Какие народы воевали на куликовском поле: Куликовская битва | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Кто воевал на Куликовской битве?

Кто воевал на Куликовской битве?

Дмитрия Донского

Кто руководил боем на Куликовом поле?

Дмитрия Ивановича

Что сделал Дмитрий Донской в Куликовской битве?

В 1380 году князь Дмитрий Донской разбил монгольскую армию под предводительством хана Мамая на Куликовом поле. Другие в описании битвы делают основной акцент на героизм русского войска, благодаря ему, дескать и выиграли. …

Какие народы воевали на Куликовом поле?

Итак, Куликовская битва — это было сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.

Кто победил на Куликовом поле?

Дмитрием Ивановичем

Какое значение имела победа на Куликовском поле для русских людей?

Однако одно из первейших значений победы в Куликовской битве — ознаменование грядущего освобождения страны. В военном отношении победа над Мамаем показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы.

Почему Куликовская считается одним из важнейших событий в истории нашей страны?

Куликовская битва 1380 года стала определяющей вехой в истории России. … В этом ключевое значениеКуликовской битвы в русской истории. Куликовская битва в русской истории – это предвестник конца золотоордынского ига, унизительного, почти рабского положения великой страны.

Сколько по времени длилась Куликовская битва?

По их мнению, Куликовская битва была преимущественно конным сражением, в котором с обеих сторон приняло участие около 5—10 тысяч человек, причём это было кратковременное сражение: около 20—30 минут вместо летописных 3 часов.

Какой век был в 1380 году?

XIV века

Почему Куликовскую битву называют?

А так как были разбиты тумены Орды, то и побоище, учинённое сторонами, было названо по имени командира проигравшей битву стороны. … Мамай, хороший военачальник, оказался худшим, по сравнению со своими полководческими талантами, политиком.

Почему Куликово поле называлась именно так?

Откуда появилось название Куликово поле? От того, что тут водилось много птиц куликов или от того, что находится «У чёрта на куличках»?

Где находится Куликово поле?

Кулико́во По́ле — урочище на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющее собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Димитрия …

Как доехать до Куликово поле?

Как доехать до Куликова поля

  1. Прямое транспортное сообщение отсутствует, и добраться до музейных объектов можно только на личном автомобиле или рейсовых автобусах с пересадками. …
  2. Длительность поездки составляет около 2 — 2,5 часов (в зависимости от пункта назначения).

Как Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского?

Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед Куликовской битвой: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».

Кто такой Хан Мамай?

Мама́й (ок. 1335, Солхат (Старый Крым) — 1380, Кафа) — беклярбек и темник Золотой Орды. … С 1361 по 1380 год, в период «Великой замятни» (длительной междоусобной войны в Золотой Орде), от имени марионеточных ханов из династии Батуидов управлял западной частью (временами также столицей) Золотой Орды.

В чем состояла значение Куликовской битвы?

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Кто был по происхождению правитель Орды Мамай?

Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.

Что значит выражение как Мамай прошел?

Выражение «как Мамай прошел» означает полнейший беспорядок, опустошение, разгром. … Через два года Мамай снова пришёл на русские земли и потерпел крупное поражение в знаменитой Куликовской битве (1380 г.).

Кто такой Мамай и чем знаменит?

Мамай – татарский темник (полководец), выступивший на поприще истории в 1361 году, во время усобицы, волновавшей Золотую Орду. … Одолев соперников, Мамай овладел большею частью Золотой орды. Властвуя над ней, он не принимал ханского титула, а назначал в ханы, кого хотел, и сменял их по своему произволу.

Чем знаменит Батый?

Баты́й; ок. 1209 — 1255/1256) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. … Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, Польши, Венгрии и Далмации.

Кто захватил власть в Орде после гибели Мамая?

МАМАЙ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы) Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не была признана ногайскими ордами и казаками.

Кто победил Мамая?

Каждому известно, что Мамая победил Дмитрий, Великий князь Московский и Владимирский, а также возглавляемая им коалиция неподвластных Литве мелких и средних русских княжеств (войска всех остальных русских великих князей против Мамая не выступили).

Когда умер Мамай?

1380 г.

