Как русь крестили кратко: Крещение Руси

Содержание

Глава двенадцатая. Проблемы крещения Руси. Когда крестилась Киевская Русь?

Глава двенадцатая. Проблемы крещения Руси

Введение

О распространении христианства в восточной Европе есть много старых сведений. Этой тематикой занимались многие ученые последних 250 лет, пытаясь найти ответ на разные вопросы; по ней существует обширная литература, в которой нашли отражение исследования и мнения о самых разнообразных сторонах этого знаменательного события.

О развитии научных поисков в этой области известный специалист О. Рапов писал, что внимание историков XIX — начала XX в. было сосредоточено на следующих основных вопросах:

— когда в землях восточных славян появились первые христиане?

— можно ли доверять рассказу «Повести временных лет» о просвещении Русской земли апостолом Андреем?

— следует ли считать серьезными историческими источниками по проблеме обращения Руси в христианство «Житие св. Стефана Сурожского» и «Житие св. Георгия Амастридского»?

— занимались ли обращением в христианство русов Константин Философ и его брат Мефодий?

— сколько было крещений русов в IX столетии и в какие годы они имели место?


— когда и где приняла крещение княгиня Ольга?

— насколько была христианизирована Русь в княжение Игоря, Ольги, Ярополка?

— когда и при каких обстоятельствах произошло крещение Владимира Святославича и киевлян?

— было ли князем Владимиром в его правление крещено все население Руси или только небольшая часть городских жителей?

— когда происходило обращение в христианство вятичей и радимичей, а также неславянских народов, входивших в состав Киевского государства?

— какова роль латинских миссионеров в христианизации Руси?

— от кого приняла Русь христианство: от Константинополя, Рима, Охридской патриархии?

— какова роль хазар и варягов-скандинавов в проникновении христианства на Русь?

— когда возникла митрополия в Киеве?

О. Рапов подчеркивает, что по всем этим вопросам шла серьезная полемика, но ни по одному из них историки не пришли к единому мнению (РАП с. 12–13).

Единого мнения не было, но тем не менее постепенно оформилось господствующее мнение. Для ознакомления с ним рекомендуем читателям обратиться к «Заключению» монографии О. Рапова «Русская церковь»; в дальнейшем ссылки на нее обозначены сокращением РАП. Добавим, что в настоящей книге и особенно в следующей главе большое количество старых сведений, переводов, пересказов и мнений специалистов даются так, как они присутствуют именно в РАП.

Из всего обширного круга проблем, связанных с христианизацией Руси, нас прежде всего интересует один важнейший вопрос: когда крестилась Киевская Русь?

Постановка задачи

Итак, целью настоящего исследования, занимающего следующие две главы, является грубая относительная датировка крещения Киевской Руси.

Конечно, как видно из перечисленных выше проблем из ранней истории христианства на Руси, ученые дают себе отчет в том, что крещение целого народа, жившего на обширной территории, не могло во времена плохих коммуникаций осуществиться за день, год и даже десятилетие.

Как очень точно отметил Н. М. Тихомиров,

«Официальной датой установления христианства на Руси считается «Крещение Руси» в 989 г. при князе Владимире Святославиче. Но эта дата, в сущности, обозначает лишь наиболее заметный исторический факт: признание христианства официальной религией Киевской Руси.» (РАП с. 17)

Поэтому мы уточняем нашу задачу: мы хотим найти грубую датировку основной части религиозных перемен, сделавших христианство преобладающей, государственной религией в Киеве и на территории Киевской Руси. Период времени, в котором совершались эти перемены, будем для краткости называть «веком крещения Руси» и обозначать сокращением ВКР.

Особенности методики настоящего исследования

Как и в главе о свв. Кирилле и Мефодии, мы рассмотрим дошедшие до нас сведения о создании славянской письменности без предубеждений, т. е. не разделяя их заранее на «достоверные» и «недостоверные», не выделяя в них “правильные” и “анахроничные” детали. Вытекает ли из них естественным (внутренним) образом какая-нибудь определенная хронологическая картина, и если да, то какая она? Совпадает ли с той, что принята исторической школой XX века?

