Содержание
Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог — Наш Урал и весь мир
На третий день экспедиции мы переправились через устье Сылвицы и пошли вдоль правого берега Чусовой к бойцу Ермаку. Нас вела рудничная дорога впритирку со скалами. За время путешествия небо хмурилось, затем сияло солнце. Потом снова набегали тучи, местами оставляя солнечные поляны на берегу.
За время нашего путешествия небо хмурилось, затем сияло солнце. Потом снова набегали тучи, местами оставляя солнечные поляны на берегу.
Автор — Михаил Латышев
Невысокий камень Антонов оказался серьёзной преградой. Нам пришлось обходить его по воде. Ничто не могло нас остановить – ведь мы шли к легенде Чусовой!
Людей, впервые оказавшихся на Реке Теснин, впечатляют её великаны-бойцы. Каменные богатыри один за другим охраняют священную Чуоси. Смотришь, а под камнем местные рыбаки буднично удят рыбу. Чусовлян, кажется, прибрежными скалами не удивишь – они их с детства видели.
Внезапно священная Чуоси потемнела
Автор — Михаил Латышев
Но есть один камень, к которому у них особое отношение. Боец Ермак вошёл в народные предания. Да и путь до него не близкий, не всяк посмотрит. Наш кормчий Андрей из Кына, который доставил нас в Нижнюю Ослянку, просил выслать ему фотографии былинного камушка – посмотреть, каков он. И с вами поделюсь его видами.
Проходя под бойцом на Чусовой, бурлаки по обычаю кричали — Ермак!
Могучая стена многократно отвечала железным караванам.
Автор — Михаил ЛатышевВыдающийся к перебору гребень Ермакова камня меня впечатлил.
Автор — Михаил ЛатышевПётр Верещагин в 1870-х годах посвятил бойцу отдельное полотно — Камень Ермак.
Автор — Пётр Верещагин
Пётр Верещагин в 1870-х годах посвятил бойцу отдельное полотно. Камень Ермак на Чусовой был изображён на дореволюционных открытках, представляя природу Урала. Прошло почти четыре с половиной столетия, а народ помнит своего героя, покорившего Сибирь. Войско «казацких ватаманов», а с ними «охотчие люди Сибирскую землю воевати и шедшу тое казаки за единолет всю Сибирскую повоевали, за князя великого привели».
Камень Ермак. По мнению историка А.Г. Сутормина, имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Сибирские летописи называют его Ермаком Тимофеевичем Повольским.
Автор — Михаил ЛатышевВисимская сплавщица А.К. Долгих, 1894 г.р., расказывала —
Ермак жил в камне, пещера в нем. Он в этой пещере-то и жил. Барки с чугуном он перевёртывал, топил. Не каждые он барки топил, которые и пропускал.
Дореволюционная открытка. Вид камня Ермак на реке Чусовой
Проходя под бойцом на Чусовой, бурлаки по обычаю кричали: «Ермак!» Могучая стена многократно отвечала железным караванам. Стоит ли говорить, как билось сердце, когда до заветного камня оставалось совсем немного….
Последним препятствием была маленькая речка Ермаковка. Вешние потоки Ермаковки прорыли близ устья целый земляной тоннель.
Автор — Михаил Латышев
Последним препятствием была маленькая речка Ермаковка. Вешние потоки Ермаковки прорыли близ устья целый земляной тоннель. Я спустился на его дно, и страница Времени перевернулась!
Внезапно священная Чуоси потемнела. Только что светило солнце, разбегаясь зайчиками по волнам и окрестным лесам, играя на седых уступах камня-великана. Оно пыталось пробраться в жерло пещеры, которое зияло заметной дырой на отвесной стене.
Я попробовал подойти к стене с другой, небольшой пещерой – и тут же оказался среди гнезда чёрных гадюк!
Автор — Дмитрий Латышев
Вверх по реке шли десятки и десятки лодок, затмевая зеркало Чусовой. Вереница их казалась бесконечной. Налетели тучи. Ветер хлопал в полотняные паруса небольших судов, мерно поднимались и опускались в воду их вёсла.
На берег сошёл плечистый чернобородый мужик в кафтане. Он прошёлся по изумрудной траве в востроносых сафьяновых сапогах. Тонкая кожа дорогого черевчатого марокена блестела тиснением, перекликалась с яхонтами на ножнах сабли.
Автор — Михаил Латышев
Они были разношёрстны – казацкие струги шли вперемешку с камскими ушкуями. Первой из-за поворота вышла небольшая лодья, на корме которой было знамя с ликами Архангела Михаила и Дмитрия Солунского. Ушкуй причалил под камнем. Как по команде, сотни лодок замерли, одна за другой.
Первой из-за поворота вышла небольшая лодья, на корме которой было знамя с ликами Архангела Михаила и Дмитрия Солунского…
Копия знамени Ермака в краеведческом музее города Омска.
Автор фото — А. МалявинУшкуй причалил под камнем. Как по команде, сотни лодок замерли, одна за другой.
Автор — Михаил Латышев
На берег сошёл плечистый чернобородый мужик в кафтане. Он прошёлся по изумрудной траве в востроносых сафьяновых сапогах. Тонкая кожа дорогого черевчатого марокена блестела тиснением, перекликалась с яхонтами на ножнах сабли.
