Как происходил процесс создания ссср: Образование СССР

Содержание

кратко по пунктам, причины и варианты, условия

Образование СССР в 1922 г. – что стало причиной

Предпосылки создания СССР:

  1. Исторические.

На территории Российской империи проживали представители более 180 народов и национальностей. Многие из них мирно сосуществовали на протяжении столетий. Их объединяли общие культурные и бытовые традиции. Русский язык был распространен на территории всей страны и был средством межнационального общения.

  1. Экономические.

В дореволюционной России существовала специализация территорий по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства. Пространство бывшей империи связывала сеть железных дорог.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Политико-правовые.

В большинстве молодых республик установилась советская власть. Действовали принятые большевиками декреты и иные нормативно-правовые акты. Коммунистические партии национальных республик признавали главенство РКП (б). Пребывание у власти большевиков послужило одной из предпосылок создания СССР.

РКП (б) – Российская коммунистическая партия (большевиков), аббревиатура использовалась в 1918-1925 гг.

  1. Идеологические.

Значительная часть жителей советских республик:

  • поддерживали советскую власть и разделяли ее идеи;
  • ощущали необходимость в создании сильного государства;
  • чувствовали угрозу со стороны капиталистических стран.

Популярности большевиков способствовали принятые ими декреты о выходе России из Первой мировой войны и национализации земли.

События, предшествовавшие созданию Советского Союза

В ходе Гражданской войны некоторые территории бывшей Российской империи взяли курс на создание полностью независимых государств:

  • Польша;
  • Финляндия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония.

Параллельно на территории Советской России происходил процесс образования автономных республик, областей и коммун. Всего их к концу 1922 г. было создано 19, в том числе:

  • Карельская трудовая коммуна;
  • Татарская автономная республика;
  • Монголо-Бурятская автономная область и др.

Вопросом о наделении территорий статусом автономии занимался Наркомнац. Не все народы получали такое право. Например, большевики запретили создание Казачьей автономии.

Наркомнац – Народный комиссариат по делам национальностей. Существовал с 1917 г. по 1924 г. Его бессменным руководителем был И.В. Сталин.

В 1920-1921 гг. советская власть была установлена в Армении, Грузии, Азербайджане. В марте 1922 г. они объединились в Закавказскую Федерацию.

В ходе Советско-Польской войны (1919-1921 гг.) значительная часть территорий Белоруссии и Украины отошла к Польше, на оставшихся землях действовала власть большевиков.

К 1922 г. на большей части территории бывшей империи прекратились боевые действия и советское руководство приступило к осуществлению плана создания нового государства.

Причины образования СССР:

  1. Внешнеполитические.

Нарастало противостояние с западными странами, которые не признали легитимность прихода к власти большевиков. Некоторые из государств напрямую участвовали в Гражданской войне путем интервенции (Великобритания, США, Италия, Франция, Япония и др.).

  1. Экономические.

Гражданская война подорвала экономику России и других советских республик. Учитывая исторически сложившуюся хозяйственную специализацию регионов, необходимо было как можно скорее наладить хозяйственные связи.

  1. Культурно-исторические.

Многие народы советских республик сохранили историческую память о длительном совместном проживании в рамках Российской империи, поэтому вхождение в состав нового государства восприняли как данность.

  1. Политико-идеологические.

В результате победы Октябрьской революции в республиках были образованы органы советской власти по схожему образцу. Принадлежность к Коммунистической партии – один из решающих факторов объединения.

 Основные этапы объединения

  1. Предварительный.

Интеграционные процессы наметились еще в ходе Гражданской войны.

1 июня 1919 г. был создан военно-политический союз «для борьбы с империализмом». В него вошли:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Литва;
  • Латвия.

В 1920-1921 гг. был подписан ряд хозяйственных договоров между республиками:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Грузия;
  • Армения;
  • Азербайджан.

12 марта 1922 г. была создана Закавказская Федерация (ЗСФСР; просуществовала до 1936 г.)

  1. Подписание Союзного договора.

Договор о создании СССР был подписан 22 декабря 1922 г. между 4 советскими республиками:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия;
  • ЗСФСР.

Эта дата считается днем рождения нового государства Союза Советских Социалистических Республик.

Высшим органом власти провозглашался Всесоюзный съезд Советов во главе с В.И. Лениным.

26-й пункт Союзного договора закреплял право республик на возможность добровольного выхода из состава СССР.

