Какая вера у русских людей: Религии в России — христианство, ислам, буддизм и иудаизм

Владимир Путин: Русская православная церковь — одна из основ российской нации и многонационального государства

22 июля 2013, 21:26

МОСКВА, 23 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС/. Президент России Владимир Путин убежден, что Русская православная церковь содействует единству российской нации и государства и помогает поддерживать хорошие отношения с другими народами.

Интервью к фильму «Второе крещение Руси»

«Церковь выполняет очень важную роль для России — создание условий для межконфессионального, межэтнического, межнационального мира и согласия», — сказал глава государства в интервью к документальному фильму «Второе крещение Руси». Фильм телеканала «Россия-1» приурочен к 1025-летию Крещения Руси и посвящен возрождению православной церкви в России.

По мнению Путина, «значение церкви выходит даже за границы сегодняшней Российской Федерации». «Она помогает нам наладить хорошие отношения с народами других стран, прежде всего речь идет о постсоветском пространстве. Церковь выполняет очень конструктивную и положительную роль», — отметил президент.

«По сути, с принятием христианства, православия начала создаваться русская нация как единая нация и начало создаваться централизованное российское государство. По сути в основе русской нации и российского государства централизованного лежат единые духовные ценности, которые объединяют всю большую европейскую территорию, на которой сегодня располагаются Россия, Украина, Беларусь. Это единое наше духовное, нравственное пространство. И это очень серьезный фактор объединения народов», — заявил Путин.

Глава государства также высоко оценивает произошедшее в 2007 году объединение Русской православной церкви и Зарубежной православной церкви. «Представители Русской православной церкви за рубежом — истинно русские люди. Они живут интересами Родины даже вдали он нее. Они поняли, что настало время для объединения всей российской нации, потому что православие объединяет подчас людей самых разных национальностей», — сказал Путин. Президент напомнил, что «в паспорте подданного Российской империи не было графы «национальность», а была графа «вероисповедание».

По оценке Путина, у государства и Русской православной церкви «очень много направлений сотрудничества». «Это духовно-нравственное воспитание людей вообще и молодежи прежде всего, это поддержание института семьи, воспитание детей, забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке — людей, которые страдают не только от болезней, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, людей, находящихся в местах лишения свободы», — перечислил глава государства, подчеркнув, что «церковь здесь — естественный партнер государства».

Путин полагает, что «в самые критические моменты нашей истории наш народ обращался к своим корням, нравственным основам, религиозным ценностям». В качестве примера он привел оглашение сообщения о начале Великой Отечественной войны: «Первым, кто сообщал об этом советскому народу, был Молотов, который обратился: «Граждане и гражданки!», а когда выступал Сталин, несмотря на всю его достаточно жесткую, если не сказать жестокую политику в отношении церкви он обратился: «Братья и сестры!» «В этом был огромный смысл — не просто слова. Это было обращение к сердцу, к душе, истории, к нашим корням для того, чтобы обрисовать трагизм происходящих событий и мобилизовать людей на защиту своей Родины», — уверен глава государства.

Тайное крещение президента

Президент считает массовое обращение россиян к православию в конце 1990 — начале 2000-х годов объяснимым и закономерным. Путин упомянул так называемый «Кодекс строителей коммунизма», который, на его взгляд, являлся «упрощенным упоминанием о религиозных и нравственных принципах практически всех традиционных современных религий». «Когда даже эта упрощенная форма обращения к людям перестала существовать, возник огромный морально- нравственный вакуум, который мог быть заполнен только одним — возвратом к настоящим, истинным ценностям. Эти ценности могли быть только ценностями религиозного характера», — отметил глава государства. Путина не удивляет, что «само общество, без подталкивания извне со стороны власти или со стороны церкви» пришло к православию. Он припомнил, что в конце 1990-х годов «церковь находилась в таком состоянии, что она не могла никого подталкивать, в очень плачевном состоянии». «Я имею в виду не только материальную сторону дела — ее ограбили за времена советской власти так, как никогда никто никого не грабил. Но еще в организационно- духовном смысле она была в тяжелом положении», — уточнил президент. Он уверен, что «люди по сути сами обратились к своим корням, к вере, к духовным ценностям, это было естественное возрождение русского народа».

Путин рассказал, как в детстве крестили его самого и семья вынуждена была держать это в секрете, чтобы не повредить партийности работе отца. «Мать крестила меня как бы в тайне от отца, который был членом компартии. Он не был функционером, работал на заводе, был микропартийным деятелем на уровне цеховой организации заводской. Мама якобы втайне от отца меня крестила», — рассказал Путин. 