Какое произведение посвящено битве с ханом Золотой Орды Мамаем?

Кучкин), согласно которой рассказ Жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г. ) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?

В 1357 году пост хана Золотой Орды занял Мухаммед Бердибек – старший сын хана Джанибека.

Какие литературные произведения посвящены Куликовской битве?

Повести о Куликовской битве

  • «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы …
  • «Слово Даниила Заточника»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Житие Александра Невского»
  • Повести о Куликовской битве
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина»

«Куликовская битва – более чем странная победа»

ОСТАЛОСЬ ДОГОВОРИТЬСЯ С ТАТАРАМИ

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Александр Блок. «На поле Куликовом». 7 июня 1908 г.

В 2005 году во время конференции на Родосе у меня состоялась встреча с представителем федерального центра, который горел идеей объявить Куликовскую битву общенациональным праздником. Под это дело даже начали красить памятник в Тульской области, были выделены деньги, получили согласие «сверху», осталось договориться с татарами.

Разговор в итоге свелся к тому, что, на самом деле никакой победы русских над татарами не было, а всего-навсего произошли внутренние политические «РАЗБОРКИ». Причем до сих пор не ясно, где именно находится Куликово поле, но для России якобы само событие это — некий символ торжества русского оружия, а потому центр готов объявить Куликовскую битву общенациональным праздником. Мое мнение насчет праздника было иное, о чем я написал заключение. После этого «разборки» были со мной. Тем не менее «наверху» сделали вывод: «Раз татары против, то праздника не получится». Правильный вывод. В качестве праздника избрали времена Смуты, тем более что эта дата удачно соседствовала с днем Октябрьской революции. Это маленький эпизод из моей биографии…

НО ЧТО ЖЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛО НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ?

Современные учебники излагают это событие весьма противоречиво: «Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш… На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение». (А. Орлов, В. Георгиев, Н. Георгиева, Т. Сивохина. История России. Учебник. – М., 2003. – С. 66.). Если татары потерпели поражение, то почему хан Тохтамыш захватил власть? Концы с концами не сходятся.

Оценки Куликовской битвы даже у официозных историков сильно расходятся. Василий Ключевский вовсе опустил это событие из своих многотомных лекций, как незначительное. Однако есть историки, которые раздули Куликовскую битву до вселенских масштабов по идеологическим соображениям. В русских летописях сохранились упоминания о битве, а потому она, видимо, все же произошла, хотя не ясно, где именно.

ИНТРИГУЮТ ВСЕ…

Перед Куликовской битвой складывались довольно сложные отношения, как в Золотой Орде, так и в русских княжествах. В Орде шла жестокая борьба за престол, называемая в русских летописях «замятней», то есть Смутой. Среди русских князей были сторонники, как законной власти, так и союза с Мамаем и Литвой. Так, тверской князь Михаил Александрович, свергнутый промосковскими силами, бежал в 1367 году в Литву за помощью, получил ее от Ольгерта, женатого на его сестре, и вернул свои земли. Он претендовал на московский престол и пытался найти поддержку в Орде. Дмитрий также не терял времени зря, он, в свою очередь, поехал в Орду за ярлыком и получил его. При этом Москва одновременно пыталась найти общий язык и с Литвой. Так, Владимир Серпуховской женился на литовской княжне, и этот брак оказался весьма удачным.

В Орде в это время один хан сменялся другим. Осенью 1374 года Урус овладел столицей и провозгласил себя всеордынским ханом. Первым к нему на поклон поехал нижегородский князь, он же затем склонил других к союзу с Урусом. Московский князь Дмитрий в противостоянии Мамая с Урусом взял сторону последнего, а Тверской князь пошел войной на Москву, но не получив помощи от Литвы и Мамая, оказался побитым и признал себя «братом молодшим», согласившись на условия Дмитрия: «А поидут на нас татарове [то есть Мамай] или на тебе, битися нам и тобе с одинова всем противу их».

Мамай был талантливым полководцем и опытным политическим интриганом. Его возвышению способствовала женитьба на дочери хана Бердибека и он, таким образом, стал ханским зятем (гургеном) и вместе с тем получил большие права, кроме одного – права на трон. Он жаждал трона, настолько, что даже начал чеканить монету с титулом: «Мамай – царь правосудный». В 1375 году он захватил столицу Орды.

