Содержание
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ | Федерация Мототуризма России
22 — 30 августа 2020 года
На Куликово поле пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы… а вернулись – русские
Военно-исторический марш «Ратные Поля России» посвященный 75-летию Великой Победы, 640-летию Куликовской битвы и 540-летию Великого стояния на реке Угре, пройдет по маршруту: Москва — Снегири — Можайск — Бородино – Калуга — Козельск – Свобода – Прохоровка – Белгород – Великомихайловка — Холково – Костомарово – Монастырщино – Глебово-Городище — Коломна — Москва. Проект «Ратные поля» обратится к таким историческим событиям, которые послужили фундаментом Победы 1945 года. Это места, где закалялся русский дух и формировался русский воин, сражаясь за свое Отечество. Участники проекта посетят Три Ратных Поля России: Бородинское Поле, Прохоровское Поле, Куликово Поле; военно-исторические музеи и мемориалы: Парк Победы на Поклонной Горе, Музей Победы, Рубеж Славы, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей, Музей Боевой Славы в Можайске, Музей-заповедник «Бородинское поле», Музей-диорама «Великое стояние на реке Угре», Памятник Великому стоянию на Угре, Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта», Блиндаж Маршала Рокоссовского, Историко-культурный центр «Коренная пустынь», Музей-заповедник «Прохоровское поле», Музей «Третье ратное поле России», Мемориальный музей Первой конной армии в Великомихайловке, Музей «Куликово Поле», Мемориал битвы на реке Воже, Девичье Поле, Соборная площадь Коломны, Культурно-исторический комплекс «Коломенский Кремль»; монастыри и храмы Русской Православной церкви, связанные с воинской историей России: Храм святого Георгия Победоносца на Поклонной Горе, Спасо-Бородинский монастырь, Монастырь Введенская Оптина Пустынь, Монастырь Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, Звонница на Прохоровском поле, Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Прохоровке, Троицкий Холковский (пещерный) мужской монастырь, Костомаровский Спасский (пещерный) монастырь, Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Кафедральный Успенский собор в Коломне.
Общая протяженность маршрута 2300 км, 9 дней
Дополнительная информация и контакты на вебсайте: russky.su
Проект реализуется на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры» представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»
20 — 28 сентября 2020 года
С 20 по 28 сентября 2020 года, по дорогам братской Сербии пройдет военно-исторический марш мотоциклетный и автомобильный марш «Косово Поле», посвященный 75-летию Великой Победы и 640 -летию Куликовской битвы. Даты проведения марша «Косово Поле» приурочены к началу Белградской стратегической наступательной операции по освобождению Сербии и её столицы Белграда от немецко-фашистских войск, начавшейся 28 сентября 1944 года с высадки десанта советских войск героической Дунайской флотилии в городах Радуеваце и Прахово.
Символически, стартом марша станет День Рождества Пресвятой Богородицы, в который, в далеком 1380 году, ровно 640 лет назад, русское воинство под предводительством святого благоверного князя Дмитрия Донского одержало историческую Победу над полчищами татарской Золотой Орды.
Участники марша пройдут последней дорогой войска великого сербского святого князя Лазаря на битву на Косово Поле, которая состоялась в 1398 году. День Косовской битвы — 28 июня – Видовдан является священным днем ратного подвига для всего сербского народа.
Куликово и Косово — ратные поля, сплотившие русских и сербских людей в битве против захватчиков и поработителей. Это места, где закалялся воинский дух и формировался славянский воин, сражаясь за свое Отечество. Это поля воинской славы, которые послужили фундаментом Победы 1945 года, где плечом к плечу сражались с немецко-фашистской чумой сербские и русские солдаты.
Маршрут военно-исторического марша пройдет по городам Сербии: Белград — Крагуевац — Ягодина — Чуприя — Крушевац – Нови-Пазар – Косовска Митровица – Газиместан – Грачаница – Кленике — Вранье — Лесковац — Ниш – Бела-Паланка – Заечар — Неготин — Прахово — Голубац — Пожаревац — Панчево.
