Какого года полетел в космос юрий гагарин: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

День космонавтики


 


День космонавтики


 


Сегодня удивительный день, не нуждающийся в представлении и комментариях, – 59 лет назад 12 апреля гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.


 


12 апреля 1961 года была произнесена знаменитая фраза Юрия Гагарина «Поехали!».


 


Полету предшествовала большая напряженная работа. Всё было в новинку. Тогда никто не мог предсказать, как поведет себя в условиях космоса человеческий организм. Юрию Гагарину предстояло дать ответы на самые простые вопросы, например: можно ли принимать пищу в условиях невесомости. Не было уверенности и в том, справится ли с полетом психика космонавта. Поэтому первый полет в космос был настоящим подвигом.


 


С инициативой учредить в нашей стране День космонавтики впервые выступил дублер Юрия Гагарина – летчик-космонавт Герман Титов. Он также предложил от имени правительства Советского Союза обратиться в ООН с идеей организации Всемирного дня космонавтики.


 


В СССР праздник в честь первого в мире полета человека в космос был утвержден на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. В ноябре 1968 года, на 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, было принято положительное решение о том, чтобы отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. Празднование данного дня было подтверждено решением совета Международной авиационной федерации от 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта Советского Союза.


 


7 апреля 2011 года праздник приобрел по-настоящему международный размах. В рамках специального пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН удалось принять резолюцию, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более 60 стран.


 


Однако есть люди, которые, не будучи космонавтами, уже успели побывать во всех уголках космоса. Они доказали, что Вселенная безгранична и каждый миг в ней рождается какой-нибудь новый мир. Эти люди – писатели, поэты, сказочники, и по создаваемой ими бесконечно расширяющейся Вселенной мы с вами можем путешествовать без скафандров.


 


И сегодня мы рекомендуем отметить этот замечательный праздник и почитать книги, посвященные Дню космонавтики, которые доступны на сайте библиотеки «ЛитРес»: сборник очерков и репортажей «Юрий Гагарин. Народный герой» (https://clck.ru/MvF4u), сборник статей Ю. Зайцева «Трудный путь в космос» (https://clck.ru/MvF5i) и сборник фантастических рассказов «День космонавтики» (https://clck. ru/MvEzp).


 


Как получить бесплатный доступ к электронной библиотеке «ЛитРес»? В личном кабинете на сайте Централизованной библиотечной системы Ангарска оставить обращение: «Получить доступ к ЛитРес». https://cbs-angarsk.ru/personal/.


 


Интересные факты:


 


— Первыми собаками, которые побывали на орбите и вернулись на Землю живыми, были собаки Белка и Стрелка. Они летали 19 августа 1960 года.


 


— Полет Юрия Гагарина вокруг планеты Земля длился 1 час 48 минут.


 


— В 1961 году, после полета в космос, Юрий Гагарин отправился в зарубежную поездку «Миссия мира». Два года он путешествовал по континентам и странам земного шара. Президенты и первые лица государств считали честью пожать руку космонавту.


 


— Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова. Она летала в 1963 году на корабле «Восток-6» с космодрома Байконур. Полет длился трое суток.


 


— 28 апреля 2001 года в космос полетел первый турист – американский бизнесмен Деннис Тито. Он заплатил за путешествие 20 миллионов долларов.


 


— В честь Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны.


 


 


 

Юрий Алексеевич Гагарин

Лет­чик-кос­мо­навт, Герой Совет­ско­го Сою­за, кава­лер выс­ших наград раз­лич­ных госу­дарств, почет­ный граж­да­нин мно­гих горо­дов Рос­сии и зару­беж­ных стран, пол­ков­ник ВВС СССР, воен­ный лет­чик 1‑го клас­са, заслу­жен­ный мастер спор­та СССР, член ЦК ВЛКСМ, депу­тат Вер­хов­но­го Сове­та СССР 7‑го и 8‑го созывов

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: поли­ти­че­ская Место рож­де­ния: дер. Клу­ши­но, Гага­рин­ский рай­он, Запад­ная область, РСФСР, СССР Дата рож­де­ния: 9 мар­та 1934 года Умер: 27 мар­та 1968 года (34 года) Рост: 157 см Знак зоди­а­ка: Рыбы Обра­зо­ва­ние: Сара­тов­ский инду­стри­аль­ный тех­ни­кум Женат на: Вален­тине Ива­новне Гага­ри­ной (1957–1968) Дети: Гали­на, Еле­на Фото 1 из 15 