Михаил Тверской, несмотря на соглашение с Москвой, продолжал общаться с Литвой, в частности женил своего сына Ивана на дочери Кейстута Марии. Князь Олег Рязанский также был женат на сестре литовского князя Ягайло и был настроен пролитовски и, соответственно, выступал на стороне Мамая.

О князе рязанском в «Сказании о мамаевом побоище» сказано: «Скудость ума была в голове его, послал сына своего к безбожному Мамаю с великою честью и с многими дарами» и писал грамоты свои к нему так: «Восточному великому и свободному, царям царю Мамаю – радоваться! Твой ставленник, тебе присягавший Олег, князь рязанский, много тебя молит. Слышал я, господин, что хочешь идти на Русскую землю, на своего слугу князя Димитрия Ивановича Московского, устрашить его хочешь. Теперь же, господин и пресветлый царь, настало твое время: золотом, и серебром, и богатством многим переполнилась земля Московская, и всякими драгоценностями твоему владению на потребу… И еще просим тебя, о царь, оба раба твои, Олег Рязанский и Ольгерд Литовский: обиду приняли мы великую от этого великого князя Димитрия Ивановича, и как бы мы в своей обиде твоим именем царским ни грозили ему, а он о том не тревожился».

Олег Рязанский послал другого своего вестника к Ольгерду Литовскому с великой радостью о том, что «настало наше время, ибо великий царь Мамай грядет на него и на землю его. И сейчас, княже, присоединимся мы оба к царю Мамаю, ибо знаю я, что царь даст тебе город Москву, да и другие города, что поближе к твоему княжеству, а мне отдаст Коломну, да Владимир, да Муром, которые к моему княжеству поближе стоят».

КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ БОРОЛСЯ НЕ С ОРДОЙ, А С МАМАЕМ

Однако Мамай уже в следующем 1376 году потерял столицу и ушел в свою ставку на Днепре. Перед Дмитрием вновь встал вопрос выбора, и он принял сторону нового хана Золотой Орды Каганбека, который требовал активной помощи в борьбе с Мамаем. В частности, Каганбек хотел полного подчинения Булгара. Это дело он поручил нижегородскому и московскому князьям, что те успешно выполнили 16 марта 1377 года. Русские воеводы обложили Булгар денежной контрибуцией, посадили ханского даругу и таможенника и вернулись по домам, «села и зимници пожгоша, а люди посекоша».

Мамай опирался на генуэзские колонии в Крыму и на Литву. Он пытался уговорить москвичей разрешить генуэзцам торговать и собирать дань на Руси. Генуэзцы уже однажды откупали у Мамая право на сбор дани на Руси, что вызвало негодование не только среди князей, терявших часть доходов, но и простого народа. Получив отказ, Мамай в союзе с литовцами решил окончательно разделить Русь на две части. Впрочем, Золотая Орда к тому времени уже фактически была разделена по Волге на правое и левое крыло. Мамай был правителем западной части.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ – СОЮЗНИК ТОХТАМЫША

В левом крыле Золотой Орды в это время выдвинулся хан Тохтамыш, который придерживался политики союза с Русью. Он начал борьбу с Мамаем, без победы над которым Золотую Орду объединить было невозможно. Русским князьям в этой ситуации главное было не прогадать и вовремя встать на сторону сильнейшего. Такова была ситуация накануне Куликовской битвы. Два крыла Золотой Орды, Литва и русские княжества различной ориентации составляли сложную политическую мозаику.

20-тысячная конница Дмитрия Донского состояла из крещеных татар, литовцев и русских, обученных бою в татарском конном строю. Остальные 130 тысяч состояли из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Тверь отказалась участвовать в битве. На помощь Дмитрию шел с сибирскими татарами хан Тохтамыш. Нет прямых свидетельств о предварительной договоренности Дмитрия и Тохтамыша о совместных действиях, но объективно они были заодно, о чем свидетельствует взаимный обмен посольствами сразу же после победы над Мамаем.

