Как возникла киевская русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Зеленскому «поставили двойку» за слова о наследниках Киевской Руси | Статьи | 28.07.2022

По словам эксперта, теория, которую пытается навязать Зеленский, перекочевала из пропагандистской программы конца XIX века в современные школьные учебники.

Фото: © Global Look Press/Ukraine Presidency/Ukraine Presi

Читать ren.tv в

Украинский президент Владимир Зеленский в День Крещения Руси обратился к соотечественникам. Он назвал свою страну единственной законной наследницей Киевской Руси. Это спорное заявление вызвало резкую реакцию российских властей и историков.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков сказал, что украинский лидер, видимо, «прогуливал уроки истории в школе». В беседе с РЕН ТВ военный историк объяснил, откуда на самом деле возникла Киевская Русь, и рассказал, как западная пропаганда перекочевала в современные учебники.

Откуда берет начало Древняя Русь

Комментируя заявление украинского лидера, Мягков сравнил Зеленского с «двоечником», который прогуливал уроки истории.

«Это можно оценить, как заявление двоечника, который в школе ничему не учился и прогуливал все предметы, которые касаются истории. Шоумен, клоун – зачем ему история?» – сказал он.

Российский историк рассказал, что центром образования Древней Руси, вероятнее всего, был Новгород.

«Мы все прекрасно знаем, откуда пошла Древняя Русь. Было два центра образования государства. Какой из них раньше возник – Новгород или Киев – тоже является предметом дискуссии для историков. Многие говорят, что на Новгород нужно опираться, когда мы говорим о том, что центр древнерусской государственности зародился на севере», – пояснил Мягков. – Там Ладога, там Волхов, там торговля через Балтийское море. Именно туда по «Летописи временных лет» пришел княжить Рюрик со своими братьями. А это, извините, документ».

Поделиться

Историк раскритиковал слова «двоечника» Зеленского о Киевской Руси

Как возник термин «Киевская Русь»

По словам эксперта, мало европейских народов имеют точные письменные источники.

Фото: © «Новгородский торг XVII века», картина А.Васнецова. commons.wikimedia.org

«Да, есть что-то легендарное, но есть этот документ – это факты, многие из которых подтверждаются по другим источникам, в том числе византийским и восточным», – отметил Мягков.

Историк указал, что Киевом правил князь Олег, который пришел из Новгорода.

«Если говорить, кто первее – то это Новгород и та земля, которая находится на севере, северо-востоке Руси», сказал эксперт.

Мягков подчеркнул, что термин «Киевская Русь» появился только в XIX веке благодаря ученым Костомарову и Ключевскому.

«Они ввели его в оборот – раз Олег назвал Киев «матерью городов русских», то давайте так и называть. Но правильно называть Древней Русью, Русским государством. Так считают многие наши историки», – рассказал историк.

Что хочет доказать Зеленский

По словам эксперта, теория, которую пытается навязать Зеленский, перекочевала из пропагандистской программы конца XIX века в современные школьные учебники. Мягков отметил, что это началось еще в 1990-е годы, а в 2000-е, особенно после 2014-го, это стало основной программой. 

«Что Зеленский хочет доказать? Как в конце XIX века хотел Духинский доказать, Грушевский, украинские историки, что Украина – це не Россия, Украина – что-то отдельное. Австро-венгерский генштаб перед Первой мировой войной даже внедрил в массовое сознание, зомбировал население, что москали – кто в Москве живет – они не русские, они украли эти термины у Киевской Руси», – считает Мягков.

Фото: © «Переправа возле Киева ночью» М. М. Сажин. commons.wikimedia.org

Историк рассказал, что австро-венгерский генштаб писал специальные прокламации о том, что «истинные русичи живут в Киеве», а москали – это «смесь тюрок, хазар и финно-угров».

«Это наша общая история»

Мягков отметил, что корни украинского и русского народа растут «из одного дерева – Древней Руси».

«Мы воссоединились и в конце концов ядро сохранили в XVII-XVIII веке. Мы не отделяли русского от малоросса. Причем на слово малоросс некоторые украинцы обижаются – мол, вы великороссы, вы великие, а мы малороссы «маленькие». Ничего подобного. Малоросс имеет значение срединное, изначальное, откуда возросло. Гордиться должны, что это из Киева пришло. И мы гордимся, мы считаем русским городом Киев, потому что это Древняя Русь. И Новгород тоже. Это наша всеобщая история», – подчеркнул эксперт.

«А сегодня они выкидывают героев, которые им не нужны. А нужных, выгодных в беспорядке расставляют. Есть орден Ярослава Мудрого, но есть и президентская награда Степана Мазепы. Петр Первый не успел «орден Иуды» вручить Мазепе, а сейчас награду сделали – вместе с Петлюрой, Бандерой, Шухевичем. Это их герои», – сказал историк.

Спорное заявление Зеленского

Президент Владимир Зеленский заявил, что Украина – это единственная и законная наследница Киевской Руси. Он записал видеообращение, поздравив соотечественников с днем украинской государственности.

Фото: © Кадр youtube.com

«Суверенное, независимое государство. Оно берет начало как минимум полторы тысячи лет назад со времен официально признанной ООН и ЮНЕСКО даты, когда Кий, Щек, Хорив и Лебедь основали столицу Украины. Она единственная законная наследница Киевской Руси», – отметил Зеленский.

Подобные заявления украинский лидер делает не впервые. В 2021 году Зеленский сказал, что Киевская Русь – мать украинской истории, а все области страны и Крым – ее «дети». По словам президента, «двоюродным племянникам и очень дальним родственникам» не нужно посягать на ее наследство и историю.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала слова Зеленского.

«Княже Володимир, тогда чур не обижаться, что часть Украины будут называть Русью. Сам сказал. Молодец», – написала она в своем Telegram-канале.

Страсти по Киевской Руси. Комментарий Георгия Бовта

23 мая

BFM.RUиещё 1

В соцсетях развернулась дискуссия о том, как стоит называть Древнерусское государство. Активизировалась она после того, как журналист Виталий Рувинский написал, что ученикам 6 класса выдали новый учебник по истории издательства «Просвещение», в котором школьников знакомят не с Киевской Русью, а с русским государством, или просто Русью. Какие выводы в связи с этим напрашиваются?

Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

В учебнике по истории издательства «Просвещение» термин «Киевская Русь» действительно ушел из оглавления. Там значится просто Русь. Однако если полистать учебник дальше, то на это название можно натолкнуться на первой же странице тематического раздела — в параграфе № 4. Там сказано так: «Историки часто называют это государство Древней Русью (Древнерусским государством) или Киевской Русью по названию его столицы». Из чего можно сделать уже более спокойный вывод о том, что Киевскую Русь все же не запретили поминать вовсе, хотя, согласимся, несколько «понизили в звании».

Впрочем, такая мягкая ревизия началась не вчера, а скорее, после 2014 года, когда наши отношения с Украиной вдрызг испортились, в том числе на фоне тотального пересмотра там всей истории Украины в части ее отношений с Россией. Само по себе принижение термина «Киевская Русь» на столь тотальный пересмотр все же не тянет. К тому же тут есть аргументы как за, так и против. Мне лично, учившемуся еще в советской школе, привычнее термин «Киевская Русь».

Сейчас, конечно, многие охотно обоснуют тезис о том, что термин «Киевская Русь» вообще антинаучный. Так, один из соавторов учебника истории Александр Данилов, опровергая связь замены «Киевской Руси» на «Русь» со спецоперацией, говорит о «научной целесообразности». Термин «Киевская Русь», по его мнению, некорректный, так как не учитывает более ранние, докиевские, этапы становления этого государства. «Государство Русь образовано в Новгороде, столица которого была перенесена в Киев. Если мы приводим только «Киевскую Русь», мы отсекаем ранний период, который связан с историей Новгородской Руси», — считает Данилов.

