Содержание
Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь
О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало 12-го в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надёжного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.
Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).
Путь «из варяг в греки» (iamruss.ru)
По такому пути, который сложился в 9−10 вв. , ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долблёных однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединённых водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.
Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.
«Заморские гости», худ. Н. Рерих. (Wikimedia Commons)
Ещё одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.
Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределённости под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.
«Волокут волоком», худ. Н. Рерих. (sibro.ru)
Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мёд, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…
В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведённые в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шёлковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.
Византийские украшения 10−12 вв., ГИМ. (Каталог выставки ГИМ, М., 1996)
Торговля стимулировала развитие ремесёл — в 10−12 вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племён под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнёры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства. Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала 10-го в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.
Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10-м — первой половине 11-го вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными (варяжские и русские наёмники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.). В 12-м в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее. А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил своё историческое предназначение.
Сборник: «Философский пароход»
В 1922 году большевики выслали из Советской России десятки представителей интеллигенции.
- Тесты
- Европа
- XX век
Кто ты на «философском пароходе»?
Кто ты на «философском пароходе»?
Выслать нельзя расстрелять… В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
Воспоминания пассажиров «Философского парохода».
- Статьи
- Европа
- XX век
Прощай, интеллигенция!
Прощай, интеллигенция!
Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.
- Статьи
- Европа
- XX век
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».
- Статьи
- Европа
- XX век
Вернувшиеся в СССР
Вернувшиеся в СССР
Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.
- Статьи
- Америка
- XX век
Почему пароход был «философским»?
Почему пароход был «философским»?
На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?
- Тесты
- Европа
- XX век
Кто ты на «философском пароходе»?
Выслать нельзя расстрелять. .. В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
Воспоминания пассажиров «Философского парохода».
- Статьи
- Европа
- XX век
Прощай, интеллигенция!
Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.
- Статьи
- Европа
- XX век
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».
- Статьи
- Европа
- XX век
Вернувшиеся в СССР
Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.
- Статьи
- Америка
- XX век
Почему пароход был «философским»?
На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Ангелоделы в юбках (18+)
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Последний причал командора Беринга
- Статьи
- Европа
- XX век
Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело лейтенанта Шмидта
- Статьи
- Европа
- XIII-XV вв.
Доспех средневекового рыцаря — pro et contra
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Александр I и история его последней болезни
- Статьи
- Европа
- XVI век
Дело о теле
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Как король Франции пытался выдать свою семью за русских
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
«Суворов никогда не имел при себе ни экипажа, ни кровати»
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Статьи
- Европа
- IV-V вв.
Роковая женщина Римской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Европа
- XIX век
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Казнь Емельяна Пугачёва
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 153993
Ангелоделы в юбках (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 144220
Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»
- 📚 Статьи
- 👀 140111
Последний причал командора Беринга
- 📚 Статьи
- 👀 77059
Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина
- 📚 Статьи
- 👀 68373
Дело лейтенанта Шмидта
- 📚 Статьи
- 👀 56134
Доспех средневекового рыцаря — pro et contra
- 📚 Статьи
- 👀 51326
Александр I и история его последней болезни
- 📚 Статьи
- 👀 46237
Дело о теле
- 📚 Статьи
- 👀 32467
Как король Франции пытался выдать свою семью за русских
- 📚 Статьи
- 👀 29931
«Суворов никогда не имел при себе ни экипажа, ни кровати»
- 📚 Статьи
- 👀 285705
Секс-символы 1950-1960-х
- 📚 Статьи
- 👀 232279
«Коктейль Молотова»
- 📚 Статьи
- 👀 228028
Роковая женщина Римской империи
- 📚 Статьи
- 👀 225441
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
- 📚 Статьи
- 👀 219624
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- 📚 Тесты
- 👀 215704
«Три мушкетёра»
- 📚 Статьи
- 👀 200208
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
- 📚 Статьи
- 👀 193174
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- 📚 Статьи
- 👀 186903
Казнь Емельяна Пугачёва
- 📚 Статьи
- 👀 183565
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
Часть 3
Прочитайте фрагмент из работы историка
Б. А. Рыбакова и ответьте на вопросы.
