Содержание
День космонавтики
День космонавтики
Сегодня удивительный день, не нуждающийся в представлении и комментариях, – 59 лет назад 12 апреля гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.
12 апреля 1961 года была произнесена знаменитая фраза Юрия Гагарина «Поехали!».
Полету предшествовала большая напряженная работа. Всё было в новинку. Тогда никто не мог предсказать, как поведет себя в условиях космоса человеческий организм. Юрию Гагарину предстояло дать ответы на самые простые вопросы, например: можно ли принимать пищу в условиях невесомости. Не было уверенности и в том, справится ли с полетом психика космонавта. Поэтому первый полет в космос был настоящим подвигом.
С инициативой учредить в нашей стране День космонавтики впервые выступил дублер Юрия Гагарина – летчик-космонавт Герман Титов. Он также предложил от имени правительства Советского Союза обратиться в ООН с идеей организации Всемирного дня космонавтики.
В СССР праздник в честь первого в мире полета человека в космос был утвержден на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. В ноябре 1968 года, на 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, было принято положительное решение о том, чтобы отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. Празднование данного дня было подтверждено решением совета Международной авиационной федерации от 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта Советского Союза.
7 апреля 2011 года праздник приобрел по-настоящему международный размах. В рамках специального пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН удалось принять резолюцию, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более 60 стран.
Однако есть люди, которые, не будучи космонавтами, уже успели побывать во всех уголках космоса. Они доказали, что Вселенная безгранична и каждый миг в ней рождается какой-нибудь новый мир. Эти люди – писатели, поэты, сказочники, и по создаваемой ими бесконечно расширяющейся Вселенной мы с вами можем путешествовать без скафандров.
И сегодня мы рекомендуем отметить этот замечательный праздник и почитать книги, посвященные Дню космонавтики, которые доступны на сайте библиотеки «ЛитРес»: сборник очерков и репортажей «Юрий Гагарин. Народный герой» (https://clck.ru/MvF4u), сборник статей Ю. Зайцева «Трудный путь в космос» (https://clck.ru/MvF5i) и сборник фантастических рассказов «День космонавтики» (https://clck. ru/MvEzp).
Как получить бесплатный доступ к электронной библиотеке «ЛитРес»? В личном кабинете на сайте Централизованной библиотечной системы Ангарска оставить обращение: «Получить доступ к ЛитРес». https://cbs-angarsk.ru/personal/.
Интересные факты:
— Первыми собаками, которые побывали на орбите и вернулись на Землю живыми, были собаки Белка и Стрелка. Они летали 19 августа 1960 года.
— Полет Юрия Гагарина вокруг планеты Земля длился 1 час 48 минут.
— В 1961 году, после полета в космос, Юрий Гагарин отправился в зарубежную поездку «Миссия мира». Два года он путешествовал по континентам и странам земного шара. Президенты и первые лица государств считали честью пожать руку космонавту.
— Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова. Она летала в 1963 году на корабле «Восток-6» с космодрома Байконур. Полет длился трое суток.
— 28 апреля 2001 года в космос полетел первый турист – американский бизнесмен Деннис Тито. Он заплатил за путешествие 20 миллионов долларов.
— В честь Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны.
