Информация о славянах: СЛАВЯНЕ | Энциклопедия Кругосвет

СЛАВЯНЕ | Энциклопедия Кругосвет

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты. Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов, целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство, быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи. С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки  – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды, то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич.

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

День дружбы и единения славян

https://ria.ru/20210625/edinenie-1738264668.html

День дружбы и единения славян

День дружбы и единения славян — РИА Новости, 25. 06.2021

День дружбы и единения славян

25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения.Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность… РИА Новости, 25.06.2021

2021-06-25T04:15

2021-06-25T04:15

2021-06-25T04:15

справки

украина

белоруссия

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149579/83/1495798324_0:177:3013:1871_1920x0_80_0_0_bbd1f6a6dead02ebc88eb59be8fa5e3f.jpg

25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения.Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (русские, белорусы и украинцы).Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории, проживают также во всех постсоветских странах, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских и проживающих в современной Германии лужичан, получили государственную самостоятельность.Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств.Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.В День дружбы и единения славян в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков.На границе России, Белоруссии и Украины проходит фестиваль «Славянское единство». Впервые он был проведен в 1969 году и начинался как неформальные гуляния народов трех стран. В 1975 году был возведен монумент Дружбы (также известен под символичным названием «Три сестры»), стоящий в точке соединения трех границ, и в последние десятилетия торжества разворачивались на большом поле у монумента, участие в мероприятии ежегодно принимали десятки тысяч человек.По традиции, раз в три года, принимающей стороной, ответственной за проведение фестиваля, становилась одна из областей – Брянская (Россия), Гомельская (Белоруссия), Черниговская (Украина).С 2014 года Украина отказалась от участия в фестивале, также мероприятие перенесли от границы в целях безопасности. В тот год основные торжества прошли в брянском поселке Климово, а в 2015-м – в белорусском городе Лоев, в 2016 году, когда фестиваль должна была принимать Украина, из-за отказа украинской стороны фестиваль был заменен торжествами в честь Дня партизан и подпольщиков, которые прошли в Брянске. В 2017 году фестиваль состоялся в городе Клинцы Брянской области, в 2018 году – в городе Ветка Гомельской области Белоруссии.В 2019 году организатором «Славянского единства» должна была стать Украина, однако власти Черниговской области заявили, что украинская сторона официально не будет участвовать в этом мероприятии.В 2020 году фестиваль принимал город Клинцы Брянской области. В связи с пандемией коронавируса фестивальные мероприятия прошли в онлайн-формате. В 2021 году по согласованию российской и белорусской сторон фестиваль «Славянское единство» вновь пройдет в городе Клинцы. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

украина

белоруссия

россия

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149579/83/1495798324_141:0:2870:2047_1920x0_80_0_0_81c802eac7ed18df2ae60b1716613649.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, украина, белоруссия, россия

Справки, Украина, Белоруссия, Россия

25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения.

Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (русские, белорусы и украинцы).

Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории, проживают также во всех постсоветских странах, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.

Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских и проживающих в современной Германии лужичан, получили государственную самостоятельность.

Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств.

Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.

В День дружбы и единения славян в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков.

На границе России, Белоруссии и Украины проходит фестиваль «Славянское единство». Впервые он был проведен в 1969 году и начинался как неформальные гуляния народов трех стран. В 1975 году был возведен монумент Дружбы (также известен под символичным названием «Три сестры»), стоящий в точке соединения трех границ, и в последние десятилетия торжества разворачивались на большом поле у монумента, участие в мероприятии ежегодно принимали десятки тысяч человек.

По традиции, раз в три года, принимающей стороной, ответственной за проведение фестиваля, становилась одна из областей – Брянская (Россия), Гомельская (Белоруссия), Черниговская (Украина).

С 2014 года Украина отказалась от участия в фестивале, также мероприятие перенесли от границы в целях безопасности. В тот год основные торжества прошли в брянском поселке Климово, а в 2015-м – в белорусском городе Лоев, в 2016 году, когда фестиваль должна была принимать Украина, из-за отказа украинской стороны фестиваль был заменен торжествами в честь Дня партизан и подпольщиков, которые прошли в Брянске. В 2017 году фестиваль состоялся в городе Клинцы Брянской области, в 2018 году – в городе Ветка Гомельской области Белоруссии.

В 2019 году организатором «Славянского единства» должна была стать Украина, однако власти Черниговской области заявили, что украинская сторона официально не будет участвовать в этом мероприятии.

