 — 1 января 1923 (спаренный номер) «Известия» писали о создании СССР как о свершившемся факте. Такую поспешность можно объяснить как анализом решений Х Всероссийского съезда советов, состоявшегося накануне Всесоюзного, так и сталинской позицией по этому вопросу. Ведь И. Сталин, являвшийся сторонником немедленного создания СССР, был основным докладчиком на обоих съездах. На Х Всероссийском съезде советов его доклад получил одобрение, а персональный состав делегатов I Всесоюзного съезда советов ненамного отличался от Всероссийского. Но решения этих съездов имели разную направленность. 30 декабря генсек предложил делегатам I Всесоюзного съезда советов «с присущим коммунистам единодушием» принять Декларацию и Договор об образовании СССР как окончательные документы. Однако такое предложение противоречило решению декабрьского 1922 г. пленума ЦК РКП(б) и делегатами съезда принято не было.

В дальнейшем такого рода ошибки в центральной прессе не допускались. В еще большей степени это касается украинской прессы — до июля 1923 г. о существовании СССР речь не шла. Правда, иногда в отдельных постановлениях, поступавших из Москвы (а советская федерация существовала и до 1922 г.), выплывала аббревиатура «СССР», но против подобных случаев категорически и официально, через свое Постоянное представительство при правительстве РСФСР, протестировало руководство УССР. Важным в этих нотах протеста было несогласие с распространенными в Москве взглядами на СССР как новую форму российского государства — из Харькова новое государственное образование виделось по-другому. Подчеркнем — случаи употребления названия СССР (а соответственно утверждение об основании СССР 30 декабря 1922 г.) украинская сторона считала незаконными, о чем извещала Кремль в своих официальных документах. И в Кремле с этим соглашались.

Другим неоспоримым доказательством мифичности даты 30 декабря являются следующие факты. Через неделю после принятия Конституции СССР (а следовательно и вступления в действие Договора об образовании СССР), 13 июля 1923 г., Президиум ЦИК СССР принял воззвание ко всем народам и правительствам мира. В нем извещалось о создании СССР, о том, что высшие органы власти и управления нового государственного образования начали работу. То есть руководящие органы новообразованного государства констатировали, что датой его создания стало 6 июля 1923 г. Именно с тех пор начали действовать общесоюзные законодательные органы власти, был создан основной исполнительный орган власти СССР — СНК СССР. В то же время были ликвидированы те республиканские наркоматы, которые свидетельствовали о формальной независимости республик. В Украине это касалось в первую очередь Наркомата иностранных дел. Дата 6 июля постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 года была признана праздничным днем на всей территории СССР.

Конечно же, можно говорить, что де-факто большевистское централизованное государство образовалось значительно раньше и по сути ни в одну из названных дат почти ничего не изменилось. Такое мнение не вызывает возражений. Однако не подлежит сомнению и тот факт, что само название государства — Союз Советских Социалистических Республик — должно служить подтверждением равноправия и взаимоуважения республик, вошедших в его состав. Добавим, что название государства не менялось на протяжении всего времени его существования. В отличие от названия руководящей партии. Но на ХII съезде РКП(б), состоявшемся в апреле 1923 года (когда, как это принято считать, СССР уже существовал), предложение переименовать партию было отклонено именно из-за того, что СССР еще не был создан. Утверждение о Советском Союзе как новом типе государства стало своеобразным пропагандистским клише на протяжении всего времени его существования. Все перечисленное свидетельствует о внимании к формальным сторонам создания СССР. Поэтому интерес к дате создания нового государства не выглядит лишним.

Новое государство имело форму добровольного союза республик. Поэтому для украинского руководства была важна демонстрация самостоятельного пути республики к СССР, главным средством которой стало печатное слово. Заметим, что нередко в справочной и профессиональной литературе 1920 х годов дата 30 декабря даже не упоминалась. Так, в серии статистико-экономических справочников УССР в 1920-х среди предпосылок образования СССР упоминалась ст. 4 Конституции УССР 1919 г., где говорилось о «твердой решимости» УССР «войти в состав единой международной Социалистической Советской Республики, как только создадутся условия для ее возникновения». Содержались там также ссылки на другие соглашения и постановления, но ни одного упоминания о проекте союзного договора от 30 декабря, как и о каких-либо проектах решений, там нет.