Общая протяженность маршрута 1700 км, 9 дней
Дополнительная информация и контакты на вебсайте: gagarinmoto. ru
Проект реализуется на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры» представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»
Ноябрь-Декабрь 2020 года
*Проведение мероприятия и уточнения его дат будет зависеть от ситуации с открытием границ ввиду известных событий
Во славу святого Горазда, Епископа Чешского и Моравско-Силезского
Памяти героев Чехословацкого сопротивления
Военно-исторический поход «Операция «Антропоид» пройдет по дорогам Чехии и Словакии. Марш посвящен одной из ярких и героических страниц в военной истории страны во время Второй Мировой войны.
Маршрут марша пройдет по городам Чехии и Словакии: Братислава — Нитра — Долна Крупа — Раецке-Теплице – Оломоуц – Брно – Долни Вилмовице — Нехвизди – Прага – Хруба Врбка
Участники Марша посетят множество мест, связанных с христианской и военной историей древних земель Славянского Мира.
Операция «Антропоид» — Operace Anthropoid — кодовое название операции по ликвидации Рейнхарда Гейдриха, начальника Главного управления имперской безопасности фашистской Германии, исполняющего обязанности имперского протектора Богемии и Моравии в годы Великой Отечественной войны. Операция была подготовлена и проведена совместно британской спецслужбой «Управление специальных операций» и Национальным комитетом освобождения Чехословакии (Чехословацким правительством в изгнании). Покушение осуществили в Праге, 27 мая 1942 года два члена чехословацкого Сопротивления, словак Йозеф Габчик и чех Ян Кубиш.
Общая протяженность маршрута 1400 км, 6 дней
Дополнительная информация и контакты на вебсайте:
mototourism.su/antropoid
Для участия в мероприятиях Федерации Мототуризма России Вам необходимо ознакомиться с программами и регламентами мероприятий и заполнить форму заявки на участие, которая размещена на вебсайтах проектов. Электронная почта для заявок и получения дополнительной информации: [email protected]
Контакт:
Телефон: +7 985 684 09 23
E-mail: [email protected]
Желаем Вам здоровья, успехов, удачи и много новых и интересных дорог!
Храни Вас Бог на Вашей Дороге!
Значение Куликовской битвы — Д.В. Сафонов
Д.В. Сафонов
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf184Кб
Содержание
Предисловие к публикацииЗначение Куликовской битвы в судьбах России и Вселенского ПравославияЛитература
Настоящая публикация выходит в рамках рубрики «Долг неоплатный. Памяти Николая Николаевича Лисового» журнала «Христианство на Ближнем Востоке», посвященной памяти Н. Н. Лисового. В публикации представлено предисловие редактора рубрики священника Димитрия Сафонова к выступлению Н.Н. Лисового на церковно-общественном форуме «Единением и любовью спасемся» (4 октября 2005 г., Москва). Данное выступление было приурочено к 625-летию Куликовской битвы, но публикуется уже к 640-летию этого исторического события. В выступлении Н.Н. Лисовым осмысливается значение Куликовской победы в деле развития православной государственности и культуры на Руси.
Предисловие к публикации
Публикация выступления Н.Н. Лисового на форуме, посвященном Куликовской битве, планировалась еще в 2005 г. Мной, в то время редактором и автором программ радиостанции «Радонеж», была сделана запись выступления, которое затем не раз звучало по четвергам в подготовленных мной передачах. Тогда же мной была сделана расшифровка аудиозаписи текста, однако публикация по горячим следам форума не состоялась. Выступление Николая Николаевича было приурочено к 625-летию Куликовской битвы, а публикуетсһРедакция благодарит д. и.н. А.В. Назаренко за участие в подготовке текста выступления Н.Н. Лисового к публикации. уже к 640-летию этого исторического события.
Председателем форумѻЦерковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4–5 октября 2005 г., г. Москва). являлся Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в организации форума принимали участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, Мэрия Москвы, Правительство Московской области; Общероссийские общественное объединение «Деловая Россия» и Всероссийский кинофестиваль «Семья России». Выступление Н.Н. Лисового прозвучало в рамках первой из пяти конференций форума, которая носила название «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности». Форум проходил в конференц-зале гостиницы «Университетская», где тогда располагался Паломнический центр Московского Патриархата, возглавляемый замечательным ученым, ныне – главой научной секции ИППО С. Ю. Житенёвым.
