История древней культуры руси: История культуры Древней Руси. Т.1: Домонгольский период: Материальная культура / Под. общ. ред. акад. Б.Д. Грекова и проф. М.И. Артамонова; под ред. Н.Н. Воронина и др. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 484 с., ил., карты

Культура древней Руси

Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры. Большие достижения были в различных видах искусства: в устном народном творчестве, литературе, зодчестве, живописи, художественном ремесле.

1. Развитие ремесла.

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях — там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».

В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью — кувшины, блюда, миски — и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла. Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги — боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры — мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду. Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их  требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно. На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

 

2. Зодчество и живопись.

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.

Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.

Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича — плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея. Храм увенчивали так называемые закомары — полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески — живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика — красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов. Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь

 

Скань.  Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов. Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.

3. Устное народное творчество.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни — веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок. В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины — величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

  • Ко тому ко стольному ко городу
  • ко Киеву
  • На той ли на дороге на широкой
  • Была застава великая.
  • Крепость была крепкая,
  • Ни конник не проезживал,
  • Ни зверь не прорыскивал,
  • Ни птица не пролетывала.

И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем. Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

 

4. Письменность. Летописи.

Древняя Русь знала письменность еще до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».

Позже русские буквы были усовершенствованы и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От названия этих букв и произошло слово «азбука».

Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы. При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.

В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью. Одна из древнейших русских летописей — «Повесть временных лет» — составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.

Летописи — замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.

 

5. Школа и просвещение.

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа — «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной — есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

 

  • < Народные восстания, Феодальные усобицы на Руси
  • -> Заключение — феодальный строй древней Руси >

Теги:

 Ярослав Мудрый 

 Славяне 

 Искусство и наука 

 Древнерусское государство — Русь 

 XI век 

Добавить комментарий

Культура Древней Руси — История России

Надпись на глиняном сосуде, найденном при раскопках в Смоленской области в 1949 году. X век.

Культура древней Руси — это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.

Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы. Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы. Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи — воинской, посольской, судебной, — достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.

Грамота на бересте От Гостяты к Васильви, обнаруженная при раскопках в новгороде в 1951 году. XI век.

Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами). Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» — пряность, «Горух» — имя, «псал» — писал и т. п.). Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости». Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в., как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Прорись той же грамоты

Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию — игумену Печерского монастыря — принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г. относится замечательный памятник древнерусского летописания—«Повесть временных лет…». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.). «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Софийский собор в Новгороде. XI век.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский. Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения — византийские хроники, воинские повести и т. д. Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.

В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор — Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.

Изображение музыкантов и плясунов на лестничной фреске Киевского Софийского собора. XI век.

При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни — Золотые ворота. В центре города зодчие воздвигли Софийский собор — величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена. В другом большом городе Киевской Руси — Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.

В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт.. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»). Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами. В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.

Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя. Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве — Выдубицком, Дмитриевском, Печерском. В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.

Важной областью художественного творчества в IX—XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие. В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство. Вместо характерного для X — начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в. русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.

В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.

История русской культуры

  1. Главная
  2. Россия
  3. Культура
  4. История русской культуры

Как именно началось развитие русской культуры? Какие изменения претерпела она с течением времени? Как сегодня выражается русская культура? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сначала должны сделать шаг назад во времени…

Историю русской культуры можно разделить на пять этапов:

