Ивана купала это: Ивана Купала: традиции и обычаи празднования

что можно и нельзя делать 7 июля 2022 — видео


| Обновлено:

|

Василий Заика

Василий Заика
Шеф-редактор сайта Пятого канала

День в истории6 907

Фото, видео: www. globallookpress.com / Frank May

Ночь с 6 на 7 июля издревле считается необыкновенной. Несмотря на то, что праздник Ивана Купалы имеет языческие корни, он широко отмечается и сегодня.

Иван Купала-2022

История возникновения этого праздника берет начало из преданий восточных славян. Изначально он был посвящен летнему солнцестоянию.

С распространением христианства праздник получил обновленную трактовку и был назвал в честь святого Иоанна Крестителя, память которого чтят 7 июля.

«Купала» — это наиболее известное название праздника, дошедшее до наших дней. Само слово «Купала», точнее его индоевропейский корень, связывают с огнем и влагой, дарующей жизнь. В праздновании у славян как раз сочеталось ночное купание и разжигание больших костров.

Как праздновать Ивана Купалу

Праздник традиционно отмечали именно в ночь на 7 июля. На Руси в гуляниях на Ивана Купалу участвовали все. Это один из самых разгульных и шаловливых праздников. Наши предки верили, что только в день Ивана Купалы вода и огонь могут сосуществовать в гармонии.

Однако поскольку в эту ночь активизировалась вся нечистая сила, считалось, что те, кто не появился у общего костра, являются ведьмой или колдуном.

  • Разжечь костры. На берегах рек разжигались огромные костры. В них устраивали ритуальные омовения огнем и прыгали через них. Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Тем, кто прыгнул парой, сулили крепкий и счастливый брак. Считалось, что в купальском костре нужно сжечь все старые, ненужные вещи и нашептать в костер старые боли и обиды. В целом в этот день нужно выкинуть все старое, чтобы освободить место для нового. В костре сжигали и одежду людей, которые чем-либо болели. Считалось, что если пройти через купальский очищающий костер, хворь отвяжется.
  • Молиться. В этот день принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей, а также проводить разные обряды, связанные с водой, огнем и травами.
  • Умыться водой. Считалось обязательным искупаться 7 июля до захода солнца. На Ивана Купалу также обязательно парились в банях. При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах. Верили, что баня в день Ивана Купалы способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья. Был распространен обычай обливать на Ивана Купалу встречных водой. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь. Предки верили, что в ночь на 7 июля роса имеет чудодейственные свойства — кто умоется ей, тот похорошеет и будет здоров весь следующий год. А вот насчет купания в разных местностях правила были разные: в одних регионах устраивались массовые ночные купания, а в других в воду заходить боялись, поскольку в омут мог утащить водяной.
  • Собирать травы. Также в ночь на Ивана Купалу принято собирать растение иван-да-марья. Поверье гласит, что, если разложить сорванные цветы по углам дома, внутрь не смогут попасть воры. По легендам, именно в купальскую ночь раз в год цветет папоротник. Если его найти ночью в лесу, то он покажет клад, а также принесет счастье и богатство. Однако нечистые силы охраняют волшебное растение, поэтому найти и использовать его сможет только самый смелый.
  • Гадать. Девушки обязательно гадали с помощью венков. К венку крепили зажженную свечу или лучину, опускали его на воду и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь. Если крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Если же венок тонул, считалось, что у девушки нет пары, и ей придется коротать век одинокой.
  • Готовить «обетную кашу». На Купалу делалась особая каша. Для нее толкли в ступе ячмень, который потом варили и сдабривали сливочным маслом. Современному горожанину такой вкус представить трудно, на ячменную кашу это похоже отдаленно.
  • Запастись крапивой. Считалось, что для защиты от нападения ведьм следует класть на пороге дома и на подоконниках крапиву. А корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить страшные чары; с помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.

Для исполнения желаний нужно было перелезть 12 огородов, но именно 7 июля земля становилась воинственной, поэтому рискнувшему так поступить предстояло столкнуться со множеством препятствий, пишет utro.ru.

Что нельзя делать в день Ивана Купалу

Запрещено идти купаться ночью. Считалось, что именно в этот промежуток времени всякая нечисть становится особенно активной. Решившим все же зайти в воду в ночное время советовали не заплывать далеко и не купаться в одиночку.