Председателем первой конференции был архиепископ Верейский Евгений (ныне – митрополит Таллинский и Эстонский), ректор Московской духовной академии. По инициативе ректора в конференции приняли участие четыре преподавателя МДА: профессор архимандрит Макарий (Веретенников) (тема доклада: «Золотоордынское иго и татарские набеги на Русь»), доцент Владимир Михайлович Кириллин (тема доклада: «Час победы на поле Куликовом: к вопросу о таинственной поэтике “Сказания о Мамаевом побоище”»), преподаватель Георгий Евгеньевич Колыванов (тема доклада: «Русские в Золотой Орде») и я, в то время преподаватель МДАиС Дмитрий Владимирович Сафонов (тема доклада: «Религиозно-политическое значение Куликовской битвы в контексте внешнеполитической деятельности святителя Алексия, Митрополита Московского»). Выступление Николая Николаевича прозвучало после выступлений представителей профессорско-преподавательской корпорации МДА и было, как всегда, ярким и запоминающимся. Тема Куликовской победы осмысливалась Николаем Николаевичем несколько десятилетий, начиная со времени, когда он внештатно трудился в Издательском отделе Московского Патриархата. Будучи поэтом, Н. Н. Лисовой написал такие строки:
Будут дни торжества и покоя,
Будут годы войны и труда,
Но смотри: с Куликовского поля
Не поднимется больше Орда!
(Лисовой, 2000)
Тема Куликовской битвы была для Н.Н. Лисового неразрывно связана с темой Победы в Великой Отечественной войне, 75-летие которой мы отмечаем в эти дни. Именно в публикациях об этой победе он постоянно обращался к теме Мамаева побоища. В том же 2005 году, когда отмечался 60-летний юбилей Победы, Н.Н. Лисовой писал в статье, посвященной этому событию:
«Есть в истории таинственная эстафета молитвы, подвига и славы. В канун Куликовской битвы в 1380 году во Владимире, где был погребён Александр Невский, видели его ночью в дивном сиянии, встающего из гроба, возвещающего новую победу. А при Петре Великом, когда Россия «ногою твёрдой» стала при Балтийском море, главной святыней новой столицы явилась Александро-Невская лавра, где и теперь почиют перенесенные из древнего Владимира мощи святого князя. Кровно связаны для нас память Чудского озера 1242 года с куликовской памятью 1380-го, и мининско – пожарской 1612-го, и кутузовской 1812-го. Именно эти ключевые даты образуют фундамент национальной памяти. Для русского ХХ века вершиной стал несомненно 1945 год» (Н.Н. Лисовой, 2005).
По мысли Н. Лисового, эстафета русских побед, осуществляемых под водительством Божиим, была едина: в нее органично входили и Куликовская победа, и взятие Берлина. Суть своей мысли он выразил в своей программе «Православный календарь», выходившей в 1997–1998 гг.: «В эпоху Куликовской битвы и последующее время Русь побеждала Орду не только на поле брани. Она побеждала прежде всего духовно» (Эфир 14.05.1998. Преподобный Пафнутий Боровский). Духовный путь русского народа и в России, и в Святой земле был главной темой творчества Николая Николаевича.
Значение Куликовской битвы в судьбах России и Вселенского Православия
Ваше Высокопреосвященство!
Честные отцы и братья!
Дорогие друзья!
Когда мы говорим о значении Куликовской битвы в судьбах России и Вселенского Православия, нужно иметь в виду следующее: да, действительно, совершенно справедливо было бы сказать, что Куликовская битва является переломным моментом в истории нашей государственности, в истории нашей культуры. Но каждое событие и каждый переломный момент имеют своё специфическое содержание. Мы иногда говорим об этом в общих словах, в слишком общих понятиях и категориях: и о значении 1380 г. для нашей государственности, для истории Русской Церкви и Церкви Вселенской. На самом деле 1380 год является действительно важным и переломным моментом с точки зрения, прежде всего, решения вопросов о вселенском призвании святой Руси и московской государственности. Московская государственность с этого момента встаёт на путь имперского православного служения.
