Как звали князя который крестил русь: Зачем князь Владимир крестил Русь

Владимир Святой — креститель Руси




Новости
07.11.2022


В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов


Сборник

Перестройка







Новости
14.10.2022


Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога





Новости
07.10.2022


Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира




Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу



Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.


После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждёт подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.



«Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде, 1770 г. А. П. Лосенко. (Государственный Русский музей)


За 2 года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идёт на тебя».


Владимир I. Киевское княжение


Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанёс по городу внезапный и сокрушительный удар. Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего её руки («Не пойду за сына рабыни», — были её слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости. Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».


Став великим князем над Киевом и всей землёй русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королём Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.



Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)




Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей. Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар. Одержав победу над многими народами, князь стал всерьёз задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.



Крещение Руси


Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вёл беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнёру и военному союзнику. И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жёны императорскую сестру Анну. Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с лёгкостью согласился.


По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь 6-тысячный отряд русских витязей нанёс сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.





«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. (wikipedia.org)




Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».


Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу). Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освящённую воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел. За князем обряд крещения прошла и его дружина.


В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.


Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил её духовные и политические ориентиры.

Сборник: Владимир Святой

Князь Владимир Святославич вошёл в историю как инициатор крещения Руси. Языческие культы были со временем ликвидированы.

  • Статьи
  • Европа
  • VII-X вв.

До крещения на Руси не было письменности?

До крещения на Руси не было письменности?

Первые попытки фальсифицировать историю связаны с формированием великодержавной идеологии (Москва — Третий Рим) в 16-м веке.

  • Статьи
  • Европа
  • X век

Духовные скрепы святого Владимира (18+)

Духовные скрепы святого Владимира (18+)

Что же завещал нам всем креститель Руси?

  • Тесты
  • Европа
  • X век

Твоя судьба в годы крещения Руси

Твоя судьба в годы крещения Руси

Что делал бы ты? Крестился в Днепре, молился старым богам или шёл в набег с печенегами?

  • Тесты

Владимир-метр

Владимир-метр

  • Тесты
  • Европа
  • X век

«Князь Владимир выбирает религию»

«Князь Владимир выбирает религию»

Картина Ивана Эггинка настолько знаменита, что её знает почти каждый школьник. Выбираем персонажа из героев этого полотна.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Владимир Святой — креститель Руси

Владимир Святой — креститель Руси

Князь Владимир среди других древнерусских князей стоит особняком. Время его правления разделило историю России на 2 периода: до крещения и после него.

  • Статьи
  • Европа
  • VII-X вв.

До крещения на Руси не было письменности?

Первые попытки фальсифицировать историю связаны с формированием великодержавной идеологии (Москва — Третий Рим) в 16-м веке.

  • Статьи
  • Европа
  • X век

Духовные скрепы святого Владимира (18+)

Что же завещал нам всем креститель Руси?

  • Тесты
  • Европа
  • X век

Твоя судьба в годы крещения Руси

Что делал бы ты? Крестился в Днепре, молился старым богам или шёл в набег с печенегами?

  • Тесты

Владимир-метр

  • Тесты
  • Европа
  • X век

«Князь Владимир выбирает религию»

Картина Ивана Эггинка настолько знаменита, что её знает почти каждый школьник. Выбираем персонажа из героев этого полотна.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Владимир Святой — креститель Руси

Князь Владимир среди других древнерусских князей стоит особняком. Время его правления разделило историю России на 2 периода: до крещения и после него.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Ангелоделы в юбках (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний причал командора Беринга

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

«Ночной дозор» Рембрандта

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

На ханский суд

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XV вв.

Доспех средневекового рыцаря — pro et contra

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Дело о теле

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Карл Брюллов: главный романтик русской живописи

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Казнь Емельяна Пугачёва

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 153379

Ангелоделы в юбках (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 151974

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • 📚 Статьи
  • 👀 143473

Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»

  • 📚 Статьи
  • 👀 139637

Последний причал командора Беринга

  • 📚 Статьи
  • 👀 82850

«Ночной дозор» Рембрандта

  • 📚 Статьи
  • 👀 76917

На ханский суд

  • 📚 Статьи
  • 👀 76640

Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина

  • 📚 Статьи
  • 👀 55978

Доспех средневекового рыцаря — pro et contra

  • 📚 Статьи
  • 👀 46130

Дело о теле

  • 📚 Статьи
  • 👀 28200

Карл Брюллов: главный романтик русской живописи

  • 📚 Статьи
  • 👀 285426

Секс-символы 1950-1960-х

  • 📚 Статьи
  • 👀 232094

«Коктейль Молотова»

