Содержание
Леший. 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда
Леший
У лешего много имен: леший, висел, лесовик, лесовой, лешак, лесник, лесун, местами даже просто лес. Это сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок, другими словами, это — дух леса. Обитает он в глухом непроходимом лесу, но иногда и на пустыре. Но и в лесу он живет тоже не постоянно, а только в теплое время года. На Ерофея 17 октября, по народному поверью, лешие с лесом расстаются. Они проваливаются под землю, где зимуют до весны. Но перед тем, как исчезнуть из леса, леший беснуется и свирепствует: ломает деревья, разгоняет зверей по норам.
Выглядит леший иногда как человек. Одет в красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь на ногах у него обычно перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, а левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать. По поверью, если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у лешего не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.
Чаще всего леший показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой, чем напоминает греческого Пана и сатира. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достает верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству, поэтому он может показаться и в виде дикого зверя.
По русскому поверью, леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах деревьев. На этот счет есть поговорка: «Из пустого дупла — либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Леший считается дедом самому черту. Он часто ворует девушек себе в жены. Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. По причине любви лешего к ветру люди, находясь в лесу, избегают свиста, чтобы не привлечь этим духа. О том, что леший рядом, по народной примете, свидетельствует то, если ваш пес в лесу начинает прятаться или шугаться других собак. При встрече с лешаком, который иногда представляется путешественником, рекомендуется поделиться с ним сахаром или чаем и не смотреть в его зеленые глазищи. Тогда он сам отойдет.
Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы и белки, находящиеся при нем на правах крепостных (по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему).
Охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. Любимая присказка лешего: «Шел, нашел, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка этого духа. Если леший «обойдет» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трех соснах». Единственный способ рассеять морок лешего — надеть всю одежду наизнанку, тогда путник сможет найти дорогу из лесу. Кроме того, этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая людей. Лешему приписывается также похищение детей.
Обычно леший представляется одиноким духом. Так, если в лесу заведутся два леших, то между ними обязательно завяжется борьба, доказательствами которой будут поваленные деревья и распуганные звери. Но в некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Их женщины обросшие, со спутанными волосами, косматые и непременно имеют настолько большие груди, что не могут ходить, не закинув груди себе за плечи.
Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, обернуться медведем, тетеревом или зайцем, даже растением. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он становится малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми, — особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи и живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам — домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека. Всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят тому в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол.
В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе — пусть Дед Лесовик разберется.
Считается, что накануне дня Ивана Купалы 7 июля лешего легко можно увидать в лесу и тогда заключить с ним договор. Праздником для леших считается Ильин день 2 августа, когда открываются волчьи норы и всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника 4 сентября лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы. 27 сентября, на Воздвижение, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны.
Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т. п.).
Леший — Тайны, загадки, факты
Нечистая сила Леший
В мифологии древних славян леший считался духом и хранителем леса. Обитал он, как правило, в непроходимых чащобах, куда не мог добраться ни один человек. Это был командный пункт, откуда, собственно, и осуществлялся контроль за подведомственной территорией. Выбирался бестелесный дух из тёмной и мрачной чащи в тех случаях, когда в вверенном ему лесном массиве начинало происходить что-то неординарное или для того, чтобы развеяться и порезвиться.
Естественно, неделями сиднем сидеть на одном месте скучно, пялиться на однообразный пейзаж надоедает – появляется тяга к чему-то свеженькому, неординарному. Таковым мог быть какой-нибудь незадачливый путник, случайно оказавшийся в опасной близости от хозяина леса.
Беспечный человек, шляющийся между деревьями, всегда вызывает живой интерес у окружающего животного мира – что уж говорить про того, кому по статусу положено следить за порядком и проверять каждого незнакомца на лояльность.
Наличие чёрных мыслей и непотребных действий требовали немедленного вмешательства. Правда определить это сразу – довольно трудно. Ведь на лбу то у гостя не написано с чем он пришёл в лес: с добром или со злом. Всё это выясняется по ходу событий, но чтобы не допустить неприятностей, леший всегда старался такие события предупредить.
Проказы Лешего
Перед незнакомцем неожиданно появлялся благообразный старичок. Роста небольшого, сухонький, но для опытного глаза сразу видно, что жилистый и крепенький. Приветливо улыбнувшись, он обращался к забредшему в лес с какой-нибудь незначительной просьбой. По ответу, по реакции, по готовности помочь пожилому человеку, тотчас составлялось мнение, которое уже и служило руководством к действию.