Давайте взглянем мысленно на карту Европы 1380 г., а также нескольких предыдущих и нескольких последующих лет. Что происходит: 1380 г. – наша победа на Куликовом поле; 1386 г. – Кревская уния, то есть крещение Литвы по католическому обряду и уход навсегда под польское влияние; 1389 г. – поражение сербского войска на Косовом поле; 1393 г. – прекращение существования Второго Болгарского царства. Над православными Балканами на 500 лет опускается ночь турецкого исламского владычества. Православная государственность и православная культура прекращают здесь своё существование. В эти же 1390-е гг. Константинополь восемь лет обложен турецкими войсками. Да, тогда турки ещё не взяли Царьград, но восемь лет столица православия Константинополь находится в осаде. В это же время у нас на Руси происходит мощнейший взлёт. Повсюду в христианском мире упадок, прекращение, затмение очагов православной государственности и культуры, у нас на Руси – взлёт и расцвет. Естественно, что такие вещи не происходят случайно, без Промысла Божия, и этот Промысел Божий люди, прежде всего люди, наделенные проницательностью и политической, и церковной, видели, и в первую очередь – представители священной иерархии, и нашей, русской, и восточной православной вселенской.
И что же происходит? Осуществить этот государственный перелом, о котором мы говорим, на Руси оказалось не так просто. В это время с конкурирующими программами консолидации русской государственности выступала не одна Москва, выступали Тверь, упомянутая Литва (которая на самом деле была никакая не Литва, а Русско-литовское государство, объединившее в своих пределах наследие Киевской Руси: Киев принадлежал Гедиминовичам), так вот все эти центры боролись за то, чтобы стать доминантой консолидации на Русской равнине. Господь благословляет Москву.
Довольно естественно, что это сопряжено также с политическим выбором в самой Москве. В 1378 г. умирает великий святитель митрополит Московский Алексий. Перед смертью он призывает Преподобного Сергия и предлагает ему стать своим преемником, возложить на себя митрополичье служение. Преподобный Сергий отказывается, и не только по смирению, а в том числе потому, что он уже сделал ставку на святителя Киприана. В 1375 г., за три года до смерти митрополита Алексия и за пять лет до Куликовской битвы, патриарх Константинопольский Филофей поставил святителя Киприана митрополитом Киевским и всея Руси. С тем, чтобы по смерти святителя Алексия Киприан воспринял церковное окормление обеих половин России: и западной Литовской Руси, и восточной Московской.
Великий князь Димитрий Иванович, будущий Донской, не принимает этого решения. И когда после смерти святителя Алексия Киприан пытается приехать в Москву, великий князь приказывает арестовать его на границе. Как жалуется потом Киприан в письме Преподобному Сергию, «пограбил», то есть конфисковал, имущество и отправил обратно. В чём дело? Великий князь Димитрий Иванович, благочестивый, верующий, с глубоким религиозным воспитанием, – так себя ведёт. У великого князя Димитрия Ивановича был свой конкурирующий вариант – Димитрий, срочно посвященный в архимандриты и нареченный в митрополиты, которого русские летописи пренебрежительно называют Митяем. Великий князь посылает его в Константинополь для поставления на митрополию всея Руси.
Это происходит буквально в канун Куликовской битвы. Преподобный Сергий, все его ученики и вся его школа не согласны с этим. И Митяй принимает репрессивные меры против Преподобного Сергия и его учеников. Только что основан монастырь Рождества Богородицы в Старом Симонове во главе с преподобным Феодором, будущим архиепископом Ростовским. Митяй закрывает этот монастырь, и поэтому Феодор вместе с Пересветом и Ослябей, будущими героями Куликовской битвы, оказываются в обители Преподобного Сергия, где мы их и застаем в канун Куликовской битвы. То есть, очевидно прямое противостояние.
Это противостояние двух концепций: с одной стороны – узкомосковское, узконациональное понимание задач Москвы и Руси князем Димитрием Ивановичем и его ставленником Митяем, с другой – общеправославное, вселенское понимание, за которым стоят митрополит Киприан и Преподобный Сергий. Митяй уезжает поставляться в Константинополь, но по дороге умирает. Посольство великого князя, чтобы не возвращаться с пустыми руками, ставит в Константинополе, говоря, что это якобы по желанию великого князя, другого митрополита – Пимена и с ним возвращается в Москву. Но уже после Куликовской битвы.
Это переломный момент. Мы здесь имеем почти в чистом виде пример лабораторного опыта: как творится государственность и как Церковь участвует в созидании этой государственности. После Куликовской битвы посольство возвращается из Константинополя, и теперь Димитрий Иванович Донской не принимает Пимена, поставленного в Царьграде, а приглашает и принимает Киприана. Вот в чём произошел перелом: под влиянием Преподобного Сергия, под влиянием победы на поле Куликовом по благословению Сергия и при участии посланных им иноков Пересвета и Осляби происходит перелом в душе и в сознании князя Димитрия Ивановича. Он осознает себя представителем не только московской программы, центрального округа, как мы теперь говорим. Он осознает себя представителем Вселенского Православия, наследником византийской концепции – константинопольской установки на миродержавное созидание государственности.