«Русь была жизненно заинтересована в
постоянной мирной торговле с Византией,
которая, однако, стремилась играть
в своей внешней торговле активную роль
и не впускать иноземцев в свою страну,
не открывать им рынки своих городов. У
греков было много средств воспрепятствовать
проезду русских внутрь империи: застава
у устья Днепра, контролировавшаяся из
Херсонеса (современный Севастополь),
закрытие черноморских гаваней,
необходимых русам при каботаже, подговор
печенегов и, наконец, закрытие входа
в Босфор. Все эти препятствия
преодолевались Киевской Русью вооруженной
рукой и закреплялись дипломатическими
документами.
Договоры Руси с империей (907, 911, 944) должны
были закреплять успех русского оружия
(или успех угрозы) и обеспечивать
возможность мирного торга…
При заключении договоров исполнителями
и выразителями воли киевского князя
были как варяги, так и славяне, но самый
договор заключался в двух экземплярах
на двух государственных языках —
греческом и славянском. Договоры
заключались Византией от лица цесаря
(императора), а с русской стороны — от
имени великого князя киевского и от
имени его вассалов, различных «светлых
князей», стоявших во главе племенных
союзов, и «всякого княжья» — многочисленных
князей племен. В договорах часты ссылки
на «Закон Русский», текст которого до
нас не дошел, но был, очевидно, хорошо
известен грекам… так как иначе не было
смысла на’ него ссылаться».
С1. Как назывался торговый путь, который
связывал Древнюю Русь и Византию? Ко
времени правления каких киевских
князей относятся события, описанные в
тексте?
С2. Назовите основные черты
русско-византийских отношений. Как
оформлялись договоры Руси и Византии?
(Укажите не менее трех характеристик.)
СЗ. Какие препятствия чинили Руси
византийцы, пытаясь защитить свои
торговые привилегии? (Укажите не менее
трех препятствий.)
С4. Назовите основные задачи внутренней
и внешней политики, которые решал
князь Владимир Святославич. (Укажите
не менее трех задач.) Перечислите действия
князя, связанные с решением этих задач.
(Приведите не менее трех примеров.)
С5. Ниже представлены две точки зрения
на роль варягов в становлении древнерусской
государственности.
1. Роль варягов в создании Древнерусского
государства была незначительной.
2. Варяги сыграли видную роль в становлении
Древнерусского государства.
Укажите, какая точка зрения представляется
вам более справедливой. Приведите не
менее двух фактов, аргументов, которые
подтверждают ваше мнение.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию
и ответьте на вопросы.
В 882 г. князь Олег вместе с дружиной
отправился в военный поход.
Назовите не менее трех деталей этого
похода. Укажите не менее двух важных
последствий похода.
С7. Сравните положение старших
дружинников — бояр — во второй половине
X в. и в начале XII в. (Укажите не менее
двух общих черт и не менее двух различий.)
Общее • • | |
Различия | |
• | • |
• | |
• | • |
• | • |
• | • |
Ответы
Тема 1
НАША СТРАНА В
ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
(IX — НАЧАЛО XI в. )
V — ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ — ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ТОРГОВЛЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ [ipek yolu]
Энциклопедия торговли и путешествий Шелкового пути
丝绸之路网站(丝路网站)
丝绸之路百科全书游客、学生和教师的参考资源
İPEK YOLU
и ЙОЛЛАРИ
ANSİKLOPEDİSİ
www.ipekyollari.net
Вакцина (кризис тутового шелкопряда) Середина XIX
века загадочная болезнь поразила европейского и французского шелковичных червей
питомники. Яйца тутового шелкопряда больше нельзя было производить во Франции, и они
нельзя было завозить из других стран, так как болезнь распространилась
по всей Европе и вторглись в Кавказский регион Евразии, а также
как Китай. После 1862 г., когда французский химик и микробиолог Луи
Пастер был избран в Академию наук.
внимание к кризису тутового шелкопряда Фрэнсис. Пастер разгадал тайну
бешенством, сибирской язвой, куриной холерой и болезнями тутового шелкопряда и способствовали
к созданию первых вакцин.
Варяги Торговый путь от р.
Варяги к
Греки занимались торговлей
маршрут, который соединял
Скандинавия,
Киевская Русь
и
Византийская империя (Константинополь).