Как было отмечено выше, многие современные «канонические взгляды» сформировались давным-давно, 4–5 веков назад, на основе небольшой совокупности документов. Естественно, эти документы считаются в целом «достоверными». Далее, с обнаружением каждого нового документа он оценивался с точки зрения принятого «канона» и, если не соответствовал ему, отвергался и попадал в категорию «недостоверных», а иногда его попросту объявляли «фальсификатом». Но тогда, отбрасывая документы «по одному», практически очень сложно обнаружить любую ошибку в основных, «канонических» взглядах.

Принимая во внимание, что любой источник информации может содержать как «достоверные», так и «недостоверные» сведения, можно считать, что источники просто достоверны в разной степени. А что в данном документе достоверно и что нет — следует решать на основе анализа как можно более широкого круга документов.

Эти замечания объясняют выбранную в нашем исследовании методику работать со всеми доступными сведениями, в том числе и с теми, которые считаются недостоверными.

Перед тем как обратиться к нашей основной хронологической задаче, наметим некоторые яркие детали из сведений о крещении русского народа.

Как крестилась Киевская Русь?

Напомним очень коротко несколько любопытных и в то же время распространенных сведений об этом.

1) Четыре крещения Руси

Посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII в. Возьмем «Большой катехизис», напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 г. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа». Оказывается, что крещение Руси описано здесь совершенно иначе, чем мы привыкли думать. «Катехизис» утверждает, что было четыре крещения Руси:

— Первое — от апостола Андрея.

— Второе крещение — от патриарха цареградского Фотия,

«во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире.» (КАТ л. 27 об.; цит. по ФОМ14 с. 307).

— Третье крещение — при княгине Ольге. Оно произошло, согласно «Катехизису», в 6463 г. «от сотворения мира». Любопытно, что сам «Катехизис» переводит эту дату в 963 г. от Р. Хр.

— Четвертое крещение — это знаменитое крещение при князе Владимире. Вот что говорит «Катехизис»:

«Итако повеле креститеся всей земли Русстей в лето шесть тысящь 497 от святых патриарх от Николы Хрусоверта или от Сисиния или от Сергия архиепископа Новгородского при Михаиле митрополите Киевском.»

В последней цитате целый ряд странных деталей. Так, например, упоминание о патриархе, Новгородском архиепископе и Киевском митрополите во время крещения.

Сколько было христиан среди русских и каково было их положение и влияние в обществе во времена апостола Андрея или княгини Ольги? Это конкретные вопросы истории религии, выходящие за рамки хронологических проблем. Но с ними связана и определенная политическая нагрузка, которую русская историческая, государственная и церковная традиции вкладывали в легенду о крещении русских ап. Андреем.

2) Буря у Константинополя

В старых хрониках (например, в «Повести временных лет», у византийского писателя, известного как «Продолжатель Георгия Амартола» и в ряде других) встречается рассказ о чуде с бурей. Его сюжет состоит в следующем:

Русский флот осадил (считается, что это было в 866 г.) Константинополь. Население, перепуганное грабежами солдат в окрестностях города, ждало развязки военного конфликта. Византийский император, который в начале осады находился вне города, сумел пробраться в него. Вместе с патриархом Фотием он пошел в храм Богородицы во Влахернах; помолившись, вынесли оттуда чудотворную ризу Богоматери и направились к морю. Там дотронулись воды краем ризы, и тотчас же подули ветры и поднялась сильная буря, хотя до этого море было совершенно спокойным. Волны и ветер выбросили русские корабли на скалы, и тем самым русский флот был уничтожен, а город спасся от осады и кровопролития. У «Псевдо-Симеона» к этому рассказу есть приписка:


«Паде же тогда прах с небесех кръви плънь, и мнози обретаху камение на путих, и врътоградохъ чръвлено, якы кръвь.» (РАП с. 84)

Это же известие о «красной пыли» встречается и в Никоновской летописи. Судя по описанию, по Босфору прошел смерч, который выбросил русские суда на берег, поднял в воздух много пыли, камней и морских водорослей.