Гага­рин на физи­че­ских упражнениях 

При­ют, где жила семья Гага­ри­ных во вре­мя войны 

Ю. А. Гага­рин и Н.С. Хру­щев на три­буне мав­зо­лея. Фото РКК Энергия 

Встре­ча с Юри­ем Гага­ри­ным в Москве 

Перед началом 

Встре­ча еги­пет­ской деле­га­ции А.А. Лео­но­ва и Ю.А. А. Гага­ри­на и посе­ще­ние Горо­да Звезд еги­пет­ской деле­га­ци­ей. Центр под­го­тов­ки кос­мо­нав­тов. Фото А.С. Моклецова 

Ю. Гага­рин – кур­сант Сара­тов­ско­го аэро­клу­ба, 1955 г 

Кур­сант Юрий Гага­рин в лет­ном училище 

Юрий Гага­рин в ска­фандре перед поле­том в космос 

Юный Гага­рин – сту­дент Сара­тов­ско­го инду­стри­аль­но­го техникума 

Юни Ю.А. Гагарин 

Юрий Алек­се­е­вич Гагарин 

Юрий Алек­се­е­вич Гагарин 

Зна­ме­ни­тый кос­мо­навт Ю. Гагарин 

Содер­жа­ние

  1. Юрий Гага­рин — биография
  2. Ран­ние годы
  3. Уче­ба и карье­ра в мор­ской авиации
  4. Под­го­тов­ка к отправ­ке в космос
  5. Пер­вый полет чело­ве­ка в космос
  6. При­зем­ле­ние
  7. После поле­та
  8. Гибель Гага­ри­на
  9. Лич­ная жизнь

Юрий Гагарин — биография

Юрий Алек­се­е­вич Гага­рин — совет­ский лет­чик-испы­та­тель, извест­ный как пер­вый чело­век, побы­вав­ший в кос­мо­се. Отбор кан­ди­да­тов был очень жест­ким. Совет­ские вла­сти были пол­ны реши­мо­сти и хоте­ли добить­ся успе­ха до того, как аме­ри­кан­цы отпра­вят­ся в космос.

Тща­тель­но про­во­ди­лось тести­ро­ва­ние потен­ци­аль­ных пер­во­про­ход­цев-испы­та­те­лей. Меди­цин­ские комис­сии, изу­че­ние соци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния, клас­са, пси­хо­ло­ги­че­ские тесты и т д. — эти пре­пят­ствия отсе­и­ва­ли зна­чи­тель­ную часть кандидатов.

Юрий Гага­рин стал одним из шести наи­бо­лее веро­ят­ных кос­мо­нав­тов. Его выбра­ли за дости­же­ния и отлич­ные навы­ки. Вла­сти спе­ши­ли запу­стить раке­ту, что­бы опе­ре­дить сво­их идео­ло­ги­че­ских конкурентов.

Шан­сы на успех были доволь­но при­зрач­ны­ми. Несмот­ря на все рас­че­ты и рас­че­ты. Гага­рин стал пер­вым чело­ве­ком, побы­вав­шим в кос­мо­се. Таким же чудом ему уда­лось бла­го­по­луч­но вернуться.

Посту­пок лет­чи­ка-испы­та­те­ля стал досто­я­ни­ем миро­вой обще­ствен­но­сти. В одно­ча­сье Гага­рин ока­зал­ся оли­це­тво­ре­ни­ем совет­ской кос­мо­нав­ти­ки, а так­же геро­ем миро­во­го зна­че­ния — его при­гла­ша­ли на встре­чи даже на выс­шем уровне.

Био­гра­фия Юрия Гага­ри­на вне­зап­но и тра­ги­че­ски обо­рва­лась. Точ­ную при­чи­ну авиа­ка­та­стро­фы, унес­шей жизнь пило­та, не могут назвать даже сей­час. Смерть кос­мо­нав­та ста­ла боль­шой неожи­дан­но­стью. До сих пор обсто­я­тель­ства гибе­ли леген­дар­но­го чело­ве­ка оста­ют­ся невыясненными.