Вот здесь происходит рождение православного имперского сознания на Москве. И символично, что потом, при сыне Димитрия Донского Василии Димитриевиче, посольство в Константинополь в 1398 г. возглавит тот самый Андрей Ослябя, один из героев Куликовской битвы, который лежит в Старом Симонове вместе с Пересветом. Его великий князь пошлет в Царьград для переговоров с Константинопольским патриархом. Приемлется, принимается. И когда Василий Димитриевич, еще молодой и неопытный, в 1393 г., через четыре года после смерти Димитрия Донского, неосторожно говорит в одном из своих посланий: «Патриарха Константинопольского знаем и признаём, а императора не признаём и знать не хотим» (сказал вот так неосторожно), он получает великолепную отповедь Вселенского Константинопольского патриарха Антония IV, который говорит: нет, сын мой, если ты православный, значит, ты подданный императора; если Русь православная, значит, она часть православной империи. Причём это говорится в той самой православной Византийской империи, которая находится на обрыве, на грани исторического слома, на грани коллапса, а сознание, что такое православная империя, что все православные входят в эту православную империю, есть.
Что это значит? Это означает вселенская, вселенская не в смысле кафолическая (кафолон означает «всё во всём»), но именно в смысле экуменическая, в хорошем, здоровом смысле: все входящее в состав империи. Пространство православия совпадает с пространством империи, и по мере того, как империи становится всё меньше на Босфоре, её всё больше становится в Москве, происходит плавное перетекание. К тому моменту, когда империя в Константинополе прекращает существование, она уже продолжает существование на Руси, и осуществлено это святым князем Димитрием Донским, Преподобным Сергием Радонежским, святителем Киприаном, его продолжателем святителем Фотием. То есть именно Церковь является главным инструментом и главным организмом построения имперской православной государственности на Руси. И это естественно, потому что в православной восточной парадигме отношение Церкви и государства всегда именно такое.
Я называю это моделью ореха: в орехе есть скорлупа – это империя со своей военной мощью, государственной стройностью и т. д. – и есть ядро – это Церковь, пространство спасения. Империя созидает пространство спасения для всех людей, и именно поэтому, как прозвучало сейчас правильно в устах владыки Кирилла в его докладе, именно поэтому русский народ свою государственность строит и осознает не только как своё личное националистическое государство.
Когда мы говорим просто о национальной независимости, национальной самобытности, это может относиться к любому типу государственности. Сейчас эстонцы, которые пытаются притеснять русских, собираются все полтора миллиона на стадионе в Таллине и говорят, что у них национальная независимость, украинцы сейчас говорят о независимой Украине. Но это другой тип государственности. Россия никогда такой не была, Россия всегда была государством православного имперского типа. Это другой тип, это жертвенное служение главного имперского народа всей православной экуме́не.
Рим пал потому, что он нёс на своих плечах цивилизацию всех народов, вошедших в его пределы. Византия пала под натиском турок-османов, с одной стороны, и крестоносного Запада – с другой, потому что она несла на себе благословение и призвание всех православных народов. И это призвание унаследовала Россия, поэтому в следующем поколении будут сказаны вещие слова о Москве – Третьем Риме. Москва не узурпирует права Третьего Рима, а осознаёт себя тем последним окопом, в котором православная государственность в мире осуществляется.
Мы не знаем других форм, и Господь не указал других форм осуществления православия в мире. Да, все мы ждем второго пришествия, «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.20:21) Но уже христиане первых поколений поняли, что это будет не завтра. Мы должны быть к этому готовы, но при этом должны строить своё спасение в земных условиях. Для того чтобы каждый мог строить своё спасение в земных условиях, существует православная империя, внутри которой все православные народы осуществляют свой спасительный подвиг под водительством Церкви в церковных таинствах, в единении с Богом. Империя есть вид служения Богу в государственных и политических формах. Россия другой формы государственности не знает. Мы можем прекратить своё существование, но существовать в других формах мы не сможем: мы не эстонцы и не литовцы. У нас есть эта программа, заданная Божественным Промыслом и избранная нами самими в 1380 г. на Куликовом поле.
