Год взятия казани иваном грозным: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

Как Иван Грозный провёл свою антитеррористическую операцию 03 октября 2022 года

Как Иван Грозный провёл свою антитеррористическую операцию 03 октября 2022 года | Нижегородская правда

Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать






Главная | Статья | «Казань брал»: как Иван Грозный провёл свою антитеррористическую операцию

Общество
история

Фото: rusmuseumvrm.ru

Картина Григория Угрюмова «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года»

Читайте нас в

Ровно 470 лет назад, в первых числах октября 1552 года, русские войска царя Ивана Васильевича Грозного взяли штурмом город Казань. Тем самым было ликвидировано Казанское ханство поволжских татар, которые после этого вошли в состав России. С тех пор прошли сотни лет, однако те события до сих пор будоражат умы части татарской интеллигенции…

Представители этой интеллигенции периодически пишут о том, что октябрь 1552 года стал чуть ли не самым чёрным периодом татарской истории, что русские войска при взятии Казани якобы проявили чудовищную жестокость и что потом якобы начался чуть ли не геноцид татарского народа… Комментировать чушь про «геноцид» я не буду – потому что об этом могут говорить только очень невежественные или подлые люди, которые явно стремятся посеять рознь между русским и татарским народами. Что же касается всего остального…

Любое событие, случившееся в далёком прошлом, надо комментировать вовсе не с точки зрения сегодняшнего дня, не с точки зрения каких-либо политических или этнических предпочтений, а сугубо с позиций реалий рассматриваемого времени, когда все предпочтения, да и сама человеческая психология были совсем иными, чем сегодня. Только тогда мы можем получить объективную картину прошлого…

Жестокий осколок Золотой Орды

А реальность была такова. Начиная с XIII столетия Древняя Русь вела длительную и упорную борьбу с ханами Золотой Орды за обретение независимости – эта независимость была утрачена во время страшного татаро-монгольского нашествия. Борьба шла с переменным успехом, пока не стала склоняться в пользу Московского государства, которое начало главенствовать на русских землях. А вот Золотая Орда вступила в период раздрая и внутренней смуты.

В 1438 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед был свергнут с престола своими родными братьями. Хан бежал из ордынской столицы города Сарая (низовья Волги) и обосновался со своими сторонниками в устье реки Камы, где основал Казань и новое государство – Казанское ханство, которое сразу же бросило смертельный вызов нарождавшейся России: хан решил восстановить былое ордынское господство над русскими землями.

Уже весной 1439 года Улу-Мухаммед захватил и сжёг приграничную русскую крепость Нижний Новгород, после чего дошёл до Москвы, уничтожив её посады. Кстати, Нижний потом ещё не раз дотла сжигали казанские татары – в год порой случалось по несколько набегов на нижегородские и другие русские земли. Были и такие татарские походы, которые могли закончиться для Руси весьма и весьма печально.

Так, в 1445 году у стен Спасо-Ефимьевского монастыря под Суздалем произошло большое сражение, в котором казанские войска разгромили русские дружины, – в плен тогда попал сам великий Московский князь Василий II (Тёмный). После длительных переговоров татары выпустили русского государя только за большой выкуп…

Но на этом противостояние не закончилось. 30‑е годы XVI столетия выдались для Руси особо тяжёлыми. Воспользовавшись малолетством только что вступившего на русский престол Ивана IV (будущего Грозного), армия Казанского ханства совместно с Ногайской Ордой нанесла очередной удар по Руси. Татары под командованием хана Сафа-Гирея буквально выжгли города Владимирской земли, после чего подошли к Нижнему Новгороду и попытались взять его.

«И стоя три дни, нижегородцы и татары бились от третьяего до девятого часа и татаре посад выжгли и 200 дворов сгорели», – писали об этих событиях летописцы. И хотя нижегородцам удалось отбить штурм, татарские набеги не закончились. Как пишет по этому поводу профессор кафедры оте­чественной истории Марийского государственного университета А.Г. Бахтин:

«В годы малолетства великого князя Ивана IV русские бояре были больше заняты враждой друг с другом, чем обороной страны, поэтому Москва не могла отвечать адекватно на вторжения неприятеля. После 1530 года в течение 15 лет не предпринималось ответных русских походов на Казань. Чувствуя свою безнаказанность, казанские отряды не встречали должного отпора, почти беспрепятственно разоряли русские деревни, сёла и города, достигли даже таких отдалённых мест, как Пермь, Устюг, Галич, Вологда, Муром, Владимир»…