Играло тут не малую роль и настроение лешего. Если оно было озорное и игривое, то не зависимо от намерений человека, с ним проделывали разные пакости, которые хоть в целом и были безобидными, но доставляли много хлопот, нервотрёпки и неприятностей.
Если же хозяин леса грустил и был в меланхолии, то чистосердечного и добропорядочного любителя лесных угодий он отпускал с миром, пришедшего же с чёрными мыслями ждало наказание, которое хотя и было не смертельным, но довольно жестоким и беспощадным.
Попавший в немилость человек начинал блудить по лесу. Причём блудил он кругами, всё время возвращаясь на одно и то же место. Разорвать этот порочный путь было практически невозможно. Положение так же усугубляло громкое уханье. Оно то периодически возникало, то пропадало, выбивая несчастного из душевного равновесия и постепенно вводя в панику.
В финале жертва падала на землю в изнеможении, проклиная тот час, когда решила пойти в этот лес. Леший же, натешившись и подняв свой жизненный тонус, мог отпустить психологически раздавленного им человека, а мог и ещё порезвиться с ним. В конце концов бедняга выбирался из чащобы, но память о таком приключении у него оставалась на всю жизнь.
Правда, всё могло кончиться и по-другому, в том случае, если лесной дух пребывал в состоянии крайней раздражённости, злобы и агрессии. Тут пощады не было. С человеком совершалось самое страшное, что только можно придумать: всемогущий хозяин леса открывал перед несчастным окно в параллельный мир. Блуждающий по лесу пилигрим переходил в другую действительность, которая, на первый взгляд, ничем не отличалась от родной реальности, но, как это не печально, не имела с ней ничего общего.
Оставленный хозяином леса на произвол судьбы, человек выбирался из лесной чащи, но не находил ни своей деревни, ни родных, ни близких. Он оказывался в неизвестной стране, среди незнакомых людей, которые говорили на непонятном ему языке, имели другие обычаи и другой уровень технического развития.
Судьба такого бедняги могла сложиться по разному. Вероятность же вернуться обратно была ничтожно мала. Для этого нужно было попасть в нужный лес, встретиться с раздражённым и злобным лешим, который его курировал, подвергнуть себя проказам и издевательствам и только таким способом оказаться в родных и близких местах. Одновременное наличие всех этих признаков было маловероятным, поэтому сгинувшие в лесной чащобе люди практически никогда не объявлялись вновь в отчем доме.
Все эти деяния лешего отнюдь не способствовали тому, чтобы к нему относились с любовью и уважением. Он вызывал страх, настороженность и неприязнь. В силу же того, что лес для человека всегда был жизненно необходим, против его хозяина были выработаны защитные меры, которые отводили напасть от оказавшегося в зелёной чащобе представителя рода человеческого.
Защита от лешего
Пошёл, к примеру, крестьянин в лесной массив осинку срубить для хозяйственных нужд или белок на шапку подловить, да и наткнулся на лешего. Для последнего такие мотивы будут считаться предосудительными и даже преступными – соответственно и отношение к человеку будет неприязненным и агрессивным.
Начнёт дух лесной ухать, да подвывать, кроны деревьев качать, жуть на деревенского жителя наводить. Страшно это всё, неприятно, на психику давит. Но бывалый да ушлый мужичок пугаться не станет, потому как знает он обереги против лешего.
Первое средство – перевернуть на изнанку на себе всю одежду. Для этого надо несуетливо, но скоро раздеться до костюма Адама, а потом вновь на себя всё натянуть внутренней стороной наверх. Лапти или сапоги тоже поменять местами, а верхнюю одёжку запахнуть так, чтобы левая пола перекрывала правую. Подпоясываться ни в коем случае нельзя, потому как собранности и подтянутости дух лесной на дух не переносит.
Такие незамысловатые манипуляции приводят хозяина леса в растерянность. Образ переодетого человека размывается, теряет очертания и индивидуальность. Вместо индивидуума с чёрными мыслями перед лешим предстаёт что-то непонятное и даже родственное. Тут всё дело в том, что когда дух сам материализуется в старичка, то одежда на нём одета точно таким же образом.
Потыкавшись туда сюда, взбалмошный владелец лесных угодий убирается в своё лежбище, а хитрый мужичок делает спокойно свои дела и благополучно возвращается домой.