По существу, то же самое происходило со Второй мировой войной. Здесь правильно говорилось о том, что при всех искажённых и уродливых формах именно в годы Великой Отечественной войны русский народ опять осознал своё православное имперское служение. И выразил его, в частности, стихами офицера-фронтовика, лауреата Сталинской премии Алексея Недогонова:
Я к храму шёл боями славы
Сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым.
И я оружьем до́был право
Стать на колени перед ним.
Вот религиозный смысл Великой Отечественной войны и того очистительного подвига нашего народа, который в эти годы совершается. И обратите внимание, как немедленно, сразу переходит победа в Великой Отечественной войне в возвращение Русской Православной Церкви в контекст Вселенского Православия. В победном мае 1945 г. патриарх Алексий I едет в Иерусалим, начинается борьба за возвращение святой Руси в организм Всемирного Православия. Одно неотделимо от другого. Вот наш патриотизм. Наш патриотизм всегда вселенский.
Литература
1. Лисовой Н. Русский путь. Церковная оратория в семи свитках // Московская перспектива. 22 августа 2000. № 34.
2. Лисовой Н. Нам нужна Победа //Московская перспектива. 4 мая 2005. № 17, стр.1–2
Источник: Сафонов Д.В. Н.Н. Лисовой Значение Куликовской битвы // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 2. С. 226-233.
Ислам | Византийская империя | Западная Европа |
---|---|---|
1300-е годы Упадок турок-сельджуков | 1320-е Гражданские войны между византийцами 1328 Киевский митрополит ныне в Москве | 1305-78 Папы в Авиньоне 1321 Смерть Данте |
1330-е Монгольское Ильханство Упадок | 1331 Великий князь в Москве | 1338-1453 Столетняя война |
1346-51 Черная чума | 1347-53 Черная чума | 1347-50 Черная чума 1343 Рождение Чосера |
1354 Османы захватили Галлиполи | 1355 Смерть серба Стефана Душана | 1356 Битва при Пуатье |
1360-75 Мамлюки захватывают Армению | 1360-е гг. Рост Польши и Литвы Гражданские войны в Византии | 1360 Договор Бретиньи |
1377 Галлиполи Столица Турции | 1378 Начало папского раскола | |
1389 Битва за Косово Поле Османы Победа над сербами | 1380 Куликовская битва Победа москвичей над монголами | 1381 Крестьянское восстание в Англии |
1396 Битва при Никополе Османы Поражение французов, венгров | 1391-1425 Мануил II в Византии | 1394 Смерть Петрарки |
1401 Тимур берет Дамаск, Багдад | 1399-1402 Мануэль II на Западе | 1409 Совет Пизы |
1419-36 Гуситские войны в Богемии 1411 Поражение тевтонских рыцарей у Грюнвальд (Танненбург) | 1415 Битва при Азенкуре | |
1422 Осада Константинополя турками | 1425 Гражданская война в Богемии | 1422 Смерть Генриха V |
1444 Варненская битва Поражение турок поляков | 1446 Янош Хуняди Венгерский регент | 1445 Генрих VI женится Маргарита Анжуйская 1446 Брунеллески умирает (род. 1377?) |
1453 Завоевание Константинополя | 1458 Отбитие турок под Белградом | 1453 Конец Столетней войны 1453-55 Гутенберг печатает Библию |
1467 Турки берут Герцеговину | 1463 Матиас Корвинус в Венгрии | 1469 Фердинанд женится на Изабелле Марсилио Фичино публикует Theologia Platonica |
1472 Иван III Женится на Византийской Софье | 1471 Кризис в Войнах роз | |
1484 Португалия в устье Конго | 1485 Корвин захватывает Вену 1485-1495 Иван III привлекает итальянских архитекторов для восстановления Кремля | 1485 г. Генрих Тюдор побеждает Ричарда III. Мэлори Смерть Артура |
1492 Падение Гранады 1494 Рождение Сулеймана Великолепного | 1491 Успех Габсбургов в Центральной Европе 1492 Турки побеждают венгров при Спасении 1493 Турки вторгаются в Далмацию и Хорватию | 1490 Основание типографии Альда Мануция в Венеции 1492 Смерть Лоренцо Великолепного 1495-7 Леонардо да Винчи, Тайная вечеря 1498 Васко да Гама достигает Индии |