Спать на Ивана Купалу тоже нельзя. По той же причине, что и в первом случае. Уснул ночью — жди в гости ведьм и бесов.

Важно аккуратно ходить по лесу 7 июля: не топтать растения, особенно лекарственные.

Тосковать и жаловаться на жизнь тоже не стоит, потому что можно навлечь на себя большие неприятности.

Народные приметы 7 июля

  • Если между двух костров провести домашний скот — он не будет болеть весь год.
  • Небо 7 июля поутру чистое — осенью жди много грибов.
  • Слышно кукушку — осень будет холодной.
  • Ночью поют сверчки — жди мягкую зиму.

Ранее 5-tv.ru рассказывал, как привлечь любовь и деньги в ночь на Ивана Купалу.

Праздники
Приметы
Религия
Церковь
Святые


Читайте также



-6°
764 мм рт. ст.
79%

62. 57
-0.37
65.68
-0.22

Общий гороскоп для всех знаков зодиака на зиму 2022 — 2023

Иван Купала 2021 — история, традиции, как отмечать праздник

06.07.2021 14:45

Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, а в народе Иванов день, или Иван Купала в 2021 году отмечается 7 июля. Что это за праздник, каковы его история, традиции и обычаи, а также какие обряды проводят в канун середины лета — об этом в материале на сайте Примпогода.

На самом деле, в этот день отмечаются два праздника. Один — сугубо церковный. В храмах на богослужении верующие вспоминают о рождении Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, потому и христианский праздник именуется его «рождеством».

Согласно Библии, родители будущего пророка Иоанна — священник Иерусалимского храма Захария и его жена Елисавета — дожили до старости бездетными. Однажды священнослужителю во время богослужения явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Захария в силу преклонного возраста усомнился в словах ангела и был наказан за маловерие: онемев. Речь к нему вернулась только после рождения сына, которому суждено было предсказать пришествие в мир Иисуса Христа, а потом и крестить Его в водах Иордана.

«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас», — повествует евангелист Лука.

А второй праздник в день Ивана Купала — языческий. Его отмечали славянские племена еще в дохристианскую эпоху.

Посвящен он славянскому богу Яриле, который считался покровителем солнца и всего живого. Отсюда и еще одно название праздника — Ярилин день.

История праздника

Рождество Иоанна Предтечи христиане начали отмечать в отдельных общинах еще в III веке. Но только со временем этот праздник стал общецерковным. Он вошел в категорию «великих» праздников наряду с Покровом Пресвятой Богородицы, Обрезанием Господним, Усекновением главы Иоанна Крестителя и днем апостолов Петра и Павла.

Произошло это, по мнению ученых, примерно в XI веке. Исследователи опираются на тот факт, что первые иконы праздника появились не раньше этого столетия. Самое древнее из сохранившихся изображений найдено в Софийской церкви в македонском городе Охрид.

Иван Купала 2020 — как отмечать праздник

А вот история языческого Ивана Купалы весьма туманна. Современные последователи древних славянских верований утверждают, что название «Купала» – изначальное, подлинное, а имя «Иван» добавилось уже после крещения Руси. Ведь Иоанн (Креститель) в народе — Иван.

«Купала — это имя божества: корень «куп» означает «соединение». Отсюда слова «совокупить», «купность», — объясняет верховный жрец Союза общин славянской родной веры Вадим Казаков. Так как этот праздник связан с днем летнего солнцестояния, то аналоги Купале встречаются по всей Европе. В Германии, например, в дохристианские времена отмечали Йоль. А в Финляндии и Эстонии этот день отмечают до сих пор. Он называется Юханнус и Яанипяэв соответственно. В обеих странах он является государственным праздником и официальным выходным днем.

Когда празднуется день Ивана Купала

Языческий Иван Купала приходится на день летнего солнцестояния, когда ночь самая короткая в году. Согласно астрономическим расчетам, такая дата ежегодно приходится на разные дни, но в период между 19 июня и 10 июля.

В древности на Руси о таких астрономических тонкостях не знали, поэтому празднование приходилось на условную дату 24 июня. Это по старому стилю. По григорианскому календарю это как раз 7 июля.

Отсюда и расхожее мнение, будто бы дату Рождества Иоанна Крестителя специально подогнали ко дню летнего солнцестояния. Мол, делалось это ради искоренения языческих традиций и наполнения старых привычных праздников новыми христианскими смыслами.

