Евпатий коловрат краткая биография: Повесть о подвиге Евпатия Коловрата

Повесть о разорении Рязани Батыем

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии,

И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется

в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».

Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

  1. Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
  2. Илья Муромец и его воинские победы.
  3. Евпатий Коловрат на поле боя.
  4. Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
  5. Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.


На этой странице искали :
  • подвиг евпатия коловрата сочинение
  • сочинение подвиг евпатия коловрата
  • сочинение на тему подвиг евпатия коловрата
  • каким чувством проникнуто повествование
  • сочинение на тему евпатий коловрат и былинный богатырь илья муромец

Батый биография, фото, семья и дети

Батый биография. В XIII веке всем народам, которые населяли Киевскую Русь, приходилось в тяжкой борьбе отражать нашествие войска хана Батыя. Монголы находились на русской земле до XV века. И только на протяжении последнего столетия борьба велась не так жестоко. Это нашествие хана Батыя на Русь прямым или косвенным образом способствовало тому, что произошло переосмысление государственного устройства будущей великой державы.

Смерть великого хана Монгольской империи Чингисхана не положила конец захватническим войнам Золотой орды. Внук гениального полководца продолжил традиции знаменитого деда и организовал самый вероломный поход Золотой орды в истории, названный Великим западным походом. Нашествие Батыя расширило империю Чингисхана до невероятных границ. Читайте еще: Ярослав Владимирович биография.

В одном из сохранившихся документов времен похода Батыя есть строки:

«Вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва Северо-Восточную Русь, разрушил богатейший город Киев, разбил Поляков, Силезцов и Моравов и, наконец, устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир».
Разорительный поход Батыя на Русь и последовавшее 250-летнее татаро-монгольское иго оставили неизгладимый след в истории государства.

Детство и юность

Точной даты рождения Батыя нет. В исторических документах указывается разный год рождения. Бату, сын Джучи, родился в самом начале XIII века. Отец Батыя – старший сын Чингисхана, которому достались в наследство все земли, находящиеся к западу от реки Иртыш. Также Джучи получил еще не завоеванные земли: Европу, Русь, Хорезм и Волжскую Булгарию. Чингисхан повелевал сыну расширить границы улуса (империи) за счет завоевания российских земель и Европы.

Джучи не любили родственники. Жизнь отец Батыя прожил уединенную, на своих землях. После смерти Джучи при невыясненных обстоятельствах в 1227 году войска на западе от Иртыша назвали Батыя наследником. Чингисхан утвердил выбор наследника. Власть в государстве Батый разделил с братьями: Орду-Ичену досталась большая часть войска и восточная часть государства, а остальное Батый разделил с младшими братьями.

Походы

Биография хана Батыя – история жизни великого воина. В 1235 году у реки Онона курултай (совет знати) принял решение возобновить поход на Запад. Первая попытка дойти до Киева была предпринята войсками Чингисхана в 1221 году. Потерпев поражение в 1224 году от волжских булгар (Волжско-Камская Булгария – государство в Среднем Поволжье), войска Чингисхана остановили продвижение.

Возглавить новый поход поручили внуку Чингисхана хану Батыю. Правой рукой Батыя назначили Субэдэй-багатура. Субэдэй ходил во все походы с Чингисханом, участвовал в победной битве с половцами и русскими войсками на реке Калке (нынешняя Донецкая область, Украина).

В 1236 году Батый возглавил войска в Великом западном походе. Первым завоеванием Золотой Орды стали половецкие земли. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи. Нашествий на Русь было несколько. Батый лично руководил захватом земель Рязани и Владимира в 1238 году, в 1240 году – Киева. Завоевав Волжскую Булгарию, Батый с войском пошел на половцев на Дону.

Последние войска половцев разбиты монголами в 1237 году. Разбив половцев, татаро-монголы Батыя двинулись на Рязань. Город пал на шестой день штурма.

До наших дней сохранилась древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», датируемая концом XVI века. В древних списках повествуется о нашествии татаро-монгол на Рязань в 1237 году. Хан Батый с ордой стал на реке Воронеж под Рязанью. Князь Юрий Игоревич послал за подмогой к великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу.

