Карго культ википедия: Что такое карго-культ, как он проявляется в нашей жизни и чем нам мешает

Содержание

Что такое карго-культ, как он проявляется в нашей жизни и чем нам мешает

20 ноября 2020

Жизнь

Как связаны убеждения островитян Меланезии с верой в то, что всё хорошее случится само собой.

Что такое карго-культ и как он появился

О существовании карго-культов известно с конца XIX века. Но наибольшее распространение они получили во время Второй мировой войны, когда в Тихом океане шли бои между войсками США и Японии. На островах Меланезии тогда размещалось огромное количество военных баз и аэропортов, через которые доставляли оружие, припасы, одежду и другие грузы. Часть этих вещей доставалась коренным жителям этих островов — как проводникам. Многие из них никогда раньше не видели тушёнки, фабричной одежды или складных ножей.

Меланезия / Изображение: Kahuroa / Wikimedia Commons

Островитяне, неспособные объяснить происхождение этих вещей иначе, кроме как проявлением чуда, стали верить в волшебную силу техники и других объектов — самолётов, аэропортов, брезентовых палаток, радиовышек. Согласно их воззрениям, «пришельцы» имели особую связь с духами предков, за что незаслуженно получали от них «подарки», доставляемые с неба.

Новозеландские самолёты на тихоокеанском острове / Фото: Archives New Zealand / Wikimedia Commons

Когда война закончилась, поток вещей из цивилизованного мира прекратился. А туземцы решили, что, копируя манеры и постройки чужаков, смогут расположить к себе духов, — и стали имитировать поведение военных. Они размечали «взлётно-посадочные полосы», строили копии самолётов в натуральную величину из кокосовых пальм и соломы, делали «наушники» из половинок кокосов и «ружья» из палок, ходили строем, рисовали на себе надписи USA и ордена. Всё это они делали в надежде, что тоже смогут получить «небесные дары».

Аборигены верили, что самолёты американцев и японцев сделаны из тех же пальм и соломы, а летать им помогает магия духов, с которыми чужаки научились лучше договариваться.

Это явление и получило название культа карго (буквально «культ грузов») — религии самолётопоклонников. Сегодня подобные верования сохранились только на островах Вануату и в некоторых регионах Папуа — Новой Гвинеи.

Как карго-культ проявляется в жизни современных людей

На первый взгляд, современного цивилизованного человека и папуасов, верящих в послания предков с небес, ничто не роднит. Но это не совсем так. Вот несколько примеров, как карго-культ или нечто на него похожее встречается в нашей жизни.

В науке

Речь физика, лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана, произнесённая перед студентами Калифорнийского технологического университета в 1974 году, породила новое значение термина «карго-культ». Фейнман назвал «наукой самолётопоклонников» исследования некоторых учёных, которые только имитируют научные работы, а на деле представляют собой псевдонауку. Особенно он отметил концепции с неповторяемыми в экспериментальных условиях результатами. В частности, досталось от физика психологам.

С похожими идеями сегодня выступает психолог Томаш Витковски. В своей книге «Психология, сбившаяся с пути: культ карго в науке и терапии» он разоблачает многие ненаучные психологические практики, такие как НЛП, психоанализ или образовательная кинезиология.

Таким образом, после речи Фейнмана термин «культ карго» распространился на многие первоначально с ним не связанные вещи. Так, например, стали называть компьютерные программы, в которых есть код, ненужный для их работы, но успешно действующий в другом ПО. А карго-дизайн — это макет, в котором отсутствует предполагаемая функциональность: например, неработающий смартфон, для которого придумали лишь концепцию использования.

В политике

Схожесть с наивными верованиями островитян мы можем найти и в политической жизни. Так, политолог Екатерина Шульман использовала понятие «обратный карго-культ». Этим термином она окрестила ситуацию, когда политики пытаются копировать общественные институты других стран, не разбираясь, почему там они работают. Чаще всего, считает Шульман, такие заимствования становятся лишь поверхностной имитацией. При этом они либо не работают, либо функционируют гораздо хуже оригинала. Из-за этого нередко происходит подмена понятий: чиновники объявляют концепции ложными и утверждают, что они не работают не только в их стране, но и вообще нигде.

Например, в стране третьего мира устанавливается демократия. Но существует она лишь на бумаге: реальной политической борьбы нет, а власть сохраняет узкая правящая верхушка. В ответ на обвинения в недемократичности правители заявляют, что и на Западе демократия тоже не работает, так что в их стране строится её собственный вариант.

В обыденной жизни

В повседневной жизни карго-культ можно назвать проявлением магического мышления. Оно может выражаться как в вере в псевдопсихологические концепции и общественные стереотипы, так и во вступлении в секты, в доверии астрологам, экстрасенсам, сторонникам альтернативной медицины и прочим шарлатанам.

Сюда же стоит отнести слепое копирование чужого успеха, манеру судить об успешности по внешним признакам — ориентируясь на роскошь и богатство, а не на реальные поступки и достижения. В таком виде действия человека схожи с псевдонаучными практиками НЛП.

Также карго-культом можно назвать ситуацию, когда человек копирует внешние признаки принадлежности к какой-то субкультуре, но не интересуется её идейным содержанием. Например, носит косуху и зачёсывает ирокез, притворяясь панком, но ничего не знает об анархии, DIY и Straight Edge.

Чем опасен карго-культ

Американцы с точки зрения островитян ничем полезным не занимались: не охотились, не держали свиней и не выращивали кукурузу. Поэтому неудивительно, что аборигены перестали работать и начали копировать загадочные ритуалы военных, получавших еду, одежду, инструменты и оружие с неба «просто так». А последователи культа Джона Фрума, повинуясь его «пророчеству», избавлялись от денег белых людей, забивали домашний скот, съедали свои запасы и чуть не довели ситуацию на острове Танна до катастрофы.

