Содержание
День крещения Руси — РИА Новости, 03.03.2020
28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 июня 2010 года.
В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники.
Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).
Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому».
Однако он не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».
Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…». Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.
Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Откуда началось Крещение Руси / Наука / Независимая газета
Тэги: крещение руси, история, вера, религия, христианство, князь владимир, летопись, херсонес
Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова
Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.
Выбор вер
Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.
Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.
И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.
Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:
«И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
Посреде града
Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.
Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С. 46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н. Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».
Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л. Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).
Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.
Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».
Военный инженер и археолог-любитель А.Л. Бертье-Делагард в 1892 году определил найденную в Херсонесе постройку как баптистерий (или крещальню). |
В поисках баптистерия
К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.
Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.
О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.
Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.
Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.
Еще в 1853 году граф А.С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.
В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.
Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л. Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.
Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.
Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.
Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.
Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.
Кафедральный храм Херсонеса во имя апостола Петра. Вид с запада. Реконструкция С.А. Беляева, исполнение А. Рымшина. |
Крещение – в Херсонесе
Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.
Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.
Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.
Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.
Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.
Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.
По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.
С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.
Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.
УКРАИНА Москва и Киев празднуют Крещение Руси, но отдельно
Патриарх Кирилл называет крещение князя Владимира в 988 году «основополагающим событием всей русской истории». В столице торжество прошло на Соборной площади Кремля в присутствии Владимира Путина. В Киеве торжества возглавил митрополит Онуфрий. Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.
Москва (AsiaNews) — 28 июля состоялось торжественное празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.
Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.
Русский Патриарх выразил сожаление в связи с тем, что не может отпраздновать годовщину в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 годудо 2014 года, когда конфликт с порошенкоской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.
В Киеве торжества с участием более 250 тысяч человек возглавил митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.
В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).
Украинские источники, напротив, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей намерен объявить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы и что большинство других Православных Церквей поддержат его.
Москва вытеснила Киев в XV веке, после долгого подчинения «татарскому игу», сровнявшему с землей древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.
С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.
Для дальнейшего укрепления своего положения Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул носит не более чем формальный характер; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).
Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом, Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами Православного Пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), предварительно заручившись поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.
Торжественная литургия впервые была отслужена прямо на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 «основополагающее событие всей русской истории».
Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во мрак и известно нам лишь по крупицам. В бассейне Днепра родился новый народ, новой цивилизации, с таким творческим порывом, что новорожденная Русь, таким образом, расширилась, достигнув шестой части земель мира».
Таким образом, патриарх предполагает, что наследие Москвы уже было заложено в изначальном призвании Киевской Руси, известной в летописях за столетие до Крещения как земля языческого Роса, угрожавшего Византийской империи.
Эту же дату праздновали и другие Украинские Церкви, такие как неканонический патриархат Филарета (Денисенко), под названием «Крещение Руси-Украины» (даже если термин «Украина» стал употребляться только в конце 18 века).
Украинская Греко-Католическая Церковь во главе с архиепископом Святославом Шевчуком (верующие которого также называют своего духовного лидера «патриархом»), в свою очередь, совершила Крещение в те же дни, подтвердив преемственность «униатства» с вся история восточнославянского христианства.
История русских баптистов
Россия всегда была многоконфессиональной страной. На великолепном древе русского христианства выросли не только православные, но и ростки евангельских религий. Среди протестантских течений наиболее многочисленны христиане-евангелисты-баптисты.
Корни крестьянской реформы
Каковы основные причины возникновения баптистского движения в России? В первую очередь это была крестьянская реформа 1861 года при царе Александре II. После отмены крепостного права большая часть населения России жаждала духовных исканий. «Народ, содержащийся в крепостном праве, переживающий свободу, жадно ищет своего интереса», — писал епископ Алексей Дородницын. «Они осознали себя людьми, испытывающими удовольствие от духовной жизни».
Всплеск богоискательства не нашел понимания у официально-бюрократической части православного духовенства. Напротив, их реакция была враждебной. Это вызвало глубокое недовольство нынешней церковью со стороны тех, кто жаждал духовной жизни, выходящей за пределы церкви в воскресенье. «Народ страстно искал духовного обновления и, увидев гражданские перемены в 1861 году, бросил вызов равнодушию и неразвитости своих пастырей на путь религиозного энтузиазма», — отмечал известный общественный деятель Анатолий Кони.
Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык подняли интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно в столицах и небольших провинциях образовались первые группы по изучению Библии, откуда вышли талантливые проповедники. Искателей высшей истины уже не удовлетворял пустой церемониальный стиль церковной жизни. Они стремились служить Богу в духе и истине, следуя примеру первой Апостольской Церкви. Состоятельный аристократ В.А. Пашков, графы М.М. Корф, А.П. Бобринский, княгини Е.И. Черткова, Н.Ф. Закваски, В. Ф. Гагарина устраивали народные собрания с проповедью Евангелия в столичных хоромах и в своих родовых имениях. Люди евангелического движения получили бы такие прозвища, как пашковцы и сектанты. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезно верующих во Христа объединяло богословие и идейные принципы христианско-баптистской церкви.