Ермак снял шапку и исподлобья смотрел на величавый гребень скалы. «Вот оно как, по-за Камень ходить. Поднимись-ко на такой. Многие сможут?» – размышлял он.
Ульян Ремезов был знаком лично с вернувшимися участниками похода Ермака, которые сказали —
Вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, чёрн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист.
Портрет Ермака. Автор — А. Лях, 2006 год
— О чём, Токмак, думу думаешь? – подошёл к атаману Иван Кольцо.
— Видишь, Иван, печеру в камне? Потребно будет – есть где добычу схоронить, — отвечал ему, осклабясь, Ермак Тимофеев.
— Што ты, Токмак! Али у нас крыла за спиной? Токо смертушку на горе искать. Нешто в той берлог мочно залезти? – насмешливо подбоченился Иван.
— Надобно станет – полезем! – в глазах атамана пробежал недобрый огонёк.
Ермак снял шапку и исподлобья смотрел на величавый гребень скалы.
Вот оно как, по-за Камень ходить. Поднимись-ко на такой. Многие сможут? – размышлял он.
Автор — Михаил Латышев
Наступило молчание. Ермак ждал, когда вернутся струги разведчиков, высланные вперёд. Наконец, и они подошли к камню. Матвей Мещеряк молча показал атаману обломок оперённой стрелы.
— Вогуличи близко. Становища у них за поворотом на Сылву, — объяснил Яков Михайлов.
— Ку-да? На каку ещё Сылву? – озадаченно переспросил Ермак.
Ермак взошёл на борт. Знамя головного ушкуя развернулось. Казаки снова дружно рубили вёслами воду. Огромная змея из гружёных стругов и набоин медленно ползла по Реке Теснин навстречь Солнцу.
Автор — Михаил Латышев
— Приток там есть. Сгодица на путь закаменный. Також зовёца – Сыл-ва, про то зырянские вожи сказали. Махонька речка, не чета кунгурской. Талая, по-нашенски, — подтвердил Черкас.
— Сылва – так Сылва! Так и отпишем с вестовым! Пущай Максимко Строгонов скумекает, хде нас носило, — повеселел Тимофеич.
Никита Пан и Богдан Брязга переглянулись. Токмак посерьёзнел, перебирая пальцами смолянистую бороду:
— Ни одна собака не должна знать, куда готовимся! Раньше времени Кучума упредят – не дойти нам до него без потерь.
Нам пришлось обходить камень Антонов по воде. Ничто не могло нас остановить – ведь мы шли к легенде Чусовой!
Вид с Ермака на правый берег и устье речки Ермаковки.
Автор — Дмитрий Латышев
— А счас пойдём за ту «Сылву» до вогуличей. Добыча ждёт!
— Кто у них «лучшие люди» – споймать и ко мне! — скомандовал Повольский.
И значительно добавил:
— Приведу к шерти, штоб ясак платили без прекословья и к сроку.
Остальные «ватаманы» согласно закивали. Ермак взошёл на борт. Знамя головного ушкуя развернулось. Казаки снова дружно рубили вёслами воду. Огромная змея из гружёных стругов и набоин медленно ползла по Реке Теснин «навстречь Солнцу»…
Ермак Тимофеев сын
Имя Ермака осталось в памяти народной и овеяно легендами. До сих пор точно неизвестно, откуда он был родом. По версии Броневского, Ермак родился в Качалинской станице на Дону. Гаврила Ильин в челобитной на имя царя указал, что «полевал» с Ермаком в Диком Поле двадцать лет. Руслан Скрынников отмечает, что Ермак сражался ещё в битве при Молодях в составе отряда донского атамана Михаила Черкашенина.
Старинная парсуна с изображением атамана Ермака Тимофеева
С другой стороны, есть версия, что атаман родом «з Двины з Борку» (Борецкая волость с селом Борок, ныне в Архангельской области). Возможно, Ермак появился в одной из дружин казаков на Волге, скитаясь по Двине и Каме в поисках лучшей жизни.
Каково было настоящее имя атамана? По мнению историка А.Г. Сутормина, имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Некоторые сибирские летописи называют его Ермаком Тимофеевичем Повольским. Обычно русские люди именовались по отцу или по кличке, или по роду занятий.
В Ермакову пещеру мы не полезли – действительно опасно. Хотя там по-прежнему свисает верёвка. Пуст Ватаманов берлог.
Автор — Дмитрий Латышев
Достоверно известно, что атамана величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Токмак – одно из прозвищ Ермака. Токмач, токмак – это увесистая колотушка, баба для трамбовки земли. На Руси уважали несокрушимых победителей кулачных боёв, умевших «токмачить» противника.
Броня его главнейше состояла по словам той Летописи —
В пансыре битом в 5 колец мудростно, длиною в два аршина, в плечах с четью аршин, на грудах и меж крылец, печати Царския, златые орлы. По подолу и рукавам опушка медная на три вершка.
Из письма Алексея Николаевича Оленина к издателю Летописи Сибирской от 7 июня 1821 года.
Как выглядел атаман? Прижизненных портретов, понятное дело, не было. В конце XVII века Семён Ульянович Ремезов описал Ермака так, как рассказывал ему отец, казачий сотник Ульян Моисеевич.
Ульян Ремезов был знаком лично с вернувшимися участниками похода Ермака, которые сказали: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист«.