«Лили кровь их аки воду…»

Русские летописцы даже сравнивали эти казанские набеги с деяниями хана Батыя, который когда-то уничтожил Древнюю Русь, установив на ней своё иго:

«А казанцы из земли Руской не уходили, а с царём и воеводами своими секли как сады людей руских. Лили кровь их аки воду проливающе. И велика беда и тоска в украине живущим от варвар тех. Многи гради рускии раскопаша. И травою заростиша села и деревни. Монастыри и церкви оскверниша. Блуд над девицами совершаша. Велик бо плач и скорбь и стонание от языка поганого!».

Но самое страшное заключалось в том, что татары сотнями и тысячами угоняли русских людей в рабство. Казань в те времена стала одним из крупнейших рынков рабов Восточной Европы. Например, в 1521 году из одной только волости Толшма (нынешняя Костромская область) было уведено в плен 6500 человек. Торговля рабами из владимирских, нижегородских и других русских земель являлась важнейшим источником доходов бюджета ханства. По словам профессора Бахтина:

«Основной целью вторжений было ограбление России и захват многочисленных пленных, которых толпами продавали на восточных невольничьих рынках. Русские рабы высоко ценились и продавались весьма дорого, особенно женщины, поэтому работорговля приносила колоссальный доход, что стимулировало новые разбойничьи набеги. Английский посланник Антоний Дженкинсон отмечал, что Казанское государство «более чем какое-либо иное причиняло затруднения русским во время войны»…

Не удивительно, что в сознании русского народа Казанское царство воспринималось как государство, причиняющее России неисчислимые бедствия. Что нашло отражение в старинных русских песнях, где есть такие вот слова:

«Не огни горят, не котлы кипят —
Во чистом поле всё татары,
Всё татары полон делят»…

В Нижегородской области на берегу Волги есть село Кадницы, Кстовский район. По данным историков, именно в этом селе татары после своих набегов не раз делили захваченную добычу и пленников. А тех, кого они «забраковывали», просто убивали на месте – говорят, что таковых были сотни, а само село буквально стоит за костях этих мучеников…

Без права на пощаду

Таким образом, Казанское ханство стало представлять очень и очень серьёзную угрозу самому существованию Русского государства – судьба страны буквально стояла на кону. Усложнилась и геополитическая обстановка. Дело в том, что враждебной была не только Казань. Россию буквально окружали осколки былой Золотой Орды – ханства Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское. Все они не давали Руси спокойной жизни – их набеги с разных сторон совершались беспрерывно.

Кроме того, в это самое время набирала мощь Османская (Турецкая) империя, чей султан считался не просто главой турецкого народа, но и халифом всех мусульман. Своим сюзереном его признавали и татарские ханства. Это грозило тем, что однажды объединённые силы ханств и османов могли обрушиться на Русь, и та вряд ли выдержала бы такой дружный исламский натиск. Поэтому история нашей страны вполне могла повернуться в другую сторону. Тем более двор султана уже начал проявлять активность в таком объединении, направляя своих эмиссаров на территории ханств…

…Тем временем глава Московского государства Иван Васильевич вырос и в 1547 году, в возрасте 17 лет, провозгласил себя уже не просто великим князем, а царём всея Руси, что говорило о весьма решительном характере молодого правителя. Именно царь Иван и решил покончить с казанской проблемой раз и навсегда. По его приказу в мае 1551 года недалеко от Казани в устье реки Свияги при её впадении в Волгу была основана крепость Свияжск. Эта крепость стала главной опорой и базой царского войска для дальнейшего наступления на врага.

А в следующем, 1552 году московские войска двинулись уже прямо на Казань. Русские двигались к Казани несколькими отрядами. Сам царь во главе крупного войска выступил из Коломны к Владимиру, откуда пошёл на Муром, Арзамас с дальнейшим выходом на Свияжск. По пути к русским вой­скам присоединились представители разных волжских народов – мордва, чуваши, марийцы. Примкнуло и немало татар, которым до смерти надоела авантюристическая политика казанских ханов. Так, в Муроме к царю присоединились татарские отряды под руководством хана Шаха-Али, выступившего из Касимова – всего около 30 тысяч человек.

