Как крестили русь кратко: Крещение Руси

Отдел библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности

Россия — это страна, в которой преобладающее число населения исповедует православное христианство. Но так было не всегда. Изначально Древняя Русь являлась языческой страной, жители которой поклонялись многочисленным славянским идолам. Но благодаря волевым действиям князя Владимира Киевская Русь стала преемницей веры от византийских священнослужителей.

Год крещения Руси

Официально временем крещения Руси принято
считать 988 год. Однако у некоторых исследователей имеются гипотезы о том, что
это произошло в 890 или 891 году. В хрониках византийских летописцев о факте
крещения Руси в 988 году говорится очень мало, так как по их представлению это
событие наступило столетием раньше.

Какого числа
празднуют крещение Руси

Конкретной даты, когда состоялось крещение Владимира
или населения Киева, до наших дней не дошло. Поэтому крещение Руси принято
отмечать в день памяти князя Владимира (т. е. в дату его смерти). В 
переводе на современный календарь эта дата приходится на 28 июля, причем
официально она была определена законодательно относительно недавно (31 мая 2010
года).

Крещение Руси
князем Владимиром история кратко

Великий князь Владимир поставил целью объединить все
племена, населявшие тогда территорию Древней Руси одной религией. Но тут
возникла проблема: какую из существовавших на тот момент выбрать? Тогда к князю
потянулись делегации представителей той или иной церкви с предложениями принять
их веру. Волжские Булгары рассказывали о преимуществах Ислама, немецкие послы
от папы Римского  призывали принять христианство от них, хазарские иудеи
склоняли к решению в пользу иудаизма. И даже после беседы с представителем
Византии князь не дал окончательного ответа. После совета с боярами было
принято решение побывать на богослужениях  вышеперечисленных церквей, в
результате чего единогласно выбрали православную религию. И в 988 году сначала
крестился великий князь в Херсонесе, а затем массово крестили население Киева
в  водах Днепра. Постепенно в православие обращали остальные племена и
княжества. Следует отметить, что не везде этот процесс проходил мирно.
Некоторые княжества оказали сопротивление, однако где словом, а где и силой население
принудили принять новую веру. Окончательно процесс крещения Руси закончился к
XII веку.

Праздник день
крещения Руси

Отмечается ежегодно 28 июля. По традиции во
всех православных храмах в полдень зазвонят колокола.  В этот день также
будут вестись церковные службы (возможно, с участием первых лиц государства).
Кроме того, по традиции проводится крестный ход.

Александр Невский
крещение Руси

После смерти Владимира Красного Солнышка на территории
Киевской Руси начались междоусобные войны. Этим не преминули воспользоваться
католическая церковь, а также многочисленное племя монголо-татар. На
ослабленную междоусобицей Русь с Запада нападали  немцы и шведы, а с
Востока пыталось завоевать войско татаро-монгольской Орды. И если последние
готовы были довольствоваться финансовыми (в виде регулярного сбора дани) и
политическими (назначение князей) делами, то первые своей основной задачей
считали насаждение католической веры.

Благодаря ряду последовательных политических
и военных шагов Александра Невского, Киевская Русь
смогла отбить нападения католических войск и создать благоприятные условия
своего существования в период монгольского ига. Ради духовной свободы Руси
Александру Невскому пришлось пожертвовать свободой политической. За преданность
вере и ее защиту в 1547 году Александр Невский, как и князь Владимир, был
причислен к лику святых.

Крещение
Киевской Руси

Вслед за крещением Владимира Красного Солнышка и его
чудесным исцелением новую религию выбрали некоторые дружинники и бояре.
Постепенно к ним примкнули остальные приближенные князя. Простое население Киева принимало христианство по
примеру правителя и его советников относительно спокойно, чего нельзя сказать о
других княжествах. Наибольшее сопротивление оказали Полоцк, Муром и Ростов,
однако к 1100-му году процесс крещения Руси был закончен.

Какое ️ значение имело крещение Руси: причины и последствия


Содержание:


  • Крещение Руси

  • Роль крещения Руси

  • Значение и последствия крещения Руси


Содержание


  • Крещение Руси

  • Роль крещения Руси

  • Значение и последствия крещения Руси



Крещение Руси

Принятие Русью христианской религии оказало огромное влияние на ее историческое развитие.