  • Ран­ние года
  • Уче­ба и карье­ра в мор­ской авиации
  • Гото­вим­ся к поле­ту в космос
  • Пер­вый полет чело­ве­ка в космос
  • Посад­ка
  • После поезд­ки
  • Смерть гага­ри­на
  • Лич­ная жизнь

Ранние годы

Кос­мо­навт Юрий Алек­се­е­вич Гага­рин родил­ся 9 апре­ля 1934 года в деревне Клу­ши­но Гжат­ско­го (ныне Гага­рин­ско­го) рай­о­на Запад­ной обла­сти (ныне Смоленск.

Роди­те­ли буду­ще­го лет­чи­ка и пио­не­ра были про­сто­го рабо­че­го про­ис­хож­де­ния. Отца зва­ли Алек­сей Ива­но­вич. Рабо­тал плот­ни­ком. Мать – Анна Тимо­фе­ев­на. Он так­же выпол­нял физи­че­ский труд на молоч­ной ферме.

Юрий Алек­се­е­вич Гага­рин в школь­ные годы 

Дедуш­ка моло­до­го чело­ве­ка тоже был завод­ским рабо­чим. В пери­од соци­аль­ных потря­се­ний рево­лю­ция отли­ча­лась сво­ей актив­но­стью и ста­ла одним из самых ярых про­тив­ни­ков цар­ской вла­сти. С точ­ки зре­ния совет­ской идео­ло­гии Юрий Алек­се­е­вич был иде­аль­ным гражданином.

Несмот­ря на то, что маль­чик родил­ся в Гжат­ске, зна­чи­тель­ный пери­од дет­ства Гага­рин про­вел в селе Клу­ги­но той же Смо­лен­ской обла­сти. Когда при­шло вре­мя, буду­щий кос­мо­навт пошел в шко­лу. Одна­ко Вто­рая миро­вая вой­на, Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на поло­жи­ли конец спо­кой­ной, пусть и не такой про­стой жизни.

Город попал под немец­кую окку­па­цию. Наци­сты выгна­ли семью из дома. Гага­ри­ну и его роди­те­лям при­шлось ютить­ся в наспех постро­ен­ном укрытии.

На тот момент у моло­до­го чело­ве­ка было два бра­та и одна сест­ра. Почти все гит­ле­ров­цы ушли на при­ну­ди­тель­ные работы.

При­ют, где жила семья Гага­ри­ных во вре­мя войны 

Отец моло­до­го чело­ве­ка под­вер­гал­ся посто­ян­ным изби­е­ни­ям со сто­ро­ны наци­стов. Маль­чик был сви­де­те­лем всех тех бес­че­ло­веч­ных дей­ствий, кото­рые чинил враг.

В после­ду­ю­щие годы он прак­ти­че­ски не вспо­ми­нал о пери­о­де фашист­ской окку­па­ции и ужа­сах вой­ны, пред­по­чи­тая обхо­дить эту тему стороной.

Учеба и карьера в морской авиации

В 1943 году совет­ские вой­ска вошли в город и изгна­ли окку­пан­тов. У маль­чи­ка появи­лась воз­мож­ность боль­ше учить­ся. Вско­ре семья пере­еха­ла в Гжатск, где юный Гага­рин про­дол­жил обу­че­ние в шко­ле. Но он не хотел закан­чи­вать семи­лет­ний план.

Вме­сто это­го Гага­рин поехал в Моск­ву, посту­пил в одно из мест­ных ПТУ и одно­вре­мен­но посту­пил в ШРМ (шко­ла рабо­чей моло­де­жи), где и полу­чил фор­маль­ное общее образование.

Юный Гага­рин – сту­дент Сара­тов­ско­го инду­стри­аль­но­го техникума 

Юрий Алек­се­е­вич полу­чил атте­стат зре­ло­сти и диплом литей­щи­ка почти одно­вре­мен­но, с интер­ва­лом око­ло меся­ца, в 1951 году.

Чуть поз­же Гага­рин уехал в Сара­тов. Он хотел про­дол­жить обра­зо­ва­ние, повы­сить ква­ли­фи­ка­цию в рабо­чей про­фес­сии. Здесь юно­ша впер­вые увлек­ся авиа­ци­ей. Он стал чле­ном мест­но­го клу­ба ДОСААФ.

В 1955 году буду­щий кос­мо­навт совер­шил свой пер­вый само­сто­я­тель­ный полет. Все­го за годы уча­стия в объ­еди­не­нии авиа­то­ров Юрий Алек­се­е­вич нале­тал более 40 часов. Этот опыт помог ему в будущем.