Анализ юбилейных (к 10-й годовщине Конституции СССР) брошюр, изданных в Москве в 1933 году, побуждает к выводу, что именно тогда было решено «изменить» дату образования СССР и «разъединить» образование СССР и введение Конституции. При этом день Конституции СССР еще оставался за шестым июля. Первые попытки делались в спешке и некачественно. Так, например, в книге директора Института национальностей при ЦИК РСФСР С. Дыманштейна подчеркивалось, что СССР был создан 30 декабря 1922 г. Но наряду с этим говорилось, что созданный Сталиным Наркомат национальностей просуществовал «до создания СССР в 1922 году, до организации Совета национальностей ЦИК СССР». Напомним, что в проекте от 30 декабря 1922 г. не было даже упоминания об этом органе. Да и любой исследователь национального вопроса без колебаний скажет, что Наркомат национальностей РСФСР существовал до лета 1923 г.

Взятая Сталиным на собственное усмотрение дата создания СССР до сих пор «живет» в головах наших соотечественников. Сложилось так, что внедренный во время Голодомора миф до сих пор распространен даже среди профессиональных историков. Долгую жизненность «общепризнанной» даты образования СССР нельзя объяснить только господством тоталитаризма в СССР. Важным фактором существования этого мифа является то обстоятельство, что ни один из активных участников формирования СССР не дожил до конца 1980 х годов, когдаупал «железный занавес» и стал возможным плюрализм мнений в исследовании прошлого. Все оппоненты И. Сталина в вопросе создания СССР были репрессированы еще до начала войны с Германией. «Украинской советской» эмиграции просто не существовало. То есть этот вопрос было просто некому поднять, внимание историков сосредоточилось на других проблемах украинской истории.

В 1922 г. И. Сталину, несмотря на все попытки, не удалось завершить создание СССР. Ему пришлось даже пойти на значительные уступки национальным республикам. Однако с установлением тоталитаризма эти недостатки были ликвидированы — централизация страны усилена, дата создания СССР заменена. И. Сталин лично редактировал основные исторические труды в 1930-х годах, контролировал он и пропаганду, и агитацию. С помощью этих средств в сознание масс была введена желаемая «отцу народов» дата. Такое продолжающееся поныне забвение даты, которая на протяжении 10 лет была в СССР «красным днем календаря», свидетельствует об огромных возможностях тоталитаризма в формировании сознания подвластного населения. Новый подход нашел свое отражение и в известном «Кратком курсе истории ВКП(б)». Необходимо, наконец, отойти от этой мифологемы. Пришло время отказаться от сталинского видения проблемы образования СССР и обратиться к более тщательному анализу источников.

Геннадий ЕФИМЕНКО, кандидат исторических наук, Институт истории Украины

Газета: 

№108, (2007)

Рубрика: 

История и Я

Головні новини

Помер перший президент України Леонід Кравчук

Антисемитские выпады лаврова в сторону президента Украины и евреев абсолютно неприемлемы, — МИД

Северодонецк может попасть в осаду по мариупольскому сценарию, – глава ОВА




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Проекты/Инициативы

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК • Большая российская энциклопедия

СОЮ́З СОВЕ́ТСКИХ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕ­СКИХ РЕСПУ́БЛИК (СССР, Со­вет­ский Со­юз), в 1922–91 фе­де­ра­тив­ное со­юз­ное го­су­дар­ст­во в вост. час­ти Ев­ро­пы и сев. час­ти Азии. Об­ра­зо­ван по­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны 1917–22 на ос­но­ва­нии До­го­во­ра об об­ра­зо­ва­нии Сою­за ССР 1922. В 1924 ут­вер­жде­ны Го­су­дар­ст­вен­ный герб и Го­су­дар­ст­вен­ный флаг СССР. Сто­ли­ца – Мо­ск­ва. Пл. 22,4 млн. км2, чис­лен­ность на­се­ле­ния 286,7 млн. чел. (1989). Выс­шие ор­га­ны гос. вла­сти: Все­со­юз­ный съезд Со­ве­тов и ЦИК СССР (1922–38), Вер­хов­ный Со­вет СССР и Пре­зи­ди­ум ВС СССР (1938–88), Съезд нар. де­пу­та­тов (1988 – сент. 1991), ВС СССР (сент. – дек. 1991). Гла­ва гос-ва – Пре­зи­дент СССР (1990–91). Выс­шие ор­га­ны ис­пол­нит. и рас­по­ря­дит. вла­сти: Со­вет на­род­ных ко­мис­са­ров [в 1946–90 Со­вет Ми­ни­ст­ров СССР, в 1990 – сент. 1991 Ка­би­нет ми­ни­ст­ров СССР (см. Ка­би­нет ми­ни­ст­ров (во 2-м зна­че­нии)], Меж­рес­пуб­ли­кан­ский эко­но­мич. к-т СССР (сент. – дек. 1991). Пра­вя­щая пар­тия – Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия Со­вет­ско­го Сою­за. Ве­ду­щее на­уч. уч­ре­ж­де­ние – АН СССР. В 1945–1991 Сов. Со­юз – од­на из сверх­дер­жав и до­ми­ни­рую­щая си­ла сре­ди стран со­циа­ли­стич. со­об­ще­ст­ва. По­сто­ян­ный чл. Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций (с 1945) и Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН. Ини­циа­тор об­ра­зо­ва­ния Со­ве­та эко­но­ми­че­ской взаи­мо­по­мо­щи (1949) и Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (1955).