Происхождение
Слово «баптист» происходит от греческого слова в Новом Завете «Baptidzo», что означает крещение или полное погружение в воду. Истоки христиан-баптистов восходят к жизни Господа Иисуса Христа на земле и связаны с евангельским учением о крещении. Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение личной веры с твердыми христианскими убеждениями и отказом от греховного образа жизни. Все христиане равны перед Богом. Старец не имеет абсолютной власти, и самые важные вопросы решаются на церковных собраниях и конференциях. Богослужения носят творческий характер и заключаются в многократных проповедях, коллективном пении в сопровождении музыкальных инструментов, специальной музыке, молитвах, чтении духовных стихов и приветствий из других церквей. Баптистское движение всегда ставило на первое место апостольское служение (проповедь Евангелия), воссоздавая дух христианства первых веков. Поэтому русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. Они доставляли Писание в самые отдаленные уголки Российской империи и до сих пор.
Развитие и ключевые фигуры
Основные российские христианские движения дали много выдающихся духовных деятелей. Наиболее ярко сияют на небосводе русского протестантства три имени: В.А. Пашков (1831-1902), В.Г. Павлов (1854-1924), В.С. Проханов (1869-1935). Петербургский аристократ В. Пашков основал «Общество духовного чтения». Пашков и его сотрудники – граф М.М. Корф, графиня Е.И. Шувалова издала более 200 различных книг и брошюр духовного содержания: сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, рассказы. Книготорговцы распространяли их по всей России. Ежемесячный журнал «Русский рабочий» стал популярен среди обычного человека. Друзья Пашкова также участвовали в этом издании. В нем были рассказы из Священной истории, проповедь Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.
Пашков
В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд евангельских протестантов. Пашков был выслан из России за активное дело Божие и закончил свою жизнь за границей. Патриарх русского крещения В.Г. Павлов стоял у истоков евангельского движения, осуществляя правозащитное служение, посвятив свою жизнь проповеди Евангелия, за что подвергался постоянным гонениям, сорок раз сидел в тюрьмах, пережив две тяжкие депортации, где потерял жену и троих детей . Маршрут его миссии пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.
Праханов
Религиозно-общественный деятель Проханов И.С. Занимался проповеднической деятельностью, книгоиздательством, духовным протестантским образованием, христианским кооперативным движением. Он выступил на Государственном совещании, организованном Временным правительством в августе 1917 г., с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.
Гонения и Советский Союз
В истории русских баптистов было несколько тихих лет. Самые жестокие годы гонений пришлись на рубеж 19-го века.век. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасными. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школу, а проповедников ссылали на каторгу в Закавказье и Сибирь.
Один из потомков рода Волконских, известный деятель русской культуры, князь Сергей Михайлович неоднократно выступал перед русским народом и западными странами с критикой религиозных и националистических взглядов. Из-за путаницы в соотношении терминов «русский» и «православный» жизнь стала логически абсурдной и нравственно жестокой. Яд, изрыгаемый на неправославных, имел пагубное необратимое действие. Все больше людей слышали, что истинными русскими являются только православные, а неправославные — не верные патриоты.
Это было разрушительно для христиан, так как они думают не о создании единой господствующей церкви, как учил Христос, а о смиренном служении другим в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов «Отче наш». Является ли Всемогущий Бог только Богом православных, баптистов или католиков? Творец неба и земли есть Отец всего человечества, и все, кто чтит Его учение и Его Сына, свободны от духа разделения.
В советское время у христиан-баптистов было много проблем с властями. Вопрос о Крещении как о свободном, открытом собрании христиан часто противоречил законам, запрещающим их, говоря, что они «исповедуют религиозный культ». Детям строго запрещалось посещать церковь. И если бы юноша или девушка заявляли о своем желании следовать за Христом, их учили бы в школе и на работе не делать этого.
В 1961 году был издан специальный закон о применении законодательства о религии. Жизнь верующих еще больше осложнилась. Старейшины были вынуждены представить властям список новых христиан. Им не разрешалось крестить людей моложе 30 лет. Молодым проповедникам не разрешалось проповедовать с кафедры, а все проявления веры вне церкви строго пресекались. Эта политика вызвала мощное движение протеста среди баптистских церквей. Молясь за своих гонителей, верующие просили у Бога терпения и постоянства для исповедания Христа.
Новое время
За последние несколько десятилетий в нашей стране наступила эпоха глобальных перемен, изменивших положение христиан-баптистов в обществе. Баптисты уверены, что утверждение евангельских идеалов в сердцах людей приведет к всестороннему оздоровлению общества. Сейчас вид церкви изменился, появилось много молодых верующих, повысился образовательный уровень. Ежегодно к церкви христиан-баптистов присоединяются 8 000–9 000 новых последователей Иисуса Христа.
Русские баптистские общины открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили выдающиеся проповедники Проханов, Павлов, Фетлер. Братские интернациональные контакты расширяли духовный кругозор верующих, не теряя при этом своего самобытного лица. Вообще русское крещение — своеобразное явление в истории христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное соединение христианства Запада и Востока.
Евангельские принципы христиан-баптистов завоевали уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. Свидетельство баптистов не было разрушено гонениями. Баптисты провозглашают лозунг: «Свободная церковь в свободном государстве». Баптисты убеждены, что духовную культуру народа создают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего.