Открытый урок | План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Тема: «Куликовская битва».
Цели:
обучающие: сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси, событиях того времени
развивающие: развивать познавательные способности, связную речь, память, расширять
кругозор, интерес к изучению истории;
воспитательные: прививать навыки работы и общения в группах, умение слушать товарищей; воспитывать любовь к Родине;
Оборудование: проверочный тест, слайды, компьютер, карточки с названием групп, карта, историческая энциклопедия, учебник литературного чтения, учебник по ОПК, медиатека школьной библиотеки, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы время зря не терять.
II. Сообщение темы и задач урока.
— Снова пришел долгожданный миг, нам пора в дорогу.
Она зовет нас в интересный мир исторических событий.
Сегодня перед нами раскроется еще одна страница истории России.
III. Проверка знаний.
— Перед тем как продолжить изучение страниц истории нашей Родины,
мы должны убедиться в том, что хорошо изучили предыдущие события.
Проверочный тест
Вариант I
1. Поход монголо-татар возглавил хан…
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Темучин.
2. Какой город первым оказался на их пути?
а) Рязань;
б) Владимир;
в) Новгород.
3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск.
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп;
б) налог;
в) дань.
Вариант II
1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли…
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари-крестоносцы.
2. Разбил шведов на реке Неве князь…
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
4. Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля 1242 года;
б) 20 мая 1242 года;
в) 5 апреля 1421 года.
III. Работа над новой темой
Постановка учебной задачи – Необходимо выяснить связь между материалами летописи «Житие Сергия Радонежского» и событиями, связанными с Куликовской битвой. Поможет нам в этом работа, проведенная нашими исследователями. Предварительно класс разбился на две группы исследователей. Первые изучали «Житие Сергия Радонежского», вторые- исторические события, связанные с Куликовской битвой.
Материалы для групп исследователей: слайды и иллюстрации с изображением исторических событий, учебник литературного чтения, учебник по ОПК, историческая энциклопедия для школьников, интернет- ресурсы, медиатека школьной библиотеки, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
— Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь. )
— Кто его основал? (Сергий.) Выступление первой группы исследователей:
Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял -как бы самому в этом лесу не пропасть…
И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом — посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий. В его честь основанный им монастырь получил название Троице Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.
Дополнительное задание: — Расскажите, каким человеком был Сергий Радонежский.
Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Но память о нем сохранилась в веках.
Выступление второй группы исследователей:
При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (впоследствии -Дмитрий Донской). Он возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более ста лет служили надежной защитой Москве и Руси белокаменные стены и башни Кремля
За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине XV века стены сильно обветшали, в некоторых местах были заделаны бревнами и не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже XV и XVI веков, был возведен тот Кремль, который мы знаем.
Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю русскую землю.
В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
Дополнительное задание: — Расскажите об экипировке русских воинов
Экипировка того времени была очень тяжелая, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги — рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева -лук в особом чехле — налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг — навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая — Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского — так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мириться с Русью силами в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева погрома Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрылись ореолом славы. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига.
Вывод:
-Так какова же связь между материалами летописи «Житие Сергия Радонежского» и событиями, связанными с Куликовской битвой?
Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – богатырей Пересвета и Ослябю.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение новой темы
— Прочитайте текст на стр. 70-72. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, должны были любить свою Родину.)
VI.Закрепление изученного
— Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)
— Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть.)
— Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)
— Когда это стало известно? (Летом 1380 года.)
— Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)
— Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины. )
— Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)
— Когда состоялась битва? (8 сентября 1380 года.) Найдите на карте место Куликовской битвы. (На стр. 73 оно отмечено крестом.)
— Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)
— Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)
— Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)
— Как проходила битва?
— Чем закончилась битва?
— Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)
— Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. )
VII. Итог урока: Итак, подведем итог. Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского. Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков… |
Рефлексия: Что такое «долг гражданина» и как это словосочетание применимо к сегодняшней теме? У вас в рабочих листах есть еще одно задание. Впишите правильные ответы. |
Домашнее задание. Подготовить пересказ на тему «Куликовская битва». |