  1. Культура Древней Руси — В 10 веке Киевская Русь попала под влияние Византийской империи. Приход христианства оказал большое влияние на быт местного населения, что отразилось на развитии архитектуры, традиций и литературы. После монгольского нашествия византийская культура стала сдавать свои позиции и часть наследия предыдущего периода была утрачена навсегда. Новая административная система основывалась на принципах, отличных от западноевропейских.
  2. Русская культура XIII-XVII веков — Этот этап в развитии русской культуры называют периодом Московской Руси. Территория, которая на протяжении многих веков была раздроблена, объединилась в единое государство с центром в Московии. В этот период был построен Московский Кремль и возродилась роспись церквей фресками. Живописцы снова обратились к византийской культуре и сформировали школу русской иконописи. Одним из самых известных живописцев и иконописцев этого периода был Андрей Рублев.
  3. Культура Императорской России — Реформы Петра Великого открыли Россию западноевропейским влияниям. Эпоха Просвещения подчеркнула ценность человека и необходимость образования и целостного развития. Началась оживленная дискуссия между сторонниками славянской культуры и поклонниками западного образа жизни. Вместе они искали баланс между двумя культурами и определяли, как должна развиваться Россия, сохраняя свою национальную идентичность и традиционные ценности. В этот период закладывались основы русского литературного языка, писались великие русские классики. С упором на сохранение истории и просвещение людей начали развиваться музеи.
  4. Русская культура  в составе Советского Союза — Под влиянием советской власти русская культура существенно изменилась. С приходом большевиков многие творческие и научные деятели царской России эмигрировали в Европу. Репрессии унесли жизни видных представителей интеллигенции. Советская власть решительно избавлялась от остатков прошлого, уничтожая многие артефакты церковной жизни. В то же время коммунисты работали над ликвидацией неграмотности, сделав образование бесплатным и обязательным для всех. Возникла новая интеллектуальная и творческая элита, появились литературные классики советской эпохи, получили развитие театр, кино и другие виды искусства.
  5. Русская культура  в новое время — После распада Советского Союза финансовая поддержка многих научно-исследовательских институтов и культурных учреждений сократилась. Люди переехали в коммерческие районы, и социальное неравенство увеличилось. Вакуум, возникший в результате кризиса коммунистической системы, был заполнен западными ценностями, в частности, индивидуализмом. Многие люди обратились к религии, стала возрождаться православная церковь, строились новые храмы. Телевидение и кинематограф оказали большое влияние на умы людей, и, как и в других странах, электронные СМИ сейчас вытесняют печатные.
  • Литература
  • Живопись
  • Музыка
  • Скульптура
  • Театр
  • Кино
  • Одежда женская
  • Культура мужская
  • 0 60 Русская
  • 0

    Культура Древней Руси.

    9 – первая половина 13 века

    Постоянная экспозиция ГИМ
    Древняя Русь
    Культура Древней Руси. 9й – первая половина 13 века

    Показать на карте

    Суздальский воротник

    Клад Михайловского Златоверхого монастыря

    Створка окна

    Темплон иконостаса с изображениями распятия, святых Георгия и Варвары, пророка Илии и святителя Николая

    «Мстиславово Евангелие» (апракосское евангелие)

    «ЮРЬЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ» (апракосское евангелие)

    Клад найден в Киеве возле Десятинной церкви

    Панагия – нагрудная икона «Благословляющий Христос»

    Иконка «Благословляющий Спас»

    Икона «Оранс»

    Голосники

    Икона «Сошествие во ад»

    Капитал

    Интерьер

    Дизайн зала выполнен после оформления Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Эта старейшая церковь Владимиро-Суздальского княжества была построена в 1230–1234 годах князем Святославом, сыном князя Всеволода Большое Гнездо. Собор Святого Георгия – единственный в своем роде: его стены украшают 450 барельефов. Образы Святых и воинов; птицы и звери, грифоны и драконы, львы и другие сказочные существа, символизирующие силы природы, разбросаны по стенам кажущимся хаотичным узором и создают загадочную мозаику, а рядом с ними – изображение Древа жизни.
    Собор имеет сложную историю. Его стены снизу доверху были покрыты красивой белокаменной резьбой, но в 1460-х годах здание рухнуло, «рассыпалась» и стройная система отделки. При перестройке собор оказался вдвое ниже, часть каменных блоков исчезла, а часть рельефов поставили в «неправильных» местах.
    Слева от входа — копия южного портала храма почти в натуральную величину, над ним — образ Божией Матери «Оранта»; «нерушимая стена», защита. На полуколонны помещены медальоны с покровителями Владимиро-Суздальских князей и маски, символизирующие «Гриньи» – дружину князя.