История крещения руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

День крещения Руси (Список изданий)


Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИ / День крещения Руси (Список изданий) /


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ТЕМЫ

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ЛОДБ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

28 ИЮЛЯ — День крещения Руси — ПАМЯТНАЯ ДАТА РОССИИ


  • «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков.-Москва: Мысль, 1988.-336с.-(Научно-атеистическая библиотека).
  • Августин (Никитин; архимандрит). Князь Владимир, святой, равноапостольный: из истории русско-скандинавских церковно-литературных связей/ Августин (Никитин; архимандрит)// Нева: ежемесячный литературный журнал.-2015.-№11.-С.235-254.-(Пилигрим).
  • Алексеев С. Владимир Святославич. Святой. Красное Солнышко: факты и мифы о человеке, который ушел из земной жизни 1000 лет назад/ Сергей Алексеев, Ольга Плотникова// Родина: российский исторический журнал.-2015.-№7.-С.10-15.-(Судьбы Родины).
  • Андрюшина С.В. Выбор Руси: к 1000-летию преставления Святого князя Владимира/ С.В.Андрюшина// Мир библиографии: научно-практический и культурно-просветительный журнал.-2015.-№2.-С.34-41.-(История в лицах и документах).
  • Бутман И.Д. Крещение Руси/ Илья Бутман// Миша: ежемесячный иллюстрированный журнал для мальчиков и девочек.-2012.-№2.-С.4-5.-(История государства российского).
  • Володихин Д. Князь Владимир: Святой на дружинном пиру: в июле отмечается 1000-летие со дня смерти крестителя Руси/ Дмитрий Володихин// Фома: православный журнал.-2015.-№7.-С.74-81.-(Культура).-12+.
  • Воскобойников В.М. Князь Владимир/ В.М.Воскобойников; худож. В.Алексеев.-Москва: Росмэн, 2003.-46с.: ил.-(«Душа России. Отчизны верные сыны»).-С автографом автора Ленинградская областная детская библиотека: 269413.
  • Воскобойников В.М. Святой Владимир Креститель: [повесть]/ В.М.Воскобойников; худож. В.Ф.Алексеев.-Санкт-Петербург: Амфора, 2013.-63c.: ил.-(Рассказы о святых) (6+).
  • Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: полем. заметки/ Н.С.Гордиенко.-Ленинград: Лениздат, 1986.-287с.-Библиогр.: с.282-286.
  • Древняя Русь: [сборник]/ С.В.Перевезенцев [и др.].-Москва: Белый город, 2007.-397[3]с.: ил.-(История России).
  • Жуков К.А. Средневековая Русь. От призвания варягов до принятия христианства/ К.А.Жуков; авт. предислов. Д.Ю.Пучков.-Санкт-Петербург: Питер, 2020.-221c.: ил.-(Разведопрос).-16+.
  • Казин А. Князь Владимир и XXI век: [значение деятельности великого киевского князя для нашей страны]/ Александр Казин// Литературная газета.-2015.-29 июля-4 августа (№31).-С.9.-(Настоящее прошлое. Путешествие во времени).
  • Как была крещена Русь: [Сборник].-Москва: Политиздат, 1988.-383с.
  • Карпов А. Алексей Карпов: «Крещение изменило князя Владимира до неузнаваемости»: [интервью с историком, автором выходящей в серии «ЖЗЛ» книги, посвящённой человеку, на века предопределившему путь развития нашей страны]/ А. Карпов; [беседовала] Татьяна Медведева// Культура: еженедельная газета интеллигенции.-2015.-31 июля-6 августа (№26).-С.4.-(Достояние).
  • Князь Владимир — Креститель Руси// Аты-Баты, шли солдаты: детский православный журнал о военной истории.-2015.-№7.-С.16-25.-(Собор святых).-0+.
  • Крещение Руси. 988-1988/ Худ. К.К.Кузнецов.-Москва: Сов. Россия, 1992.-25с.: ил.
  • Крутогоров Ю.А. Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко/ Ю.А.Крутогоров; Худож. С.М.Бойко.-Москва: Белый город, 2004.-48С.: ил.-(История России).
  • Крутогоров Ю.А. Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко: Повесть Ю.Крутогорова: [Для мл. и сред. шк. возраста]/ Ил. С.Бойко.-Москва: Белый город, 2001.-46[2]с.: ил.-(История России).-На обл. авт. не указан.
  • Лашкова О. Апостол Андрей Первозванный и его миссия: к 1025-летию Крещения Руси/ Ольга Лашкова// История — Первое сентября: научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения.-2013.-№6.-С.40-43.-(Материалы к уроку).
  • Назаренко А.В. Как крестилась Русь/ Александр Назаренко// Историк: журнал об актуальном прошлом.-2022.-№3.-С.50-55.-(Древняя Русь).-12+.
  • Нарышкин А. Крещение княгини Ольги в Константинополе/ Алексей Нарышкин// Дилетант: исторический журнал для всех.-2019.-№11.-С.54-55.-(Картина).-12+.
  • Новицкая М.Ю. Крым в историко-культурном содержании начального общего образования: от Древней Руси к Российской Федерации: [материалы для уроков по истории и окружающему миру]/ М.Ю.Новицкая// Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал.-2016.-№10.-С.8-15.-(Историко-культурные основы образования).-Библиогр.: с.15.
  • Павлова Е. 1030 лет Крещению Руси: [познавательная игра с ребусами и викторинами]/ придумала Елена Павлова; нарисовал Марат Брызгалов// А почему?: журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом.-2018.-№7.-С.26-27.-(Игротека).-6+.
  • Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба/ С. В.Перевезенцев.-Москва: Белый город, 2005.-703с.: ил.
  • Полякова Е. От Крещения до патриаршества: [материалы к уроку, вопросы и задания]/ Елена Полякова// История — Первое сентября: научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения.-2017.-№11-12.-С.52-55.-(Отечественная история).
  • Помпеев Ю.А. Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси/ Ю.А.Помпеев// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: научный журнал.-2013.-№4.-С.92-100.-(Культурология).
  • Самохин А. К Пушкину на именины: к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина/ Андрей Самохин// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура».-2019.-№6 (июнь).-С.8-11.-(Символ веры).
  • Сараева С.Ю. Мудрый выбор князя: сценарий познавательной исторической игры, рассказывающей о жизни князя Владимира и крещении Руси, для учащихся 5-9-х классов/ С.Ю.Сараева// Читаем, учимся, играем: журнал-справочник сценариев для библиотек и школ. -2015.-№4.-С.46-49.-(Готовимся к уроку).-Библиогр.: с.49.
  • Фёдорова О. Посреди града, идеже торг: [древний Херсонес и история крещения великого князя Владимира]/ Ольга Фёдорова// История — Первое сентября: научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения.-2015.-№1(январь).-С.26-29.-(Отечественная история).