Русские войска преодолели путь до Свияжска за пять недель – немало воинов погибло в пути из-за нехватки питьевой воды и аномальной жары. Добравшись до Свияжска, царские войска провели там ещё неделю, ожидая прибытия других отрядов. И только после соединения всего войска, в середине августа 1552 года началась осада Казани.

Детально описывать её не буду – о ней сказано и написано сегодня немало. Скажу лишь, что шла осада два месяца и очень тяжело – татары оказали сильное сопротивление, русские атаки они отбивали не раз и весьма успешно для осаждённых. Однако царь Иван буквально всё поставил на казанскую карту – он прекрасно понимал, что в случае неудачи следом наверняка последует ответный удар по Руси, и не только одного Казанского ханства. Так что пока войска осаждали город, царь не только перебрасывал к городу всё новые и новые подкрепления, но и беспрерывно молился за успех.

В сентября 1552 года русские сапёры подвели подкоп под казанские городские стены, заложили взрывчатку и взорвали её – стена рухнула. Осаждавшим после этого удалось ворваться в город и захватить часть башен у Арских ворот. А 2 октября последовал решающий штурм русской армии, который и стал роковым для казанцев…

По свидетельству очевидцев, улицы были буквально завалены трупами. Ожесточённость русских воинов во многом объяснялась тем, что они мстили за былые обиды, за опустошительные набеги, за века унижения перед Ордой. Впрочем, этот штурм был ничуть не более зверским, чем прочие подобные акции, наблюдавшиеся у прочих народов того жесткого времени (в тогдашней Европе религиозные войны велись гораздо более страшными методами)…

Надо сказать, что падение Казанского ханства ошеломило всех врагов Грозного. Тем более вскоре после взятия Казани русские нанесли удар по Астрахани, которая была взята буквально с одного набега. А уже на излёте жизни царя Ивана отряд казаков численностью всего 840 человек под руководством атамана Ермака Тимофеевича в 1581 году разгромил Сибирское ханство, присоединив эти земли к России. Таким образом царь не только получил в свои владения всю Волгу и территории к востоку от неё, но и отвёл от страны угрозу масштабного нашествия враждебных стран. И началом конца этой угрозы стало именно взятие Казани в 1552 году…

…Таким образом, борьба Москвы и Казани носила весьма радикальный, но вполне обычный для тех жестоких времён принцип – кто кого раздавит первым. Победителем вышла Москва.

Однако эта победа Русского государства вовсе не означала закабаления или уничтожения татарского народа. Да, правящая династия ханства погибла почти полностью, но татарский народ сохранил в неприкосновенности все свои национальные обычаи, традиции и мусульманскую веру. Наверное, столь успешное вхождение татар в общую семью российских народов можно объяснить словами жившего в начале ХХ века видного татарского просветителя Исмаила Гаспринского:

«Ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покорённому, вообще чужому племени, как наши братья, русские. Русский человек – и простого, и интеллигентного класса – смотрит на всех, живущих с ним одним законом, как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия».

Именно по этой причине Россия состоялась как великое многонациональное государство – не взирая порой на трагические моменты его создания…

Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что Госдума одобрила ратификацию договоров о включении в состав России Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Поделиться

Самое популярное


Новости партнеров

Новости МирТесен


с





Москва не празднует 450-летие взятия Казани.

https://ria.ru/20021013/242147.html

Москва не празднует 450-летие взятия Казани.

Москва не празднует 450-летие взятия Казани. — РИА Новости, 05.06.2008

Москва не празднует 450-летие взятия Казани.