  1. Укрупнение СССР.

В 1922-1940 гг. шел процесс формирования советского государства.

В 1924-1929 гг. в результате национального размежевания в состав СССР вошли среднеазиатские республики:

  • Туркмения;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

В 1936 г. была упразднена ЗСФСР и в состав СССР вошли;

  • Армянская ССР;
  • Азербайджанская ССР;
  • Грузинская ССР.

В этом же году Киргизия и Казахстан вышли из состава РСФСР и присоединились к СССР как отдельные советские республики.

В 1940 г. были присоединены:

  • Молдавия;
  • Карело-Финская ССР;
  • Прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония).

В 1956 г. Карело-Финская ССР была включена в состав РСФСР. С этого времени и до начала распада Советского Союза в его составе насчитывалось 15 республик.

Как присоединялись республики

  1. Большая часть республик присоединялись на добровольной основе. В них уже была установлена советская власть, и они одобряли вхождение в состав нового сильного государства, взявшего курс на построение коммунизма.
  2. Прибалтийские республики, а также Молдавия были присоединены силой. Несмотря на соблюдение формальных процедур, в которых фиксировалась добровольность вхождения в состав СССР, процесс их присоединения сопровождался военной угрозой.
  3. Среднеазиатские республики вошли в состав СССР в результате процесса национального размежевания и их выделения из состава РСФСР.

Сталинский и Ленинский взгляды на СССР, в чем отличия

Существовало 2 основных варианта создания СССР, которые отличались по характеру взаимодействия между советскими республиками и степенью их самостоятельности.

1. Сталин – план автономизации:

  • все республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономии;
  • руководящие органы власти РСФСР признавались главными и для других союзных республик;
  • полномочия руководства на местах значительно сокращались.

2. Ленин – проект федерации:

  • объединение должно произойти на условиях добровольности;
  • соблюдение принципа равноправия республик;
  • создание центральных органов власти при сохранении значительных полномочий на местах.

Победила схема В.И. Ленина, который в тот момент возглавлял правительство РСФСР – Совет народных комиссаров.

Вскоре во главе страны встал И.В. Сталин, и фактически СССР стал развиваться как унитарное государство. Несмотря на провозглашенный федеративный характер, влияние центра на республики было доминирующим.

Историческое значение образования СССР

Создание СССР является одним из самых дискуссионных вопросов в российской истории. В зависимости от взгляда исследователя на характер этого государства, по-разному оценивается его историческое значение. Все многообразие точек зрения на образование Советского Союза можно свести в 3 основных группы мнений.

  1. Создание СССР было закономерным итогом интеграционных процессов, происходивших на территории бывшей Российской империи.
  2. Образование Советского Союза было прогрессивным явлением и открыло новые перспективы развития для народов, проживающих на его территории.
  3. «СССР – тюрьма народов», его образование происходило насильственным путем, с нарушением прав народов на самоопределение.

Положительные итоги:

  • образование самого большого многонационального государства в мире;
  • усиление роли государства на международной арене;
  • проведение индустриализации;
  • выравнивание уровня развития регионов;
  • создание возможностей для проведения масштабных социалистических экспериментов, некоторые из них оказались вполне удачными – например, быстрая ликвидация неграмотности;
  • электрификация страны;
  • укрепление обороноспособности.

Отрицательные:

  • противоречивая национальная политика;
  • ущемление прав как отдельного человека так и целых народов;
  • борьба со свободомыслием;
  • излишняя централизация и бюрократизация власти.

Почему мы должны забыть советскую школу + 3 мифа об образовании в СССР, в которые до сих пор верят — Образование на vc.

ru

Давайте начистоту. Классическая система школьного образования в советское время была предназначена для того, чтобы сделать из людей хороших работников заводов.

115 461
просмотров

Четкое расписание уроков, одна программа, ориентированная на среднего ученика, строжайшая дисциплина и школьный звонок, который со временем превратится в тот, что будет напоминать о начале рабочей смены.

Дети СССР должны были получить знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа с этой задачей прекрасно справлялась, только вот проблема ­­­­­­– цель стала неактуальной еще десятилетия назад…

Заводы работают и сейчас, но экономика и рынок труда давно изменились: ценятся те специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, быстро обучаться новому и мыслить критически.

В современном мире детям, которые учились, вписывая цифры в клеточки и заучивая стихи Есенина, приходится трудно.