Одновременно Юрий попытался отделаться от Батыя подарками. Хан прознал о красавице, живущей за стенами Рязани, и потребовал прислать к себе сноху князя Евпраксию. Муж Евпраксии сопротивлялся и был убит. Женщина покончила с собой, спрыгнув с терема. Отказ послужил сигналом для начала сражения. Итогом битвы стали захват и разорение Рязани татарами Батыя. Войско Юрия было разбито, князь погиб.

По преданию, воевода Рязани Евпатий Коловрат, вернувшись домой из Чернигова, увидел разрушенный татарами город. Собрав отряд из 177 человек, отправился по следам монголов. Вступив в неравный бой с войском Батыя под Суздалем, дружину разбили.

Батый, отдавая дань храбрости Коловрата, проявленной в неравной схватке, отдал тело убитого воеводы оставшимся в живых русским со словами: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». Имя рязанского воеводы вписано в историю России рядом с другими, не менее славными героями.

Разрушив Рязань, войско Батыя отправилось на Владимир. Москва и Коломна, стоявшие на пути хана, были разорены. Осада Владимира началась зимой 1238 года. Через четыре дня татары взяли штурмом город. Батый приказал поджечь Владимир. В огне погибли жители вместе с великим князем. Разорив Владимир, орда разделилась надвое.

Одна часть войска отправилась захватывать Торжок, другая пошла на Новгород, по пути разбив русское войско на реке Сить. Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул назад. Проходя через город Козельск, орда встретила упорное сопротивление местных жителей. Осада Козельска длилась семь недель. Захватив город, татары не оставили от него и камня.

Южное направление Батый захватывал в 1239 году. По пути к главной цели – Киеву – хан разрушил Переяславское и Черниговское княжества. Осада Киева длилась три месяца и закончилась победой хана Батыя. Последствия татаро-монгольского нашествия на Русь ужасны. Земля лежала в обломках. Многих городов не стало. Жители уведены в рабство в Орду.

В результате монгольского вторжения на Русь в 1237-1248 годах великим князьям пришлось принять политическую и данническую зависимость княжеств от Монгольской империи. Русские ежегодно платили дань. Хан Золотой Орды назначал князей на Руси ярлыками. Иго Золотой Орды Северо-Восточных земель Руси продолжалось два с половиной века, до 1480 года.

В 1240 году разбитый Ордой Киев передан Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. В 1250 году князь отправился представителем на курултай в Каракорум, где был отравлен. Сыновья Ярослава Андрей и Александр Невский отправились вслед за отцом в Золотую Орду.

Андрей получил во владение Владимирское княжество, а Александр – Киев и Новгород. Занятие Киева открыло Золотой Орде дорогу в Европу. У подножья Карпат Западный поход разделился на два войска. Одна группа, руководимая Байдаром и Орду, направилась в поход на Польшу, Моравию и Силезию.

Другая, во главе с Батыем, Каданом и Субудеем, завоевала Венгрию: 11 апреля 1241 года войска короля Бела IV разбиты монголами в битве на реке Шайо. С победой над Венгрией Батыю открылся путь к завоеванию Болгарии, Сербии, Боснии, Далмации. В 1242 году войска Золотой Орды вошли в Центральную Европу и остановились у ворот саксонского города Мейсен. Поход на Запад завершился. Вторжение на Русь сильно потрепало полчище татар. Батый вернулся на Волгу.

Еще одной причиной окончания Великого похода стала смерть великого хана Угэдея, преемника Чингисхана. Новым каганом стал Гуюк, давний враг Батыя. После прихода к власти Гуюка начались межклановые битвы. В 1248 году великий хан отправился в поход против Батыя. Но, дойдя до Самарканда, великий хан Гуюк скоропостижно скончался. По предположению историков, хан был отравлен сторонниками Батыя. Следующим Великим ханом в 1251 году стал сторонник Батыя Мунке.

В 1250 году Батый основал город Сарай-Бату (ныне – район села Селитренного в Харабалинском районе Астраханской области). По отзывам современников, Сарай-Бату – красивейший город, полный людей. Яркие базары и улицы поражали воображение гостей города. Позже, во времена правления хана Узбека, город пришел в упадок и был разобран на кирпичи для строительства новых поселений.

