Как выглядит леший в сказках: Леший — сказочный персонаж — Щи.ру

Исследовательская работа «Тайны Лешего»

 

 

 

Исследовательская работа

 

Тема: «Тайны Лешего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение….………………………………………………………………………………………..3
Основная часть ……………………………………………….………………………………… .3

1.     
Анкетирование……………………………………………………………………………3

2.     
Изучение литературы и сбор информации
……………………………………………..3

3.     
Анализ образа  Лешего…………………………………………………………………..5

4.     
Творческая
мастерская…………………………………………………………………..6

Заключение……………………………..…………………………………………………………….6

Список литературы ………………………………………………………………………………7

Приложения:

             Приложение 1. Результаты
анкетирования.

             Приложение 2. Таблица «Образ
Лешего в мультфильмах».

             Приложение 3. Таблица «Образ Лешего в сказках».

 Приложение
4. Леший своими руками.

 Приложение 5. Творческое выступление.

 

 

           

           

 

 

 

           

           

 

           

 

 

 

 

 

 

Лес не просто липы, ёлки,
Средь которых, бродят волки,
Есть у леса и душа,
В виде Лешего она.
И везде, где только можно,
Бродит Леший осторожно.
От травинки до ручья
Его помощь всем нужна.
Он следит, чтоб сосны, ели
Молодёжь свою пригрели,
Чтоб росли в лесу грибы,
Чтоб трудились муравьи,
Чтобы всякое зверьё,
Пропитаться бы смогло
.

Введение

 

Я
очень люблю читать книги. Особенно мне нравятся сказки. Однажды я читала
сказку, в которой есть сказочный герой  «Леший». И стала задумываться над тем,
как попал в сказку Леший? Почему он живёт в тёмном лесу? Кто его придумал? Это
вымышленный сказочный персонаж? А может быть Леший — мифологическое
существо? Поэтому я решила подробнее изучить,  кто такой Леший.

Актуальность
темы:
Леший 
– герой многих сказок, поэтому очень интересно узнать, откуда он появился, кто
его придумал.

Объект
исследования:

Леший.

Гипотеза: Я думаю, 
что Леший
– древний персонаж народных сказок.

Цель: Проанализировать
образ Лешего в сказках и сделать вывод о его сущности.

Предмет
исследования:

сказки разных народов и авторские сказки.

Задачи:

Узнать,
кто такой Леший, как появился этот  образ.

Определить
род его занятий

Описать
облик Лешего, его  жилище, выяснить какой у него
характер.                          

 Выяснить
в каких отношениях он находится с людьми.

Методы
исследования
:

Теоретическое
исследование.

Анкетирование.

Сравнение.

Анализ.

Этапы
исследования:

Сбор и
классификация литературы с участием Лешего

Чтение
статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок;
просмотр фильмов и мультфильмов с участием Лешего

Анализ:
составление таблиц.

Анкетирование
среди  одноклассников школы.

Сопоставление
результатов своего исследования и результатов анкетирования одноклассников.

Выводы по
результатам исследования.

Практическая
значимость:

результаты работы могут быть использованы  в школе на уроках, в различных
внеурочных мероприятиях.

 

 

Основная часть

1.     
Наблюдения и опрос.                                                                                                                   

Начала
я свою работу с того, что провела опрос среди учащихся начальных
классов, так как мне стало интересно: что думают другие ребята о Лешем?
Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Кто
такой Леший?

Каким
вы его представляете?

Как
выглядит его жилище?

Где
он живёт?

Чем
занимается?

По
результатам проведённого опроса я сделала следующие выводы:
оказалось, что учащиеся 3 классов мало знают,  кто такой Леший, варианты  ответов
я записала в таблицу (Приложение 1). Таким образом, проведенный мною опрос
позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы.

 

2.      Изучение
литературы и поиск информации.