Вольные казаки с Волги, Яика и Дона охотились на купеческие суда на быстрых «чайках» и лёгких стругах. В 1054 году в Русской Правде перечисляются такие старинные суда:
«Аже лодью украдет, то 7 кун продаже, а лодию лицем воротити, а за морьскую лодью 3 гривны, а за набоиною 2 гривне, а за челн 8 кун, а за струг гривна«.
На чём шёл по Чусовой атаман Ермак?
Михаил Наймарк в 2004 году на Соловках построил шняку длиной 12 м, шириной 2,8 м, с осадкой 85 см и водоизмещением 5 тонн. Она имеет одну мачту с прямым парусом и может развить скорость до 7 узлов — 13 км/ч.
Автор — Михаил Наймарк
Ермаковы струги
Морская лодья для Реки Теснин слишком большое судно. Да и струг великоват, если только строить его меньшего размера. Отряды Ермака могли идти на небольших речных ушкуях. На них отправлялась в набеги ещё новгородская вольница с конца XIII века.
На языке древних вепсов «uskoi» означало небольшую лодку. На высоком носу ушкуя обычно красовалась резная голова полярного медведя, ведь «ошкуй» по М.Фасмеру – «полярный медведь».
По оценкам исследователей, речной ушкуй имел длину до 14 м, ширину 2,5 м, осадку до 60 см и высоту борта до 1 м. Грузоподъёмность его была до 4 тонн.
Скорее всего, «ермаковы струги» были и того меньше, рассчитанные на 8-9 человек с припасами. Причём дружине Токмака понадобилось бы почти две сотни таких стругов! Денис Рогозин в Красноярске изготовил модель струга «Токмак», спустив его на воду в Енисей.
Ермаковы струги были рассчитаны на 8-9 человек с припасами. Понадобилось бы две сотни таких стругов!
Струг Токмак на реке Енисей, г. Красноярск
Автор — Денис Рогозин
Ермаковы струги вместе с атаманом вошли в былины. В уральских преданиях этнограф И. Железнов обнаружил, что «атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их«.
Как было на самом деле, видел боец Ермак на Чусовой. Его пещера с «кладом Ермака» до сих пор будоражит воображение писателей и путешественников.
Ватаманов берлог
Миллер в Сибирской Истории сообщает о рассказах чусовлян: «Ежели словесному преданию тамошних жителей верить, что Ермак до похода своего в Сибирь уже так богат был, что он запотребно не разсудил все свои сокровища с собой везти«.
«Но оныя сохранил в пещере, которая в камне при реке Чусовой около половины вышины его находится, в том намерении, что он то возмет опять, когда из Сибири возвратится«.
Висимская сплавщица А.К. Долгих, 1894 г.р. —
У Ермака была цепь и листвяной столб. Через Чусовую цепь перекидывал, к листвяному столбу привязывал. Этой цепью барки-то и перевернёт! Это нам сплавщики рассказывали, когда я по Чусовой плавала.
Автор — Михаил Латышев
Академик Иоганн Георги в 1770-х годах ехал в Кусье-Александровский завод через вогульские деревни Бабенки и Копчик мимо чусовского бойца с пещерой Ермака. Георги развенчал легенду.
Он пишет: «Ермакова пещера заключается в отвесной скале из сераго известняка, которая тянется по правому берегу реки сажен на 50 и имеет высоты 28 сажен. Почти в средине — пещера, в которой Ермак скрывался несколько раз от Вогулов и которая поэтому носит его имя«.
Миллер в Сибирской Истории пишет о легендах про Ермака и сокровища —
Оныя сохранил в пещере, которая в камне при реке Чусовой около половины вышины его находится, в том намерении, что он то возмет опять, когда из Сибири возвратится.
Автор — Михаил Латышев
«Она находится в гладкой стене и попасть в неё можно только по свешенной сверху веревке. Да притом нужно иметь ловкость и навык кровельщика, чтобы влезть внутрь ея с веревки, так как перед входом в пещеру нет в скале никакого уступа… В ней ровно нет ничего примечательнаго. В ней свод, подобный своду пекарной печи; длина ея около 2 сажен«.
«Я же с своей стороны полагаю, что временное пребывание Ермака в той пещере есть просто миф. Какая была нужда Ермаку прятаться от Вогулов, не имевших огненнаго бою, когда он шел с порядочной и хорошо вооруженной ратью воевать Сибирское царство?»
Академик Иоганн Георги в 1770-х годах писал —
Ермакова пещера заключается в отвесной скале из сераго известняка. Почти в средине — пещера, в которой Ермак скрывался несколько раз от Вогулов и которая поэтому носит его имя.
Автор — Михаил Латышев
Вряд ли академик переубедил простых людей. Они так и видели атамана, живущего в пещере. В Висиме записано от В.С. Кушнова, 1887 г.р., о Ермаке: «Был он по Чусовой. Кашки, Харёнки проходил. Был у него в стене берлог, пещера спасательная. Там верёвка висела, я её запомнил. Она потом пала. По веревке он спускался туда и вылезал…«.
Висимская сплавщица А.К. Долгих, 1894 г.р., дополняет легенду: «Ермак жил в камне, пещера в нем. Он в этой пещере-то и жил. Барки с чугуном он перевёртывал, топил. Не каждые он барки топил, которые и пропускал…»
«У него была цепь и листвяной столб. Через Чусовую цепь перекидывал, к листвяному столбу привязывал. Этой цепью барки-то и перевернёт! Это нам сплавщики рассказывали, когда я по Чусовой плавала«.
Конечно, народ знал о гибели Ермака. И всё равно в душе оставалась надежда на «спасательный берлог» — может, всё-таки спасся Ермак?
Вид на Чусовую с камня Ермак.
Автор — Михаил Латышев
Атаманы заплатили жизнью за взятие Сибири. В засаду попал Богдан Брязга, а при взятии Назыма погиб Никита Пан. Весной 1584 года Иван Кольцо и Яков Михайлов были убиты татарами. Ясак собирали лишь пушниной, рассчитывая на обозы из Москвы. Зиму «многие воеводы», в том числе прибывший Семён Волховский, не пережили из-за голода: «яко понудитися и тела человеческие ясти».
В ночь на 6 августа 1585 года смерть пришла за Ермаком. Кучум напал на казаков, ночевавших в устье реки Вагай на Иртыше. Спящий отряд был истреблён. Только несколько казаков спаслись и поведали о последних минутах жизни Тимофеева сына. Атаман в подаренных царём двух кольчугах пытался под градом стрел доплыть до стругов. Волны Иртыша сомкнулись над ним…
Знамя Ермака с Дмитрием Солунским и Архангелом Михаилом,
ранее хранившееся в Омске и Берёзовом.
Прорисовка М.С. Знаменского
Книга — Тобольск и вся Сибирь, 2008 год
До 1918 года в Никольском казачьем соборе города Омска хранилось Ермаково знамя. Оно было утрачено во время Гражданской войны. В энциклопедиях говорится: «Знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин и 6 вершков с четвертью (примерно метр).
На одной его стороне был изображен святой Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. На другой стороне — Архистратиг Божий Михаил на коне.
По преданию, взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков Знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных батыров«.
Дореволюционное фото знамени ЕрмакаЗнамя Ермака до 1918 года находилось на хранении в Никольском казачьем соборе города Омска, и было утрачено во время Гражданской войны. В 1996 году была изготовлена копия одной стороны легендарного знамени Ермака.
Автор — Никольский войсковой казачий собор, г.Омск
Гибель Ермака перенесена людьми в чусовской эпос. В поселке Висим записано от А.Е. Ковальчука, 1887 г.р.:
«По Чусовой едешь — камень Ермак стоит. Парень я ещё был.
Барки гоняли, лес сплавляли. Разбивались часто около него. Утёсом он стоял, высоко был. В самом верху есть отверстие, вроде пещеры. Тут Ермак и скрывался, проживал, прятался. Как застигли его, он, как был в кольчуге тяжёлой, бросился сверху в Чусовую. Выплыть не смог…»
В Висиме записано от В.С. Кушнова, 1887 г.р., о Ермаке —
Был он по Чусовой. Кашки, Харёнки проходил. Был у него в стене берлог, пещера спасательная. Там верёвка висела, я её запомнил. Она потом пала. По веревке он спускался туда и вылезал.
Автор — Михаил Латышев
В 1915 году на камне была видна надпись «Ермак». Теперь на склоне бойца установлена небольшая табличка. В Ермакову пещеру мы не полезли – действительно опасно. Хотя там по-прежнему свисает верёвка. Пуст «ватаманов берлог». На скале под ним оставлены прощальные надписи, которые заставляют задуматься.
Выдающийся к перебору гребень Ермакова камня меня впечатлил. Сколько красоты и силы одновременно! Разноцветные древние камни под дождём особенно гармонировали с Рекой Теснин.
Боец Ермак достигает в высоту 38 метров.
Автор — Михаил ЛатышевВойско казацких ватаманов, а с ними охотчие люди Сибирскую землю воевати и шедшу тое казаки за единолет всю Сибирскую повоевали, за Князя Великого привели (летопись).
Автор — Михаил Латышев
Я попробовал подойти к стене с другой, небольшой пещерой. И отпрянул назад. Поблизости оказалась чёрная гадюка, она нервно металась и крутила хвостом. Мы оставили змею в покое и поднялись на вершину Ермака – глянуть на Чусовую.
Где-то там, за синими горами курились дымы вогульских становищ. Струги ватажников ещё не добрались до них, и река была спокойна.
Автор — Михаил Латышев
Священная Чуоси с высоты далеко видна вверх по течению. Где-то там, за синими горами курились дымы вогульских становищ. Струги ватажников ещё не добрались до них, и река была спокойна.
Второй рассказ из цикла «К началу похода Ермака». Первый рассказ можно прочитать здесь. — прим. ред.
История полна тайн и загадок. К одной из жгучих и интереснейших тайн относятся события Ермаковой экспедиции в Западную Сибирь. Имя легендарного казачьего атамана известно, кажется, всем и каждому. Ермак… кровь от крови, плоть от плоти был он вольным казаком: полевал – воевал – атаманил… Сейчас бы мы сказали – коренной казак. Долго искали Строгановы, кого послать на покорение земель сибирских и, наконец, нашли его, Ермака.