1502 Сефевиды у власти со столицей в Исфахане. | 1505 г. Умер Иван III (Великий) (р. 1440 г.) | 1501-4 Микеланджело, Дэвид 1503 Леонардо да Винчи, Мона Лиза 1508-12 Микеланджело, Фрески для систинской часовни 1509 ERASMUS, в похвале Forly 1509-111135 For Anlla . |
1517 Осман Селим Явуз побеждает мамлюков в Египте | 1513 Макиавелли, Принц 1516 Кастильоне, Книга придворного 1516 Томас Мор, Утопия 1519 Карл V становится императором Священной Римской империи 1519-1521 Фердинанд Магеллан совершает кругосветное плавание | |
1521 г. Сулейман II Великолепный берет Белград 1526 г. Битва при Панипате, Индия, и завоевание Моголов | 1526 Людовик Венгерский погибает в битве при Мохаче 1528 Османы берут Буду в Венгрии 1529 Турки осаждают Вену | 1520 Рафаэль Санти умирает (р. 1483) 1527 Разграбление Рима |
1533 Иван IV (Грозный) становится царем. | 1536 Мартин Лютер умирает (р. 1483) 1534 Генрих VIII основывает англиканскую церковь 1534 Игнатий Лойола основывает орден иезуитов 1535 Томас Мор казнен | |
1543 Коперник, Обращение сфер 1545-1563 Трентский собор 1547 Генрих VIII умирает (р. 1491) | ||
1556 г. Смерть Игнатия Лойолы (р. 1491) 1558 Коронация королевы Елизаветы I | ||
1565 Битва за Мальту | 1560 Джон Нокс основывает пресвитерианскую церковь 1562-1598 Религиозные войны во Франции 1564 Смерть Жана Кальвина (р. 1509) 1564 Смерть Микеланджело Буонарроти (р. 1475) | |
1571 Битва при Лепанто 1578 Битва при Каср аль-Кабир, Марокко | 1572 Джон Нокс умирает (род. 1510) 1572 Начало голландского восстания 1572 Варфоломеевская резня 1574 Джорджио Вазари умирает (род. 1511) 1576 Тициан умирает (род. 1485) | |
1584 г. Смерть Ивана IV (Грозного) (р. 1530 г.) | 1582 Реформа григорианского календаря 1588 Испанская армада | |
Нантский эдикт 1598 г. | ||
1603 Битва при Урмии. Иранцы побеждают турок | 1600 Умер Джордано Бруно (1548 г.р.) 1603 Умерла королева Елизавета I (1533 г.р.) | |
1610 Убийство Генриха IV Французского 1610 Галилей публикует Звездный вестник 1611-1632 Густав Адольф Король Швеции 1616 Смерть Сервантеса (р. 1547) Война | ||
1627 Кеплер, Таблицы Рудольфина 1630 Кеплер умирает (р. 1571) 1637 Декарт, Рассуждения о методе | ||
1640 Рубенс умирает (род. 1577) 1642 Кардинал Ришелье умирает (род. 1585) 1642 Галилео Галилей умирает (род. 1564) 1642-1660 Гражданская война в Англии 1649 Казнь Карла I | ||
1683 г. Поражение турок под Веной 1682 г. Петр Великий, царь (до 1721 г.) | 1660 Основание Королевского общества 1667 Джон Мильтон, Потерянный рай , 1669 Рембрант умирает (р. 1606) 1680 Бернини умирает (р. 1598) 1687 Ньютон публикует Principia Mathematica
|
основные события — Перевод на арабский — примеры английский
Английский
Арабский
Немецкий
Английский
испанский
Французский
иврит
итальянский
Японский
Голландский
польский
португальский
румынский
Русский
Шведский
турецкий
украинец
китайский
арабский
Синонимы
арабский
Немецкий
Английский
испанский
Французский
иврит
итальянский
Японский
Голландский
польский
португальский
румынский
Русский
Шведский
турецкий
украинец
китайский язык
Украинский
Эти примеры могут содержать нецензурные слова, основанные на вашем поиске.
Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.
В этой статье мы кратко осветим основных событий Куликовской битвы, а также опишем интересные факты, связанные с ней.
في هذا المقال ، نبرز بإيجاز الأحداث الرئيسية لمعركة kulikovo ، بالإضافة بلى وصف الحقائق المهة بالإضافة ب وا.