Юрий Алексеевич Гагарин
Летчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших наград различных государств, почетный гражданин многих городов России и зарубежных стран, полковник ВВС СССР, военный летчик 1‑го класса, заслуженный мастер спорта СССР, член ЦК ВЛКСМ, депутат Верховного Совета СССР 7‑го и 8‑го созывов
О человеке Деятельность: политическая Место рождения: дер. Клушино, Гагаринский район, Западная область, РСФСР, СССР Дата рождения: 9 марта 1934 года Умер: 27 марта 1968 года (34 года) Рост: 157 см Знак зодиака: Рыбы Образование: Саратовский индустриальный техникум Женат на: Валентине Ивановне Гагариной (1957–1968) Дети: Галина, Елена Фото 1 из 15
Гагарин на физических упражнениях
Приют, где жила семья Гагариных во время войны
Ю. А. Гагарин и Н.С. Хрущев на трибуне мавзолея. Фото РКК Энергия
Встреча с Юрием Гагариным в Москве
Перед началом
Встреча египетской делегации А.А. Леонова и Ю.А. А. Гагарина и посещение Города Звезд египетской делегацией. Центр подготовки космонавтов. Фото А.С. Моклецова
Ю. Гагарин – курсант Саратовского аэроклуба, 1955 г
Курсант Юрий Гагарин в летном училище
Юрий Гагарин в скафандре перед полетом в космос
Юный Гагарин – студент Саратовского индустриального техникума
Юни Ю.А. Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин
Знаменитый космонавт Ю. Гагарин
Содержание
- Юрий Гагарин — биография
- Ранние годы
- Учеба и карьера в морской авиации
- Подготовка к отправке в космос
- Первый полет человека в космос
- Приземление
- После полета
- Гибель Гагарина
- Личная жизнь
Юрий Гагарин — биография
Юрий Алексеевич Гагарин — советский летчик-испытатель, известный как первый человек, побывавший в космосе. Отбор кандидатов был очень жестким. Советские власти были полны решимости и хотели добиться успеха до того, как американцы отправятся в космос.
Тщательно проводилось тестирование потенциальных первопроходцев-испытателей. Медицинские комиссии, изучение социального происхождения, класса, психологические тесты и т д. — эти препятствия отсеивали значительную часть кандидатов.
Юрий Гагарин стал одним из шести наиболее вероятных космонавтов. Его выбрали за достижения и отличные навыки. Власти спешили запустить ракету, чтобы опередить своих идеологических конкурентов.
Шансы на успех были довольно призрачными. Несмотря на все расчеты и расчеты. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Таким же чудом ему удалось благополучно вернуться.
Поступок летчика-испытателя стал достоянием мировой общественности. В одночасье Гагарин оказался олицетворением советской космонавтики, а также героем мирового значения — его приглашали на встречи даже на высшем уровне.
Биография Юрия Гагарина внезапно и трагически оборвалась. Точную причину авиакатастрофы, унесшей жизнь пилота, не могут назвать даже сейчас. Смерть космонавта стала большой неожиданностью. До сих пор обстоятельства гибели легендарного человека остаются невыясненными.
- Ранние года
- Учеба и карьера в морской авиации
- Готовимся к полету в космос
- Первый полет человека в космос
- Посадка
- После поездки
- Смерть гагарина
- Личная жизнь
Ранние годы
Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 апреля 1934 года в деревне Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Западной области (ныне Смоленск.
Родители будущего летчика и пионера были простого рабочего происхождения. Отца звали Алексей Иванович. Работал плотником. Мать – Анна Тимофеевна. Он также выполнял физический труд на молочной ферме.
Юрий Алексеевич Гагарин в школьные годы
Дедушка молодого человека тоже был заводским рабочим. В период социальных потрясений революция отличалась своей активностью и стала одним из самых ярых противников царской власти. С точки зрения советской идеологии Юрий Алексеевич был идеальным гражданином.
Несмотря на то, что мальчик родился в Гжатске, значительный период детства Гагарин провел в селе Клугино той же Смоленской области. Когда пришло время, будущий космонавт пошел в школу. Однако Вторая мировая война, Великая Отечественная война положили конец спокойной, пусть и не такой простой жизни.
Город попал под немецкую оккупацию. Нацисты выгнали семью из дома. Гагарину и его родителям пришлось ютиться в наспех построенном укрытии.
На тот момент у молодого человека было два брата и одна сестра. Почти все гитлеровцы ушли на принудительные работы.
Приют, где жила семья Гагариных во время войны
Отец молодого человека подвергался постоянным избиениям со стороны нацистов. Мальчик был свидетелем всех тех бесчеловечных действий, которые чинил враг.