Маршрут позволял торговцам на маршруте установить прямой
процветающую торговлю с Византией, что побудило некоторых из них поселиться в
территории современных
Беларусь,
Россия и
Украина. Маршрут
началось в скандинавских торговых центрах, таких как
Бирка,
Хедебю и
Готланд, пересек
Балтийское море,
вошел в залив
Финляндии, последовал за
река Нева в
Ладожское озеро.
Затем последовало
река Волхов,
выше по течению мимо городов
Старая Ладога
а также
Великий Новгород, перекресток
Озеро Ильмень и выше
в
Река Ловат. Оттуда корабли должны были быть
перевезен
к Днепру
Река возле Гнездово.
Второй путь от Балтики к Днепру пролегал по р.
Западная Двина (Даугава) между Ловатью и Днепром в
Смоленской области и по р.
Река Каспля
в Гнездово. Вместе
Днепр, маршрут пересекал несколько крупных порогов и проходил через
Киев, а после въезда в
Черное море последовало
его западное побережье до
Константинополь.
Путь из варяг в греки впервые упоминается в
Главная
летописи, но о его последствиях сообщалось гораздо раньше, в начале
девятом веке, когда
Византийцы отметили пришельцев в своих краях, варягов .
Хотя для многих это стало означать «викинги», термин для
Под византийцами подразумевались все скандинавы и их сородичи, живущие в том, что
теперь Россия. (См. Викинг)
Подробнее…
Венеция (Республика Венеция) Как Стамбул или Гуанчжоу, Венеция была ключевым
транспортный узел и торговый порт, который можно считать морским
город Шелкового пути. Венецианская республика превратилась в грозную
власть и ключевой игрок в торговле восточными специями, пока другие европейские
державы, пытаясь сломить венецианскую власть над торговлей пряностями, начали
наращивать военно-морской потенциал. С 8 по 15 вв.
Республика
Венеции и соседних
морской
республики владели монополией европейской торговли с Ближним Востоком.
Торговля шелком и пряностями сделала эти средиземноморские города-государства богатыми.
поскольку венецианские купцы распространяли свои товары по всей Европе до тех пор, пока
рост
Османская империя и
падение
Константинополь в 1453 г. Однако с распадом Византийской
империи, европейцы имели ограниченный контроль над совмещенными сухопутно-морскими путями. Этот
привели португальцев к поиску альтернативного морского пути вокруг Африки.
Еще один неоценимый вклад Венеции в
развитие Шелкового пути идет через евразийские путешествия
Венецианская семья, знаменитые Поло. Самые известные путешественники, торговцы и исследователи Шелкового пути.
был Марко Поло из
Венецианская республика. Его отец Никкол был купцом, который торговал с
на Ближнем Востоке, разбогатев и достигнув большого престижа. Никкол
и его брат Маффео отправились в торговое путешествие, прежде чем Марко
Родился. В 1260 году Никкол и Маффео жили в Стамбуле (ранее
Константинополь). Согласно «Путешествиям Марко Поло», они прошли
через большую часть Азии, и встретился с
Хубилай-хан. Тем временем мать Марко Поло умерла, и Марко был воспитан
через тетю и дядю. Он был хорошо образован и занимался купечеством.
предметы, включая иностранную валюту, оценку и обработку
грузовые корабли. В 1269 г., Никкол и Маффео вернулись в Венецию, а в 1271 году Марко Поло (в
семнадцати лет), его отец и дядя отправились в Азию на
серия путешествий, которые позже были задокументированы в книге Марко. Они
вернулся в Венецию в 1295 году, 24 года спустя, после путешествия почти
15 000 миль (24 140 км).
По их возвращении Венеция находилась в состоянии войны с конкурирующим итальянским городом
Генуя и Марко Поло попали в плен. Во время заключения он
продиктовал подробный отчет о своих путешествиях сокамернику Рустичелло.
да Пиза. Книга стала известна как «Путешествия Марко Поло» и изображает
путешествия Поло по всей Азии, дав европейцам их первое
всесторонний взгляд на внутреннюю работу
Дальний Восток, включая Китай, Индию и Японию. (См. Поло).
Подробнее…
Viking обычно используется для обозначения
норвежский
(скандинавский)
исследователи,
воины,
торговцы и
пираты
которые совершали набеги, торговали, исследовали и селились на обширных территориях
Европа и
Острова Северной Атлантики с конца 8 до середины 11 века.