С этим можно поспорить. Начиная с того, что Новгород не был столицей древнего государства — ввиду отсутствия такового. Просто новгородский князь Олег, из Рюриковичей, воспользовавшись тем, что киевский правитель Аскольд отлучился с неудачно закончившимся для него походом на Византию, захватил Киев в 882 году. После чего провозгласил, согласно «Повести временных лет», Киев «матерью городов русских», то есть объявив столицей доставшихся владений. Там же сказано: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Учитывая, что автором «Повести» был киевский монах Нестор, у него, конечно, был свой интерес. А женского рода город потому, что в трансформации от греческого термина «метрополия». По каковому поводу историк Василий Ключевский шутил: «Новгород является старшим сыном России, родившимся, однако ж, прежде матери».

Именно киевское великое княжение занимало наивысшее положение в так называемой лествичной системе Рюриковичей, согласно которой престолонаследие передавалось сперва по горизонтали — между братьями: от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем уже между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Аналогичный порядок был до недавних пор в Саудовской Аравии. Все князья Рюриковичи считались родичами и совладельцами государства. Глава рода, старший, сидел именно в Киеве, считавшимся главным княжеским престолом, за который периодически разворачивалась ожесточенная борьба. Так продолжалось до монгольского нашествия, когда Киев уже утратил свое влияние в пользу других центров силы. Владимира, например. Самого же названия «Киевская Русь» тогда вообще не было.

Термин появился лишь в ХIХ веке в работах первого ректора Киевского императорского университета Михаила Максимовича — при том что упоминались на равных также Новгородская, Владимирская, Галицкая, Суздальская и другие Руси. Затем термин подхватили такие титаны-историки, как Ключевский, Погодин, Соловьев, Костомаров. В советской историографии, которая, как известно, не знала девиаций от линии партии, он утвердился после издания одноименного фундаментального труда академика Бориса Грекова, который с подачи Сталина фактически и возглавлял всю советскую историческую науку. Он таким образом обозначил «империю Рюриковичей», аналогичную, по его мнению, западноевропейской империи Карла Великого. Позже уже другими советскими историками был введен в оборот термин «Древнерусское государство», который после распада СССР начал постепенно вытеснять «Киевскую Русь». То есть задолго до спецоперации.

А вот уже после ее начала неприятный случай произошел с Александром Невским, вернее, с памятником ему на Украине. Его снесли. Назло «москалям». Казус в том, что Невский был фактически последним великим князем Киевским, оставаясь так же до своей смерти и великим князем Владимирским. Ярлык на княжение в Киеве Невский получил, как известно, в Золотой Орде. Но в разоренный уже к тому времени город он даже не поехал, оставшись в Новгороде. Так история Киевской Руси и закольцевалась.

Наука,Карл Великий,Василий Ключевский,Георгий Бовт,Александр Данилов,Александр Невский,

Киевская Русь | Дикий Пик


Размещено: Декабрь 23, 2015 в История
Теги: Битва при Гастингсе, Первый крестовый поход, Годфри Буйонский, Гита Уэссекская, Иерусалим, Киев, Киевская Русь, Король Гарольд, Король Свейн, Король Свейн, Рюрик, Русская история, Саксон Грамматик, Украина, варяги, Владимир Мономах, Вильгельм Завоеватель

В один из летних дней 1076 года на территории современной Украины юная английская принцесса Гита рожала первенца. Это был мальчик. Его русское имя было Мстислав, но ему дали и два имени в крещении, Гарольд и Феодор. Муж Гифы был князем Киевской Руси и князем Смоленским по имени Владимир Мономах (или Мономах по-гречески). Позже он стал правителем и великим князем единой Киевской Руси, огромной территории, простиравшейся от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

Смерть короля Гарольда

Хотя «русские» называли сына Гифы Мстиславом, скандинавский и германский мир использовал его имя при крещении Гарольд. Это было сделано в знак уважения и признания деда мальчика по материнской линии (и отца Гиты) Гарольда, последнего англосаксонского короля Англии, который был убит и изуродован норманнами Вильгельма Завоевателя в Гастингсе в 1066 году.