22.06.2022

28 июля православные отмечают День крещения Руси: история и традиции праздника

Сегодня, 28 июля, в России отмечают праздник – День крещения Руси. В православном календаре это день памяти великого равноапостольного князя Владимира, по инициативе которого произошел переход от языческой вере к православной.  Рассказываем об истории возникновения праздника и о том, как его отмечают в Петрозаводске. Историческую справку подготовили наши коллеги из РЕН ТВ.

Владимир Красное Солнышко и Крещение Руси

Крещение Руси связано с именем князя Владимира. За заботу о народе он получил прозвище «Красное солнышко», а после смерти его причислили к лику святых. При нем в 988 году началось Крещение Руси, которое ознаменовало новую веху в истории страны.

Как жили славяне до Крещения

До Крещения славяне, проживающие на Руси, были язычниками и покланялись нескольким богам. Главными из них считались Перун, Дажьбог и Велес. Однако у каждого племени, в каждом городе и селе были свои боги-покровители. Многобожие создавало проблемы для единства государства, кроме того, некоторые языческие обычаи были жестокими – например, практиковались человеческие жертвоприношения.

Причины и предпосылки крещения Руси

В то же время большинство соседей Руси исповедовали монотеизм. Князь Владимир понимал, что язычество мешало экономическому и политическому развитию Руси. Он решил объединить территории с помощью новой религии и создать мощный центр власти. Князь остановил свой выбор на православии.

Краткая история крещения Руси

Крещение Руси произошло в 988 году. Владимир приказал уничтожить языческие капища, где поклонялись старым богам. Идолов уничтожили. Князь первым принял крещение, а затем окрестил свой народ.

Что дало Крещение

Принятие православия дало толчок в развитии культуры  и повлияло на множество сфер, в том числе градостроительство и книжное дело. Новая вера сыграла важную роль в объединении государства и повысила престиж Руси на мировой арене.