Эти скандинавы использовали
их знаменитые
корабли, чтобы плыть так далеко на восток, как
Константинополь
и река Волга
в России и до сих пор
запад как Исландия,
Гренландия и
Ньюфаундленд и так далеко на юг, как
Аль-Андалус в Испании и
Северная Африка.
Этот период экспансии викингов известен как
Формы эпохи викингов
большая часть
средневековая история
Скандинавия,
Великобритания, Ирландия
и остальные
Европа вообще.
Поскольку викинги были международными торговцами, они обменивали шелк на
другие предметы в Константинополе (Стамбуле). С севера привезли
меха, шкуры и слоновая кость из моржового бивня для продажи в Западной Европе.
Викинги основали в Скандинавии торговые города: Бирке, Рибе, Хедебю,
и Скирингсаль. Они основали Дублин, Ирландия, как торговый город. Они
также сделал Йорк очень важным торговым городом в Англии (исторический
записи в Йорке подтверждают, что викинги привозили шелк из Турции в
Йорк). Викинги, которые держали открытым торговый путь между Византией и
Запад, возможно, также играл роль в торговле между Западной Европой
и остальной части Евразии, так как монеты викингов были найдены до
Самарканд в Средней Азии.
Подробнее…
Вилиони
Катарина Вилиони была итальянкой, членом семьи торговца в
Янчжоу, Китай, 14 век. Она известна через
Надгробие, обнаруженное среди валов Янчжоу в 1951 г.
Народно-освободительной армии. Надгробие высечено в готическом стиле.
сценарий и объясняет, что она умерла в 1342 году и была дочерью
Доменико Вильони. Существование этого надгробия в Янчжоу, несколько
лет после посещения
Марко Поло, имевший некоторую административную роль в городе, предполагает
что в городе была процветающая итальянская община, вероятно,
участие в
торговля шелком.
Подробнее…
1342 гробница
из
Катарина Вилиони,
член итальянской торговой семьи в Янчжоу.
Торговля в Византийской империи
Торговля и коммерция были важными составляющими успеха и расширения Византийской империи. Торговля осуществлялась на кораблях на огромные расстояния, хотя в целях безопасности большинство парусных судов были ограничены лучшими погодными условиями в период с апреля по октябрь. На суше хорошо использовалась старая римская система дорог, и таким образом товары доставлялись из одного конца империи в другой, а также из отдаленных мест, таких как современный Афганистан, Россия и Эфиопия. В больших городах были процветающие космополитические рынки, а Константинополь стал одним из крупнейших торговых центров в мире, где покупатели могли прогуляться по крытым улицам и купить что угодно, от болгарского белья до арабских духов.
Константинополь
ДелиДумрул (общественное достояние)
Отношение к торговле
Отношение к торговле и коммерции в Византийской империи очень мало изменилось со времен античности и времен Древней Греции и Рима: эта деятельность не считалась высоко оцененной и считалась несколько недостойной занятия земельного аристократа. Например, император Феофил (годы правления 829–842 гг. н. э.) прославился тем, что сжег весь корабль вместе с грузом, когда узнал, что его жена Феодора занималась торговлей и имела финансовые связи с судном. Такое отношение может объяснить, почему византийские летописцы часто полностью избегают этой темы. Действительно, в византийском искусстве и литературе торговцы, торговцы, банкиры и ростовщики, которые пытались обмануть своих клиентов, часто изображались обитателями нижних уровней ада.
Удалить рекламу
Реклама
Было также общее недоверие к торговцам и предпринимателям (которые могли быть как мужчинами, так и женщинами) как со стороны населения, так и со стороны властей. Поэтому императоры часто особенно тщательно следили за соблюдением таких вопросов, как стандартизация мер и весов и, конечно же, цен. Тяжелые товары тщательно взвешивались с помощью безменов и гирь в виде бюста либо императора, либо богини Минервы/Афины. Товары меньшего размера, такие как специи, измерялись с помощью весов с гирями из медного сплава или стекла. Чтобы свести к минимуму мошенничество, на весах был указан их репрезентативный вес или эквивалентное значение в золотых монетах, и они регулярно проверялись.
Таможенные посты были разбросаны вдоль границ и крупных портов империи, два из наиболее важных из которых находились в Абидосе и Гиероне.
