Качества бабы яги: Образ бабы яги в сказках народов мира

Образ бабы яги в сказках народов мира

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ямашкина К.Д. 1


1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП

Силаева А.А. 1


1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Сказки — это очень значимая часть культурного наследия любой страны. Читая сказки, можно заметить и понять много любопытного и интересного. В сказках существуют множество волшебных персонажей, особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества.

На одном из уроков литературы я задумалась о том, все ли сказки в мире и их герои одинаковы, во всех ли произведениях добро побеждает зло и какие они, добрые и злые герои сказок народов мира?

Поэтому я поставила перед собой цель — провести анализ сказок народов мира и сопоставить героев, похожих на нашу Бабу Ягу.

Задачи:

1. Выяснить, есть ли в сказках других народов персонаж, похожий на русскую Бабу Ягу.

2. В процессе изучения сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги.

3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа. Узнать, как относятся они к Бабе Яге.

Объект исследования: сказки народов мира.

Гипотеза моего исследования: в сказках народов мира есть герои, похожие на нашу Бабу Ягу.

Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Её образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Основная часть

Толкование имени Баба Яга

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов. Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой указывает, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1. Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля сказано, что «яга» — «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покроя».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

Получается, что Баба Яга — это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга» в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Баба Яга — старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя её пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развёрнута рукоятью вперёд, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Образ Бабы Яги в русских сказках

Для начала я обратилась к родным и знакомым всем с детства русским народным сказкам, где всех героев легко поделить на положительных и отрицательных. Каждый знает, что Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший – отрицательные герои, поэтому совершают злостные поступки, а Иван — дурак, Василиса Прекрасная — добрые, положительные и делают добрые дела.

Обратимся к сказке «Царевна лягушка». Иванушка — дурачок отправился на поиски невесты, и будучи положительным образом, чувствует поддержку каждого зверька, птички, каждой травинки и даже ветерка при борьбе с отрицательной тёмной силой.

Некоторые сказки намекают, что сам Кощей Бессмертный приходится Бабе Яге мужем. Зато точно известно, что три дочери ее— Ягишны — во всем ей помощницы. Так же, как и мать, сроднились они с природными силами — ветром, бурей, метелью. В давние времена и совсем взрослые люди при упоминании имени Бабы Яги испытывали страх. Ждали от старой колдуньи всяких каверз и неприятностей. А когда ураганный ветер поднимал пыль столбом над дорогой или полем, говорили, что это Яга метет своим помелом.

Баба Яга — широко известный в сказках персонаж. Она изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала. Она может быть и доброй Бабой Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой «Волшебная иголочка» Валентины Осеевой.

Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей. В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Образ Бабы Яги в сказках народов мира

В сказках других народов существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В Мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живет в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У нее, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

В фольклоре карел и коми есть «лесная старуха». У карел это Сюоятар, а у коми — Ёма. По той роли, которую они играют в волшебной сказке, Ёма и Сюоятар сходны друг с другом и могут быть приравнены к русской Бабе-Яге. В карельской сказке Сюоятар — начало злое, она всегда противница героя. Как представительница иного мира, она обитает в лесу, под землей в корнях растений, на берегу озера или реки. Герой карельской сказки в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар.

Японская Ямауба — чудовищное существо. «Яма» на японском «гора», «Уба» — «старуха», карга. Ямауба отличается от нашей бабы Яги средой обитания. Японская любит жить повыше, но также в недоступных местах. Она так же, как наша, в некоторых сказках жила в лесной избушке, а в некоторых — в пещере и заманивала к себе путников, крала детей, иногда откармливала, а, если была голодна, могла сразу скушать. Японка, в отличие от нашей бабы Яги, могла принимать разные образы, что помогало ей заманивать к себе доверчивых людей и пожирать их.