Как я Недавно сообщалось (см. здесь), что это было в 1068 или, возможно, в 1069 году, когда многие члены семьи Гарольда бежали от ужесточающегося нормандского ига. Сначала они отправились ко двору своего родственника графа Болдуина во Фландрии, откуда двое сыновей Гарольда, Эдмунд и Годвин, в сопровождении своей сестры Гиты отправились в поисках убежища и, возможно, помощи у своего родственника Свейна Эстритссона, короля. Дании. Свейн приходился двоюродным братом королю Гарольду. Гита, родившаяся около 1053 года, была названа в честь своей бабушки, тети Свейна 9.0006

В Дом Годвинов – История Династии , историк Эмма Мейсон пишет:

Годвин и Эдмунд, вероятно, попросили Свейна о помощи в восстановлении их в Англии. В качестве соблазна они, возможно, предложили Свейну свою сестру Гиту, чтобы тот использовал ее в качестве прилавка на переговорах, когда он вел переговоры о каком-то дипломатическом союзе. После событий 1066–1069 годов Гите понадобилась помощь влиятельного родственника-мужчины, чтобы убедиться, что она вышла замуж за дочь короля. Из ее оставшихся родственников только Свейн был в состоянии помочь.

Король не был готов предложить своим молодым двоюродным братьям какую-либо военную поддержку. Он потратил достаточно средств на свою неудавшуюся экспедицию 1069 года и не хотел больше терять, помогая своим родичам… Что на самом деле стало с этими сыновьями короля Гарольда, неизвестно.

Хотя доказательств нет, предположение Мейсона о том, что королевские братья и сестры не только искали безопасности, но и надеялись на поддержку Свейна в избавлении Англии от ненавистных норманнов, кажется разумным. Если на самом деле братья и сестры уже прибыли в Данию к 1069 г.Возможно, их мольбы побудили Свейна повести большую датскую армию в Англию, что он и сделал летом того же года. Свейн определенно видел в этом шанс для себя претендовать на корону англо-скандинавского королевства Англии до того, как Вильгельм Бастард и его норманны слишком крепко схватятся за власть.

Датский корабль викингов

Огромный датский флот, насчитывающий от 240 до 300 кораблей, прибыл в устье реки Хамбер, где они объединили свои силы со своими английскими союзниками во главе с Мерлесвейном, Госпатриком и Эдгаром Этелингом (английским претендентом на престол). . Писатель 9.0018 Anglo-Saxon Chronicle в то время был в восторге. Вожди отправились в путь, писал он, «со всеми нортумбрийцами и всем народом, верхом и маршем с огромным войском, чрезвычайно радуясь». Историк Марк Моррис пишет в своем превосходном труде «Нормандское завоевание »: «Дни нормандского правления в Англии, казалось, сочтены». К сожалению, этого не произошло. Норманнское ярмо должно было висеть на шее англичан на протяжении столетий.

Короче говоря, Вильгельм вернулся с армией, чтобы противостоять англо-датским войскам, но затем ему пришлось отступить на юг, чтобы, как говорит Ордерик Виталис, снова справиться с сопротивлением Эдрика Дикого и других неукротимых англичан». По возвращении на Север единственный способ, которым Вильгельм смог победить англо-датскую армию, состоял в том, чтобы подкупить датчан. Датскому военачальнику графу Асбьёрну была предложена крупная сумма денег за прекращение боевых действий, которую он, «к большому неудовольствию летописцев», принял. После того как датская армия провела отчаянную зиму в Англии в ожидании возвращения короля Свейна, она вернулась в Данию в 1070 г.

После 1070 года Свейн определенно не был готов снова попытать счастья в Англии, хотя в течение следующих нескольких лет из Англии прибыло несколько посольств нравов, чтобы просить его о помощи (см. , например, здесь). Похоже, Вильгельм продолжал откупаться от датчан. Вся надежда на молодых англо-саксонских принцев Эдмунда и Годвина исчезла. Но, как предполагает Эмма Мейсон:

Гита, с другой стороны, была полезным активом для короля Свейна. Вероятно, около 1074 или 1075 года он устроил ее брак с Владимиром Мономахом, смоленским князем на западе России. С точки зрения принца, это был выгодный брак, давший ему жену, дочь короля, и союз с королем Свейном против поляков. С точки зрения Гиты это тоже был хороший матч. Князь Владимир был молод, богат и красив.