  • 📚 Статьи
  • 👀 227931

Роковая женщина Римской империи

  • 📚 Статьи
  • 👀 225300

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • 📚 Статьи
  • 👀 219552

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • 📚 Тесты
  • 👀 215591

«Три мушкетёра»

  • 📚 Статьи
  • 👀 200119

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • 📚 Статьи
  • 👀 193073

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • 📚 Статьи
  • 👀 186728

Казнь Емельяна Пугачёва

  • 📚 Статьи
  • 👀 183460

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

Почему летописи не скрывают горькой правды о святом Крестителе Руси

Как сказал академик С. С. Аверинцев, «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет! Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки — королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием «чудо» в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо тут, как масло на бутерброде, размазано — на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно. Так что никакой загадки в том, кем был Владимир — умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

Главная неразгаданность святого князя Владимира — тайна не историческая и не политическая. Она человеческая, даже общечеловеческая. Тайна в том, как грешник мог стать святым. Давайте попробуем ее разгадать.

Преображение души князя Владимира дает надежду нам всем

Жития и летописи подробно расписывают, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Рассказывают о женах и сотнях наложниц (на взгляд современного человека — былинное преувеличение). Повествуют о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить. Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб — братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Еще Владимиру припоминают историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно — мол, куда лезешь, сын рабыни! — ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще история про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, — тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: «Либо я, либо меня». Одно право — право сильного.

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны. Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться — при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А. К. Толстого есть дивная поэма «Песнь о походе Владимира на Корсунь», она и поможет нам приоткрыть главную тайну князя. И хотя Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, — в этом историки утвердились позже, зато чуткость позволила поэту уловить нечто крайне важное в характере князя.

Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

«Добро,- сказал князь,

когда выслушал он

Улики царьградского мниха, —

Тобою, отец, я теперь убежден,

Виновен, что мужем

был стольких я жен,

Что жил и беспутно, и лихо.

Что богом мне был то Перун,

то Велес,

Что силою взял я Рогнеду,

Досель надо мною, знать,

тешился бес,

Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес

Креститься, в раскаянье, еду!»

А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!

«Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть,

христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире — здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя «зверя» и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому. Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут», крестившийся Владимир «повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо». Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым. Прочитав в Деяниях Апостолов о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые. Узнав о заповеди «не убий», пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха» , — отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы. «Надежда и утешение для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем»,- писал митрополит Антоний Сурожский.

Владимир Великий (958–1015) — Средневековые истории

Владимир Великий помнят как отца-основателя Киевской Руси. Из рода викингов, он обратился в христианство в 987 году нашей эры и утратил свою варварскую ауру в более поздних хрониках

Теперь я продолжу свою критику и осуждение злых дел царя русских Владимира. Он получил жену по имени Елена [Анна] от греков. Раньше она была обручена с Оттоном III, но затем ему было отказано, хотя и обманом и хитростью. По ее наущению Владимир принял святую христианскую веру, которую, однако, не украсил праведными делами. Он был безудержным блудником и безжалостно нападал на беспомощных греков актами насилия. Он женил одного из трех своих сыновей на дочери князя Болеслава, нашего гонителя… Между тем царь Владимир узнал, что его сын тайно отвернулся от него по настоянию князя Болеслава. Затем он схватил не только своего сына и жену, но и Рейнберна [священнослужителя], поместив каждого из них в одиночную камеру.

Имя царя Владимира ошибочно истолковано как означающее «Сила мира». Действительно, то, что нечестивцы держат между собой или чем обладают обитатели этого мира, не является истинным миром, потому что он постоянно меняется. Истинный покой достигается лишь тем, кто отлагает всякую страсть души и ищет Царствия Божия с помощью терпения, преодолевающего всякое препятствие…

Впоследствии царь Владимир умер в полноте своих дней и оставил все свое наследство двум своим сыновьям. Третий сын остался в тюрьме, но позже сбежал и сбежал к тестю, оставив свою жену.