Под Крещением Руси понимается официальное установление христианства в качестве государственной конфессии при правлении князя Владимира Великого.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, как и когда происходило принятие одной из самых великих религий мира. В современной науке принято следовать летописной хронологии, согласно которой установление христианства на Руси датируется 988 годом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Христианизация шла в стремительном темпе, и на первых порах православие было принято без особого сопротивления. Это связано с тем, что популяризация новой религии изначально имела только формальное значение. По факту же народ продолжил исповедовать язычество и поклоняться своим богам и идолам. В дальнейшем это выродилось в религиозное двоеверие.

После того, как Владимир осознал необходимость в принуждении населения к соблюдению церковных заветов, процесс крещения приобрел насильственный характер. Древние идолы и статуи уничтожались, людей насильно крестили в реках и наказывали за непослушание.

Роль крещения Руси

Невозможно представить современную Россию в отрыве от традиций и культуры христианского мира. Крещение Руси является одним из важнейших событий российской истории, которое ознаменовало начало новой эпохи.

Основная цель, которую князь Владимир надеялся достигнуть через установление православия, состояла в объединении славянских народов. Для народного единения нужна была национальная идея, которая смогла бы сплотить население Руси. Выбор пал на христианство, так как оно уже было знакомо славянам и даже исповедовалось небольшой частью населения.

С Крещением связывают расцвет Киевской Руси и интеграцию восточно-славянских земель в составе одного государства. Владимир присоединил вятичей, карпатские земли и червенские города. Внедрение монотеистической веры содействовало укреплению государственного авторитета и территориального единства. Народная сплоченность гарантировала защиту от регулярных печенежских набегов и вторжений других вражеских племен.

Другое важное преимущество, которое приобрела Русь в результате крещения, отражено в изменении ее международного статуса. Отказавшись от языческих верований в угоду христианству, она приобщилась к богатейшему культурному наследию наряду с остальными христианскими странами.

Эта эпоха отличается укреплением внешних связей и взаимоотношений с другими христианскими государствами. Контакты Киевской Руси с Византией перешли на новый уровень. Помимо укрепления торговых отношений, большое внимание уделялось просветительскому и культурному влиянию. Появилась письменность и ряд новых ремесел, возникла традиция древнерусской иконописи. С греческого языка были переведены сотни книг, были сделаны прорывы в архитектуре.

Союзничество с христианскими странами привело экономическое, духовное и культурное развитие Киевской Руси к небывалым высотам.

Значение и последствия крещения Руси

Становление новой монотеистической религии повлияло не только на политическое и культурное развитие Руси, но и на жизнь граждан. Широта привнесенных изменений и их значение отражены в следующих аспектах:

  1. Развитие государственности и повышение международного авторитета. Крещение позволило Руси встать в ряд цивилизованных стран Европы и улучшить свое положение на мировой политической арене. С принятием христианства увеличились торговые связи с европейцами, стали заключаться военные союзы и появилась возможность династических браков.
  2. Уход от жертвоприношений, языческих обрядов. Нельзя сказать, что православная традиция сразу же была принята населением. На протяжении продолжительного времени народ продолжал веровать в древний пантеон богов и поклоняться идолам. Однако под влиянием христианства народная вера претерпела изменения, трансформировавшись в двоеверие. К примеру, человек мог искренне причислять себя к христианству и исполнять все церковные обряды, но в то же время устраивать языческие празднования. Отголоски множественной религиозной идентичности можно наблюдать и в современном мире.
  3. Усвоение культурного наследия Византии. Более высокая византийская культура оказала большое влияние на развитие изобразительного и ремесленного искусства, архитектуры, зодчества и других сфер творчества. В церковной архитектуре того периода храмы строились по византийскому образцу, украшенные мозаиками и фресками. Небывалое развитие получила иконопись, выполнявшаяся минеральными красками. Живопись следовала античным идеалам византийского направления. Появились «кузнецы по злату и серебру», которые мастерски изготавливали ювелирные украшения, пользующиеся популярностью за пределами Руси.
  4. Появление письменности. Церковнославянская письменность, привнесенная Византией и Болгарией стала основой для появления собственной письменности. Создание русской письменности было необходимо для того, чтобы русские христиане имели доступ к духовным писаниям и для проведения церковных служб на понятном языке. Все это способствовало быстрому распространению и внедрению православия. Авторами первой кириллической азбуки считаются греческие монахи Кирилл и Мефодий.
  5. Объединение восточных славян в одну семью. В конце 10 века произошло образование древнерусского государства, с самой широкой территорией на континенте. Центром Древней Руси был Киев. До крещения население Руси разделялось на вятичей, кривичей и дреговичей, которые не ощущали между собой никакой сплоченности и не имели объединяющей идеологии. Только с принятием православия разрозненные племена сформировали единый русский народ, заложив фундамент в строительстве великой русской цивилизации.
  6. Отделение от западных славян, принявших римскую культуру. В 12 веке западные славяне приняли католицизм под влиянием Римско-католической церкви, что стало одним из факторов разделения с восточными славянами.
  7. Наследование статуса «третьего Рима». Война с греками и раскол во взаимоотношениях Русской церкви с Константинопольским патриархатом в 11501-1504 гг. привели к идее падения Второго Рима, то есть Византийской империи, и наследования статуса Третьим Римом, то есть Русью. Пытаясь занять лидирующую позицию в христианском мире, древнерусская церковь объявила Москву новым Царьградом, который возвысился над устаревшей Византией.


Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.83 (Голосов: 6)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Киевский Патриархат провел торжественные мероприятия по случаю Дня Крещения Руси

27-28 июля в Киеве Украинской Православной Церковью-Киевским Патриархатом были проведены торжественные мероприятия и богослужения по случаю Дня крещения Руси-Украины и памяти князя Владимир Великий.

27-28 июля в Киеве Украинская Православная Церковь-Киевский Патриархат провела торжественные мероприятия и богослужения по случаю Дня крещения Руси-Украины и памяти князя Владимира Великого. Богослужение возглавил глава этой Церкви Патриарх Филарет в сослужении около 40 архиереев и представителей духовенства из всех епархий Киевского Патриархата.

По сообщению сайта Киевского Патриархата, 27 июля в Свято-Владимирском Патриаршем соборе г. Киева прошли всенощные бдения, а 28 июля — Богослужение. Патриарх произнес проповедь на память князя Владимира.

После литургии состоялся крестный ход от собора к памятнику князю Владимиру. Согласно отчету, в его состав входило 20 тысяч человек, в том числе 1,5 тысячи священников.

Крестный ход в этом году был особенным тем, что его участники остановились на площади Святой Софии и провели молебен по случаю 1000-летия -й год закладки Софийского собора.

Архиерей кратко обратился к собравшимся и отметил, что это место свято для всех украинцев и всех православных христиан, так как Софийский собор был местом исторических событий во времена Киевской Руси, казацкой эпохи и в современная история. «Мы потеряли свое государство из-за наших грехов, но Господь смилостивился над нами, увидел стремление нашего народа быть свободным и возродиться духовно и дал и независимое государство, и Поместную Украинскую Церковь».

Затем процессия направилась к памятнику князю Владимиру. Здесь был отслужен молебен, на котором в молитвах поминались князь Владимир, княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый и все украинские святые.

После молебна к собравшимся обратился Святейший Патриарх Филарет. Он напомнил, что крещение заставило наш народ обратиться от неправды к истине и что наше государство в княжеское время было сильным, потому что им руководили святые княгиня Ольга, князь Владимир, князь Ярослав Мудрый. И когда ею управляли святые, она процветала. Но когда правители стали грешить, множить ненависть, государство пришло в упадок. «И это урок для нас. Если мы желаем процветания Украине, мы должны жить благочестивой жизнью по заповедям Божьим, в любви друг к другу», — отметил глава УПЦ КП.

Патриарх также подчеркнул необходимость объединения Православия в Украине и создания единой поместной Православной Церкви. «Мы не враги России, Русской Церкви. Мы братья и искренние. Но мы хотим наслаждаться братством на равных, а не подчиняться», — отметил патриарх.