Кто такие староверы? — Русская вера

Староверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.
 

Содержание

  • Старая и новая вера
  • Староверы или старообрядцы?
  • Во что верят староверы?
  • Староверы-поповцы
  • Староверы-безпоповцы
  • Староверы и язычники

 

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую  сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

 

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.  

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство. 

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

 

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
 

Староверыпоповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.
 

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.
 

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.
 

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».


Г. С. Чистяков


Материалы по теме:

— храмы староверов на карте;
— фото староверов;
— выдающиеся личности староверов.

Православная церковь и российская политика

«Какова на самом деле роль Русской православной церкви в российской федеральной политике?» ask Ирина Папкова , доцент кафедры международных отношений и европейских исследований Центральноевропейского университета, бывший научный сотрудник Института Кеннана с поддержкой титула VIII и автор, Православная церковь и российская политика . Спикер обсудила результаты своего исследования в 14 ноября 2011 г. г., уделяя особое внимание отношениям между Православной Церковью и федеральным правительством России.

Папкова пояснила, что несколько событий конца 1990-х годов натолкнули аналитиков российской политики на мысль о том, что Русская православная церковь приобретает все большее влияние на федеральное правительство. Например, принятие в 1997 году национального закона, запрещающего некоторым религиозным организациям осуществлять миссионерскую деятельность в Российской Федерации, считалось политической победой Православной церкви, руководство которой активно лоббировало этот закон в правительстве. Кроме того, по словам Папковой, «присутствие Русской православной церкви было повсеместным», начиная с 19 века.95. В качестве примеров присутствия Церкви в повседневной жизни докладчик привел изображения православных священников, освящающих новостройки, военные объекты и стройки по всей России. Патриарх также благословлял каждого нового президента, еще раз подчеркивая растущее публичное присутствие Церкви.

Однако повышенная видимость Церкви оказалась обманчивой; по словам спикера, за исключением закона 1997 года, Церковь не достигла многих своих политических целей на федеральном уровне между 1997 и 2008. Папкова наметила политические требования Русской православной церкви и обнаружила, что у церкви есть два набора интересов, в том числе ее «основной список требований от государства», а также различные неформальные требования от фракций внутри церкви. С 1992 года Церковь призывала к ограничению деятельности других религиозных организаций, конкурирующих с Русской Православной Церковью, на территории России; введение в армию православных капелланов; реституция церковного имущества; и введение православного компонента в учебную программу государственных школ. Неофициальные требования церкви касались моральных вопросов, таких как запрет абортов.

И тем не менее, отмечает Папкова, государство вполне умеет игнорировать эти обращения. Папкова объяснила, что центральное предположение, стоящее за требованиями церкви к государству, заключалось в том, что Русская православная церковь представляет 80 процентов населения государства; поэтому правительству казалось логичным рассмотреть требования Церкви, основанные на ее подавляющей поддержке среди русского народа. Государство, по сути, поверило этой линии рассуждений в связи с переизбранием Ельцина в 1919 г.96, и этот аргумент был центральным фактором в принятии закона 1997 года, который благоприятствовал Церкви. Однако после выборов 1996 года, когда аналитики изучили закономерности голосования, стало ясно, что религия не имеет ничего общего с политическими тенденциями населения. 80 процентов населения, заявившего, что отождествляют себя с Православием, не только не голосовали в соответствии с политическими стремлениями Церкви, но и не заявляли, что отождествляют себя с идеологией Церкви. Спикер упомянул, что только около 10 процентов этой демографической группы регулярно посещают церковь. Более того, реальные заботы российских граждан не соответствовали более широким политическим целям Церкви, даже если 80 процентов населения отождествляло себя с Церковью.

Такова была общая ситуация в 2008 году, когда Папкова опубликовала свою книгу о православной церкви и российской политике. Однако Папкова пояснила, что отношения церкви и государства значительно изменились за последние несколько лет, с избранием президента Дмитрия Медведева и воцарением патриарха Кирилла I. Эта смена руководства привела к растущему признанию государством требований Церкви. . Что касается «основного списка требований» Церкви, то руководство за последние несколько лет сумело добиться права взыскания своего имущества, тем самым сделав Патриархию потенциально крупнейшим собственником собственности в Российской Федерации. Кроме того, Церкви было предоставлено право назначать военных капелланов в Российской армии, а также внедрять модифицированную версию русского православного образования в государственных школах.