Современный человек, ведомый ложными воззрениями, совершает схожие ошибки. Вера в то, что у кого-то тоже «самолёты из соломы и навоза», просто они лучше притворяются, что летают, сама по себе неконструктивна. Она может стать причиной необоснованной гордости, ложного чувства контроля или веры в удачу, отрицания логических связей и отказа от действий, идущих вразрез с вымышленными табу.

Разрыв с реальностью в пользу сказочной веры в «светлое будущее», которое наступит само собой, ограничивает наше мышление и не даёт нам воспользоваться всей полнотой возможностей. Так, покупка нового iPhone вряд ли приблизит вас к списку Forbes, а курсы повышения квалификации или освоение новой высокооплачиваемой профессии могут реально улучшить финансовое положение.

Как не стать «самолётопоклонником»

Карго-культ в своей сути — это ошибка мышления, поэтому бороться с ним нужно так же, как с другими когнитивными искажениями.

Самое простое средство их контроля — знать об этих особенностях мышления как можно больше. Когда вы в курсе, что не всегда можете верно оценивать ситуацию, то критичнее относитесь к своим убеждениям и с большей вероятностью обнаружите когнитивную ошибку.

Хорошим подспорьем в этом будет концепция мышления, изложенная Даниэлем Канеманом в книге «Думай медленно… решай быстро». Согласно ей, у человека есть два режима оценки ситуации: система 1 и система 2. Система 1 — это увидеть две полоски и сразу сказать, что одна из них длиннее. Система 2 — взять линейку и измерить.

Система 1 скажет вам, что полоска внизу длиннее, хотя на самом деле они равны

Также не стать самолётопоклонником вам помогут следующие советы:

  1. Скептически относитесь сначала к себе, а только потом к другим.
  2. Подумайте о том, как вы спонтанно принимаете решения и основаны ли они на системе 1.
  3. Не принимайте на веру первое, что придёт в голову.
  4. Прислушивайтесь к тем, кто смотрит на мир иначе, чем вы.

Не позволяйте заблуждениям вас обмануть.

Читайте также 🧐🏝️🛫

  • 20 когнитивных искажений, которые влияют на ваши решения
  • 30 ошибок мышления, из-за которых мы живём по шаблону
  • 14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

IT HR и маркетинг / Хабр

Совсем недавно я наткнулся на очередное обсуждение DevRel в «Разборе Полетов», в котором услышал странно знакомое слово «карго-культ». Потом оно же всплыло и в Telegram-канале Алексея 23derevo Федорова. Потом еще где-то… Всё это привело меня к мысли, что карго-культ охватил умы людей во всех сферах: от HR до разработки, от выбора диеты до принятия решения о выборе фреймворка или профессионального инструмента.

Про диеты, пожалуй, говорить не будем, а вот проблему несознательного принятия профессиональных решений хотелось бы обсудить. Еще ниже по тексту расскажу о том, как мы в JUG.ru Group пытаемся с этим явлением бороться, а в комментах можете сказать мне, какой я плохой/хороший, и заодно поделиться своими наблюдениями: замечали ли за собой склонность к «культизму»?

Под катом нет кода, нет котиков и нет ничего про разработку. Зато есть немного размышлений про маркетинг, HR, философию потребления и принятия решений. А еще там есть анонс нашего открытого семинара Карго Культ, на котором выступит, например, Boomburum.

Модус потребления

Есть такое понятие — «карго-культ». Это ситуация, в которой человек или группа людей пытается воспроизвести у себя нечто увиденное, услышанное или прочитанное, не понимая принципов его работы. Такие люди достанут свой бубен, будут прыгать вокруг канбан-досок или дашбордов, графиков, отчетов, документов, колод с карточками, вики-систем, в общем, будут производить какие-то странные ритуалы со странными артефактами и доказывать всем, как хорош их бубен и как прекрасна штука, вокруг которой они прыгают.


Вы задумывались, откуда растут ноги у современного карго-культа? Я начну издалека.

В 1976 году Эрих Фромм написал книгу «Иметь или быть», в которой дал критику потреблядства культуры потребления, уже вовсю бушевавшей на западе. Вкратце концепт такой: есть модус обладания (потребления) и модус созерцания (переживания). И если вы стремитесь «обладать», вы рискуете упустить возможность «переживать» это и наоборот: не пытаясь «владеть» чем-то, а стараясь это созерцать/переживать, вы развиваетесь как личность, не обрастая лишними сущностями.

Так вот, одной из наиболее важных концепций книги для меня оказалась забавная мысль: потреблять можно не только продукты, товары или недвижимость, потреблять можно всё: путешествия, книги, образование. Вы можете пойти учиться в ВУЗ, чтобы просто получить диплом, а можете — чтобы освоить новую область знаний (и в итоге тоже получить диплом, почему нет): в первом случае вы «потребляете» образование, во втором — переживаете. Главное различие между потреблением и созерцанием в том, что обладание приводит к накоплению «достижений» или обьектов, а созерцание — к развитию и новому опыту.

Собственно, современный карго-культ в бизнесе растет из культуры потребления: давайте заведем аккаунты в соцсетях/корпоративный блог на Хабре/своего DevRel’а/перейдем на Vue. js — просто потому что у других есть. Посмотрим на эти примеры повнимательнее.

Карго-культ в маркетинге и HR

Социальные сети


Самый красивый и классический пример: аккаунты в социальных сетях. У каждой компании есть паблик в ВК, Twitter-аккаунт, профиль в Facebook и прочее. Проблема в том, что кого ни спроси, зачем эти профили, никто не может внятно ответить. Классический пример «обладания» — у нас есть социальные сети, посмотрите. Вот только обычно смотреть там не на что: какие-то однообразные анонсы, оффтопик посты и партнерские сообщения.