В 2020 году фестиваль принимал город Клинцы Брянской области. В связи с пандемией коронавируса фестивальные мероприятия прошли в онлайн-формате.

В 2021 году по согласованию российской и белорусской сторон фестиваль «Славянское единство» вновь пройдет в городе Клинцы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

славян Факты для детей

Карта мира стран с:      Большинство славянских национальностей      Славянское меньшинство (>10%)

Славяне — это индоевропейцы, говорящие на различных славянских языках более крупной балто-славянской лингвистической группы. Они родом из Евразии, простираясь от Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы на север и восток до Северо-Восточной Европы, Северной Азии (Сибири) и Центральной Азии (особенно Казахстана и Туркменистана), а также исторически в Западной Европе (особенно в Восточной Германии) и Западной Азии (включая Анатолию). С начала 6 века они распространились и заселили большую часть Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Сегодня по всей Северной Америке, особенно в США и Канаде, проживает большая славянская диаспора в результате иммиграции.

Славяне являются крупнейшей этнолингвистической группой в Европе, за ними следуют германские народы и романские народы. Современные славяне делятся на восточных славян (главным образом белорусов, русских, русинов и украинцев), западных славян (главным образом чехов, кашубов, поляков, силезцев, словаков и сербов) и южных славян (главным образом боснийцев, болгар, хорватов, македонцы, черногорцы, сербы и словенцы).

Славяне могут быть дополнительно сгруппированы по религии. Православие исповедует большинство славян. Православные славяне включают белорусов, болгар, македонцев, черногорцев, русских, русинов, сербов и украинцев и определяются православными обычаями и кириллицей, а также их культурной связью с Византийской империей (черногорцы и сербы также используют латиницу на равные условия).

Второй по распространенности религией является католицизм. Славяне-католики включают хорватов, чехов, кашубов, поляков, силезцев, словаков, словенцев и сербов и определяются их латинским влиянием, наследием и связью с Западной Европой. Есть также значительные протестантские и лютеранские меньшинства, особенно среди западных славян, такие как исторические богемские (чешские) гуситы.

Второй по величине религией у славян после христианства является ислам. К славянам-мусульманам относятся боснийцы, помаки (болгарские мусульмане), горани, торбеши (македонские мусульмане) и другие мусульмане бывшей Югославии.

Современные славянские народы и этносы значительно разнообразны как генетически, так и культурно, и отношения между ними даже внутри отдельных групп колеблются от этнической солидарности до взаимной неприязни.

Содержание

  • Происхождение
    • Первые упоминания
    • Миграции
  • Средневековье
  • Современная эпоха
    • Панславизм
  • Языки
  • Этнокультурные подразделения
  • Религия
  • Отношения с неславянами
  • Генетика
  • Население
  • человек

  • Картинки для детей

Происхождение

Первые упоминания

Боян, легендарный рассказчик и устный историк

Происхождение и миграция славян в Европе между V и X веками н. э. Сарматы в I и II веках нашей эры. Славяне под именем Antes и Sclaveni впервые появляются в византийских записях в начале 6 века. Византийские историографы при императоре Юстиниане I (527–565), такие как Прокопий Кесарийский, Иордан и Феофилакт Симокатта, описывают племена с этими именами, вышедшие из района Карпат, нижнего Дуная и Черного моря, вторгшиеся в дунайские провинции Восточная Империя.

Иордан в своей работе Getica (написанной в 551 г. н.э.) описывает венетов как «многолюдный народ», чьи жилища начинаются у истоков Вислы и занимают «большое пространство земли». Он также описывает венетов как предков антов и славенов, двух ранних славянских племен, появившихся на византийской границе в начале 6 века. Прокопий писал в 545 г., что «склавены и анты фактически носили в далеком прошлом одно и то же имя; ибо их обоих называли Sporoi в старину». Название Sporoi происходит от греческого σπείρω («рассыпаю зерно»). Он описывал их как варваров, живших при демократии, верящих в единого бога, «создателя молнии» (Перун) ,которым приносили жертвы. Жили в разрозненных жилищах,и постоянно меняли поселение.На войне это были в основном пехотинцы с небольшими щитами и боевыми топорами,легко одетые,некоторые вступали в бой нагими с прикрытыми только гениталиями.Язык у них «варварский (то есть не греческий), и оба племени похожи внешне, они высоки и сильны, «в то время как их тела и волосы не очень светлые или белокурые, и, конечно, они не склонны полностью к темному типу, но они все слегка румяного цвета. И они живут тяжелой жизнью, не обращая внимания на телесные удобства … «. Иордан описал склавенов, у которых болота и леса были их городами. Другой источник 6-го века говорит о том, что они жили среди почти непроходимых лесов, рек, озер и болот.