Рецензия на книгу Джона Берджесса «Святая Русь»

Питтсбургская духовная семинария профессора Джона Берджесса Святая Русь: возрождение Православия в Новой России — это широкое исследование многогранной роли русского православия в современной России. Книга представляет собой ясное и глубокое чтение, которое любому новичку в православии и русистике будет полезно для понимания уникальной роли веры в современном российском обществе.

В Святая Русь Берджесс показывает, что происходит, когда
Кальвинист, мало знающий о русском православии, живет (временно) в
Россия. Его анекдоты о путешествии по стране и общении с
духовенство, миряне и другие русские обеспечивают интимный взгляд на западную
постепенное понимание богословом русского православия, борясь с
явные противоречия веры.

В лучшем случае Святая Русь ясно объясняет взаимодействие
между культурными и богословскими элементами в русском православии, такими как РПЦ
отношение к обожению и
симфония — соответственно,
преобразующий процесс, посредством которого христиане вступают в союз с Богом и
византийская концепция, согласно которой церковь и государство должны дополнять друг друга, а не
разделены. В худшем случае Святая Русь упускает из виду большую религиозную и
политические последствия, вытекающие из тесных связей Кремля с РПЦ
лидерство.

Посткоммунистическое Русское Православие
«Возрождение»

Святая Русь
название отсылает к древней Руси, средневековой восточнославянской цивилизации от
происхождение которых ведут народы России, Белоруссии и Украины. Первоначально
из Киева, современной столицы Украины, древней Руси.
официально принял православие по византийскому обряду в 988 году при правлении Владимира
отлично. Этот период от крещения Руси до монгольского нашествия на
XIII век считается золотым веком раннего восточнославянского
цивилизация.

Берджесс утверждает, что, несмотря на правление Советского Союза в
мрачного ХХ века РПЦ возрождает древнерусское наследие в
Россия и воссоединение религии с русской национальной идентичностью. РПЦ, Берджесс
утверждает, «предложил россиянам — и даже самому Владимиру Путину — убедительную
нарратив о национальном величии и самобытности» и «русские хотели знать
больше, чем когда-либо, что делало Россию уникальной «Россией». Православие предложило
отвечать.»

Берджесс обсуждает плодотворные инициативы РПЦ в
религиозное образование, социальная работа, служение и приходская жизнь в большом объеме. Он
утверждает, что этими мерами РПЦ втягивает простых россиян в
«видение Святой Руси», и что Россия стала «более здоровым, более жизненным обществом».
сегодня благодаря этим усилиям». Берджесс утверждает, что, хотя РПЦ
несовершенным, его служение, социальное присутствие и назидательное влияние делают его сетью
позитивные для российского общества, как «лица, испытывающие физическую и эмоциональную нужду или находящиеся на
маргиналы общества получают любовь и практическую помощь; новый
поколения чествуют жертв большевизма; и приходы помогают
люди имеют подлинное общение с Богом и друг с другом». Использование личных взаимодействий
с духовенством РПЦ Берджесс обсуждает, как усилия РПЦ по созданию
«впечатляющая инфраструктура школ, университетов, семинарий, издательств
дома и средства массовой информации» работают над тем, чтобы «сделать русских лучшими христианами и
помогите русским узнать, что делает их нацию великой». Благодаря РПЦ, согласно
Бёрджесс, у простых россиян «по крайней мере есть возможность мельком увидеть
Православное видение трансцендентной красоты и осознать иное
измерение их существования».

Русское православие как национально-социальное
Идентификация

Одна повторяющаяся тема в Святая Русь — русская
Православие как гражданская религия. Из официального письма царя Николая I.
Национальное учение, связывавшее русское православие,
самодержавие и русская народность в единую всеобъемлющую идеологию,
современного русского православия, что «очевидно, дает [русским] ощущение
национальной или культурной самобытности, но не вовлекает их в религиозный образ жизни.
жизни», вера как этническая и культурная идентичность, а не подлинно религиозное
веры и практики, имеет первостепенное значение для понимания русской культуры.

Берджесс описывает русское православие, которое характеризует
гражданскую религию как «народное православие» и утверждает, что, в то время как народное православие
«дает мощные проблески преображения реальности, а также легко
искажает или усекает христианское послание о личной жертве и
самоотверженная любовь». Хотя я лично нахожу оценку Берджессом русских
Православие чрезвычайно благодатно, он точно признает историческую основу для
как вера веками формировала русскую культуру и стала «неотъемлемым
часть русской национальной идентичности».