На самом деле превращенная форма карго-культа в бизнесе на вопрос «Зачем?» отвечает не «Потому что это есть у других», а «Разве можно было по-другому?» (не иметь аккаунтов в соцсетях можно!). Почему-то в маркетинге — сфере бизнеса, которая отвечает за взвешенное принятие решений — не принято принимать взвешенных решений.

Чтобы убить в себе карго-СММщика, просто ответьте для себя на вопрос: а что вам дают соцсети? Какой опыт «переживания» для бизнеса и для аудитории вы создаете? Ответить на него несложно, в конце концов, это выбор из нескольких вариантов:

  • Увеличить охват, познакомить новых людей с вашим проектом/продуктом;
  • Увеличить вовлеченность, заставить людей взаимодействовать с вами в отрыве от продукта;
  • Получить обратную связь напрямую от людей, быть доступным;
  • Отвечать на вопросы пользователей, обеспечивать поддержку.


Чтобы понять, подходят ли вам соцсети по каждому из пунктов, следует ответить еще на десяток вопросов по каждому. Однако сегодня речь не про СММ.

Блоги


Блоги, в том числе и здесь, на Хабре, — тоже прекрасный пример карго-культа. В прошлом году я выступал на HR Meetup с темой про ведение блога на Хабре, про то же говорили и коллеги из TechMedia (можете найти в плейлисте). Обсудить здесь стоит вот что: вопросы, которые задавались из зала, в основном были направлены на получение «пилюли», готового решения.

  • Сколько плюсов должно быть у поста?
  • Какой пост написать, чтобы получить 150к просмотров?
  • Как часто надо выпускать посты?
  • Какой пост выпустить первым в блоге?


Все эти вопросы в корне некоррекны вот почему: привязывая смысл вашей работы к метрике, вы теряете смысл. Чтобы ответить на вопрос, к какому рейтингу стремиться или о чем писать, вам надо понимать, для кого вы пишете пост. И зачем.

Чтобы нанять одного специалиста, вам не нужно 200к просмотров, вам нужен один правильный просмотр и хороший контент. Если вы хотите показать, какой хороший у вас продукт, вам нужны не только плюсы, но и комментарии от реальных пользователей под статьей. Если вы хотите поддержать команду и дать ей высказаться — просто постарайтесь помочь им справиться с негативом, а о метриках не думайте. Чаще всего цель ведения блога лежит за пределами блога, о ней вам и надо думать.

А плюсы, просмотры и количество «закладок» — это инструменты оценки, и если вы делаете их своей целью, поздравляю, вы карго-блогер.

Мероприятия


И еще один пример из жизни: конференции JUG.ru Group. На каждой есть компании-спонсоры, которые встают с будками. Знаете, какой вопрос мы слышим чаще всего? Почти цитата:

Хотим стенд, но не знаем, что на нем делать. Посоветуйте, пожалуйста!


Мы всегда готовы подсказать, какие инструменты помогают решать те или иные задачи, можем рассказать, почему митап на стенде — это хорошо, а розыгрыши — плохо, зачем делать задачки и почему иногда на стенде вообще ничего не надо делать. Вот только помочь мы можем только тем, кто понимает, зачем нужен стенд. Конкретно.

Чтобы убить в себе карго-организатора, просто подумайте, что вы делаете. Что такое ваш стенд для участника, что он для вас, что вы хотите получить после конференции, какие эмоции вызвать у людей. А как это сделать — совсем другой вопрос, решаемый по ситуации.

Разрушители культа


Итак, что мы имеем? Карго-культ в бизнесе рождается, когда вы начинаете думать «как» сделать что-то, не ответив предварительно на три вопроса:

  • Что я делаю
  • Зачем я это делаю
  • Для кого я это делаю


Зачем я писал эту статью? Изначально это должен был быть анонс нашего открытого семинара «Карго Культ». Но, начав писать, я увел пост в совсем другую степь, и вот мы здесь.

Отвечая на вопрос «как», не пытайтесь повторять то, что делают другие. «Вы не Google», как известно. И не Окна Века. И не JUG.ru Group. Начните изучать классические подходы и фундаментальные модели, позволяющие решить ваши задачи. Вот несколько примеров, с которых можно начать, если у вас есть понимание, что такое работа с рынком/потребителем:

  • Планирование по SOSTAC;
  • Анализ конкурентной среды по Портеру;
  • Сбалансированная системая показателей Нортона-Каплана;
  • Стройте Quality Function Deployment.


Как только вы инструментально поймете, в какой точке находитесь, вам будет просто подобрать правильные инструменты. В этом месте вы скажете, что пост пустоват, что все проблемы я лишь затронул, особо не раскрыв и не дав готовых решений. Это сделано намеренно. Если вам интересно, мы продолжим эту тему в блоге, а если вам не терпится, то приходите 27 февраля на наш открытый семинар Карго Культ.

На семинаре выступят Алексей Федоров, Алексей Шевелёв, Сергей Худовеков из Paper Planes и еще несколько докладчиков. Рассказывать будут про маркетинг, брендинг, маркетинг в HR, ведение блогов и вот это вот всё. Без фишкинга, кейсов и success stories.

Регистрироваться здесь.

50 лет назад: карго-культы Меланезии

Примечание редактора: эта статья, опубликованная в выпуске Scientific American за май 1959 года, является дополнением к колонке 50, 100 и 150 лет назад в выпуске за май 2009 года.

Патрули австралийского правительства, отправившиеся в «неконтролируемые» центральные горные районы Новой Гвинеи в 1946 году, обнаружили там первобытных людей, захваченных волной религиозного возбуждения. Пророчество сбывалось: прибытие белых было знаком того, что конец света близок. Туземцы начали забивать всех своих свиней — животных, которые были не только основным источником существования, но и символами социального статуса и ритуального превосходства в их культуре. Они убивали этих ценных животных в надежде, что через три дня темноты с неба появятся «Великие свиньи». Нужно было запастись едой, дровами и другими предметами первой необходимости, чтобы люди дожили до прибытия Великих Свиней. Были сооружены имитационные беспроводные антенны из бамбука и веревки, чтобы заранее получать новости тысячелетия. Многие верили, что с этим великим событием они поменяют свою черную кожу на белую.