Саксон Грамматик

Какими бы ни были точные обстоятельства и детали, перед своей смертью примерно в 1075 году король Свейн устроил помолвку своей юной подопечной Гиты со смоленским князем Киевской Руси Владимиром. Ранний датский летописец Саксон Грамматик писал в Книге 11 своей Historia Danica :

После смерти Гарольда двое его сыновей сразу же бежали с сестрой в Данию, Свейном, забыв о заслугах отца, как родственник получил их по обычаю благочестия и выдал дочь замуж за царя русинов (Rutenorum) Вальдемара (которого в своем народе также называли Яризлавом). Он (Гарольд) получил от дочери внука, который по обычаю нашего времени стал его преемником как по происхождению, так и по имени. Таким образом, британская и восточная кровь, соединенная в нашем принце, сделали общее потомство украшением обоих народов.

В ранних норвежских источниках не упоминаются трое братьев и сестер, ищущих убежища у Свейна, но в Фагркинна и Моргкинскинна упоминается брак Гиты с Владимиром. После рассказа о смерти короля Гарольда Годвинсона и его братьев, Fagrskinna , который является каталогом королей Норвегии, продолжается:

) семья осталась в живых, насколько мы можем судить, кроме дочери конунга Харальда Гиты…. Гифа, дочь конунга Харальда, была замужем за конунгом Вальдамаром (Владимиром), сыном конунга Яризлейва (Ярослава) и Ингигертр, дочери конунга Олава Соенского.

Затем он рассказывает больше о том, что стало с детьми Гиты и Владимира. Модель Morkinskinna рассказывает почти ту же историю.

На самом деле Saxo Grammaticus и два норвежских источника здесь несколько перепутаны. Владимир был сыном Всеволода, а не Ярослава (который был его дедом и умер в 1052 г.).

Под 1076 годом в Русской Повести временной летописи говорится: «в сем году родился сын у Владимира, Мстислав, внук Всеволода» 9.0006

Размеры Киевской Руси в 1054 году

Мир Киевской Руси, в который вступила Гифа, был прямо византийским по своей сложности. Первоначальными русами были скандинавские варяги, варяги, в том числе некий Рюрик, которого «пригласили» взять на себя управление в IX веке. В течение следующих двух столетий русы расширили свое влияние и контроль, но они постоянно воевали друг с другом, а также со своими внешними врагами, обычно с поляками. Киевская Русь превратилась в ряд раздробленных княжеских территорий. Постоянная вражда, интриги и битвы сделали Англию до завоевания по сравнению с ней несколько стабильной.

Скорее всего, Гита и ее молодой муж Владимир могли общаться на датском языке. Известно, что Владимир, как и его отец, князь Всеволод, говорил на нескольких языках, а Гита, будучи членом англо-датской семьи Годвинов, вероятно, говорила как на датском, так и на английском. Эмма Мейсон пишет:

Проблем в общении не было, так как ее муж был опытным лингвистом. Его династия имела скандинавское происхождение, а его бабушка была шведкой. Вероятно, он мог разговаривать с Гитой на скандинавском языке.

Пока Владимир и его отец продолжали сражаться, у них с Гитой родилось еще несколько детей. Многие из его детей позже были женаты на других княжеских семьях, как это было принято по всей Европе. Мстислав/Гарольд последовал за своим отцом и стал великим князем Киевской Руси, когда Владимир умер в 1125 году. Как сообщают нам как норвежские, так и русские источники, принц Гарольд женился на шведской принцессе Кристине Ингесдоттир в 1095 году. Кристина была дочерью короля Инге I. Швеция. Через свою дочь Евфросинью Мстислав/Гарольд является предком короля Англии Эдуарда III и, следовательно, всех последующих английских и британских монархов.

Но я не занимаюсь здесь ни царской генеалогией, ни историей Киева и Руси, хотя и то, и другое увлекательно. Скорее это история англо-саксонской принцессы Гиты. Что с ней стало?