Вопреки запрета властей Казани радикальные организации намерены провести в воскресенье, 13 октября, в центре города митинг по случаю 450-летиия взятия войсками Ивана Грозного столицы бывшего Казанского ханства. Как передает корреспондент РИА «Новости», администрация Вахитовского района столицы Татарстана не санкционировала проведение этого мероприятия на площади Свободы, как того хотят радикалы. Им было предложено провести его у Парка культуры, где обычно проходят такие акции. Однако организаторы — представители Всетатарского общественного центра /ВТОЦ/ — заявили, что митинг на главной площади города пройдет все равно. Эту акцию — День памяти — национал-радикалы ежегодно организуют 15 октября. В этот день /2 октября по старому стилю/ исполнится 450 лет со дня взятия Казани войсками Ивана Грозного. В этом году радикалы перенесли проведение акции на выходной день, чтобы собрать больше народа. Ожидается, что помимо митинга пройдет и шествие по улице Кремлевской до Спасской башни…

2002-10-13T00:02

2002-10-13T00:02

2008-06-05T16:18

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/242147.jpg?1212668296

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2002

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

политика, общество

Политика, Общество

МОСКВА-КАЗАНЬ, 13 октября. /Корр. РИА «Новости»/. Вопреки
запрету властей Казани, радикальные организации намерены провести в воскресенье,
13 октября, в центре города митинг по случаю 450-летиия взятия войсками Ивана
Грозного столицы бывшего Казанского ханства.

Как передает корреспондент РИА «Новости», администрация Вахитовского района столицы Татарстана не санкционировала проведение этого мероприятия на площади Свободы, как того хотят радикалы. Им было предложено провести его у Парка культуры, где обычно проходят такие акции. Однако организаторы — представители Всетатарского общественного центра /ВТОЦ/ — заявили, что митинг на главной площади города пройдет все равно.

Эту акцию — День памяти — национал-радикалы ежегодно организуют 15 октября. В этот день /2 октября по старому стилю/ исполнится 450 лет со дня взятия Казани войсками Ивана Грозного.

В этом году радикалы перенесли проведение акции на выходной день, чтобы собрать больше народа. Ожидается, что помимо митинга пройдет и шествие по улице Кремлевской до Спасской башни Казанского кремля.

После шествия планируется намаз /молебен/ в честь воинов-шахидов, погибших во время штурма Казани войсками Ивана Грозного, у башни Сююмбике, а также у подножия Кремлевского холма около мечети Кул-Шариф.

В этих мероприятиях обычно принимают участие и представители национал-радикальных организаций из Набережных Челнов, Бугульмы, иногда из соседних республик, таких, как Башкирия, Удмуртия, Марий Эл и Пермской области.

По заявлению организаторов митинга, они намерены собрать в этом году 5-6 тыс человек, однако, скорее всего, число участников акции не превысит 3 тыс. В прошлом году, по данным УВД города, в подобной акции приняли участие 2,5 тыс человек. Однако организаторы и тогда заявляли о 5-ти тысячах.

День памяти будет проводиться в Казани в двенадцатый раз. Традиционно участники этих акций требовали предоставления Татарстану полной независимости и отказа от российского паспорта.

В прошлом году прокуратура Татарстана, направляя в суд представление о привлечении к административной ответственности одного из организаторов мероприятий Дня памяти, подчеркивала, что акции носили «ярко выраженный политический характер». «В лозунгах и отдельных выступлениях содержались высказывания, угрожающие конституционной целостности РФ», — отмечалось в сообщении пресс-службы прокуратуры. Тогда же прокуратурой были вынесены предупреждения в адрес ряда национал-радикальных партий.

Между тем, комиссия Госсовета Татарстана по науке, образованию, культуре и национальным вопросам рассмотрела вопрос о том, чтобы сделать День памяти официальной датой в республике. Основанием для этого послужило обращение в парламент республики ряда общественных организаций, в том числе Всетатарского общественного центра.

Комиссия решила рекомендовать президиуму парламента включить вопрос о внесении соответствующих изменений в закон «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» в повестку сессии Госсовета.

Город Казань с 15-го века являлся столицей Казанского ханства. Набеги на русскую землю начались сразу же после его основания. К середине 16-го века в Казанском ханстве насчитывалось около 100 тыс русских пленных.

Казанское ханство закрывало для России волжский торговый путь. Борьба за присоединение Казани началась в конце 15-го века и усилилась в сороковых годах 16-го века. Часть татарских феодалов /»московская партия»/ выступала за переход Казанского ханства в подданство России.

Два раза подходил Иван Грозный с войсками к Казани, и оба раза неудачно. Поход 1545 года носил характер военной демонстрации, походы 1547-48 и 1549-50 годов оказались безрезультатными.