В
первую очередь я решила обратиться к толкованию слова «леший»
и
выяснила, что в Толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой 
имеется следующее объяснение: 1) Леший — сверхъестественное существо,
живущее в лесу. 2) Употребляется 
как бранное слово. В словаре С.И. Ожегова я  нашла аналогичное определение:
Леший — человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса,
враждебный к людям.  Для наиболее полного анализа фольклорного образа я
обратились к этимологии. Я выяснила, что термин «Леший» своими корнями уходят
вглубь веков, как в этимологическом, так и в мифологическом плане.
Этимологический словарь русского языка (онлайн версия) М.Фасмера даёт следующее
объяснение «Леший»: «лесной, поросший лесом». Отсюда можно сделать
предположение: слово леший обозначает некое существо, связанное с лесом.  
Поэтому следующим шагом моего исследования было выяснить мифологическое
толкование слова Леший. Сведения о мифологии образа Лешего я нашла в Интернете.
Выяснила, что Леший — это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его
хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса,
к не хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без
слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Леший, лесовик, лешак,
лесовой, лесун, лесник — дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в
каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек — красный кушак, левая
пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят.
Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у
лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего
нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него
через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него
синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы
на голове зачесаны налево. Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в
зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно,
даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс,
сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется
мохом-травою. Отсюда следует вывод, что согласно славянской мифологии образ
Лешего имеет несколько значений: 1. Дух
и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он
умеет оборачиваться, является в виде   дряхлого старика, либо   дерева,
медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. 2. Начальник над всеми деревьями и зверями,
без его разрешенья в лес заходить не стоит. 3. Злой дух, враждебный человеку. Основываясь
на вышесказанном, можно с уверенностью предположить, что  образ Лешего имеет
древнее происхождение и берет своё начало с языческих времён.

Леший в искусстве

Леший является популярным
персонажем мультфильмов.
Какой  предстает Леший в них? Чтобы ответить на этот вопрос я просмотрела
мультфильмы. Проанализировав поведение Лешего, я составила таблицу (Приложение
2).

Леший в народных сказках.

Ответы
ребят после проведения опроса помогли дальнейшему исследованию. Я определила
основные моменты, на которые я должна обратить внимание. Это: место обитания
Лешего, его внешний вид, какой характер у Лешего, в каких отношениях он находится 
с людьми. Чтобы как можно больше узнать Лешем,  я  прочитала  народные и 
авторские сказки с участием Лешего: «Мишка
и Леший» А.Н. Толстого, польскую сказку «Дар Чёрного Лешего», «Сказку
про Лешего» С. М. Крупенина,  «Сказку про Лешего, который смог превратиться в
человека» Петра  Леймана, русскую народную сказку «Леший».
Во
всех сказках Леший играет важную роль (Приложение 3).Таким образом, в
прочитанных мною сказках Леший представляется в разных образах. Во всех сказках
Леший показан не только отрицательным героем (он крадёт девушек, сбивает с пути
охотников), но он ещё может и просьбу выполнить. Леший обладает волшебной
силой.  В двух сказках Леший погибает: в него выстрелил охотник («Леший»
русская народная сказка). В одной сказке его легко обманул дровосек («Шурале»
татарская сказка). Леший – волшебник, он выполнил желание героя: превратил улья
в хрустальные, а пчёл в золотые («Мишка и Леший»).

3. Анализ образа Лешего.

  
На основе связей между различными предметами,
явлениями, действиями Лешего в авторских и народных сказках можно сделать вывод
о его сущности. Леший испытывает людей, издевается над путниками, водит
грибника по лесу кругами, а значит – ведает судьбой. Леший похищает молодых
красивых девушек и уводит их в лес, связан с лесом, ему подвластны животные, он
всегда старый, огромного роста, с необузданным нравом. Любит петь во всё горло,
не оставляет следов. Живёт в лесной глуши в избушке, сделанной из человеческой
кожи и костей. Он связан со смертью. Ему служат дикие звери, белки и мыши у 
него в крепостной зависимости, а значит, он повелитель зверей. Леший может
превращаться в ветер, вихрь, бурю; свистит (свист связан с ветром), а значит,
связан с воздушной стихией. Так кто же он
такой – Леший? Даже прочитав десятки сказок  и проведя тщательный анализ его
образа трудно разобраться, потому что Леший никогда не раскрывает всех своих
тайн.