Конечно, такое «чудо» не могло не бросить тень на русских языческих богов и поднять авторитет могущественного христианского Бога, который вызвал бурю, потопил флот и тем самым спас столицу Византии.

Потерпев наказание от Бога, по легенде русские возвратились обратно домой и вскоре послали послов в Константинополь, прося крестить русский народ.

3) Чудо с Евангелием

Чудеса присутствуют во многих старых рассказах о крещении людей и народов. Есть чудо и в легенде о крещении русских. Вот краткий пересказ его сюжета из Биографии Константина Багрянородного:

Византийский император заключил мирный договор с русскими и убедил их принять святое крещение. Рукоположенный византийским патриархом Игнатием архиепископ был направлен с проповеднической миссией к русскому князю. Тот собрал старцев и других своих подданных и попросил прибывшего к ним архиерея объяснить, что он намерен возвестить им и чему собирается научить их. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Ветхого и Нового Завета. Русские заявили, что не поверят ему, если сами не увидят что-либо подобное и особенно чудо с тремя отроками в печи. Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: «Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны». Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, русские, пораженные чудом, без колебаний начали креститься.

4) Религия русов до крещения

Об этом есть очень интересное сведение византийского патриарха Фотия, современника этих событий. Он писал:

«Ибо не только этот народ (болгары — ЙТ) переменил на веру Христову прежнее нечестие, но и тот слишком ставший известным и превосходящий всех жестокостью и кровопролитием, т. е. так называемая русь и этот народ переменил эллинское и безбожное учение, в котором прежде содержался, на чистое и неповрежденное христианское исповедание…» (УСП с.  78–79)

Итак, по Фотию выходит, что перед принятием христианства в Киевской Руси господствующей религией было «эллинское заблуждение», т. е. вера в Зевса («Громовержца», поражающего своих врагов «перуном») и других «классических» эллинских богов.

В то же время принятая сегодня в исторической науке точка зрения о дохристианских верованиях русских совсем другая (хотя бы внешне): например, она предлагает нам «чисто славянского» верховного бога — громовержца Перуна. Но нельзя не заметить сходство Перуна с Зевсом, и даже совпадение слова «перун» — оно обозначает как имя «славянского» бога, так и основное оружие — гром/молния — «эллинского» бога.

Добавим, что в то время слово «эллин», по-видимому, обозначало не национальную, а религиозную принадлежность. О распространении «эллинских заблуждений» на Руси есть немало упоминаний в старых рукописях.

5) Богомильские элементы крещения

Созданный «отцами Церкви» христианский канон отводит Сатане роль противника Бога, бунтовщика против него. Апокалипсис Иоанна (XII, 7) видит в нем дракона, который вместе с группой ангелов взбунтовался против Бога. Идея о Сатанаиле как отщепенце от Бога нашла особое место в трудах Тертуллиана, Лактанция, Григория Ниссианского и др. (см. BRA с. 57).

В отличие от этих представлений богомильская традиция отводит Сатанаиле роль не дракона, а падшего ангела. Она считает, что Сатанаил сначала был добрым ангелом, начальником ангелов; в некоторых произведениях он описан как старший сын Бога (младшим является Иисус Христос). Богомилы считали, что позднее он возгордился и стал противиться своему Творцу и Богу.

Рассказывая о крещении Руси, «Повесть временных лет» приводит слова греческого проповедника, объясняющего князю Владимиру православную веру; там говорится о «Сотонаиле» и о том, что это

«первый от ангель, старьишина чину ангелски» (цит. по АНГ с. 164)

Таким образом, крестившие Русь духовники являлись носителями христианских идей, по крайней мере в некоторых деталях, близких к верованиям богомилов.