16 июня 1552 года русское войско во главе с Иваном IV выступило из Москвы. 30 августа началась осада Казани, во время которой применялись боевые башни, осадные орудия, минные подкопы. Взрывом мины был уничтожен водоисточник, и осажденные лишились воды. После того как было проделано несколько проломов в стенах, 2 октября произошел общий штурм. К вечеру город был взят. Иван Грозный «торжественно с крестным ходом вступил в завоеванный город».

В результате походов Казанское ханство было ликвидировано. К России присоединилось Среднее Поволжье, возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

В честь взятия Казани по указу Ивана Грозного на Красной площади в Москве был возведен Покровский собор, известный как Храм Василия Блаженного.

По данным РИА «Новости» на 12 октября, в Москве никаких
официальных мероприятий в связи с этой датой пока не запланировано.

Собор Василия Блаженного | Architectuul

1 из 4

Собор Василия Блаженного (русский: Собор Василия Блаженного), широко известный как Собор Василия Блаженного в Кремле, является бывшей церковью на Красной площади в Москве, Россия. Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (русский язык: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, кто на Рву) или Покровский собор (русский язык: Покровский собор). Он был построен в 1555-61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и Астрахани. Он был центром роста города с 14 века и был самым высоким зданием города до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году.

Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь, а затем Троицкий собор, состояло из восьми боковых церквей, расположенных вокруг девятой, центральной Покровской церкви; десятая церковь воздвигнута в 1588 г. над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия). В XVI и XVII веках церковь, воспринимавшаяся как земной символ Небесного Града, как и все церкви византийского христианства, была известна в народе как «Иерусалим» и служила аллегорией Иерусалимского храма в ежегодном Вербном воскресенье. парад с участием Патриарха Московского и царя.

Здание в форме поднимающегося в небо пламени костра, конструкция, не имеющая аналогов в русской архитектуре. Дмитрий Швидковский в своей книге «Русское зодчество и Запад» утверждает, что «это не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти во всем тысячелетии византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, поражающая своей неожиданность, сложность и ослепительное переплетение многочисленных деталей его замысла». Собор предвещал расцвет русского национального зодчества XVII века.

В рамках программы государственного атеизма храм был конфискован у Русской православной общины в рамках антитеистических кампаний Советского Союза и с 1928 года функционировал как подразделение Государственного исторического музея. Полностью и насильственно секуляризирован в 1929 г. и остается федеральной собственностью Российской Федерации. Церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года. Ее часто ошибочно называют Кремлем из-за ее расположения на Красной площади в непосредственной близости от Кремля.

Красная площадь, начало XVII века. Фрагмент из Бло Атлас. Сооружение с тремя шатрами на переднем плане слева — оригинальная отдельно стоящая звонница Троицкой церкви, выполненная не в масштабе. За ней, чуть ближе к дороге, начинающейся от Фрольих (впоследствии Спасских) ворот Кремля, стоит Троицкая церковь. Подковообразный объект у дороги на переднем плане — Лобное место.

Строительство при Иване IV

На месте храма исторически сложилась оживленная рыночная площадь между Фроловскими (позже Спасскими) воротами Московского Кремля и окраинным посадом. В центре площади стояла Троицкая церковь, построенная из того же белого камня, что и Кремль Дмитрия Донского (1366-68) и его соборы. Каждую победу Русско-Казанской войны царь Иван IV отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной церкви-памятника; к концу его астраханского похода он был окутан группой из семи деревянных церквей. Согласно отрывочному сообщению Никоновской летописи, осенью 1554 г. Иван приказал построить деревянную Покровскую церковь на том же месте, «на рву». Через год Иван приказал построить на месте Троицкой церкви новый каменный собор в память о своих походах. Посвящение храма военной победе было «крупным нововведением» для Московии. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу посадских простолюдинов и против потомственных бояр.

Хронисты четко идентифицировали новое здание как Троицкую церковь, по названию ее самого восточного святилища; ей еще не присвоен статус соборной:

В том же году по воле царя и владыки и великого князя Иван начал делать заложенную церковь, как и обещал за взятие Казань: Троице-Покровская и семь святилищ, называемых также «на рву». А строителем был Барма с компанией.