Второе средство менее эффективно, не так действенно и не всегда помогает. Это молитва, которую надо произносить быстрой скороговоркой. Здесь главное вера в её чудодейственную силу и самого бога. Если подобных твёрдых установок в душе нет, то она ожидаемого результата не принесёт, а потому, для сомневающегося в божественном провидении лучшее средство от лешего – ругательство. Причём ругательство самое изощрённое и непотребное.
Наглость – второе счастье. Так видимо считает и хозяин леса. Услышав поток брани, он видимо принимает человека за наглого, плохо воспитанного хама. Нелитературный слог затрагивает в душе лешего какие-то скрытые струны – он добреет, становится мягче, покладистее. Правда это происходит не всегда, а иногда вызывает и обратный эффект. Всё здесь опять же зависит от настроения хозяина леса.
Ну и наконец третья защита от лешего заключается в разных неприятных для того предметах, которые необходимо взять с собой в лес. Это в первую очередь соль. Её нужно насыпать в чистую тряпицу, завязать ту в узелок и сунуть в левый карман. Необходимо также прихватить кремень и огниво, чтобы в случае опасности высечь огонь. Лесной дух относится к нему со страхом и уважением, впрочем, как и вся другая подведомственная ему живность.
Взяв в руку осиновый посох, можно со спокойной душой споро двинуться в лес, не забыв по ходу отломить кусочек липовой ветки. Очистив её от коры, сунуть за пазуху и, таким образом, полностью себя обезопасив, углубиться в лесную чащу.
При первых признаках появления лешего, было бы неплохо найти небольшую полянку. Здесь надо положить котомку на землю и очертить вокруг себя круг осиновым посохом. В середину круга воткнуть липовую веточку, а вытащенную из кармана соль насыпать себе на голову левой рукой. После этого можно спокойно прилечь на травку средь круга и с интересом ждать дальнейшего развития событий.
Зашумят кроны деревьев, завоет, засвистит. Тут и ребёнку ясно – приближается лесной дух. Любит он дешёвые эффекты, которые вреда никакого не приносят, но незнающего да неподготовленного вводят в ступор. Но опытный человек лежит на бочку, посмеивается, да травинку во рту пожёвывает.
Заухает страшно вокруг полянки, зарычит непонятно из лесной чаши, заплачет жалобно да тоскливо. Значит увидел леший пришлого в лесу, начал вокруг кружить: понять пытается – кто такой да откуда, зачем пришёл. Только оградил себя путник оберегами, а потому не страшно ему совсем, хотя в душе, конечно, что-то сосёт унылое и настороженное.
Но вдруг тихо становится вокруг. Наваливается безмолвие на человека, в землю пытается его вдавить, задушить тревожной и зловещей тишиной. А потом как будто что-то пахнёт на лежащего смрадное. Это дух лесной к пришельцу приблизился, но невидим он глазу во всей своей мерзкой и ужасной красе.
Замер бестелесный владыка возле заветного круга, а перейти его не может, потому как чует он соль, которая для него яд, а осиновый дух те вредные свойства в сто крат усиливает и отпугивает дебошира и жестокого проказника от человеческой плоти, которая в этом круге затаилась.
Вот тут пришедший в лес должен встать во весь рост и крикнуть громко и смело: «Шёл, нашёл, потерял». Леший же, охнув от такой дерзости, как правило, разочарованно кричит: «А, догадался!» – и исчезает. Вздыхают деревья облегчённо, птички начинают чирикать, мухи да комары жужжать, белки по деревьям скакать.
Человек же стряхивает с головы соль, перекидывает котомку через плечо, да и идёт себе дальше по лесным тропинкам. Идёт, песенку насвистывает, да осиновым посохом помахивает. Главное только кремень с огнивом не забыть, потому как вдруг дух лесной одумается, да опять пристанет. Здесь уж надо костёр разводить, да головёшками дымящимися вокруг себя махать. Только редко такое бывает, потому как каждый артиллерист скажет, что снаряд два раза в одно и то же место не попадает.
Образ жизни лешего
Леший – дух бестелесный, потому кроме старичка благообразного, может он являться людям в виде зайца, белки, медведя. Больше же всего лесной хозяин любит представляться совой. Когда же он хочет по настоящему испугать пришедших в лес, то возникает в виде страшного чудища с рогами, бородой и козлиными ногами.
Как гласят предания, у лесного духа есть жена – лешачиха. Живут они душа в душу, так как по всей видимости законная супруга повода для недовольства не даёт, в дела мужа не лезет, а всё своё время посвящает воспитанию детей – лешенят. Таковых, как правило, бывает двое, редко трое. Куда они деваются после того как вырастут – неясно. Скорее всего получают в свои владения какой нибудь небольшой лес, где постепенно взрослеют, матереют и превращаются в настоящих хозяев всей живности, которая там водится.
