История создания ссср: Образование СССР

Содержание

СССР — узнай главное на ПостНауке

Гуманитарные науки

история

Видео

Журнал

Культура

история России

Россия

Сталин Иосиф

Журнал

политика

Новое литературное обозрение

общество

Олег Хлевнюк

Главы

Вторая мировая война

Книги

США

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Историческая наука в годы Второй мировой войны

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Вестник древней истории

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Главы Главы | Братья и сестры Сталина

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Сексуальность в советском кино

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Журнал Главы | Сценарии аннексий

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

От редакции Власть и искусство в советскую эпоху

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Журнал Главы | Торгсин в иерархии бедных

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Журнал Главы | Дегероизация блокады и ее пределы

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

talks Борис Иоффе: «Ландау был единственным энциклопедистом за все время развития науки»

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Цирк в культурной политике позднего СССР

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Проблемы инженерно-технического образования в СССР

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Видео

Педагогическое движение в позднем СССР

Международная конференция «Социально-экономические и культурные аспекты взаимодействия славянских и тюркских народов СССР: итоги и перспективы»

  • О конференции
  • Регистрация
  • Требования к оформлению
  • Организаторы
  • Информационные партнеры

О конференции

   

26-27 мая 2022 года на базе Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского государственного университета (г.  Барнаул) состоится Международная научная конференция «Социально-экономические и культурные аспекты взаимодействия славянских и тюркских народов СССР: итоги и перспективы», посвященная 100-летию образования СССР.

Программа конференции

2022 год ознаменован 100-летним юбилеем образования СССР – события всемирно-исторического масштаба. Российская революция 1917 года и образование советского государства стали поворотным пунктом в судьбе многих народов бывшей Российской империи. Они привели в движение цепь событий и последствий, связанных с реализацией «права наций на самоопределение». Образование СССР в 1922 году и его национальная политика повлекли трансформации в системе традиционного этнического самосознания народов страны, значительно ускорили процессы их этнической консолидации и завершили процесс формирования современных наций. На революционной волне нациестроительства многие народы впервые в своей этнополитической истории получили возможность создания автономных государственных образований в составе союзного федеративного государства.

Во многом продолжая следовать принципам толерантности в этнической политике России имперского периода, СССР формировался и существовал как мультиинтернациональное государство. Курс на внедрение советской ментальности, формирование единого экономического и культурного пространства создавал благоприятные условия для расширения межэтнических контактов народов СССР, практик добрососедства и взаимопомощи.

Цели конференции – выработка научно-обоснованных подходов к осмыслению национальной политики СССР, исторического опыта взаимодействия славянских и тюркских народов советского государства, практик их межэтнической коммуникации в экономической, социальной, культурной сферах.

На конференции предлагается обсудить следующие проблемы:

  1. Изучение национальной политики  СССР в современной историографии и источниковедении.

  2. Образование СССР и национально-территориальное размежевание советских республик: взгляд через 100-летие.

  3. Роль коллективизации и индустриализации в процессах межэтнической коммуникации славянских и тюркских народов СССР.

  4. Национальная политика в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

  5. Освоение целинных и залежных земель как фактор расширения славяно-тюркского межэтнического взаимодействия.

  6. Межнациональные отношения в эпоху «застоя».

  7. Проблемы межнациональных отношений и распад СССР. 1985 – 1991 гг.

  8. Поддержка национальных культур в СССР.

  9. Исторический опыт взаимодействия славянских и тюркских народов СССР как основа современных социокультурных интеграционных процессов в Евразии.

   

Регистрация

Требования к оформлению

Тезисы докладов объемом до 5 стр. в виде файла MS Word, оформленные в соответствии с требованиями, должны быть загружены через регистрационную форму участника на либо направлены на электронный адрес оргкомитета (iulia_199674@mail. ru) в срок до 10 мая 2022 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора материалов для публикации.

Статья объемом до 13 тыс. знаков (с пробелами) должна быть оформлена в редакторе Word, шрифт Times New Roman, 12 кегль, 1,5 интервал, абзацный отступ – одинаковый по всему тексту – 1,25 см, все поля по 2 см.

Структура статьи:

  • индекс УДК,

  • фамилия и инициалы автора на русском языке,

  • аффилиация (с указанием города и страны) на русском языке,

  • название статьи на русском языке,

  • ПРИ необходимости: благодарность с указанием грантов и финансирования,

  • аннотация (от 500 до 600 знаков) на русском языке,

  • ключевые слова к публикации (от 6 до 10 слов) на русском языке.