Имя архитектора неизвестно. Предание гласит, что церковь была построена двумя архитекторами, Бармой и Постником: в официальном реестре объектов культурного наследия России значится «Барма и Постник Яковлевы». Исследователи предположили, что оба имени относятся к одному и тому же лицу, Постнику Яковлеву или, как вариант, Ивану Яковлевичу Барме (Варфоломею). Легенда гласит, что Иван ослепил зодчего, чтобы он не мог воссоздать шедевр в другом месте, хотя настоящий Постник Яковлев оставался активным, по крайней мере, на протяжении 1560-х годов. Есть сведения, что в строительстве принимали участие каменщики из Пскова и немецких земель.

Архитектурный стиль

Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, которые вдохновляли Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейские корни собора; по его словам, его кокошники были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кул-Шариф, разрушенной русскими войсками после взятия Казани.

Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетные церкви, которым не нужно было вмещать значительные прихожане. Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры.

Церковь сочетает в себе шахматно-ярусную конструкцию самой ранней (1505-08 гг.) части колокольни Ивана Великого, центрального шатра церкви Вознесения в Коломенском (1530-е гг.) и цилиндрическую форму церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.), но и происхождение этих уникальных построек вызывает не меньше споров. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подъяпольского, построил итальянец Петрок Малый, хотя массовая история до сих пор не приняла его мнение. Андрей Баталов пересмотрел год постройки Дьяковской церкви с 1547 на 1560-70-е годы и отметил, что у Троицкой церкви вообще не могло быть реальных предшественников.

Дмитрий Швидковский предположил, что «невероятные» формы Покровской и Вознесенской церквей в Коломенском олицетворяют зарождающийся национальный ренессанс, сочетающий более ранние московские элементы с влиянием итальянского Возрождения. В 1474-1539 годах в Москве непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по мнению Швидковского, помогли московским правителям выковать учение о Третьем Риме, что, в свою очередь, способствовало ассимиляции современной им греческой и итальянской культуры. Швидковский отметил сходство плана собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с Trattato di architettura Филарета. Другие русские исследователи отмечали сходство с эскизами Леонардо да Винчи, хотя он не мог быть известен в Ивановской Москве. Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значение; он предположил, что в середине 16 века в Москве уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе, и что эта культура была утрачена в Смутное время.

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, скорее всего, она была построена немецкими мастерами. Баталов и Швидковский отмечали, что при Иване немцы и англичане заменили итальянцев, хотя пик немецкого влияния пришелся на позднее, при Михаиле Романове. Немецкое влияние косвенно поддерживается рустованными пилястрами центральной церкви, что более характерно для современной Северной Европы, чем для Италии.

Академическое издание «Памятники архитектуры в Москве» 1983 г. занимает золотую середину: храм, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из работ итальянцев в Москве. . В частности, кирпичная кладка сводов выполнена в итальянском стиле.

Планировка

Вместо первоначальной специальной планировки (семь церквей вокруг центрального ядра) архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав «полностью последовательный, логичный план», несмотря на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной сдержанности или разума» под влиянием памяти о иррациональных злодеяниях Ивана. Центральное ядро ​​и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму; четыре расположенные по диагонали церкви меньшего размера имеют прямоугольную форму, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а меньшие были размещены каждая на приподнятой платформе, как бы паря над землей.

Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом — нет. Большая центральная церковь была намеренно смещена к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить ее большую апсиду с восточной стороны. В результате этой тонко рассчитанной[45] асимметрии взгляд с севера и юга представляет собой сложную многоосную форму, тогда как западный фасад, обращенный к Кремлю, кажется должным образом симметричным и монолитным. Последнее восприятие усиливается крепостной машиколяцией и выступающим карнизом западной Входоиерусалимской церкви, отражающими настоящие укрепления Кремля.

Внутри составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. Самая большая, центральная, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров, но имеет площадь всего 64 квадратных метра. Тем не менее, она шире и воздушнее, чем церковь в Коломенском с ее исключительно толстыми стенами. Коридоры функционировали как внутренние партитуры; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком, одновременно являлся притвором.

Отдельная колокольня оригинальной Троицкой церкви стояла к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца 16-го и начала 17-го веков изображено простое сооружение с тремя шатрами на крыше, скорее всего, покрытыми листовым металлом. Построек этого типа до настоящего времени не сохранилось, хотя тогда он был обычным явлением и использовался во всех проходных башнях Скородома. На панораме Августа фон Мейерберга (1661 г.) изображено другое здание с группой небольших куполов-луковиц.