3 главных мифа о советском образовании

Уже предвидим комментарии о том, что мы не правы, советское образование считалось лучшим в мире, учителя были талантливые и добрые, а дети намного умнее тех, что выходят из современных школ.

Обычно о школах СССР даже говорят с улыбкой на лице, начиная со слов «А вот в наше время…» или «Ох, а вот в моей школе, помню…» Но увы, у мозга есть замечательное свойство – выкидывать из памяти все неприятные события, оставляя теплые и яркие воспоминания.

Так давайте же вспомним о другом…

Миф 1. Школа была добрее

Вот интересно, почему ни одна бабушка/мама/тетя не расскажет о школе со словами:

  • Эх, а вот в моей школе могли задержать после уроков на 2 часа и заставить делать работу над ошибками!
  • Эх, а вот в моей школе от учителя по математике можно было словить указкой по спине!
  • Эх, а вот в моей школе завуч мог отправить домой в -20, когда ты пришел без сменки!
  • Эх, а вот в моей школе (уж простите!) не было сидушек на унитазах!

Это забывается, друзья. Не было там так сладко, как об этом рассказывают.

И девчонок заставляли тушь с ресниц смывать при всех, и с уроков выгоняли, выбрасывая вещи в коридор. Некоторые учителя позволяли себе оскорбить ученика. И сделать ничего было нельзя — боялись. Учитель всегда прав. Ах да, звонок тоже всегда для него.

«Я ненавидела школу. Особенно 27 в г. Тюмени. Меня гнобили и унижали учителя. Не все. Но и не одна. Учительница по английскому один раз подвела меня к раковине в столовой и начала умывать, думая, что мои черные от природы ресницы и брови я накрасила. Один раз она сказала мне, что я выгляжу, как «бл*дь», за то, что я пришла в длинном, черном, закрытом платье в пол, у которого был разрез до колена» (с) Алена Водонаева

Миф №2 Советская школа была лучшей в мире

Говорят, якобы советская школьная программа заимствована в Российской Империи, в ее лучших учебных заведениях. Например, в царскосельском лицее.

Так вот, это все полная чушь.

Конечно, где-то до середины 1920-х годов, может, так и было, ведь страна все еще жила отголосками октябрьского переворота и гражданской войны. Но с 1930-х годов система образования была полностью преобразована: из школ и вузов полностью убрали те предметы, которые хоть как-то стимулировали учеников мыслить самостоятельно: античная философия, настоящая всемирная история, логика, политические и юридические науки.

Так что сказки о лучшем образовании должны быть забытыми. Причем с 1930 годов…

Советская школа всегда была местом не особо свободным, где учителя обладали почти абсолютными правами, а за детьми закреплялось одно право – подчиняться.

Миф №3 Выпускники советских школ были умнее

Нуууу….как вам сказать.

Программа средней школы представляла собой один и тот же набор предметов, в котором не учитывались ни способности, ни интересы ребят.

Часто случалось, что для одаренных детей планка была слишком низкой, им было скучно на уроках. А вот ребята послабее с нагрузкой справиться не могли.

«А как тогда получилось, что именно советские люди изобрели космическую ракету и успешно вели разработки в атомной отрасли?», — спросите вы.

Все разработки, прославившие СССР, результаты ученых еще с тем самым дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев не учились в советской школе.

Ну и не будем отрицать, что качество образования оценивалась умением прокормить свою семью в будущем . Мол, сейчас студенты выпускаются, а на работу устроиться не могут.

Только забывают люди про одну мелочь: бОльшая часть зарплат в стране была уравнена без учета формирования добавленной стоимости в продукте.

Да и насчет эрудированности тоже можно поспорить. Вспомнить только как 90-е страна массово ставила заряжать воду к экранам телевизоров, где вещал Кашпировский. Но не только физика в то время была забыта, математика с историей тоже, ведь позже все понесли свои ваучеры в МММ…

Почему сейчас все-таки лучше

Да потому что сейчас явно прослеживается исчезновение тоталитаризма в образовании. Да, дела идут медленно, но положительная динамика есть.

Полное господство педагогического чиновничества в жизни школьников постепенно уходит. Это факт.

Ученики получили возможность проявлять себя, они более открыты и учатся отстаивать свое мнение. Да и учителя сейчас более свободны в своих действиях, могут отклоняться от образовательной программы, обучая детей тому, что действительно им интересно.