Личная жизнь

Хан Батый имел 26 жен. Старшая жена – Боракчин-хатун. Боракчин родом из племени татар, кочевавших на востоке Монголии. По неподтвержденным данным, Боракчин – мать старшего сына Батыя, Сартака. Кроме Сартака известно о еще двух сыновьях хана: Тукане и Абукане. Существуют данные, что был еще один наследник Батыя – Улагчи.

Смерть

Батый умер в 1255 году. Точной информации о причинах смерти хана нет. Существуют версии о смерти от отравления или ревматической болезни. Наследником Батыя стал старший сын Сартак. Сартак узнал о кончине отца, находясь при дворе Мунки-хана в Монголии. Возвращаясь домой, наследник скоропостижно умер. Ханом стал малолетний сын Сартака Улагчи. Регентом при хане и правительницей улуса стала Боракчин-хатун. Вскоре Улагчи умер.

Боракчин противостояла приходу к власти в Джучиевом улусе сына Джучи, внука Чингисхана Берке. Заговор раскрыли, а Боракчин казнили. Берке – последователь политики брата Бату в расширении независимости улуса. Он первый хан, принявший ислам. За время правления улус обрел самостоятельность. Утвердился гнет Золотой Орды над Русью.

Память

Батый оставил на Руси страшную память о себе. В древних летописях хана называли «нечестивым», «безбожным». В одном из сохранившихся до наших дней сказаний можно прочесть:

«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».

На Востоке к хану Батыю относятся с почтением. В Астане и Улан-Баторе названы улицы в честь Бату-хана. Имя хана Батыя встречается в литературе и кинематографе. К биографии великого полководца не раз обращался писатель Василий Ян. Книги писателя «Чингисхан», «Батый», «К «последнему» морю» известны читателям. О Батые упоминается в книгах Алексея Югова и Ильяса Есенберлина.

Походам Золотой Орды и хану Батыю посвящен советский фильм 1987 года режиссера Ярослава Лупия «Даниил – князь Галицкий». В 2012 году на экраны России вышла картина Андрея Прошкина «Орда». В картине освящены события, происходившие на Руси и в Золотой Орде в XIII веке.

7 фактов о жизни хана Батыя

Внук Чингисхана Бату-хан, несомненно, является роковой фигурой в истории Руси XIII века. К сожалению, история не сохранила его портрета и оставила мало прижизненных описаний хана, но то, что мы знаем, говорит о нем как о неординарной личности.

1 Место рождения – Бурятия? 

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью — Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены. Джучи владел самым большим уделом чингизидов.

Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет. По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

2 Окаянный и справедливый 

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый». Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов. В нашу историю он вошел, как погубитель — «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

3 Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 12 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.

По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана. Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

4 Татаро-монголы против тамплиеров 

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить.

По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей. Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса. Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян. Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры.

Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

5 Бату против Каракорума 

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда. Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.

Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии. В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды — Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров.

Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские. В Сарай-Бату было 14 мечетей. Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамерланом в 1395 году.

6 Батый и Невский 

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум. Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя.

Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда. Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала нашим западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

7 Загадка смерти 

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения. Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Читайте еще: Влад Цепеш биография.

Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно. Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.

2017. Том. 5, нет. 1. Галимов Т.Р.

2017. Том. 5, нет. 1, pp. 29-55

doi: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-1.29-55

Иерархия русской церкви и релей. И РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
В ГОДЫ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ 1237–1240
ПО СОВРЕМЕННЫМ ОЦЕНКАМ

Т.Р. Галимов
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
420043 Казань, Российская Федерация
E-mail: [email protected] ru