Между собой лесные духи стараются не воевать, потому как силы у каждого не меряно, и конфликт ни к чему хорошему привести не может. Если же случаются разногласия, то страдает в первую очередь лес. На сотни метров вокруг того места, где выяснялись отношения, лежат поваленные деревья. В гневе хозяева неуправляемы, поэтому вырывают с корнем и столетние дубы, и стройные сосны, и красавицы липы.
Больше всех страдают нежные берёзки. Лесные духи в результате конфликта могут загубить целые рощи этих очень полезных для людей деревьев. Но что им скажешь – существа нематериальные, они и есть существа нематериальные. Успокаивает только то, что такие битвы случаются очень и очень редко.
Объективности ради надо заметить, что леший – ходок. Любит он женский пол – особенно молодок ядреных. Ежели таковая зазевается в лесу или отстанет от группы – пиши пропало. Утащит девку дух лесной и не кашлянет. Вот потом все между деревьев бегают, руками машут, да аукают, – а что толку то. Правда через какое-то время пропавшая может опять объявиться. Что с ней в действительности было, она, в силу своей девичьей стыдливости, не расскажет. Будет твердить, что заплутала в лесу – только разве народ обманешь.
Потому, когда в лес женщины идут, нужно им себя блюсти. В одежде никаких вольностей не допускать, головы покрывать платком, поведения быть сдержанного, чинного и благопристойного. Подол у платья не подымать, голыми икрами не сверкать и упаси бог игривый громкий смех. Дух лесной страсть как на такое дело падкий.
В целом же ужиться с хозяином леса можно. Черты его характера во многом схожи с человеческими. Он эгоистичен, себялюбив, высокого мнения о своих достоинствах, иногда сентиментален, но чаще неоправданно жесток. Уж к таким-то качествам всегда можно ключик найти.
Особенно любит бестелесный владыка подарки. Оставлять их нужно всегда на перекрестии двух тропинок. Дар лесному духу должен быть ярким и красочным. Например, красиво вышитый платок для супруги или отлично сшитые кожаные сапоги для самого хозяина – красного цвета и расписанные жёлтым бисером.
После такого презента можно было пытаться упросить лешего, чтобы он был лоялен и любезен с людьми, а особенно с пастухами, которые за коровами, да другой скотиной следят. Чтобы не задрали волки эту живность, чтобы не забрела она в топь и болото, чтобы гуляла всё время спокойно на лугу, да вес набирала.
Делать это следует накануне Иванова дня – 24 июня/7 июля. Только в этот день возможно общение с лешим. Не прямое, конечно: не любит дух лесной разговора конкретного с обговоренными обязательствами и взаимными ручательствами.
Прийти нужно на тот же самый перекрёсток тропинок, куда до этого подарки были доставлены, и ждать терпеливо и покорно столько – сколько нужно. Если зашумят кроны деревьев, да ухнет три раза, то значит нормально всё – принял лесной владыка дары и согласен человеку поспособствовать.
Если же раздастся хохот дикий, самой что ни на есть паскудной интонации, – то плохо дело. Все труды и старания пропали даром, подарки хоть и приняты, но неоцененны, а надежды на благосклонность со стороны хозяина леса никакой нет.
Ну что тут поделаешь. Капризен дух лесной, как и любой простой смертный. Не всегда ему можно угодить, не всегда можно понравиться. Много он хлопот своим взбалмошным характером людям доставляет. Одно радует – за лесными угодьями его власть кончается. В полях да в деревнях другие духи заправляют.
Лесной дух с ними не ссорится, в конфликт не вступает, на территорию их старается не заходить. Есть правда один день в году – на Агафона-огуменника, 22 августа/4 сентября – для лешего и другой нечистой силы значимый. По устной договорённости между духами, с первой минуты наступления этой даты, все границы аннулируются до первых петухов. Домовые, полевые и другая всякая нечисть начинает резвиться, где ей нравится.
Леший же предпочитает не в чистом поле погулять, а промчаться по деревне с гиканьем да хохотом. Здесь он раскидывает поленницы дров, пугает собак, доводит до нервной икоты баб да мужиков. Потому к полуночи крестьяне выходят на улицу, одев на себя овчинные тулупы наизнанку, натянув на головы козьи шапки, а в руках каждый держит кочергу. Таким образом, забредшего на чужую территорию лесного духа отваживают от жилищ.