У Мамая было около 200 тысяч воинов. «Пространная летописная повесть о Куликовской битве» гласит: «Той же осенью пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми другими князьями ордынскими, и со всей силой татарской и половецкой, и кроме того еще рати нанял: басурман, и армян, и фрягов, черкесов, и ясов, и буртасов. А с Мамаем вместе, в союзе с ним, и литовский князь Ягайло со всею силой литовской и ляшской, и с ними же заодно и Олег Иванович, князь рязанский, – с этими своими сообщниками пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его, Владимира Андреевича». У литовского князя Ягайло, который двигался Мамаю на помощь, в войсках большинство составляли русские из-под Минска, Полоцка и Гродно.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА – БРАТ НА БРАТА?

Сегодня Куликовскую битву официально празднуют как победу русского оружия над татарами, и она находится в реестре военных побед российского государства. Более чем странная победа. Дмитрий Донской возглавлял войска, состоявшие из татар, литовцев и русских против войск Мамая, состоявших опять-таки из русских, литовцев и татар, да еще армян, генуэзцев, черкесов. Причем здесь русско-татарские отношения и доблесть русского оружия? Историк Валерий Захаров пишет: «Спросят: а с кем же воевала Русь на Куликовом поле? Ну, разумеется, не с Ордой, если лучшие ордынские конные лучники – наиболее профессиональные воины того времени – сражались на стороне Дмитрия Донского и практически обеспечили русским победу против Мамая. Смешно? Да, смешно, если осознать, до какой степени можно было нас дурачить постоянными извращениями великорусской истории». В чем тогда смысл битвы, так запомнившейся в летописях?

Русские воевали с Мамаем, поскольку он «исполнил сердце свое злого беззакония», то есть он не только в глазах населения не имел права на власть, не будучи чингизидом, но и выступил против сложившегося порядка взимания дани, отдав это право католикам-генуэзцам. Русские законных ханов Золотой Орды, то есть чингизидов не считали заклятыми врагами. Орда могла не нравиться, но с ней считались, а нередко у нее искали защиты от произвола. Когда чинили обиды, ехали «в Орду – искать правды» («Повесть о Петре, царевиче ордынском»), а великий хан снаряжал посольство и решал вопросы по справедливости. В глазах современников Тохтамыш был законным ханом, которому Мамай должен был подчиниться. В «Повести о нашествии Тохтамыша» он именуется как царь, то есть законный, легитимный повелитель. Москва всегда была лояльна к Орде.

ИВАН ГРОЗНЫЙ – ИЗ ГНЕЗДА МАМАЯ

Тохтамыш, не подоспевший к самой битве, все же догнал войска Мамая, бежавшие в Крым. Битва не состоялась, поскольку воины, узнав, что их преследует сам хан, без боя перешли на его сторону. Мамая убили коварные генуэзцы, те самые, которые спровоцировали его на захват московского рынка, снабдили деньгами и пехотой. Дети Мамая бежали в Литву. Его внук тоже по имени Мамай стал родоначальником князей Глинских. Бабушка Ивана Грозного была Глинской, и одно из русских правительств возглавляли Глинские.

Облачался в броню Мамай,
Гордых подвигов жаждал Мамай,
Упивался кровью Мамай,
Тосковал по крови Мамай,
Калмыков повевал Мамай,
Меч булатный точил Мамай,
Иноходцев холил Мамай,
Все четыре вида скота
Над Чаганом держал Мамай,
Пыль столбом вздымая, кобыл
Косяками доил Мамай,
Был друзьями ты окружен
И товарищами, Мамай,
И в несчастный, злосчастный день
Я лишилась тебя, Мамай!

«Плачь по Мамаю матери Кара-улек».