иерархов в наиболее активный период русско-ордынской борьбы (1237–1240).
Материалов: Древнерусские летописи и сказания остаются основным источником сведений о деятельности церковной иерархии в период военно-политического противостояния русских княжеств и Орды. Как показывают исследования последних лет, комплекс сцен борьбы с захватчиками далеко не так ясен, как это считалось в отечественной историографии на протяжении многих десятилетий. Это наблюдение позволяет по-новому прочесть сообщения о церковной жизни на Руси в период наиболее острой фазы русско-ордынской войны.
Результаты и новизна исследования: События 1237–1240 гг. привели к коренному изменению существующей ситуации на Руси. Это касалось не только власти, но и религиозных институтов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что поведение церковных иерархов стало основной причиной изменений в социально-политической и экономической сферах древнерусской церковной организации. Церковь приняла власть Орды над Русью, а ордынские льготы и награды укрепили лояльность высшего духовенства к ханской власти. Это обстоятельство потребовало от церкви заявить о своей позиции по отношению к новой власти. В результате необходимость принятия сложившихся отношений между церковью и Ордой нашла свое оправдание в концепции «Казни Божией». Такое идеологическое обоснование снимало с завоевателей ответственность за беды, постигшие Русь, и оправдывало контакты между церковью и Ордой. Древнерусские источники не дают прямых оценок поведения святителей. Но чтение летописных сообщений оставляет впечатление, что современники оценивали поведение церкви весьма неоднозначно и, вероятно, предосудительно.

Ключевые слова: отношения Русской Церкви с Ордой, иерархи древней Руси, битва на реке Калке, Батыйское нашествие на Русь, епископ владимирский Митрофан, епископ черниговский Порфирий, епископ ростовский Кирилл , история русской церкви

Для цитирования : Галимов Т. Р. Иерархия Русской Церкви и отношения между Ордой и Русской Церковью в период татаро-монгольского нашествия 1237–1240 гг. по современным оценкам. Обзор Золотой Орды. 2017. Том. 5, нет. 1, стр. 29–55. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.29-55