Участие государства
Возможно, из-за такого отношения к торговле как к чуть менее чем респектабельной профессии государство было вовлечено в нее гораздо больше, чем можно было ожидать. В отличие от прежних времен, государство играло большую роль в торговле и, например, в снабжении крупных городов, что редко предоставлялось частным торговцам. Торговля велась через множество наследственных гильдий с купцами, которые перевозили товары ( navicularii ), субсидируется государством и облагается значительно сниженными пошлинами и пошлинами. Пошлины на импортные товары взимались назначенными государством должностными лицами, известными как kommerkiarioi , которые взимали пошлины со всех коммерческих операций и ставили официальную свинцовую печать после прохождения товаров через систему. Чтобы ограничить возможности для коррупции, kommerkiarioi были назначены на годичные должности, а затем переведены в другое место.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Таможенные посты были разбросаны вдоль границ и основных портов империи, два из наиболее важных из которых находились в Абидосе и Гиероне, которые контролировали проливы между Черным морем и Дарданеллами. Должно быть, было много контрабанды, но были приняты меры для противодействия ей, такие как договор VI века н.э. между византийцами и сасанидами, который предусматривал, что все продаваемые товары должны проходить через официальные таможенные посты. Записи также тщательно велись, особенно Книга префекта в Константинополе, в которой также были изложены правила торговли и торговых гильдий в городе.
Монета Nomisma Василия II
Британский музей (авторское право)
Другие примеры государственного вмешательства в торговлю включают положение о потере или повреждении товаров, перевозимых морем. Родосский морской закон (7 или 8 век н. э.) предусматривал, что в таком случае торговцы получали фиксированную компенсацию. Государство также следило за тем, чтобы не разрешалось вывозить никакие полезные для врага товары — золото, соль, лес для кораблей, железо для оружия и греческий огонь (секретное византийское оружие легковоспламеняющейся жидкости). Также не разрешалось продавать за границу престижный шелк, окрашенный тирским пурпуром.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Еще одной областью пристального государственного надзора была, конечно же, чеканка. Чеканились и выпускались медные, серебряные и золотые монеты с изображениями императоров, их наследников, Креста, Иисуса Христа или других изображений, связанных с Церковью. Хотя государство чеканило монеты в первую очередь для оплаты армии и чиновников, чеканка просачивалась вниз и через все слои общества. Чеканка — в виде золотой пробы 9Монета 0092 nomisma ( солид ) — также была необходима для уплаты ежегодных налогов. Когда было меньше войн и меньше солдат и поставщиков, за которых приходилось платить, или когда щупальца местной государственной бюрократии пришли в упадок в 7-м и 8-м веках нашей эры, монеты могли стать дефицитными, и в провинциях приходилось прибегать к бартеру, особенно.
Византийский государственный контроль над торговлей пострадал от арабских завоеваний с 7 века н.э. Города тоже были в упадке и становились все более самодостаточными, в то время как судоходство все больше становилось прерогативой частных торговцев. Когда большая стабильность в Средиземноморье позволила возродить более широкие торговые сети с 10 века н.э., именно итальянские государства воспользовались возможностью получить прибыль от транспортировки и продажи товаров с одного конца известного мира на другой. Другой. Крупные купцы, такие как венецианцы, даже получили в Константинополе свои льготы и льготные правила и обязанности. Сначала это было в обмен на военно-морскую помощь в византийских войнах, но со временем присутствие итальянских купцов (из Амальфи, Пизы, Генуи и Венеции) на пристанях столицы стало постоянным. Таким образом, Константинополь мог похвастаться самым оживленным рынком в Европе с купцами из Сирии, России, Аравии и многих других мест, образующих полупостоянную космополитическую резиденцию. В городе возникали кварталы, где евреи строили синагоги, арабы строили мечети, а христиане – церкви.
Удалить рекламу
Реклама
Византийская империя в середине 9 века н.э.
Bigdaddy1204 (CC BY)
Торговые товары
В Византийскую империю средневекового периода чаще всего перевозили крупные товары древности: оливковое масло, вино, пшеницу, мед и рыбный соус. Точно так же терракотовая амфора оставалась предпочтительным сосудом для хранения. Дизайн амфор менялся в зависимости от места их изготовления, хотя с 10 века н.э. ручки стали значительно больше. Содержимое было тщательно маркировано либо штампованными надписями по бокам, либо добавлением глиняных бирок. Византийские амфоры были найдены в Средиземноморье и в древней Британии, в районах Черного, Красного и Аравийского морей. Только в 12 веке н.э. деревянные бочки бросят вызов амфорам и превзойдут их в использовании.