Но если раньше авторитет педагога не подвергался сомнению, то сейчас это человек, оказывающий образовательную услугу, и уважение ему приходится завоевывать. Но разве это плохо?

Как бы то ни было, прежние стандарты неприменимы к современным детям, к ним нужен иной подход, и учителям необходимо подстроиться. Давайте признаем, что нынешние ученики выросли из старой системы.

Но только почему этот факт так долго игнорируется?

P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании — https://t.me/ed_digital

Империя Наций по Francine Hirsch | Твердый переплет

Пропустить содержимое

{{/если}}
{{#if item. templateVars.googlePreviewUrl }}
Google
Предварительный просмотр
{{/если}}

{{#if item.imprint.name }}

Выходные данные

{{ item.imprint.name }}

{{/если}}

{{#if item.title}}

{{/если}}
{{#if item.subtitle}}

{{/если}}
{{#if item.templateVars.contributorList}}
{{#if item.edition}}

{{{ item.edition }}}

{{/если}}

{{#каждый элемент. templateVars.contributorList}}

{{{это}}}

{{/каждый}}

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}

Формат

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}
{{{item.templateVars.formatsDropdown}}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.buyLink }}

{{item.templateVars.buyLinkLabel}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.oaISBN }}

Открытый доступ

{{/если}}


Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item. title}} находится под лицензией Creative.
Общины
Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.

{{#if элемент.описание}}

{{{ элемент.описание }}}

{{/если}}

  1. СМИ
  2. {{#if item.templateVars.reviews}}

  3. хвалить
  4. {{/если}}
    {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}

  5. Автор
  6. {{/если}}

  7. для педагогов
  8. {{#if item. templateVars.moreInfo}}

  9. больше информации
  10. {{/если}}
    {{#if item.templateVars.awards}}

  11. награды
  12. {{/если}}

  1. {{#if item.templateVars.reviews}}

  2. {{#каждый элемент.templateVars.reviews}}
    {{#если это.текст}}

    {{#если это.текст}}
    {{{этот текст}}}
    {{/если}}

    {{/если}}
    {{/каждый}}

  3. {{/если}}
    {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}

  4. {{#if item.templateVars.authorBios}}

    {{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}

    {{#каждый элемент. templateVars.authorBios}}
    {{#если это.изображение}}

    {{/если}}
    {{/каждый}}

    {{/если}}

    {{#каждый элемент.templateVars.authorBios}}
    {{#if this.bio}}
    {{{это.био}}}
    Увидеть все
    книги этого автора
    {{/если}}
    {{/каждый}}

    {{/если}}

  5. {{/если}}

  6. Запросить экзамен или настольную копию

    {{#if item.templateVars.contentTab}}

    Содержимое

    {{{ item.templateVars.contentTab }}}
    {{/если}}

  7. {{#if item. templateVars.moreInfo}}
    {{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}

    {{{ это }}}

    {{/каждый}}
    {{/если}}

  8. {{#if item.awards}}

  9. {{#каждый пункт.награды}}

    {{ this.award.name }}

    {{#if this.position}}

    ( {{ это.позиция }} )

    {{/если}}

    {{/каждый}}

  10. {{/если}}

Также представляет интерес

Поиск книг

Строительство социализма: сталинская революция сверху | Возникновение и закат мирового коммунизма


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Breslauer, George W. ,

‘Строительный социализм: революция Сталина из

,

Рост и гибель мирового коммунизма

(

, Нью -Йорк,

2021;

онлайн Edn Edn. ,

Oxford Academic

, 22 июля 2021 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780197579671.003.0010,

, по состоянию на 12 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический журналВзлет и закат мирового коммунизмаСравнительная политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический журналВзлет и закат мирового коммунизмаСравнительная политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

После победы Сталина в борьбе за власть он принял стратегию построения социализма, которая предусматривала бешеные темпы индустриализации, градостроительства, коллективизации сельского хозяйства, государственного строительства и социальных преобразований, сопровождавшихся широкое применение революционного насилия, в частности, против крестьянства, в результате которого погибло более шести миллионов человек. Риторической основой масштабов и темпов перемен было утверждение о том, что национальная безопасность советского государства требовала скорейшего построения коммунистического государства, способного мобилизовать свое население на войну и обороняться в военном отношении.

Ключевые слова:
Иосиф Сталин, коллективизация, государственное строительство, темпы, индустриализация

Предмет

Сравнительная политика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.