Финская ведьма Лоухи — Хозяйка Севера, страны тьмы и мрака Похъелы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Знаменита она тем, что спрятала мельницу — самомолку Сампо в утесе за девятью замками, чтобы жители Калевалы не могли воспользоваться благами, приносимыми этой чудо — мельницей.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живёт она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она даёт герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Вывод:

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями. Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.

С помощью анкетирования я решила выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов. В опросе приняли участие 50 учеников 5-ых классов.

Результаты анкетирования:





















Вопрос

Кол-во детей

1. Кто такая Баба Яга?

 

Злая сварливая старуха

26

Ведьма, колдунья

15

Добрая старуха

8

2. Каким персонажем вы счи­таете Бабу Ягу?

 

Положительным

41

Отрицательным

9

3. Представляете ли вы рус­скую литературу без персо­нажа Баба Яга?

 

Да

9

Нет

41

4. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

 

Да

11

Нет

39

5. Где живет Баба Яга?

 

В лесу в избушке

37

На болоте

13

6. Существуетли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

 

Существует

39

Не существует

11

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы.

Наша гипотеза подтвердилась.

Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев. Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

Заключение

Цели и задачи, поставленные при изучении образа Бабы Яги в сказках народов мира, выполнены.

Проведен анализ сказок народов мира и сопоставлены герои в них, похожих на русскую Бабу Ягу.

Рассмотрены особенности изображения Бабы Яги в других сказках народов мира.

Проведено исследование в форма опроса среди детей на предмет их знания сказочного персонажа – Бабы Яги. Раскрыто отношение детей к сказочному персонажу.

На основе собранной информации мною создана кукла – оберег дома в образе Бабы Яги.

Список использованной литературы

Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. ДалМ.: Русский язык, 1978г. – 508с.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Сборник русских народных сказок. 1997г.

Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. – М.: «АСТ Астрель», 2007.

Ресурсы интернета

Сборник сказок. Сказки народов мира. М.: Просвещение, 2014г.

Рецензия руководителя

Ученицей 5 класса Ямашкиной Ксенией Дмитриевной изучено и обработано достаточное количество теоретического материала по данной теме.

Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, отличается новизной, между отдельными разделами существует логическая взаимосвязь.

Работа отличается исследовательским характером и актуальна для познания образа сказочного литературного персонажа. На уроках литературы начиная с начальной школы, а потом и в среднем звене обучающиеся знакомятся с различными литературными героями и персонажами. Особенно привлекает внимание детей яркий образ Бабы Яги. Ксения прочитала большое количество сказок народов мира, чтобы полно представить не только образ сказочного персонажа – бабы Яги, но в своей работе затрагивает интересные факты по данной теме, прослеживается тщательная вдумчивая работа по каждому разделу рассматриваемой темы.

Тема работы раскрыта полностью, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.

Использованный теоретический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы.

Данная работа имеет исследовательский характер и практический выход: данную информацию можно использовать при проведении уроков литературы. Выполненная работа представляет интерес у школьников. В целом данная работа заслуживает высокой оценки и отвечает всем заявленным требованиям.

Просмотров работы: 840

Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Автор:

Ткаченко Анна Олеговна

Научный руководитель:

Елисеева Наталья Павловна

Рубрика: Прочее

Опубликовано
в

Юный учёный

№3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.06.2018
2018-06-03

Статья просмотрена:

2592 раза

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:


Ткаченко, А. О. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок / А. О. Ткаченко, Н. П. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1250/ (дата обращения: 21.11.2022).




 


Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.


Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.


 


 


Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey.


Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.


 


Баба Яга — одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.


Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.


По другой версии, прототип Бабы Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.


Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она — из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.


Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель — олений мох, когда-то он назывался «яг».


Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.


Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках — совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.