Это тождество заставляет задуматься, а русские ли
Православные потому, что они искренне верующие, или если самоотождествление с
Православие — это просто русская социальная условность. Независимо от мнения, Святой
читателей Руси по достоинству оценят исследование Бёрджессом развивающейся роли Православия.
в России и понять, как соотносятся религия, общественные обычаи,
а суеверия в России неоднозначны. Он рассуждает о среднем русском
поверхностная вера верующего с исследованиями, обнаруживающими мало русских, понимающих священные писания,
не говоря уже о том, чтобы их прочитать. Следующая статистика показывает потребность в русском катехизаторе.
реформа: из самоидентифицирующих себя православных только от трех до пяти процентов
регулярно читайте Библию; менее чем каждый шестой владеет полной копией
Библия; девять процентов сообщают, что знакомы с учением о Троице;
шестнадцать процентов говорят, что верят в астрологию и магию. Берджесс эффективно иллюстрирует
эту динамику с личными анекдотами — один из самых убедительных — это Бёрджесс.
беседа с молодой светской парой, решившей крестить детей
не по религиозным убеждениям, а по традиции.

Анекдоты Берджесса показывают, что плохой катехизис на русском языке
Православие во многом институционально. Поскольку русское православие основано в основном на
литургии, обычаях и традициях, строгий катехизис часто отходит на второй план.
церемония. Поэтому русские православные верующие придают большее значение переживанию
богато украшенные ритуалы, чем понимание теологии, лежащей в основе этих ритуалов. Пока слаб
катехизис среди большинства верующих вызвал бы затруднения у многих западных христиан,
терпят в России. Берджесс резюмирует точку зрения РПЦ на этот вопрос: «Российские
культура обязательно транслирует православные ценности, человек становится «культурным»
также перестраивается духовно. Культурные люди умеют ценить красоту.
и трансцендентные ценности. Таким образом, культура открывает их божественному». предложение
что будучи «воспитанным» в русской традиции, без должного катехизиса,
каким-то образом приводит к христианскому духовному обновлению, вызывает недоумение и демонстрирует
фундаментальные разногласия между РПЦ и западным протестантизмом
относительно надлежащей роли христианского доктринального образования.

Это русское отношение появляется в разговоре Берджесса
имел с русским другом, который считает, что «простой верующий может жить больше
вернее, чем образованный богослов». Собеседник Берджесса утверждает: «Если
человек хочет больше узнать о церковных верованиях, это нормально. Но мы должны
не ожидать этого от всех. Живущие по Православию наполняются
с любовью и почтением, и это то, что действительно имеет значение». Берджесс, однако
возражает: «И я, североамериканский богослов и профессор со степенью доктора философии,
ответьте, что религиозное образование, тем не менее, предназначено не только для интеллектуалов.
Изучение церковной веры и практики может помочь каждому верующему видеть яснее
контуры истинной жизни в Боге. Человек не любит Бога умом
одна, но любовь к Богу включает разум».

Отношения между церковью и государством
в России

Моя главная критика Святой Руси заключается в том, что Берджесс
недостаточно освещает проблемные стороны русского православия,
особенно история российских авторитаристов, использующих РПЦ для расширения
государственная власть. К сожалению, в Святой Руси нет обсуждения того, как Москва
незаконно аннексировал Киевскую митрополию в 1686 году в рамках консолидации
имперская власть или как Петр Первый фактически подчинил РПЦ царской власти
государство через создание Святейшего Синода в 1721 году как правительство
учреждение, которое руководило церковной деятельностью. Возможно, более вопиюще, есть только
краткое обсуждение превращения Сталиным РПЦ в прикрытие НКВД,
предшественник КГБ, в 1943. Некоторые ученые, ссылаясь на рассекреченные
Файлы НКВД и Архив Митрохина, спорят
что Московская Патриархия может достоверно проследить свою историю только с 1943 года,
когда Сталин объявил РПЦ амнистию и разрешил существование церковных учреждений в
СССР.