В том же 1955 году юно­шу при­зва­ли в армию. Уви­дев склон­ность юно­ши, его напра­ви­ли в Орен­бург, в авиа­ци­он­ное учи­ли­ще и почти сра­зу же назна­чи­ли помощ­ни­ком коман­ди­ра взво­да, ему при­сво­и­ли зва­ние сержанта.

Кур­сант Юрий Гага­рин в лет­ном училище 

Извест­но, что Гага­рин Юрий Алек­се­е­вич со сво­и­ми под­чи­нен­ны­ми был чело­ве­ком стро­гим, за что и запла­тил высо­кую цену. Не желая мирить­ся с при­ка­зом Гага­ри­на, несколь­ко акти­ви­стов и сослу­жив­цев изби­ли лет­чи­ка. Трав­мы ока­за­лись доволь­но серьез­ны­ми, целый месяц буду­щий кос­мо­навт про­вел в госпитале.

Осво­е­ние про­фес­сии в авиа­ци­он­ном учи­ли­ще далось юно­ше лег­ко. Одна­ко он не смог спра­вить­ся с посад­кой само­ле­та. Это ока­за­лось очень ненадежно.

Руко­вод­ство реши­ло отчис­лить Юрия Алек­се­е­ви­ча за неадек­ват­ность, но в послед­ний момент пере­ду­ма­ло. Изу­чив тему подроб­нее, инструк­то­ры поня­ли, что все­му виной малень­кий рост Гага­ри­на – он был чуть боль­ше 155 сан­ти­мет­ров. После доосна­ще­ния крес­ла лет­чик отлич­но спра­вил­ся с постав­лен­ной задачей.

Ю. Гага­рин – кур­сант Сара­тов­ско­го аэро­клу­ба, 1955 г 

В 1957 году Юрий Алек­се­е­вич завер­шил свое обра­зо­ва­ние. Более 2 лет юно­ша слу­жил в бое­вой авиа­ции. После выпус­ка он нале­тал более 250 часов в одиночку.

На момент судь­бо­нос­ной встре­чи Гага­ри­на с коман­дой, отве­чав­шей за раз­ра­бот­ку кос­ми­че­ской кам­па­нии, Юрий Алек­се­е­вич был стар­шим лей­те­нан­том, воен­ным лет­чи­ком 3‑го класса.

Подготовка к отправке в космос

В 1959 году руко­вод­ство Совет­ско­го Сою­за при­ня­ло реше­ние о ско­рей­шем запус­ке кос­ми­че­ской про­грам­мы. Полет чело­ве­ка за пре­де­лы атмо­сфе­ры Зем­ли был пер­вым шагом в реше­нии мас­штаб­ной про­бле­мы. Поста­нов­ле­ни­ем вла­стей было при­ка­за­но отобрать 20 кан­ди­да­тов для пер­во­го кос­ми­че­ско­го полета.

Узнав о про­грам­ме, Гага­рин, один из мно­гих, подал рапорт с прось­бой вклю­чить его в спи­сок кан­ди­да­тов. Отбор про­хо­дил в Москве. Юрий Алек­се­е­вич отпра­вил­ся в столицу.

Перед вклю­че­ни­ем в спи­сок буду­щих кос­мо­нав­тов Гага­рин про­хо­дил раз­лич­ные меди­цин­ские осмот­ры, обсле­до­вал­ся у пси­хо­ло­гов. Еди­но­глас­но спе­ци­а­ли­сты при­зна­ли муж­чи­ну год­ным к служ­бе в кос­ми­че­ских вой­сках. После оцен­ки лич­но­сти Юрий Алек­се­е­вич полу­чил доволь­но лест­ную характеристику.

В 1960 году совет­ское руко­вод­ство рас­по­ря­ди­лось о созда­нии отдель­ной воин­ской части, на тер­ри­то­рии кото­рой про­хо­ди­ла бы под­го­тов­ка кад­ров для кос­ми­че­ских полетов.

Юрий Гага­рин был не един­ствен­ным кан­ди­да­том. Кро­ме него в спи­сок попа­ли еще 19 чело­век. Все так или ина­че име­ли отно­ше­ние к бое­вой авиа­ции. По мне­нию Коро­ле­ва и его кол­лег-кон­струк­то­ров, они были наи­бо­лее под­хо­дя­щи­ми для реа­ли­за­ции кос­ми­че­ской про­грам­мы. Пото­му что у них был опыт пере­за­ряд­ки, лет­чи­ки были тех­ни­че­ски под­ко­ва­ны, они уме­ли управ­лять самолетами.