Св. Климент Охридский, один из учеников свв. Кирилла и Мефодия и митрополит Болгарской церкви, писал, что Сатанаил является Божьим служащим (АНГ с. 165). Ниже мы вернемся опять к вопросу о возможной близости болгарского и русского христианства к “неправославным” христианским традициям.

6) Политические аспекты разных вариантов ответа на вопрос: кто и когда крестил Русь

Сказание о христианской миссии апостола Андрея, зафиксированное в ряде церковных книг, с давних пор служило мощным оружием в руках византийской дипломатии в ее борьбе с Римом за церковную гегемонию в Европе. По преданию, город Византий, на месте которого впоследствии основан Константинополь, был посещен апостолом Андреем, и часть его населения приняла христианство. Там якобы находилась и гробница апостола Андрея. А так как апостол Андрей был старшим братом апостола Петра, основателя Римской христианской церкви, и опять-таки, по легенде, был раньше Петра призван Христом к апостольской деятельности, то все это позволило византийским императорам добиться на церковных соборах вначале уравнения в правах Константинополя с Римом как церковной столицы, а затем заставить Пятый церковный собор отдать предпочтение константинопольскому патриарху над прочими церковными иерархами. (РАП с. 65)

Позднее, когда Византия пала под власть турок, Россия заявила о своих притязаниях стать центром Восточной Римской Империи. Часть теоретического обоснования этих домогательств основывалась на том, что в России, как и в Византии, проповедовал апостол Андрей; этот факт как бы давал Русской церкви высокий ранг, не ниже ранга других городов — претендентов на звание «столицы православного мира».

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси
Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно,

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси
Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

24. Два Крещения Руси

24. Два Крещения Руси
Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником-Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси
Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

24. Два Крещения Руси

24.  Два Крещения Руси
Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником – Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

«Туман» крещения Руси

«Туман» крещения Руси
Много тумана и в истории с христианизацией Киевской Руси. Это даже не обман! Здесь едва ли не все — домыслы и предположения. В том числе и сама дата крещения.Споры о ней ведутся не первый год. Хотя известно, официально акт христианизации приходится на

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3
Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения
Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси
В 945 г. князь Игорь трагически погиб во время сбора дани в земле славянского племени древлян. Княжеский стол в Киеве наследовал его малолетний сын Святослав. Однако бразды правления Киевской Русью взяла в свои руки вдова Игоря

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси
Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно, что

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси
Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

Языческая подготовка Крещения Руси

Языческая подготовка Крещения Руси
Крещение всей Руси не могло быть делом случая, пусть даже и чудесного. Русичам предстояло проникнуться новой верой, раскрыв ее смыслы на всех уровнях. Здесь не годилось простое решение – крещение по приказу сверху. Языческая Русь не

От крещения Руси

От крещения Руси
Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю

Глава четырнадцатая.

Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии

Глава четырнадцатая. Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии
Теперь мы можем приступить к формальному анализу описанной совокупности интервалов для датировки ВКР.Они отмечены на ХД на рис. 14-1. Рассмотрим их внимательно.Видно, что они «упорядочены» и с достаточной

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси
Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

кратко о принятии христианства, значение новой веры для государства

История

12.11.21

8 мин.

Процесс христианизации историками понимается, как постепенное распространение христианства в XI—XII вв. Необходимость этого возникла под влиянием множества факторов, в том числе присвоения Руси статуса мировой державы. Наиболее значимым событием было крещение Руси князем Владимиром, где кратко можно выделить главные причины и дальнейшие последствия для страны.

