Иван 3 и хан ахмат: 11 ноября 1480 года завершилось Стояние на Угре

Содержание

Почему хан Ахмат, простоявшей на реке Угре, так и не решился атаковать Войска Ивана III Великого

zakruti.com » ru » Знания, наука, образование » Загадки истории

содержание видео

Рейтинг: 4.5; Голоса: 2

Сегодняшний разговор пойдет о Стояние на реке Угре, в котором русские войска Ивана III противостояли войскам хана Большой Орды Ахмата. Почему столь маловразумительное воинское дефиле, которое даже и сражением назвать не приходится, привело к кардинальному геополитическому изменению в Восточной Европе?
Чем было Стояние на реке Угре в кампании 1480 года?
В чем был стратегический замысел хана Ахмата двинувшего войско к границам Руси?
Какова предыстория конфликта хана Ахмата и Ивана III прозванного Великим?
Когда на самом деле прекратилась выплата дани Орде?
Почему хан Ахмат в переписке с Иваном III называл его плужным просяником и чем грозил?
Военный союз хана Ахмата с великим князем литовским и королем Польши Казимиром IV.
Какова обстановка в Москве накануне вторжения Ахмата?
Какую главную задачу решали воеводы Ивана III?
Как было вооружено русское войско Ивана III и в чем было преимущество перед ордынцами?
Битва за броды на фронте в 60 верст.
Интересные особенности миниатюры 16 века иллюстрирующую Стояние на реке Угре.
Попытка форсирование ханом Ахматом реки Угры
Каков был план Ивана III по нейтрализации польско-литовского короля Казимира IV
Почему Ахмат продолжал упорствовать стоя на Угре?
Рейд русского отряда князя Василия Ноздроватого-Звенигородского по тылам Ахмата.
Каков личный финал хана Больной Орды Ахмата, после неудачного похода на Русь, и какое к этому отношение имел Иван III?
Наталья: Благодарю, отличный контент. Просмотрела с удовольствием. Еще раз убедилась, что все правители земли Российской, которые радели о благосостоянии своей страны, униженны и оболганны и не только врагами. Что тут скажешь? Христа люди распяли. Сколько веков должно пройти, чтобы научится распознавать манипуляции и интриги.
Дата: 2021-09-07

← Как Советская Россия спасла Турцию

Кто и почему начал готовить смещение Хрущева. Евгений Спицын →

Похожие видео

Зачем строили Крепости Звёзды по всему миру?

• Разгадки истории

Полная реконструкция РЕАЛЬНОЙ истории допетровского и петровского ПЕТЕРБУРГА

• Альтернативная история

Поездка на Проект Венера

• Жак Фреско и Проект Венера

Ложь историков. Откуда мечи средневековья?

• Разгадки истории

Вот каким в 19 веке был ЕГИПЕТ понастоящему

• Альтернативная история

Зилим: скала Мамбет и кумысоделие. Экстрим и дети совместимы? Русское географическое общество

• Русское географическое общество

Другие видео канала

14:53

Куда исчезла английская аристократия. Андрей Фурсов

13:48

Очень сильная и глубокая речь, до мурашек по спине. Виталий Сундаков

31:42

О чем договорился Рудольф Гесс с англичанами после бегства 10 мая 1941 году. Андрей Фурсов

27:36

О ложной русской истории, о Тартарии, о русском языке, о лжи про монгольское нашествие. В. Сундаков

25:48

ГКЧП — это сговор генералов КГБ и Ельцина. Кто и как на самом деле организовал путч в 1991 Е. Спицын

16:17

Санскрит произошел из русского языка. Об удивительном родстве двух языков Светлана Жарникова

10:47

Тайна Мартина Бормана, куда он исчез и на что потратил золото партии. Андрей Фурсов

8:55

Прародина древних египтян Русский Север. С. Жарникова о забытых фактах нашей истории

19:3

Уникальная особенность русской цивилизации. Евгений Спицын

14:43

Октябрьский переворот 1917 года организовали генералы царской разведки, руками Сталина А. Фурсов

Иван III Васильевич



1440-1506

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Таким
Ивана III представляет себе художник
Николай Овечкин
. 1988
г.