Этот странный эпизод ни в коем случае не является единственным в своем роде событием в мрачной истории столкновения европейской цивилизации с местными культурами юго-западной части Тихого океана. Уже более 100 лет торговцы и миссионеры сообщают об аналогичных беспорядках среди народов Меланезии, группы населенных неграми островов (включая Новую Гвинею, Фиджи, Соломоновы острова и Новые Гебриды), лежащих между Австралией и открытым Тихим океаном. Хотя их технологии основывались в основном на камне и дереве, эти народы обладали высокоразвитой культурой, если судить по меркам морского и сельскохозяйственного мастерства, сложности их разнообразных социальных организаций и разработанности религиозных верований и ритуалов. Тем не менее они были плохо подготовлены к шоку от встречи с белыми, народом, столь радикально отличающимся от них самих и столь бесконечно более могущественным. Внезапный переход от общества церемониального каменного топора к обществу парусных кораблей, а теперь и самолетов, был осуществлен нелегко.

После четырех столетий западной экспансии густонаселенные центральные горные районы Новой Гвинеи остаются одним из немногих регионов, где люди все еще ведут свое примитивное существование в условиях полной независимости от внешнего мира. Однако по мере того, как агенты австралийского правительства проникают во все более отдаленные горные долины, они обнаруживают, что эти заводи древности уже глубоко нарушены контактом с идеями и артефактами европейской цивилизации. Слово «груз» — пиджин-английское, означающее торговые товары, уже давно течет по местным каналам связи с морского побережья в пустыню. Вместе с ним пришло пугающее знание о магической силе белого человека. Немаловажным элементом магии белого человека является обнадеживающее послание, посылаемое его миссионерами: весть о том, что придет Мессия и что нынешнему порядку Творения придет конец.

Жители центральных нагорий Новой Гвинеи лишь последними охвачены периодически повторяющимся религиозным безумием «культов карго». Как бы разнообразно они ни были украшены деталями из местных мифов и христианских верований, все эти культы продвигают одну и ту же центральную тему: миру вот-вот придет конец ужасного катаклизма. После этого появится Бог, предки или какой-нибудь местный культурный герой и откроют блаженный рай на земле. Смерть, старость, болезни и зло будут неизвестны. Богатства белого человека достанутся меланезийцам.

Хотя новости о таком движении в одной области, несомненно, часто вдохновляли подобные движения в других областях, факты указывают на то, что эти культы возникли независимо во многих местах как параллельные ответы на один и тот же огромный социальный стресс и напряжение. Среди движений, наиболее известных изучающим Меланезию, — «Культ Таро» Новой Гвинеи, «Безумие Вайлала» Папуа, «Культ обнаженных» Эспириту-Санто, «Движение Джона Фрума» Новых Гебридских островов и «Движение Тука». Культ» островов Фиджи.

Временами культы были так хорошо организованы и фанатично настойчивы, что останавливали работу правительства. Вспышки часто застают власти врасплох и сталкивают их с массовым сопротивлением тревожного характера. Например, в 1930-х годах жители деревни в окрестностях Вевака, Новая Гвинея, были взволнованы чередой движений «Черного короля». Пророки объявили, что европейцы скоро покинут остров, оставив свое имущество туземцам, и призвали своих последователей перестать платить налоги, так как правительственная станция вот-вот исчезнет в море при сильном землетрясении. Для крошечной общины белых, отвечающих за регион, такие разговоры были опасны. Власти заключили в тюрьму четырех пророков и сослали еще троих. В еще одном движении, которое возникло как явная оппозиция местной христианской миссии, лидер культа принял сатану за своего бога.

Войска обеих сторон Второй мировой войны обнаружили, что их прибытие в Меланезию было провозглашено знамением Апокалипсиса. Солдаты, высадившиеся на Новых Гебридских островах, направляясь к кровавым боям на Гуадалканале, застали туземцев яростно занятыми подготовкой аэродромов, дорог и доков для волшебных кораблей и самолетов, которые, как они полагали, прилетают с «Русефеля» (Рузвельта), дружелюбный король Америки.

Японцы также столкнулись с тысячелетними визионерами во время своего марша на юг к Гуадалканалу. Действительно, одно из самых странных мелких военных действий Второй мировой войны произошло в голландской Новой Гвинее, когда японские войска должны были быть обращены против местных папуасских жителей района залива Гилвинк. Поначалу японцев встретили с большой радостью не потому, что их пропаганда «Сферы совместного процветания Великой Восточной Азии» оказала большое влияние на папуасов, а потому, что туземцы считали их предвестниками зарождающегося нового мира, Право голландцев, уже подав первый знак. Мансрен, создатель островов и их народов, теперь вернется, принеся с собой умерших предков. Все это было известно, заявили лидеры культа, хитрым голландцам, которые вырвали первую страницу Библии, на которой были записаны эти истины. Когда Мансрен вернется, существующий мировой порядок будет полностью перевернут. Белые люди станут черными, как папуасы, папуасы станут белыми; корнеплоды росли бы на деревьях, а кокосы и фрукты росли бы как клубни. Некоторые из островитян теперь начали стягиваться в большие «города»; другие взяли для своих деревень библейские названия, такие как «Иерихон» и «Галилея». Вскоре они переоделись в военную форму и приступили к строевой подготовке. Японцы, к тому времени крайне непопулярные, пытались разоружить и рассеять папуасов; неизбежно развивалась резистентность. Кульминация этой трагедии наступила, когда несколько каноэ фанатиков отправились атаковать японские военные корабли, считая себя неуязвимыми благодаря святой воде, которой они окропили себя. Но пули японцев не превратились в воду, и пулеметным огнем косили атакующие.