Меланхолия нападает на лешего на Воздвиженье – 14/27 сентября. Лето уже ушло, осень уверенно набирает силу, золотит лесные угодья, а тёплая погода начинает сдавать свои позиции. В этот день грозный хозяин леса начинает прощаться со всей живностью, которая обитает на подведомственной ему территории.
Прощание иногда затягивается, но кончается не позднее 4/17 октября, на день Ерофея-мученика. Это время прохладной осенней погоды. Через две недели уже должен выпасть первый снег, а лешему пора на зимовку.
Зимует он глубоко под землёй, куда проваливается в одночасье. Что там у него за хоромы, как они оборудованы, как устроены – не известно. Только знают все, что служат они верной защитой от суровых зимних холодов, укрывают надёжно от любопытных глаз, дают возможность лесному духу отдохнуть от летних трудов и набраться сил.
До первых зелёных листочков не видно лешего в лесу. Ну а как оживает природа, расцветает, так и её хозяин появляется. Опять начинает ухать, стонать да людей смущать, с праведной дороги сбивать, загонять в глухие чащи и трудно проходимые болота.
Заключение
Такую картину рисуют современному человеку славянские легенды. Основаны они на вымысле или реальных фактах – судить трудно. Хотя с другой стороны – рассказам этим многие сотни лет. Дошли они до XXI века из тьмы веков. Передавались из поколения в поколение и если бы не имели какой бы то ни было материальной основы, то забылись бы наверное ещё давным давно. Однако не канули в вечность, а вот дожили до наших дней.
Сейчас, конечно, мало людей кормится дарами дикой природы. В лес в основном приезжают на выходные, на шашлычки. В чащу сильно не углубляются, а предпочитают располагаться на уютной опушке. Если даже и бродит какой-то дух вокруг, то глухие удары тяжёлого рока из мощных динамиков, разноголосый нелитературный хор голосов, бульканье разливаемой по стаканам горячительной жидкости скорее отпугивают, а не привлекают хозяина лесных угодий.
Выяснять, кто такие гости, да откуда – ему как-то в тягость. К тому же и так видно, что это за публика – с какими мыслями и побуждениями расположилась она в его владениях. Потому наверное и нет свежих рассказов о встрече с лешим. Бедняга скорее всего безвылазно обитает в глухой непроходимой чащобе, потому как появляться возле современного человека – себе дороже.
Cтатью написал ridar-shakin
Дьявол | Определения, религии и имена
- Связанные темы:
- фаустовская сделка
диаблери
дух
апотропная сила
демон
См. весь связанный контент →
дьявол (от греческого diabolos , «клеветник» или «обвинитель»), дух или сила зла. Хотя иногда оно используется для обозначения второстепенных демонических духов, слово дьявол обычно относится к князю злых духов и поэтому принимает различные формы в религиях мира.
В монотеистических западных религиях Дьявол рассматривается как падший ангел, который в гордыне пытался узурпировать положение единого и единственного Бога. В иудаизме, а затем и в христианстве Дьявол был известен как Сатана. В Ветхом Завете сатана рассматривается как обвинитель суда Яхве, как и в Иове, главы 1 и 2, но он не рассматривается как противник Бога. Однако в постбиблейском иудаизме и христианстве Сатана стал известен как «князь бесов» и принимал различные имена: Вельзевул («Повелитель мух») в Евангелии от Матфея 12:24–27, часто упоминаемый как Вельзевул («Повелитель навоза»). ), и Люцифер (падший ангел Света).
Еще из Британники
ангел и демон: Демоны
В христианской теологии главная задача дьявола — искушать людей отказаться от пути жизни и искупления и принять путь смерти и разрушения. Вождь ангелов, падших с неба из-за гордыни, сатана имеет своим главным противником в христианской мысли, легенде и иконографии архангела Михаила, предводителя небесного воинства Божия.
Исламская теология богата ссылками на Иблиса, личное имя Дьявола, также известного как аль-Шайтан («Демон») и Адув Аллах («Враг Бога»). В Коране Иблис впервые появляется в истории сотворения мира. Он единственный из ангелов отвергает Божий приказ поклониться Адаму, первому человеку. Затем он проклят Богом; его наказание должно прийти в Судный день, но до тех пор он уполномочен искушать неверных (но не истинно верующих). Затем Иблис появляется как искуситель Адама и Евы в Эдемском саду. В исламской теологии Иблис по-разному описывается как ангел, джинн (духовное существо, способное на добро или зло), или ангел, который был предводителем джиннов . Вопросы его грехов гордыни и непослушания особенно важны в суфийских традициях, в которых он иногда представляется истинным монотеистом, преклоняющимся только перед Богом.