  • фамилия и инициалы автора на английском языке,

  • аффилиация (с указанием города и страны) на английском языке,

  • название статьи на английском языке,

  • аннотация (от 500 до 600 знаков) на английском языке,

  • ключевые слова к публикации (от 6 до 10 слов) на английском языке.

  • Текст статьи.

  • Список использованных источников и литературы.

  • Сведения об авторе: ФИО полностью, степень, звание, должность, место работы/учебы, город, страна, e-mail

Списки использованных источников и литературы оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Список выстраивается в порядке цитирования. Ссылка на источник, указанный в списке, в тексте статьи помещается в квадратные скобки, например: [5, с. 264]. Если необходимо одновременно сослаться на несколько источников, ссылки отделяются в квадратных скобках точкой с запятой [5, с. 264; 6, с. 13].

С образцом оформления можно ознакомиться в информационном письме.

Организаторы

Алтайский государственный университет

Кыргызский национальный университет им. &nbspЖ.&nbspБаласагына

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

Фонд В.А. Шаманова «Защитники Отечества»

Российское историческое общество

Ассоциация азиатских университетов

Информационные партнеры

Телеканал «Большая Азия»

Российская газета

Образование СССР – семнадцать моментов советской истории

 

Декларация Союза

С момента образования Советских Республик мир разделился на два лагеря – капиталистический и социалистический.

В лагере капиталистов царит национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, шовинизм, национальное подавление, погромы, империалистическая жестокость.

Здесь, в социалистическом лагере, царят взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, спокойная общность и братское сотрудничество народов. Попытка капиталистического мира в течение долгих десятилетий решить проблему национальностей совместными методами свободного развития народов и эксплуатации человека человеком оказалась безрезультатной. Наоборот, клубок националистических противоречий все более и более запутывается и грозит захлестнуть сам капитализм. Буржуазия оказалась неспособной добиться сотрудничества наций.

Только в лагере Советов и при пролетарской диктатуре, вокруг которой сплотилось большинство населения. удалось ли искоренить национальные гонения, создать условия для взаимного доверия, заложить основы братского сотрудничества. Только благодаря этому советские республики смогли отразить внутренние и внешние атаки мирового империализма, успешно завершить гражданскую войну, сделать свое существование безопасным и полноценным и приступить к делу мирного хозяйственного строительства. .

Но годы войны не остались без наследия. Разоренные поля и простаивающие фабрики, развал производства и истощение экономических ресурсов, вытекающие из войны, делают недостаточными разрозненные усилия отдельных республик по восстановлению экономики. Возрождение экономической жизни страны оказалось невозможным, пока республики ведут раздельное существование.

Кроме того, неурегулированность международных отношений и опасность новых нападений делают необходимым создание единого фронта советских республик против капиталистического окружения.

Наконец, самое устройство Советской власти, интернациональной по своему классовому характеру, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти соображения императивно требуют объединения советских республик в единое государство, достаточно сильное, чтобы обеспечить внутреннее экономическое процветание, безопасность от иноземных посягательств и свободное развитие ее народов в соответствии с их национальностью.

Воля народов советских республик, выраженная на недавних съездах их Советов, единогласно принявших решение о создании Союза Социалистических Советских Республик, является надежной гарантией того, что Союз является добровольным союзом равноправных народов, что вступление в Союз открыто для всех Социалистических Советских Республик, как существующих, так и будущих, что новое Единое Государство является достойным завершением мирного коммунизма и братского сотрудничества народов, начатых 19 октября. 17, что она станет прочным оплотом против мирового капитализма и будет решительным шагом к объединению рабочих всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Заявляя об этом всему миру и утверждая незыблемость основ Советской власти, выраженную в конституциях Социалистических Советских Республик, от имени которых мы уполномочены действовать, мы, делегаты этих Республик, действуя в пределах предоставленными нам полномочиями, постановляем поставить свои подписи под Договором о создании Союза Социалистических Советских Республик.

Союзный договор

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (СССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказские Социалистические Федеративные Советские Республики (Грузия, Азербайджан и Армения), настоящим заключают договор об их объединении в единое государство, Союз Социалистических Советских Республик, на следующих основаниях:

1. В компетенцию Союза Советских Социалистических Республик, осуществляемую его высшими органами, входит :