Это важно, потому что в Святой Руси
на первых страницах Берджесс пишет:

Я часто слышал, как православные священники сетовали на то, что русская нация никогда полностью не жила в соответствии со своим религиозным наследием — русские регулярно не были верны православию, которое они исповедуют. Но если прав патриарх Кирилл, то даже семьдесят четыре года коммунизма не смогли полностью вытеснить из сознания людей православные символы, нарративы и обряды.

Миф Берджесса о выживании христианства в
Россия, несмотря на 74 года антирелигиозного гнета, неверна, если не
намеренно вводят в заблуждение. В 1970-е годы патриарх Кирилл,
бывший агент КГБ, был отправлен Москвой во Всемирный совет
церквей для продвижения марксистской теологии освобождения. Не удивительно видеть
что РПЦ «пережила» коммунизм, когда Кремль развратил и кооптировал ее
лидерство в 1940-е гг. Неспособность Святой Руси адекватно распаковать как
политика Кремля в отношении РПЦ, изменившаяся при Сталине, подрывает позицию Берджесса.
предположение, что вера в Россию каким-то чудом сохранилась, несмотря на 70-летнюю
коммунизм. с 19С 17 по 1943 год антирелигиозные гонения в СССР были
несомненно чрезвычайно сильно. Но к 1950 году Сталин узаконил высшую
эшелоны РПЦ, которые были относительно защищены от преследований, пока служили
Стратегические интересы Кремля. Тем не менее, существует острая необходимость различать
между средними приходскими священниками, прислуживающими нуждающимся, и руководителями РПЦ, которых
Российское государство исторически кооптировано. Для меня этого нюанса не хватает, что умаляет
из рассуждений Бёрджесса.

К чести Бёрджесса, он никогда напрямую не извиняется за
многие грехи РПЦ. Напротив, он пишет: «Как бы я ни любил и ни уважал
Русское православие, я все-таки американец и протестантский богослов.
социальное видение и программа Русской Православной Церкви резко контрастируют
с моими предположениями об отделении церкви от государства, ограниченном месте
Церкви в плюралистических обществах и законной «секуляризации»
физические и культурные ландшафты». На протяжении Святая Русь Burgess производит
случайные намеки на различные проблемные стороны РПЦ, но их недостаточно.
Например, Бёрджесс кратко критикует то, как семинарии РПЦ часто создают
подставные лица западного протестантизма, использующие чрезмерное упрощение, которое «имеет тенденцию к
карикатура», особенно в отношении учения Жана Кальвина о предопределении. Он
также осуждает «антизападную секуляристскую» риторику РПЦ, которая «не
предложить детальный анализ сильных сторон либеральных демократий». Упоминая, но не затрагивая эти и
подобные проблемы в критической длине, Берджесс эффективно защищает себя от
обвинение в том, что он слишком доверяет РПЦ или, что еще хуже, Кремлю или РПЦ
апологет, не проветривая грязное белье РПЦ.

Я понимаю, что Берджесс, возможно, не хотел обидеть
его российские друзья с резкой критикой руководства РПЦ; нет разумного
человек необоснованно подвергал своих хозяев церковному или государственному контролю. Тем не менее,
было бы уместно включить тематическую главу, посвященную
Тревожная история РПЦ, в том числе отсутствие посткоммунистической люстрации и
поддержка внешней политики Кремля в отношении ядерной
стратегия и Украина.
Эта книга кажется неполной без этого анализа.

Заключение

Святая Русь есть
важное чтение для жителей Запада, мало знакомых с русским православием, но
жаждут приятного введения в тему. К чести Бёрджесса, ему удается успешно покрыть
несколько сложных аспектов русского православия всего на 224 страницах. Его
анализ направляет читателей к более широкому пониманию русской культуры,
Русские православные верующие, и чем вера в Россию расходится с верой в
западные демократии.

В то время как центральное утверждение Берджесса утверждает, что «Россия
медленно «перечаровывались» с помощью православных символов, нарративов и
обряды», я бы посоветовал читателям, особенно новичкам в изучении русского
Православие, проявлять осторожность, прежде чем приходить к подобным выводам. я
Я не так милостив к РПЦ, как Берджесс. Читатели, прочитавшие Holy
Русь
должен быть осторожен, прежде чем делать вывод о том, что мнимые положительные стороны РПЦ
перевешивают его грехи.