Гага­рин на физи­че­ских упражнениях 

Боль­шую роль сыг­ра­ло здо­ро­вье кан­ди­да­тов. У потен­ци­аль­ных кос­мо­нав­тов не мог­ло быть болез­ней. Слиш­ком мно­гое было постав­ле­но на кар­ту. Кро­ме того, комис­сия обра­ща­ла вни­ма­ние на соци­аль­ное про­ис­хож­де­ние кан­ди­да­та, его поли­ти­че­скую пози­цию, пар­тий­ную принадлежность.

Неко­то­рые кри­те­рии отбо­ра были чисто физио­ло­ги­че­ски­ми. По замыс­лу кон­струк­то­ров лет­чик-кос­мо­навт не мог быть выше 170 сан­ти­мет­ров и весить более 70 кило­грам­мов. Такие жест­кие рас­че­ты дик­то­ва­ли кон­струк­тив­ные осо­бен­но­сти раке­ты. Навер­ное, я боль­ше не мог это­го выно­сить. Инже­не­ры не хоте­ли рис­ко­вать. Они наме­ре­ва­лись дей­ство­вать уверенно.

Под­го­тов­ка пило­тов нача­лась прак­ти­че­ски сра­зу. Обу­че­ние про­хо­ди­ло в горо­де Жуков­ский Мос­ков­ской обла­сти. Зна­ме­ни­тый лет­чик-испы­та­тель М. Л. Галай.

Интересный: 

Имен­но Марк Гал­лай стал авто­ром корот­кой фра­зы, вошед­шей в исто­рию: «Давай». Муж­чи­на гово­рил это каж­дый раз, когда оче­ред­ной кан­ди­дат заби­рал­ся в каби­ну раке­ты-тре­на­же­ра и готов был потре­ни­ро­вать­ся на тренажере.

В нача­ле 1961 года, после напря­жен­ной уче­бы, из 20 кан­ди­да­тов толь­ко шесть при­бли­зи­лись к экза­ме­нам. Поми­мо Гага­ри­на, сре­ди наи­бо­лее успеш­ных кан­ди­да­тов ока­за­лись Гер­ман Титов, Павел Попо­вич, Анд­ри­ян Нико­ла­ев и еще несколь­ко человек.

Все они сда­ли экза­мен. После окон­ча­ния испы­та­ний комис­сия реко­мен­до­ва­ла отпра­вить в кос­мос Юрия Алек­се­е­ви­ча Гага­ри­на как наи­бо­лее удач­ли­во­го и ста­ра­тель­но­го кан­ди­да­та. Титов дол­жен был стать дуб­ле­ром космонавта.

Заме­сти­тель кос­мо­нав­та Гер­ман Титов 

Мно­го на сто­ле совет­ско­го руко­вод­ства лежа­ла инфор­ма­ция о том, что и аме­ри­кан­цы не сидят сло­жа руки. Ана­ло­гич­ную про­грам­му гото­ви­ли идео­ло­ги­че­ские кон­ку­рен­ты. Кро­ме того, запуск был запла­ни­ро­ван на 20 апреля.

Реше­ние лететь в кос­мос было при­ня­то в экс­трен­ном поряд­ке. Чле­ны Госу­дар­ствен­ной комис­сии при­ня­ли поста­нов­ле­ние, пред­пи­сы­ва­ю­щее в крат­чай­шие сро­ки отпра­вить чело­ве­ка за пре­де­лы атмосферы.

Юрий Гага­рин был еди­но­глас­но при­знан пер­вым кос­мо­нав­том. Титов же высту­пал в каче­стве резерв­но­го лет­чи­ка, кото­рый в слу­чае чего брал на себя роль пионера.

По сло­вам Коро­ле­ва, кон­струк­то­ров и совет­ско­го руко­вод­ства, запуск кос­ми­че­ско­го кораб­ля дол­жен был состо­ять­ся в пери­од с 11 по 17 апреля.

Первый полет человека в космос

После того как инфор­ма­ция о пла­нах аме­ри­кан­цев про­шла, на кар­ту был постав­лен пре­стиж госу­дар­ства. Что­бы вовре­мя при­быть пер­вы­ми, кон­струк­то­ры нача­ли экс­трен­ную под­го­тов­ку к поле­ту. Инже­не­ры зара­нее зна­ли, что им при­дет­ся кон­ку­ри­ро­вать с не менее опыт­ным соперником.