 

 

Практическая работа.

После показа моей презентации в классе провели творческий конкурс рисунков по созданию образа
Лешего — защитника леса.

 Мне захотелось смастерить мягкую
игрушку в образе Лешего.

Вместе с группой
одноклассников мы подготовили творческое выступление: песню и танец. Теперь у
нас в классе есть новая физкультминутка про Лешего.

Заключение

 

 В
ходе своего исследования я открыла для себя много нового и интересного. Анализ
литературных источников помог узнать, каким образом Леший стал одним из
интереснейших героев сказок. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно
относиться к чтению любого художественного произведения, так как только
вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Только в
процессе работы со сказками я познакомилась с отличительными характеристиками
образа Лешего. Я узнала,
что Леший – это человекообразное
существо,
полноправный хозяин леса. Образ Лешего имеет
древнее происхождение и берет своё начало с языческих времён.  Живёт
в лесу. Бывает добрым и злым, хотя все, что он делает, — это шутки, только
шутки неуклюжие, не всегда уместные.  К хорошим людям относится хорошо,
помогает выйти из леса, а к плохим плохо: путает, заставляет ходить кругами.
От  Лешего зависит удача на охоте. Кроме того, многие непонятные лесные звуки
тоже приписываются лешему. Одежда лешего вся в
репьях и мхе. Лесному хозяину, согласно мифологии,
подчиняются все лесные животные. Даже когда Леший  предстаёт в самом
неприглядном виде и отличается злобностью  натуры, он ведает будущее, обладает
несметными сокровищами, тайными знаниями. Я научилась определять роль Лешего в
сказочных событиях, его значимость для создания насыщенной эмоциональной
картины  сказки. Я открыла для себя новый сказочный мир, мир новых героев и
образов, интересных сюжетных линий. И именно, в этом новом мире я нашла
подтверждение гипотезе, поставленной в начале исследовательской работы,
действительно: Леший – древний персонаж народных сказок. В
соответствии с Указом Президента 2015 год – Год литературы. Моя работа – мой
маленький вклад в Год литературы. Я хочу увлечь своих одноклассников чтением.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Даль
В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. АСТ Астрель
«Хранитель».

2.      Беловинский
Л.В. Российский историко-бытовой словарь. — М.: Студия «ТРИТЭ»,1999.

3.      Волшебная
книга русских народных сказок с живыми картинками. – М.: Эксмо,2006.

4.       «Шурале»
: татарская народная сказка//Мурзилка.-2005.

5.    Круглый год.
Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989, стр.254,

       326—329,
376. ISBN 5-253-00598-6

6.   Народный
Месяцеслов. -М: «Современник», 1992, стр 60, 69. ISBN 5-270-01376-2

7.  Дмитрий Баянов «Леший по прозвищу „Обезьяна“. Опыт
демонологических   

      сопоставлений».

8.  Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона. — Спб., 1896, Т. 18. Ст. «Леший»

9.  Интернет – источники.

 

Лес . Картина мира в сказках русского народа

Растительный мир многообразен. Его средоточием на Руси был лес. Владыкой леса считался леший (лешак, лесовик, дедушка лесовой и т. д.). Находились люди, которые утверждали, что они видели лешего. Он представлялся им то в виде чёрта, то в виде человека вровень с высокое дерево, то, напротив, вровень с травой, то существом с козлиными ногами и длинной бородой и т. д.

О многоликости лешего у Э. В. Померанцевой читаем: «У лешего рога, козлячьи ноги (недаром он сплошь и рядом выступает как нечистый, как чёрт). Он меняет рост в зависимости от того, идёт ли он по лесу, – тогда он вровень с самыми высокими деревьями, или по лугу, – тогда он вровень с травой… Согласно поверьям, леший мог явиться зверем, жеребцом, птицей, человеком, даже грибом. Он пугает людей хохотом, бьёт в ладоши, уносит детей, “заводит” путников» (Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975: www.e-puzzle.ru).