Менандр Протектор упоминает Даурентия (около 577–579 гг.), который убил аварского посланника кагана Баяна I за то, что тот просил славян принять сюзеренитет аваров; Даурентий отказался и, как сообщается, сказал: «Другие не завоевывают нашу землю, мы завоевываем их — так будет всегда для нас».

Миграции

Распространение славянских племен с 7 по 9 века нашей эры в Европе

Согласно теории восточной родины, до того, как стать известными римскому миру, славяноязычные племена были частью многих многоэтнических конфедераций Евразии, таких как сарматская , Гуннская и Готская империи. Славяне вышли из безвестности, когда движение германских племен на запад в V и VI веках н.э. (считается, что оно было связано с движением народов из Сибири и Восточной Европы: гуннов, а позже аваров и булгар) положило начало великому переселению славяне, заселившие земли, покинутые германскими племенами, спасавшимися от гуннов и их союзников: на запад в страну между Одером и линией Эльба-Заале; на юг в Богемию, Моравию, большую часть современной Австрии, Паннонскую равнину и Балканы; и на север по верхнему Днепру. Также предполагалось, что некоторые славяне мигрировали с вандалами на Пиренейский полуостров и даже в Северную Африку.

Примерно в 6 веке славяне в большом количестве появились на границах Византии. В византийских записях отмечается, что количество славян было настолько велико, что трава не вырастала там, где прошли славяне. Сообщалось, что после военного движения даже на Пелопоннесе и в Малой Азии были славянские поселения. Это южное движение традиционно рассматривалось как агрессивная экспансия. К концу 6 века славяне заселили районы Восточных Альп.

Средневековье

Великая Моравия была одним из первых крупных славянских государств, 833–89 гг.07

гг. н.э. Когда переселение славян закончилось, появились их первые государственные организации, каждая из которых возглавлялась князем с казной и войсками обороны. В 7 веке франкский купец Само поддержал славян против их аварских правителей и стал правителем первого известного славянского государства в Центральной Европе, Империи Само. Это раннеславянское государство, вероятно, не пережило своего основателя и правителя, но оно явилось основой для более поздних западнославянских государств на его территории. Самой старой из них была Карантания; другие — Княжество Нитра, Моравское княжество (см. Великая Моравия) и Балатонское княжество. Первая Болгарская империя была основана в 681 году как союз между правящими булгарами и многочисленными славянами в этом районе, а их южнославянский язык, старославянский, стал основным и официальным языком империи в 864 году. Болгария сыграла важную роль в распространение славянской письменности и христианства на остальной славянский мир. Экспансия мадьяр в Карпатский бассейн и германизация Австрии постепенно отделяли южных славян от западных и восточных славян. Более поздние славянские государства, сформировавшиеся в последующие века, включали Киевскую Русь, Вторую Болгарскую империю, Королевство Польское, Княжество Богемское, Королевство Хорватия, Боснийский банат и Сербскую империю.

Новое время

В конце 19 века в мире было всего четыре славянских государства: Российская империя, Княжество Сербия, Княжество Черногория и Княжество Болгария. В Австро-Венгерской империи примерно из 50 миллионов человек около 23 миллионов были славянами. Славянские народы, большей частью лишенные права голоса в делах Австро-Венгрии, призывали к национальному самоопределению. Из-за обширности и разнообразия территории, занимаемой славянскими народами, было несколько центров славянской консолидации. В начале 20-го века, после окончания Первой мировой войны и распада Центральных держав, несколько славянских наций вновь возникли и стали независимыми, такие как Вторая Польская Республика, Первая Чехословацкая Республика и Королевство Югославия ( официально назывался Королевством сербов, хорватов и словенцев до 19 г.29). После окончания холодной войны и последующего распада Советского Союза, Чехословакии и Югославии возникли дополнительные новые славянские государства, такие как Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Северная Македония, Беларусь. и Украина.

Панславизм

Печать панславянского съезда в Праге, 1848 г.

Панславизм, движение, получившее известность в середине XIX века, подчеркивало общее наследие и единство всех славянских народов. Основное внимание уделялось Балканам, где южные славяне веками находились под властью других империй: Византийской империи, Австро-Венгрии, Османской империи и Венеции. Российская империя использовала панславизм как политический инструмент; как и Советский Союз, который получил военно-политическое влияние и контроль над большинством славянских стран между 1939 и 1948 г. и сохраняли гегемонистскую роль до периода 1989–1991 гг.

Языки

Главная страница: Славянские языки

Южнославянские языки .
Slovene      Pannonian Slovene      Styrian Slovene      Carinthian Slovene      Carniolan Slovene      Rovte Slovene      Litoral Slovene Croatian      Kajkavian Croatian      Chakavian Croatian      Shtokavian Croatian Bosnian      Bosniak      Bosnian Serbian      Shtokavian Serbian      Šumadija–Vojvodina dialect      Kosovo-Resava dialect Montenegrin      Montenegrin Torlakian (transitional dialect)      Torlakian Macedonian      Northern Macedonian      Western Macedonian      Central Macedonian      Southern Macedonian      Eastern Macedonian Bulgarian      Western Bulgarian      Rup Bulgarian      Balkan Bulgarian      Moesian Bulgarian

East Slavic languages ​​ . Русский      Белорусский      Украинский      Русинский

Западнославянские языки .
Польский кашубийский силезианский полябиан †
Нижний сорбиян Верхний сорбийский
Чешский Словацкий

Протославик, предполагаемый язык предков всех славянских языков, является потомком общего прото-индосероиз. многочисленные лексические и морфофонологические изоглоссы с балтийскими языками. В рамках курганной гипотезы «оставшиеся после переселений [из степи] индоевропейцы стали носителями балто-славянского языка». Праславянский язык определяется как последний этап развития языка, предшествующий географическому расколу исторических славянских языков. Этот язык был однородным, и на основании заимствований из иностранных языков и славянских заимствований в другие языки нельзя сказать, что он имел какие-либо узнаваемые диалекты — это говорит о том, что когда-то существовала относительно небольшая праславянская родина.

Славянское языковое единство было до некоторой степени заметно уже в старославянских (или староболгарских) рукописях, которые, хотя и основывались на местной славянской речи Салоников, все же могли служить цели первого общеславянского литературного языка. Славистика начиналась как почти исключительно лингвистическое и филологическое предприятие. Еще в 1833 г. славянские языки были признаны индоевропейскими.

Стандартизированные славянские языки, имеющие официальный статус хотя бы в одной стране: белорусский, боснийский, болгарский, хорватский, чешский, македонский, черногорский, польский, русский, сербский, словацкий, словенский и украинский.

Алфавиты, используемые для славянских языков, часто связаны с доминирующей религией среди соответствующих этнических групп. Православные христиане используют кириллицу, а католики — латиницу; боснийцы, которые являются мусульманами, также используют латинский алфавит. Кроме того, некоторые восточные католики и католики используют кириллицу. Сербский и черногорский языки используют как кириллицу, так и латиницу. Существует также латиница для письма на белорусском языке, которая называется Łacinka.

Этнокультурные подразделения

Славян обычно делят по географическому признаку на три основные подгруппы: западные славяне, восточные славяне и южные славяне, каждая из которых имеет разное и разнообразное происхождение, основанное на уникальной истории, религии и культуре определенных славянских групп. внутри них. Помимо доисторических археологических культур, эти подгруппы имели заметные культурные контакты с неславянскими цивилизациями бронзового и железного веков. Современные славянские нации и этносы значительно разнообразны как генетически, так и культурно, и отношения между ними — даже внутри самих отдельных этносов — разнообразны, от чувства связи до чувства взаимной неприязни.

Западные славяне происходят от раннеславянских племен, поселившихся в Центральной Европе после того, как восточногерманские племена покинули этот район в период миграции. Отмечено, что они смешались с германцами, венграми, кельтами (особенно бойями), старопруссами и паннонскими аварами. Западные славяне попали под влияние Западной Римской империи (латинской) и Римско-католической церкви.

Восточные славяне ведут свое происхождение от раннеславянских племен, которые смешались и контактировали с финно-угорскими народами и балтами. Их раннеславянский компонент, анты, смешался или поглотил иранцев, а позже получил влияние хазар и викингов. Восточные славяне ведут свое национальное происхождение от племенных союзов Киевской Руси и Русского каганата, начиная с 10 века. Особенно они попали под влияние Византийской империи и Восточной православной церкви.