Василий Тимофеевич Аленин (таково настоящее имя Ермака) двадцать лет до похода в 1582 – 1585гг. не раз скрещивал саблю и с ляхами, и с ливонцами, и неверными турками, не только сам воевал, но и других на сечи водил, атаманом, воеводой казачьим выбирался. Чусовая… Далеко за пределами Прикамья известно имя уральской красавицы. Быстрые перекаты и спокойные плесы, величавые громады вековечных камней, дикие пещеры, узкие теснины и пенные пороги, а главное сам Седой Урал, который, прихотливо петляя, пересекает эта река, — справедливо снискал далеко идущую славу. Торной дорогой были когда-то берега Уральской реки, дорогой, по которой можно было перейти из Руси в Сибирь. И пустились по бурным водам Чусовой вплавь струги дружины Ермаковой на покорение неизведанных ранее земель… Камский край – рубеж земли русской. Его часто переходят сибирские татары, остятские князья, степняки-нагайцы. Для его защиты пригласили Строгановы из Гуляй-поля боевого атамана Е. Т. Аленина с дружиною в 540 человек. Был он вельми мужествен и разумен, и человечен, и всякой мудрости доволен. Лицом плоск, волосом черен. Вместе с Ермаком испытанные друзья-товарищи, воины. Иван Кольцо – отчаянный, бойкий и необычайно ловкий человек, первый в думах и сечах. Невероятно смелый и вечно чем-то недовольный Богдан Брезга. Уроженец Польши Никита Пан, хитрый и очень спокойный волжский атаман. Матвей Мещеряк, человек родом из мещер. Суровый, страшный — Ермак, редко терпевший, чтоб ему перечили, не раз соглашался с ним. Подвижный Яков Михайлов, Митя Бритоусов, Савва Болдырь, Иван Гроза, Черкас Александров, Иван Корчига. Плечом к плечу с дружиною стали они монолитным щитом на крайнем рубеже земли камской, сверкая серебром боевых шлемов. Проводы 1 сентября 1582г. в Чусовском городке с самого утра необычное оживление. Золотистым шелком отливают свежие срубы. Грудастые, упругие струги степенно покачиваются на быстрой воде Чусь-вы. Царственно над синей водой пролетают ермаковы лебеди. В посаде замерли журавли солеварен. Из богатых Строгановских хором, из крепости, доносится гул голосов. Богаты, очень богаты купцы, но прижимисты, а для дальнего похода провианта и оружия не мало требуется. Но вспомнили про богатства сибирские и скрепя сердце дали. И вот снаряжение погружено, воинство выстроено, с крепостных стен грохнули пушки, заиграли трубачи и дудочники. Торжественно выдвинулись знаменосцы, впереди всего войска стремительной поступью идет Ермак в окружении атаманов. А дальше идут ружейники, арбалетчики, копейщики; из Строгановских амбаров тащат пушечки, катят сороку-семипятку (новшество – семиствольную пищаль на лафете). Народ, как летний луг, пестрыми цветами рассыпался на их пути. Словно быстрые стрижи снуют босоногие мальчишки. Вздыхают, подавляя улыбкой слезу, невесты и жены. Корявой, заскорузлой рукой благословляют старцы. Они-то знают, сколь труден и опасен предстоит путь воинам, сколько лиха они хлебнут в неизведанном сибирском краю. Зимовка на Чусовой По осенней воде шли не шибко ходко: быстрина не пускала. А когда схлынула полая вода, о днища грузных стругов, до верху уторканных воинскими припасами, стали бить острые камни. Настигла непогодь, подул сиверка, зашуршала шуга, а вскоре и совсем стали. Нашли подходящий камень с пещерой, где и решили перезимовать. По берегам реки сизым дымом запышкали сырые костры. Просушили соленую от пота и непогоды одежду, наскоро сварили еду, а уж потом стали ночлег ладить. Кострищами согревали стылую землю, устилали пихтовым лапником и, измытаренные долгим переходом, валились вповалку одоленные сном, огородив свое лежбище от волков горящими завалами сушин. Кто половчей, окольным путем поднимался на камень и оттуда по веревке спускался в просторную пещеру ночевать. Землянки уж после сробили, а камень с пещеры Ермаком прозвали, такой же крутой и непреступный оказался. Переход по рекам Главная битва Стоял уже конец сентября, когда вышли к Иртышу. Дрогнули казаки, увидев огни бесконечных кострищ отборного татарского войска. Собрали круг: как быть? отступить? не за тем шли! Обратился Ермак к своей дружине: «Други мои, братья! Мы долго жили с худою славою, умрем же с доброю! Бог дает победы кому хочет: не редко слабым мимо сильных. Да светится имя Его!». Тревожное утро 26 октября нехотя поднималось над черными водами Иртыша. Отслужили молебен, молча погрузили струги. Впереди – великая битва. Ощетинившись густым лесом, навстречу медленно двигался Чувашев мыс. На его вершине, на белом коне восседал в окружении свиты сибирский царь Кучум. Внизу под яром ожидала конница Мамедкула. Лопнула и рассыпалась гнетущая тишина от грохота бортовых пушек и застрекотавших пищалей. Дружной пальбой очистили казаки берег и произвели высадку. Осиными роями зажужжали татарские стрелы, прижав казаков к стругам; открыли засеки, утугами повалили оттуда полчища Мамедкула. Упорно, плечом к плечу стояли бывалые воины, подбадривая ряды молодых казаков. Вновь заворковали казачьи пищали, сорокой застрекотала семипятка; зашевелился, закрутился берег. Убийственным огнем встретили казаки ханских воинов. Враги давили друг друга, понуждая обезумевших коней. Мамедкул пытался собрать вокруг себя конницу, чтобы опрокинуть казаков, втоптать их в землю, но шальная пуля сбросила его с