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440 — 1505, Москва) — великий
московский князь с 1462 года. Старший сын Василия II
Васильевича Темного. Рос в трудное время
феодальных распрей, рано приобрел опыт и
приобщился к гос. делам. В 1452 формально лично
возглавил войско во время междоусобной войны. В
1456 наравне с отцом уже принимал реальное участие
в управлении. Получив по духовной грамоте отца
право на вел. княжение, впервые со времен
нашествия Батыя не поехал в Орду для получения
ярлыка, став властителем территории примерно в 430
тыс. кв. км. Продолжив политику отца, Иван III силой
или дипломатическими соглашениями подчинил себе
княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474),
Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467 — 1469
успешно вел военные действия против Казани,
добившись ее вассальной зависимости. В 1471
совершил поход на Новгород и, благодаря
одновременному удару по городу на нескольких
направлениях, совершенному профессиональными
воинами, одержал победу в последней феодальной
войне на Руси, включив Новгородские земли в
состав Рус. гос-ва, а в 1478 Новгородская феодальная
республика перестала существовать и формально. В
1480 ордынский хан Ахмат двинул огромное войско на
Русь, желая вновь подчинить страну, не платившую
дань с 1476. В это время Русь воевала насев.-зап. с
Ливонским орденом. Ослаблял силы Ивана III
феодальный мятеж младших братьев. К тому же Ахмат
заключил договор с польско-литовским королем
Казимиром. Силы последнего Ивану III удалось
нейтрализовать благодаря мирному договору с
крымским ханом
Менгли-Гиреем. Так как в Коломне стояли
полки Ивана III, Ахмат совершил обходной маневр, но
попытка форсировать р. Угру не удалась. Впервые
на поле сражения были применены рус. легкие
полевые орудия — «пищали» и ордынцы были
отбиты от бродов. Началось «стояние на Угре».
Оно не было мирным. Через узкую реку летели
стрелы и ядра. 9 — 11 ноября 1480 началось отступление
и бегство Ахмата. Эта победа  Ивана III означала
конец монголо-татарского ига на Руси. Победа над
внешними врагами позволила И. III ликвидировать
большинство уделов. После войн с Литовским вел.
княжеством (1487 — 1494; 1500 — 1503) к Руси отошли многие
зап.-рус. города и земли. Москва, ставшая столицей
нового гос-ва, приобрела новый облик. Церкви и
соборы, построенные при Иване Калите, пришли в
ветхость и поэтому был возведен новый Успенский
собор и заложен новый Архангельский собор,
началось строительство нового Кремля,
Грановитой палаты, Благовещенского собора и др.
При  Иване III, «великом князе всея Руси», в
Москве появилось много иностранцев: итальянские
и немецкие строители, послы многих государств, с
к-рыми установились дипломатические отношения,
греческие родственники племянницы
византийского императора Софьи
Палеолог
, на к-рой женился Иван III, и др.
Придворная жизнь стала сложнее и церемоннее.
Усиление центральной власти потребовало
создания новых органов управления — приказов.
Появился и первый законодательный кодекс Рус.
централизованного гос-ва Судебник 1497. Попытка
Ивана III секуляризировать, т.е. передать в ведение
гос. власти церковные земли («У митрополита и у
всех владык и у всех монастырей села поимати и
вся к своим соединити»), и тем поставить
церковь под контроль власти монарха не удалась.
Иван III не принял перед смертью схиму, как это
сделали его прадед, дед и отец, и умер, как жил, —
светским государем.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.


Вернуться на страницу Ивана
Васильевича

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

История России Том 37 Выпуск 2 (2010)

Аннотация

В данной статье я попытаюсь показать, что Касимовское ханство было основано в 1445 году в результате устного соглашения между ссыльным ханом Золотой Орды Улуг-Мухаммедом и Московский великий князь Василий II. Его создание не было добровольной мерой московских правителей. Он был основан в тесной связи с отношениями между Русью и Золотой Ордой в целом. Она могла возникнуть только в атмосфере враждебности и непримиримости, характерной для московского великокняжеского дома, в условиях довольно частой смены великих князей. Чтобы дать вам некоторую историческую основу, я сначала кратко остановлюсь на историографии проблемы, а затем изложу свою точку зрения, основанную главным образом на данных «договорных грамот» и «летописей».