Если хозяином леса в русской мифологии был леший, то в русских народных сказках хозяйкой леса стала баба-яга. Она не только хозяйка лесных зверей, но и их мать. Вот что мы можем причитать о ней у В. Я. Проппа:


«Яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причём старуха безмужняя. Яга – мать не людей, она – мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть, именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живёт жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Вот как в северной сказке она скликает зверей: “Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едрёньше за Иваном-царевичем бежать”» [Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2014. С. 57).

В. Я. Пропп выделил три типа бабы-яги: «В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дари-тельницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от неё он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип – яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает ещё ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр.» (там же. С. 36).

Между тем, все эти три типа бабы-яги объединяет одно немаловажное обстоятельство: баба-яга – мертвец. Она живёт в избушке на курьих ножках, которая находится не где-нибудь, а на том свете – в мире мёртвых. Вот что мы можем прочитать о ней у В. Я. Проппа:

«Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. “Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая”. (Аф. 102). “На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос” (137). Но как понимать “нос в потолок врос?” И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она – мертвец» (там же. С. 52).

Этот мертвец, вместе с тем, действует в сказке как живой человек, поскольку загробный мир в сказках подобен земному, а стало быть, мёртвые в подземном мире подобны живым. Подобен земному лесу в подземный лес.

Подземный лес в сказках ничем не отличается от земного. В том и другом случае мы имеем дело со сказочным лесом. Этот лес, хотя и похож на реальный лес, всё-таки изображается в сказках не совсем так, как обычный лес. Сказочный лес всегда выглядит чересчур дремучим, тёмным и таинственным.

У В. Я. Проппа читаем: «Идя “куда глаза глядят”, герой или героиня попадает в тёмный, дремучий лес. Лес – постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например, в сказке “Косоручка”), герой или героиня всё же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, тёмный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный» (там же. С. 52).

Мы наблюдаем в таком изображении леса лёгкую форму его фееризации. До его полной фееризации в сказках дело доходит тогда, когда он наделяется чудесными свойствами. Так, в сказке «Заколдованная королевна» лес чудесным образом вырастает в одно мгновение из семян, которые королевна дала своему мужу-солдату:

«Прощается она с мужем, даёт ему мешочек – сполна семечком насыпан – и говорит:

– По какой дороге поедешь, по обеим сторонам кидай это семя: где оно упадёт, там в ту же минуту деревья повырастут; на деревьях станут дорогие плоды красоваться, разные птицы песни петь, а заморские коты сказки сказывать.

Сел добрый молодец на своего заслуженного коня и поехал в дорогу; где ни едет, по обеим сторонам семя бросает, и следом за ним леса подымаются, так и ползут из сырой земли!» (РНС. С. 276).

В сказке «Баба-яга» лес вырастает за брошенным волшебным гребнем: «Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают» (там же. С. 90).

В сказочном лесу могут расти деревья, которые достают до облаков. Такую сосну срубил главный герой в сказке «Летучий корабль»: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим» (там же. С. 115).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Гоблин — Чудовищное существо из европейского фольклора

Разбросанные по самым зловещим горам и глубоко в темных шахтах, существуют одни из самых злобных, опасных и злых маленьких существ, известных фольклору, которые только и ждут возможности украсть самое ценное вещи. Гоблин бродит по Земле в самых разных формах и ростах, и это не совсем то, что вы бы назвали лучшим другом человека.

Что такое гоблин?

Гоблин (альтернативные варианты написания: гоббелин, гоблин, гоблин, гоблинг, гоблин) — озорное и обычно очень неприятное, мстительное и жадное существо, основная цель которого — доставлять неприятности человечеству; согласно европейскому фольклору, это самый распространенный тип. Однако есть меньшая популяция гоблинов, которые обладают более добрым или более нейтральным темпераментом. Однако, независимо от типа, ходят слухи, что все гоблины обладают различными особыми способностями, часто магическими по своей природе. Некоторые гоблины обладают более волшебными способностями, подобными силам ведьмы или чернокнижника; у других типов гоблинов больше демонических способностей, и они используют свою магию только для причинения вреда.

Многие люди ассоциируют гоблинов с троллями, так как они имеют нежелательную внешность и не самые доброжелательные существа. Однако, в отличие от троллей, которые, как говорят, живут под мостами и в лесах, гоблин обычно устраивает себе дом в горах, просто ожидая возможности (обычно глубокой ночью) украсть ценные предметы, такие как золото и драгоценности.

Как выглядит гоблин?

Различные типы гоблинов

Внешний вид гоблинов сильно различается в зависимости от страны их происхождения, хотя большинство типов гоблинов известны тем, что у них довольно непослушные волосы и зеленая кожа. Чего многие люди не знают, так это того, что на самом деле существует 10 различных типов гоблинов; эти типы часто называют «подрасами», и каждая подраса обычно имеет свой внешний вид и набор способностей. Когда большинство людей думают о гоблине, они обычно представляют себе тип, известный как троу или кобольд. Троу имеют способность превращаться в человекоподобную форму; однако обычно они небольшого роста с «уродливой» внешностью. Кобольды — это скорее стереотипные гоблины, внешне похожие на домового эльфа, известного как «Добби» в сериале о Гарри Поттере.

Некоторые из наиболее злобных типов обычно известны как хобгоблины. Хобгоблины известны своими темными лохматыми волосами и наиболее тесно связаны с мифическими существами, известными как домовые; они не хотят причинять вред и широко известны своими розыгрышами. Хобгоблины также имеют лучшие отношения с людьми. «Кнокер» очень похож на хобгоблина как по темпераменту, так и по внешнему виду; он живет в шахте и часто дружит с шахтерами-людьми, пока они остаются на его стороне. Пхука также похож на хобгоблина по поведению, но принимает форму темной черной лошади. Еще одна черная, но очень маленькая подраса гоблинов — Призрак; Буги чрезвычайно трудно убить из-за его размера.

Самый дружелюбный гоблин известен как Хогбун; некоторые говорят, что он вообще не похож (или ведет себя) на гоблина! Тэнгу — еще одна подраса, которая иногда имитирует внешний вид собачьего китайского демона, но чаще принимает форму птицы. Буддисты уважают тэнгу как духов-хранителей, несмотря на их демоническую природу. Калликанцаро происходит из греческой мифологии и обладает очень длинным и худощавым видом. Наконец, у нас есть Кольксу: тип гоблина, отличающийся от большинства других, поскольку он обитает в море и напоминает русалку. Однако, в отличие от русалок, Колксусы очень опасны и недобры.

Происхождение гоблинов

Гоблины появились в 14 веке и наиболее распространены в северо-западной Европе, Скандинавии, на Британских островах и в Соединенных Штатах. Говорят, что название «Гоблин» происходит от старофранцузского написания «гобелен». Однако также ходят слухи, что он имеет немецкие, греческие и латинские корни с общим негативным оттенком («gobelinus» было именем дьявола или демона, бродящего по стране Нормандия). Гоблины были впервые популяризированы в сказках средневековья.

Гоблины в современной художественной литературе:

Мы часто видим, как гоблины и их родственники изображаются в различных условиях во многих жанрах современной художественной литературы, включая фильмы, телевизионные шоу и сборники рассказов. Некоторые из самых известных изображений гоблинов существуют в таких фильмах, как сериал о Гарри Поттере. В «Гарри Поттере» эти существа изображены как очень толстые, непривлекательные маленькие монстры, управляющие знаменитым волшебным банком Гринготтс. Гоблины также фигурируют в ряде популярных видео- и настольных/карточных игр, таких как Final Fantasy, Magic: the Gathering, Warcraft и Runescape, среди многих других.