Перед нача­лом

Для кос­ми­че­ских поле­тов был создан аппа­рат «Восток‑1». Раке­та полу­чи­лась доста­точ­но сырой, для эко­но­мии вре­ме­ни исполь­зо­ва­ли не самые удач­ные тех­ни­че­ские реше­ния, а самые простые.

К сере­дине вес­ны все было гото­во. Гага­рин поле­тел в кос­мос 12 апре­ля 1961 года в 9:00 7:00 по мос­ков­ско­му вре­ме­ни. Во вре­мя подъ­ема раке­ты он про­из­нес став­шую зна­ме­ни­той кры­ла­тую фра­зу: «Давай!».

“Идти!” Кад­ры поле­та Юрия Гага­ри­на в космос 

Сна­ча­ла все шло глад­ко. Одна­ко раке­ту соби­ра­ли в боль­шой спеш­ке. Да и опы­та отправ­ки чело­ве­ка за пре­де­лы зем­ной атмо­сфе­ры не было. Никто не мог пред­ска­зать, что будет даль­ше. Кам­па­ния была боль­шим риском.

В какой-то момент не сра­бо­та­ла одна из систем раке­ты. Но ситу­а­ция быст­ро стабилизировалась.

Гага­рин Ю.А.

Позыв­ной Гага­ри­на во вре­мя похо­да был «Кедр». Нахо­дясь уже вне зем­ной атмо­сфе­ры, Юрий Алек­се­е­вич делал про­стые запи­си о сво­ем само­чув­ствии, опы­те пре­бы­ва­ния вне пла­не­ты. Все наблю­де­ния он запи­сал на диктофон.

Приземление

Менее чем через 2 часа при­шло вре­мя совер­шить пер­вый полет в кос­мос. Но на эта­пе спус­ка воз­ник­ли новые тех­ни­че­ские про­бле­мы. Но опять все про­шло хоро­шо. Вско­ре Гага­рин пошёл на убыль.

Из-за про­блем с кап­су­лой кос­мо­нав­ту при­шлось ката­пуль­ти­ро­вать­ся и при­зем­лять­ся отдель­но от нее. Корабль совер­шил пол­ный обо­рот вокруг пла­не­ты. Все­го Гага­рин про­вел в кос­мо­се 106 минут. Одна­ко из-за целой чере­ды ава­рий­ных ситу­а­ций он при­зем­лил­ся не там, где пла­ни­ро­вал, а на сот­ню кило­мет­ров даль­ше, в Сара­тов­ской области.

Ю.А. Гага­рин сооб­ща­ет руко­вод­ству госу­дар­ства о завер­ше­нии поле­та. Фото РКК Энергия 

Вер­то­лет взле­тел с мест­но­го аэро­дро­ма. Одна­ко рядом с кап­су­ла­ми кос­мо­нав­та не обна­ру­жи­ли. По сло­вам жите­лей, пилот уехал в город. По доро­ге в Энгельс встре­ча­ю­щие пере­хва­ти­ли Гага­ри­на. Он сел в вер­то­лет и поле­тел на аэро­дром. Здесь муж­чи­на полу­чил свою первую круп­ную награду.

После полета

Под­го­тов­ка к отправ­ке Гага­ри­на в кос­мос не полу­чи­ла боль­шой оглас­ки. Вся кам­па­ния про­во­ди­лась в усло­ви­ях стро­жай­шей сек­рет­но­сти. Одна­ко когда меро­при­я­тие увен­ча­лось успе­хом, дости­же­ния совет­ско­го наро­да ста­ли актив­но исполь­зо­вать­ся как повод для полез­ной информации.

После пер­во­го поле­та в кос­мос Гага­рин по лич­но­му при­ка­зу Хру­ще­ва был про­из­ве­ден в коман­ди­ры. Вско­ре его жда­ла боль­шая встре­ча в Москве. При­езд ново­ис­пе­чен­ной зна­ме­ни­то­сти озна­ме­но­вал­ся сти­хий­ной вече­рин­кой по все­му городу.