Традиции праздника

В 2010-м году Крещение Руси стало государственным праздником, что способствовало его популяризации. В этот день традиционно проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход.

28 июля во всех храмах Петрозаводской епархии по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина будет совершено торжественное богослужение с совершением по окончании литургии молебна по особому чину.

Кроме того, в течение последних 10 лет в программу праздничных мероприятий было включено проведение во всех храмах РПЦ колокольного звона «Слава Тебе, Боже!». 28 июля 2022 года во всех храмах и монастырях Петрозаводской епархии будет совершен звон – благовест в 12:00 по местному времени.

В этот день не советуют заниматься домашними делами и тяжелой работой. Лучше отказаться от застолий с алкоголем и обильной пищи.

  • крещение

Патриаршее и Синодальное Послание Русской Православной Церкви к 1030-летию Крещения Руси по случаю 1030-летия Крещения Руси.

Настоящий документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года.

Благословен Господь Иисус Христос,

возлюбивший свой новый народ, землю Русскую,

и просветил их Святым Крещением.

(Русская Первая Летопись)

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Вся полнота нашей Церкви ныне чтит Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами этого человека, избранного Бог и сильный духом. Благодатным действием Святого Духа князь обратился от языческих заблуждений, уверовал во единого Сына Божия Иисуса Христа и, приняв святое Крещение вместе со свитой, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

Почему мы называем Крещение Руси поворотным моментом в истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило последующий путь ее развития. Это было поистине решительное обращение от тьмы к свету, от хождения во тьме ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.

Человеколюбивый и щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать Православной Церкви, составить единое Тело Христово и причаститься неисчерпаемому источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не пришельцы и не пришельцы, но сограждане святым и Богу их, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19).-20).

Мы очень мало знаем о жизни Руси до ее Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивые образы наших предков как людей жестоких и коварных, с одной стороны, и доблестных и великодушных, с другой. Следуя законам кровной мести, славяне в то же время отличались особым гостеприимством и широтой души. Но во время походов миролюбивый славянин превращался в грозного и безжалостного воина: ярости его не было предела, и ради ценной добычи он шел на все.

Славянский мир стоял как бы на перекрестке между добром и злом, являя то благородное качество души, то страшную бездну тьмы. Потребовался твердый и решительный шаг, чтобы наконец сделать этот судьбоносный выбор, и этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни наших предков трудами великого князя, преобразила наш народ, воспитав в нем дух самоотверженности и кротости, жертвенности и терпения.

В течение столетий, последовавших за Крещением в благословенных водах Днепра, Русь пыталась строить свое существование на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию и стремилась построить свою жизнь по тому, что говорил философ Иван Ильин. называется «целование Креста», то есть усердная любовь к Господу и благоговение перед Его искупительной жертвой. Несмотря на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, главным для нашего народа всегда оставалось служение Божественной истине и стояние в истине.

Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, помимо выбора мировоззрения, христианского направления общественной жизни и культурного стиля. Это был выбор цивилизационного пути. Сейчас мы уже не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру, музыку без евангельских мотивов и тем. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься над вечными вопросами бытия и смысла человеческой жизни.

Но принадлежность к православной культуре только по рождению не делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань уважения «любви к гробницам отцов» и отечественной истории. Быть православным христианином — это прежде всего сознательный выбор жизненного пути, постоянный поиск Христа и Его правды. Как равноапостольный князь Владимир, соложив ветхого человека и дела его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навеки отдал сердце свое Господу Иисусу, так и мы , вспоминая, какой мы дух (Луки 9:55), призванных быть не только слушателями, но и исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне сознающими, что наша жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).

Искание правды Христовой и стояние за нее есть главное завещание святого князя Владимира народам Святой Руси – наследникам Днепровской купели. С познанием этой истины связана вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, объединяет всех нас и дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая все невзгоды, бедствия и вражду.

И вот в нашей братской Украине, в стране, где находится святая Днепровская купель народов Руси, силы мира сего восстают против Церкви Святого Князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой Святой Церкви . Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы любви Христовой, соединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.

Едиными устами и единым сердцем, прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся сей обильно излитой любви Божией и сего великого духовного приношения, которое равноапостольный князь Владимир дал нашим люди.