 


Таблица 1


Образ Баба Яги в народных сказках










Название сказки


Характерные черты


Поступки


Заколдованная королевна


«костяная нога, старая, беззубая»,


«кричит громким голосом, свистит молодецким посвистом»


Положительный персонаж:


помогла герою, созвала буйные ветры


Гуси-лебеди


«морда жилиная, нога глиняная»


Отрицательный персонаж:


похитила братца


Баба-Яга


«костяная нога — холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»


Отрицательный персонаж:


хотела съесть племянницу


Царевна-лягушка


«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»


Положительный персонаж:


помогла герою, указала, где находится смерть Кощея


Золотой конь


«костяная нога — на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»


Положительный персонаж:


помогла герою, дала клубочек


Две сестры


«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»


Положительный персонаж:


подарила серебряное веретено


Баба Яга и Лутонюшка


«толстый голос»


Отрицательный персонаж:


обманула Лутонюшку, хотела его съесть


 


В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % — отрицательный, 51 % — положительный персонаж).


Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга — положительный или отрицательный персонаж?»


 


Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня — злая и вредная (40 %) (рис.2).


В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).


Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги


 


Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках


 


На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга — очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.


Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.


Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.


Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.


 


Литература:


 


  1.      Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. — Белый город: 2010, 364 с.

  2.      Науменко Г. Вся славянская мифология. — М.: АСТ, 2004. — 190 с.

  3.      Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.

  4.      https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга

  5.      https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, начальная школа, отрицательный персонаж, положительный персонаж, костяная нога, Яга, Баба, сказка, мнение учеников, пользователь.

Ключевые слова

миф,

народные сказки,

Баба-Яга,

собирательный портрет

миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет

Похожие статьи

Образ

Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале…

Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать

3. Волшебная нога. Общая характеристика Бабы Яги. Баба Яга— старая горбатая колдунья с…

Кто ты,

Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада…

Эзотерика в русских народных

сказках | Статья в журнале…

Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими

Бабаяга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как

Кощей — бессмертный — ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок. ..

Сравнительный анализ волшебных предметов из

сказок

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого…

Концепция

положительного и отрицательного героя в рассказах…

Положи́тельный геро́й — литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные

Два других персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем

Любопытно, что общепринятое мнение в рассказах Сухомлинского может быть нарушено.

Осмысление языческого начала в христианском контексте

сказок

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты.

Поэтому природные «персонажи» в пушкинской сказке есть, но они лишены

И прощение ткачихи, поварихи, сватьи бабы-бабарихи уже не выглядит нелогичным: внутренний…

Волшебные предметы помощники

героя в структуре волшебной…

 индивидуальные, с космических событий на социальные. Появление в волшебной сказке

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки

Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то. ..

Роль народной

сказки в обучении учащихся начальной школы

Благодаря этому у обучающихся в начальной школе развивается потребность в овладении

Учащийся становится способен осознать себя как социально активный элемент в большом

Преимущества использования сказок на занятиях по немецкому языку в начальной школе, по…

Скрытая фольклорная основа

сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Но начальный элемент сюжета выделен драматургом абсолютно четко: это завещание покойного короля страны, где происходит действие, требующее от наследной принцессы найти себе мужа, который отвечал бы определенным условиям и сумел бы хорошо управлять страной.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Образ

Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале. ..

Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать

3.Волшебная нога. Общая характеристика Бабы Яги. Баба Яга— старая горбатая колдунья с…

Кто ты,

Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада…

Эзотерика в русских народных

сказках | Статья в журнале. ..

Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими

Бабаяга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как

Кощей — бессмертный — ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок

Сравнительный анализ волшебных предметов из

сказок

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого…

Концепция

положительного и отрицательного героя в рассказах. ..

Положи́тельный геро́й — литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные

Два других персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем

Любопытно, что общепринятое мнение в рассказах Сухомлинского может быть нарушено.

Осмысление языческого начала в христианском контексте

сказок

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты.