Оглавление:

  • Предпосылки для христианства
  • На берегу Днепра
  • От дружины к городам
  • Последствия для страны


Предпосылки для христианства

Русь долгое время была языческим государством, но правители стали беспокоиться о будущем страны. Влияние языческих культов становилось всё менее полезным: выросла потребность в контактах с другими державами, а те относились к язычникам не лучшим образом.

Год крещения Руси — это официальный переход на новую религию, но борьба с языческими культами и отказ от старых привычек произошли не в одночасье. Люди по-прежнему пытались поклоняться старым богам, украдкой совершали ритуалы, за что их преследовали и жестоко наказывали.

Князь Владимир совершил свой выбор не сразу. Он отсылал послов к служителям разных конфессий. Переговоры велись одновременно с мусульманами, представителями иудаизма, византийскими государствами. Выбор он остановил на последних. Из доклада послов выяснилось, что христианство проводит самые красивые обряды.

Это не единственная причина. Важно помнить о византийских корнях Руси. Владимир желал сохранить связь с империей.

Большую роль в этом играло и то, что Византия пребывала в самом расцвете своей мощи. Она могла выступить серьёзным покровителем в конфликтах с захватчиками.

На берегу Днепра

Несложно представить реакцию, когда киевский князь повелел разрушить языческие капища и согнать людей к Днепру, чтобы крестить. Многие были не в лучшем настроении. Люди боялись, гневались и не понимали, зачем им нужно что-то менять. Несмотря на трудности, удалось обойтись без серьёзных жертв, что определилось рядом факторов:

  • авторитет Владимира был крайне высок, его боялись и уважали;
  • византийцы не спешили с переходом на новую веру, не требовали немедленно отказаться от всех старых привычек и тут же заучить новые;
  • большинство новоиспечённых христиан не знало толком ничего, кроме простейших положений, а молитвы, причастия и праздники стали появляться гораздо позже, плавно перетекая из языческих в христианские.

Отдельно стоит упомянуть про свержение главного бога языческого пантеона. Статуя Перуна была выкинута в реку, но не просто так. За ней долго гнались, не давая ей пристать к берегу, пока она не покинула границы государства.

От дружины к городам

Есть несколько мнений о том, когда именно князь и его дружина стали крещёными. Некоторые историки присоединяют это ко взятию города Корсунь. Там же происходило бракосочетание с Анной, сестрой византийского императора Василия II Болгаробойца. Вторая версия — всё происходило в Киеве, это было за два года до Корсуни. Одно можно сказать точно, что сразу после этого начались крещения крупнейших городов. Первыми стали киевляне и новгородцы.

Нужно было срочно обустраивать церковную организацию, для чего соорудилась митрополия. Её центр пребывал в Киеве. Кроме неё появились три епархии: в Новгороде, Белгороде, Полоцке/Чернигове. Епископы были приглашены из греческих народов, а первым митрополитом принято считать свт. Михаила, но это противоречит данным от византийских источников. Те утверждают, что митрополитом стал Феофилакт.

Официальная дата крещения Руси — 988 год. В последующие два года начал образовываться новый религиозный институт, а появление первых деревянных храмов отсчитывают с 990 года. Первая каменная церковь появилась в 995−996 году. Её посещали преимущественно княжеские приближённые и сам князь.

Одновременно с этим моментом произошло важное событие — появилась десятина. Это одна десятая часть от княжеских доходов, уделяющаяся на нужды церкви. Разделение прав между княжеством и церковью произошло по византийском типу:

  • церковь занималась брачно-семейными отношениями;
  • в ней судили за нравственные преступления;
  • она выступала судебным аппаратом для духовенства.

Наиболее остро стоял вопрос обучения квалифицированных священнослужителей. Князь Владимир не хотел долго пользоваться услугами византийского духовенства. Для этого пришлось применять принуждение, специально отбирая талантливых детей из знатных семей, чтобы засадить тех на «учение книжное».

Последствия для страны

Принятие христианство имело огромную важность для дипломатических отношений. От того в каком году Крещение Руси состоится, зависело укрепление и расширение связей с Византией, а также другими странами Запада.