МИТРОПОЛИТ КИПРИАН ПРОКЛЯЛ ПОБЕДИТЕЛЯ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

Хорошо известен поход Тохтамыша на Москву, в результате чего случился в городе пожар. Он вроде бы опровергает дружбу московского князя и хана. Существует несколько версий этих событий. Версия простого грабежа должна быть отброшена как явно тенденциозная. Другая версия связывает поход с неуплатой дани Дмитрием Донским в течение двух лет. Тохтамыш в ответ пришел и сжег посад. Сам факт «экзекуции» Москвы говорит только об одном: хан заставил князя платить налог, а в этом деле ему помогли нижегородский и рязанский князья. Москвичи не оборонялись, полагая, что «пришел царь своего холопа показнити Дмитреа», тем более что сам князь сбежал из города, а когда уплатил дань – «прия царь въ 8000 сребра», поехал за ярлыком на княжение в Сарай и, естественно, получил его как союзник Тохтамыша. Еще одна версия, не подтверждаемая источниками, предполагает, что князь завладел казной Мамая и не поделился с ханом.

Существует также версия о заговоре против Дмитрия Донского и спасении его Тохтамышем. Историки А.В.Быков и О.В.Кузьмина считают, что современники Куликовскую битву воспринимали как величайшую трагедию, а попытки Дмитрия Донского и митрополита Алексия централизовать русские земли вокруг московского государства как разрушающие сложившуюся систему отношений между княжествами.

Особенно недовольна была церковь, все еще жившая идеями славянского объединения вокруг Киева. Митрополит Киприан проклял победителя Куликовской битвы. Не успокоились и генуэзцы, потерявшие московский рынок и жаждавшие вернуть свое влияние в пределах русских княжеств. Заговор возглавил князь нижегородский, которого поддержали в Москве войска и простой народ. Он был на руку и князю рязанскому и литовскому великому князю Ягайло.

Когда Дмитрий Донской вывел войска из Москвы в поход, произошел мятеж, и он был вынужден бежать в Кострому, причем так быстро, что оставил жену и новорожденного сына в Москве. Для поддержки мятежников прибыл «некий князь литовский, именем Остей, внук Ольгердов». Поход Тохтамыша, утверждают Быков и Кузьмина, преследовал цель сохранить Москву за Дмитрием Донским. И в этой версии остается основной стержень фабулы: Дмитрий Донской и Тохтамыш — союзники в борьбе с Мамаем.

ОТКУДА ПОШЛИ ПОЛЬСКИЕ И ЛИТОВСКИЕ ТАТАРЫ

Тохтамыш был последним, кто пытался сохранить единство Золотой Орды, но он потерпел поражение и бежал вместе с сыновьями в Киев к литовскому князю Витовту. В русских летописях от 1397 года записано: «Прииде некоторый царь, именем Темир-Кутлуй, и прогнал царя Тохтамыша и седе в Орде и Сараи на царстве, а Тохтамыш сослася Витовтом и бежа из Орды в Киев и со царицами да два сына с ним». Татар расселили под Киевом, в Гродно, вдоль границ Литвы и с этого дня началась славная история литовской и польской гвардии. Один из сыновей Тохтамыша Джалал-ад-дин с 40 тысячной татарской конницей участвовал по договору с Витовтом в Грюнвальдской битве и содействовал разгрому ордена. Однако надежды Витовта с помощью Тохтамыша и его сыновей захватить золотоордынский трон не осуществились.

В конце ХХ века в Польше в Гданьске воздвигли памятник татарскому воину за участие в Грюнвальдской битве. Это памятник потомкам Мамая и Тохтамыша – славным польско-литовским татарам.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Александр Блок. «На поле Куликовом». 31 июля 1908 г.

Фашистские пехотинцы украинской хунты – Workers World

Интервью с лидером Боротьбы Виктором Шапиновым, часть 3

Симферополь, Крым  22 сентября Workers World провел обширное интервью с Виктором Шапиновым, координатором и ведущим теоретиком Марксистской организации «Союз Боротьба» Украины. В настоящее время Шапинов вместе с другими активистами «Боротьбы» живет в изгнании в Крыму под угрозой ареста поддерживаемым США режимом переворота в Киеве. Дополнительные выпуски интервью появятся в ближайшие недели.

Workers World:  Как Боротьба относился к февральскому движению Майдана, свергнувшему президента Виктора Януковича? Вашингтон и корпоративные СМИ сообщили американским рабочим, что это великое демократическое движение столкнулось с репрессиями со стороны тиранического диктатора. [Майдан получил свое название от центральной площади Киева, столицы Украины, где в конце 2013 — начале 2014 года проходили акции протеста. — WW]

Фашисты сжигают Одесский Дом профсоюзов 2 мая.