Дьявол также был важной фигурой в некоторых синкретических религиях. В гностицизме Дьявола часто называли Демиургом (Творцом), а в манихействе — Князем Тьмы, а также другими именами.
Дьявол, как великая сила зла, часто изображается в религиозной и светской литературе и искусстве. В разные периоды истории поклонение дьяволу становится важным для определенных людей, недовольных существующими религиозными институтами, и изгнание нечистой силы часто впоследствии восстанавливается этими институтами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Зейданом.
Как выглядит дьявол?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
От падшего ангела до бородатого рыжеволосого мужчины с рогами, Князь Тьмы на протяжении многих лет изображался в самых разных формах. Сатанинская фигура, как она понимается сегодня, является результатом столетий искусства, литературы и театра.
Чтобы узнать, как на самом деле выглядит дьявол, журнал All About History побеседовал с Мариной Монтесано, профессором средневековой истории Мессинского университета в Италии, и Яном Махильсеном, старшим преподавателем истории раннего Нового времени в Университете Мессины в Италии. Кардиффский университет в Великобритании. Оба этих ученых являются экспертами в истории Сатаны и оккультизма.
Вот восемь способов, которыми люди изображали Сатану на протяжении всей истории.
Связанный: Откуда взялся сатана?
1. Древний иврит: змей
Витраж в протестантской церкви Сен-Пьер-ле-Жен, Страсбург, Франция, изображающий Адама и Еву, которых змей искушает съесть плод с Дерева Знание Добра и Зла. (Изображение предоставлено Godong / Contributor via Getty Images)
В ветхозаветной Книге Бытия змей, искушавший Адама и Еву запретным плодом в Эдеме, обычно ассоциируется с Сатаной. Однако в оригинальном еврейском тексте такое имя не дается существу, которое убеждает их съесть плод с Древа познания добра и зла. По словам Марины Монтесано, единственные упоминания «сатана» в еврейской Библии означают «противник», «препятствие» или «враг» и могут относиться либо к человеческим антагонистам, либо к сверхъестественным существам. Лишь позднее, в Новом Завете, сатана прямо упоминается как змей. Несмотря на это, змей и змей по-прежнему обычно ассоциируются с дьяволом.
2. Раннее средневековье: Падший ангел
Изображение мятежных ангелов, изгнанных Богом с небес. Многие интерпретируют Исайю 14:12, где описывается падший ангел Люцифер, сброшенный с небес, как описание Сатаны. (Изображение предоставлено: DEA PICTURE LIBRARY/Getty)
В Библии Книга Исайи 14:12 гласит: «Как ты упал с неба, о Люцифер, сын зари! ослабил народы». Это прямое указание на то, что Бог изгнал сатану с неба. «Люцифер, «утренняя звезда» — это выражение, с помощью которого Исаия определяет будущего царя Вавилон , — сказал Монтесано. — Однако отцы раннесредневековой церкви разработали фигуру Люцифера далеко за пределы библейского текста, сделав его ангелом-мятежником и превратив его в парадигму гордыни как главного греха.
Самое раннее известное предполагаемое изображение сатаны находится на мозаике шестого века в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия. Изображение «показывает дьявола в виде бесплотного голубого ангела, [но это] в конечном итоге было утрачено в пользу более демонической внешности с анималистическими чертами», — сказал Монтесано.0009
Эта мозаика шестого века изображает притчу о Царстве Божьем и Страшном суде. Синий ангел справа считается самым ранним известным изображением Сатаны. Мозаику можно найти в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия. (Изображение предоставлено DeAgostini/Getty Images)
3. Позднее средневековье: сатана как зверь
Витраж в базилике Нотр-Дам в Женеве изображает ангела, сражающегося с сатаной, который изображен в виде дракона. Такие изображения драконов были распространены в средневековый период. (Изображение предоставлено Годонгом/Гетти)
По словам Монтесано, изображения дьявола в средневековый период обычно были похожи на дракона. Например, один из первых пап, известный как Святой Сильвестр, как сообщается, убил дьявольского дракона , произведя впечатление на группу языческих жрецов и подтвердив христианскую веру римского императора Константина, как объяснил Ганс А. Польсандер, профессор классики, в «». Император Константин (открывается в новой вкладке)» (Routledge, 2004).