Князь Владимир Мономах

Условно считается, что у Владимира было три жены. Но сделал ли он это? Как уже упоминалось, в году Первой русской летописи упоминается о смерти двух его жен, под 1107 и 1126 годами. Мы знаем, что Гифа была первой женой Владимира, но кем были остальные? Имена не найдены, только две даты смерти. Мы знаем, что у Владимира было еще несколько детей после рождения Вячеслава примерно в 1083 году. Эти дети обычно приписываются неизвестной предполагаемой второй жене, на которой Владимир якобы женился после смерти Гифы. Но нет никаких доказательств существования этой второй из трех жен: ни имени, ни записи о браке, ни смерти. Так что вполне может быть, что эти более поздние дети тоже были от Гиты?

То, что Владимир действительно взял еще одну жену после Гифы, кажется достаточно ясным, потому что, как уже упоминалось, есть две записи о смерти жены Владимира, как в 1107, так и в 1126 году. Имя этой более поздней жены, которая умерла в 1126 году, часто говорят, что это была Анна, дочь Аэпа Оценевича, хана половцев, но, похоже, этому нет никаких доказательств. Было высказано предположение, что эта атрибуция второй/третьей жены, скорее всего, является результатом неправильного прочтения записи 1107 в Первой русской летописи 9.0019 , в котором говорится, что «и Володимер (Владимир) взял дочь Аепы за Юрия [своего сына]». Там ясно сказано, что именно Юрий (умер в 1157 г.) женился на дочери Аепы, а не Владимир. Вряд ли отец и сын женились на двух сестрах.

Возвращение к Гите; что с ней стало и где и когда она могла умереть?

В немецком Рейнском городе Кёльне были и до сих пор находятся церковь и монастырь, посвященные греческому христианскому мученику конца III века Святому Пантелеймону, которого почитали за его целительные способности.

Привезли больного параличом, который не мог ни ходить, ни стоять без посторонней помощи. Языческие жрецы молились за него, но тщетно. Тогда Пантелеймон помолился, взял больного за руку и сказал: «Именем Иисуса, Сына Божия, повелеваю тебе встать и выздороветь». И парализованный человек встал, полностью выздоровев.

Монастырская церковь св. Пантелеймона в Кельне

Монастырская церковь св. Пантелеймона в Кельне была основана в десятом веке.

Впечатляющая церковь на юго-западе центральной части города все еще имеет обширные части первоначального здания. Это одно из старейших сакральных зданий Кёльна. Монументальная церковь Св. Пантелеймона возникла в середине 10 века с основанием бенедиктинского аббатства архиепископом Бруно. Его племянница по браку, византийка Феофану, продолжила строительство после смерти Бруно в 965 году. Ее интерес к церкви наверняка имел семейные причины, но именно Патрокиний святого Пантелеймона сыграл решающую роль, потому что этот святой происходил с родины Феофана. После ее смерти она была похоронена в Св. Панталеоне. Ее бренные останки покоятся сегодня в современном мраморном саркофаге.

К одиннадцатому и началу двенадцатого веков он приобрел определенную международную известность. У него были прочные связи с Англией, а также он лежал на обычном маршруте из Фландрии в Данию. Учитывая более поздние события, этот последний факт привел некоторых к предположению, что Гита могла посетить святого Панталеона в Кельне со своими братьями по пути в Данию.

Вот тут мы и подошли к интересной истории. Он содержится в латинской проповеди, произнесенной Рупертом, настоятелем близлежащего монастыря Дойц, монахам монастыря Святого Пантелеймона в Кельне в 1120-х годах. Учитывая дату проповеди, описываемые в ней события, безусловно, были в живой памяти как Руперта, так и его слушателей, монахов св. Пантелеимона. Большая часть проповеди представляла собой агиографию, подробно описывающую различные чудеса святого Пантелеймона, но ближе к концу Руперт рассказывает небольшую «чудесную» историю о Гифе и ее сыне Гарольде. Это своего рода пролог к ​​еще двум чудесам.