Виктор Шапинов:  До переворота на Майдане Украина была страной без значительной армии. Настоящих врагов вокруг Украины не было, поэтому наш правящий класс лишь создал полицейский аппарат. Армия была чем-то, что издавало указы и использовалось для коррупции. Украинским военным летчикам не хватило даже часов в небе, чтобы по-настоящему быть летчиками.

Но потом, когда к власти пришли силы Майдана, мы увидели очень быструю милитаризацию всех сторон общественной жизни.

Еще когда Янукович был у власти, мы знали, что на Майдане есть огнестрельное оружие и бомбы. Все это знали. Но Янукович боялся западных держав. Они предупредили его, что если он воспользуется полицией против Майдана, он подвергнется нападению и будет уничтожен, как [бывший ливийский лидер полковник Муаммар] Каддафи. Он боялся, и в результате потерял все.

Мы, конечно, не расстроились, что Янукович исчез. Но вы можете видеть влияние империализма, его магнетическое притяжение. В вашем распоряжении может быть все — секретная служба, полиция, — но вы не сможете их использовать, если западный империализм скажет: «Не делайте этого».

Ядро Майдана составили военизированные группировки, большинство из которых придерживались неонацистской или радикально-националистической идеологии. Некоторые из них назывались «Самооборона Майдана».

Другим компонентом была «Золотая молодежь» — состоятельные молодые люди из среднего класса, которые водят роскошные автомобили и вооружены огнестрельным оружием. Они ненавидят людей, которых обвиняют в поддержке Януковича, потому что, по их мнению, они бедные и глупые, человечьи скоты. Для них политика должна быть только для бизнесменов.

Эти два идеологических течения слились на Майдане и выработали общего врага — народ Донбасса [горно-промышленный регион юго-востока Украины].

Они считают донбасцев плохими, потому что многие из них русскоязычные, а некоторые настроены пророссийски. Это делает их врагами фашистской, националистической части Майдана.

Жители Донбасса бедны, большинство из них шахтеры и рабочие, и это делает их врагами Золотой молодежи. Они говорят, что рабочий класс — это люди второго сорта, которые не должны голосовать или иметь политическое влияние.

Так что это был не только национальный или языковой вопрос, это был также социальный и классовый вопрос. У них были не только русофобские идеи, но и своего рода классовый расизм в отношении донбасского «быдла». Польская аристократия использовала этот термин для крестьян, а теперь Майдан использует его для жителей Донбасса.

WW:  Что делали эти группы после свержения Януковича?

ВС:  После переворота они сформировали военные бригады, военизированные формирования и начали проводить демонстрации против политических оппонентов.

Боротьба был с ним лицом к лицу. Мы были одной из первых целевых групп. Они пришли к нам в офис сразу после победы на Майдане.

Нас хотели убить. У них есть лозунг «Коммунистов на ветку дерева», то есть коммунистов надо вешать. Оно происходит от бандеровского движения [профашистов, воевавших против Советской Красной Армии во время нацистской оккупации Второй мировой войны].

Итак, мы эвакуировали наших товарищей. Когда фашисты пришли к нам в офис, они обнаружили только пустые стены. Все, что они могли сделать, это порезать несколько плакатов ножами.

В этой ситуации мы не могли продолжать свою политическую деятельность в Киеве. Мы переехали в Харьков [второй по величине город Украины, расположенный на юго-востоке]. Одесса и Харьков стали важнейшими центрами нашей организации во время антимайдановского движения.

Националисты и олигархи направили свои военизированные банды на юго-восток. Они называли их «Поезда дружбы». Это было очень цинично, потому что они хотели побить своих противников. Они сказали: «Мы научим вас любить Украину».

Сначала они пошли на Донецк, но люди там отбились и проиграли. После этого в ответ были сформированы первые народные ополчения.

До этого сопротивление в Донецке было мирным. Конечно, были люди с винтовками, потому что на Майдане тоже были люди с винтовками, но это не было военизированным движением. Они проводили митинги, как Майдан, но в другом политическом направлении.