В СССР в 1989 вхо­ди­ли 15 со­юз­ных рес­пуб­лик: РСФСР, УССР, БССР (все с 1922), Туркм. ССР, Узб. ССР (обе с 1925), Тадж. ССР (с 1929), Азерб. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР (все три в 1922–36 вхо­ди­ли в СССР как За­кав­каз­ская СФСР, за­тем как са­мо­сто­ят. со­юз­ные рес­пуб­ли­ки), Ка­зах. ССР, Кирг. ССР (обе с 1936), Молд. ССР, Латв. ССР, Ли­тов. ССР, Эст. ССР (все с 1940). В 1940–56 в со­став СССР вхо­ди­ла Ка­ре­ло-Фин. ССР (в 1923–40 и с 1956 Ка­рел. АССР в со­ста­ве РСФСР). В РСФСР, УССР, Груз. ССР, Азерб. ССР, Узб. ССР, Тадж. ССР бы­ли нац.-тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния – ав­то­ном­ные рес­пуб­ли­ки и ав­то­ном­ные об­лас­ти, в РСФСР – так­же и нац. (с 1977–1980 ав­то­ном­ные) ок­ру­га. В ре­зуль­та­те ре­фор­мы адм.-терр. де­ле­ния 1923–29 осн. адм.-терр. еди­ни­ца­ми в СССР ста­ли об­лас­ти, в РСФСР – и края. Кон­сти­ту­ци­ей СССР 1924 (под­твер­жде­но Кон­сти­ту­ция­ми СССР 1936 и 1977) ка­ж­дой со­юз­ной рес­пуб­ли­ке пре­дос­тав­ле­но пра­во сво­бод­но­го вы­хо­да из Сою­за (ме­ха­низм реа­ли­за­ции это­го пра­ва был оп­ре­де­лён толь­ко За­ко­ном СССР от 3.4.1990).

В 1988–90, в ус­ло­ви­ях пе­ре­строй­ки в СССР, все со­юз­ные рес­пуб­ли­ки про­воз­гла­си­ли су­ве­ре­ни­тет. В ре­зуль­та­те Все­со­юз­но­го ре­фе­рен­ду­ма о судь­бе СССР (17.3.1991, уча­ст­во­ва­ли РСФСР, Бе­ло­рус., Укр., Узб., Ка­зах., Азерб., Кирг., Тадж., Туркм. со­юз­ные рес­пуб­ли­ки) св. 2/3 го­ло­со­вав­ших гра­ж­дан вы­ска­за­лись за со­хра­не­ние об­нов­лён­но­го Сою­за. На­зна­чен­ная на 20.8.1991 про­це­ду­ра под­пи­са­ния ру­ко­во­ди­те­ля­ми рес­пуб­лик но­во­го со­юз­но­го до­го­во­ра не со­стоя­лась в свя­зи с со­бы­тия­ми Ав­гу­стов­ско­го кри­зи­са 1991. В ночь с 7 на 8.12.1991, на­ка­ну­не под­пи­са­ния но­во­го ва­ри­ан­та со­юз­но­го до­го­во­ра, ру­ко­во­ди­те­ли РСФСР, Ук­раи­ны и БССР под­пи­са­ли Бе­ло­веж­ские со­гла­ше­ния 1991 о пре­кра­ще­нии су­ще­ст­во­ва­ния СССР. К ним 21 дек. при­со­е­ди­ни­лись ру­ко­во­ди­те­ли Азерб. Рес­пуб­ли­ки, Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, Рес­пуб­ли­ки Кыр­гыз­стан, Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва, Рес­пуб­ли­ки Тад­жи­ки­стан, Рес­пуб­ли­ки Уз­бе­ки­стан, а так­же Турк­ме­ни­ста­на. То­гда же бы­ло об­ра­зо­ва­но Со­дру­же­ст­во Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ). Рос­сия 22 дек. при­ня­ла на се­бя пра­ва и обя­за­тельст­ва быв. СССР, что бы­ло при­зна­но ос­таль­ны­ми стра­на­ми – уча­ст­ни­ка­ми СНГ и вско­ре ми­ро­вым со­об­ще­ст­вом.