Молитвами сего славного угодника Господня да благословит Небесный Владыка миром страны исторической Руси, и да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно хранящих верность канонической Церкви, и да дарует Свою непрестанную помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преображаясь обновлением ума нашего (Рим. 12:2), могли совершить служение Богу и человекам, свидетельствуя о неувядающей красоте и созидательном сила веры во Христа.

Православие.com

Кровавое Крещение Руси

Джонатон Ван Марен

Кажется, что в России у всего есть жестокая предыстория. Храм Христа Спасителя, например, был построен в Москве в 1883 году, самый большой храм в огромной Российской империи, пока Иосиф Сталин в своем иконоборческом пылу не взорвал его, чтобы освободить место для пролетарского общественного бассейна. В сопровождении друга и журналиста, с которым я работал, мы отправились на великолепную реконструкцию собора, которая обошлась более чем в 170 миллионов долларов и была официально освящена в 2000 году Патриархом Алексием II. Когда мы шли по улице, перед моим периферийным зрением вырисовывалась огромная черная фигура.

В нескольких ярдах от кремлевских стен на Боровицком холме и возвышаясь на шестьдесят футов над московским движением, находилась огромная статуя воина в шлеме в длинных одеждах, держащего в правой руке резной крест, парящий высоко над головой, и меч в ножнах в левой. . Он был похож на бородатого воина-монаха и пристально, нахмурив брови, смотрел на церковь, которую мы собирались посетить. Флаг, указывающий на то, что Путин находится в своем кабинете, развевался в Кремле прямо над ним. Я спросил журналиста, кто этот человек. «Св. Владимир, — ответила она. «Он принес христианство в Россию».

Я хотел узнать больше — это был второй раз, когда я услышал о Владимире с тех пор, как приехал в Россию. В первый раз пожилая женщина, сидевшая рядом со мной в поезде из Санкт-Петербурга в Москву, заглянула в мою книгу, узнала в ней «Воскресение » Толстого, а затем прервала мое чтение и продолжила рассказ об истории христианства в России в ломаный, но разборчивый английский, начиная с Владимира. «Он сделал нас христианами», — сказала она мне, одобрительно кивнув.

Св. Владимир, как оказалось, также известен в истории как Владимир Великий, появившийся на сцене в 958 г. н.э. как младший сын Святослава I Киевлянина. Его матерью была экономка по имени Малуша, которая, согласно скандинавской легенде, была языческой пророчицей, обладавшей силой предсказывать будущее и дожившей до своего сотого дня рождения, — странная мать для сына, который в конце концов силой принесет христианство зарождающемуся русскому языку. государство, тогда известное как Русь . Место рождения Владимира является предметом споров: оно находилось либо на территории современной Волынской области, Украина, либо в Псковской области, Россия — в Киеве также есть огромная статуя Владимира, и возведение конкурирующей московской статуи видели некоторые как провокацию Украины Владимиром Путиным.

Идея причисления Владимира Великого к лику святых поначалу показалась бы смешной. После смерти отца в 972 году вспыхнул междоусобный конфликт — сводный брат Владимира Ярополк, правитель Киева, напал на третьего брата Олега. Владимир, назначенный правителем Великого Новгорода, был вынужден бежать к своим родственникам в Норвегию, но вскоре вернулся с армией скандинавских воинов. На пути к Ярополку в Киев Владимир завоевал небольшой город Полоцк, вынудив невесту своего брата Регнеду выйти за него замуж против ее воли — знатной княжны, она презирала его, потому что его мать была рабыней. Затем Владимир выманил Ярополка из Киева обещанием переговоров в 9 г. 80 г., убил его и, таким образом, стал единоличным правителем Киевской Руси.

Утвердившись в качестве единоличного государя, Владимир проявил себя исключительным полководцем, отняв территории у поляков, латышей, волжских булгар и жестоко подавив все мятежи и мятежи. По мере того, как его власть росла и он захватывал новые территории, Владимир проявил себя решительным сторонником язычества, построив огромный храм шести славянским языческим богам, осуществляя человеческие жертвоприношения и устанавливая святыни и идолов во время своих путешествий и военных завоеваний. У него было пять жен и не менее 800 наложниц, одна из которых была заключенной женой его покойного брата Ярополка. Христианство появлялось на Руси медленно, но Владимир не проявлял к нему ни малейшего интереса, далеко предпочитая скандинавских богов войны и грома секте распятого еврея.