Я использовал французское изложение этой латинской истории, данное бельгийским церковным историком Морисом Коэном в 1937 году в его Un sermon inconnue de Rupert, Abbe de Deutz sur St. Pantaleon . Резюме Коэна, к сожалению, упускает некоторые интересные детали, содержащиеся в оригинальной проповеди, и, возможно, неправильно истолковывает одну или две вещи, но на данный момент этого должно быть достаточно. Скобки мои собственные:

Харальд, который в настоящее время правит русскими («rex gentis Russorum»), подвергся нападению медведя. Он был отделен от своих товарищей и безоружный не мог защитить себя от зверя, который жестоко изранил его. Когда его вытащили, он едва дышал. Его мать («Гида номинэ») хотела сама заботиться о нем. Но святой Пантелеймон явился (в видении) раненому и объявил, что пришел исцелить его. Услышав о видении, мать князя успокоилась относительно здоровья ее сына. Она была большим благотворителем монастыря св. Пантелеймона в Кёльне и знала силу чудотворца (чудотворца). После выздоровления сына королева осознала свое желание отправиться в паломничество по святым местам.

Кроме того, в некрологе Святого Панталеона под датой 7 марта упоминается королева Гита («Гида Регина» с предшествующим крестом). Обычно это подразумевает дату смерти Гиты, но это ни в коем случае не точно. Год не указан, потому что некролог был не только списком тех святых и благотворителей, которые недавно умерли; это был также список дней, в которые монахи в монастыре должны были произносить молитвы о вечных душах отдельных святых и святых благодетелей. Как мы знаем, дни святых не обязательно являются датами смерти. Проповедь Руперта ясно говорит нам о том, что «королева» Гифа была «благотворительной благодетельницей» церкви св. Пантелеймона в Кельне. Это было 7 марта, когда монахи молились за нее, что могло быть как датой, когда они узнали о ее смерти, так и самой датой ее смерти.

Наставления Владимира Мономаха детям

В проповеди рассказывается, что русский князь (Рекс) Гарольд был сильно забоден медведем во время охоты. Мы не знаем, когда это могло произойти, такие встречи с потенциально опасными дикими животными были довольно распространены в то время, когда «дворяне» охотились, до того, как леса Европы были полностью выбиты. Отец Гарольда Владимир тоже был большим охотником. За несколько лет до своей смерти в 1125 году он написал несколько длинных «Наставлений для моих детей» («Поученния дитям»), в которых рассказал о своих переживаниях:

Я много сил отдавал охоте, пока княжил в Чернигове и совершал экскурсии из этого города. В самом деле, до настоящего года я без труда употреблял все свои силы на охоту, не говоря уже о других охотничьих экспедициях вокруг Турова, так как привык в обществе отца гонять всякую дичь.

В Чернигове я даже диких лошадей связывал голыми руками или захватывал арканом десять или двадцать живых лошадей, а кроме того, проезжая по Роси, ловил этих самых диких лошадей голыми руками. Два бизона закинули меня и мою лошадь на свои рога, олень однажды забодал меня, один лось наступил на меня, а другой забодал меня, один раз кабан вырвал у меня меч из бедра, один раз медведь укусил меня за коленную чашечку, а другой дикий зверь прыгнул мне на бок и бросил мою лошадь вместе со мной. Но Бог сохранил меня невредимым.

Годфри де Буйон захватывает Иерусалим

Было высказано предположение, что близкая смерть и видение Гарольда произошли в 1097 году, когда ему был около двадцати одного года, и, чтобы выполнить свое обещание совершить паломничество, его мать Гита затем присоединилась к Первому крестовому походу на Святую Землю, где и умерла в 1098 году. То, что Гита участвовала в Первом крестовом походе, кажется весьма сомнительным. Это чистая спекуляция, основанная только на предположении, что Гита умерла до рождения поздних детей Владимира — от «второй» жены. К этому иногда добавляют мысль, что Гита имела связи с Фландрией из-за того, что она оставалась там, когда бежала из Англии, и что фламандская знать во главе с Готфридом Буйонским составляла большой контингент в этом крестовом походе.

Если мы примем историю Руперта из Дойца за чистую монету, как факт, за исключением «чудесного» исцеления, то даже если инцидент произошел в 1097 году (для чего нет доказательств), я нахожу крайне маловероятным, что Гита затем немедленно ринулся бы во Фландрию, чтобы присоединиться к некоторым фламандским дворянам в их крестовом походе на Святую землю, все еще находящуюся во владении сарацин.