Под­роб­нее об ис­то­рии СССР, его при­ро­де, на­селе­нии, на­ро­дах и язы­ках, ре­ли­гии, нау­ке, об­ра­зо­ва­нии, лит-ре, изо­бра­зит. иск-ве и ар­хи­тек­ту­ре см. в то­ме «Рос­сия».

Договор

о создании Советского Союза – подписан, скреплен печатью и доставлен?

Ниже приводится гостевой пост Питера Рудика, директора Центра глобальных правовых исследований и специалиста по законодательству восточноевропейских и юрисдикций бывшего Советского Союза .

В предыдущих сообщениях мои коллеги обсуждали различные типы законов из разных стран. К ним относятся необычные законы, малоизвестные законы и законы, которые никогда не применялись. Теперь моя очередь рассказать об интересном юридическом документе, который вступил в силу и строго соблюдался в течение 69 лет.лет, но официально так и не был принят в окончательной форме. Это был Договор о создании Советского Союза, который был принят 90 лет назад 30 декабря 1922 года представителями Белоруссии, России, Закавказской СФСР (Закавказья, он же Южный Кавказ) и Украины.

Как пишет Норман Дэвис в своей недавно опубликованной книге « Исчезнувшие королевства », «в отношении советской истории существует множество мифов и недоразумений». Один из таких мифов состоит в том, что Союз Советских Социалистических Республик (СССР) сразу же стал преемником Российской империи. Но не так был создан СССР.

Как только большевики пришли к власти в Санкт-Петербурге в ноябре 1917 года, на периферии бывшей империи были созданы многочисленные независимые национальные государства. Некоторым из них удалось затянуть борьбу за свою независимость на долгие годы; но на Украине, в Белоруссии и на Южном Кавказе были созданы сателлитные правительства, связанные с Москвой, известные как Совет Народных Комиссаров. Эти три тогда еще независимые коммунистические страны присоединились к Советской России с целью создания единого государства.

Большой театр, Москва, 1932 год. Место проведения первого съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик. (Источник: Bundesarchiv, Bild 102-13138/CC-BY-SA.)

После жарких споров о форме союза все четыре республики договорились о создании федерации. Это был компромисс между моделью конфедерации, предложенной присоединяющимися республиками, и унитарным Российским государством с некоторой автономией присоединяемых территорий. В декабре 1922 года делегаты всех четырех стран собрались в Москве на совместное заседание съезда Советов. Целью этого собрания было принятие основополагающих документов и провозглашение создания нового государства. Там единогласно приняли Декларацию о создании СССР. Затем, 1 января 19 г.23 октября крупная российская газета «Известия », которая официально освещала сессию, вышла с заголовком «Создание Советского Союза — новогодний подарок мировому пролетариату».

Однако принятие учредительного договора оказалось более сложным. 29 ноября 1922 г. главы национальных делегаций собрались на конференцию и согласовали основные принципы договора. По сути, договор определял бы структуру и компетенцию федеральных органов власти и государственных учреждений республик в составе. Он также ввел федеральную судебную систему, регулировал распределение бюджетных средств между республиками и установил единое советское гражданство. Иосиф Сталин, который в то время был наркомом по делам национальностей, 30 декабря 19 декабря доложил об итогах конференции всему съезду.22. Он закончил свою речь, попросив делегатов одобрить договор «немедленно и единогласно, как это обычно делают коммунисты». («Правда», 31 декабря 1922 г. , № 298, д. 2.)

Обложка Декларации о создании СССР, 1924 г. (Источник: Wikimedia Commons)

Делегаты, однако, не были готовы к проголосовать за договор. Вместо этого они поддержали выдвинутую главой украинской делегации идею о том, что договор следует принять в качестве базовой концепции и направить в законодательные органы союзных республик для дальнейшего обсуждения. Представитель Украины также предложил отложить окончательную ратификацию договора до следующей сессии Конгресса в следующем году. Он заявил, что «этот путь кажется более длительным, но мы должны учитывать, что процесс, который мы начали, чрезвычайно важен, и нам нужно работать не один или два месяца, чтобы получить лучшие результаты». («Известия», 1 янв. 19 г.).23, № 1, с. 1.) Это предложение нашло отражение в резолюции съезда, в которой говорилось, что при принятии концепции договора и образовании Советского Союза утверждение окончательного варианта договора будет включено в повестка дня следующего заседания.