Заголовок:

1437-1462 гг.

Тип статьи:

научная статья

DOI:

https://doi. org/10.1163/187633110X494643

Язык:

Русский

Страницы:

83–101

Ключевые слова:

УЛУГ-МУХАММАД ХАН;

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСТВА;

КАСИМ СУЛТАН;

КАСИМОВСКОЕ ХАНСТВО;

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ;

ВАСИЛИЙ II;

ЗОЛОТАЯ ОРДА

В:

История России

В:

Том 37: Выпуск 2

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

1876-3316

Распечатать ISSN:

0094-288X

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство,

Современная история,

История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 151 18 1
Полнотекстовые просмотры 64 2 0
Просмотры и загрузки PDF 18 9 0

Abstract

В этой статье я попытаюсь показать, что Касимовское ханство было основано в 1445 году в результате устного соглашения между ссыльным ханом Золотой Орды Улуг-Мухаммедом и московским великим князем Василием II. Его создание не было добровольной мерой московских правителей. Он был основан в тесной связи с отношениями между Русью и Золотой Ордой в целом. Она могла возникнуть только в атмосфере враждебности и непримиримости, характерной для московского великокняжеского дома, в условиях довольно частой смены великих князей. Чтобы дать вам некоторую историческую основу, я сначала кратко остановлюсь на историографии проблемы, а затем изложу свою точку зрения, основанную главным образом на данных «договорных грамот» и «летописей».

Заголовок:

1437-1462 гг.

Тип статьи:

научная статья

DOI:

https://doi. org/10.1163/187633110X494643

Язык:

Русский

Страницы:

83–101

Ключевые слова:

УЛУГ-МУХАММАД ХАН;

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСТВА;

КАСИМ СУЛТАН;

КАСИМОВСКОЕ ХАНСТВО;

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ;

ВАСИЛИЙ II;

ЗОЛОТАЯ ОРДА

В:

История России

В:

Том 37: Выпуск 2

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

1876-3316

Распечатать ISSN:

0094-288X

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство,

Современная история,

История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 151 18 1
Полнотекстовые просмотры 64 2 0
Просмотры и загрузки PDF 18 9 0

Блог о гуманитарных науках

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Peace

Contribute

Иосифо-Волоцкий монастырь — подробное описание и фотографии.

Карта мест, туристические маршруты

Москва, Центр, Россия

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий мужской монастырь — один из красивейших монастырей Подмосковья. Он расположен в 130 км к северо-западу от Москвы, по Новорижскому шоссе. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.

Иосифо-Волоцкий монастырь основан в 1479 году. Учитывая его расположение к западу от Москвы, в монастыре почти сразу начали возводиться каменные храмы, а также мощные крепостные стены и башни. Он стал крепостью. На протяжении нескольких столетий Иосифо-Волоцкий монастырь был причастен не только к религиозным, но и к политическим событиям России. На той же дороге находится Новоиерусалимский монастырь.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился в 1439 г.в селе Язвище под Волоколамском. Он много сделал для церковного просвещения и борьбы с ересью. Он также много сделал для того, чтобы объединение Руси в единое государство под властью князя Ивана III Московского произошло как можно бескровнее. В частности, он способствовал примирению князя Ивана III с братьями во время нашествия войск хана Ахмата и Стояния на реке Угре в 1480 году, после чего на Руси окончательно закончился период монголо-татарского ига.

Сначала Иосиф Волоцкий был послушником Пафнутьево-Боровского монастыря, где прожил 18 лет. После кончины преподобного Пафнутия он был назначен игуменом монастыря. Он попытался ввести более строгий устав монастыря, но большая часть монахов его не приняла, поэтому Иосиф Волоцкий ушел странствовать на два года. В этот конфликт вмешался князь Иван III, и Иосиф снова стал игуменом, но лишь ненадолго. В то время он уже решил основать свой монастырь близ села Теряево, в 20 километрах от Волоколамска. В 1479 г., строительство монастыря началось при слиянии рек Сестра и Струга.