Родственные существа

Многие мифические существа напоминают по внешнему виду и характеру гоблинов. Лишь некоторые из этих существ — эльфы, феи, гремлины, огры, тролли и гномы. Гномы во многом похожи на гоблинов, особенно в их внешности: маленькие и толстые, с заостренными ушами и часто с длинной спутанной бородой. Многие люди знают гномов как маленькие керамические статуэтки, которые тихо сидят в своем саду, пока не исчезнут таинственным образом. Известно, что гномы, как и гоблины, любят разыгрывать трюки и, по слухам, живут в подземных жилищах, подобно многим типам гоблинов.

Феи похожи на гоблинов, прежде всего в отношении их магической и мифической природы; у фей есть особые способности, как и у гоблинов. Многие знают гремлинов как непослушных, озорных маленьких существ из классического фильма 1980-х годов, написанного Крисом Колумбом. Гремлины имеют склонность причинять вред просто ради развлечения, в частности, разбирая механизмы. Гоблины похожи на гремлинов тем, что они также известны тем, что разрушают вещи из-за чистого удовольствия. Эльфы, как и гоблины, часто шутят и имеют похожую внешность, в первую очередь из-за своих заостренных ушей. Огры и тролли имеют много общего друг с другом, но также имеют много общего с гоблинами: все они отвратительны, недобры и любят доставлять неприятности.

Visitandersen.com | Ганс Христиан Андерсен

сказка Ганса Христиана Андерсена

 

Гоблин и бакалейщик

Жил-был студент, который жил на чердаке и ничего не имел. Был также бакалейщик, который держал магазин на первом этаже и владел всем домом. Домашний гоблин привязался к бакалейщику, потому что каждый канун Рождества именно бакалейщик мог дать ему тарелку овсянки с большим куском масла. Так что гоблин остался в бакалейной лавке, и это было очень поучительно.

Однажды вечером через черный ход вошел студент, чтобы купить свечи и сыр. Ему некого было послать, и потому он приехал сам. Он получил то, за чем пришел, заплатил за это, и бакалейщик с женой кивнули: «Добрый вечер». Была женщина, которая могла не только кивать, потому что обладала необычным даром речи. Студент тоже кивнул, но, читая что-то на листке бумаги, которым был обернут сыр, вдруг остановился. Это была страница, вырванная из старой книги, которую никогда не следовало использовать для этой цели, старой книги, полной поэзии.

«Есть еще», — сказал ему бакалейщик. «Я отдал за него пожилой женщине несколько кофейных зерен. Если ты дашь мне восемь пенни, то получишь остальное.

«Пожалуйста, — сказал студент, — дайте мне книгу вместо сыра. Нет ничего плохого в том, что я ем на ужин простой хлеб с маслом, но было бы грех разорвать книгу на куски. Ты хороший человек, практичный человек, но в поэзии разбираешься не больше, чем эта кадка.

Так грубо разговаривать, особенно с ванной. Бакалейщик рассмеялся, и студент рассмеялся. В конце концов, это было сказано только в шутку, но гоблин был зол, что кто-то осмелился сказать такое бакалейщику, человеку, которому принадлежал весь дом, человеку, который продавал лучшее масло.

Той ночью, когда магазин был закрыт и все спали, кроме студента, гоблин позаимствовал длинный язык у жены бакалейщика, которая во сне не использовала его. И любой предмет, на который он касался этого языка, становился таким же бойким болтуном, как и сама жена бакалейщика. Языком одновременно мог пользоваться только один объект, и это было благословением, иначе все они говорили бы одновременно. Сначала гоблин положил язык на кадку, в которой хранились старые газеты.

«Правда ли, — спросил гоблин, — что ты ничего не смыслишь в поэзии?»

«Конечно, я знаю о поэзии все», — сказал бадье. «Это материал, который они прикрепляют в конце газетной колонки, когда им нечего напечатать, и который иногда вырезают. Я осмелюсь сказать, что во мне больше поэзии, чем в студенте, и я всего лишь корыто по сравнению с бакалейщиком».