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амелькин А.О. Когда «родился» Евпатий Коловрат. Родина [Родина]. 1997, нет. 3–4, стр. 48–52. (на русском языке)
  2. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью . Петербург, Типография И.А. Ремезова, 1878. 592 р. (на русском языке)
  3. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания . М.: АН СССР, 1963. 376 с. (на русском языке)
  4. Будовниц И.Ю. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI–XIV вв . М.: АН СССР, 1960. 488 с. (на русском языке)
  5. Буланин Д.М. Повесть о битве на Калке. Словарь книжников и книжности Древней Руси . Исс. 1 (11 – первая половина 14 вв.)]. СПб. : Изд-во АН СССР, 1987. С. 346–348. (на русском языке)
  6. Гартман А.В. Хронология похода Батыя на Северо-Восточную Русь. Известия Алтайского государственного университета [Известия Алтайского государственного университета]. 4/2, 2008 г., стр. 17–21. (на русском языке)
  7. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Том II: период второй, Московский от общества монголов до митрополита Макария включительно . Том. II: Второй период, Московский период от монгольского нашествия до митрополита Макария включительно. Москва: Грааль, 1997. 920 с. (на русском языке)
  8. Голыженков И. Битва на Калке 31 мая 1223 г. [Битва на Калке 31 мая 1223 года]. Москва: Изограф, 1994. 49 с.п. (на русском языке)
  9. Горский А.А. Проблемы изучения «Слова о погибели Русской земли»: К 750-летию со времени написания. Труды отдела древнерусской литературы . СПб.: Наука, 1990. Вып. 43. С. 18– (на русском языке)
  10. Горский А.А. Москва и Орда [Москва и Орда]. Москва : Ломоносов, 2016. 296 р. (на русском языке)
  11. Горский А.А. Средневековая Русь. О чем говорят источники [Средневековая Русь. Что говорят источники. М.: Ломоносов, 2016. 216 с. (на русском языке)
  12. Гудзий Н.К. О «Слове о погибели Русской земли». Труды отдела древнерусской литературы . М., СПб.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 2. 12. С. 527–545. (на русском языке)
  13. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) . Москва, Аспект Пресс, 1998. 234 с. (на русском языке)
  14. Данилевский И.Н. Исторические источники XI–XVII вв. «Исторические источники 11 – 17 вв.». Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие [Исходное исследование: Теория. История. Метод. Источники по истории России: Учебное пособие. В. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева (ред.). Москва, Россия. государство. гуманит. ун-т, 1998. С. 171–222. (на русском языке)
  15. Данилевский И.Н. Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы. Родина [Родина]. 2014, нет. 5, стр. 11–15. (на русском языке)
  16. Данилов В.В. «Слово о гибели Русской земли» как произведение искусства. Труды отдела древнерусской литературы . М., СПб.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 1, с. 16. С. 132–142. (на русском языке)
  17. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А., Шапошник В.В. Русское православие: от крещения до патриархата . СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 412 с. (на русском языке)
  18. Дмитриев Л.А. Слово о погибели Русской земли. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) [Словарь писцов и литературная культура Древней Руси. Исс. 1 (11 – первая половина 14 вв.)]. СПб.: Изд-во АН СССР, 1987. Вып. 1, стр. 432–434. (на русском языке)
  19. Дмитриев Я.А. Житийные повести русского Севера как памятник литературы XIII–XVII вв. [Житийные сказания Русского Севера как памятник литературы 13 –17 ]. СПб.: Наука, 1973. 304 с. (на русском языке)
  20. Доброклонский А.С. Руководство по истории Русской Церкви . Москва: Грааль, 2001. 936 с. (на русском языке)
  21. Еремин И.П. «Слово о погибели Русской земли». Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков [Повествовательная проза Киевской Руси 11 го –13 вв.]. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1957, стр. 351–354. (на русском языке)
  22. Знаменский С.В. История русской церкви (уч. рук-во) . Москва: Грааль, 2000. 462 с. (на русском языке)
  23. История иерархии русской православной церкви . Москва, Е. Губонин, исследовательская гр. Ф. А. Гайда. Москва: Изд-во Свято-Тихоновского православного государственного университета, 2006. 926 р. (на русском языке)
  24. Карамзин Н.М. История государства Российского . Москва: Наука, 1991. Т. 1. 3. 828 с. (на русском языке)
  25. Карташев А.В. Собрание сочинений: в 2 ф. Т. 1: Очерки по истории русской церкви . Том. 1: Очерки истории Русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992. 686 с. (на русском языке)
  26. Клосс Б.М. В.Н. Татищев и начало изучения русских летописей [В.Н. Татищев и начало изучения русских летописей. Летописи и хроники: 1980 г . [Анналы и хроники: 1980]. М.: Наука, 1981. С. 5–13. (на русском языке)
  27. В.О. Древнерусские жития как исторический источник . М., Типография Грачева и сост., 1871. 479 с. (на русском языке)
  28. Комарович В.Л. Литература Рязанского княжества XIII–XIV вв. Литература Рязанского княжества 13 – 14 вв. История русской литературы. Литература 1220-х – 1580-х гг. [История русской литературы. Литература 1220–1580-х гг. Москва, СПб, 1945, вып. 2, часть 1, стр. 75–77. (на русском языке)