Царь Владимир носил ткань вокруг чресл в качестве афродизиака, тем самым увеличивая свою врожденную склонность к греху. Когда Кристи, хозяин нашего спасения, приказал нам перевязать чресла наши, переполненные опасными желаниями, он требовал большего воздержания, а не дальнейших провокаций. Поскольку король услышал от своих проповедников о горящем свете, он попытался смыть пятно своих грехов, постоянно раздавая милостыню…

Владимир умер, когда уже ослабел от старости и долго владел своим царством. Похоронен рядом с женой в великом граде Киеве, в храме священномученика папы Климента. Их саркофаги выставлены открыто посреди церкви. Власть короля была разделена между его сыновьями…

От: Титмар Мерзебургский: Хроника, Том VII, 72-74. Цитата: Оттонская Германия. Хроника Титмара Мерзебургского. трсл. и изд. Дэвид А. Уорнер. Издательство Манчестерского университета, 2001, стр. 358-59.

Владимир был одним из трех сыновей нормандско-русского царя Киевской Руси Святослава. Его дедом был Олег, сын Игоря, сына Рёрика, основателя ранней русской династии Рюриковичей или Рюриковичей.

Святослав первым из новгородских и киевских правителей получил «славянское» имя. В то время как его имя может быть «переведено» обратно на «скандинавское (Свейнельд), этого нельзя сказать о Владимире, которое является отчетливо славянским именем (возможно, производным от славянских владь vladĭ «править» и *mēri «великий»). В юности Владимира отправили управлять Новгородом под опеку брата матери Добрыни. К сожалению, его отец умер во время пребывания там, и братья Владимира заставили его бежать в Скандинавию. Там ему удалось воспользоваться помощью дяди. С войском варяжских воинов он вернулся в Киевскую Русь и сумел победить своего оставшегося брата Ярополка. К 9 г. н.э.80 г. он полностью контролировал единое огромное государство, простиравшееся от Черного моря до Финского залива, Киевскую Русь. Царь Владимир также укрепил свои границы от болгарских и восточных кочевников, укрепив таким образом свое огромное царство.

В то же время Владимир начал чеканить монеты, на учете которых было около 340 серебряных и 11 золотых монет. Надписи на золотых монетах гласили: «Владимир на троне», или «Владимир и золото». Вероятно, эти монеты использовались в качестве знаков или подарков дружбы. Важным стилистическим элементом на этих монетах был сокол (трезубец), который обычно изображался летящим справа от Владимира. Этот сокол или трезубец был предложен в качестве отличительного стилистического элемента иконографии викингов. Сегодня сокол является национальным символом Украины.

Обращение в христианство

Крещение Владимира. Виктор Михайловит Васнецов. Википедия (общественное достояние)

В рамках усилий Владимира по консолидации своей «империи» он обратился в христианство в 987 году нашей эры. До этого Владимир энергично работал над поддержанием языческих институтов своего отца. Однако в конце 80-х годов византийский император был обеспокоен восстаниями и войнами и нуждался в наборе наемников в свою армию. Владимир предоставил свою помощь при условии, что он сможет заполучить высший символ статуса, настоящую порфирогенную принцессу.

Несмотря на то, что ранее была обручена с императором Священной Римской империи Оттоном III, сестра императора Василия II (976–1025) вскоре была обещана Владимиру. Помимо армии варяжских наемников, платой за это стало обращение Владимира в христианство. Наконец, в 987 году Владимир крестился со своей дружиной и «народом». Новое христианское богослужение было основано на византийских обрядах и литургиях и на старославянском языке. Благодаря этому маневру новая церковь была в некоторой степени отделена от немецкого вмешательства и любого влияния немецкой церкви и епископов. Отсюда явно уничижительные сочинения Титмара Мерзебургского, процитированные выше.

Одной из первых церквей, построенных в Киеве после преобразования, была Десятинная Десятинная церковь в Киеве. Спроектированный византийскими архитекторами и посвященный примерно 996 году нашей эры, он был первым пантеоном киевских правителей. Позже он был заменен как пантеон династии Рюриковичей Святой Софией (также построенной во время правления Владимира). Разрушенный во время монгольского нашествия, Десятин теперь лежит в виде руин в центре Киева.

Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды. В недавней статье Кристиан Раффенспергер утверждал, что то, что мы считаем «знанием» о Владимире, возможно, в большей степени является отражением культурных схем скандинавских скальдийских поэм, которые процветали в 10 веке.