В последующие годы он практически не вспоминал о периоде фашистской оккупации и ужасах войны, предпочитая обходить эту тему стороной.
Учеба и карьера в морской авиации
В 1943 году советские войска вошли в город и изгнали оккупантов. У мальчика появилась возможность больше учиться. Вскоре семья переехала в Гжатск, где юный Гагарин продолжил обучение в школе. Но он не хотел заканчивать семилетний план.
Вместо этого Гагарин поехал в Москву, поступил в одно из местных ПТУ и одновременно поступил в ШРМ (школа рабочей молодежи), где и получил формальное общее образование.
Юный Гагарин – студент Саратовского индустриального техникума
Юрий Алексеевич получил аттестат зрелости и диплом литейщика почти одновременно, с интервалом около месяца, в 1951 году.
Чуть позже Гагарин уехал в Саратов. Он хотел продолжить образование, повысить квалификацию в рабочей профессии. Здесь юноша впервые увлекся авиацией. Он стал членом местного клуба ДОСААФ.
В 1955 году будущий космонавт совершил свой первый самостоятельный полет. Всего за годы участия в объединении авиаторов Юрий Алексеевич налетал более 40 часов. Этот опыт помог ему в будущем.
В том же 1955 году юношу призвали в армию. Увидев склонность юноши, его направили в Оренбург, в авиационное училище и почти сразу же назначили помощником командира взвода, ему присвоили звание сержанта.
Курсант Юрий Гагарин в летном училище
Известно, что Гагарин Юрий Алексеевич со своими подчиненными был человеком строгим, за что и заплатил высокую цену. Не желая мириться с приказом Гагарина, несколько активистов и сослуживцев избили летчика. Травмы оказались довольно серьезными, целый месяц будущий космонавт провел в госпитале.
Освоение профессии в авиационном училище далось юноше легко. Однако он не смог справиться с посадкой самолета. Это оказалось очень ненадежно.
Руководство решило отчислить Юрия Алексеевича за неадекватность, но в последний момент передумало. Изучив тему подробнее, инструкторы поняли, что всему виной маленький рост Гагарина – он был чуть больше 155 сантиметров. После дооснащения кресла летчик отлично справился с поставленной задачей.
Ю. Гагарин – курсант Саратовского аэроклуба, 1955 г
В 1957 году Юрий Алексеевич завершил свое образование. Более 2 лет юноша служил в боевой авиации. После выпуска он налетал более 250 часов в одиночку.
На момент судьбоносной встречи Гагарина с командой, отвечавшей за разработку космической кампании, Юрий Алексеевич был старшим лейтенантом, военным летчиком 3‑го класса.
Подготовка к отправке в космос
В 1959 году руководство Советского Союза приняло решение о скорейшем запуске космической программы. Полет человека за пределы атмосферы Земли был первым шагом в решении масштабной проблемы. Постановлением властей было приказано отобрать 20 кандидатов для первого космического полета.
Узнав о программе, Гагарин, один из многих, подал рапорт с просьбой включить его в список кандидатов. Отбор проходил в Москве. Юрий Алексеевич отправился в столицу.
Перед включением в список будущих космонавтов Гагарин проходил различные медицинские осмотры, обследовался у психологов. Единогласно специалисты признали мужчину годным к службе в космических войсках. После оценки личности Юрий Алексеевич получил довольно лестную характеристику.
В 1960 году советское руководство распорядилось о создании отдельной воинской части, на территории которой проходила бы подготовка кадров для космических полетов.
Юрий Гагарин был не единственным кандидатом. Кроме него в список попали еще 19 человек. Все так или иначе имели отношение к боевой авиации. По мнению Королева и его коллег-конструкторов, они были наиболее подходящими для реализации космической программы. Потому что у них был опыт перезарядки, летчики были технически подкованы, они умели управлять самолетами.
