Информация о игоре князе: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

«Слово о полку Игореве». Часть 2

На этой странице вы узнаете: 

  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой? 
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?

В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!

Сюжет «Слова о полку Игореве»

О чём же «Слово о полку Игореве»?

О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее: 

  1. Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов)
  2. Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
  3. Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
  4. Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово». 
  5. Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
  6. Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь. 

Кроме основной сюжетной линии есть лирические отступления. О них узнаем совсем скоро.

Ура! В коллекции пазлов оказывается ещё один. 

Композиция «Слова о полку Игореве» 

Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»? 

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.

Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:

  1. Лирические отступления

Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений: 

  • во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:

Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

  • лирическое отступление о битвах прошлых князей:

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

  1. «Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться. 

Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:

За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!

  1. Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать. 

Героиня плачет по мужу: 

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!

Ярославна переживает и за все русское войско

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест. 

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох! 

Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.  

Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.

Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».

Боян

Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».

Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок: 

Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях  и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок: 

 Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу —  излишней многословностью.

Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате: 

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой

Продолжаем знакомство. На очереди главный герой — безрассудный и отважный Князь Игорь.

Князь Игорь

Думаете, про князя Игоря все забыли и сегодня вспоминают о нем только на школьных уроках литературы? А вот и нет! Большинство из нас слышало об опере “Князь Игорь”. Да-да, это именно тот князь, о котором мы сейчас поговорим. А в основу сюжета оперы легло “Слово о полку Игореве”.

В разговоре о Князе Игоре  нам понадобится авторская оценка — часть понятия позиции автора. 

Авторская оценка выражает отношение автора к образам и событиям произведения и соотносит их с идеалом и с определенными ценностями и нормами.

Как же автор относится к князю Игорю? 

Авторская оценка меняется на протяжении произведения:

Как близость героя с природой показывает отношение автора к нему? 

Дело в том, что в литературе природа — это не просто пейзаж, а полноценное действующее лицо.Природа идеальна и гармонична, поэтому близость к ней — маркер схожих качеств в герое. Именно поэтому помощь от природных сил и близость князя Игоря с ними показывают авторскую оценку. 

Давайте обратим внимание, что автор относится к князю хорошо всегда, даже в начале произведения. Он говорит об отваге Игоря, уважает его как князя. Однако осуждает именно его поступки. Отсюда противоречивость в образе князя Игоря.

Противоречивость образа князя Игоря отражается в цитате:

Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!

С одной стороны, герой храбрый воин. С другой — его отвага используется в эгоистичных целях, что приносит беду на Русь.

А теперь приближаемся к разговору о загадочных «буй» и «тур».

Буй-тур Всеволод

А теперь познакомимся с героем, чье имя на первый взгляд нас пугает! 

Буй-тур Всеволод — это брат князя Игоря. Князь Игорь и Всеволод вместе отправляются в поход на половцев, вместе попадают в плен.

Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
Прозвище князя Всеволода — буй тур. Да-да, у князей тоже были свои прозвища, как и у героев современных сериалов. Например, вспомним «Ривердейл», где одного из персонажей зовут Джакхед, что означает «болван» при переводе с английского. Давайте разберемся с прозвищем Всеволода. 
Тур — это дикий бык.
Буй — высокое место, холм, бугор; высокий, сильный.
Такое прозвище показывает физическую силу и мощь Всеволода. В произведении героя называют «Всеволод отважный». Мы понимаем, что автор отмечает смелость героя.
В произведении есть еще один вариант прозвища — «яр-тур».
Яр — значит ярый, неукротимый.

Всеволод участвует в сражении, проявляя стойкость и бесстрашие: 

Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.

В этом фрагменте мы видим, что после Всеволода на земле остаются разбитые «шишаки» (шлемы воинов) — это значит, что герой убивает половцев.

С мужчинами разобрались, а теперь на очереди — любящая и чуткая Ярославна.

Ярославна

Ярославна — жена князя Игоря. 

В образе героини подчеркивается ее любовь к князю Игорю, сопереживание ему и всему русскому войску.  

Это проявляется в Плаче Ярославны. Этот эпизод мы упоминали в разговоре о композиции. Мы разобрались, что героиня просит у сил природы помочь не только Игорю, но и всему русскому войску. Что этот говорит о характере героини? 

Это сближает ее с другими идеальный женскими образами.

Посмотрим на черты этого образа в характере героини:

На очереди отец земли русской — Святослав! Огромная просьба проявить надлежащее уважение.

Святослав

Поприветствуем Святослава!

Святослав — Киевский князь. Что это значит? 

Киевское княжество на Руси было самым сильным и считалось центром русского государства. Поэтому Святослав — главный князь на Руси. Поэтому именно Святослав призывает русских князей к объединению в «Золотом слове».

Святослава называют отцом князя Игоря и Всеволода. Но не стоит понимать это буквально. Святослав — не отец князей. Он — отец русской земли, потому что возглавляет Киевское княжество. Из-за этого Святослава и называют отцом Игоря и Всеволода. На самом деле, он приходится им двоюродным братом.

Давайте разберемся с характером князя Святослава. В произведении его называют «великим», потому что он самый мудрый из князей. Герой очень переживает за судьбу государства и осуждает поступок Игоря: 

На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

Что общего у нас и князя Святослава?
Как часто мы, проснувшись утром, берем телефон и начинаем искать значение своего сна в соннике в Интернете.
Хотя в Древней Руси Интернета не было, сны тоже трактовались и могли предвещать разные события. Сон Святослава — вещий и предрекает беду. Об этом говорят символы, которые есть в сне героя.
Посмотрим на фрагмент:

На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька и, предвещая горе,
Серый ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине-море.

Символы в вещем сне Святослава:
черная пелена — символ смерти
синее вино — яд, символ смерти
жемчуг из вражеских колчанов — символ слез и вторжения врагов
серый ворон — символ беды, смерти

Поздравляю! Мы разобрались с героями «Слова…», а значит получили еще один пазл.

Нам осталось совсем немного.

Коллективные образы в «Слове о полку Игореве»

Давайте сопоставим образы русских воинов и половцев в «Слове…»:

Русское войскоПоловцы
— «бесстрашная дружина»
— «сильные полки»
И повсюду, где лежит ваш путь,
Вся земля от тяжести трепещет
— «половецкой проклятой земли»
И, как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.

Мы видим, что русское войско восхваляется: оно могущественно и сильно, успешно одолевает врагов. Половцы называются погаными — они приносят беду и изводят русское государство.

Дальше посмотрим на ханов половецких земель. Например, на хана Кобяка: 

А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал и упал — собака —
В Киеве, у княжьих теремов.

Автор говорит о поражении хана, сравнивает его с собакой — это сопоставление имеет уничижительный и оскорбительный характер.

Хорошо, с русскими воинами, половцами и ханами стало понятнее. А теперь вернемся к природе. 

Мы уже упомянули, что природа — полноценное действующее лицо в произведении. Но о чем мы пока не поговорили — о контрасте русской и половецкой природы. Русь называют живой — и действительно, природа ликует по возвращении Игоря, имеет свойства живого существа. На контрасте,  половецкая степь — мертвая.

Фольклорные черты в «Слове о полку Игореве»

На протяжении анализа произведения мы упоминали о связи героев произведения и природы. Почему же природа играет такую большую роль?

Дело в том, что такое значение природы связано с фольклорной традицией. О том, какие еще черты народного творчества есть в «Слове…», мы и поговорим.

Черты фольклора в «Слове…»:

  1. Былинная традиция: например, Всеволод напоминает Илью Муромца из русских былин — сильного и могущественного воина;
  2. Сравнение героев с животными: Ярославна — кукушка, Всеволод — бык, Святослав — «старый сокол»;
  3. Сказочные мотивы в эпизоде побега князя Игоря из плена: герой превращается в «горностая-белку»;
  4. Постоянные фольклорные эпитеты: «светлое солнце«, «стрелы каленые», «море синее»;
  5. Активная роль природы, она отражает переживания всего народа; после поражения князя Игоря природа реагирует на случившуюся трагедию : «Степь поникла, жалости полна,/ И деревья ветви приклонили».

После возвращения Игоря в Киев природа отражает счастье всей Руси: «И, рассвет весёлый возвещая,/ Соловьи ликуют вдалеке».