В последующие годы Путин перестроил миф о том, что Владимир утверждает его как отца-основателя Великой России, состоящей из Собственно России, Украины и Белоруссии.

Как выглядел Владимир?

Чтобы прочувствовать его личность, начнем с восхитительного описания своего отца, которое оставил нам Лев Диакон. По Льву:

«Святослав прибыл плыть по реке в скифской легкой ладье, взявшись за весло и гребя со своими спутниками, как будто он был одним из них. Внешний вид его был таков: он был среднего роста, не выше среднего и не особенно низок; его брови были густыми; у него были серые глаза и курносый нос; борода его была чисто выбрита, но он пустил обильно расти волосы на верхней губе, где она была густой и длинной; и он полностью обрил голову, за исключением пряди волос, свисавшей с одной стороны, как знак знатности его предков; у него была крепкая шея, широкая грудная клетка и очень хорошо сочлененные остальные части тела; у него был довольно сердитый и дикий вид; на одном ухе была застегнута золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и красным камнем между ними; его одежда была белой и ничем не отличалась от одежды его товарищей, кроме чистоты (глава IX:11)

Из: История Льва Диакона. Византийская военная экспансия в десятом веке.
Введение, перевод и аннотации Элис-Мэри Талбот и Дениса Ф. Салливана.
Думбартон-Оукс Исследования XLI. Вашингтон 2005

Монета Владимира Великого. Источник: Heritage Auction/ha.com

Увы, подробного описания внешности Владимира у нас нет. Однако у нас есть несколько монет, которые вместе с портретом, цитируемым выше немецким летописцем Титмаром Мерзебургским, содержат несколько интересных деталей.

Согласно Титмару, он носил набедренную повязку, а не — как мы можем предположить — длинную мантию, которая была стандартной и благоразумной одеждой членов королевской семьи и священнослужителей на рубеже 10-го века. Действительно, на некоторых владимирских монетах король выглядит так, как будто на нем килт. По крайней мере, он изображен с обнаженными ногами в сапогах на высоких каблуках. Дизайн этих монет значительно отличается от золотых имперских монет, которые, как часто утверждается, служили моделями. Напротив, на монетах Василия II его портрет обрезан посередине и анфас. Подводя итог, можно сказать, что дизайн монет Василия и Владимира не похож друг на друга. Можно предположить, что монеты, отчеканенные Владимиром, имели своеобразный новый вид, созданный под его руководством. Принято считать, что чеканка началась после взятия Владимиром византийского монетного города Корсунь около 9 г.90. Позже город был возвращен императору, но он, возможно, оставил некоторых мастеров в качестве своих вассалов.

На одном из лучших сохранившихся образцов Владимир сидит на троне, в царской короне, в коротком одеянии, прикрытый плащом, со щитом в одной руке и скипетром в другой; справа от него ясно виден трезубец или, скорее, сокол. И на этой монете, и на монетах, отчеканенных его имперским зятем, правители украшены замысловатыми усами.

ИЗОБРАЖЕННОЕ ФОТО:

Одна из царских гробниц, выставленных в настоящее время в Музее Святой Софии. Источник: Википедия

ИСТОЧНИКИ:

Общие (привет)Истории: Владимир Русь и Харальд Фэйрхейр из Норвегии
Кристиан Раффенспергер
В: The Russian Review (2009) Vol 68, pp. 569-82

Христианская Россия в процессе становления
Анджей Поппе
Routledge 2007

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте наши еженедельные новости о средневековых исследованиях, книгах и выставках

Адрес электронной почты *

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности для получения дополнительной информации.

Анна Багрянородная, княгиня Киевская и христианизация Руси – краткий обзор – Ново Скрипторий

Анна была сестрой императора Василия II, вышедшей замуж за Владимира I Киевского в 988 году. Была наградой Владимиру I за присылку варягов помочь Василию II в подавлении восстаний Варды Фоки и Варды Склероса. Однако Василий II постановил, что Владимир должен обратиться, и, таким образом, брак Анны привел к тому, что, возможно, является самым значительным событием в русской истории, обращению Владимира I и Руси.

(Источник: « Исторический словарь Византии », Джон Х. Россер)

Анна была дочерью византийского императора Романа II и императрицы Феофано. Она также была сестрой императоров Василия II Булгароктона (Убийца булгар) и Константина VIII. Анна была Порфирогенитой, законной дочерью, родившейся в особой пурпурной комнате византийского императорского дворца. Рука Анны считалась такой наградой, что некоторые предполагают, что Владимир принял христианство только для того, чтобы жениться на ней.