Современные язычники отмечают Купалу не 7 июля, а в 20-х числах июня. В Эстонии и Финляндии день летнего солнцестояния празднуют 24 июня.

Купальская ночь

Кульминация языческого Ивана Купалы приходится на вечер предыдущего дня и ночь наступления праздника. Большая часть ритуалов связана именно с «купальской ночью».

В ночь на Ивана Купала принято разжигать огромный костер. В дохристианские времена считалось, что он обладает целебной силой.

Отсюда и главный атрибут праздника — прыжки через костер. Их совершали для ритуального очищения. Всю ночь вокруг костра также водят хороводы. А потом участники празднования идут к водоему с зажженными факелами. Там происходит «вадьба огня и воды» — светильники тушат в воде. А затем все купаются до самого утра.

Как празднуют

Церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи и народный Ивана Купалы празднуют, естественно, по-разному.

В этот день православных верющих священники призывают пойти в церковь на службу. А во время молитвы дома можно пропеть праздничный тропарь и кондак — специальные гимны.

Внимание празднующих Ивана Купалу с языческими корнями обращено к природе и продолжению рода. Один из главных элементов празднования — цветы и травы. Девушки плетут венки, а также ищут цветок папоротника. Считается, что это легендарное растение расцветает именно в купальскую ночь. Травами украшают на Купалу и дома. Отсюда еще одно название праздника — Иван Травник.

Кроме того, в этот день молодые люди ищут себе пару. Причем инициаторами, согласно традиции, должны быть девушки. Во время хоровода они приглядывают понравившихся юношей. А когда начинается время ритуальных прыжков через костер, они хватают их за руку и бегут к костру. Если прыгнули через огонь и не расцепились руками — скоро быть свадьбе.

Вообще, это, пожалуй, единственный народный праздник, обряды которого хорошо известны. Даже с принятием христианства на Руси их продолжали совершать. Ивана Купалу традиционно отмечали в деревнях даже в советское время, когда государство боролось со всеми религиями.

Традиции, обряды и приметы

В народной культуре празднованию этого дня уделено большое внимание. Особо популяризовал его обычаи Николай Васильевич Гоголь в своем цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», написав знаменитую одноименную повесть «Вечер накануне Ивана Купала».

Он точно передал главное поверье праздника: на Ивана Купалу вся нечисть вылезает наружу. Поэтому нужно быть особенно осторожным.

Например, нельзя было далеко уходить от деревни — иначе похитит леший. Нельзя заплывать далеко — русалки могут утащить.

Также считалось, что в этот день открывается дверь между явленным и потусторонним миром. Поэтому людям различные духи могли дать совет или, например, сказать, что их ждет в будущем. Отсюда еще одна традиция Ивана Купалы — гадания.

Кроме того, по поведению животных в этот день предсказывали, каким будет год. Например, если слышно кукушку — быть холодной осени. Доносится пение сверчка — зима будет мягкой. Если наткнулся на змею — жди беды.

На Купалу было принято умываться колодезной водой. Считалось, что только в этот день она обладает целебной силой. А еще лучше умыться росой.


© Фото — Ася Орлова

Праздник Ивана Купалы | Reuters.com

Картинки
|
Вт, 7 июля 2009 г. | 10:45 по восточному поясному времени

Украинцы в народных костюмах прыгают через куст крапивы во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинцы в народных костюмах прыгают через куст крапивы во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

1 / 15

Белорусские женщины возлагают венки во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, примерно в 45 км (28 милях) к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. Традиционный праздник празднует летнее солнцестояние с ночными гуляниями, такими как пение… более

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусские женщины возлагают венки во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, примерно в 45 км к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. прыгать через костры, поскольку они верят, что это очистит их от грехов и сделает их более здоровыми. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

2 / 15

Белорусы украшают лошадь венком во время праздника Ивана Купалы возле города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусы украшают лошадь венком во время праздника Ивана Купалы близ города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. . REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

3 / 15

Белорусские женщины возлагают венки во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 года. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусские женщины возлагают венки во время праздника Ивана Купалы возле города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

4 / 15

Белорусские женщины в венках во время празднования Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусские женщины в венках во время праздника Ивана Купалы возле города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

5 / 15

Украинцы в народных костюмах принимают участие в праздновании традиционного праздника Ивана Купалы под Киевом 6 июля 2009 года. Древняя традиция, берущая свое начало еще с языческих времен, обычно отмечается в Украине грандиозным ночлегом…подробнее