Южные славяне большей части региона происходят от раннеславянских племен, смешавшихся с местными протобалканскими племенами (иллирийскими, дакийскими, фракийскими, пеонскими, эллинскими племенами) и кельтскими племенами (в частности, скордисками), а также с римлянами (и романизированными остатками прежних групп), а также с остатками временно оседлых вторгшихся восточногерманских, азиатских или кавказских племен, таких как гепиды, гунны, авары, готы и булгары. Коренные жители современной Словении и континентальной Хорватии произошли от раннеславянских племен, которые смешались с римлянами и романизировали кельтских и иллирийских народов, а также с аварами и германскими народами (лангобардами и ост-готами). Южные славяне (кроме словенцев и хорватов) попали в культурную сферу Восточной Римской империи (Византийской империи), Османской империи и Восточной православной церкви и ислама, в то время как словенцы и хорваты испытали влияние западноримской империи. Империя (латиница) и, таким образом, Римско-католической церковью, подобно западным славянам.

Религия

«Збручский идол», хранящийся в Краковском археологическом музее

Языческое славянское население было обращено в христианство между 7 и 12 веками. Православие преобладает среди восточных и южных славян, тогда как католицизм преобладает среди западных славян и некоторых западных южных славян. Религиозные границы во многом сопоставимы с расколом между Востоком и Западом, который начался в 11 веке.

Большинство современного славянского населения, исповедующего религию, являются православными, за ними следуют католики, а небольшое меньшинство — протестанты. Есть небольшие славянско-мусульманские группы. Религиозные границы по национальностям могут быть очень резкими; обычно в славянских этносах подавляющее большинство верующих исповедует одну религию. Некоторые славяне атеисты или агностики: согласно опросу 2012 года, в Чехии 20% были атеистами.

Преимущественно восточное православие:

  • русские
  • украинцы
  • Русины
  • Сербы
  • Болгары
  • белорусов
  • македонцы
  • Черногорцы

В основном католицизм:

  • Поляки (в т.ч. силезцы, кашубы)
  • Чехи (включая моравцев)
  • Хорваты (включая Шокчи)
  • Словаки
  • словенцы
  • Сорбы
  • Буневцы
  • Банатские болгары

В основном ислам:

  • боснийцы
  • Помакс
  • Горани
  • Торбеши

Отношения с неславянскими народами

Первая Болгарская империя, булгары были тюркским полукочевым воинственным племенем, славянизированным в 7 веке н.э.

На протяжении всей своей истории славяне контактировали с неславянскими группами. На предполагаемой родине (современная Украина) они имели контакты с иранскими сарматами и германскими готами. После их последующего распространения славяне начали ассимилировать неславянские народы. Например, на Балканах жили палеобалканские народы, такие как романизированные и эллинизированные (линия Иречека) иллирийцы, фракийцы и даки, а также греки и кельты скордиски и серды. Поскольку славян было так много, большинство коренного населения Балкан было славянизировано. В этот период фракийцы и иллирийцы как определенные этнические группы исчезли. Исключением является Греция, где славяне были эллинизированы, потому что греков было больше (чему способствовало большее количество греков, вернувшихся в Грецию в 9 в.го века и церковью и администрацией), Румыния, где славяне поселились на пути в современную Грецию, Северную Македонию, Болгарию и Восточную Фракию, но ассимилировались, и современная албанская нация, претендующая на происхождение от иллирийцев.

Правящий статус булгар и их контроль над землей передали номинальное наследие болгарской страны и народа будущим поколениям, но постепенно булгары также были славянизированы в нынешнюю южнославянскую этническую группу, известную как болгары. Носители романского языка в укрепленных далматинских городах долгое время сохраняли свою культуру и язык. На далматинском романском языке говорили до высокого средневековья, но со временем они тоже были ассимилированы телом славян.

На Западных Балканах южные славяне и германские гепиды вступили в брак с захватчиками, что в конечном итоге привело к славянизированному населению. В Центральной Европе западные славяне смешались с германскими, венгерскими и кельтскими народами, а в Восточной Европе восточные славяне столкнулись с финскими и скандинавскими народами. Скандинавы (варяги) и финские народы участвовали в раннем образовании Русского государства, но через столетие были полностью славянизированы. Некоторые финно-угорские племена на севере также были поглощены растущим населением Руси. В XI и XII веках постоянные набеги кочевых тюркских племен, таких как кипчаки и печенеги, вызвали массовую миграцию восточнославянского населения в более безопасные, густые лесные районы на севере. В средние века группы саксонских горняков поселились в средневековой Боснии, Сербии и Болгарии, где они были славянизированы.