Потом гоблин приложил язык к кофемолке — как она затрещала. Он положил его на бочонок из-под масла и на ящик для денег, он положил его на все в магазине, пока он снова не оказался на кадке. На один и тот же вопрос все давали один и тот же ответ, что и кадка, и мнение большинства надо уважать.

«О, не хочу ли я проникнуть в этого студента», — сказал гоблин, на цыпочках поднимаясь по черной лестнице на чердак, где жил студент. Там еще горела свеча, и, заглянув в замочную скважину, гоблин увидел, что студент читает потрепанную старую книгу, которую принес с собой наверх.

Но как светло было в комнате! Из книги поднимался ясный луч света, расширяясь в ствол и громадное дерево, раскинувшее над студентом свои ветвящиеся лучи. Каждый лист на дереве был вечнозеленым, и каждый цветок был лицом прекрасной дамы, некоторые с темными и блестящими глазами, некоторые с глазами яснейшей голубизны. Каждый плод на дереве сиял, как звезда, и комната наполнялась песней.

Никогда прежде маленький гоблин не представлял себе такого великолепия. Никогда раньше он не видел и не слышал ничего подобного. Он стоял там на цыпочках, выглядывая и выглядывая, пока не погас свет. Но даже после того, как ученик погасил лампу и лег спать, малыш остался слушать за дверью. Ибо песня продолжалась, тихая, но еще более великолепная, красивая колыбельная песня, убаюкивающая студента.

«Никакое место не может сравниться с этим», — воскликнул гоблин. «Я никогда этого не ожидал. У меня есть хорошая идея приехать и жить со студентом. Но он остановился, чтобы подумать, и он рассуждал, и взвешивал, и вздыхал: «У студента нет каши, чтобы дать мне».

Итак, он на цыпочках ушел обратно в магазин, и ему пора. Ванна почти стерла язык жены бакалейщика. Все, что было сказано в бадье, было сказано, и она только перевернулась, чтобы сказать все остальное, что было в ней, когда гоблин вернулся и вернул язык его законному владельцу. Но с тех пор вся лавка, от кассы до дров для растопки, черпала все свои идеи из корыта. Их уважение к ней было столь велико, а доверие к ней было настолько полным, что всякий раз, когда бакалейщик читал обзоры искусства и театрального искусства в вечерней газете, все они думали, что мнения исходят из корыта.

Но маленькому гоблину больше не нравилось сидеть и слушать все знания и мудрость там, внизу. Нет! как только на чердаке снова зажегся свет, он почувствовал, как будто большая якорная веревка потянула его туда, чтобы заглянуть в замочную скважину. И он испытал то великое чувство, которое испытываем мы, наблюдая за вечно бушующим океаном, когда над ним проходит буря. И он начал плакать без причины, которую он знал, но это были слезы, которые сделали его сильным и радостным. Как славно было бы сидеть с учеником под деревом света! Он не мог этого сделать. Он был доволен замочной скважиной. Там он стоял на холодной лестничной площадке, и холодные порывы ветра дули на него от люка до крыши. Было холодно, так холодно, но малыш не чувствовал этого, пока не погас свет и песня не сменилась свистом ветра. Фу! он дрожал и трясся, пока полз в свой угол, где было тепло и уютно. А когда наступило Рождество, когда он увидел тарелку с овсянкой и большой кусок масла в ней, почему же тогда это был бакалейщик, чьим гоблином он был.

Но однажды в полночь гоблин проснулся от грохота стука в ставни. Люди снаружи изо всех сил стучали в окна, а сторож гудел в свой рожок, потому что горел дом. Вся улица была красной в свете этого. Это был дом бакалейщика? Это был следующий дом? Где? Все были в ужасе! Жена бакалейщика так запаниковала, что сняла свои золотые серьги и спрятала их в карман, чтобы спасти. Бакалейщик побежал за своими акциями и облигациями, а служанка за шелковой мантильей, на покупку которой она так сильно скупилась. Каждый хотел спасти то, что он ценил больше всего, и маленький гоблин тоже.