Христианизация имела важность и для социальной жизни общества. Церковь стала связующим элементом системы, подтверждающим божественную природу действующей власти. Это позволило решить множество разногласий между княжествами, не желавшими подчиняться тем или иным правителям.

Новая религия оказала влияние и на развитие культуры населения. Стало активно поощряться зодчество и живопись. Люди начали смотреть в сторону византийской культуры, а та была наследницей античности.

Самое главное и полезное — это повышение уровня грамотности населения, распространение письменности. Хотя то, что кажется банальным сейчас — умение писать и читать, ещё очень долгое время не будет доступно даже половине населения страны.

Крещение стало одним из решающим факторов, сподвигнувших к постепенному развитию в этой области.

.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость


Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!


Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.


* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.

Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.

В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Крещение Киевской Руси Владимиром: европейский выбор Украины тогда и сейчас — 25 июля 2013 г.

Президент Виктор Янукович, вероятно, подчеркнет стремление Украины интегрироваться в современную Европу, подчеркнув, что выбор Владимира в X веке определил европейское духовное и цивилизационная направленность украинского народа. Влившись в ряды европейских христианских народов, Киев стал центром христианства в восточных землях; он породил живую духовную и материальную культуру, в том числе в области архитектуры, иконописи, музыки и песни, литературы и образования. Позже Киев распространил свет христианства на все земли Киевской Руси, включая нынешнюю Россию и Белоруссию. Ведь на момент Крещения Киева Москвы не существовало и не станет населенным пунктом еще 150 лет, когда она приняла христианство от Киевской Митрополии, своей Матери-Церкви.

Патриарх Кирилл, с другой стороны, будет приветствовать празднование 1025-летия как демонстрацию единства Московского Патриархата, его успеха после распада СССР в объединении верующих, особенно в Украине. Нынешнее празднование является попыткой закрепить Московский Патриархат как Мать-Церковь Украины и через пропаганду его недавно созданной идеологии «Русского мира» узаконить свои притязания на исторические земли древней Руси. империя – Украина, западная Россия и Белоруссия – юрисдикция, которую она захватила у Константинопольского Патриархата в 1586 году, аннексия, которая так и не была признана последним.

«Русский мир» носит скорее политический, чем церковный характер: подчеркивает ведущую роль Московской Патриархии в регионе, коллективную ответственность за права человека, руководящую роль лояльных Москве политических институтов, неприятие «западных» ценностей , и изобилует антимусульманской и антикатолической риторикой. В целом она представляет собой шовинистическое, ксенофобское, нетерпимое и антисовременное выражение русской православной мессианской исключительности.

Конечная цель «Русского мира» — установить гегемонию над православным миром, в первую очередь отделить Украину от европейского влияния и, раз и навсегда, от Константинопольской Матери-Церкви. Однако «Русский мир» мало что может предложить православному миру с точки зрения моральных ценностей или лидерства, кроме постоянного конфликта с конфессиями различных взглядов в сочетании с мифами о «моральном превосходстве» России и продвижением геополитической политики Кремля по восстановлению российского контроля. над соседними постсоветскими государствами.

К сожалению, в этой буре соперничающих программ важное духовное измерение, лежащее в основе выбора, с которым сталкиваются украинцы, теряется. Находясь под властью иностранцев на протяжении большей части своей истории, на момент обретения независимости в 1991 году в Украине не было местных государственных институтов, на которые можно было бы положиться при построении современного общества. Действительно, вплоть до присоединения украинских земель к России в XVI веке именно Церковь обеспечивала прямую институциональную связь с Киевской Русью и поддерживала институциональную структуру, простиравшуюся на тысячи населенных пунктов, сохраняя и оберегая уникальную духовно-культурную самобытность украинского народа.