Поэтому природные «персонажи» в пушкинской сказке есть, но они лишены

И прощение ткачихи, поварихи, сватьи бабы-бабарихи уже не выглядит нелогичным: внутренний…

Волшебные предметы помощники

героя в структуре волшебной…

 индивидуальные, с космических событий на социальные. Появление в волшебной сказке

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки

Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то…

Роль народной

сказки в обучении учащихся начальной школы

Благодаря этому у обучающихся в начальной школе развивается потребность в овладении

Учащийся становится способен осознать себя как социально активный элемент в большом

Преимущества использования сказок на занятиях по немецкому языку в начальной школе, по…

Скрытая фольклорная основа

сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Но начальный элемент сюжета выделен драматургом абсолютно четко: это завещание покойного короля страны, где происходит действие, требующее от наследной принцессы найти себе мужа, который отвечал бы определенным условиям и сумел бы хорошо управлять страной.

Баба Яга и Василиса Прекрасная

Первый проект персонажа готов и припылен. Я сделал несколько персонажей, исследующих сильные мужские концепции, и получил от них отличные результаты и отзывы. Закончив этот проект, я мог приступить к следующему. Этот проект должен был стать полной противоположностью кельтской легенде. В то время как в этом использовались мужские темы и идеалы, я хотел, чтобы в другом проекте были сильные женские качества.

Для этого я выбрал славянскую народную сказку Баба Яга и Василиса Прекрасная (также известная как Баба Яга и Василиса Прекрасная ) в качестве отправной точки.


Баба Яга и Василиса Прекрасная следует довольно стандартному шаблону, столь же справедливому, как и европейские народные сказки. Василиса — молодая девушка, у которой умерла мать, а теперь ее отец снова женился, и у нее есть злая мачеха и сводные сестры, которые не заботятся о ней. Одна важная деталь, однако, заключается в том, что когда ее Мать умирает, она дарит Василисе маленькую тотемную куклу, называя ее своим «благословением» и говоря Василисе, что « Если с вами случится что-то плохое, дайте кукле еду и попросите у нее совета ».

С годами Василиса становится все краше, на зависть и ненависть мачехи. Потом, пока отец Василисы был в командировке, мачеха перевезла семью на опушку густого березового леса. Это был не просто березняк, в этом лесу жила страшная ведьма Баба Яга. Ведьма, которая ела людей, как и другие, ела курицу.

Каждый день мачеха отправляла Василису в лес, но девочка всегда возвращалась в целости и сохранности под руководством своей волшебной куклы. И вот однажды ночью мачеха прокралась по дому и погасила все свечи. Когда догорела последняя свеча, она позвала Василису, требуя, чтобы та подошла к Бабе Яге и попросила огонька. И вот выброшена Василиса в темный неприступный лес. Несмотря на ее страх, Материнское Благословение помогает ей и ведет ее к Бабе Яге.

Баба Яга, страшная и злобная ведьма, связана странным чувством справедливости и справедливости. Она навязывает Василисе сделку: она даст ей свет, который она ищет, если она хорошо поработает и выполнит (невозможные) задания, которые дает ей Баба-Яга, если нет, Баба-Яга съест ее.

С помощью героя Материнское Благословение Василиса способна выполнить все задания, поставленные перед ней Бабой Ягой. Когда Баба-Яга обнаруживает Благословение, она приходит в ярость, питая отвращение к таким чарам. Однако она выполняет свою часть сделки и дает Василисе свет, за которым она пришла (в виде человеческого черепа, наполненного магией), прежде чем выгнать ее, чтобы найти дорогу домой.

Магия черепа сжигает Мачеху и Сводных сестер в пепел, но оставляет Василису невредимой. После этого случая Василиса находит приют у старушки в соседнем городке. Там она ткет красивую ткань, которая привлекает внимание царя, который восхищается красотой Василисы (а она его). Отец Василисы возвращается и находит ее замужем за царем.