Иосиф Волоцкий был известным богословом и проповедником. Книгопечатания в те годы не было, поэтому почти каждый монах в своем монастыре переписывал старинные книги. Библиотека Иосифо-Волоцкого монастыря в те годы была одной из богатейших в России. Иосиф Волоцкий лично написал книгу «Просветитель», где затронул самые острые темы церковного устройства.
Иосиф Волоцкий умер в 1515 г., а в 1579 г.он был канонизирован. Такая быстрая канонизация говорит о его великих заслугах перед церковью. Мощи святителя хранятся в нижнем ярусе Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря.

Храмы Иосифо-Волоцкого монастыря

Каменное строительство в монастыре началось практически сразу после его основания. Первый каменный храм был построен в 15 веке, но постройки того периода до наших дней не сохранились.

Соборы и церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, сохранившиеся до наших дней, построены в XVI-XVII веках. Старейшим зданием является Трапезная с Богоявленской церковью, построенная в 1505 году. Церкви построены в стиле московского барокко и имеют богатый внешний декор, фасад Успенского собора украшен старинными изразцами.

Успенский собор — главный храм Иосифо-Волоцкого монастыря. Первый деревянный собор был построен в 1479 г. , но в 1484 г. на его месте был возведен каменный храм. В 1688 г. обветшавший собор был разобран, а на его месте воздвигнут огромный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

Каменные стены Иосифо-Волоцкого монастыря были построены в период с 1543 по 1566 год. Мощная стена и 9 башен делали монастырь не только монастырем, но и крепостью. Во время Великой Смуты монастырь выдержал длительную осаду польскими войсками, после чего стены были еще больше укреплены. Крепостные стены и башни, сохранившиеся до наших дней, были построены в 1677-88 гг.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря

У входа в Успенский собор находилась высокая колокольня, построенная в 1490 году. Некоторые историки считают эту колокольню прообразом колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. возведен в 1505 году. Однако это преувеличение, так как высота колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря в 15 веке достигала всего 17 метров. Итальянский зодчий Бон Фрязин, построивший колокольню Ивана Великого, имел свои прототипы в итальянских городах.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря построена в 1692-1694 гг. В результате его высота достигла 76 метров. Это была одна из самых высоких колоколен в России. Высота колокольни Ивана Великого составляет 81 метр, выше на Руси строить было запрещено. В это время появилось подобие двух колоколен.

Со временем у колокольни появился наклон, как у Пизанской башни или Наклонной башни в Невьянске. К 19 веку этот уклон достиг 1,5 метра. В 1847 году были проведены реставрационные работы. Мастерам удалось остановить рост уклона и стабилизировать фундамент.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря была взорвана 19 ноября 1941 года отступающими советскими войсками, посчитавшими, что она может служить хорошим ориентиром для немецкой артиллерии во время оборонительных боев. Сейчас от колокольни остались только руины высотой 5 метров, но есть планы по ее восстановлению.

Иосифо-Волоцкий монастырь в политических событиях

Учитывая, что Иосифо-Волоцкий монастырь был крепостью, он был причастен к политическим событиям страны. Все цари с 16 века приезжали в монастырь для паломничества. Здесь же были заключены многие известные люди того времени, в том числе царь Василий Шуйский. Во времена Великой Смуты все военные отряды стремились взять под контроль монастырь, который был важной опорной крепостью.

В 16 и 17 веках появились два церковных учения иосифлян и нестяжателей. Группу иосифлян основал лично Иосиф Волоцкий, отстаивавший право монастырей на собственные земли. Идеологом движения нестяжателей был Нил Сорский, который говорил о необходимости отказаться от любого имущества и дать обет бедности. В Иосифо-Волоцкий монастырь были заключены некоторые виднейшие представители нестяжательства, в частности Василий Косой и Максим Грек.

На территории монастыря находится некрополь, где захоронены исторические личности. Многие могилы, к сожалению, не сохранились. В Иосифо-Волоцком монастыре в 1573 г. Имение в Яропольце, в монастыре скончалась теща Александра Пушкина, Наталья Ивановна Гончарова. Похоронена здесь, в монастыре.