Эта киевская церковная традиция характеризовалась поглощением европейских влияний; соборная традиция правления с усилением роли мирян, управлявших также селами и городами; институциональная структура, формирующая национальную идентичность; уникально использование народного языка в литургии; и появление религиозной, литературной и художественной культуры, которая была специфически украинской. Киев стал центром православной учености, и Киевская богословская школа, основанная киевским митрополитом Петром Могилой (предшественница сегодняшней Киево-Могилянской академии), имела контакты со всеми основными центрами высшего образования в Европе. Важно отметить, что в течение первых 1000 лет христианства в Украине Церковь была единой и неделимой, эта уникальная украинская традиция сформировала как православных, так и так называемых греко-католиков-униатов.

Напротив, в этот период Русская Церковь превратилась в в высшей степени абсолютистскую структуру с жесткой иерархией, в значительной степени обязанной государству и управляемой по синодальной модели. Во время аннексии Украины Петр Великий присоединил институциональную инфраструктуру Киевской церкви к Русской церкви; отсюда присвоение Московской Патриархией традиции Киевской Руси как своей собственной. За этим последовали столетия русификации, имперская российская политика по искоренению Киевской церковной традиции и украинского языка, а также очернение украинцев как «малороссов» (малоросов), разрушающее их идентичность.

Но киевская церковная традиция выжила и продолжала формировать и информировать о возрождении движения за независимую (автокефальную) церковь в Украине в 20-м веке. Сегодня Киевская церковная традиция находит свое отражение в идеологии немосковски ориентированных частей Украинской церкви, особенно Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и Украинской греко-католической церкви. Киевская церковная традиция также лежит в основе растущей напряженности внутри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; многие иерархи, как минимум, недовольны недавними попытками патриарха Кирилла взять под прямой контроль эту самоуправляемую церковь или, как максимум, желают духовного союза со своими пока непризнанными православными собратьями в единой автокефальной Украинской Церкви. Неспособность «Русского мира» прижиться в Украине свидетельствует о глубине Киевской церковной традиции как части украинской идентичности.

Являясь одной из крупнейших стран византийского обряда в мире (где официальная статистика показывает, что в Украине регулярно посещают церковь больше людей, чем в России или где-либо еще в Европе, если уж на то пошло), Украина является не только геополитическим, но и церковным линия разлома. В конечном счете, религия в Украине влияет на выбор людьми идентичности и политической ориентации, в том числе на то, следовать ли они европейскому или евразийскому будущему.

В этом контексте украинцы все еще могут обратиться к Константинопольской Матери-Церкви и «Европейскому православному патриарху», Вселенскому патриарху Варфоломею, за тем, как адаптировать принципы Киевской церковной традиции к современному европейскому будущему. При Варфоломее Православие развивается в согласии с заботами современного мира. Он продвигает видение Церкви 21 века, согласующееся с ценностями демократического и свободного мира; видение, основанное на неотъемлемой свободе и достоинстве личности, прочно основанное на универсальных правах человека, и ответственности каждого человека за его поведение перед Богом и ближними, включая ответственность за управление землей.

Это послание может стать духовным и политическим маяком для всех украинцев, которые все еще пытаются преодолеть наследие коммунистического гнета: коррупцию, политический цинизм, меркантилистские излишества, подавление прав человека и, прежде всего, экономическую и духовную нищету. Поскольку 75 процентов украинцев называют себя «православными», помогая улаживать разногласия в Православной церкви в Украине под нравственным руководством Константинопольской Матери-Церкви, Патриарх Варфоломей потенциально может помочь объединить различные православные образования и облегчить интеграцию Украины в более широкое европейское сообщество демократических наций.

В конечном счете, православные конфессии в Украине сами определят ход и сроки объединения, а украинцы определят направление своего политического будущего. Однако примирить разногласия в Церкви и обществе можно без навязывания чуждых идеологий, опираясь на подлинную отечественную церковную традицию, созданную крещением Киева, которая может прочно укорениться в принципах свободы и демократии.