Действительно, три вещи, которые Русская Православная Церковь безуспешно лоббировала в течение исследуемого Папковой периода, были предоставлены Патриархии в течение года или двух после смены руководства как в Церкви, так и в президентстве. Папкова подчеркнула изменения наверху; Дмитрий Медведев несколько более религиозен, чем Владимир Путин, а Патриарх Православной Церкви Кирилл I гораздо более сильная личность, чем его предшественник Алексий II. Ожидаемое возвращение Путина на пост президента России проверит, сможет ли церковь удержать свои политические завоевания последних нескольких лет, или баланс между двумя институтами снова сместится.

Блэр Рубл, директор Института Кеннана

Узнайте больше об этой книге и о том, как ее заказать.

Путин «делает из этого религиозную войну» — Глава Украинской Православной Церкви США критикует российского лидера, Московского Патриарха Кирилла руки России на этой неделе, он обнаружил, что колеблется между двумя эмоциями: шоком и опустошением.

Не то, чтобы его удивила давняя напряженность между двумя странами. Разногласия между Россией и Украиной распространяются даже на религиозную сферу: в конце 2018 — начале 2019 года православные христиане Украины провозгласили независимость или автокефалию от православного патриархата в России. Православная церковь в Константинополе незамедлительно приступила к признанию независимости Украинской православной церкви, в то время как русские православные лидеры отказались. Результат: две противоборствующие православные фракции в стране.

Но наблюдение за тем, как такая напряженность переросла в вооруженный конфликт со смертельными последствиями для Украины и ее народа, разорвало сердце архиепископа Даниила.

«Я приехал в Соединенные Штаты Америки в 1995 году, сразу после распада Советского Союза», — сказал он в четверг в интервью Religion News Service с Лью Нескоттом-младшим, независимым продюсером, освещающим религию и политику. «Я пережил образы танков, идущих по Москве и падения Советского Союза.

«Сейчас, 30 лет спустя, — сказал архиепископ, — я живу образами российских танков, проезжающих по улицам, через суверенные границы Украины».

Интервью приведено ниже, отредактировано для увеличения длины и ясности.

В первые выходные февраля вы отправились с пастырским визитом в Киев. Должно показаться, что это произошло год назад.

Абсолютно. Когда я был в Киеве, я остановился в гостинице совсем рядом с Михайловским собором. Я узнал балкон, где CNN делала прямую трансляцию по телевидению — в отеле, где я остановился. Я позвонил своему другу, который живет в монастыре, монаху. Я сказал: «Как дела? Что происходит?» Он прислал мне изображения средств массовой информации по всему монастырю Святого Михаила, пытающихся получить как можно больше освещения.

Пока мы разговаривали, он сказал: «Ты слышишь — взрывы на заднем плане?» Вероятно, это было в нескольких километрах оттуда, и они могли их слышать.

Находясь в Киеве в начале февраля, люди были в напряжении. Думали о возможности провокации со стороны русских, но полноценного вторжения никто не ожидал. Теперь наши западные союзники и разведка США говорят — и во многих новостных сетях — что это возможно, русские сделают это. Но вы знаете, мы живем в 21 веке; кому хочется верить, что посреди Европы, на Украине, кто-то предпримет действия, которые предпринял он?

Только что закончил разговор с нашими семинаристами — у нас их семеро из Украины, которые живут в семинарии (в США). Они говорят мне, что их родители боятся выходить на улицу. Бомбы бросают. Самолеты летят. Взрывы повсюду. Моя мама живет на западе Украины и говорит, что сегодня не смогла купить хлеба. Аптеки пустые. Люди стоят в очередях, люди пытаются подобраться как можно ближе к польской границе.

Насколько я понимаю, вы разговаривали с митрополитом Епифанием из Православной церкви Украины через несколько часов после начала вторжения. Как он и что он тебе сказал?

Я связался с ним через мобильные устройства и попытался узнать, как обстоят дела в Украине. Мое сообщение дошло до него сегодня около 4 часов утра. Я получил от него ответный звонок, а затем, позже, я говорил с ним во второй раз. Он в Михайловском соборе, в своих кабинетах. Он сказал мне, что у него хорошее здоровье. Он стоит с архиереями, духовенством и верными военными капелланами Православной церкви Украины. Он не собирается уезжать из Украины. Он сказал, что он духовник народа Украины и должен быть со своей паствой, со своим народом.

Итак, он находится в Киеве, и я призываю всех вознести свои молитвы за Предстоятеля Православной Церкви Украины.

Православные христиане всего мира стоят на пороге самого святого из сезонов: Великого и Святого поста. Каково ваше послание американцам украинского происхождения здесь, в Соединенных Штатах, и украинским православным христианам во всем мире?