Тем не менее, договор больше никогда не обсуждался. Следующий съезд, собравшийся в январе 1924 г., утвердил первую Конституцию СССР, уже принятую советской властью. Автор поправки к сталинскому варианту договорной резолюции скоропостижно скончался в 1925 во время обычной медицинской процедуры, которую он прошел по настоятельной рекомендации Сталина. Договор, хотя так и не был окончательно принят Конгрессом, оставался в силе до декабря 1991 года, когда республики в составе СССР денонсировали договор и распустили СССР. Расторжение было основано на статье 26, которая предусматривала право покинуть Союз.

Те, кто хочет узнать больше о договоре и других советских правовых актах, найдут большое количество ресурсов в Библиотеке Конгресса. Наш сборник советских правовых материалов включает в себя все правовые акты, официально изданные советскими властями, а также сборники других политических документов. В библиотеке имеется полный комплект двух основных советских газет, Правда и Известия , в которых были опубликованы все основные законы и политические акты. Электронный архив этих двух публикаций также был недавно приобретен и доступен исследователям в читальном зале Юридической библиотеки.

Вехи: 1945–1952 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Вехи истории международных отношений США» был
выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Организация Североатлантического договора была создана в 1949 году Соединенными Штатами,
Канада и несколько западноевропейских стран для обеспечения коллективной безопасности
против Советского Союза.

Подписание Договора о НАТО

НАТО был первым военным союзом мирного времени, в который вступили Соединенные Штаты.
за пределами Западного полушария. После разрушения Второй мировой
Война, народы Европы изо всех сил пытались восстановить свою экономику и обеспечить свое
безопасность. Первому требовался массовый приток помощи, чтобы помочь раздираемым войной
ландшафты восстанавливают промышленность и производят продукты питания, а последнее требует
гарантии против возрождающейся Германии или вторжений со стороны Советского Союза.
Соединенные Штаты рассматривали экономически сильную, перевооруженную и интегрированную Европу как
жизненно важно для предотвращения коммунистической экспансии на континенте. Как
В результате госсекретарь Джордж Маршалл предложил программу крупномасштабных
экономическая помощь Европе. Получившаяся в результате Программа восстановления Европы, или план Маршалла, не только
способствовала европейской экономической интеграции, но продвигала идею совместного
интересы и сотрудничество между США и Европой. советский отказ
либо участвовать в плане Маршалла, либо позволить государствам-сателлитам
Восточная Европа, приняв экономическую помощь, помогла укрепить растущий
разделение Европы на восток и запад.

В 1947–1948 годах в результате ряда событий страны Западной Европы стали
обеспокоены своей физической и политической безопасностью, а Соединенные Штаты
более тесно вмешиваться в европейские дела. Продолжающаяся гражданская война в
Греция, наряду с напряженностью в Турции, побудила президента Гарри С. Трумэна утверждать, что Соединенные Штаты
будет оказывать экономическую и военную помощь обеим странам, а также любому
другая нация, борющаяся против попытки подчинения. А
В результате переворота в Чехословакии, спонсируемого Советским Союзом, к власти пришло коммунистическое правительство.
приход к власти на границах Германии. Внимание также приковано к выборам
в Италии, поскольку коммунистическая партия добилась значительных успехов среди итальянских избирателей.
Кроме того, беспокойство вызвали события в Германии. Оккупация и
управление Германией после войны долгое время оспаривалось, и в середине 1948,
Советский премьер Иосиф Сталин решил проверить решимость Запада, осуществив
блокаду Западного Берлина, находившегося в то время под совместным контролем США, Великобритании и
Французский контроль, но окруженный Восточной Германией, контролируемой Советским Союзом. Этот Берлин
Кризис поставил США и СССР на грань конфликта.
хотя массовая переброска по воздуху для пополнения запасов города на время блокады
помогли предотвратить откровенную конфронтацию. Эти события заставили официальных лиц США
все больше опасаться возможности того, что страны Запада
Европа могла бы решить свои проблемы безопасности путем переговоров с Советами.
Чтобы противостоять такому возможному повороту событий, администрация Трумэна сочла
возможность формирования европейско-американского союза, который обяжет
США к укреплению безопасности Западной Европы.