Гагарин на физических упражнениях
Большую роль сыграло здоровье кандидатов. У потенциальных космонавтов не могло быть болезней. Слишком многое было поставлено на карту. Кроме того, комиссия обращала внимание на социальное происхождение кандидата, его политическую позицию, партийную принадлежность.
Некоторые критерии отбора были чисто физиологическими. По замыслу конструкторов летчик-космонавт не мог быть выше 170 сантиметров и весить более 70 килограммов. Такие жесткие расчеты диктовали конструктивные особенности ракеты. Наверное, я больше не мог этого выносить. Инженеры не хотели рисковать. Они намеревались действовать уверенно.
Подготовка пилотов началась практически сразу. Обучение проходило в городе Жуковский Московской области. Знаменитый летчик-испытатель М. Л. Галай.
Интересный:
Именно Марк Галлай стал автором короткой фразы, вошедшей в историю: «Давай». Мужчина говорил это каждый раз, когда очередной кандидат забирался в кабину ракеты-тренажера и готов был потренироваться на тренажере.
В начале 1961 года, после напряженной учебы, из 20 кандидатов только шесть приблизились к экзаменам. Помимо Гагарина, среди наиболее успешных кандидатов оказались Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев и еще несколько человек.
Все они сдали экзамен. После окончания испытаний комиссия рекомендовала отправить в космос Юрия Алексеевича Гагарина как наиболее удачливого и старательного кандидата. Титов должен был стать дублером космонавта.
Заместитель космонавта Герман Титов
Много на столе советского руководства лежала информация о том, что и американцы не сидят сложа руки. Аналогичную программу готовили идеологические конкуренты. Кроме того, запуск был запланирован на 20 апреля.
Решение лететь в космос было принято в экстренном порядке. Члены Государственной комиссии приняли постановление, предписывающее в кратчайшие сроки отправить человека за пределы атмосферы.
Юрий Гагарин был единогласно признан первым космонавтом. Титов же выступал в качестве резервного летчика, который в случае чего брал на себя роль пионера.
По словам Королева, конструкторов и советского руководства, запуск космического корабля должен был состояться в период с 11 по 17 апреля.
Первый полет человека в космос
После того как информация о планах американцев прошла, на карту был поставлен престиж государства. Чтобы вовремя прибыть первыми, конструкторы начали экстренную подготовку к полету. Инженеры заранее знали, что им придется конкурировать с не менее опытным соперником.
Перед началом
Для космических полетов был создан аппарат «Восток‑1». Ракета получилась достаточно сырой, для экономии времени использовали не самые удачные технические решения, а самые простые.
К середине весны все было готово. Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года в 9:00 7:00 по московскому времени. Во время подъема ракеты он произнес ставшую знаменитой крылатую фразу: «Давай!».
“Идти!” Кадры полета Юрия Гагарина в космос
Сначала все шло гладко. Однако ракету собирали в большой спешке. Да и опыта отправки человека за пределы земной атмосферы не было. Никто не мог предсказать, что будет дальше. Кампания была большим риском.
В какой-то момент не сработала одна из систем ракеты. Но ситуация быстро стабилизировалась.
Гагарин Ю.А.
Позывной Гагарина во время похода был «Кедр». Находясь уже вне земной атмосферы, Юрий Алексеевич делал простые записи о своем самочувствии, опыте пребывания вне планеты. Все наблюдения он записал на диктофон.
Приземление
Менее чем через 2 часа пришло время совершить первый полет в космос. Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы. Но опять все прошло хорошо. Вскоре Гагарин пошёл на убыль.
Из-за проблем с капсулой космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее. Корабль совершил полный оборот вокруг планеты. Всего Гагарин провел в космосе 106 минут. Однако из-за целой череды аварийных ситуаций он приземлился не там, где планировал, а на сотню километров дальше, в Саратовской области.