Анна не хотела выходить замуж за Владимира и по дороге на свадьбу выразила глубокое беспокойство. Владимир был впечатлен византийскими религиозными практиками; этот фактор, наряду с его женитьбой на Анне, привел к его решению обратиться в восточное христианство. Из-за этих двух факторов он также начал христианизировать свое королевство. Выйдя замуж за великого князя Владимира, Анна стала великой княгиней Киевской, но на практике ее называли королевой или царицей, вероятно, в знак ее принадлежности к Императорскому византийскому дому. Анна принимала активное участие в христианизации Руси: выступала духовным советником Владимира и сама основала несколько монастырей и церквей. Неизвестно, была ли она биологической матерью кого-либо из детей Владимира, хотя некоторые ученые указывают на доказательства того, что у нее и Владимира могло быть до трех детей вместе.

( Источник : https://en.wikipedia.org/wiki/Anna_Porphyrogenita)

Анна родилась в марте 963 года. Отец Анны, император Роман II, умер всего через два дня после ее рождения, оставив она и ее старшие братья Василий (5 лет) и Константин (2 года) сироты. Таким образом, на момент замужества с Владимиром Анне было двадцать шесть. Ее старшая сестра уже вышла замуж за Оттона, императора Запада.

Эти две королевские сестры привлекли внимание известного историка эпохи Просвещения 18-го века Эдварда Гиббона. Гиббон ​​описал, как после смерти Отто сестра Анны правила в качестве регента в восстановленной Западной империи в Риме, Италии и Германии. Историческое чутье Гиббона было превосходным. Он уделял особое внимание браку или брачной дипломатии Византийской империи в эти годы, особенно в связи с варварскими беспорядками на территориях к северу от Константинополя.

Более поздние историки иногда пишут, не зная об этой жизненно важной дипломатической практике. Они часто описывают свадьбу Анны и Владимира так, как будто Анна была не более чем движимым имуществом, предложенным в джентльменском соглашении между византийскими императорами и князем-варваром Владимиром. В некоторых отчетах Анна остается неназванной, как бы предполагая, что это был простой двусторонний разговор между императорами и Владимиром. Факты свидетельствуют о том, что это было вовсе не так.

Смелым военным ходом киевский князь Владимир только что взял у Византии причерноморский город Херсон. Он начал переговоры с византийскими императорами с прицелом на уход из этого стратегического города, если можно будет принять благоприятные для него меры. Брачный союз был частью обсуждения, но Анна сопротивлялась простому обмену, своей верности временному дипломатическому преимуществу своих братьев. «Меня отправляют как не что иное, как заложницу», — как сообщается, сказала она.

Между строк можно было прочитать, что Владимир удивил и потряс братьев Анны. Из Херсона он представлял реальную угрозу для Константинополя. Владимир стремился быстрой и неожиданной военной победой заставить Константинополь заключить поспешный и односторонний союз, скрепленный узами брака. В то время как Василий и Константин были склонны принять условия Владимира, Анна сопротивлялась.

Очевидно, она придерживалась мнения, что вместо того, чтобы выйти замуж за языческого принца просто для того, чтобы получить преимущество, «было бы лучше остаться здесь и умереть». Анна, по-видимому, искала третью альтернативу, и в этом она, по-видимому, руководствовалась стратегическим пониманием ситуации, которое было лучше, чем у ее братьев. Во-первых, она настаивала на личном обращении Владимира в христианство. Ее также привлекала возможность того, что ее усилия могут привести к покаянию (pokaiane) весь языческий народ, т. е. что она может стать агентом христианизации в этих северных районах за приморским городом Херсоном, в обширном регионе, еще более важном для стратегическое положение Византии. В конце концов она была убеждена, что может избежать любой из двух перспектив, представленных ее братьями. Она могла сделать больше, чем служить заложницей языческому князю или остаться в Константинополе и умереть. Вместо этого она уехала в Херсон, чтобы встретить своего жениха, имея в виду некую обширную и дальновидную третью альтернативу.

Здесь больше, чем предположение, что Владимир стремился к чему-то противоположному цели Ольги тридцать лет назад. Ольга приняла византийское христианство, но сопротивлялась брачному союзу с Византией. Владимир стремился к брачному союзу, но, похоже, не имел естественной склонности к христианству. Это было до вмешательства Анны. Анна опустила ногу. Гиббон ​​почти прав: «обращение Володомира было определено или ускорено его желанием римской невесты».