Все изменило решение Владимира объединить Киевскую Русь в территорию единой религии. Первоначально христиан преследовали те, кто глубоко обижался на любое мнимое оскорбление славянских богов — Православная Церковь считает первыми христианскими мучениками на Руси Феодора Варяга и его сына Иоанна. Иоанн был выбран языческими жрецами для человеческих жертвоприношений, что, по-видимому, было сфальсифицированным жребием, и его отец в ответ презирал деревянных богов, которые «не едят, не пьют и не говорят… Я не отдам своего сына дьяволам». ». Точные подробности утеряны для истории, но эти двое, по-видимому, были убиты разъяренной языческой толпой, и есть некоторые указания на то, что Владимир был очень впечатлен их мужеством перед лицом насильственной смерти.

История решения Владимира навязать Руси христианство странная. По некоторым данным, он выбрал монотеистическую религию, которая сузила выбор до христианства, ислама и иудаизма. Если было выбрано христианство, то он также должен был решить, что лучше — католическая традиция или восточно-православная (Реформация на тот момент была более чем через пять столетий в будущем). Приезжали послы окрестных народов, чтобы убедить Владимира в истинности их преданий, и он внимательно выслушивал каждого. Он отверг ислам волжских булгар как слишком запретительный, а иудаизм как слишком слабый. Католицизм не устраивал русских, и поэтому Владимир в конце концов остановился на восточном православии.

Владимир крестился в 988 году после военного похода в Византию, где он потребовал руки сестры императоров Василия II и Константина VIII в обмен на свое обещание не нападать на Константинополь — и императоры согласились при условии, что Владимир будет крестились, отправив сестру свою Анну во Владимир в сопровождении священников для выполнения задания. Владимир принял крещение со своими воинами, а затем женился на Анне по христианскому обряду бракосочетания — нет никаких сведений о том, чтобы прислуживающий епископ поднимал неловкую тему о предыдущих женах Владимира и гареме из сотен человек.

Новобрачный Великий Князь Киевский, всегда решительный полководец, сразу же приступил к работе, чтобы познакомить свой народ со своей новой религией. Он приказал разрушить языческие капища и разрушить идолов, а затем 1 сентября 988 года собрал горожан на берегу Днепра. Там его люди последовали примеру Владимира и крестились — событие в православной церковной истории является известное как Крещение Руси. Новгород, первый город, которым правил Владимир, воспротивился этому внезапному обращению и восстал. Новокрещеный Владимир ответил, как всегда, и подавил восстание войсками, тем самым закрепив за собой роль в истории кровавого Константина русских народов.

***

Путешествуя по России, я снова и снова убеждался в одном неизбежном факте: историю Русской Православной Церкви и историю русского народа невозможно распутать. Они едины во всех мыслимых отношениях. От трагедий, где толпы людей толпились в соборах в поисках безопасности, и триумфов, когда священнослужители молились над солдатами, едущими на битву, до воинов-монахов, ставших одновременно православными святыми и национальными героями, до статуи человека по имени Владимир, потребовавшего крещения его люди, умершие более 1000 лет, вызывающие споры о политике другого человека по имени Владимир в отношении сегодняшней Украины – невозможно понять одно без другого.

В 1988 году один русский журналист рассказал мне, когда мы беседовали в маленьком подвальном кафе, что в Москве проходило празднование тысячи лет христианства — тысячелетие Крещения Руси. Шаг, ошеломивший многих, СССР позволил празднованию стать общегосударственным, а не просто церковным событием, что стало огромным сдвигом в политике Советского Союза и признаком того, что тонкие трещины в коммунистическом режиме распространяются. Тот простой факт, что коммунистическое правительство, пытавшееся залить пламя веры галлонами мученической крови, разрешило русским людям праздновать приход ненавистной веры в Россию, имело огромное значение.

Интересно, конечно, что христианство пришло в то, что впоследствии стало Россией, незадолго до несколько сомнительно мотивированной попытки Владимира Великого ускорить христианизацию Руси. В туманные годы, когда история и легенда переплетаются друг с другом, предание повествует о прибытии апостола Андрея на северные берега Черного моря, посещении скифских и греческих колоний и последующем перемещении в места, которые однажды станут Киевом. . В ознаменование визита «Апостола Руси» на месте, где он якобы проповедовал, был построен величественный собор Андрея Первозванного.