Структура

Фундаменты, как это было принято в средневековой Москве, были сложены из белого камня, а сами церкви — из красного кирпича (28×14×8 см), тогда относительно нового материала[21] (первое засвидетельствованное кирпичное здание в Москва, новая Кремлевская стена, заложена в 1485 г. ). Осмотр конструкции показывает, что цокольный уровень идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, заменившие части кирпичной кладки в 1954-55 обнаружил, что массивные кирпичные стены скрывают внутренний деревянный каркас, идущий по всей высоте церкви. Этот каркас из искусно перевязанных тонких стержней возводился как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно обкладывался сплошной кладкой.

Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше открытой кирпичной кладки; когда расположение требовало использования каменных стен, его украшали узором кирпичной кладки, нарисованным по лепнине. Большим нововведением, внесенным церковью, стало использование строго «архитектурных» средств внешней отделки. Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в более ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют; цветочные орнаменты являются более поздним дополнением. Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием объемных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.

Цвет

Свои нынешние яркие цвета церковь приобретала в несколько этапов с 1680-х по 1848 год. Русское отношение к цвету в 17 веке изменилось в пользу ярких красок; в иконописном и настенном искусстве резко возросло количество доступных красок, красителей и их сочетаний. Первоначальная цветовая схема, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Оно последовало за изображением Небесного Города в Книге Откровения:

«И вид сидящего был подобен яспису и сардинскому камню: и радуга вокруг престола, вид подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я видел двадцать четыре старца сидящих, облеченных в белые одежды, и на головах своих золотые венцы».

25 мест из библейского упоминания упоминаются в структуре здания, с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центральной палатки, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Эта договоренность сохранилась на протяжении большей части 17 века. Стены церкви смешаны голой красной кирпичной кладкой или раскрашенной под кирпич с белым орнаментом примерно в равных пропорциях. Купола, покрытые жестью, были равномерно позолочены, создавая в целом яркое, но достаточно традиционное сочетание белого, красного и золотого цветов. Умеренное использование зеленых и синих керамических вставок создавало оттенок радуги, как предписано Библией.

Хотя историки согласны с цветом куполов 16-го века, их форма вызывает споры. Борис Эдинг писал, что они, скорее всего, были такой же луковичной формы, как и современные купола. Однако и Коломенская, и Дьяковская церкви имеют уплощенные полусферические купола, и такой же тип могли использовать Барма и Постник.

Все2000 — настоящее время1980 — 19991940 — 19791920 — 1939До 1920 г.

Все наши тексты и многие из наших изображений публикуются под лицензией Creative Commons Attribution Share-Alike License (CC BY-SA). Весь наш контент написан и отредактирован нашим сообществом.

Собор Василия Блаженного — Самая известная церковь Москвы

Собор Василия Блаженного — Самая известная церковь Москвы

Собор Василия Блаженного был построен между 1555 и 1561 Иваном Грозным в Москве, Россия.

Место, где исторически находилась церковь, оживленный базар между Юродивыми (впоследствии Спасскими) воротами Московского Кремля. Каждую победу Русско-Казанской войны царь Иван IV отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной церкви-памятника. Интересно отметить, что строительство храма за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу простого народа и своего рода провокацией бояр.

Согласно древней легенде, архитекторы собора были ослеплены после завершения строительства, чтобы сооружение такой красоты больше никогда не могло быть построено. Многие историки более чем убеждены, что это миф, так как зодчий позже участвовал в строительстве Благовещенского собора в Москве, а также в возведении стен и башен Казанского Кремля.

Дизайн собора основан на архитектурных проектах, найденных в Иерусалиме, и имеет сильное религиозное значение. Если смотреть сверху, то кажется, что восемь куполов, окружающих девятый купол по кругу, образуют звезду.

Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, вдохновившие Барму и Постника, оспариваются.

Вознесенская церковь в Коломенском оказала невероятное влияние на собор Василия Блаженного. Другое огромное влияние оказало влияние итальянских архитекторов. В 1474–1539 годах в Москве постоянно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы помогли московским правителям выковать доктрину Третьего Рима, что, в свою очередь, способствовало ассимиляции современной им греческой и итальянской культуры. Многие историки отмечали сходство плана этажа собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с Trattato di architettura Филарета.