Священное время Великого поста — одно из моих любимых духовных путешествий, к которому я всегда отношусь очень серьезно. Мы, американцы украинского происхождения, имеем сейчас благословенную возможность истинно практиковать молитву святого Ефрема Сирина, когда он говорит о смирении, когда он говорит о жертве, когда он говорит о том, чтобы посмотреть на свою греховность и покаяться в наших личных прегрешениях и грехах. приходя к Господу и прося защиты и обновления, в котором мы нуждаемся. Я падаю со своим народом Божиим Украинской Православной Церкви США на колени в смиренной молитве преподобного Ефрема Сирина, прося Бога о милости к народу Украины. Солдаты, военные генералы, прямо сейчас у них есть это мощное оружие — у них есть ядерная энергия, танки и все такое. Но как христиане, как люди веры, мы тоже держим в руках оружие — и это молитва.

Я прошу людей Украинской Православной Церкви, Католической Церкви и людей доброй воли независимо от происхождения использовать оружие молитвы, смягчить сердце агрессора против украинского народа и прекратить преступления против человечества, которые мы совершаем испытывать.

Многие американцы были бы удивлены, узнав, что Россия и Украина являются преимущественно самоидентифицируемыми православными странами. Будет ли справедливо характеризовать это как религиозную войну с православными, убивающими православных христиан?

Я думаю, что президент Российской Федерации разжигает религиозную войну. Ответственность лежит на нем и на его душе.

Смотрите, главные святые Славянской Православной Церкви — а я говорю об Украинской Русской Православной Церкви и Сербской, что у вас — многие из них украинского происхождения. Украина произвела отцов Православной Церкви, которые служили в России, Сербии, Молдавии, Румынии, в других частях мира, в том числе на Ближнем Востоке и в Иерусалиме. Украинцы внесли свой вклад в ткань — в мозаику — духовной сущности того, кем мы являемся как православные христиане.

Мы две разные группы людей, русские и украинцы. Мы люди одной веры — мы христиане. Но наш культурный фон делает нас другими. Из-за того влияния, которое западное общество оказало на Украину, люди в Западной Украине и в Украине в целом открыты для всего своего представления о самобытности, идентифицируя себя как христиан и задавая себе правильные вопросы: «Почему я христианин? Почему я православный? Почему я делаю ритуал, который я делаю? Почему я живу так, как живу?»

В северной части, или северном соседе, Российской Федерации, часто использовали бы учения святых церкви и подразумевали, что ты ничего не достоин как человек, как чадо Божие, чтобы что-то совершить чтобы полностью и верно приблизиться к нему со своим достоинством. Два различных подхода к святости человеческой жизни.

Вы говорите, что проникнутое мышлением и практикой верой, украинское мировоззрение – это мировоззрение независимости и свободы. Те, кто исповедует православие, не совсем лишены способности быть добрыми. А в более суровой форме русского православия осуждается все человечество?

Абсолютно.

Украинцы веками стремятся или пытаются сохранить свою идентичность — то, кем они являются как дети Божии.

В среду было опубликовано заявление патриарха Московского Кирилла. Что вы думаете об этом заявлении? Примирительный? Доброжелательность? Обращение какое-то?

Письмо религиозного политика, а не духовника народа Украинской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл повторяет так называемый урок истории, который мы все получили от президента Владимира Путина несколько дней назад. Историю не перепишешь, украинцы и русские. Я не разделяю здесь, но мы не разделяем одну и ту же историю. Украина — Киевская Русь, а не Россия.

Говорить, что у нас одна этническая принадлежность и что там у вас — я думаю, это ошибка. Это неверное утверждение. И я бы хотел, чтобы религиозные лидеры исправили ту терминологию, которую он использует. У нас на Украине не братский конфликт. У меня есть младший брат, и когда мы росли, у нас был конфликт. Мы ссорились из-за мелочей. Но, в конце концов, мы знали, что мы братья, и мы знали, что должны уважать друг друга, потому что между нами была любовь. Если ты кого-то любишь, как брата, как настоящего брата, ты же не будешь ходить бомбить дома и рушить жизни людей, а потом говорить: «Ну, давайте привезем гуманитарку», и все такое. Если вы действительно духовник, как вы утверждаете, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Украине, тогда идите и обратитесь к политическому лидеру Российской Федерации и скажите ему: «Прекратите оскорблять людей моей церкви».

Что особенно важно знать жителям США? Особенно тем, кто может сказать: «Я не украинец.