Поздравляю, последний пазл найден!

Теперь мы не только знаем все про сюжет, композицию и героев произведения, но и умеем выделять фольклорные мотивы. На этом наш разбор «Слова о полку Игореве» подходит к концу. Давайте посмотрим на результат наших трудов — собранный пазл! 

Термины 

Сюжет — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных в авторской последовательности.

Композиция — структура произведения, взаимное расположение частей художественного текста.

Фольклор — устное народное творчество.

Фольклорные мотивы — отражение мотивов устного народного творчества в произведении.

Фактчек

  • Композиционно «Слово…» можно разделить на пять блоков: вступление – поход и поражение Игоря – Золотое слово Святослава с историческими отступлениями – плач Ярославны – побег и возвращение Игоря.  
  • Лирическим центром в «Слове о полку Игореве» является Плач Ярославны, а идейным центром — «Золотое слово» Святослава.
  • Образ князя Игоря противоречив: в нем сочетаются храбрость и безрассудство.
  • Ярославна — идеальный женский образ.
  • Святослав не является отцом Игоря и Всеволода.

Проверь себя

Задание 1.
Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:

  1. Близость к народу
  2. Близость к природе
  3. Верность и любовь к мужу
  4. Способность плакать
  5. Сравнение с кукушкой

Задание 2.
Каким центром можно назвать Плач Ярославны?

  1. Чувственным
  2. Лирическим
  3. Идейным
  4. Тематическим
  5. Сюжетным

Задание 3.
Выбери верные утверждения о Святославе:

  1. Отец Игоря 
  2. Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
  3. Произносит “Драгоценное слово”
  4. Муж Ярославны

Задание 4.
Выбери верные утверждения о князе Игоре:

  1. Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
  2. Умирает в битве с половцами
  3. Сбегает из плена
  4. Брат Всеволода
  5. Тщеславен

Ответы: 1. —  1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

  • Автор: Древнерусская литература
  • Произведение: Слово о полку Игореве
  • Это сочинение списано 390 688 раз

«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.

Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами. С другой стороны, он порицает их за междоусобные войны, эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе. Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг:

Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.

Ища себе чести, а князю — славы.

Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря:

Солнце ему тьмою путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила:

Свист звериный встал,

Взбился див —

Кличет на вершине дерева.

Велит прислушаться…

Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает. Но автор сочувствует и симпатизирует князю Игорю, настоящему мужчине и храброму воину, понимающему, что идет на смерть:

Скрепил ум силою своею

И поострил сердце свое мужеством;

Исполнившись ратного духа,

Навел свои храбрые полки

На землю Половецкую

За землю Русскую.

Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения войска русичей половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за глупость и гордыню своих князей.

Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.

Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя:

Здравы будьте, князья и дружина,

борясь за христиан

Против нашествий поганых!

Князьям слава и дружине!

Аминь.

Принц Игорь Либретто | Бородин

ПРОЛОЙ

(Площадь в Путивле. Друзей и Рать, готовая к
выступлению в поход. Народ. Князь Игорь с
князьями и боярами официально выходит из собрания)

НАРОД
Солнце красному славе! Слава!
Слава на небе у нас!
Князю Игорю слава, слава,
слава у нас на Руси!
Турули Ярому, князю Трубцевскому,
буйтуру Всеволоду Святославицу
слава, слава, князю слава, слава!
Млад Володимиру да на Путивле,
Млад Святославу да князю на Рыльском,
слава, слава князю!
Слава на Руси!
С Дона Великого до Лукоморья
слава звенит постеpямь половецким.
В земляч незнаемыч славу поют вам.
Слава! Слава! Славным князьям насим!
Слава! Слава! Храбрим друзьям ич!
И на Дунай река славу поют вам,
славу поют вам да красные устройства;
Льется ич голос от моря до Киева.
Слава! Слава! Славным князьям насим.
Слава! Слава! Чрабрым друзьям ич слава!
Всем князьям насым слава, слава! Слава!
Рати храброй ич слава, слава, слава!
Слава! Слава!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Идем на отруби с врагом Руси!

НАРОД
Подай тебе бог победы над врагами!
Гой!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Идем на чанов половецких.