Встре­ча с Юри­ем Гага­ри­ным в Москве 

На сле­ду­ю­щий день Юрий Алек­се­е­вич при­нял уча­стие в пресс-кон­фе­рен­ции и отве­тил на мно­го­чис­лен­ные вопро­сы ино­стран­ных журналистов.

Почти через месяц Гага­рин отпра­вил­ся в дли­тель­ную загра­нич­ную поезд­ку. Побы­вал на тер­ри­то­рии Восточ­ной Евро­пы, в Англии, где позна­ко­мил­ся с коро­ле­вой, в Фин­лян­дии. Он путе­ше­ство­вал по Егип­ту и дру­гим государствам.

Когда ажи­о­таж немно­го поутих, Юрий Алек­се­е­вич посту­пил инже­не­ром в Воен­но-воз­душ­ную ака­де­мию. Жуковский.

Ю.А. Гага­рин и Н.С. Хру­щев на три­буне мав­зо­лея. Фото РКК Энергия 

Сле­ду­ю­щие несколь­ко лет у Гага­ри­на прак­ти­че­ски не было сво­бод­но­го вре­ме­ни. Если он не учил­ся, то встре­чал­ся с деле­га­ци­я­ми. А когда ни с кем не встре­чал­ся, то был занят слу­жеб­ны­ми дела­ми. Дея­тель тако­го уров­ня не мог не участ­во­вать в обще­ствен­ной и поли­ти­че­ской жизни.

Встре­ча еги­пет­ской деле­га­ции А.А. Лео­но­ва и Ю.А. А. Гага­ри­на и посе­ще­ние Горо­да Звезд еги­пет­ской деле­га­ци­ей. Центр под­го­тов­ки кос­мо­нав­тов. Фото А.С. Моклецова 

Лет­ной прак­ти­ки ста­ло намно­го мень­ше. Кро­ме того, Гага­рин набрал в весе почти 10 кг, пере­стал зани­мать­ся спор­том. Одна­ко под­го­тов­ка к новым поле­там помог­ла ему прий­ти в форму.

Встре­ча с Гага­ри­ным в Москве 14 апре­ля 1961 года | Лабо­ра­то­рия исто­рии HD Chronicle 

Гибель Гагарина

Смерть кос­мо­нав­та была тра­гич­ной и неожи­дан­ной. В кон­це мар­та 1968 года муж­чи­на пило­ти­ро­вал само­лет МиГ-15. Вме­сте с ним был опыт­ный инструк­тор С. В. Сере­гин. Поче­му-то вне­зап­но воз­ник­ла ава­рий­ная ситу­а­ция. Юрий Гага­рин погиб в авиа­ка­та­стро­фе 28 мар­та 1968 года в воз­расте 34 лет.

Что послу­жи­ло при­чи­ной тра­ги­че­ско­го собы­тия, дол­гое вре­мя никто не мог ска­зать. Выдви­га­лись самые раз­ные вер­сии: от сабо­та­жа до жела­ния совет­ско­го руко­вод­ства убрать Гага­ри­на, кото­рый затме­вал вождей попу­ляр­но­стью и влиянием.

Само­лет Юрия Гага­ри­на МИГ15 УТИ, фото места гибе­ли космонавта 

После гибе­ли кос­мо­нав­та рас­сле­до­ва­нию его смер­ти была посвя­ще­на спе­ци­аль­ная комис­сия. Выво­ды экс­пер­тов были рас­сек­ре­че­ны лишь в кон­це 20 века. По сло­вам пред­ста­ви­те­лей, при­чи­ной стал неудач­ный маневр по укло­не­нию от опре­де­лен­но­го самолета.

Но до сих пор неиз­вест­но, кто, кро­ме Юрия Алек­се­е­ви­ча и его кол­лег, летал в полигоне.

Тела пило­тов кре­ми­ро­ва­ли. Остан­ки Гага­ри­на захо­ро­не­ны в Некро­по­ле у ​​Крем­лев­ской стены.

Они лга­ли нам! Рас­сек­ре­че­на тай­на смер­ти Гагарина 

Личная жизнь

Юрий Алек­се­е­вич был женат все­го один раз. Жена — Вален­ти­на Ива­нов­на Горя­че­ва. Рабо­та­ла мед­сест­рой и лабо­ран­том, участ­во­ва­ла в под­го­тов­ке пер­во­го кос­ми­че­ско­го поле­та. В 50‑х и нача­ле 60‑х годов в лич­ной жиз­ни Юрия Гага­ри­на и его жены появи­лись дети, доче­ри Гали­на и Елена.