Мы можем многое добавить к рассказу старого Гиббона, но нам, вероятно, следует прислушаться к скептицизму Гиббона эпохи Просвещения в отношении причинной силы божественных сил. В Херсоне — так говорят летописцы — Анна нашла князя Владимира ослепшим. Анна предупредила его, что зрение не вернется, если он немедленно не примет крещения. Он согласился, и, как гласит история, к нему немедленно вернулось зрение. Он был убежден вне всякого сомнения в мудрости принятия христианства. Анна убедила или принудила Владимира принять христианство; затем она приняла его как мужа. Это был первый шаг в ее амбициозном плане: личное обращение принца.

Вторым этапом было обращение всей Руси, и это был более сложный и менее задокументированный эпизод. Это произошло не сразу, хотя мы иногда отождествляем личное обращение Владимира с последовавшим за ним национальным обращением. Личное обращение Владимира могло закончить религиозную историю прямо здесь, в Херсоне. Но по возвращении в Киев, через некоторое время после личного крещения и венчания, Владимир приступил к христианизации всей Руси. То, что сначала было семейной драмой, стало национальной драмой, когда Владимир заставил крестить всю Русь. Анна была шестой женой Владимира. У него было около дюжины детей от предыдущих браков. Одной из первых работ Анны по возвращении в Киев было обращение детей Владимира. И продолжала она усилия за стенами княжеского жилища, вовне, на всю Россию. Современник этих событий Дитмар фон Вальбек [Титмар, епископ Мерзебургский] прямо заявил, что Анна несет ответственность за христианизацию России. Дитмар мало дает Владимиру; у него были взгляды на русского князя, называя его не более чем «блудником безмерным».

Много факторов повлияло на обращение Руси, и мы не можем сбрасывать со счетов вклад Анны. Мы не можем забыть о длительном распространении христианства на Руси в течение десятилетий, предшествовавших браку Анны с Владимиром. Причины успеха христианства там многочисленны. Но мы не можем избежать чувства исторической тряски в этом ранее медленном процессе, сначала с собственным более ранним усилением Владимиром языческих обрядов в Киеве, затем херсонской свадьбой. Вскоре последовали драматические события. Огромную статую языческого бога Перуна протащили с высокого постамента по улицам Киева, а население согнали в Днепр для массового крещения.

На основании того, что мы знаем о ее характере и ее более поздних достижениях, мы можем легко себе представить, что Анна сыграла роль не только в личном обращении Владимира, но и в решении обратить всю Русь. Она была активной советником Владимира и управляла значительными землями и многочисленной свитой по собственной власти княгини. Почти все источники согласны с тем, что во многом благодаря ее усилиям началось строительство первых христианских церквей в Киеве.

Анна была не просто козырем в отношениях между Византией и Русью; она помогла решить судьбу своей приемной родины. А Анна отвечала за определенное ответное влияние Руси на Константинополь. Анна работала над поддержанием и укреплением связей между приемной родиной и родиной, Византией. Она отправила дружину русских воинов на службу к своему брату Константину.

Дочь Анны, Мария, продолжила традицию брачной дипломатии, когда стала женой польского короля Казимира. Эта традиция получила дальнейшее развитие, когда в 1051 году правнучка Анны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, стала женой французского короля Генриха I. Мария подписала брачные обеты кириллицей и латиницей, а француз нацарапал его безграмотный «Х».

Анна, видимо, была матерью Бориса и Глеба, первых великих русских святых мучеников. Владимир поставил кулак за христианизацию Руси, но, кажется, именно Анна поставила волю и дух. И все же, как мало она получает признания на страницах истории. Как хорошо заметил Гиббон, «Володомир и Анна» — святые Русской Церкви, «но мы знаем его пороки, а ее добродетели не знаем».

Документация об этой ранней эпохе скудна и часто сомнительна, поэтому наше невежество в отношении достоинств Анны не может быть полностью развеяно. В своем старомодном выражении влиятельный русский историк Николай Карамзин заключил, что Анна «была орудием Небесного благоволения, выведшим Россию из мрака идолопоклонства». Анна не только помогла христианизировать Россию, но и дала русским правителям их первые настоящие права на имперское происхождение.