За этим инцидентом стоит долгая история. Еще в 1857 году миссионеры в районе залива Гилвинк обратили внимание на историю Мансрена. Это типично для многих меланезийских мифов, которые смешались с христианской доктриной, чтобы сформировать идеологическую основу движений. Легенда рассказывает, как давным-давно жил старик по имени Манамакери («тот, кто чешется»), тело которого было покрыто язвами. Манамакери очень любил пальмовое вино и каждый день забирался на огромное дерево, чтобы собрать жидкость из цветов. Вскоре он обнаружил, что кто-то добирается туда раньше него и удаляет жидкость. В конце концов он поймал вора, которым оказался не кто иной, как Утренняя Звезда. В обмен на свободу Звезда дала старику палочку, которая будет производить столько рыбы, сколько он захочет, волшебное дерево и волшебный посох. Если бы он рисовал на песке и топнул ногой, рисунок стал бы реальным. Манамакери, в преклонном возрасте, волшебным образом оплодотворил молодую девушку; ребенок от этого союза был чудо-ребенком, который заговорил, как только родился. Но родители девушки испугались и прогнали ее, ребенка и старика. Трио отплыло на каноэ, созданном Мансреном («Господом»), как теперь стали называть старика. В этом путешествии Мансрен омолодил себя, ступив в огонь и содрав с себя чешуйчатую кожу, которая превратилась в ценные вещи. Затем он обогнул залив Гилвинк, создав острова, где остановился, и заселил их предками современных папуасов.

Миф о Мансрене является явно мифом о сотворении фу II символических идей, касающихся плодородия и возрождения. Сравнительные данные — особенно сбрасывание его чешуйчатой ​​кожи — подтверждают подозрение, что старик на самом деле является Змеем в другом обличье. Писатели-психоаналитики утверждают, что змея занимает такое видное место в мировой мифологии, потому что она обозначает пенис, еще один символ плодородия. Это может быть так, но его символическое значение, несомненно, более сложное. Именно «возрождение» героя, будь то Мансрен или Змей, оказывает такое всеобщее очарование на умы людей.

Миссионеры 19-го века думали, что история Мансрена облегчит введение христианства, поскольку понятия «воскресения», не говоря уже о «непорочном рождении» и «втором пришествии», уже существовали. Однако к 1867 году стало известно о первом культе, организованном вокруг легенды о Мансрене.

Хотя такие мифы были широко распространены в Меланезии и, возможно, вызывали отдельные движения даже в добелую эпоху, они приобрели новое значение в конце XIX века.XX веке, когда европейские державы закончили раздел Меланезийского региона между собой. Во многих прибрежных районах долгая история «черных дроздов» — захвата островитян для работы на плантациях Австралии и Фиджи — создала резервуар враждебности по отношению к европейцам. Однако в других районах прибытие белых было принято и даже приветствовано, поскольку это означало доступ к говядине и сигаретам, рубашкам и керосиновым лампам, виски и велосипедам. Это также означало доступ к знаниям, лежащим в основе этих материальных благ, поскольку европейцы принесли миссии и школы, а также грузы.

Практически единственное обучение туземцев о европейской жизни исходило от миссий, которые подчеркивали центральное значение религии в европейском обществе. Меланезийцы уже считали, что деятельность человека, будь то садоводство, плавание на каноэ или рождение детей, нуждается в магической помощи. Ритуала без человеческих усилий было недостаточно. Но и человеческое усилие не было само по себе. Это мировоззрение было подкреплено миссионерским обучением.

Однако первоначальный энтузиазм по поводу европейского правления быстро рассеялся. Быстрый рост плантационного хозяйства удалил большую часть трудоспособных мужчин из деревень, оставив женщин, детей и стариков вести себя как можно лучше. Великолепное видение равенства всех христиан стало казаться благочестивым обманом перед лицом реалий цветной полосы, множества соперничающих христианских миссий и открытого неверия многих белых.

Долгое время туземцы воспринимали европейскую миссию как средство, с помощью которого «груз» в конечном итоге станет для них доступным. Но они обнаружили, что принятие христианства не приблизило груз. Они разочаровались. Асторы теперь стали внушать, что груз сделали не Белые, а мертвые предки. Для людей, совершенно незнакомых с фабричным производством, это имело смысл. Белые люди не работали; они просто писали секретные знаки на клочках бумаги, за что им давали грузы товаров. С другой стороны, меланезийцы работали неделю за неделей за мизерную плату. Очевидно, товары должны производиться для меланезийцев где-то, возможно, в Стране Мертвых. Белые, владевшие тайной груза, перехватывали его и утаивали от рук островитян, которым он действительно предназначался. В районе Маданг в Новой Гвинее, после примерно 40-летнего опыта миссий, туземцы однажды собрались вместе с петицией, требуя, чтобы теперь им была раскрыта тайна груза, поскольку они были очень терпеливы.

Эта вера в существование «секрета» настолько сильна, что карго-культы обычно содержат некий ритуал, имитирующий таинственные европейские обычаи, которые считаются ключом к необычайной власти белого человека над товарами и людьми. Верующие сидят вокруг столов с бутылками цветов перед ними, одетые в европейскую одежду, ожидая появления грузового корабля или самолета; другие культисты используют волшебные листы бумаги и каббалистические письмена. Многие из них сознательно поворачиваются спиной к прошлому, уничтожая тайные ритуальные предметы или выставляя их на обозрение непосвященных юношей и женщин, для которых прежде даже беглый взгляд на священные предметы означал бы строжайшее наказание, вплоть до смерти. Вера в то, что они были избранным народом, еще больше подкрепляется их чтением Библии, поскольку жизнь и обычаи людей в Ветхом Завете больше напоминают их собственную жизнь, чем жизнь европейцев. В Новом Завете они находят Апокалипсис с его пророчествами о разрушении и воскресении особенно привлекательным.