коня. Оставшись без предводителя, всадники и воины бросились прочь с места сражения. Кучум наблюдал за боем с горы, и, как только русские начали одолевать, обратился в бегство, бросив на произвол судьбы свою столицу. Вражеские пушки так и не выстрелили, их сбросили на казаков, карабкавшихся на гору. Когда развиднелось от растаявшего дыма, увидели – берег пуст. В день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского закончилась великая битва Сибири. Осада Вьюжные, лютые метели навечно укутывают холодным покрывалом косточки отважных воинов. Не острые вражеские сабли и стрелы, а не знающая пощады коса голода уложила их в тесных братских могилах под вой отощавших волков. Подмога, высланная царем, обернулась бедой: ранее проложенный путь через Каменный пояс оказался непосильным для стрельцов; в топях и болотах бросили они не только ладьи, но и хлебные припасы, идя налегке ободранными и босыми. Умирали с голоду и первые стрельцы, не привыкшие к лишениям. Посланный во главе стрелецкого войска царский воевода князь Семен Болховский тоже преставился. Да и Ермак занемог. На каждого человека приходилось хоронить по 4-5 мертвых. Обессиленные копали землю и хоронили по-христиански. Только по теплу июньской ночью Мещеряк, отобрав отряд крепких казаков, зайдя в тыл противника, прорвался. Так кончилась осада. Стар стал царь московский Иван Васильевич. Тяжелы его думы. Война со шведами, ливонцами закончилась неудачей. Неспокойно в Крымском и Астраханском ханствах. Бояре, как волки, враждуют. Казна пуста. Тяжелы царские одежды, тяжелы скипетр и держава. Но вот неожиданная радость, с ней пришли казаки, перенесшие лишения, голодную зимнюю осаду в Кашлыке, многочисленные жестокие битвы с коварным и сильным врагом. Возглавляет их Иван Кольцо. С ним Савва, сын Болдыря, Черкас Александров. Царь несказанно рад и ласков. Одаривает дорогими подарками, жалует казакам грамоту, в которой все вины им были прощены. А Ермаку Тимофеевичу жалует шубу с царского плеча, боевую кольчугу, саблю серебряную, ковш золотой и звание князя сибирского. Не могут огорчить торжества чванливые, надменные бояре, потеющие от спеси в тяжелых шубах. Не может и Малюта Скуратов, заплечных дел мастер, мечтавший поломать казачьи кости в каменных застенках. Сегодня казаки свободны, они герои! Думы Ермака. Последний бой Ермака Положившись на Бога, издал Ермак войсковой приговор: «Всех живущих тут иноязычных людей под государеву царскую высокую руку довеку, покамест русская земля будет стоять. Зла никакого на всяких русских людей не думать и во всем стоять в прямом постоянстве». Так вольное казачество утвердило историческое присоединение Сибири к России. Около четырех лет продержались казаки, немало боев и походов выдержали они. Погибли есаул Богдан Брезга, Иван Корчига, Яков Михайлов, от предательства пал верный Иван Кольцо – сильно поредело казачье войско. Вглядываясь в бесконечные сибирские просторы, вспоминал Ермак своих сотоварищей, и тяжелые думы одолевали его. Однажды в стане Ермака появился лазутчик и сообщил, что вверх по Иртышу движется купеческий караван из Бухары с богатыми товарами, и что Кучум собрался перехватить его. С казачьей сотней двинулся атаман навстречу каравану. Не знал Ермак, что на всем пути, скрываясь, как хищник, преследующий добычу, с большим войском за ним крался Кучум. Тяжело плыть на веслах. К вечеру грести устали. Нашли небольшой островок. Оказалось безопасно. Выставили караул. Составили оружия, просушились и забылись тяжелым, тревожным сном. Было душно: надвигалась гроза. Белыми молниями сверкнули кривые татарские сабли, шмелями прожужжали короткий путь в упор пущенные стрелы, как иглы вонзились острые копья в тела казаков. Жуткая, страшная была резня. Липкими тучами облепили Ермака, на помощь спешит Мещеряк; его топор со страшным свистом разбивает в щепы вражеские щиты. Но не равны силы, одно лишь спасение – струги. Но Ермак не мог уйти, не убедившись в отходе оставшихся товарищей, и на него пришлась вся сила удара противника. Тело Ермака выловили татары и «нарекоши его Богом и погребоши по своему закону на Башлёвском кладбище под кудрявою сосною»,- так сообщали летописцы. Главное чудо свершилось: огромный Сибирский край был определен промыслом Божьим стать достоинством государства Российского. Цикл картин «Поход Ермака» художника Павла Шардакова Музей Ермака |
Национальная галерея: Сибирь | История Сегодня
На заре ХХ века «свист паровоза разгонял мрачную легенду о заснеженных сибирских пустошах, где только вой волков и лязг каторжных цепей нарушали тишину». Этот современный новостной репортаж об открытии Транссибирской магистрали вызывает в воображении популярный образ Сибири как сурового, бескрайнего пространства. Содержащаяся Уральскими горами на западе, национальными границами на юге и Северным Ледовитым и Тихим океанами на севере и востоке, Сибирь была бы самой большой страной в мире, если бы она была таковой. Русский историк Афанасий Щапов (1831-76) утверждал, что исторически ее следует рассматривать как таковую, учитывая ее этнические и географические отличия от России. Эту истину творчески воплощает художник Дамир Муратов, чьи работы отсылают к коренным народам и мифологиям региона, создавая сибирских персонажей, названных в честь его городов.