НАРОД
Руси обиды кровью вразъей смойте.
Гой!

БОЯРЕ
Разбей врагов, как биль ич при Олтаве!
Разбей ич так, как биль ты иич за Варлой!
Гони врагов
как гнал ты ич за Мерлом!
Пусть половецких чанов будут смяты
врази полки!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
То же мы с надеждой на бога…

НАРОД
Бог поможет вам!
Бог поможет!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
. .. за веру, за Русь, за народ.

НАРОД
Да поможет болото господь!
Пусть болото ведет тебя на отруби за Русь,
на горе врагам!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Копье преломить мне б хотелось
во славу Руси в далеких…

НАРОД
Бог победы даст вам!
Вам победа на чанов даль болото!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
… степяч половецкий.
С cетью там мимо иль врагов победить,
и с cестью вернуть.

НАРОД
Веться, князь, так славой!
Слава! Слава! Слава! Слава!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Князь, пора нам выступать.

(Темнеет. Накалос солнечное затмение.
Все в изумлении гьяджана небо.)

ВЛАДИМИР ГАЛИЦКИЙ
Что это значит?
Глядите: меркнет солнца свет!

НАРОД
Ох, знаменье Божие, князь!

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ
Я, словно месяц на небе,
солнце стоит серпом!

НАРОД
Оч, не к добру то знаменье, князь!

(На сцене совсем темно.)

Средь бела дня зазглися звезды!
Окутал землю узорный мрак!
Настала ночь!
Оч, не ходить в поход тебе, князь!
Ох, не ходить!

(Мало-помалу светлеет. )

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Нам бозе знаменье от бога,
к добру иль нет, узнаем мы;
Судьбы свой никто не обойдёт,
этого бояться нам?
То же самое за правое мое дело,
за очень, родину, за Русь.
Узели нам без боя воротиться
ставлю открыть врагу.

БОЯРЕ
Так-так, князь,
a vce by lucse не ходить.

(На сцене совсем свет.)

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Братья, сядем на борзыч коней
и позрим синего моря!

НАРОД
Слава! Слава! Слава! Слава!

(Князь Игорь в сопровождении князей и бояр
идет вверх рядов друзей и ратников.
Двое из ратников- Скула и Ероска —
незаметно выходить из строя и отходить в сторону.)

СКУЛА
(Эроске)
Пускай себе идут,
А мы, брат, не пойдем.

ЭРОСКА
Боязно убьют,
гляди…

SKULA
Пойдем, найдем службу по себе!

ЭРОСКА
К Владимиру Ярославику, князю Галицкого!

СКУЛА
Верно! Там и сытно,
я пьяно, я целую быдем.

(Бросив доспечи, крадуцись, убегают.)

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Пусть придут князи и боярыни,
проскальное от ладонь мой пример целованье.

(Княгини и боярини входят.
Впереди Ярославна.)

ЯРОСЛАВНА
(Бросается к Иго1ю.)
Ах, лада, моя лада!
Останься здесь,
нежди, нежди в поход.
Не время, князь, поверь ты мне;
Вернис домой, молю тебя.
Знаменье бедой грозит,
бедой оно грозит тебе и нам.

КНЯЗЬ ИГОРЬ
О, лада, полностью, полностью плакать,
полностью слезы лит напрасно;
Нам нельзя дома въехать,
Вери ты мне.

ЯРОСЛАВНА
Я сердце верю, мой мой;
Такой тоски не знала я,
я страх меня сковал.

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Ач, полно, лада, кто с тобою?
Ты не раз со мной проскалась;
Страча прездэ ты не знала никогда.

ЯРОСЛАВНА
Все знаю я, кто сказал ты,
все знаю я сама…

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Нам долг велит, нам cесть велит
идти на брань с врагом Руси!

ЯРОСЛАВНА
Умом я вце понять могу;
Я Поняла,
но с сердцем весчим совладать
не в силах я, о нет!

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ
Князь прав!
Нельзя, нельзя нейти,
долг и cесть велят да!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Нельзя нейти, поверь ты мне да!
Нельзя нейти,
нам долг и cесть велят.

ВЛАДИМИР ГАЛИЦКИЙ
Князь прав!
Нельзя нейти, нельзя, да!
Вам долг и cесть велят.

