Как называлась в древности русь: История названий «Русь» и «Россия» и их значение

Как жили холостяки на древней Руси

Не только старым девам жилось невесело, мужчин, которые вовремя не нашли невесту, тоже ожидала нелегкая судьба. Может быть, им даже было сложнее, чем женщинам. Почему — рассказываем в нашем материале.

Редакция сайта

Теги:

холостяки

История

Россия

Традиции

Волосы

Седая макушка, девуниха, домовуха, браковка, перестарка, прокисшая невеста, однокосая  — как только не называли старых дев на Руси! При этом обрасти всеми этими «ласковыми» прозвищами можно было уже к двадцати годам: не вышла замуж до двадцати — с тобой что-то не так. Уже и женихи смотрят с подозрением. Ну а если тебе стукнуло 23 и ты все еще не замужем — пиши пропало, шансов практически нет. Так и будешь куковать свой век старой девой. 


Но не лучше было и положение холостяков, правда у них было немного больше времени — до 25 могли выбирать, но если до 30 не женился, то всё — ты старик.  Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте.  Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.


Бытует мнение, что слово «холостяк» произошло от глагола «холостить», то есть попросту кастрировать, но это не так. «Холостой» — значит коротко остриженный, а «холить» — это стричь, укорачивать. Дело в том, что раньше в 12 лет мальчикам проводили обряд инициации, им остригали волосы. Считалось, что с этого момента они уже могли жениться и создавать свою семью. На деле же мало кто вступал в брак в таком юном возрасте (бывали и запланированные браки, конечно), и в итоге с 12 лет до момента женитьбы мужчина оставался холостяком.  

Причина обычно были самые тривиальные — бедность, физические недостатки, мужская немощность, любовь к алкоголю и дурная репутация. Бывали и исключительные случаи, конечно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Оказывается, были случаи, когда мужчине на смотринах показывала одну невесту, а замуж за него выдавали другую (похуже). Тогда он мог возмутиться и доказать обман. Доказал? Имеешь право на развод, но с одним условием: придется ждать семь лет до следующего брака. При таком раскладе мужчина запросто мог упустить свои «лучшие годы» и в итоге ему пришлось бы свататься к старой деве. 

Если  жениться не вышло либо вышло, но супруга умерла, то мужчину награждали одним из обидных прозвищ. 

МОРКОВНИК


Если у мужчины не было видимых физических недостатков и он не был беден, но при этом никак не мог жениться, односельчане начинали подозревать неладное —  эректильную  дисфункцию. Слово «импотент» тогда еще не было в ходу, то таких мужчин называли морковниками, да, как пирог. Морковь всегда была фаллическим символом, тем более овощ был весьма распространен в нашей полосе (это тебе не баклажан), так что тут был намек на то, что у мужчины не бодрая морковь, а пирог с морковью. А морковь его «не работает» из-за налившегося теста. 


Вряд ли молодая девка могла клюнуть на такого жениха, поэтому и приходилось им искать женщин старшего возраста. Иногда возникали союзы морковников с так называемой браковкой, то есть с женщиной, которая имела плохую репутацию, считалась гулящей, больной или некрасивой.

ОБАБОК


Обабком чаще всего называли вдовца, который жениться-то сумел, но затем похоронил супругу.  Обабок — это подберезовик, а мякоть у старых грибов представляет водянистую и малопригодную в пищу жижу. Такой мужчина-гриб утрачивает ценность в глазах молодых девушек.  


Положение его было более чем незавидное, пожалуй, еще хуже, чем у морковника. С морковником-то всё понятно — там технические неполадки, а вот со вдовцами было связано множество предубеждений. Считалось, что если он уморил одну жену, то уморит и другую, что на нем лежит что-то вроде проклятия.  Это во-первых, ну а во-вторых, девушки не спешили взваливать на собственные плечи заботу о хозяйстве и «семерых по лавкам». Молодым это и вовсе не нужно было, а вот старая дева могла и клюнуть на такое. Как мы помним, вариантов у нее было немного.  

РАТНИК

У слова «ратник» было несколько значений. Были случаи, когда женитьбе мешал призыв: молодой человек отправлялся в армию холостяком, да там и проводил свои лучшие годы, а возвращался уже в том возрасте, когда молодых невест на его долю не оставалось. В пермских диалектах слово «ратник», кроме значения «военный, ополченец на Руси», имело дополнительную семантику – «солдат запаса». Так  ратниками называли и сватающихся к старым девам холостяков в возрасте. Такой «старый воин» не годился для «настоящей службы» (то есть супружеской жизни с молодой женой), но мог быть призван на солдатскую службу (то есть жениться на старой деве).  


Но кроме того ратниками называли мужчин, которые ушли из семьи. В крестьянской культуре супружество рассматривалось как служение, а если служащий покинул дом (поле брани), то он как бы ушел «в запас». 

ПОДОВИННИК


Подовинник — длинное и сухое полено, подходящее для отопления овина, именно так зачастую на Руси называли немолодых холостяков. Дело в том, что подовинник не подходил для растопки печи в жилом помещении — он быстро сгорал и не давал много тепла. Так и от пожилого холостяка молодой жене жара ждать не придется, а вот на отопление старой девы (овина) он вполне сгодится. 

ВОРОБЕЙ


Как известно, бедность не порок. Но вот жениться она мешала во все времена. И на Руси тем более. Молодые традиционно жили в доме мужа, на мужа же возлагалась ответственность за содержание семьи, и если у него не было «ни кола, ни двора», никто за него замуж не шел. Но он вполне мог жениться на старой деве, которая в таком случае забирала беднягу-мужа в дом своего отца. Таких женихов называли воробьями, намекая на то, что полноценным хозяином и главой семьи он не станет. 

Фото: Getty Images

Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси



Русь допетровская

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.



В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.



В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник»,
широкий кушак и лапти-берестянки

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…



Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.


Епанча на государевой службе

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)


У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т. д.


Становой и польский кафтаны

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.



Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.


Мужская и женская однорядка

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.



Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.



На пошив охабня шли самые красивые ткани

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).


Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.



Не боярское это дело — работать…

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.



Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.


Узорчатая русская душегрея


А это современные «душегреи». Только от одного взгляда на них теплеет на душе

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Каково происхождение названия Беларусь?

Каково происхождение названия Беларусь? — Times of India

Издание

Войти

  • Новости
  • Каково происхождение названия Беларусь?

Эта история — с 2 ноября 2008 г.

ноября 2008 г., 00:01 IST

AA

Размер текста

  • Маленькие
  • Средний русский . Скандинавы, переселившиеся на восток, назывались русами и от них произошло слово Россия. В монгольскую эпоху русские делились на три разные группы: белорусы (белые русские), малороссы и великороссы. Название Беларусь и страна произошли от белорусов.
    — P Esakki Muthu, Udangudi
    Беларусь была известна как Белоруссия или Белоруссия во времена Российской монархии во главе с царями, чтобы подчеркнуть размеры их империи. Русские оккупировали эту страну в 1919 году, и тогда она стала известна как Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Позже, в 1922 году, БССР была одним из основателей СССР. Этот статус сохранялся до 27 июля 1990 года, когда БССР приняла декларацию о государственном суверенитете.