Юрий Гага­рин с женой и дочерь­ми ЮРИЙ ГАГАРИН – исто­рия жизни

Космический полет человека начался пятьдесят лет назад в этом месяце, но в последнее время произошло немногое

Полвека назад, 12 апреля 1961 года, русский Юрий Гагарин стал первым человеком, достигшим открытого космоса и вращающимся вокруг Земли. Восемь лет спустя космическая гонка завершилась победой американцев, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на Луну.

С тех пор полеты человека в космос пошли под откос.

Гонка на Луну в 1960-х годах была возможна по двум причинам: во-первых, крупные военные инвестиции — более 12 миллиардов долларов к 1957 (90 миллиардов долларов в сегодняшних долларах) — заложили технологические основы для внушительных ракет, которые доставляли спутники и людей на орбиту и дальше. Во-вторых, широкая политическая поддержка обеспечила это дорогостоящее технологическое предприятие необходимыми ресурсами. Проект «Аполлон» стоимостью около 25 миллиардов долларов (более 100 миллиардов долларов на сегодняшний день) скоординировал работу сотен тысяч государственных и частных служащих в масштабном управленческом, а также технологическом подвиге.

 

С момента запуска первого спутника «Спутник-1» в октябре 1957 года тысячи запусков ракет отправили космические аппараты в пункты назначения по всей Солнечной системе и за ее пределами. Спутники делают возможными современные средства связи, навигации, погоды и другие космические услуги, которые мы считаем само собой разумеющимися.

 

Так почему же сейчас астронавты, космонавты и тайконавты не ходят по Марсу и не живут на Луне? Почему тысячи людей не работают на больших космических станциях, вращающихся вокруг Земли?

 

Около 500 человек облетели Землю. Только три страны запустили мужчин и женщин в космос. Их так мало, потому что космический полет технически сложен и, следовательно, дорог. Запуск фунта на орбиту стоит примерно 10 000 долларов. Напротив, я летаю в Соединенных Штатах по цене от 2 до 4 долларов за фунт.

 

Космические путешествия также не являются полностью надежными. Страховые тарифы на запуск спутников связи на геостационарную орбиту составляют от 11 до 20 процентов, что отражает постоянную опасность достижения и работы в суровых условиях космоса.

 

Отправка людей в космос всегда была политическим решением. Трата миллиардов долларов на разработку пригодных для людей (и, следовательно, более надежных) ракет и космических кораблей не может быть оправдана, кроме как соображениями национального престижа. Даже американские военные с огромным бюджетом, более чем в 30 раз превышающим бюджет НАСА, не могут позволить себе собственную пилотируемую космическую программу.

 

После Ричарда Никсона ни у одного американского президента не было политической воли ни для прекращения финансирования пилотируемых космических полетов, ни для их полного финансирования. Результатом, как и во многих высокотехнологичных проектах, стал систематический чрезмерный оптимизм в отношении решения проблем, что привело к значительному перерасходу средств и задержкам.

 

Самый важный шаг, который федеральное правительство может сделать для дальнейшего исследования и освоения космоса человеком, — это снизить стоимость выхода на околоземную орбиту. НАСА или Министерство энергетики должны финансировать исследования инновационных систем запуска, чтобы снизить стоимость космических полетов с 10 000 до 100 долларов за фунт. Нет недостатка в возможных технологиях, таких как микроволновые двигатели, магнитная левитация и даже так называемые космические лифты. Не хватает денег, чтобы проверить эти идеи, чтобы определить, осуществимы ли они или должны оставаться в лаборатории.

 

Давайте будем честными. Перемещение таких идей из лаборатории в тестирование и практическую эксплуатацию заняло бы не менее десяти лет и стоило бы миллиарды долларов. Это не та инвестиция, которую могла бы оправдать частная фирма, но правительство могло бы это сделать. И, если привести примеры Интернета и GPS, делал это в прошлом. Обе эти технологии теперь являются неотъемлемой частью современной жизни, и обе были разработаны американским правительством для военных целей.

 

Время от первого путешествия Колумба в 1492 году до эпохи, когда путешествие по Атлантическому океану было надежным, предсказуемым и нормальным, составило 200 лет. От первого полета на самолете братьев Райт в 1903 году до устойчивого коммерческого полета прошло 50 лет.