В Харьков тоже приезжали военизированные формирования и были драки. В одном бою фашистами были убиты два товарища из харьковского отряда самообороны. Это была совершенно неонацистская организация под названием «Мизантропическая дивизия». Они сняли видео о себе, где сказали: «Мы не боимся смерти, потому что мы встретим фюрера [Адольфа Гитлера, диктатора нацистской Германии с 1934 по 1945] в Валгалле».

Кульминация этих столкновений пришлась на 2 мая в Одессе. Фашисты были очень организованы, у них было несколько тысяч военизированных формирований, и они вырезали протестующих с Куликова поля, выступавших против Майдана.

После того, как Киев начал войну на Донбассе, многие из этих людей присоединились к так называемым территориальным батальонам. Это военизированные формирования, вооруженные государством огнестрельным оружием и артиллерией, но не входящие в структуру официальной украинской армии и не подчиняющиеся министру внутренних дел. Иногда это просто частные банды, вроде военизированных формирований, непосредственно вооруженных олигархом Игорем Коломойским.

Эта ситуация совсем не похожа на классический немецкий или итальянский фашизм. Это больше похоже на профашистские военизированные движения 1970-х и 1980-х годов в Латинской Америке. Олигархи создают военизированные группы и используют их для распространения террора.

Даже Amnesty International, поддерживаемая американским империализмом, опубликовала отчет о военных преступлениях одной из таких группировок, батальона «Адар», виновного в мародерстве, мародерстве, пытках и убийствах людей на Донбассе.

Next: Олигархи и аскеза

Почаевские паломники несли православное знамя «Армии ДНР»

Скандал вокруг шествия паломников Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Почаевскую Лавру накаляется. Помимо футболок с принтами, призывающими готовиться к войне, толпа заметила православный флаг, под которым воюют бойцы так называемой Донецкой Народной Республики. Об этом Дмитрий Полюхович написал на своей странице в Facebook, сообщает Религийная правда.

Обостряется скандал вокруг шествия паломников Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Почаевскую Лавру. Помимо футболок с принтами, призывающими готовиться к войне, толпа заметила православный флаг, под которым воюют бойцы так называемой Донецкой Народной Республики. Об этом Дмитрий Полюхович написал на своей странице в Facebook, сообщает Религийная правда.

Он выложил фото шествия, на котором виден флаг с изображением Спаса Нерукотворного. В 2014 году он был освящен террористами в Донецке как символ. Дмитрий добавил ссылку на страницу российской правозащитницы Анны Кисличенко в «Живом журнале».

В 2014 году Анна написала, что «Маргарита Зайдлер, сотрудник Информационной службы Штаба народной милиции ДНР», прислала небольшую статью.

«Радостно, что наши солдаты будут сражаться под знаменем Иисуса Христа! Маленькая статья о радостном событии», — написала Маргарита.

В частности, в посте Анны говорилось, что в Донецке освятили флаг с образом Спаса Нерукотворного для «Армии Новороссии».

«Знамя Спаса Нерукотворного — древний флаг, которым сражались и защищали Родину наши славные православные предки. Им не жалко было отдать жизнь за Веру, Царя и Отечество! С этим флагом они побеждали врагов — в основном татар и западных захватчиков, например, поляков и французов», — говорится в сообщении.

«Под этим знаменем воины святого Димитрия Донского вышли на Куликово поле и разбили многочисленное войско Мамая. Под этим флагом русский народ совершал мирные и вооруженные подвиги. Царь Иван IV (Грозный) в 1552 году пошел на Казань со знаменами с ликом Христа и освободил ее от татар», — говорится в тексте.

«Здесь и сейчас западные оккупанты посягают на наши земли, на наши жизни, на женщин и детей. Через украинских фашистов действует длинная рука США и Евросоюза. И я верю, что мы снова победим наших врагов под знаменем Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Радостно, что наши воины теперь будут сражаться под этим флагом. Это, можно сказать, реализация слов афонского старца схиархимандрита Рафаила (Берестова) «Воинствующие борются за Христа и со Христом», — пишет автор.

19 июля священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) освятил большое количество этих знамен для «Армии Новороссии».