Saqaliba относится к славянским наемникам и рабам в средневековом арабском мире в Северной Африке, Сицилии и Аль-Андалусе. Сакалиба служили охраной халифа. В 12 веке усилилось славянское пиратство в Прибалтике. Вендский крестовый поход был начат против полабских славян в 1147 году как часть Северных крестовых походов. Языческий вождь славянских ободритов Никлот начал свое открытое сопротивление, когда Лотарь III, император Священной Римской империи, вторгся на славянские земли. В августе 1160 г. Никлот был убит, и немецкая колонизация ( Ostsiedlung ) региона Эльба-Одер. В Ганноверской Вендланде, Мекленбурге-Передней Померании и Лужице захватчики приступили к германизации. Ранние формы германизации описаны немецкими монахами: Гельмольдом в рукописи Chronicon Slavorum и Адамом Бременским в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Полабский язык просуществовал до начала 19 века на территории нынешней немецкой земли Нижняя Саксония. В Восточной Германии около 20% немцев имеют историческое славянское происхождение по отцовской линии, как показало тестирование Y-ДНК.

Казаки, хотя говорят по-славянски и исповедуют православие, происходят из разных этнических групп, включая татар и других тюрков. Многие первые члены терских казаков были осетинами. Горалы южной Польши и северной Словакии частично произошли от романоязычных валахов, которые мигрировали в регион с 14 по 17 века и были поглощены местным населением. Население Моравской Валахии также произошло от влахов. И наоборот, некоторые славяне ассимилировались с другими популяциями. Хотя большинство продолжило свой путь в Юго-Восточную Европу, привлеченные богатствами территории, ставшей государством Болгарии, некоторые остались в Карпатском бассейне в Центральной Европе и ассимилировались с мадьярами. Многочисленные названия рек и других мест в Румынии имеют славянское происхождение.

Генетика

Генетическое исследование, опубликованное в журнале Nature в июне 2015 года, включало анализ двух славянских женщин, похороненных в Брандисеке, Чехия, между 600 и 900 годами нашей эры. Они несли материнские гаплогруппы h54a и h2af.

Население

По оценкам, во всем мире насчитывается 360 миллионов славян.

Славяне в США и Канаде по площади:      20–35%      14–20%      11–14%      8–11%      5–8%      3–5%      0–3%

Этническая принадлежность Национальное государство Приблизительные номера
русские  Россия 130 000 000–150 000 000
Столбы  Польша 57 393 000–60 000 000
Украинцы  Украина 46 700 000–51 800 000
Сербы  Сербия 11 500 000–12 500 000
чехи  Чехия 10 000 000–12 000 000
Болгары  Болгария 10 000 000
белорусы  Беларусь 10 000 000
Хорваты  Хорватия 9 000 000
Словаки Словакия 6 940 000
боснийцы  Босния и Герцеговина 2 800 000–4 600 000
Словенцы  Словения 2 500 000
македонцы  Северная Македония 2 100 000
черногорцы  Черногория 560 000

)
Атеизм меньшинств и ислам (в основном сунниты) |языки = славянские языки
Север (Запад/Восток) и Юг |родственные = балты }}

Изображения для детей

Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Процитируйте эту статью:

Славяне. Факты для детей. Энциклопедия Киддла.

Справочная информация (хорватский) — Кафедра славянских, восточноевропейских и евразийских языков и культур


Количество говорящих: ~6 миллионов

Основные диалекты: чакавский, кайкавский, штокавский

Географический центр:  Хорватия

О

Языковой континуум, известный как сербско-хорватский, был самым распространенным языком в бывшей Югославии, на пике своего развития насчитывавшим до 20 миллионов носителей. В культурном отношении восточный регион Югославии, состоящий из современной Сербии, Черногории и части Боснии и Герцеговины, был отделен как религиозно, так и лингвистически от ее западного региона, состоящего из современной Хорватии и части Боснии и Герцеговины. В результате сербский и хорватский официальные языки в том виде, в каком они существуют сегодня, основаны на разных диалектах и ​​написаны с использованием разных алфавитов, хотя из-за их близкого сходства некоторые до сих пор считают эти языки единой единицей, называемой «сербско-хорватской». Из-за их общего развития части этого реферата должны относиться как к сербскому, так и к хорватскому языку.

Сегодня на хорватском языке говорят около 6 миллионов человек. Географический центр хорватского языка — Хорватия, где говорят почти 5 миллионов человек. Кроме того, в США и Канаде проживает большое количество говорящих на хорватском языке, от 100 000 до 200 000 человек. Меньшие общины говорящих на хорватском языке, насчитывающие несколько десятков тысяч человек, находятся в Австрии, Венгрии, Германии, Австралии и Чили.