  29. Комментарии [Комментарии]. Памятники общественной мысли Древней Руси . сост., автор вступ. ул. я комментирую. В. Данилевский. Москва, РОССПЭН, 2010, т. 1, с. 2, стр. 343–651. (на русском языке)
  30. Краткое упоминание битвы на Калке во «Втором продолжении (анналов Мелька) Клостернойбурга». Хаутала Р. От «Давида, царя Индии» до «ненавистного плебея сатаны» Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах татаро-монголы]. Казань, Ш. Марджани Институт истории Академии наук Татарстана, 2015. С. 133–134. (на русском языке)
  31. Кривошеев Ю.В. Русская средневековая государственность . СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 131 с. (на русском языке)
  32. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV в.). Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. Сборник научных трудов. [Русская культура в условиях иноземных нашествий. Сборник научных статей. Москва, 1990, ч. 1, с. 15–69. (на русском языке)
  33. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века [Русская иконография от истоков до начала 16 -го -го века]. Москва: Искусство, 2000. 152 с. (на русском языке)
  34. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение . Москва, СПб.: Изд-во АН СССР, 499 с. (на русском языке)
  35. Лихачев Д. С. Слово о погибели русской земли и «шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Русско-европейские литературные связи . Москва, СПб.: Наука, 1966. С. 92–96. (на русском языке)
  36. Лихачев Д. С. Вступительная статья. Памятники литературы Древней Руси: XIII век . Москва, Художественная литература, 1981. С. 9–14. (на русском языке)
  37. Лихачев Д.С. Великое наследие . Классические произведения литературы Древней Руси [Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. СПб, 1987. Вып. 2. 342 с. (на русском языке)
  38. Лихачев Д. С. К истории сложения «Повести о разорении Рязанской земли Батыем». Археографический ежегодник за 1962 год: (к 70-летию акад. М.Н. Тихомирова) [Археологический ежегодник за 1962 г. : К 70 -му -летию академика М.Н. Тихомиров]. Москва, Изд-во АН СССР, 1963, стр. 48–51. (на русском языке)
  39. Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче. Труды отдела древнерусской литературы . Москва, СПб.: Изд-во АН СССР, 1949, т. 1, с. 7, стр. 17–51. (на русском языке)
  40. Лихачев Д.С. Литература Новгорода XIV–XV вв. Новгородская литература 14 – 15 вв. История русской литературы. Литература 1220-х – 1580-х гг [История русской литературы. Литература 1220-х – 1580-х гг. Москва, СПб, 1945, вып. 2, часть 1, стр. 263–264. (на русском языке)
  41. Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. Труды отдела древнерусской литературы . СПб, Наука, 1949, т. 1, с. 7, стр. 257–406. (на русском языке)
  42. Лурье Я.С. Лаврентьевская летопись – свод начала XV века.0088-й век]. Труды отдела древнерусской литературы . СПб.: Наука, 1974. Вып. 29, стр. 50–67. (на русском языке)
  43. Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв . СПб.: Наука, 1976. 285 с. (на русском языке)
  44. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: история Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988–1240). Кн. 2. [История Русской Церкви: История Русской Церкви в период ее полной зависимости от Константинопольского Патриарха (988–1240). Книга 2. Москва, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с. (на русском языке)
  45. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Кн. 3. [История Русской Церкви: История Русской Церкви в период ее постепенного перехода к самостоятельности (1240–1589 гг.).). Книга 3. Москва, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 704 с. (на русском языке)
  46. Малицкий П.И. Руководство по истории русской церкви . 4. Москва: Грааль, 2010. 464 с. (на русском языке)
  47. Мещерский Н.А. К реконструкции текста «Слова о погибели Русской земли». Вестник ЛГУ. № 14. Серия истории, языка и литературы [Вестник Ленинградского государственного университета. № 14. Серия истории, языка и литературы. 1963. Вып. 3, стр. 44–53. (на русском языке)
  48. Мининкова Л.В. Дар в традиции домонгольской Руси: культурно-символическое наполнение и политическое содержание. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях . Стручок красный. д.и.н. ПИ. Гайденко. СПб., К. Костромин, т. 1, с. 4, стр. 18–30. (на русском языке)
  49. Миргалеев И. М. Правление Токтамыш-хана. История татар с древних времен. В семи томах. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV т. [История татар с древнейших времен. В семи томах. Том. 3: Улус Джучида (Золотая Орда). 13 – середина 15 -го вв.]. Казань, Ш. Изд-во Института истории Марджани АН Татарстана, 2009. С. 706–712. (на русском языке)
  50. Мусин А. Е. Милитес Кристи Древней Руси [Милитес Кристи Древней Руси]. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета . Петербург: Санкт-Петербургское востоковедение, 2005. 368 с. (на русском языке)
  51. Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). Москва, Государственное издательство политической литературы, 1956. 280 с. (на русском языке)
  52. Пашуто В.Т. Монгольский поход вглубь Европы. Татаро-монголы в Азии и Европе [Татаро-монголы в Азии и Европе]. М., 1977. С. 210–227 (на русском языке)
  53. .