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинцы в народных костюмах принимают участие в праздновании традиционного праздника Ивана Купалы под Киевом 6 июля 2009 г. Древняя традиция, восходящая к языческим временам, обычно отмечается в Украине грандиозными ночлегами. Во время Ивана Купалы люди прыгают через горящие костры и купаются в озере или реке, так как верят, что это очистит их от грехов и оздоровит. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

6 / 15

Украинцы в народных костюмах поют и танцуют во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинцы в народных костюмах поют и танцуют во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

7 / 15

Украинцы в народных костюмах прыгают через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинцы в народных костюмах прыгают через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купалы (Ивана-Купальщика) под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

8 / 15

Украинка прыгает через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купала под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинка прыгает через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купала под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

9 / 15

Украинцы в народных костюмах поют и танцуют во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Украинцы в народных костюмах поют и танцуют во время празднования традиционного праздника Ивана Купала (Иван Купальщик) под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

10/15

Люди прыгают через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купала под Киевом 6 июля 2009 года. REUTERS/Gleb Garanich

Вторник, 7 июля 2009 г.

Люди прыгают через костер во время празднования традиционного праздника Ивана Купала под Киевом 6 июля 2009 г.. REUTERS/Глеб Гаранич

Закрывать

11 / 15

Белорусские женщины играют в традиционную игру во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусские женщины играют в традиционную игру во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

12 / 15

Женщина возлагает венок во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Женщина возлагает венок во время праздника Ивана Купалы близ города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

13/15

Белорусы поют и танцуют у костра во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусы поют и танцуют у костра во время праздника Ивана Купалы возле города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

14/15

Белорусы поют и танцуют у костра во время праздника Ивана Купалы недалеко от города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г. REUTERS/Vasily Fedosenko

Вторник, 7 июля 2009 г.

Белорусы поют и танцуют у костра во время праздника Ивана Купалы возле города Раков, к северо-западу от Минска, 6 июля 2009 г.. REUTERS/Василий Федосенко

Закрывать

15 / 15

Поделиться этим слайд-шоу

Маленькая девочка в купальной шапочке Картина Иваны Досталь

ЗАЯВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА: «Отмеченный наградами художественный и документальный фотограф и визуальный художник с опытом зарубежных выставок и работами, представленными в коллекциях по всему миру. Разными художественными языками с признаками символизма и эксперимента, отражающими социально-психологические вопросы и современный мир. Три основные области фотографических исследований и исследований: самоизучение, изучение другого и мир (дневного) мечтателя. Работа отражает личность и взаимодействие с обществом и «другими», а также критический поиск себя во времена мгновенного счастья в Instagram. В рамках самоисследования использует автопортреты и поиск личностной идентичности на более ранних стадиях психосоциального развития. Произведение Открывает Разговор о Тонких Границах-Переплетение Самодневника-Самодокументальное-Документальное». видение себя-своего я в противостоянии с сегодняшним обществом потребления и «Мгновенное счастье в Instagram», где я чувствую, что нет места мечтателям. Так что я должен надеть штаны художника и создать свой собственный мир, полный глубокой настоящей любви». ОБРАЗОВАНИЕ: кандидат философских наук. Нейробиология, физиология Последипломная программа Терапевтическая фотография ЖИЗНЬ: клинический ученый в течение 10 лет | Внештатный фотограф | Художник на 9Годы Внештатный фотограф-живописец и визуальный художник из Праги, Чехия. С 2013 года генеральный директор Voitopi Photography (www.voitopi.com). И в фотографии, и в живописи для меня типичен мечтательный, сказочный взгляд и его противостояние реальности. Основные темы, которые связывают мои работы, это сны, мир фантазий, воспоминания о детстве, детский взгляд, человек как часть законов природы, человек, затерянный в современной цивилизации, ищущий безопасности, любви и близости. «Мне кажется, что мои фотографии-графика показывают всем нам мысленное путешествие в мечты и детство, это либо поэтические вытекания, либо движущиеся отражения от действительности, картины мечтательного разума, пытающегося мягко уловить быстро меняющиеся отрезки времени, жизни. , глубина, любовь и надежда. Они символически скрывают естественную потребность человека в близости и покое, поиск более глубокого смысла и высшего предназначения. Общим элементом моей работы является движение в различных формах, потому что движение энергии, чувств и мыслей является неотъемлемым элементом жизни.