Миссии, которые подчеркивают неизбежность Второго пришествия, как, например, миссии адвентистов седьмого дня, часто обвиняются в том, что они поощряют культы тысячелетий среди островитян. В действительности, однако, самые скудные сами перерабатывают доктрины, которым их учат миссионеры, выбирая из Библии то, что они сами находят в ней особенно близким. Такие движения происходили в районах, где доминировали миссии совершенно разных типов, от римско-католических до адвентистов седьмого дня. Причины возникновения этих культов, конечно, лежат гораздо глубже в жизненном опыте народа.

Экономика большинства островов очень отсталая. Местное сельское хозяйство мало что производит для мирового рынка, и даже европейские плантации и рудники экспортируют лишь несколько основных продуктов и сырья: копру, каучук, золото. Меланезийцы совершенно не могут понять, почему, например, копра стоит 30 фунтов стерлингов за тонну через месяц, а через несколько месяцев всего 5 фунтов. Не имея понятия о работе мировых товарных рынков, туземцы видят только внезапное закрытие плантаций, снижение заработной платы и безработицу и склонны приписывать свою неуверенность прихоти или злу в природе отдельных плантаторов.

Такие потрясения не ограничивались экономическим порядком. Правительства тоже приходили и уходили, особенно во время двух мировых войн: немецкая, голландская, британская и французская администрации растаяли в одночасье. Затем пришли японцы, которых в свою очередь вытеснили ранее неизвестные американцы. И среди этих американцев меланезийцы видели таких же негров, как и они сами, живущих в роскоши наравне с белыми солдатами. Многим лидерам карго-культа вид этих негров казался исполнением старых пророчеств. Мы также не должны забывать масштабы этого вторжения. Около миллиона американских солдат прошли через Адмиралтейские острова, полностью затопив жителей. Это был мир бессмысленных и хаотичных изменений, в котором возможно все. Новые идеи были импортированы и дополнены местными особенностями. Таким образом, на островах Лоялти люди ожидали, что французская коммунистическая партия принесет тысячелетие. Однако нет никаких реальных свидетельств какого-либо коммунистического влияния на эти движения, несмотря на довольно истерическую веру среди плантаторов Соломоновых Островов в то, что название местного движения «Правило Масинга» произошло от слова «марксистский»! На самом деле это название происходит от языка Соломоновых островов и означает «братство».0007

Европейцы, ставшие свидетелями вспышек, вдохновленных карго-культами, обычно не понимают, что видят. Островитяне выбрасывают свои деньги, нарушают свои самые священные табу, бросают свои сады и уничтожают свой драгоценный скот; они предаются сексуальной распущенности или, наоборот, жестко отделяют мужчин от женщин в огромных общественных заведениях. Иногда они целыми днями сидят, глядя на горизонт в поисках долгожданного корабля или самолета; иногда они танцуют, молятся и поют в массовых собраниях, становятся одержимыми и «говорят языками».

Наблюдатели без колебаний использовали такие слова, как «безумие», «мания» и «иррациональность» для характеристики культов. Но культы отражают вполне логичные и рациональные попытки придать смысл социальному порядку, который кажется бессмысленным и хаотичным. Учитывая невежество меланезийцев в отношении европейского общества в целом, его экономической организации и высокоразвитых технологий, их реакции формируют последовательную и понятную схему. Они заключают все свои стремления и надежды в смесь, которая сочетает в себе лучший совет, который они могут найти в христианстве и своей родной вере. Если скоро наступит конец света, садоводство или рыбалка не нужны; все будет обеспечено. Если меланезийцы должны стать частью гораздо более широкого порядка, табу, предписывающие их социальное поведение, теперь должны быть сняты или нарушены новым предписанным способом.

Конечно, груз никогда не приходит. Тем не менее, культы продолжают жить. Если тысячелетие не наступает по расписанию, то, возможно, в магии есть какой-то сбой, в ритуале какая-то ошибка. Новые отколовшиеся группы организуются вокруг «более чистой» веры и ритуалов. Культ редко исчезает, пока сохраняется та социальная ситуация, которая его породила.

Здесь следует отметить, что культы такого общего типа не являются специфическими для Меланезии. Люди, которые чувствуют себя угнетенными и обманутыми, всегда были готовы излить свои надежды и страхи, свои стремления и разочарования на мечты о грядущем тысячелетии или о золотом веке, который вернется. Во всех частях мира были свои аналоги карго-культов, от танца призраков американских индейцев до коммунистически-милленаристского «царства святых» в Мюнстере во время Реформации, от средневековых европейских апокалиптических культов до африканских движений «поиска ведьм». и китайские буддийские ереси. В некоторых ситуациях люди довольствовались ожиданием и молитвой; в других они стремились ускорить наступление дня, используя свои сильные правые руки для выполнения работы Господа. И всегда культы служат объединению разрозненных групп, особенно крестьян и городских плебеев аграрных обществ и народов «безгосударственных» обществ, где культ объединяет отдельные (и часто враждебные) деревни, роды и племена в более широкое религиозно-политическое единство.

Как только люди начинают создавать светские политические организации, секты, как правило, теряют свое значение как средства протеста. Они начинают относить Второе пришествие к далекому будущему или к тому миру. В Меланезии обычные политические органы, профсоюзы и местные советы становятся обычными средствами массовой информации, через которые островитяне выражают свои чаяния. В последние годы продолжающееся экономическое процветание и политическая стабильность несколько уменьшили остроту их отчаяния. Сейчас кажется маловероятным, что какое-либо крупное движение по линии карго-культа повторится в районах, где произошел переход к светской политике, даже если вернется неуверенность довоенных времен. Я бы предсказал, что зародышевый национализм, представленный карго-культами, скорее всего, в будущем примет формы, знакомые по истории других стран, которые перешли от натурального сельского хозяйства к участию в мировой экономике.