И одним из главных событий являются эти специальные школы.
واحدة من الأحداث الرئيسية هي تلك المدارس المخصصة.
Посетите главных событий этой весны вместе с Infomir 16.02.2017
الفعاليات الرئيسية لهذا الربيع مع Infomir 16/02/2 Infomir
Вот основные события , на которых мы сосредоточимся в течение следующих нескольких месяцев.
إليك الفعاليات الرئيسية التي سنركّز عليها خلال الأشهر اقةلم٨ييمييم
У нас есть три главных событий в этом году.
هنا تحتاج إلى كتابة ثلاثة أحداث رئيسية 904:00 لهذا العام.
За этот период произошло три основных события .
حدثت ثلاثة أحداث رئيسية في تلك الفترة.
Элементы показывают общий фон личности, на котором будут происходить основные события .
تُظهر العناصر الخلفية العامة للشخصية، والتي ستظهر الأحداث الرئيسية فيها.
Основные события предстоящих сессий связаны с безработицей, производством и объявлениями Центрального банка.
تدور الأحداث الرئيسية للجلسات القادمة حول البطالة والتصنيع ، وإعلانات البك المركزتصنيع ، وإعلانات البك المركزتصنيع ، وإعلانات البك المركزتصيع ، وإعلانات البط المركزيعХей.
Выберите и опишите три главных события романа.
حدد ووصف ثلاثة أحداث رئيسية في الرواية.
Одним из главных событий является выступление канцлера или других высокопоставленных лиц.
واحدة من الأحداث الرئيسية هو خطاب من المستشار أو مسؤولين آخرين رفيعت المستوى.
Есть два основных события , которые отражают деятельность студентов.
هناك نوعان من أحداث الرئيسية التي تعكس الأنشطة الطلابية.
Календарь представляет и объясняет основных событий , влияющих на рынок.
تمثل الأجندة و تشرح الأحداث الرئيسية التي تؤثر في السوق.
основные события 2018 года в оборонной сфере России
الأحداث الرئيسية لعام 2018 في قطاع الدفاع الروسي
История принятия гиперболической геометрии Лобачевского сложна, и в этой биографии не место вдаваться в подробности, но отметим основные события .
قصة كيف Lobachevsky اطنابي للهندسة جاءت لتكون مقبولة هي مسألة معقدة ون مقبولة هي مسألة معقدة وهذه السيره الذاتية ليستة ال ال ال ال الذ хло компьютер ال ال ال ال ال ا вопрос ката вместили ال ال ال ال ال ا вопрос ката вместит ال ال ال ال ا ответствент الень ال ال ال ال ا ответствент اести ال ال ال ال ا ответствент.0399 الاحداث الرئيسية .
Мы пробежимся по основным событиям в истории Финляндии.
سنعبر بخطوات سريعة على الأحداث الرئيسية في تاريخ فنلندا.
Сокращение потребностей по данной статье обусловлено главным образом тремя основными событиями .
يعزى انخفاض الاحتياجات تحت هذا البند أساسا إلى ثلاثة أحداث رئيسية .
ЭСЦАГ смогла принять участие в заседаниях директивных органов ЭКА и других основных мероприятиях, организованных Комиссией.
وبفضل ذلك صار بإمكان الجماعة أن تحضر اجتماعات الهيئات التشريعية للجنة الاقتصادية لأفريقيا وبعض الأحداث الرئيسية الأخرى التي نظمتها.
главных событий 904:00 в процессе описаны в календаре, приложенном к настоящему отчету.
يرد في الجدول الزمني المرفق بهذا التقرير بيان الأحداث الرئيسية في هذه العملية.
Франция и Германия отказались отправить своих высокопоставленных дипломатов, а министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант уехал до главных событий четверга .
ورفضت فرنسا фицированный0399 الأحداث الرئيسية يوم الخميس.
Празднования обычно длятся несколько дней, главные события проходят в первые выходные сентября.
عادة ما تستمر الاحتفالات لعدة أيامر الاحتفالات لعدة أيامر الاحتفالات لعدة أيامر الاحتفالات لعدة أيامر الاحتفالات لعدة أيامر الاحتفالات لعدة أيامر تقام الأحداث الرئيسية في أول عطلة نهاية нибудь سبتمبر.