Это очень урезанная версия сказки, в ней есть другие персонажи и задания описаны более подробно, чем я заморачивался. Тем не менее, он описывает суть повествования. Как видите, в нем намного меньше мужского, чем в кельтском мифе, и гораздо больше внимания уделяется женским качествам, таким как интуиция, вдумчивость и (конечно) красота.

Я вношу некоторые изменения в историю и персонажей. Изменения персонажей в основном предназначены для балансировки проекта. Это касается конкретно персонажа Наставника, которым в оригинальной истории является Благословение Матери Василисы (на мой взгляд). Это дало бы мне (в обоих проектах) 2 Наставников-женщин по сравнению с Героем-мужчиной и Героем-женщиной и Тенью-мужчиной и женщиной. Таким образом, я решил изменить Наставника в Бабу Ягу и Василису Прекрасную на мужчину. Кроме того, было бы странно иметь 5 человеческих персонажей, а затем куклу в качестве шестого. Поэтому я меняю персонажа дальше, чтобы он был человеком. Таким образом, вместо волшебной куклы, наполненной Материнским благословением Василисы, персонаж-наставник будет Отцом Василисы (не так, как Отец, который у нее есть в истории, подумайте об этом как о другом скине для кукольного персонажа). Чтобы сделать это более разумным и разумным, я решил изменить ситуацию и историю.

Сюжетные изменения являются скорее личной идеей, чтобы придать проекту уникальность, а также сделать изменения персонажа Наставника более подходящими. Общее ядро ​​повествования осталось прежним, просто в нем произошли некоторые контекстуальные изменения. Я изменил сеттинг истории, как и в случае с кельтским мифом, и теперь история происходит в наши дни. Я хотел убрать из контекста много фантазий, поскольку моя работа часто тесно связана с такими темами, и я хотел исследовать новые идеи. Я связал многие изменения с тем, чему, я уверен, могут сочувствовать многие художники и студенты, изучающие искусство: « нельзя сделать серьезную карьеру на искусстве ». Я хотел реконструировать нарратив вокруг этой идеи, с которой я столкнулся, что искусство считается жизнеспособной профессией только в том случае, если вы являетесь состоявшимся и известным художником (как вы сразу становитесь этим, я не знаю).

С этой целью Василиса будет определена как студентка художественного факультета. Молодая и творческая, она будет очень общительной и необычной. Ее искусство часто абстрактно и выразительно, выходя за границы реализма, чтобы создать что-то смелое и новое.

Баба Яга больше не ведьма, а невероятно сильная женщина (в социальном и политическом смысле). Художественный критик или важный клиент (я так и не решил, что именно), она решительно предпочитает традиционный реализм творческим и абстрактным творениям Василисы. Она держит ключ к успеху Василисы в художественном мире, и неудача уничтожит ее шансы на успех в карьере (сохраняя угрозу внутри персонажа, но в менее людоедском смысле).

Отец (он же кукла, которая является Благословением Матери), будет опытным художником. Более традиционный и реалистичный, чем его дочь, но поддерживающий ее нетрадиционный подход к искусству и увлеченный ее абстрактными творениями.

Так что, на мой взгляд, основные темы и цели повествования и персонажей остались, просто он носит другую маску.


Я использую перевод Бабы Яги и Василисы Прекрасной , найденный здесь в качестве источника для истории: http://myths.e2bn.org/mythsandlegends/textonly117-baba-yaga-and-vasilisa-the- Fair. html

Нравится:

Нравится Загрузка…

Сто ведьм на Tumblr

18- Баба Яга (Славянский фольклор).

Эта классическая ведьма родом из русской мифологии и славянских сказок. Баба-Яга появляется в различных легендах, часто в роли ведьмы, обитающей глубоко в лесу, с которой главный герой должен взаимодействовать и торговаться. Она является предшественницей ведьм, подобных тем, что встречаются в сказках Шарля Перро, а также в произведениях братьев Гримм. Однако Баба-Яга сохраняет множество уникальных характеристик и атрибутов, которых нет ни у одной другой ведьмы, что делает ее исключительно знаковой.