  • Представительство Союза в международных отношениях.
  • Изменение границ Союза.
  • Заключение договоров о принятии новых республик в Союз.
  • Объявление войны и заключение мира.
  • Размещение иностранных государственных займов.
  • Ратификация международных договоров.
  • Установление правил внутренней и внешней торговли.
  • Установление генерального плана и регулирование народного хозяйства Союза и заключение концессионных соглашений.
  • Регулирование транспорта и почты и телеграфов.
  • Организация вооруженных сил Союза.
  • Утверждение бюджета Союзного государства; установление валютно-кредитной системы и системы налогообложения для Союза, республик и местностей.
  • Установление общих принципов землеустройства и эксплуатации, эксплуатации недр, лесов и водных путей на всей территории Союза.
  • Законодательство Союза о миграции и расселении.
  • Установление принципов судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза.
  • Основы трудового законодательства.
  • Установление общих принципов народного образования.
  • Принятие общих мер охраны здоровья населения.
  • Установление систем мер и весов.
  • Организация Союза статистики.
  • Общее законодательство о гражданских правах иностранцев.
  • Общие положения об амнистии.
  • Вето на любые решения съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик, нарушающие Союзный договор.

2. Высшим органом Союза является Съезд Советов Союза, а между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза.

3. Союзный съезд Советов формируется из представителей городских Советов из расчета один делегат на 25000 выборщиков и из представителей губернских съездов Советов из расчета один делегат на 125000 жителей.

4. Делегаты Всесоюзного съезда Советов избираются на губернских съездах Советов.

5. Очередные Всесоюзные съезды Советов созываются Союзным Центральным Исполнительным Комитетом один раз в год, внеочередные Союзные Съезды созываются Союзным Центральным Исполнительным Комитетом либо по собственной инициативе, либо по требованию не менее двух входящих в состав республик.

Союзный Центральный Исполнительный Комитет

6. Всесоюзный съезд Советов избирает Центральный Исполнительный Комитет в составе представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой из них в общей численности 371 член.

7. Очередные заседания Центрального исполнительного комитета Союза проводятся три раза в год; внеочередные сессии созываются постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Союза Совнаркомов или Центрального Исполнительного Комитета одной из республик в составе.

8. Союзные съезды Советов и сессии ЦИК собираются в столицах союзных республик поочередно в порядке, устанавливаемом Президиумом Союзного ЦИК.

9. Центральный исполнительный комитет Союза избирает Президиум, который является высшим органом власти Союза в промежутках между сессиями Центрального исполнительного комитета Союза.

10. Президиум Союзного Центрального Исполнительного Комитета состоит из 19 членов, четверо из которых, по одному от каждой республики, назначаются Союзным Центральным Исполнительным Комитетом в качестве его председателей.

Союзный Совет Народных Комиссаров

11. Исполнительным органом Союзного Центрального Исполнительного Комитета является Союзный Совет Народных Комиссаров в составе:

  • Председатель Союзного Совета Народных Комиссаров
  • Заместители Председателя Союзного Совета Народных Комиссаров
  • Нарком иностранных дел
  • » » » » Война (и морской пехотинец)
  • ” ” ” ” Внешняя торговля
  • Транспорт
  • Почты и телеграфы
  • Рабоче-крестьянская инспекция
  • Труд
  • Еда
  • Финансы
  • Председатель ВСНХ
  • Общие положения

12. В целях утверждения революционного законодательства на территории Союза и координации деятельности объединенных республик в борьбе с контрреволюцией образовать при Центральном Исполнительном Комитете Союза Верховный Суд с функциями высшего органа судебного контроля, а в Совете Народных Комиссаров — секции Государственного Политического Департамента, председатель которой участвует в Союзном Совете Народных Комиссаров с совещательным голосом.

13. Постановления и распоряжения Союзного Совета Народных Комиссаров обязательны для всех союзных республик и выполняются на всей территории Союза.

14. Декреты и распоряжения Союзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров издаются на языках союзных республик (русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и турецком).

15. Центральные исполнительные комитеты союзных республик могут приносить протесты на декреты и распоряжения Союзного Совета Народных Комиссаров в Президиум Союзного Центрального Исполнительного Комитета, но не должны приостанавливать их исполнение.

16. Декреты и распоряжения Союзного Совета Народных Комиссаров могут быть отменены только Союзным Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом. Акты Советов Народных Комиссаров отдельных республик могут быть отменены Центральным Исполнительным Комитетом Союза, его Президиумом и Союзным Советом Народных Комиссаров.

17. Исполнение Распоряжений Народных Комиссаров Союза может быть приостановлено Центральными Исполнительными Комитетами союзных республик или их президиумами только в случае их несоответствия решениям Союзного Совета Народных Комиссаров или Центральный исполнительный комитет. В таких случаях Центральный исполнительный комитет объединенной республики или его Президиум немедленно информируют об этом Союзный Совнарком и соответствующего союзного наркома.