Ю.А. Гагарин сообщает руководству государства о завершении полета. Фото РКК Энергия
Вертолет взлетел с местного аэродрома. Однако рядом с капсулами космонавта не обнаружили. По словам жителей, пилот уехал в город. По дороге в Энгельс встречающие перехватили Гагарина. Он сел в вертолет и полетел на аэродром. Здесь мужчина получил свою первую крупную награду.
После полета
Подготовка к отправке Гагарина в космос не получила большой огласки. Вся кампания проводилась в условиях строжайшей секретности. Однако когда мероприятие увенчалось успехом, достижения советского народа стали активно использоваться как повод для полезной информации.
После первого полета в космос Гагарин по личному приказу Хрущева был произведен в командиры. Вскоре его ждала большая встреча в Москве. Приезд новоиспеченной знаменитости ознаменовался стихийной вечеринкой по всему городу.
Встреча с Юрием Гагариным в Москве
На следующий день Юрий Алексеевич принял участие в пресс-конференции и ответил на многочисленные вопросы иностранных журналистов.
Почти через месяц Гагарин отправился в длительную заграничную поездку. Побывал на территории Восточной Европы, в Англии, где познакомился с королевой, в Финляндии. Он путешествовал по Египту и другим государствам.
Когда ажиотаж немного поутих, Юрий Алексеевич поступил инженером в Военно-воздушную академию. Жуковский.
Ю.А. Гагарин и Н.С. Хрущев на трибуне мавзолея. Фото РКК Энергия
Следующие несколько лет у Гагарина практически не было свободного времени. Если он не учился, то встречался с делегациями. А когда ни с кем не встречался, то был занят служебными делами. Деятель такого уровня не мог не участвовать в общественной и политической жизни.
Встреча египетской делегации А.А. Леонова и Ю.А. А. Гагарина и посещение Города Звезд египетской делегацией. Центр подготовки космонавтов. Фото А.С. Моклецова
Летной практики стало намного меньше. Кроме того, Гагарин набрал в весе почти 10 кг, перестал заниматься спортом. Однако подготовка к новым полетам помогла ему прийти в форму.
Встреча с Гагариным в Москве 14 апреля 1961 года | Лаборатория истории HD Chronicle
Гибель Гагарина
Смерть космонавта была трагичной и неожиданной. В конце марта 1968 года мужчина пилотировал самолет МиГ-15. Вместе с ним был опытный инструктор С. В. Серегин. Почему-то внезапно возникла аварийная ситуация. Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе 28 марта 1968 года в возрасте 34 лет.
Что послужило причиной трагического события, долгое время никто не мог сказать. Выдвигались самые разные версии: от саботажа до желания советского руководства убрать Гагарина, который затмевал вождей популярностью и влиянием.
Самолет Юрия Гагарина МИГ15 УТИ, фото места гибели космонавта
После гибели космонавта расследованию его смерти была посвящена специальная комиссия. Выводы экспертов были рассекречены лишь в конце 20 века. По словам представителей, причиной стал неудачный маневр по уклонению от определенного самолета.
Но до сих пор неизвестно, кто, кроме Юрия Алексеевича и его коллег, летал в полигоне.
Тела пилотов кремировали. Останки Гагарина захоронены в Некрополе у Кремлевской стены.
Они лгали нам! Рассекречена тайна смерти Гагарина
Личная жизнь
Юрий Алексеевич был женат всего один раз. Жена — Валентина Ивановна Горячева. Работала медсестрой и лаборантом, участвовала в подготовке первого космического полета. В 50‑х и начале 60‑х годов в личной жизни Юрия Гагарина и его жены появились дети, дочери Галина и Елена.
Юрий Гагарин с женой и дочерьми ЮРИЙ ГАГАРИН – история жизни
Космический полет человека начался пятьдесят лет назад в этом месяце, но в последнее время произошло немногое
Полвека назад, 12 апреля 1961 года, русский Юрий Гагарин стал первым человеком, достигшим открытого космоса и вращающимся вокруг Земли. Восемь лет спустя космическая гонка завершилась победой американцев, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на Луну.