Языковая принадлежность

Хорватский язык относится к славянской ветви индоевропейских языков. Другие славянские языки включают русский, польский и украинский. Хорватский язык является частью южнославянской подгруппы славянского языка. Болгарский, македонский и словенский также являются южнославянскими языками.

Вариант языка

Существует три основных диалекта хорватского и сербского языков: какавский, кайкавский и штокавский, названные в честь разных способов сказать «что» в этих диалектах – «ca», «kaj» и «što» соответственно. Штокавский имеет три варианта: экавский, икавский и иекавский (в зависимости от того, какая гласная была получена от старой гласной, известной как жат’: е, и и (и) je, соответственно). Наиболее распространенными из этих диалектов являются иекавский, который составляет основу хорватского языка, и экавский, который составляет основу сербского языка.

Cakavian и Kajkavian в настоящее время имеют относительно ограниченное распространение. На какавском языке говорят на побережье Далмации, на Адриатических островах и в части северной Хорватии. На кайкавском языке говорят в Загребе и его окрестностях. На экавском говорят в большей части Сербии, а на иекавском говорят в некоторых частях Хорватии, а также в западной части Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговины. Главный центр иекавского языка — Загреб, хотя Загреб исторически расположен в кайкавскоязычной области.

Орфография

Первоначальным алфавитом хорватов и сербов была глаголица, созданная монахами Кириллом и Мефодием в IX веке для письменности, старославянской. В 14 веке латинский алфавит начал использоваться в документах на побережье Далмации, и с тех пор использование латинского алфавита распространилось, в конечном итоге вытеснив глаголицу среди хорватов. Латинский алфавит (наряду с кириллицей, использовавшейся сербами) был реформирован лингвистами в XIX в.ХХ века для создания однозначного соответствия между звуками и буквами языка, а также взаимно однозначного соответствия между символами кириллицы и латиницы. Этот реформированный латинский алфавит используется до сих пор. Он использует диакритические знаки, чтобы отметить определенные согласные различия.

Linguistic Sketch

В хорватском меньше звуков, чем в других славянских языках. 25 согласных и 5 гласных. Гласные могут быть долгими или короткими. В сербско-хорватском языке есть тональный акцент, что означает, что гласный слог, который можно считать ударным слогом в каждом слове, имеет ударение либо с повышением, либо с понижением тона. Расположение тонального акцента и тип акцента варьируется от региона к региону. В хорватском языке семь именных падежей: именительный, винительный, родительный, местный, дательный, звательный и творительный. Однако сегодня немногие существительные имеют формы звательного падежа, а формы местного и дательного падежа практически идентичны. Также различают три грамматических рода (мужской, женский и средний) и два числа (единственное и множественное число). Падеж, грамматический род и число представлены словоизменительными морфемами. Прилагательные согласуются со своим существительным в грамматическом роде, числе и падеже. Основные глаголы и причастия согласуются с подлежащим только в лице, числе и роде.

Как и в других славянских языках, хорватские глаголы имеют формы совершенного и несовершенного вида.

Порядок слов в предложении может варьироваться, но обычно SVO (подлежащее-глагол-дополнение). Существует шесть типов частиц, называемых «энклитиками», которые должны появляться в строгом порядке в предложении, регулируемом набором синтаксических правил. Хотя сербский и хорватский языки похожи по фонологии, морфологии и синтаксису, различия между хорватским и сербским, пожалуй, наиболее очевидны в лексическом плане. Традиционно хорватский пытался сохранить больше исконно славянских слов, в то время как сербский заимствовал больше из западноевропейских языков. Например, в хорватском и сербском языках используются разные слова для обозначения месяцев года: английский «октябрь» переводится на хорватский как «листопад» (где список означает «лист», а пад- означает «падать»), а сербский как «октобар». ‘.

Роль в обществе

Трудно объективно определить, где диалект перестает быть диалектом и становится языком. Таким образом, выбор термина «язык» или «диалект» может быть очень субъективным, но он сыграл решающую роль в вопросах национальной идентичности, особенно на Балканах. Хорватский, сербский и боснийский лингвистически тесно связаны, что заставляет многих считать их одним языком (сербско-хорватским), но они также были идентифицированы в различных исторических контекстах как отдельные языки. Фактически, можно эффективно проследить политическую историю Хорватии по перипетиям ее языковой политики.