  54. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси . Москва, СПб, Институт истории, 1950. 333 с. (на русском языке)
  55. Письмо грузовинского амирспасалара Иванэ папе Гонорию III [Письмо грузинского амирспасалара Иванэ папе Гонорию III]. Хаутала Роман. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны» . Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах [От «Давида, царя Индии» до «Гнусных плебеев сатанинских»: Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах]. Казань, Ш. Марджани Институт истории Академии наук Татарстана, 2015. С. 127–129 (на русском языке)
  56. Письмо грузинской королевы Русудан папе Гонорию III [Письмо грузинской царицы Русудан папе Гонорию III]. Хаутала Роман. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны» . Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах [От «Давида, царя Индии» до «Гнусных плебеев сатанинских»: Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах]. Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана, 2015. С. 124–126. (на русском языке)
  57. Повести о разорении Рязанской Батыем. Памятники общественной мысли Древней Руси . сост., автор вступ. ул. я комментирую. И. Н. Данилевский. Москва: РОССПЭН, 2010. Т. 2. 2, стр. 51–60. (на русском языке)
  58. Полное собрание русских летописей: Лаврентьевская летопись . Том. 1: Лаврентьевская летопись]. Москва, Языки русской культуры, 2001. 496 с. (на русском языке)
  59. Полное собрание русских летописей: Ипатьевская летопись [Полное собрание русских летописей. Том. 2: Ипатьевская летопись]. Москва, Языки русской культуры, 2001. 648 с. (на русском языке)
  60. Полное собрание русских летописей: Новгородская летопись старшего и младшего изводов [Полное собрание русских летописей. Том. 3: Новгородская летопись старшей и младшей редакций. Москва, Языки русской культуры, 2001. 720 с. (на русском языке)
  61. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв. [Древний Новгород. Очерки истории русской культуры 11 –15 веков. М., СПб.: Изд-во АН СССР, 1947. 307 с. (на русском языке)
  62. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-истрийского. 2 [Правила Православной Церкви в толковании Никодима, епископа Далматского и Истрийского.]. СПб., Типография М. Меркушева, 1912. 639 с. (на русском языке)
  63. Рудаков В.Н. Монголо-татарские глаза древнерусских книжников середины XIII–XV вв . Москва: Квадрига, 2009. 248 с. (на русском языке)
  64. Свердлов М.Б. К вопросу о летописных источниках «Повести о битве на Калке». Вестник Ленинградского государственного университета. 2. Ис. 1 [Вестник Ленинградского государственного университета. Серия истории, языка и литературы. Санкт-Петербург, 1963, стр. 139–144. (на русском языке)
  65. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский [Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский]. Подгот. текстов и исл. Н. В. Рамазановой. СПб, «Дмитрий Буланин», 2005. 392 с. (на русском языке)
  66. Слово о погибели Русской земли. Памятники общественной мысли Древней Руси . сост., автор вступ. ул. я комментирую. И. Н. Данилевский. Москва: РОССПЭН, 2010, т. 1, с. 2, с. 27. (на русском языке)
  67. Соловьев А. В. Заметки к «Слову о погибели Русской земли». Труды отдела древнерусской литературы . М., СПб.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 2. 15. 523 с. (на русском языке)
  68. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. L–S [Материалы для лексики древнерусского языка по письменным памятникам. Л–С]. Санкт-Петербург, Типография Императорской Академии Наук, 1902. 2. 919 с. (на русском языке)
  69. Татищев В.Н. История российская [История России] . Москва, СПб, Наука, 1964. 3. 340 с. (на русском языке)
  70. Тихомиров М.Н. Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли». Труды отдела древнерусской литературы . М., С.-Петербург, Изд-во АН СССР. 8. С. 235–244. (на русском языке)
  71. Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви . М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. 726 с. (на русском языке)
  72. Трактат Цезария из Гейстербаха «Диалог о чудесах» [Цезарий Гейстербахский Трактат «Dialogus miracolorum»]. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны» . Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах [От «Давида, царя Индии» до «Гнусных плебеев сатаны»: Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах]. Казань, Ш. Марджани Институт истории Академии наук Татарстана, 2015. С. 134–135. (на русском языке)
  73. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. Период 2. Монгольский. От опустошения России монголами до разделения митрополии (1236–1410) 5-ое изд. [История Русской Церкви. Период 2. Монгольский период. От разорения Руси монголами до разделения митрополии (1236–1410). 5 -е издание ]. Москва, Типография Волчанинова, 1888. 840 с. (на русском языке)
  74. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею церковю или местно . СПб.: Русская симфония, 2008. 760 с. (на русском языке)
  75. Флория Б.Н. Общественная мысль в России и других славянских странах в эпоху развития средневековья . Москва: Индрик, 2014. 432 с. (на русском языке)
  76. Архидиакон Фома. История архиепископов Салоны и Сплита [История епископов Салоны и Сплита]. Москва: Индрик, 1997. 320 с. (на русском языке)
  77. Фрагмент из «Хроники» нотариуса Риккардо из Сан Джермано [Фрагмент из «Хроники» нотариуса Риккардо из Сан Джермано]. Хаутала Роман. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны» . Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах [От «Давида, царя Индии» до «Гнусных плебеев сатанинских»: Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах]. Казань, Ш. Марджани Институт истории Академии наук Татарстана, 2015. С. 131–133. (на русском языке)
  78. Хара-Даван Э. Чингисхан: очерк [Чингисхан: Очерк]. Комп. М. Галеев. Казань: Татарское книжное издательство, 2008. 351 с. (на русском языке)
  79. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны» . Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань, Ш. Марджани Институт истории Академии наук Татарстана, 2015. 496 р. (на русском языке)
  80. Хрущев И.П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI–XII столетий . Киев, Университетская типограгия, 1878. 225 с. (на русском языке)
  81. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв . Москва, СПб.: Изд-во АН СССР, 374 с. (на русском языке)
  82. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв . Москва: Наука, 1989. 233 с. (на русском языке)
  83. Щербатов М.М. История российская от древних времен . СПб.: Типография Императорской академии наук, 1771. Вып. 2. 668 с. (на русском языке)
  84. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания [Пахомий Серб и его житийные сочинения]. СПб, Синодальная типограгия 1908. 442 с. (на русском языке)
  85. Векослав Клайч. Poviesti Hrvata [Рассказы Хрвата]. Загреб, Лав. Хартмана, 1899. 318 с.