Баба Яга описывается как отвратительная, уродливая и злобная женщина, напоминающая классический архетип ведьмы. В некоторых версиях ее истории Баба-Яга — это не одна, а три сестры по имени Баба-Яга, причем каждая сестра старше другой. Таким образом, Баба-Яга тесно связана как с Граями, так и с Мойрами (№ 64) и иллюстрирует тройственную богиню. В частности, Баба-Яга представляет собой фазу Старухи и ассоциируется со смертью, тьмой и зимой. Ее функция в легендах, в которых она появляется, также соответствует этому архетипу, поскольку она «может помочь или помешать» персонажам, которые ее умоляют. Она стоит на перекрестке смерти и тайн, позволяя некоторым пройти невредимыми.

Баба-Яга наиболее известна благодаря двум особым атрибутам, которые определили иконографию ведьм и внесли свой вклад в мифологическую уникальность Бабы-Яги. Ее резиденция, а также ее выбор воздушного транспорта являются одними из самых отличительных черт любой ведьмы в этой серии. В то время как большинство сказочных и вымышленных ведьм летают по небу на своих легендарных метлах, Баба-Яга сидит в ступе и управляет своим «кораблем со специями» пестиком вместо руля. Иконография и символический характер этого, со ступкой, представляющей божественное женское начало / матку, и пестиком, представляющим божественное мужское начало / фаллос, показывают, что Баба-Яга является персонажем, находящимся в равновесии с природой, которого некоторые называют «фаллической матерью». На других изображениях Баба-Яга летит по небу в котле, что еще больше укрепляет отношения между ведьмами и их любовь к этим чугунным горшкам (Ceridwen # 56).

Хижина Бабы Яги столь же культовая и уникальная, и она повлияла на столетия ведьмовских знаний. Ее дом стоит на паре куриных ножек (иногда всего на одной клешне). Он прыгает в воздухе и крутится, постоянно перемещаясь с места на место и меняя направление. Я видел десятки упоминаний и изображений домов ведьм на курьих ножках, но все они подражания Бабе Яге. Ее двор окружен забором, усеянным черепами, что способствует ее размещению у ворот смерти и умирания. Ее дом на курьих ногах появляется в самых ранних ссылках на Бабу-Ягу, поэтому, что бы ни значил этот странный атрибут, он тесно связан с ее существом.

Этимологические корни и значение ее имени оспариваются. Принято считать, что «баба» — это тот же корень, что и «бабушка», то есть бабушка. Другие корни в древнерусском языке привносят общее значение Бабы в «повивальную бабку, волшебницу и гадалку». Однако часть ее имени Яга менее убедительна, поскольку нет общепризнанного корня. Некоторые считают, что оно происходит от «змеи, змеи», в то время как другие видят в нем что-то от «ужаса», «ведьмы», «злой женщины» и «боли и беспокойства». Таким образом, Баба-Яга в основном означает Бабушку-Ведьму, славянский этимологический аналог итальянской версии Стрега Нона (№ 21). И Стрега Нона, и Баба Яга являются примерами традиции имен ведьм, оканчивающихся на букву А, причем Баба Яга, возможно, была самой ранней (см.: Хильда и Зельда № 36, Сабрина № 62, Саманта / Эндора / Клара № 89)./54/39, Глинда 76, эт. др.).

В наше время Баба-Яга стала больше похожа на призрака, привыкшего запугивать детей и принуждать к хорошему поведению. Она описана как летающая по воздуху в своем котле, крадя детей, чтобы съесть их. Ее часто изображают как супругу олицетворения Смерти, что закрепляет ее статус Старухи. Однако эта ассоциация выходит за рамки исходного материала для нее, и, хотя теперь ее часто считают злой, ее более тщательно понимали как морально двусмысленную.