Похожие: Ночь Дьявола: История розыгрышей перед Хэллоуином
Однако, хотя мифические существа в средневековый период часто ассоциировались с дьяволом, настоящие животные тоже. Согласно Британской библиотеки , многие средневековые изображения дьявола имеют анималистические черты, в том числе культовые раздвоенные копыта, хвосты, когти и даже перепончатые руки.
Эта иллюстрированная рукопись, созданная в первой половине XIV века, известна как «Декреталии Смитфилда» или «Декреталии Григория IX». На этой странице изображен дьявол с когтями, крыльями и хвостом, изгнанный ангелами. (Изображение предоставлено Британской библиотекой/Royal 10 E. IV, f.223)
Иллюстрации из французского манускрипта XIV века под названием Smithfield Decretals изображают дьявола с частями тела животного и изображают его в виде огромного зверя. «Мы находим [изображения] лисиц, медведей , львов и многих других, имеющих коннотации, которые могут означать те, которые приписываются дьяволу», — сказал Монтесано.
4. Ад Данте: Крылатый дьявол
Бесперый крылатый зверь, описанный Данте Алигьери в его «Божественной комедии». Такие изображения Сатаны могут восходить к вавилонским мифам. (Изображение предоставлено: Heritage Images / автор Getty Images)
Поэма XIV века «Инферно», написанная Данте Алигьери как часть его « Божественной комедии », рассказывает о вымышленном путешествии по семи кругам, из которых состоит ад, прежде чем главный герой встретится лицом к лицу с самим сатаной. Данте описывает сатану с «двумя могучими крыльями, как подобает такой большой птице; паруса морские я никогда не видел такими большими. У них не было перьев, кроме как у летучей мыши». ( Песнь 34: 49-51 (открывается в новой вкладке)).
Согласно Монтесано, крылья Сатаны могут происходить из вавилонской мифологии из-за ассоциации дьявола с фигурой Лилит. «Лилит происходит от древних вавилонских демонов Лилиту: крылатых женщин, летающих сквозь ночь, соблазняющих мужчин и нападающих на беременных женщин и младенцев», — сказала она.
Данте также вводит элементы греко-римской мифологии в свои традиционные христианские знания. Он называет дьявола «Дис» и «Город Дис», который происходит от Диса Патера, римского бога подземного мира согласно « Энциклопедия Данте (открывается в новой вкладке)» (Routledge, 2000) Ричард Лансинг, профессор итальянских исследований и сравнительного литературоведения Университета Брандейса. В «Аде» Данте пишет: «Поэтому в наименьшем круге, где находится точка Вселенной, на которой восседает Дис, тот, кто предает, навеки сгорает». ( Песнь 11:64-65 (откроется в новой вкладке)).
5. Сатана с рогами
Гравюра 1608 года из «Compendium Maleficarum» Франческо Марии Гуаццо, изображающая сатану в образе летающего козла, несущего ведьму на шабаш. (Изображение предоставлено: UniversalImagesGroup / автор Getty Images)
Явная ранняя связь между сатаной и козами обнаруживается в мозаике базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в конце 6-го века в Италии. В мозаике синий ангел до Иисус ‘ слева стоит за тремя козлами, а к ангелу справа от Иисуса присоединяются три овцы .
Работа представляет собой притчу из Евангелия от Матфея 25:31-46: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, сядет на престоле славы Своей. Все народы соберутся перед Ним, и отделит людей одних от других, как пастух отделяет овец от козлов». В истории коза ассоциируется с теми, кто не попадает в рай. Некоторые искусствоведы, такие как Аластер Сук из Девяти0059 BBC , утверждают, что это место, где дьявол и его приспешники получили свои рога.
Связанный: Нет симпатии к дьяволу: почему люди боятся сатанизма
В этом первом или втором веке до н.э. Статуя, хранящаяся в Национальном археологическом музее. в Неаполе, Италия, бог Пан борется с козой. Ученые расходятся во мнениях относительно того, когда сатана впервые стал изображаться в виде коз или божества Пана или быть связан с ними. (Изображение предоставлено портфолио Mondadori/Getty)
Другие эксперты не согласны. «Козел, который до средневековья едва ли был связан с демонологией, взял на себя новую роль [примерно в это время]». — сказал Монтесано. «По мнению некоторых ученых, эта новая роль проистекает в основном из-за ее связи с скандинавскими мифами. Другие говорят, что она может происходить от языческого бога Пана, в то время как британский историк Рональд Хаттон считает, что это больше связано с неоязыческим возрождением современности, а не средневековья. — раз».