ЧТО ТАКОЕ
Раскопки Сибири начались всерьез по указанию Петра Великого, который в конце своей жизни в 1720-х годах начал картографирование и научные экспедиции к востоку от Урала. Это была гигантская задача, так как ученые, географы и естествоиспытатели, в том числе немец Даниэль Готлиб Мессершмидт (1685–1735), отправились в Сибирь, чтобы начать исследования, которые должны были найти скифские сокровища, драгоценные металлы и — впервые обнаруженные Мессершмидтом — окаменелые мамонты. Экспорт бивней сибирского мамонта остается прибыльной отраслью.
ТАМ ЕСТЬ МОНСТРЫ
Сибирь издавна ассоциируется со странными и мифическими народами. Его рассматривали как дом для расы северных гигантов, гиперборейцев. Позже Марко Поло описал «безвестную землю» с жителями, которые «живут как звери». В современную эпоху этот регион стал (и остается) известен широко распространенной практикой шаманизма. Возможно, самый известный сын Сибири был окутан слухами о черной магии: Григорий Распутин.
СКИФИЯ?
Скифы, представленные Британским музеем на выставке 2017 года как «воины древней Сибири», были кочевым народом, который примерно между 900 и 100 г. этот орнаментированный гребень был найден). В памятном эпизоде из «Историй» Геродота персидский царь Дарий пытается завоевать скифов, но ему мешает кочевое существование его добычи. В замороженных скифских курганах, обнаруженных в 1700-х годах, нашли золото, одежду и даже пищу.
ЗАВОЕВАНИЕ
Труп предводителя казаков Ермака Тимофеевича зарезан сибирскими татарами в 1585 году. Ермак возглавлял завоевание Сибири русскими с 1581 года; его кончина не помешала этому. Во время правления Ивана IV («Грозного») на средства семьи Строгановых Ермак и его казачьи войска захватили Кашлык, столицу татарского ханства. Он победил Хучум-хана в битве у Чувашского мыса 4 ноября 1582 года. Завоевание записано в Сибирских летописях, составленных между 16 и 18 веками.
ЛЕСНЫЕ ЛЮДИ
Южная Сибирь была одним из первых завоеваний, сделанных зарождающейся Монгольской империей Чингисхана в 13 веке, когда впервые появилось название Сибирь – возможно, от татарского слова, означающего «спящая земля». В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи был отправлен покорять «лесные народы» севера, также называемые «Бурядами» в одобренной династией «Тайной истории монголов» (около 1240 г.). Здесь изображена семья бурят, крупнейшая коренная группа Сибири. Сибирское наследие монголов включало исламское Сибирское ханство, правившее с 149 г.0.
МАРШ СМЕРТИ
Свергнутый во время революции 1917 года, последний царь идет в ссылку в Сибирь по дороге, усеянной скелетами его предшественников. Изображение может напоминать печально известную «Дорогу костей» (также известную как Колымское шоссе Р504), построенную с помощью ГУЛАГа при Иосифе Сталине и названную так из-за политики включения мертвых рабочих в ее ткань. С XVII века Сибирь стала местом каторжной ссылки, так как царское правительство заселяло ее диссидентами и преступниками, политическими, мелкими или серьезными.
ЗОЛОТОЕ РУНО
Этот плакат советских времен намекает на то, что привлекало россиян на восток по крайней мере с 10 века: мех. Международная осведомленность о качестве и количестве меха сибирского соболя, возможно, изначально распространилась с Монгольской империей. Сообщается, что Иван Грозный ежегодно требовал дань в размере 30 000 шкурок с покоренных сибирских татар. Массовая эксплуатация привела к истощению – что характерно, шуба в этой рекламе не из соболя, а из менее желательного беличьего меха.
ВСЕ, ЧТО БЛЕСТИТ
В 1830-х и 40-х годах была сибирская золотая лихорадка. Россия произвела один процент мирового золота в 1801 году; к 1850 году он произвел 40 процентов. Подавляющее большинство прибыло из Сибири. Удивительно, но сибирские золотые прииски вскоре были подорваны маловероятным конкурентом, как утверждал премьер-министр России Петр Столыпин (1906–1911): «Сибирское маслоделие приносит нам более чем в два раза больше золота, чем вся сибирская золотодобывающая промышленность». продолжает обеспечивать большую часть нефти, газа и полезных ископаемых России, и все же отстает от остальной части страны с точки зрения уровня жизни, является источником разногласий. Веб-сайт под названием «Хватит кормить Москву!» и предложенный марш за независимость в Новосибирске были запрещены в 2014 году9.0003
INROADS
В 1630-х годах новому военному губернатору Якутска потребовалось три года, чтобы добраться до своего поста из Москвы; к 1850-м годам стало ясно, что сохранение Сибири в составе царской империи требует эффективного транспортного пути. Проект соединения Москвы и Владивостока был объявлен царем Александром III в 1891 году и завершен 21 июля 1904 года самой длинной в мире Транссибирской железной дорогой. является одним из старейших городов Сибири, основанным как крепость в 1604 году. Присоединение Сибири к Российской империи потребовало строительства поселений. Реки обеспечивали лучший путь в его внутренние районы; Томск построен на реке Томь, притоке Оби. В 18 и начале 19 в.века большинство поселенцев были добровольцами, привлеченными государственными стимулами. Первый университет Сибири открылся в Томске в 1888 году. Город, обогнанный Транссибирской магистралью, вскоре уступил по размерам и статусу Новосибирску, крупнейшему городу Сибири.