Даниил Билак — киевский юрист-международник, советник различных церковных организаций.

Проект MUSE — Назидательная проза Киевской Руси (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

294 Отзывов, которые он видел в Туре (ВМ, 1.2). Хотя мы можем вздохнуть с разочарованием, когда он пишет о соборе Святого Мартина: «Я мог бы многое сказать об этом здании; но поскольку он все еще здесь, я решил, что лучше молчать» (ВМ, 1.6), надписи со зданий, связанных с Святым Мартином, переведены в Приложении 3. Люди в важных раннесредневековых церквях и монастырях были окружены такими письменами, почти все они утеряны для нас. Ван Дам должен быть особенно благодарен за включение этих примеров. В последнем приведены строки, которые можно применить к его книге, если имя Григория Турского заменить на имя Мартина: здесь, прилежный читатель, можно узнать о рождении Мартина, военной службе, крещении, подвигах, родителях, учении, привычках, прокламациях. , войны, триумфы, страдания, родина, опасности, поговорки, труды, отличия, чудеса, жизнь, воззвания и похвалы. Линетт Олсон, исторический факультет Сиднейского университета, Ведер, Уильям Р., пер., Назидательная проза Киевской Руси (Гарвардская библиотека ранней украинской литературы, английские переводы, том VI), Cambridge Mass., Harvard University Press, 1994; клоди и бумага; стр. lvi, 202; Р.Р.П. 29 долларов США (ткань), 17 долларов США (бумага). Этот изящно составленный и кропотливо представленный том явно должен понравиться, в частности, двум классам читателей: во-первых, всем, кто изучает более раннюю русскую литературную деятельность и культуру, и, во-вторых, тем, кто интересуется первыми христианскими произведениями на таких языках. как готика или в медленном процессе литературного перехода от перевода Священных Писаний к народным комментариям и творчеству; например, в Ист-Мидлендсе Англии в двенадцатом и тринадцатом веках. Эта книга является небольшой частью гораздо более крупного Гарвардского проекта, посвященного тысячелетию христианства в Руси-Украине, спонсируемого Украинским научно-исследовательским институтом. Многочисленные тексты, которые предстоит рассмотреть, число которых превышает сотню, будут охватывать такую ​​литературную деятельность с ее зарождения в середине одиннадцатого века до восемнадцатого века на языках от церковнославянского до польского и латыни. Гарвардская библиотека будет состоять из трех частей: оригинальные работы, украинские переводы и рецензии 295 английских переводов, каждый из которых будет содержать соответствующие редакционные и другие введения. Из двух сочинений, объединенных в настоящем томе, «Изборник» 1076 г. является третьей старейшей датированной славянской книгой, знаменитым «энциклопедическим справочником по богословию, истории, библейскому и юридическому учению и морали». Вторая, «Гомилии Григория Философа», представляет собой «темный цикл проповедей, обращенных к анонимной пастве». Оба были написаны с разницей в четырнадцать лет, в 1062 и 1076 годах соответственно, скорее всего, в Киеве. У каждого были общие цели назидания и освящения. И, как утверждает Ведер, каждый из них отражает укрепление веры и Церкви в очень небезопасные времена. Эти годы были периодом третьего и четвертого поколений крещеной Руси (стр. XV). Поскольку люди были еще в значительной степени неграмотны, необходимо было переписывать учебные книги для распространения христианской веры через богослужебные книги, методические пособия и такие легко переносимые произведения, как «Изборник». Как замечает редактор, до сих пор остаются предположения относительно того, было ли крещение Руси совершено непосредственно из Константинополя или через промежуточную зону Болгарии, которая сама была обращена примерно за 125 лет до Киева. Таким образом, настоящий том представляет собой наиболее актуальный обзор вопросов древнего «церковнославянского» языка и литературы и относительной близости греческого синтаксиса, лексики и мысли к «назидательной прозе».