В своей книге « Дьявол: Восприятие зла от античности до первобытного христианства» » (Cornell University Press, 1987), Джеффри Бертон Рассел утверждает, что связь между сатаной и козой проистекает из ассоциации дьявола с божествами плодородия подземного мира, которых христиане отвергли как демонов. Наряду с другими языческими богами, эти рогатых идолов особенно боялись «из-за их связи с дикой природой и сексуальным безумием». «Сатана изображен в человеческом обличье, подобно классическим изображениям греческих богов. (Изображение предоставлено: Art Media/Print Collector/Getty Images)
Многие современные зрители привыкли видеть Сатану точеным красивым мужчиной, например, в сериале Netflix 2016 года «Люцифер». Это воплощение дьявола впервые появилось в 17 веке. В 1667 году Джон Мильтон опубликовал свою эпическую поэму « Потерянный рай », в которой рассказывается история изгнания сатаны с небес и его искушения Адама и Евы в Эдемском саду. Согласно книге Нэнси Розенфилд « Человеческий сатана в литературе семнадцатого века » (Ashgate Publishing, Ltd., 2013), Милтон изображает сатану как «героического военачальника», который является «самым привлекательным сатанинских персонажей литературы 17 века».
В 18 и начале 19 веков возродился интерес к «Потерянному раю». Художник Уильям Блейк нашел образ Сатаны Милтона настолько убедительным, что создал несколько иллюстраций , сопровождающих версию «Потерянного рая», в которой обнаженный Сатана изображен как красивая, богоподобная фигура, полностью черты человека.
7. Дьявол, одетый в красное
Дьявол в страхе убегает от суфражистки с листовкой «Голосуйте за женщин» на этой британской открытке против избирательного права от 1900. (Изображение предоставлено: Ken Florey Suffrage Collection/Gado/Contributor via Getty Images)
В 19-м и начале 20-го века образ дьявола использовался в рекламе и сатирических мультфильмах. В одном мультфильме 1900 года его прогоняет борец за избирательное право женщин. Наряду с его рогами, он также полностью красный, с остроконечной бородой и с вилами.
Похожие: 20 самых странных историй из Библии
Красные колготки дьявола на самом деле происходят из театральных постановок. В 1859 г. , композитор Шарль Гуно использовал сказку «Фауст», которая также вдохновила Марло на более раннюю пьесу «Доктор Фауст», в оперу, в которой дьявольский персонаж Мефистофель носит костюм эпохи Возрождения, включая красные колготки, также известные как шланг.
В своей книге « История оперы: вехи и метаморфозы » (Opera Journeys Publishing, 2003) Бертон Фишер писал: «Марсель Журне спел Мефистофеля Фауста более тысячи раз, создав стереотипный образ. оперных персонажей в виде чертей в красных трико». Различные интерпретации этой театральной одежды сохранились и остаются популярными Хеллоуин костюмы сегодня.
8. Дьявол 20-го века
Молодой актер Харви Стивенс в роли Дэмиена Хоторна из фильма 1976 года «Омен» представляет собой захватывающую интерпретацию сатаны в развлекательном представлении, изображающую его ребенком, а не взрослым или зверем. (Изображение предоставлено: Коллекция фильмов Стэнли Белеки / Автор Getty Images)
В течение 20-го века писатели и кинематографисты продолжали заново изобретать дьявола, помещая его в облике таинственных незнакомцев, умных бизнесменов и даже детей, как в 1976 фильм ужасов «Омен».
В романе Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита » (впервые опубликовано в журнале «Москва», 1966) черт предстает умным, но скрытным незнакомцем, которого сопровождает говорящий кот. Точно так же в фильме 1987 года «Сердце ангела» Роберт де Ниро играет Луи Сайфра (Люцифера), хорошо одетого, но загадочного бизнесмена.
В 1936 году американский писатель Стивен Винсент Бенет написал « Дьявол и Дэниел Вебстер », в котором персонаж мистер Скретч (Сатана) борется за свое право на человеческую душу в суде. . Аналогичным образом 19В фильме 97-го года «Адвокат дьявола» Аль Пачино играет Люцифера в роли главы сомнительной юридической фирмы Нью-Йорка.
Но даже эти современные изображения Люцифера как юриста берут свое начало в Средневековье. В статье из журнала la Revue de l’histoire des Religions, Карл Шумейкер, историк из Висконсинского университета в Мэдисоне, описал средневековую придворную драму, в которой «дьявол и его адский совет выбрал демона, сведущего в законе, и послал его в небесный суд, чтобы предъявить иск о законном праве на человеческий род».