КНЯЗЬ ИГОРЬ
Проскаж, проскаж, мой наркотик!

ЯРОСЛАВНА
Прошка!

КНЯЗЬ ИГОРЬ
(Ярославну)
Храни тебя господь!
Молись за нас, голубка!

(Галицкому)

Тебе, как брату, ее я поручаю;
Оберегай покой сестры твоей,
и облегчай ты ей тоску разлуки
Беседой ласковой своей.
Тебе просу отом, как брата.

ВЛАДИМИР ГАЛИЦКИЙ
Изволь, услуга за услугу;
Тебе обязан я немало.
Когда отец меня изгнал,
изгнали братьев мне родные,
ты во мне укастье принцип,
дал как брату мне приют;
Дела мои с отком уладил,
Мой Отец Меняй Простил,
и с цестью я домой вернулся,
благодаря тебе.

КНАЗ ИГОРЬ
Ну полно, полно;
Джа рад, кто мог тебе помочь.

(Ярославна, князи и боярни уходят. Из
собора выходит старец. )
(Князь Игорь подходит к нему.)

Пора идти нам в путь!

НАРОД
Бог в бою с врагом поможет,
в бою с врагом
Господь поможет нам!

КНАЗ ИГОРЬ
Благослови, местная сеть,
на брань с врагом ты нас благослови…

(Старец благословляет князя Игоря.)

…благослови князей и рать!

(Старец благословляет рать.)

НАРОД
Дадж вам болото!
В бою с врагом поможет болото.
Даст вам победу, победу даст нам!
Дасть вам победы над грозным врагом!

БОЯРЕ
(к народу)
Славьте князей и друзей!

(Дружина во главе с Игорем j другими
князьями выступает в поход.)

НАРОД
Кастым Звездокам
Слава, слава,
слава на небе высоким,
князя насим
слава, слава,
слава у нас на Руси!
Наперво больсим,
а по ним менсим,
все князьям у нас,
всем им слава, слава, слава,
вем на Руси!
Буйтур Всеволоду, свет Святославицу,
млад соколику князю Владимиры,
храброй ратиич, слава!
здрави, князи, здрави,
храброй ратиич, слава!
Слава князем слава,
Слава Храброй Ратиич,
Слава!

Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) (Опера)

Опера Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
Всемирно известный Большой театр балета и оперы (основан в 1776 г. ) — Чудесная Главная (Историческая) сцена

Продолжительность: 2 часа 45 минут

Спектакль с 1 антрактом

Афиша Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022

Композитор: Александр Бородин
Хореография: Юрий Григорович
Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художественный руководитель: Маэстро Юрий Григорович
Музыкальный руководитель: Василий Синайский
Режиссер-постановщик: Юрий Любимов
Хореография: Касиян Голейзовский
Григор Юризовский Балетмейстер:
Художник-постановщик: Зиновий Марголин

Оркестр: Симфонический оркестр Большого театра

Опера в 4-х действиях

Исполняется на русском языке с синхронизированными английскими субтитрами

Премьера спектакля: 8 июня 2013, Большой театр, Москва, Россия

Либретто композитора по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

• Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, ул.
Петербург;

Князь Игорь (Кназь Игорь) — опера в 4-х действиях с прологом
Александр Бородин. Либретто, адаптированное композитором из восточнославянского
Эпопея «Слово о полку Игореве» рассказывает о русском князе XII в.
Святославич) и его походы против вторгшихся половецких племен.
опера была впервые исполнена в Петербурге 4 ноября 189 г.0. В США
опера была впервые поставлена ​​в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 30 декабря
1915 год.

Бородин оставил оперу незавершенной после своей смерти в 1887 году.
оркестровка была завершена посмертно Николаем Римским-Корсаковым и
Александр Глазунов. По печатной партитуре опера была закончена как
следует: Римский-Корсаков оркестровал ранее не оркестрованные пассажи
из Пролога, актов 1, 2 и 4 и «Половецкого марша», открывающего акт
3. Глазунов использовал оставшийся материал для сочинения и оркестровки
остаток третьего акта; часто повторяемая легенда состоит в том, что он также реконструировал
и оркестровал увертюру по памяти, услышав, как композитор играет ее в
пианино несколько раз. (В своих мемуарах Шостакович цитирует Глазунова как
признавшись, по существу, в написании увертюры на темы Бородина; это
объяснение кажется более логичным из-за довольно сложной полифонической
характер увертюры, что сделало бы практически невозможным
адекватно воспроизвести на фортепиано.)