18. В состав Совета Народных Комиссаров каждой из союзных республик входят:

Председатель.
Заместитель председателя.
Председатель ВСНХ.
Нарком земледелия. Еда.
Финансы.
Труд.
Внутренние дела.
Правосудие.
Рабоче-крестьянская инспекция.
Образование.
Здоровье.
Социальное обеспечение.
национальностей.

и, с правом совещательного голоса, представители союзных комиссариатов иностранных дел, войны, внешней торговли, транспорта и почт и телеграфов.

19. ВСНХ и наркоматы продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик немедленно подчиняются центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, но руководствоваться указаниями соответствующих союзных наркомов.

20. Республики, входящие в Союз, имеют собственные бюджеты, которые составляют неотъемлемую часть общесоюзного бюджета и утверждаются Центральным исполнительным комитетом Союза. Доходная и расходная части бюджетов республик составляются Центральным исполнительным комитетом Союза. Перечень доходов и размер каждого из них, входящих в состав бюджетов объединенных республик, определяются Центральным исполнительным комитетом Союза.

21. Единый гражданский статус распространяется на всех граждан объединенных республик.

22. Союз имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицей Союза является г. Москва.

24. Соединенные Республики изменят свои конституции в соответствии с требованиями настоящего договора.

25. Союзный съезд Советов является единственным компетентным органом для ратификации, изменения или дополнения Союзного договора.

26. Каждая из объединенных республик сохраняет за собой полную свободу выхода из Союза, если она того пожелает.

Москва, 30 декабря 1922 года

Источник: Российская информация и обозрение. Том. II, № 16 (20 января 1923 г.).

 

Совместный сборник документов по истории территориального вопроса между Японией и Россией

МИД Японии
Министерство иностранных дел Российской Федерации

(Содержание)

Предисловие

I.

ПЕРИОД ДО 1855 ГОДА

  • Карта Японии периода Сёхо (1644 г.)
  • «Зарисовки морских островов», И. Козыревский (1713 г.)
  • Инструкция коллегии Адмиралтейства Г.И. Муловский (1787 г.)
  • Эффективное японское управление четырьмя северными островами в конце 18 — начале 19 вв.
  • Указ императора Александра I (1821 г.)
  • Поручение императора Николая I Путятину (1853 г.)
  • Статья 2 Договора о торговле, мореплавании и делимитации границ между Японией и Россией (1855 г.)

II.

ПЕРИОД ДО 1905 ГОДА

  • Статья 2 Договора об обмене Сахалина на Курильские острова (1875 г.)
  • Статья 18 Договора о торговле и мореплавании между Японией и Россией и Декларация (1895 г.)
  • Статья 9 Портсмутского мирного договора (1905 г.)

III. ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ И ДО ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА

  • Статья 2 Конвенции об основах отношений между Японией и СССР и Декларация (1925)
  • Атлантическая хартия (1941)
  • Декларация Советского правительства о присоединении к Атлантической хартии (1941 г.)
  • Каирская декларация (1943 г.)
  • Встреча Рузвельта и Сталина во время Ялтинской конференции (1945 г. )
  • Ялтинское соглашение (1945 г.)
  • Потсдамская декларация (1945 г.)
  • Заявление правительства Японии (1945 г.)
  • Пакт о нейтралитете между Японией и СССР (1941 г.)
  • Сообщение Советского правительства о денонсации пакта о нейтралитете (1945 г.)
  • Сообщение Советского правительства правительству Японии об объявлении войны (1945 г.)
  • Меморандум главнокомандующего союзными войсками императорскому правительству Японии (1946 г.)
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Южно-Сахалинской области в Хабаровском крае (1946 г.)

IV. САН-ФРАНЦИССКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР

  • Заявление делегата США Джона Даллеса на конференции в Сан-Франциско (1951 г.)
  • Заявление первого заместителя министра иностранных дел СССР А. А. Громыко на конференции в Сан-Франциско (1951)
  • Заявление премьер-министра Японии С. Ёсида на конференции в Сан-Франциско (1951 г.)
  • Статьи 2 и 25 Сан-Францисского мирного договора (1951 г.)

V. ПЕРИОД ПОСЛЕ ПЕРЕГОВОРОВ О НОРМАЛИЗАЦИИ ЯПОНО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • Письмо полномочного представителя правительства Японии С. Мацумото первому заместителю министра иностранных дел СССР А.А. Громыко (1956)
  • Письмо первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, полномочному представителю правительства Японии С. Мацумото (1956 г.)
  • Параграф 9 Совместной декларации Японии и СССР (1956 г.