Хотя Хорватия и Сербия долгое время находились под очень разными сферами влияния — Сербия под властью Османской империи и Хорватия под властью Австро-Венгрии — идентификация сербского и хорватского как единого языка произошла в 19 веке, в значительной степени для того, чтобы обеспечить основу для независимого южнославянского государства. До этого хорватский язык существовал без единого общепризнанного стандарта как набор различных диалектов — штокавский в Дубровнике, кайкавский под Загребом и какавский по всей Далмации, а также икавский на побережье Далмации и иекавский на всей остальной территории Хорватии. В начале 19XX веке сербский лингвист Вук Караджич и хорватский ученый Людевит Гай реформировали орфографии своих языков, помогая им лучше соответствовать произношению и приближая их друг к другу. В 1850 году сербские и хорватские ученые подписали «Венское соглашение», в котором говорилось, что сербский и хорватский языки являются одним языком, основанным на восточно-герцеговинском диалекте (штокавском) с иекавским произношением. и хорватский лучше всего перекрываются. В югославский период единство сербов и хорватов в значительной степени утвердилось в XIX в.54 «Новисадское соглашение» с поправкой на то, что то, что они назвали «сербско-хорватским», является одним языком с двумя произношениями (экавским и иекавским).

Вскоре после этого в Югославии стало нарастать давление с целью вернуться к национальной политике и идентифицировать сербский и хорватский как отдельные языки. В 1967 году хорватские ученые и писатели издали «Декларацию о названии и статусе литературного языка», в которой содержался призыв к более широкому использованию хорватского языка в обществе, а позже югославские конституции 1974 года позволили каждой республике определить свой собственный официальный язык. С распадом Югославии в 19 в.В 90-х годах пропаганда возвращения к национальным языкам сыграла центральную роль в укреплении самоидентификации различных развивающихся государств. Сегодня хорватский язык является официальным языком государства Хорватия. Его стандарт, основанный на штокавском диалекте и иекавском произношении, используется в школах и средствах массовой информации.

История

Южные славяне (включая племена хорватов и сербов) прибыли на Балканы в 6-7 веках. В 803 году хорваты приняли сюзеренитет Карла Великого и стали христианами через Римскую церковь. После христианизации Хорватское королевство образовалось в 9 г.10 при короле Томиславе, уступил Риму в религиозных вопросах и после церковного раскола 1054 г. и его союза с венгерской короной в 1102 г. стал католиком. Самые старые свидетельства письменности в Хорватии относятся к этому раннему периоду и находятся в глаголических текстах, датируемых 11 веком. К ним относятся табличка Башка, Глаголитика Клозианус и Венская фолия. Первой глаголицей был служебник, изданный в 1483 году.

Территория, ныне известная как Хорватия, за свою историю пережила различные иностранные оккупации, каждая из которых повлияла на языковой профиль этой территории. Турки вторглись на Балканы в 14 веке, расширив свое правление до современной Восточной Хорватии, а в 16 веке большая часть Хорватии перешла под власть Габсбургов. Кроме того, части побережья Далмации оставались под властью Венеции до 18 века, в результате чего независимым остался только город-государство Дубровник. После изгнания турок с Балкан в 1878 году Хорватия все еще была частью Австро-Венгрии. Развитие диалектов хорватского языка в этот период оккупации было неравномерным. В 17 веке процветала народная литература Дубровника, основанная на штокавском языке, и к 18 веку использование этого литературного языка распространилось на Боснию и Славонию. В то же время в северной Хорватии зарождался кайкавский литературный язык. В результате этой языковой фрагментации при открытии XIX в.20-го века хорватский язык имел три сильных диалекта (какавский, кайкавский и штокавский), но давление, с которым он столкнулся как часть Австро-Венгрии, чтобы принять немецкий и венгерский, побудило хорватов разработать единый литературный язык. В 1830-х годах Людевит Гай, глава проюжнославянского иллирийского движения, выступал за принятие штокавского языка в качестве литературного стандарта. Помимо того, что легли в основу дубровницкой литературы, штокавский диалект был наиболее широко известен хорватам, боснийцам и сербам.

После Первой мировой войны возникло единое государство южных славян — «Королевство сербов, хорватов и словенцев». После Второй мировой войны, в 1945 г. королевство было восстановлено как коммунистическая федеративная республика Югославия, состоящая из республик Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Македонии и Словении.

В 1990-х годах в результате значительных боевых действий распалась республика Югославия, и четыре из шести ее республик подали прошение о международном признании в качестве независимых государств. После провозглашения независимости в 1991 г. Хорватия была признана Организацией Объединенных Наций в качестве независимого государства в 1992 г.

Ссылки

Брайт, В.