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Eye and Spectrum Calling Mars Ratwear» в журнале Scientific American 300, 5, 12 (май 2009 г.)

  • Культы карго
  • Культ карго — RationalWiki

    «» Репортер Пол Раффаэле: «Джон [Фрум] обещал вам много груза более 60 лет назад, но ничего не пришло. … Почему вы все еще верите в него ?»
    Вождь Исаак Ван: «Вы, христиане, ждали возвращения Иисуса на землю 2000 лет, и вы не теряли надежды». [1]

    карго-культ — религиозное движение, обычно возникающее в племенных или изолированных обществах после того, как они столкнулись с внешним и технологически развитым обществом. Обычно карго-культы сосредотачиваются на магическом мышлении и множестве замысловатых ритуалов, предназначенных для получения материальных богатств развитой культуры, с которой они столкнулись.

    Термин «культ карго» привлек внимание публики и теперь используется для описания самых разнообразных явлений, связанных с имитацией внешних свойств без вещества. В коммерции, например, успешные продукты часто приводят к продуктам-подражателям, которые имитируют форму, но обычно имеют более низкое качество.

    Культы карго иллюстрируют третий закон Артура Кларка: любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии.

    Содержание

    • 1 История
      • 1.1 Меланезия
      • 1.2 Джон Фрум
      • 1.3 Прочее
    • 2 Современные интерпретации
    • 3 Теория мифа об Иисусе
    • 4 древних грузовых корабля
    • 5 Наука о культе карго
    • 6 См. также
    • 7 Примечания
    • 8 Каталожные номера

    История[править]

    Самым ранним известным карго-культом было движение Тука на Фиджи с 1885 года. [2]

    Во время Второй мировой войны союзники создали множество временных военных баз в Тихом океане, познакомив изолированные народы с западными промышленными товарами или «грузами». Пока там находился военный персонал, многие островитяне заметили, что эти новички вели ритуальное поведение, например маршировали с винтовками на плечах в строю.

    После того, как союзники ушли, источник груза был удален, а люди оказались почти так же изолированы, как и раньше. В своем желании получать больше товаров различные народы по всему Тихому океану ввели новые религиозные ритуалы, имитирующие то, что, как они видели, делали незнакомцы.

    Меланезия[править]

    Два жителя деревни Яонанен из Движения принца Филиппа показывают в рамке фотографии своего визита к принцу Филиппу в 2007 году военные учения как религиозные ритуалы, что привело их к выводу, что такое поведение принесло на острова груз. Надеясь, что груз вернется, повторив это поведение, они продолжали обслуживать взлетно-посадочные полосы и заменяли свои объекты местными материалами. К ним относятся удивительно подробные полноразмерные копии самолетов из дерева, коры и виноградных лоз, радиорубка, похожая на хижину, с наушниками, сделанными из половинок кокоса, и попытки воссоздать военную форму и флаги. [1]

    Многие меланезийцы считали, что западные промышленные товары были созданы духами предков, но оккупанты несправедливо получили над ними контроль (поскольку у рассматриваемых оккупантов не было видимых средств для производства указанных товаров). Островитяне ожидали, что мессианская западная фигура Джон Фрум вернется, чтобы доставить груз. Никто не знает, кто такой Фрум, и нет вещественных доказательств его существования, [примечание 1] , но островитяне продолжают церемонно чтить его. После войны ВМС США попытались отговорить людей от этого, но к тому моменту было уже слишком поздно, и религиозное движение взяло верх.

    Впоследствии жители Танны более шестидесяти лет ждали возвращения груза. Опять же, как упоминалось в цитате выше, христиане ждали возвращения своего парня более двух тысяч лет.

    Современные сторонники карго-культа действительно существуют, хотя большинство из них видят в Джоне Фруме и ему подобных просто проявления того же божества, которому поклоняются в других частях мира, и относятся к атрибутам веры как к богослужению, а не к волшебному набору талисманов. .

    Джон Фрум[править]

    Церемониальный крест карго-культа Джона Фрума, остров Танна

    Согласно сегодняшнему культу, Джон Фрум был грамотным белым военнослужащим США, явившимся деревенским старейшинам в видении в конце 1930-х годов. [1] Однако уже в 1949 году были люди, говорящие, что «происхождение движения или дела началось более тридцати лет назад», помещая «Джона Фрума» в 1910-е годы. [3] Интересно, что до 1950-х годов личность Джона Фрума варьировалась от уроженца Меланезии до чернокожего военнослужащего и белого военнослужащего военно-морского флота, прежде чем более или менее утвердиться в идентичности грамотного белого военнослужащего США, хотя некоторая вера в более старые варианты все еще можно найти. .

    Тем не менее, самое близкое, что показывает фактическая зарегистрированная история, это то, что с 1940 по 1947 год не только было три неграмотных туземца, которые взяли имя Джон Фрум (Манехеви (1940-41), Нелоайг (1943, вдохновил людей на строительство взлетно-посадочной полосы) и Iokaeye (1947, проповедовал новую цветовую символику)) и были сосланы или брошены в тюрьму за беспорядки, которые они учинили, но были также три человека, заявившие, что они были «сыновьями» Джона Фрума в 1942 году. [4] Чтобы еще больше усложнить ситуацию, некоторые считают, что «Том Нэви» частично основан на Томе Битти из Миссисипи, который во время войны служил на Новых Гебридских островах как миссионером, так и военно-морским флотом.

    Культ Джона Фрума вызвал столько проблем, что в 1957 году была предпринята попытка доказать, что Джона Фрума не существует. Это полностью провалилось. [5]

    К 1960-м годам туземцы носили с собой фотографии мужчин, которых они считали Джоном Фрумом. В 2006 году, когда его спросили, почему они все еще верят в его приход после 60 лет ожидания, вождь сказал: «Вы, христиане, ждали возвращения Иисуса на землю 2000 лет, и вы не теряли надежды». [1]

    Другие[править]

    Не все меланезийские карго-культы имеют в качестве основателей философские мифы. Некоторые, такие как Культ Карго Русефеля (Рузвельта), [6] , ухватились за имя реального человека как своего основателя… даже если этот человек не мог быть основателем их культа. Культ Джонсона острова Нью-Ганновер в современной Папуа-Новой Гвинее раньше считался карго-культом, но теперь считается, что это был просто политический театр, который просто показывает закон По.

    Наиболее примечательным из них (отчасти потому, что он дожил до того, чтобы узнать об этом) является принц Филипп, которого почитают в деревне Вануату после того, как они отождествили его с легендарным горным духом, который, как говорят, «женился на могущественной женщине». из-за моря». Принц спокойно воспринял известие о своей божественности и поддерживал хорошие отношения со своими прихожанами. [7]

    Современные интерпретации[править]

    Более современные антропологи обнаружили, что истории о Культах Карго имеют колониальный подтекст. Нетрудно понять, почему — «примитивные» коричневые люди поклоняются и имеют магические мысли о более «продвинутых» белых людях. Это также сделало истории об этих движениях очень популярными культурными произведениями в послевоенных западных СМИ. Однако более глубокие исследования этих движений, некоторые из которых восходят к 19 в.50-х годов, указывают на то, что «груз» — это нечто большее, чем просто желание приобрести западные материальные блага. Например, движение Фрум также выступало за местную автономию и развитие островитян. Эти движения также могли служить объединяющей силой для разрозненных племенных культур как средство сопротивления вторжению колониальных держав различных империалистических держав в южной части Тихого океана. [8] Присвоив символы и ритуалы американских военных, островитяне пытались показать иностранцам, что туземцы также заслуживают такого же уважения.

    Хорошим примером этого может служить вышеупомянутый Культ Джонсона. Во время Второй мировой войны американские военные использовали остров Нью-Ганновер в качестве базы после изгнания японцев. В течение этого короткого времени американцы относились к ним довольно щедро, но это иссякло после войны, когда австралийцы взяли под свой контроль остров. Люди из Лавонгаи прекрасно знали, кто такой Линдон Джонсон, и что они не могут идти «до конца с LBJ». Вместо этого они по-своему стремились поставить в неловкое положение своих австралийских повелителей, чье колониальное мышление приняло эту историю за чистую монету. «Поклоняясь» Джонсону, они на самом деле говорили, что хотят, чтобы к ним относились с уважением самой могущественной и материально богатой нации в мире.

    Теория мифа об Иисусе просто через человеческое повествование, украшения, творческую свободу и мотивацию лидера сохранить религию живой.

    Всего за несколько десятилетий такая мифическая фигура, как Фрум, была помещена в исторические рамки. Это случалось много раз в истории; [9] Ричард Кэрриер подробно описывает, почему такие вещи происходят в Об историчности Иисуса как элемент 29 его примеров. [10]

    Древние каргонавты

    Это важно, потому что если культ карго существует и сегодня, то вполне логично предположить, что культ карго имел место и тысячи и тысячи лет назад. Феномен карго-культа иллюстрирует основную предпосылку классической теории древних астронавтов: тысячи и тысячи лет назад, технологически продвинутые плоть и кровь инопланетяне прибыли на Землю на гайках и болтах космических кораблях. [11]

    Наука о культе карго Такая «наука» содержит много поверхностных атрибутов науки и мало сути.

    [примечание 2] Это может включать использование сносок, которые выглядят как академические ссылки, [примечание 3] причудливых квантово-физических терминов, графиков и диаграмм. Все это в совокупности могло бы с успехом создать документ, выглядящий как научный (и, возможно, даже с авторитетным шрифтом, а не чем-то вроде Papyrus), но при проверке он не содержал бы ничего, имеющего научную ценность. [13]
    «Науку о карго-культе» сегодня чаще называют лженаукой.

    См. также[править]

    • Хесус Мальверде
    • Теория мифа об Иисусе
    • Магическое мышление
    • Коробка Скиннера
    • Суеверие
    1. ↑ Хотя рационально невозможно, чтобы кто-то, кто близко не знаком с английскими именами, изобрел такое имя. Если бы его не существовало, туземцы, возможно, слышали истории о таком человеке или, по крайней мере, о «Джоне Фроме (где-то)».
    2. ↑ «Я называю эти вещи наукой карго-культа, потому что они следуют всем очевидным предписаниям и формам научных исследований, но упускают что-то существенное». — Ричард Фейнман [12]
    3. ↑ Но на самом деле не говори ничего полезного.

    Список литературы [РЕДАКТИРОВАТЬ]

    1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Раффаэле, Павел «В Джоне.
    2. ↑ Уорсли, Питер (1957). Труба прозвучит: исследование «культов карго» в Меланезии. стр. 17–31. ISBN 0805201564.
    3. ↑ Гиар, Жан (1952) «Движение Джона Фрума в Танне» Океания Том 22 № 3 стр. 165-177
    4. ↑ Гиар, Жан (1952) «Движение Джона Фрума в Танне» Океания Том 22 № 3 стр. 165-177
    5. ↑ Лал, Бридж В.; Кейт Форчун (2000) Тихоокеанские острова: энциклопедия ; Гавайский университет Press; ISBN: 978-0824822651; стр. 303
    6. ↑ 50 лет назад: Культы грузов Меланезии. По всей Меланезии первобытные люди ждут черного мессию, который принесет им щедрый «груз» (европейские товары). Эти культы олицетворяют влияние христианского мира на досовременное общество Питера М. Уорсли (1 мая 2009 г.).) National Geographic .
    7. ↑ См. статью в Википедии о Движении принца Филиппа.