Мятежная война
Гражданская война в России, последовавшая за революцией 1917 года, велась жестоко в Сибири. После революции большевики установили «фасад» советского контроля в Сибири, к которому сибирские крестьяне были в значительной степени равнодушны. Цитируется признание лидера большевиков Владимира Ленина: «Мы не могли дать крестьянам в Сибири то, что революция дала крестьянам в России». Антибольшевистское белое движение имело правительство в Омске под руководством адмирала Александра Колчака до его захвата и 1920. Распространению войны в Сибири способствовало передвижение войск по Транссибирской магистрали.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ?
Идея независимой Сибирской республики была предложена в 1850-х годах. В августе 1917 года конференция в Томске согласовала дизайн двухцветного сибирского флага: белого (обозначающего снег) и зеленого (леса). Здесь Дамир Муратов предлагает провокационный взгляд на предложенный дизайн.
История России и Василий Суриков | Журнал DailyArt
В 19 веке историческая живопись России освободилась от формальностей и канонов. Хороший пример тому мы находим в творчестве Василия Сурикова (1848-1916), создавшего исторические картины глубокого философского содержания, многие из которых исследовали нравственные проблемы. Его главная тема — люди. Они появляются не как зрители, а непосредственно в героическом действии. Прежде всего, Суриков показывает свое умение бороться за свои права.
Историческая перспектива Сурикова
Василий Суриков, Автопортрет , 1879, Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске, Сибирь. Он принадлежал к старинному казачьему роду и очень гордился своими корнями. Критически Суриков считал, что люди из Сибири отличаются от тех, кто живет в остальной части России. Они были более свободными и смелыми. Поступив в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, молодой художник осознал контраст жизни и истории этих «двух Русей» – народной и государственной. Это оказало на него сильное влияние.
После окончания Императорской Академии художеств с золотой медалью переехал в Москву. Там Суриков оказался в центре русской народной жизни. Именно это определило его путь как великого исторического художника.
Утро стрелецкой казни
Василий Суриков, Утро стрелецкой казни , 1881, Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Утро стрелецкой Казни поразил арт-мир Москвы как гром. На ней показан момент из XVII века, когда отряд повстанцев (стрелец, англ. стрельцов) восстал против реформ Петра Великого. В результате они были публично казнены.
Изначально Суриков хотел сосредоточиться на группе стрельцов. Однако это было бы лишь проявлением трагедии людей, восставших против прогрессивного пути России. Добавив Петра Великого, он добавил трагедии достоинства. Кроме того, картина подчеркивала способность преодолевать препятствия на пути дальнейшего развития страны.
Силу борьбы Суриков изображает в образе рыжеволосого стрельца в красной шапке. Этот мужчина посвящает последние минуты своей жизни не прощанию с плачущей женой, а взрыву протеста. Еще один герой — чернобородый лучник, который не позволит увести себя на виселицу. Вместо этого он пойдет один с высоко поднятой головой.
Боярка Морозова
Василий Суриков, Боярыня Морозова , 1887, ГТГ, Москва, Россия.
Еще ярче идея народной борьбы выражена в картине Боярка Морозова (бояре – высшее общество), изображающей эпизод из раскола XVII века. Здесь старовера Феодосию Морозову везут через Москву, прежде чем обречь на медленную смерть в подземной тюрьме.
Два поднятых перста — способ крестного знамения у старообрядцев. Подняв руку женщины над толпой, Суриков подчеркивает значимость ее жеста. Он призывает не только сохранять старые обычаи веры, но и сражаться насмерть. Опять же, он показывает нам людей, готовых вести самоотверженную борьбу ради идеи.
Меньшиков в Березово
Василий Суриков, Меньшиков в Березово , 1888, ГТГ, Москва, Россия.
В картине Меньшиков в Березове мы видим трагическое восприятие действительности. Александр Меншиков был сподвижником прославленного в свое время Петра Великого. Однако здесь мы находим его в конце жизни вместе с семьей, обреченными и забытыми. Фигура героя неестественно велика для его маленького дома. В результате создается впечатление, что он заперт в этой хате, как в клетке.
Эту картину Суриков продал Павлу Третьякову для решения материальных проблем. Благодаря полученным деньгам он смог посетить Италию, Германию, Францию и Австрию.
Покорение Сибири Ермаком
Василий Суриков, Покорение Сибири Ермаком , 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
На картине Покорение Сибири Ермаком изображена открытая победоносная борьба. Сам Ермак является олицетворением доблестного мужества, и, таким же образом, казачий отряд проявляет огромную силу. В целом самодеятельность масс, объединенных боевыми порывами, предстает как патриотический подвиг. Тем не менее, несмотря на то, что Ермак — главный герой, он показан сражающимся вместе со всеми остальными.
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Василий Суриков, Переход Суворова через Альпы в 1799 году , 1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.