И Увертюра к «Князю Игорю», и «Половецкие пляски» (из II акта)
являются известными концертными стандартами. Вместе с «Половецким маршем» они
составляют так называемую «сюиту» из оперы.


© Википедия
© Фото Дамира Юсупова/Большой
Театр.

Дополнительная информация


  • Персонажи

  •  

    Князь Игорь по праву считается одной из главных русских опер. Эта масштабная, многоуровневая фреска сочетает в себе «высокостильное» эпическое повествование и народную комедию, сопоставляет напев русской богатырской поэмы и буйно «неистовый» музыкальный мир Востока. Сам Бородин так объясняет свою эстетическую позицию: «Мне кажется, что в опере, как и в декорациях, нет места мелким формам, мелким деталям: все должно быть написано жирным мазком, ясно, живо и, постольку, поскольку возможно, удобно исполнять как голосом, так и оркестром».

    Бородин много лет писал «Князя Игоря», откладывал на долгие промежутки времени, а потом снова возвращался к нему. Ему так и не удалось закончить ее. После его внезапной смерти опера была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

    Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 23 октября 1890 года, имела огромный успех. Его первое представление в Большом театре состоялось 19 января 1898 года. В 1899 году оно впервые было поставлено за границей — в Праге, а затем — в Париже, Нью-Йорке, Милане. Игорь штурмом взял ведущие мировые оперные театры.

    Князь Игорь должен был стать одним из титулов «дизайнерского лейбла» Большого театра, на долгие годы составившим основу русской части оперного репертуара театра. Ему дали семь постановок, и он никогда надолго не исчезал с рекламных щитов. В Большом театре было поставлено более тысячи спектаклей «Князя Игоря».

    В 2013 году князь Игорь вернулся в Большой после рекордного одиннадцатилетнего отсутствия. Юрий Любимов, мэтр российских театральных режиссёров, представляет нам свой взгляд на оперу. Любимов, легендарный основатель театра на Таганке, известен во всем мире как оперный постановщик, хотя эта сторона его творчества до сих пор игнорировалась в России. На его счету более двадцати оперных постановок в ведущих оперных театрах его имени: он работал в Ла Скала, Парижской национальной опере, Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Баварской государственной опере, Неаполитанском театре Сан-Карло, Лирической опере Чикаго, Музыкальном Маджио. Фестиваль Фиорентино.

    Юрий Любимов о своей постановке:

    «Князь Игорь дает возможность обсудить ситуацию, которая настигла нашу цивилизацию. именно то, что происходит в «Князе Игоре». Я против того, чтобы сосредоточить все внимание на войне. Русские князья так много воевали между собой, это чудо, что вообще остались русские земли! И поэтому вместо того, чтобы воевать, мы будем полагаться на причина

    Сценография спектакля символична и достаточно лаконична, хотя детали, которые вы видите, исторически достоверны и очень тщательно подобраны. В постановке нет повседневности как таковой — есть образы, ситуации и действия. И освещение будет играть важную роль в передаче настроения той или иной сцены.

    В сценах половецких плясок, столь популярных у публики, я хочу подчеркнуть глубокую хитрость, лежащую в основе радушия «хозяев», которая во многих постановках сводится на нет. Я намерен работать с каждым исполнителем над пластическим паттерном его роли, создавать для каждого из них — будь то солист, артист хора или участник ансамбля пантомимы — «партитуры» движений тела, моделировать их позы, зарисовывать их реакции, чтобы все было сделано в музыкальном ключе.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    Павел Карманов, создатель новой музыкальной версии:

    «Именно через Владимира Мартынова я стал заниматься этой работой. Мартынов много работал с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, они старые коллеги. Он сразу понимает, чего хочет последний. Поэтому на первую встречу с Юрием Петровичем меня сопровождал Мартынов, он меня представил, и мы решили, каковы будут наши роли. Я делал свою музыкальную версию, а Мартынов направлял ее в нужное русло и помогал решать каверзные вопросы.

    Все идеи, лежащие в основе этого спектакля, принадлежат Юрию Любимову — я был не более чем его музыкальными «руками». Его основной концепцией было то, что мы должны уйти от либретто Бородина, к «Слову о полку Игореве». По его мнению, в этой опере есть моменты, которые мешают основной сюжетной линии. В частности, слишком много внимания уделяется перипетиям любви и дружбы, которые не имеют ничего общего с «Словом». Его целью было приблизиться к истории и драме, и, желая сосредоточиться на исторических событиях, он запросил соответствующие сокращения.

    Я выполнял его просьбы, но при этом боролся за Бородина.

    Любимов добился своего: опера, безусловно, стала очень динамичной. Те части лонгеров (какими бы божественными они ни были), которые его раздражали, ушли, остались лишь скудные очертания. Например, мы полностью удалили (вероятно, к неудовольствию исполнителей роли) арию Кончака, в которой он поет только о своих дружеских чувствах к Игорю, о восхищении его качествами полководца и так далее.

    Больше всего в этой опере господина Любимова восхищают Половецкие пляски. Здесь он ничего не изменил, танцы были оживлены в хореографии Голейзовского Юрием Григоровичем, специально приглашенным для этой цели в постановочную бригаду.

    По театральному языку спектакль абсолютно традиционен: никаких современных нововведений. Здесь нет переноса действия, Игорь не будет разгуливать в костюме сотрудника рекламного агентства… Прекрасные декорации Зиновия Марголина достаточно условны и символичны, ведь главная цель была сконцентрироваться на внутреннем мире героев. Постановка фокусируется прежде всего на Игоре, у которого есть только одна мечта: собрать еще одну армию и победить. Здесь драматический текст не ослаблен массой второстепенных сюжетных линий.

    В первую очередь Любимов искал театр. И даже на репетициях он работает с этой целью. В настоящий момент он занят певцами и много времени уделяет мимике, прорисовке движений на сцене. Главное, что я хочу сказать, это то, что никто не хотел «улучшать» оперу. Мы просто хотим сделать его более «слушаемым» для современной аудитории.

    Вполне вероятно, что резка (разумеется, тонкая резка) станет общепринятой практикой сегодня, когда возникнет потребность в более сжатых, динамичных формах».

    Краткий обзор

    Пролог.

    Князь Игорь, который собирается отправиться в поход против хана Кончака
    половцев, отказывается внимать предостережениям жены и своих людей, которые
    интерпретировать недавнее затмение как дурное предзнаменование. Князь Галицкий (Князь Галицкий)
    подкупает Скула и Ерошку, чтобы они подбодрили князя Игоря в его решимости
    уйти, так как он сам хочет узурпировать место Игоря. Игорь, ничего не подозревая, доверяет
    жену на его попечение.

    АКТ I.

    Сцена I заложена на дворе Галичского князя, где народ
    приветствуя его как своего принца. Группа молодых женщин умоляет принца восстановить
    один из их друзей, которого он похитил; но он отпугивает их. Сцена
    II. Девушки обращаются к Ярославне, жене Игоря, которая оплакивает Игоря.
    отсутствие в Путивле, и пока они рассказывают историю, входит Галичский князь.
    Ярославна расспрашивает его, правдива ли их история, а он только смеется. Слово
    приносят, что Игорь и сын его взяты в плен и что нападение
    на них неизбежно.

    АКТ II.

    Половецкий стан: Владимир, сын Игоря, полюбил
    Кончаковна, дочь хана Кончака. Она уверена, что ее отец согласится на
    брак, но Владимир сомневается, что его отец будет. Кончак предлагает Игорю
    свободу, если он пообещает больше не вести с ним войну, но он отказывается.

    АКТ III.

    Игорь узнает, что на его город предстоит нападение. Он убегает. Он пытается
    уговаривает сына сопровождать его, но Кончаковна цепляется за него, а отец
    уходит в одиночестве. Когда хан узнает о побеге Игоря, он отказывается от преследования,
    оставляет Владимира в заложниках и выдает его замуж за свою дочь.

    ДЕЙСТВИЕ IV.