византийских амфор были найдены в Средиземноморье и в древней Британии, в Черном, Красном и Аравийском морях.
Другие товары, которыми торговали между регионами, включали крупный рогатый скот, овец, свиней, бекон, овощи, фрукты, перец и другие специи, лекарства, благовония, духи, мыло, воск, древесину, металлы, обработанные драгоценные камни, лазурит (из Афганистана), стекло, слоновая кость (из Индии и Африки), обработанная кость, лен, шерсть, ткани, лен (из Болгарии), мех (из России), серебряная посуда, эмали, янтарь (из Балтики), бронзовые сосуды и изделия из латуни ( особенно ведра и декорированные дверные панели, в основном предназначенные для Италии). Работорговля, когда рабов часто поставляли из России, также оставалась важной.
Керамическая посуда была еще одной распространенной частью груза любого корабля, о чем свидетельствуют кораблекрушения. Керамика с красной скользкой поверхностью со штампованным или накладным декором была обычным явлением до 7 века нашей эры, а затем постепенно заменялась более изысканными изделиями, которые были покрыты свинцовой глазурью, имели белый корпус, а затем стали красными, начиная с 9 века нашей эры. Украшение, если оно присутствовало, было штампованным, вырезанным или раскрашенным. Константинополь был крупным центром производства белой керамики, а Коринф производил большое количество красных изделий 11 века нашей эры.
Удалить рекламу
Реклама
Амфоры
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Шелк был впервые завезен из Китая, но импортированный шелк-сырец в конечном итоге был заменен шелком, произведенным на тутовых фермах (пища тутового шелкопряда) в Финикии, а затем в Константинополе с 568 г. н.э. Шелковая фабрика в византийской столице находилась под контролем империи, а пять шелковых гильдий находились под эгидой имперского префекта города. Другие известные места производства шелка в империи включали южную Италию, греческие Фивы и Коринф.
Мрамор всегда пользовался спросом по всей империи, поскольку его использовали те, кто мог себе это позволить, для строительства зданий, полов, церковных алтарей, украшений и мебели. Основной серо-белый мрамор, который стал основным продуктом любого проекта византийского архитектора, добывался в больших количествах на острове Проконнес в Мраморном море (до 7 века н.э.), в то время как более экзотический мрамор поступал из Греции, Вифинии и Фригии. Кораблекрушения свидетельствуют о том, что мрамор обрабатывали до того, как его отправили в конечный пункт назначения. Многие древние памятники, особенно языческие, по всему Средиземноморью также были разграблены, чтобы использовать любые полезные куски мрамора, которые можно было повторно использовать и отправлять в другие места. Кизик в Мраморном море стал известным центром производства и переработки мрамора с 8 века нашей эры.
Штанга Byzantine Steelyard с грузом
Музей Метрополитен (авторское право)
Рынки и магазины
Обычные граждане могли покупать товары на рынках, которые располагались на специально отведенных площадях или в рядах постоянных магазинов, выстроившихся вдоль улиц крупных городов. В магазинах обычно было два этажа: один на уровне улицы, где товары производились, складировались и продавались, а второй этаж, где жили лавочник или ремесленник и их семья. Покупатели были защищены от солнца и дождя на таких улицах крытыми проходами с колоннами, которые часто были вымощены мраморными плитами и мозаикой. Некоторые торговые улицы были пешеходными и закрыты для колесного транспорта большими ступенями с обоих концов. В некоторых городах владельцы магазинов должны были поддерживать лампы за пределами своих магазинов, чтобы обеспечить уличное освещение. Как и сегодня, владельцы магазинов пытались разложить свои товары как можно дальше, чтобы поймать случайного покупателя, и есть имперские записи, жалующиеся на эту практику.
Удалить рекламу
Реклама
Рынок в Константинополе (Впечатление художника)
Игры могавков (Авторское право)
Последним событием в календаре покупок стали фестивали и ярмарки, приуроченные к таким важным религиозным датам, как дни рождения святых или годовщины смерти.