С тех пор полеты человека в космос пошли под откос.
Гонка на Луну в 1960-х годах была возможна по двум причинам: во-первых, крупные военные инвестиции — более 12 миллиардов долларов к 1957 (90 миллиардов долларов в сегодняшних долларах) — заложили технологические основы для внушительных ракет, которые доставляли спутники и людей на орбиту и дальше. Во-вторых, широкая политическая поддержка обеспечила это дорогостоящее технологическое предприятие необходимыми ресурсами. Проект «Аполлон» стоимостью около 25 миллиардов долларов (более 100 миллиардов долларов на сегодняшний день) скоординировал работу сотен тысяч государственных и частных служащих в масштабном управленческом, а также технологическом подвиге.
С момента запуска первого спутника «Спутник-1» в октябре 1957 года тысячи запусков ракет отправили космические аппараты в пункты назначения по всей Солнечной системе и за ее пределами. Спутники делают возможными современные средства связи, навигации, погоды и другие космические услуги, которые мы считаем само собой разумеющимися.
Так почему же сейчас астронавты, космонавты и тайконавты не ходят по Марсу и не живут на Луне? Почему тысячи людей не работают на больших космических станциях, вращающихся вокруг Земли?
Около 500 человек облетели Землю. Только три страны запустили мужчин и женщин в космос. Их так мало, потому что космический полет технически сложен и, следовательно, дорог. Запуск фунта на орбиту стоит примерно 10 000 долларов. Напротив, я летаю в Соединенных Штатах по цене от 2 до 4 долларов за фунт.
Космические путешествия также не являются полностью надежными. Страховые тарифы на запуск спутников связи на геостационарную орбиту составляют от 11 до 20 процентов, что отражает постоянную опасность достижения и работы в суровых условиях космоса.
Отправка людей в космос всегда была политическим решением. Трата миллиардов долларов на разработку пригодных для людей (и, следовательно, более надежных) ракет и космических кораблей не может быть оправдана, кроме как соображениями национального престижа. Даже американские военные с огромным бюджетом, более чем в 30 раз превышающим бюджет НАСА, не могут позволить себе собственную пилотируемую космическую программу.
После Ричарда Никсона ни у одного американского президента не было политической воли ни для прекращения финансирования пилотируемых космических полетов, ни для их полного финансирования. Результатом, как и во многих высокотехнологичных проектах, стал систематический чрезмерный оптимизм в отношении решения проблем, что привело к значительному перерасходу средств и задержкам.
Самый важный шаг, который федеральное правительство может сделать для дальнейшего исследования и освоения космоса человеком, — это снизить стоимость выхода на околоземную орбиту. НАСА или Министерство энергетики должны финансировать исследования инновационных систем запуска, чтобы снизить стоимость космических полетов с 10 000 до 100 долларов за фунт. Нет недостатка в возможных технологиях, таких как микроволновые двигатели, магнитная левитация и даже так называемые космические лифты. Не хватает денег, чтобы проверить эти идеи, чтобы определить, осуществимы ли они или должны оставаться в лаборатории.
Давайте будем честными. Перемещение таких идей из лаборатории в тестирование и практическую эксплуатацию заняло бы не менее десяти лет и стоило бы миллиарды долларов. Это не та инвестиция, которую могла бы оправдать частная фирма, но правительство могло бы это сделать. И, если привести примеры Интернета и GPS, делал это в прошлом. Обе эти технологии теперь являются неотъемлемой частью современной жизни, и обе были разработаны американским правительством для военных целей.
Время от первого путешествия Колумба в 1492 году до эпохи, когда путешествие по Атлантическому океану было надежным, предсказуемым и нормальным, составило 200 лет. От первого полета на самолете братьев Райт в 1903 году до устойчивого коммерческого полета прошло 50 лет.