Об авторе: Галимов Теймур Робертович – аспирант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (420043, Российская Федерация, г. Казань, ул. Зеленая, 1). Электронная почта: [email protected]

Поступила в редакцию 11 января 2017 г.
Принята к публикации 5 марта 2017 г.
Опубликована в Интернете 30 марта 2017 г.

Посетите Музей истории Рязанского леденца во время поездки в Рязань

Используя этот сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie

Музей истории Рязани Леденец отзывы

Оцените достопримечательность

Рейтинг путешественников TripAdvisor

155 отзывов

  • Лилли Р

    Очень приятный и креативный музей! Определенно влюбился в интерактивный телефон, который читает стихи и поет песни!

    Очень приятный и креативный музей! Определенно влюбился в интерактивный телефон, который читает стихи и поет песни!
    более »

  • Кристоф_88

    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g298485-d13393665-r719917102-Museum_of_the_History_of_Ryazan_Lollipop.html»> Музей хороший, но небольшой (одна комната, «кухня» для мастер-классов, предполагаю во время экскурсий, и уютное кафе со сладостями)
    Вся история вокруг сахара довольно хорошо объяснена…

    Музей хороший, но небольшой (одна комната, «кухня» для мастер-классов, предполагаю во время экскурсий, и уютное кафе со сладостями)
    Вся история вокруг сахара довольно хорошо объяснена…
    более »

Подробнее на TripAdvisor ›

Спланируйте поездку в Рязань

  • Индивидуальная поездка

    Полный маршрут дня за днем ​​на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Специализированный музей

Рязанский кремль

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Успенский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Грибы с глазами

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Архангельский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Боковые поездки из Рязани

©

Специализированный музей

Музейная фабрика Коломенской пастилы

Коломна

4. 6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Коломенский Кремль

Коломна

4,8

Продолжительность: 30 минут

©

Специализированный музей

Калачная

Коломна

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей трамваев

Коломна

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Рязани

©

Памятник

Памятник Евпатию Коловрату

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ориентир

Спасо-Преображенский мужской монастырь

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Аромат времени

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Игра «Побег из комнаты»

Игры «Побег из комнаты»

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Исторический музей

Мемориальный музей-усадьба академика И. Павлова

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей истории Воздушно-десантных войск

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Сикера Бар-музей напитков Рязанской области

3,9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

©

Церковь

Спасо-Преображенский собор

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Церковь Спаса Преображения На Яре

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Борисоглебский собор

4.