Если Гита действительно отправилась в паломничество в Иерусалим, как говорит Руперт из Дойца, я думаю, гораздо более вероятно, что она отправилась позже, после того, как Иерусалим попал в руки христиан, когда было безопаснее совершить такое рискованное путешествие. . И если бы она хотела добраться до Иерусалима, она, вероятно, выбрала бы проторенный путь из земли Киевской Руси в Константинополь, а оттуда на корабле вокруг побережья Анатолии (Турции), возможно, через Кипр, в Святую Землю.

Книга Данила

Это был маршрут, пройденный в начале 1100-х годов первым известным паломником из Киевской Руси Данилом, игуменом Русского Черниговского монастыря. Данила оставил нам увлекательные воспоминания о своем паломничестве в Святую Землю.

Когда Данила отправился в путешествие на Святую Землю, неизвестно. Историки придерживаются мнения, что он мог начать свое путешествие в начале 1100-х годов и мог достичь Константинополя примерно в 1104–1106 годах, откуда он направился в Палестину через Грецию и греческие острова. Неизвестно, каким путем он попал в Константинополь, но, вероятно, шел древним путем «от варягов (варягов) к грекам» — вниз по Днепру, а затем через Черное море.

Он рассказывает о местах, которые он посетил, людях, которых он встретил (включая короля Балдуина Иерусалимского), и опасностях, с которыми он столкнулся. Он даже не раз упоминает, что путешествовал с соотечественниками Киевской Руси:

В своей книге Данила упоминает около 60 мест, включая монастыри, которые он посетил во время своего пребывания в Палестине. В своих путешествиях он, должно быть, всегда имел какую-то компанию, кроме проводников и переводчиков, потому что он всегда говорит «мы», а не «я», и пишет о «дружине» (группе, бригаде, отряде или братстве, объединенных с той же целью или разделяющие одни и те же идеи и идеалы), которые были с ним во многих случаях. Описывая «сошествие благодатного огня на Гроб Господень», он говорит, что среди свидетелей этого чуда были «все мои дружины, сыны Руси, бывшие вместе со мною в тот день, добрые люди из Новгорода и Киева — Издеслав Иванкович , Городислав Михайлович, Кашкичи и многие другие…» Вполне резонно предположить, что люди, названные поименно, были близкими спутниками Даниила, бывшими с ним во многих других случаях, а может быть, сопровождавшими его в его паломничестве с самого начала…

Данило кажется патриотически настроенным, и это особенно заметно, когда он повторяет, что он представитель Руси, а не отдельного монастыря или губернии. В конце повествования он говорит: «Да будет свидетель Бог… мне никогда не забывая называть имена князей русских, и детей их, епископов русских, и игуменов, и бояр (членов аристократических орденов.), и моих духовных чад, и всех добрых христиан [во время богослужений] я читал на святых местах». На Святой Земле он отметил 90 литургий — 50 за живых и 40 за умерших — своих соотечественников.

Здесь, конечно, не упоминается Гита, но, по крайней мере, для меня было бы больше смысла, если бы Гита отправилась в свое паломничество в компании своих соотечественников, используя наиболее удобный маршрут, а когда Иерусалим уже был в руках христиан, то в 1097 году она поспешила во Фландрию, чтобы присоединиться к Первому крестовому походу.

Интересно также отметить, что многие российские историки говорят о том, что по возвращении Данила был поставлен во епископа Юрьевского «великим князем Владимиром Мономахом», т.е. произведен мужем Гифы!

Мое утверждение о том, что Гита не участвовала в Первом крестовом походе и не умерла на Святой земле в 1098 году, я думаю, также подтверждается мыслью, что если бы она это сделала, ей, вероятно, пришлось бы заглянуть в монастыре Святого Пантелеймона в Кельне по пути во Фландрию, и там сделать достаточно большое и разовое благодеяние монастырю, чтобы обеспечить почитание, в котором впоследствии монахи относились к ней за ее благочестие и щедрость.