Подписание Брюссельского договора

Страны Западной Европы были готовы рассмотреть коллективную безопасность
решение. В ответ на рост напряженности и проблемы безопасности,
представители нескольких стран Западной Европы собрались вместе, чтобы
создать военный союз. Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и
Люксембург подписал Брюссельский договор в марте 1948 года. Их договор предусматривал
коллективная защита; если какая-либо из этих наций подверглась нападению, остальные были
обязан помочь защитить его. В то же время администрация Трумэна ввела
призыв в мирное время, увеличение военных расходов и призвал исторически
изоляционистский республиканский Конгресс рассматривает вопрос о военном союзе с Европой. В
19 мая48, сенатор-республиканец Артур Х. Ванденбург
предложил резолюцию, предлагающую президенту добиваться договора о безопасности с
Западная Европа, которая придерживается устава ООН, но существует за пределами
Совета Безопасности, где Советский Союз имел право вето. Ванденбург
Резолюция была принята, и начались переговоры о Североатлантическом договоре.

Несмотря на общее согласие в отношении концепции договора, потребовалось несколько
месяцев для выработки точных условий. Конгресс США поддержал стремление
международного альянса, но он по-прежнему обеспокоен формулировкой
договор. Народы Западной Европы хотели получить гарантии того, что Соединенные
Государства будут вмешиваться автоматически в случае нападения, но в
Согласно Конституции США право объявлять войну принадлежит Конгрессу. Переговоры
работал над поиском формулировки, которая успокоила бы европейские государства, но не
обязывает Соединенные Штаты действовать таким образом, который нарушает их собственные законы.
Кроме того, европейский вклад в коллективную безопасность потребует
широкомасштабная военная помощь со стороны Соединенных Штатов, чтобы помочь восстановить западную
обороноспособности Европы. В то время как европейские нации выступали за индивидуальное
гранты и помощь, Соединенные Штаты хотели поставить помощь в зависимость от региональных
координация. Третьим вопросом был вопрос о масштабах. Брюссельский договор
подписанты предпочли, чтобы членство в альянсе было ограничено
участники этого договора плюс Соединенные Штаты. Американские переговорщики чувствовали себя там
было больше пользы от расширения нового договора, чтобы включить в него страны
Северная Атлантика, включая Канаду, Исландию, Данию, Норвегию, Ирландию и
Португалия. Вместе эти страны владели территорией, которая образовывала мост между
противоположные берега Атлантического океана, что облегчило бы военную
действия, если это стало необходимым.

Президент Трумэн осматривает танк, произведенный в рамках взаимной защиты.
Программа помощи

Результатом этих обширных переговоров стало подписание Североатлантического
Договор 1949 года. В этом договоре США, Канада, Бельгия, Дания,
Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и
Соединенное Королевство согласилось рассматривать нападение на одного как нападение на всех,
наряду с консультациями по вопросам угроз и обороны. Этот коллектив
защитная договоренность только формально применялась к нападениям на подписавших
это произошло в Европе или Северной Америке; он не включал конфликты в
колониальные территории. После подписания договора ряд подписавших
обратился к США с просьбой о военной помощи. Позже в 1949, президент
Трумэн предложил программу военной помощи и взаимную помощь в обороне.
Программа была принята Конгрессом США в октябре, на нее было выделено около 1,4 млрд долларов.
долларов на строительство западноевропейской обороны.

Вскоре после создания Организации Североатлантического договора вспышка
Корейской войны возглавил
членам быстро двигаться, чтобы интегрировать и координировать свои силы обороны через
централизованный штаб. Нападение Северной Кореи на Южную Корею было широко
рассматривался в то время как пример коммунистической агрессии, направляемой Москвой,
поэтому Соединенные Штаты укрепили свои обязательства по размещению войск в Европе, чтобы обеспечить
гарантии против советской агрессии на европейском континенте. В 1952, г.
члены согласились принять Грецию и Турцию в НАТО и добавили Федеративную Республику
Германии в 1955 году. Вступление Западной Германии заставило Советский Союз отомстить своим
собственный региональный союз, принявший форму Варшавского договора
Организация и включала советские государства-сателлиты Восточной
Европа в качестве участников.

Механизмы коллективной обороны в НАТО служили для размещения всего западного
Европа под американским «ядерным зонтиком». В 1950-х годов, один из первых
военные доктрины НАТО возникли в форме «массированного возмездия», или
идея о том, что если кто-либо из членов подвергнется нападению, Соединенные Штаты ответят
крупномасштабная ядерная атака.