Спустя века византийские греческие миссионеры начали переводить Библию на старославянский язык, а в некоторых источниках указывается, что первый христианский епископ был послан в Новгород из Константинополя то ли в 866, то ли в 867 году. до того, как Владимир Великий решил, что это удобный способ объединить своих подданных, включая, кстати, его бабушку, княгиню Ольгу Киевскую, которая была одной из первых крупных правителей, принявших христианство. Чтобы увековечить эти ранние начинания, князь Мситислав Галицкий построил в 1215 году одну из первых церквей, увековечившую визит апостола Андрея, назвав ее Крестовоздвиженской церковью.

Однако, как и большая часть России, эта маленькая церковь не пережила тлеющих разрушений, учиненных свирепыми воинами, которые мчались по степи, словно черти верхом: монголы.

***

В течение нескольких сотен лет Православная Церковь неуклонно росла, несмотря на живучесть язычества и периодические восстания, включая приступ языческого насилия в Новгороде в 1071 г. , угрожавший жизни епископа и закончившийся при князе Глебе Святославиче разогнал толпу, разрубив топором пополам языческого колдуна, предположительно подстрекателя. Под заботливой заботой Константинопольского Патриархата Киевская церковь начала превращаться в разросшийся институт, который в конечном итоге станет самой душой русского народа, как и предвидел Владимир Великий.

А затем, в 1220-х годах, пришли монголы, событие такого полного разрушения, что это почти непостижимо даже сегодня. Как сказал Тед Байфилд в седьмом томе своей истории христиан, : «Славное бедствие »: «В Англии… торговля сельдью почти рухнула, когда большинство покупателей из стран Балтии так и не появились. Почему? Казалось, что в славянских землях вдруг стало меньше людей, покупающих улов, — истребленные, по некоторым сведениям, отвратительными всадниками, вихрем прилетавшими из земель к востоку… трупы делали целые города необитаемыми. Сообщается, что князья славянского народа, тогда известного как русы, собрали величайшее войско в своей истории, но в одном сражении… были [были] уничтожены».

Это правда. В 1223 году монгольское войско уничтожило 80-тысячное славянское войско во главе с киевским князем — и это было только начало. Смерть Чингисхана в 1227 году не принесла облегчения. Его сыновья и внуки возвращались, чтобы продвигаться все дальше и дальше вглубь России, вырезая целые народы, порабощая девушек, женщин и юношей, сжигая города и села так тщательно, что они превратились в черные гниющие пустыни. Духовенство русского христианства не щадили — монахинь насиловали, священников заставляли смотреть, а потом всех сжигали заживо. Лишь немногие были избавлены от того, чтобы рассказывать ужасные истории населению других городов, чтобы они знали, что их ждет. Кульминацией этой бойни стал декабрь 1240 года, когда величественный город Киев был сровнен с землей, а его население превратилось в руины. Годы спустя путешественники находили только разрушенные улицы, усеянные черепами и разбросанными костями.

И спустя столетия после того, как монгольская Золотая Орда была окончательно изгнана с русских земель, зло, которое они творили с такой черствостью и наслаждением, до сих пор остается здесь, глубоко врезавшись в русскую психику. Русская православная монахиня, беседуя с нами об истории своей церкви, успела несколько раз упомянуть о массовом похищении и порабощении христианских девушек монгольскими воинами, о красивых цветах степи, зверски собранных жестокими кочевниками. Во время нашего вечера на территории русской православной банды мотоциклистов «Ночные волки» байкер, у которого мы брали интервью, также упомянул о порабощении девушек и женщин монголами, рассказывая о своем вдохновителе, воине-монахе по имени Александр Пересвет, который умер. в единоборстве с татарским чемпионом.

В России эти события кажутся почти недавними, несмотря на долгие века, которые отделяют нас от бедственного положения перепуганных девушек, вырванных из своих домов, молодых жен, рыдающих вытаскиваемых из трупов убитых мужей грубыми всадниками, которые уносят их в неизведанные земли, которых больше никогда не увидишь. Кажется, что когда некоторые мужчины сегодня (вроде того русского байкера, грубо говорящего нам о «долге защищать» от посторонних зол) видят разгуливающих по Москве хорошеньких краснощеких девушек, чуть ли не сплошь закутанных в меха, они все же видят христианских девушек.